В какое произведение включено слово о ломоносове?

14 ответов на вопрос “В какое произведение включено слово о ломоносове?”

  1. Tojagul Ответить

    Поэт считает, что революция в России неизбежна, «волка хищно­го задавят»; А.Н.Радищев пророчески предсказывает распад самодержавной России в ходе революционных со­бытий, тематика, система образов, стиль «Вольности» — всё это неразрывно связано с традициями русской гражданской поэзии XVIII века. Радищев считал абсолютного монарха преступни­ком, нарушителем общественного договора, тираном:
    Преступник власти мною данной!
    Вещай, злодей, мною венчанной,
    Против меня восстать как смел?
    Символична сцена суда над государем-тираном. В оде много исторических параллелей, аллюзий, поэт-мыслитель точно нарисовал картину политических событий последней трети XVIII века. Политический пафос соединяется в оде с философскими разду­мьями, а гнев и сарказм — с героикой подвига. Классицистическая стилистика под пером Радищева как бы встала на службу революци­онной идеологии.
    «Путешествие из Петербурга в Москву». В посвящении книги Радищев формулирует цель книги и своё пони­мание долга писателя, его выступление имеет прежде всего нравствен­ные задачи. Композиция книги одновременно и нарочито проста, и сложна. Книга состоит из посвящения А.М.К. и 26-ти глав, которые, кроме первой («Выезд») и последней («Слово о Ломоносове»), носят назва­ния станций от Петербурга до Москвы. Эта внешняя композиция пол­ностью соответствует жанру путешествия и логике путешествия из Петербурга в Москву. Но уже в первой главе автор настраивает чита­телей на то, что это будет необычное путешествие; традиционные ат­рибуты, приметы жанра играют здесь чисто внешнюю роль; с первой же главы, с посвящения автор заставляет смотреть на своё произве­дение как на книгу серьёзную, с глубоким нравственно-фило­софским и политическим подтекстом.
    Внутренняя же смысловая связь глав (так называемая внутренняя композиция) очень важна. Пафос книги связан с образами рассказчиков, в первую очередь, с образом путешественника. Единство пафоса, сосредоточенного в образе повествователя-путешественника, выражающего идеи авто­ра: «Путешествие» — это страстный монолог, проповедь, а не сбор­ник очерков. Пуб­лицистическая сущность книги, авторский честный, прямой взгляд «окрест себя» обусловил многотемность «Путешествия» и его проблематику. Основные темы «Путешествия»: 1) обличение крепостничества, 2) обличе­ние самодержавия, 3) признание неизбежности народной револю­ции. Ради­щева-сатирик видит злоупотребляющих своей властью вельмож, «жесто­косердных» помещиков-крепостников, неправедных судей и равно­душных чиновников. Автор открыто заявляет об агитационной, пропагандистской задаче, которую преследует его книга: привлекать не только «сочувственников», но и единомышлен­ников.
    Радищев первым из писателей XVIII века рассмотрел проблему крепостничества и с политической, и с экономической, и с нравственной сторон. Его доводы убедительны: крепо­стничество наносит вред не только крестьянину, но и помещику, и государству в целом. Определённо и решительно Радищев делает вывод о необходи­мости уничтожения крепостного права — и не в перспективе общественного развития, а немедленно. Писатель-гражданин убеждён, что его книга поможет соотечественникам увидеть очевидность этой ис­тины, заставит их взглянуть на окружающее «прямым взором».
    Любимая мысль XVIII века — мысль о просвещенной и ограниченной законами монархии. Радищев не признавал монархии как формы государственного правления. Его политическим идеалом была республика, уже эпиграф к книге, взятый из «Тилемахиды» Тредиаковского, указывает на отношение Радищева к самодер­жавию: «Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй». Кульмина­цией в раскрытии этой проблемы является символический сон путешественника в главе «Спасская Полесть».
    Радищев был убеждён, что освобождение народа возможно только революционным путём, руками самого народа. Но мысль о революции возника­ет в книге не сразу и не декларативно. Развёртывая перед читателем картины народных бедствий, с сочувствием останавливаясь то на одной, то на другой крестьянской судьбе, Радищев следует своей задаче: снимать с глаз пелену, он самого читателя подводит к необ­ходимости сделать вывод о справедливости и неизбежности крестьянской революции. Писатель вводит в книгу богатейший фольклорный материал. Эта книга убеждает, что крепостни­чество и самодержавие сковывают не только свободу, но и творческие возможности народа, не дают им проявиться и развиться. Не случай­но Радищев завершает книгу «Словом о Ломоносове» — подлинным гимном народному таланту, мужеству, дерзанию.
    Проблема художественного метода «Путешествия из Петер­бурга, в Москву» не решается в науке однозначно. Г.А.Гуковский считает творчество Радищева «реалистически устремлённым», хотя как писатель Радищев близок к тому общеевропейскому литературному движению, которое называ­ют сентиментализмом (у Радищева явственны культ чувства, интерес к индивидуальному человеку, описание переживаний). По сравнению с искусством классицизма, пишет Г.А.Гуковский, «Путешествие» — новаторское произведение, и это новаторство именно реалистическо­го плана: художник видит мир таким, каков он есть, объект изображе­ния конкретен и реален, события и персонажи типичны, принцип ти­пизации— именно реалистический: характер объясняется обстоятель­ствами, персонажи — социальные типы.
    Н.Л.Степанов рассматривает Радищева как представителя реали­стических тенденций: «Реалистическая основа «Путешествия из Пе­тербурга в Москву» Радищева перекликается во многом с западноев­ропейскими реалистическими тенденциями — в их сентиментальном преломлении». Реалистические тенденции сказываются, но мысли В.В.Степанова, в критическом отношении к деспотизму, в актуальности антидворянской и антисамодержавной темы, в призыве к революции, в широте социальных обобщений и т.д. Но эмоциональ­ная окрашенность повествования сближает Радищева-писателя с сен­тиментализмом. Выбор жанра, повествование от первого лица — всё это тоже несет на себе влияние сентиментализма. Н.Л.Степанов во­обще отказывается как-то определённо характеризовать метод Ради­щева и делает следующий вывод: «Сочетание реального материала с публицистической, социально заострённой формой придает «Путе­шествию» глубокое своеобразие и делает книгу Радищева единственным в своем роде литературным произведением XVIII века».
    Как истинно реалистическое произведение, без всяких «приме­сей» других методов рассматривают «Путешествие» Л.И.Кулакова и В.А.Западов: «Подчеркнутая типичность изображаемого созда­ёт реалистическую картину. В развитии русского реализма особую роль играет решение проблемы формирования характера под влияни­ем среды и обстоятельств. В «Житии Ушакова» Радищев показал по­степенное формирование человека. В «Путешествии», по большей части, представлены социальные характеры в уже сложившемся виде… он создаёт первые в русской литературе реалистические портреты персонажей, зорко улавливая в них и типические, и индивидуальные черты». В новейшей своей работе В.А.Западов пишет: «Метод воспроизведения действительности в «Путешествии» в целом реалистический; но в воссоздании внутреннего мира самого путешест­венника есть элементы сентиментальности (но не сентиментализма как художественного метода); включённая же в главу «Тверь» ода «Вольность» по форме — произведение революционного классициз­ма… Радищев создавал принципиальные основы художественной сти­листики реализма».
    Н.Д.Кочеткова очень осторожно говорит о художественном ме­тоде Радищева, рассматривая его творчество как проявление в рус­ской литературе второй половины XVIII века «тенденций, связанных со становлением реалистического метода». У Радищева ещё не сложилось единство принципов и способов худо­жественного воплощения окружающей действительности, он подготовил утверждение реа­лизма в русской литературе, но уровня реализма как идейно-эстетической системы не достиг, как, впрочем, и весь «просвети­тельский» реализм.
    Последний период творчества — это творчество в ссылке и после неё, 1790 — 1802 годы. В Илимске Радищев создает ряд философских, научных, поэтичес­ких произведений. Творческая активность писателя — ещё одно под­тверждение его стойкости, мужества, верности прежним идеалам. Пер­вым илимским произведением писателя стал философский трактат «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792). Этот трактат даёт раз­вёрнутое изложение материалистического миросозерцания и взглядов, представляющих собой теоретическую основу политических воззре­ний и убеждений автора. К периоду илимской ссылки относятся «Письмо о китайском тор­ге» и «Сокращённое повествование о приобретении Сибири», «Песнь историческая» — лирическое произведение о древнейшей ис­тории человечества — от библейской мифологии до фактического крушения римской империи. Мировая история изложена с позиций свободолюбия и тираноборчества. В конце 1790-х годов Радищев работает над поэмой-сказкой «Бова» (осталась незаконченной). Философский подтекст, намеки на иные обстоятельства автора, экскурсы в современность придавали этой сказке с забавным сюжетом публицистический характер, отли­чающий её от произведений аналогичного жанра.
    В 1790-е же годы Радищев выступил как теоретик литературы, стремясь привлечь внимание современников к опытам Тредиаковского по созданию русского гекзаметра. В 1800 — 1802 годах Радищев работает над большой поэмой, в которой он мыслил воссоздать национальный древнеславянский эпос, — «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам». Радищев од­ним из первых оценил колоссальное значение и художественные дос­тоинства древнерусского произведения и поэтически откликнулся на него. Содержание первой песни его поэмы — борьба древних славян-новгородцев против иноземных захватчиков. Произ­ведение наполнено могучим патриотическим пафосом.
    В 1801 году Радищев создал стихотворение «Осьмнадцатое столетие», высоко оцененное Пушкиным. Стихотворение написано античным размером — элегическим дистихом (сочетание гекзаметра и пентаметра), звучащим у Радищева торжественно и трагически. Про­шёл XVIII век, писатель размышляет о нём, о том, что принёс этот век человечеству, какой завет даёт веку наступившему:
    Нет, ты не будешь забвенно,
    столетье безумно и мудро…
    А.Н.Радищев — европейски образованный русский мыслитель, поэт и прозаик, положивший начало развитию революционной мыс­ли в России.

  2. Ariuswyn Ответить

    к высокому стилю он относил литературу, которая должна была быть написана для духовных наставников, знати; в ней используются церковно-славянские слова и общеупотребительные; жанры к этому стилю должны были относиться следующие: героические поэмы, оды, трагедии;
    к среднему стилю, по теории, автор относил драмы, лирику; использоваться в этом стиле должны были только общеупотребительные слова;
    низкий стиль предполагал написание басен, сатир, комедий; в этом жанре разрешалось использование разговорных слов и общепринятых выражений.
    Таким образом, в литературе «порядок навел» Михаил Ломоносов. Произведения, которые помогли в этом, называются «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке».

    Ломоносов – замечательный поэт

    Произведения Ломоносова затрагивают и поэтическую натуру этого прекрасного человека. Он очень емко, ярко, иногда хлестко отображал суть дела. Если хвалил («Ода на день восшествия (…) Елизаветы», «Ода на взятие Хотина», «Ода в праздник рождения Иоанна Третьего»), то, безусловно, высоко, пафосно, с гордостью за дела великие. Если высмеивал («Жениться хорошо, да много и досады…», «Гимн бороде»), то жестко, будто хлыстом ударял. Да, и в самом деле обидно было за державу, что в стране духовенство управляет людьми бесчинно, жадно, бестолково.

    Произведения Ломоносова (стихи, басни) тоже хорошо были известны читателю своими лаконичными, яркими образами: «О страх! о ужас! гром! ты дернул за штаны…», «Свинья в лисьей коже», «Случились вместе два Астронома в пиру…». А о том, что эти стихи актуальны и по сей день, и говорить не приходится.

  3. МУЛЬТприрода Ответить

    Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – первый русский учёный-естествоиспытатель, получивший мировое признание, энциклопедист и художник, поэт и филолог, физик, химик, астроном. Работал в области молекулярно-кинетической теории тепла, географии, металлургии, геологии, истории. Ему принадлежит открытие атмосферы у планеты Венеры. Он является основоположником науки о стекле, а также разработчиком проекта Московского университета, который в будущем назвали его именем. Занимался приборостроением, генеалогией.
    Основными целями его жизни было развитие российской науки, а также просвещения и экономики. Работал на должности статского советника. В 1745 году получил звание профессора химии. В Санкт-Петербургской Императорской академии наук являлся действительным членом, а также был почётным членом в Королевской академии наук Швеции. Один из самых ярких представителей «универсального человека».

    Детство

    Михаил появился на свет 19 ноября 1711 года в небольшой деревне под названием Мишанинская, которая принадлежала Двинскому уезду Архангелогородской губернии (сейчас это Архангельская область).
    Отец его, Василий Дорофеевич, был родом из поморов (это такая самобытная этнографическая группа населения, которая исторически избежала крепостного права). Мама, Елена Ивановна (девичья фамилия Сивкова), была дочерью просвирницы погоста в Николаевских Матигорах. Семья была довольно зажиточной, принадлежала к черносошным крестьянам. Ломоносовы имели земельный надел, а также суда для рыбного промысла вдоль берегов Мурманского залива, их основными занятиями были ловля рыбы и торговля.
    Михаил вспоминал отца как человека очень доброго по натуре, но воспитанного в жутком невежестве. Мальчику повезло на этот счёт больше, он уже с ранних лет обучался грамоте. Учил его местный дьячок. Едва научившись читать, Михаил делал это каждую свободную минуту. У односельчан он брал «Арифметику» Магницкого, «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были его любимые книги, мальчик знал их практически наизусть и назвал позднее «вратами его учёности». Продолжить обучение дальше – это была самая большая детская мечта Ломоносова.

    Детство Михаила протекало спокойно, пока не случилось горе: умерла мама. Она очень рано ушла из жизни, мальчику было всего лишь девять лет. Через год отец женился на другой женщине, Усковой Феодоре Михайловне. Мачеха была не слишком ласковой к Мише, и, чтобы не оставаться с ней, мальчик стал часто ходить с отцом в море на ловлю рыбы.
    Они рыбачили в Белом море, доходили до Соловецких островов. Встречались и опасности на их пути, но это только физически закаляло юношу. А ум маленького Ломоносова во время таких промыслов обогащался различными наблюдениями.
    В 1724 году умерла мачеха, и вскоре отец женился третий раз. Эта женщина была ещё хуже: завистливая и злая, её бесила страсть молодого Ломоносова к книгам. Родной дом стал для Михаила совсем невыносимым, он постоянно ссорился с новой мачехой.

  4. модель_для_сборки Ответить

    Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства») , причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антоновичу, «Вечернее размышление») , затем облегчённый пропусками ударений. Основоположник русской торжественной (обращённой к правителям) и философской оды. Поэзия Ломоносова насыщена научной, космической и натурфилософской образностью (дидактическое послание к Шувалову, «Размышления») ; он внёс вклад в русскую сатиру («Гимн бороде» , эпиграммы) . Неоконченная поэма «Пётр Великий» стала попыткой национального эпоса. Многие строки Ломоносова стали крылатыми.
    Среди поэтических произведений Ломоносова:
    М. Ломоносов. Титул издания: «Слово похвальное Петру Великому…» . 1755
    Ода блаженныя памяти Государыне Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина 1739 года
    Ода на день рождения Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, самодержицы всероссийския, 1746 года
    Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года
    «Утреннее размышление о божием величестве» (1743)
    Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния (1743)
    «Я знак бессмертия себе воздвигнул» (1747)
    «Ночною темнотою покрылись небеса… » (1747)
    «Лишь только дневной шум замолк… » (1747)
    Письмо к его высокородию Ивану Ивановичу Шувалову 18 августа 1750
    Письмо о пользе стекла к высокопревосходительному господину генералу-поручику, действительному её императорского величества камергеру, Московского университета куратору и орденов Белого Орла, Святого Александра и Святыя Анны кавалеру Ивану Ивановичу Шувалову, писанное 1752 года
    Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф, когда я в 1761 году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же
    Гимн бороде (1757)
    Разговор с Анакреоном (между 1758 и 1761)

  5. Voramar Ответить


    «С
    Ломоносова
    начинается
    наша
    литература»

    (В.
    Белинский)

    У истоков
    новой
    русской художественной
    литературы
    высится
    исполинская
    по своей
    научной,
    культурной и
    общественной
    деятельности
    фигура
    Ломоносова.
    Он поистине
    был отцом
    новой русской
    науки и
    культуры.
    Механика,
    физика, химия,
    металлургия,
    астрономия,
    география,
    языковедение,
    поэзия – вот
    основные
    отрасли, в которых
    он работал. И
    везде он
    сказал своё
    слово, сделал
    много
    открытий.
    Ломоносов
    был гениальным
    человеком,
    горячо
    любящим свою
    страну. В нём
    воплотились
    лучшие черты,
    свойственные
    русскому
    народу:
    необыкновенная
    энергия и
    работоспособность,
    железная
    сила воли,
    разносторонняя
    творческая
    одарённость,
    беззаветное
    служение
    народу.
    Разносторонней
    была деятельность
    Ломоносова в
    области
    культуры.
    Самым
    замечательным
    было в нем
    сочетание
    ученого,
    общественного
    деятеля и
    поэта.
    Очень
    важное
    значение
    имеют
    научные
    труды
    Ломоносова в
    области
    языка и
    теории
    поэзии. Этими
    работами Ломоносов
    произвёл
    существенную
    реформу в области
    русского
    литературного
    языка и утвердил
    систему
    стихосложения,
    которая стала
    основной в XVIII и
    XIX веках и
    дошла до
    наших дней.
    Ломоносов
    видел, что
    русский язык
    в его время
    был сильно
    засорен как
    иностранными
    словами, так
    и
    устаревшими,
    обветшалыми
    церковнославянскими
    словами и
    выражениями.
    Он поставил
    своей
    задачей
    очистить русский
    язык,
    раскрыть его
    богатства,
    развить
    литературный
    язык на
    народной
    основе. В этой
    своей работе
    Ломоносов
    пошел по пути
    сочетания
    того ценного,
    что он
    находил в славянском
    и в русском
    народном
    языке. Он
    излагает свое
    учение о
    «трёх
    штилях» в
    своем рассуждении
    «О пользе
    книг
    церковных в
    российском
    языке».
    Большое
    значение для
    укрепления
    национального
    русского
    языка имела
    борьба
    Ломоносова с
    засорением
    русского языка
    «иностранщиной».
    Гениальный
    учёный и прекрасный
    знаток
    многих
    языков, он
    сумел найти
    русские
    слова для
    выражения
    научных
    понятий и тем
    заложил
    основание
    русского
    технического
    и научного
    словаря.
    Очень многие
    из
    оставленных
    им научных
    выражений
    прочно вошли
    в обиход и
    применяются
    до
    настоящего времени.
    Огромной
    заслугой
    Ломоносова
    перед
    русской
    литературой
    является та
    реформа
    русского
    стихосложения,
    которую он
    провел вслед
    за
    Тредиаковским.
    В 1739 году Ломоносов,
    учившийся
    тогда в
    Германии,
    написал
    «Письмо о
    правилах
    Российского
    стихотворства»,
    в котором
    доказал, что
    русский язык
    даёт возможность
    писать не
    только
    хореем и ямбом,
    но и
    анапестом, и
    сочетанием
    ямбов с анапестами,
    и хореев с
    дактилями, что
    можно
    применять
    рифмы и
    мужские, и
    женские, и
    дактилические
    и чередовать
    их.
    Ломоносов
    был не только
    великий
    учёный, но и
    лучший поэт
    своего
    времени.
    Гражданин –
    патриот
    Ломоносов
    ценил то искусство,
    которое
    служит
    пользе
    общества, народа.
    Он боролся за
    содержательность
    и идейность
    литературы.
    Сам
    Ломоносов в
    своей
    поэтической
    деятельности
    блестяще
    осуществил
    требования,
    которые он
    предъявлял к
    литературе и
    к поэту.
    Писать
    стихи
    Ломоносов
    начал рано.
    Но его
    поэтическое
    творчество
    развилось и
    расцвело
    после
    возвращения
    из заграничной
    командировки.
    Он писал
    произведения
    самых
    различных
    жанров: оды,
    трагедии, лирические
    и
    сатирические
    стихотворения,
    басни,
    эпиграммы.
    Любимым его
    жанром была
    ода.
    В своих одах
    Ломоносов
    прославляет
    победы
    русских над
    врагами или
    отмечает различные
    торжественные
    даты. Родина,
    ее необъятные
    просторы, ее
    неисчерпаемые
    природные
    богатства, ее
    сила и мощь,
    ее будущее величие
    и слава – это
    основная
    тема од
    Ломоносова.
    Ломоносов
    воспевает
    талантливость
    великого
    русского
    народа,
    могучий дух
    его войска, русский
    флот. Он
    выражает
    твердую
    уверенность,
    что Русская
    земля
    способна
    рождать собственных
    великих
    ученых, своих
    «российских
    колумбов»,
    великих
    деятелей
    культуры.
    Ломоносов
    писал и оды,
    посвященные
    религиозным
    и научным
    темам.
    Таковы,
    например, его
    два
    «Размышления»:
    «Утреннее
    размышление
    о божием
    величестве»
    и «Вечернее
    размышление
    о божием
    величестве
    при случае великого
    северного
    сияния». Эти
    «Размышления»
    представляют
    собой
    образцы
    научной
    поэзии. В них
    он, как никто
    и после него,
    вплоть до наших
    дней, сумел
    дать
    сочетание
    науки и поэзии
    в едином
    целом.
    Оды
    Ломоносова
    по звучности
    и
    музыкальности
    стиха, по
    легкости и
    понятности
    языка были
    для своего
    времени явлением
    исключительным.
    Впервые в
    русской
    книжной
    поэзии
    появились
    такие подлинно
    художественные
    произведения,
    в которых
    достигнуто
    было
    единство
    формы и содержания.
    Поэзия
    Ломоносова,
    глубоко идейная,
    патриотическая,
    граждански
    направленная,
    значительно
    способствовала
    быстрому и
    успешному
    развитию
    русской
    литературы. И
    как ученый, и
    как поэт
    Ломоносов
    все свои знания
    и силы отдал
    служению
    народу и
    родине. Вся
    его жизнь
    была полна
    неуставных
    творческих
    исканий и
    героической
    борьбы с врагами,
    всячески
    препятствовавшими
    его преобразовательной
    деятельности
    в области
    просвещения.
    В своих
    предсмертных
    записях Ломоносов,
    между прочим,
    пишет: «За то
    терплю, что
    стараюсь
    защитить
    труд Петра
    Великого, чтобы
    выучились
    россияне,
    чтобы
    показали свое
    достоинство…Я
    не тужу о
    смерти:
    пожил, потерпел
    и знаю, что
    обо мне дети
    отечества
    пожалеют… »
    БИБЛИОГРАФИЯ:

    1.
    Абрамзон
    Т. Е.
    Просветительский
    миф о
    Прометее в
    “Письме о
    пользе
    Стекла” : [ода
    М.В. Ломоносова]
    / Т. Е. Абрамзон //
    Вестник
    Московского
    университета.
    Сер. 9.
    Филология. — 2005.
    — № 3. — С. 106–115.
    2.
    Аннушкин В.
    И.
    М. В.
    Ломоносов и
    риторики
    петровского
    времени / В. И.
    Аннушкин //
    Вестник
    Московского
    университета.
    Сер. 9.
    Филология. – 1999.
    – №
    5. – С. 89.

    3.
    Замостьянов
    А.

    “И отблеск
    твой горит и
    ныне…” : к 300-летию
    М. Ю.
    Ломоносова,
    великого
    русского
    поэта и
    ученого (1711-1765) / А.
    Замостьянов
    // Уроки
    литературы. –
    2010. – № 11. – С. 1–5.
    4.
    Казанский
    Н.

    Талант
    писателя
    плюс ясность
    научной
    мысли : о
    языке
    Ломоносова :
    [беседа с директором
    Института
    лингвистических
    исследований
    РАН Н. Н.
    Казанским /
    записал А.
    Смирнов] // Родина.
    – 2011. – № 9. – С. 74–75.
    5.
    Лебедев
    Е. Н.
    Огонь
    – его
    родитель / Е. Н.
    Лебедев. – М. :
    Современник,
    1976. – 216 с.
    Эта книга о М. В. Ломоносове
    – поэте. Его
    жизнь и деятельность
    рассмотрены в
    тесном
    соотнесении
    с
    творчеством
    других
    видных
    представителей
    русской
    литературы XVIII века –
    Тредиаковского,
    Сумарокова и
    др. В
    книге дается
    глубокий
    анализ его поэтического
    наследия.
    6.
    Осипова
    Э.

    «Насадитель
    российского
    слова» : Ломоносов
    у истоков
    русской
    филологии /
    Эллина
    Осипова //
    Родина. – 2011. – № 9.
    – С. 76–78.
    7.
    Романова
    Г. И.

    Библейские
    истоки
    «Размышлений»
    М. В.
    Ломоносова /
    Г. И. Романова //
    Литература в школе.
    – 2011. – № 9. – С. 12–14.
    Размышляя о
    «Божием величестве»
    в духовных
    одах,
    Ломоносов
    использует
    библейские
    образы и
    мотивы:
    восхваление
    мощи творца,
    контрастное
    изображение
    огня и
    света.
    8.
    Щеблыкин
    И. П.

    Михаил
    Ломоносов.
    Очерк жизни и
    поэтического
    творчества /
    И. П. Щеблыкин.
    – М. : Просвещение,
    1969. – 104 с.
    Назад
    | В
    содержание | Далее

  6. Sirathris Ответить

    Анализ стихотворения Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве…»
    В мае 1743 года Ломоносов был заключен под стражу. Причиной тому послужил конфликт с иностранными профессорами, работавшими в Академии наук и художеств в Санкт-Петербурге. Михаил Васильевич пробыл в тюрьме восемь месяцев. Этот период отмечен его активной научной и творческой деятельностью. В частности, он написал «Вечернее размышление о Божием величестве». Упоминание о Господе в официальном названии продиктовано желанием угодить цензуре. При этом в самой оде Ломоносов высказывал мысли, которые вызвали негодование со стороны церковников того времени. Речь идет в первую очередь о вполне материалистических представлениях, касающихся устройства вселенной. С большой долей уверенности можно сказать, что Михаилу Васильевичу были близки некоторые идеи деизма. Последователи этого религиозно-философского течения не отрицают существования Бога и факта сотворения Им мира, но отказываются принимать религиозный догматизм, значительную часть явлений, носящих сверхъестественный и мистический характер. Когда Ломоносов в стихотворениях упоминает Господа, то в качестве синонимов стоит рассматривать слова «природа», «естество».
    Стихотворение «Вечернее размышление о Божием величестве» тесно связано с научными изысканиями Михаила Васильевича, что легко подтверждается на примере буквально нескольких строк. Примерно в середине оды написано следующее: «Там разных множество светов». Ломоносов утверждал наличие большого количества населенных миров. Мысль эту он пытался доказать в труде «Явление Венеры на Солнце», написанном в 1761 году. Значительная часть стихотворения посвящена рассуждениям о природе северных сияний, изучению которых Михаил Васильевич посвятил немало времени. В оде задается вопрос:
    Как может быть, чтоб мерзлый пар
    Среди зимы рождал пожар?
    Адресован он немецкому ученому Христиану фон Вольфу. По его мнению, северные сияния образуются вследствие возгорания в небе «тонких испарений», рождающихся в земных недрах. Далее следует обращение к группе бреславльских ученых-натуралистов: «…Иль тучных гор верхи горят…». В 1716 году они высказали идею о том, что северные сияния тесно связаны с исландским вулканом Гекла. Якобы его огни отражаются в морских льдах при их передвижении. Ближе к финалу Ломоносов транслирует собственную теорию: «…И гладки волны бьют в эфир». Согласно гипотезе Михаила Васильевича, северные сияния имеют электрическую природу. Надо отметить, что необычным явлением он интересовался в течение всей жизни. В 1743 году (время создания рассматриваемой оды) приступил к регулярным наблюдениям за северными сияниями. В научной работе «Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих» (1753) имеется их описание в прозе, удивительное по силе и красоте.
    «Вечернее размышление о Божием Величестве» Ломоносов включил в «Риторику» (1748) – книгу по мировой литературе, в которую также вошли произведения русских писателей. Затем ода была напечатана в двух собраниях сочинений Михаила Васильевича, изданных в 1751 и 1758. Каждый раз текст стихотворения подвергался изменениям. Главная задача переделок – воспроизведение хода научной мысли с максимальной точностью и простотой. В итоге цели автор достиг. Четырехстопный ямб в сочетании с мужскими рифмами позволил идеально воплотить в стихотворной форме пафос естествоиспытателя и поэта.
    Современники по достоинству оценили «Вечернее измышление о Божием Величестве». Ода приобрела необыкновенную популярность не только в образованных кругах. Она часто встречалась в рукописных песенниках, широко распространенных в восемнадцатом столетии.

  7. Yoshicage Ответить

    Великие о великом
    “При сем случае я должен отдать справедливость Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений физических и химических. Желать надобно, чтобы все прочие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал г. Ломоносов.”
    Л. Эйлер
    “(…) я никого не знаю, кто был бы в состоянии лучше разъяснить этот трудный предмет, чем этот гениальный человек, который своими познаниями делает честь не только Императорской Академии, но и всему народу.”
    Л. Эйлер
    “Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он все испытал и все проник.”
    А. С. Пушкин
    “Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.”
    А. С. Пушкин
    “Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги.”
    Н. В. Гоголь
    “Да не потеряет и для нас Ломоносовское торжество своей вдохновительной силы. Воспоминание о великом трудолюбце русской земли да будет всегда присуще нашим трудам.”
    С. М. Соловьев
    “Есть ещё живая, родственная связь между Ломоносовым и университетом – настоящее русское слово, которое он установил, которое возделать и взрастить досталось после него Московскому университету. Мы все знаем наизусть жизнь Ломоносова, но есть какое-то особенное удовольствие припомнить ее всем вместе, здесь, в стенах Московского университета, на светлом празднике науки, перед лицом достойнейших ее представителей и почитателей, – есть какое-то особенное удовольствие повторить в мыслях последовательно все степени восхождения великого мужа от силы в силу, принять участие биением своего сердца во всех ее превратностях, и в заключение единодушно и единогласно принести усердную, искреннюю, глубокую дань хвалы и благодарности ему, общему нашему отцу и первоначальнику.”
    М. П. Погодин
    “Годы идут – и какие годы в истории естествознания! – а фигура [Ломоносова] (…) становится перед нами, его потомками, все более яркой, сильной, своеобразной. Из его работ, написанных по-латыни или стильным русским языком древнего мастера, перед нами открываются поразительные прозрения науки нашего времени.”
    В. И. Вернадский
    “Он все время стоял за приложение науки к жизни, он искал в науке сил для улучшения положения человечества.”
    В. И. Вернадский
    “Ломоносову по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества. Задача состоит в восстановлении подлинного, живого образа первого гениального русского ученого.”
    С. И. Вавилов
    “Говорить о Ломоносове приятно, как приятно общение с одним из самобытных гениев в истории человеческой культуры. В жизни гения есть что-то вечное, что не теряет никогда интереса, и это заставляет людей интересоваться жизнью великих людей любой эпохи.”
    П. Л. Капица
    “На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца.”
    В. Г. Белинский

  8. Direbrand Ответить

    У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова.
    Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия – вот основные отрасли, в которых он работал. И везде он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным человеком, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.
    Разносторонней была деятельность Ломоносова в области культуры. Самым замечательным было в нем сочетание ученого, общественного деятеля и поэта.
    Очень важное значение имеют научные труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами Ломоносов произвёл существенную реформу в области русского литературного языка и утвердил систему стихосложения, которая стала основной в XVIII и XIX веках и дошла до наших дней.
    Ломоносов видел, что русский язык в его время был сильно засорен как иностранными словами, так и устаревшими, обветшалыми церковнославянскими словами и выражениями. Он поставил своей задачей очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить литературный язык на народной основе. В этой своей работе Ломоносов пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и в русском народном языке. Он излагает свое учение о «трёх штилях» в своем рассуждении «О пользе книг церковных в российском языке» (1757).
    Большое значение для укрепления национального русского языка имела борьба Ломоносова с засорением русского языка «иностранщиной». Гениальный учёный и прекрасный знаток многих языков, он сумел найти русские слова для выражения научных понятий и тем заложил основание русского технического и научного словаря. Очень многие из оставленных им научных выражений прочно вошли в обиход и применяются до настоящего времени.
    Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является та реформа русского стихосложения, которую он провел вслед за Тредиаковским. В 1739 году Ломоносов, учившийся тогда в Германии, написал «Письмо о правилах Российского стихотворства», в котором доказал, что русский язык даёт возможность писать не только хореем и ямбом, но и анапестом, и сочетанием ямбов с анапестами, и хореев с дактилями, что можно применять рифмы и мужские, и женские, и дактилические и чередовать их.
    Ломоносов был не только великий учёный, но и лучший поэт своего времени. Гражданин-патриот Ломоносов ценил то искусство, которое служит пользе общества, народа. Он боролся за содержательность и идейность литературы. Сам Ломоносов в своей поэтической деятельности блестяще осуществил требования, которые он предъявлял к литературе и к поэту.
    Писать стихи Ломоносов начал рано. Но его поэтическое творчество развилось и расцвело после возвращения из заграничной командировки. Он писал произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Любимым его жанром была ода.
    В своих одах Ломоносов прославляет победы русских над врагами или отмечает различные торжественные даты. Родина, ее необъятные просторы, ее неисчерпаемые природные богатства, ее сила и мощь, ее будущее величие и слава – это основная тема од Ломоносова. Ломоносов воспевает талантливость великого русского народа, могучий дух его войска, русский флот. Он выражает твердую уверенность, что Русская земля способна рождать собственных великих ученых, своих «российских колумбов», великих деятелей культуры.
    Ломоносов писал и оды, посвященные религиозным и научным темам. Таковы, например, его два «Размышления»: «Утреннее размышление о божием величестве» и «Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сияния». Эти «Размышления» представляют собой образцы научной поэзии. В них он, как никто и после него, вплоть до наших дней, сумел дать сочетание науки и поэзии в едином целом.
    Оды Ломоносова по звучности и музыкальности стиха, по легкости и понятности языка были для своего времени явлением исключительным. Впервые в русской книжной поэзии появились такие подлинно художественные произведения, в которых достигнуто было единство формы и содержания.
    Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы. И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… »

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *