В каких случаях используют метод моделирования биология 9 класс?

1 ответ на вопрос “В каких случаях используют метод моделирования биология 9 класс?”

  1. SYZEZE Ответить

    Методы исследования в биологии
    Задачи: познакомить учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона или теории.
    Элементы содержания: научное исследование, научный метод, научный факт, наблюдение, эксперимент, гипотеза, закон, теория.
    Тип урока: комбинированный.
    Оборудование:  ЭОР, ЦОР, таблица приборов для проведения биологических исследований, микроскопы, лупы, таблицы с изображением схемы проведения биологических исследований,
    Ход урока
    Организационный момент
    Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Фронтальный опрос.
    Что изучает биология?
    Какие биологические науки вам известны?
    Какова роль биологии в современном мире?
    Биологический диктант
    Изучение нового материала
    Рассказ учителя с элементами беседы
    Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира.
    Научный метод – это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний.
    Для получения новых фактов и формирование гипотез и теорий современная биология использует разнообразные научные методы, их можно разделить на две большие группы – эмпирические и теоретические.
    Методы исследования живой природы
    Наблюдение – метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте или явления с помощью органов чувств;
    Сравнение – находят общие закономерности в строении и жизнедеятельности организмов;
    Описательный – заключается в описании объектов и явлений;
    Эксперимент или опыт – изучает свойства биологических объектов в специально создаваемых и контролируемых условиях, которые позволяют установить, как те или иные условия влияют на объект или явление;
    Моделирование – создают образ или имитируются многие процессы, недоступные для непосредственного наблюдения или экспериментального воспроизведения;
    Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами;
    Инструментальные методы – использование для изучения природных объектов инструментов и оборудования (микроскопия – световая и электронная, центрифугирования, хроматография, электроэнцефалография, радиолокация)
    В случае применения эмпирических методов биологи работают с природными объектами, определяя их свойства. К таким методам относят наблюдение и эксперимент. В ходе наблюдения исследователь лишь регистрирует ход природных процессов, не вмешиваясь в него. Если наблюдение за биологическим объектом проводится отдельно, то такой тип наблюдения называют описательным. Если же под время наблюдения ученый работает сразу с несколькими объектами, а затем сравнивает результаты, то такой тип наблюдения называют сравнительным. Преимущество описательных исследований в том, что наблюдатель не влияет на объект наблюдений. Но в этом случае ученому трудно определить влияние различных факторов на природные процессы.
    В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в природные процессы. Он искусственно формирует условия, в которых происходит эксперимент. Это позволяет создать ситуацию, когда ученый может исследовать действие на биологические процессы только одного фактора, оставляя другие неизменными. Недостатком такого подхода является то, что искусственно созданные условия эксперимента могут отражаться на нормальном функционировании биологических объектов.
    В случае теоретических методов исследования ученые не работают с объектом исследования непосредственно. Они исследуют физические или математические модели природных объектов. В теоретических методах выделяют моделирование и математическую обработку данных (статистический метод). Математическая обработка данных происходит после окончания наблюдения или эксперимента. Она позволяет на основе полученных данных выяснить связи между отдельными параметрами биологических систем, влияние отдельных факторов на биологические системы и особенности их взаимодействия.
    Основой моделирования является создание определенной теории по той или иной биологической системы, содержащий правила, по которыми происходят изменения в анализируемых биологических системах. После создания такой теории задаются начальные параметры (то есть определяется начальное состояние системы). Потом, обычно с использованием мощных компьютеров, делается анализ – как будет меняться система в случае действия правил выдвинутой теории. Результаты сопоставляются с реальными фактами для существующих биологических систем. Если отклонение от природных процессов являются незначительными, то в теорию и модель вносят небольшие правки и продолжают исследования. Если же отклонения являются существенными, то созданную теорию отвергают и предлагают новую.
    Моделирование широко используется в тех ситуациях, когда проведение реального эксперимента невозможно. Так, например, исследуют эволюционные процессы, изменения экосистем в планетарном масштабе.
    2. Этапы научного исследования
    Научное исследование:
    – проводится наблюдение над объектом или явлением
    – на основе полученных данных выдвигается гипотеза
    – проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)
    – проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом
    Работа с учебником §2 с.16 (пример проведения научного исследования)
    Порядок проведения биологического опыта:
    Этапы работы
    Осуществление
    Постановка проблемы
    Выработка четкой постановки проблемы
    Предполагаемое решение, формулировка гипотезы
    Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные
    Планирование
    Мысленная разработка порядка проведения опыта
    Проведение опыта
    Подбор необходимых биологических объектов, приборов и реактивов. Проведение опыта. Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов
    Обсуждение
    Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов
    IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
    Вопросы
    Что такое научный метод?
    Что такое научный эксперимент?
    Чем гипотеза отличается от закона или теории?
    Домашнее задание: записи в тетради, § 2,  соответствующий материал в учебнике.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *