В каких случаях ь пишется на конце существительных после шипящих?

5 ответов на вопрос “В каких случаях ь пишется на конце существительных после шипящих?”

  1. Laihuginn Ответить

    После шипящих (ж, ч, ш, щ) буква ь пишется только в следующих случаях:
    1.
    На конце существительных женского рода в им. и вин. пад. ед. ч. , например: рожь, ночь, мышь.
    2.
    В окончании 2-го лица ед. ч. настоящего и будущего времени глагола после конечного ш, например: несёшь — несёшься, носишь — носишься, примешь — примешься.
    3.
    На конце глагола в ед. ч. повелительного наклонения, причем буква ь сохраняется и перед -ся, например: мажь — мажься; спрячь — спрячься; ешь.
    4.
    Во множ. ч. повелительного наклонения перед -те, -тесь, например: мажьте — мажьтесь; спрячьте — спрячьтесь; ешьте.
    5.
    На конце глагола в неопределённой форме, причем буква ь пишется и перед -ся, например: стричь, стричься.
    6.
    Во всех наречиях после конечных ш и ч, например: сплошь, вскачь, прочь, а также в наречии настежь.
    7.
    На конце частиц: вишь, бишь, лишь, ишь.
    Буква ь не пишется:
    1.
    В прилагательных с суффиксом -ск-, образованных от существительных на ь, например: казанский (Казань) , кемский (Кемь) , сибирский (Сибирь) , зверский (зверь) , январский (январь) .
    Примечание. Прилагательные сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, июньский, деньской (день-деньской) пишутся с ь; так же пишутся прилагательные, образованные от китайских названий на -нь, например: юньнаньский (от Юньнань) .
    2.
    В род. пад. множ. ч. от существительных на -ня с предшествующей согласной или й и в образованных от них при помощи суффикса -к- уменьшительных, например: вишня — вишен, вишенка; бойня — боен; читальня — читален; но: баня — бань, банька; яблоня — яблонь, яблонька; также деревня — деревень, деревенька; барышня — барышень; кухня — кухонь, кухонька.
    Буква ь пишется также в следующих случаях:
    1.
    В образованных от числительных пять, шесть, семь, восемь, девять сложных числительных, в которых склоняются обе части, например: пятьдесят (пятидесяти, пятьюдесятью) , шестьдесят, семьдесят, восемьдесят, девятьсот, но: пятнадцать (пятнадцати, пятнадцатью) , шестнадцать и т. п.
    2.
    В формах твор. пад. множ. ч. , например: детьми, людьми, также четырьмя.
    3.
    В неопределённой форме перед -ся и в повелительном наклонении перед -ся и -те, например: пить — напиться; исправь — исправься, исправьте; взвесь — взвесься, взвесьте.

  2. Andrey Doge Ответить

    мой любимый город.
    у каждого человека есть свой любимый город. чаще всего любимым называют тот город, где промчалось детство человека, ведь именно с детством связаны самые дорогие сердцу воспоминания.
    любимый город… этому городу вовсе не обязательно быть столицей, городом миллионером. он может быть маленьким тихим, но родным.
    города, как и люди, – у каждого своя судьба, своё лицо и свой характер. я хочу рассказать о городе моего детства, моей малой родине.
    велики просторы нашей родины. но есть на карте нашей страны небольшой северный город: тёплый и уютный и самый – самый дорогой.
    предлагаю познакомиться: ноябрьск – город моего детства. здесь я родился. я люблю этот город, сам не знаю, за что. ни за что, наверное, пока конкретно, точнее, за то, что он есть, что он именно такой, непохожий ни на какой другой город. есть просто чувство, которое я не могу объяснить словами, а могу объяснить это чувство в сравнении: с любовью к родным. ведь их мы любим не за что-то, а просто за то, что они есть.
    мне 9 лет. я, конечно, ещё мало знаю о своём городе, но с каждым годом я всё больше узнаю о его , о людях. и каждый год я открываю для себя его по-новому.
    жемчужиной крайнего севера называют ноябрьск – один из крупных городов ямала. ямал – загадочная северная земля; в переводе с ненецкого « ямал» означает «край земли», – край метелей и вьюг, край комаров и мошек, край осеннего разноцветья, бесчисленных спокойных озёр и шумных рек, с безмолвной тундрой и ягодными полянами.
    моё знакомство с ним, моим городом, началось, наверное, с рассказа моей мамы. после того, как 25 лет она прожила в солнечном, жарком узбекистане, уже одно слово «север» немного пугало, и поэтому, наверное, она волновалась, когда впервые встретилась с краем долгой и суровой зимы. но, увидев яркое солнце, а это было в августе, высокое, голубое, а не как предполагала, низкое, серое, нависшее над землёй небо, и сразу поняла, что этот город ей нравится. север поразил её своей величественной красотой, хрупкой и сильной природой, а город показался компактным и уютным.
    я, конечно же, увидел ноябрьск уже другим, более разросшимся. мама мне рассказывала, что, когда она приехала, строительство 5 микрорайона только начиналось, а сейчас вот и строительство 8 микрорайона – не за горами.
    я люблю свой город, здесь много интересных и красивых мест, разных памятников.
    одним из замечательных мест в городе считается детский парк, здесь летом много аттракционов, а зимой он становится настоящим ледяным городом. рядом с парком – фонтан – любимое место отдыха детей и взрослых.
    одним из любимых мест для жителей города зимой становится лыжная база, где и мы с из класса иногда катаемся на лыжах.
    город имеет свой храм – храм архангела михаила, он стоит на возвышенности, и поэтому купола его видны во всех частях города. рядом с храмом горит вечный огонь, зажжённый в память о тех, кто отстоял родину в жестоких боях за жизнь и счастье последующих поколений.
    в городе построено много красивых, современных зданий: интеллект-центр, телепорт. недавно мне папа показал один необычный памятник – памятник комару. это скульптурная композиция, выполненная из металлических деталей, символизирует, наверное, одну из живых «достопримечательностей» севера, – как его ещё называют, «комариного края».
    и ещё удивительное: кто-то, влюблённый в город, разукрасил городские автобусы эмблемой города с надписью: «люблю тебя до неба».
    вообще за последние годы ноябрьск преображается: появляются новые постройки, будут застраиваться ещё 2 микрорайона, город растёт на глазах и становится всё красивее с каждым годом.
    рассказ о моём городе я хочу закончить строками из песни на слова б. дубровина « домой, домой».
    куда бы мы ни уезжали,
    а тянет нас из дальней дали,
    а тянет нас с тобой-
    домой.
    и в декабре, и в январе,
    и в октябре, и в ноябре,
    и летом, и весной-
    в ноябрьск,
    домой.
    и каждый раз, возвращаясь из отпуска, мы радуемся переменам: дороги заасфальтированы, появились новые дома и ограждения у домов. а сейчас город встречает нас ещё и обилием ярких городских цветов, среди которых – жёлтые одуванчики – символ солнца, света, дома, тепла, уюта. они прижились в городе и после долгой зимы и затяжной весны бросаются в глаза яркими жёлтыми пятнами на изумрудной траве.
    много разных имён, названий давали нашему городу – жемчужина сибири, город – семья, город мечты, город одуванчиков. и даже смешное – город «непуганых пешеходов».
    а я назову его – город счастья, добра и солнца. таким я знаю свой город. и для каждого он свой и, конечно же, самый родной и самый чудесный.

  3. MurMur Ответить

    Тип урока: Урок открытия новых знаний.
    Цель:
    Вывести правило правописания Ь после шипящих на
    конце имён существительных женского рода.
    Расширить знания детей о функциях Ь в русском
    языке.
    Развивать орфографическую зоркость,
    словесно-логическое мышление, речь учащихся,
    интерес к предмету, умение анализировать свою
    деятельность.
    Ход урока

    I этап. Мотивация к учебной деятельности.

    – Ребята, наш сегодняшний урок мы начинаем с
    высказывания:

    “Не ошибается только тот, кто ничего не
    делает”.

    – Как вы понимаете эти слова? (Если ты делаешь
    что-то, ты можешь и ошибаться. А если вообще
    ничего не делать, то конечно ошибок и не будет.)
    – А как вы думаете, может быть, действительно
    ничего не делать? (Нет, делать обязательно нужно,
    иначе ничего нового не узнать и ничему новому не
    научиться.)
    – Спасибо, ребята, я с вами согласна. Давайте
    приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу
    удачи! (Удачи!)
    Сегодня на уроке мы с вами будем
    исследователями, открывателями. Успехов вам и
    удач!

    II этап. Актуализация знаний.

    На доске записаны слова: школа, шкаф, жираф,
    чайник, щука, жаба.

    – Прочитайте слова. Что общего у данных слов?
    (Это имена существительные. Все слова начинаются
    на шипящий согласный звук.)
    – Что вы знаете о существительном, как части
    речи? (Имя существительное – это часть речи,
    которая отвечает на вопросы Кто? или Что?,
    обозначает предмет, изменяются по числам и имеют
    род)
    – Какие согласные называются шипящими? Почему?
    Назовите их. (Карточки с буквами Ж, Ш, Ч, Щ
    вывешиваются на доску).
    – На какие две группы можно разделить данные
    слова? (Одушевленные и неодушевленные,
    существительные женского и мужского рода)
    – Разделите слова на группы по родам. Как
    определить род имени существительного?
    – Молодцы, эти знания понадобятся нам на уроке.

    III этап. Фиксация затруднения и постановка
    проблемы.

    Прочитайте пословицы.

    На доске:
    Хорошую речь хорошо и слушать.
    Ученье – свет, а неученье – тьма.

    – Объясните, как вы их понимаете?
    – Что общего в этих пословицах? (об учёбе, в обеих
    встречаются шипящие)
    – А что это за буква “ь” знак?
    – Какую роль выполняет мягкий в русском языке?
    – Найдите в пословицах слова, где мягкий знак
    отделяет согласную от гласной. (ученье, неученье).
    – Запишите. Подчеркните мягкий знак.
    – Найдите слова, где мягкий знак показывает на
    мягкость согласного. (слушать, тьма).
    – Запишите, подчеркните мягкий знак.
    – В какую группу мы отнесём слово речь?
    – Для чего в нём пишется “ь”? Понаблюдаем над
    словом.
    – На какой звук оканчивается слово? Дайте ему
    характеристику.
    – Если я закрою “ь”, то слово произносим так
    же как и с “ь” знаком?
    – Нужен ли “ь” для обозначения мягкости
    согласного [ч’]?
    – Значит, это какая-то новая роль “ь” знака, о
    которой нам сегодня и предстоит узнать.
    – Прочитайте, написанные на доске слова: луч,
    ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.

    – Что общего у данных слов? ( Это существительные
    с шипящим звуком на конце)
    – Чем различаются слова? (В одних словах есть Ь, а
    в других он отсутствует)
    – А когда на конце имен существительных после
    шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? (не
    знаем)
    – Так какая задача нашего урока?
    (Узнать, когда на конце имен существительных
    после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет)

    IV этап. Поиск решения.

    – Ну а теперь будем разбираться, почему разные
    написания у имен существительных с шипящей на
    конце:
    луч, ночь, плащ, вещь, камыш, мышь, чиж, рожь.
    – Я хочу предложить вам поработать в группах.
    – О каких правилах надо помнить, работая в
    группе?
    Правила работы в группе:
    Будьте доброжелательны по отношению друг к
    другу;
    До конца выслушивайте мнение каждого члена
    группы;
    Помогайте друг другу в работе;
    Отстаивайте свою точку зрения.
    – А теперь приступаем к работе. Выполните
    задание, используя алгоритм исследования.
    Обобщите полученные результаты, сделайте вывод.

    Алгоритм исследования:
    Прочитайте слова.
    Определите род имен существительных.
    Запишите слова, распределив их в группы по
    родам.
    Чем отличается написание слов первой группы от
    написания слов второй группы?
    Сделайте вывод. Изобразите правило в виде схемы,
    для удобного запоминания.
    Составьте алгоритм написания мягкого знака на
    конце имен существительных с шипящими на конце.

    Каждая группа представляет результаты своей
    работы, доказывает свою точку зрения. Все слушают
    и подводят итог: кому удалось более точно
    изобразить правило в виде схемы, составить
    алгоритм.
    – Какова же работа мягкого знака в эти словах?
    (Грамматическая, он указывает на род имени
    существительного. Есть мягкий знак после
    шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

    Когда на конце имен существительных после
    шипящих пишется мягкий знак, а когда нет? Какой
    вывод сделали? (У имен существительных женского
    рода с шипящим на конце пишется мягкий знак, а у
    имен существительных мужского рода с шипящим на
    конце мягкий знак не пишется)
    – А теперь откройте учебник. Сравните наш вывод
    с правилом в учебнике.
    Дети читают правило в учебнике.
    – Верный ли вывод мы сделали?
    – Расскажите алгоритм написания мягкого знака
    после шипящего.

    Есть шипящий на конце слова?
    Определяю часть речи.
    Если имя существительное, то определяю род.
    Если женский род – пишу мягкий знак, если
    мужской род – мягкий знак не пищу.

    V этап. Первичное закрепление.

    – Теперь я предлагаю вам применить полученные
    знания на практике.

    Физминутка.

    – Я буду называть имена существительные с
    шипящим звуком на конце. Если в этом слове нужно
    писать “ь”, то вы делаете хлопок над головой,
    если нет – приседаете.
    Ёж, печь, вещь, нож, тишь, скрипач, рожь,
    молодёжь, багаж, брошь.


    – Запишите словосочетания, объясните
    орфограмму. Чтобы не допустить ошибки при
    написании мягкого знака после шипящих у имен
    существительных пользуйтесь алгоритмом.
    Запись на доске:
    Огромный лещ, любимая доч?, полный неуч?,
    мелкая дрож?, разная чуш?

    Дети объясняют, применяя алгоритм.

    VI этап. Самостоятельная работа.

    – А теперь давайте проверим себя, справимся ли
    мы самостоятельно с заданием.
    Я вам подготовила карточки трех цветов:
    Синяя карточка предлагает вам написать
    имена существительные в единственном числе.
    Выделить изученную орфограмму, определить род.
    Врачи, товарищи, ночи, сторожа, силачи.
    Желтая карточкаподобрать к словам
    близкие по смыслу имена существительные с
    шипящими на конце, выделить орфограмму и указать
    род.
    Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.
    Зелёная карточка – образовать от данных
    слов имена существительные в ед.ч., выделить
    орфограмму и указать род.
    Врачевать, товарищеский, ночной, сторожит,
    сильный.

    – Подумайте и возьмите ту карточку, задание
    которой вам понравилось больше.
    Выполнение и самопроверка по эталону .
    – Хотя вы выполняли разные задания, ответы
    должны получиться одинаковые.

    Самопроверка проводится по образцу:
    Врач – м.р., товарищ – м.р., ночь – ж.р.,
    сторож – м.р., силач – м.р.

    – У кого возникли затруднения при выполнении
    задания?
    – Какие слова у вас вызвали затруднение?
    – Каким правилом мы должны были
    воспользоваться?
    – Исправьте ошибки.
    – Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться в
    применении правила.)
    – У кого задание не вызвало затруднений?
    – Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили новое
    правило.)

    VII. Включение в систему знаний и повторений.

    – Предлагаю вам потренироваться.
    Составьте и запишите предложения из данных
    слов (записаны на доске):
    по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
    холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
    на, веселилась, площадке, молодёж(?).
    плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
    отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

    Учащиеся составляют предложения и доказывают
    написание слов с шипящим на конце.

    VIII. Рефлексия учебной деятельности.

    – Ваше трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогли
    вам сделать на уроке открытие.
    – Какое открытие сделали сегодня на уроке?
    – Достигли мы цели? Докажите.
    – Оцените свою деятельность на уроке.
    – Если вам все удалось на уроке, выбирайте –
    весёлый смайлик, а если у вас остались
    неразрешенные проблемы – задумчивый, если вам
    ещё понадобится помощь – смайлик помощник.
    – Что будете делать дома для того, чтобы
    закрепить знания? (выучим правило, и еще
    потренируемся).
    Домашнее задание:
    Кто выбрал первый смайлик – ваша карточка
    зеленого цвета.
    Кто выбрал второй смайлик – ваша карточка
    желтого цвета.
    Кто выбрал третий смайлик – ваша карточка
    синего цвета.
    – Спасибо всем за работу! Желаю удачи!
    27.02.2013

  4. Nesar Ответить


    Давайте посмотрим на рисунок. Почему эти существительные распределены в разные столбики?
    Обратите внимание, во втором столбике у существительных на конце после шипящих стоит мягкий знак, тогда как в первом мягкого знака нет. Почему?
    В первом столбике все существительные мужского рода, а во втором – женского.
    Мягкий знак после шипящих пишется на конце существительных женского рода в единственном числе. Это орфограмма.
    Итак, давайте определим, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:
    Дрож(?) (что?) сущ. ж.р. – дрожь
    брош(?) (что?) сущ. ж.р. – брошь
    богач(?) (кто?) сущ. м. р. – богач
    нож(?) (что?) сущ. м. р. – нож
    молодеж(?) (кто?) сущ. ж. р. – молодежь
    На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.
    Мягкий знак после шипящих на конце некоторых существительных может помочь распознать род этого существительного.
    Например:

    Тушь (ж.р.) для письма
    Играть туш (м.р.)
    Спасибо, что Вы с нами.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *