В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой?

18 ответов на вопрос “В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой?”

  1. Shazshura Ответить

    СЕМЕЙНАЯ АНКЕТА
    « Давайте познакомимся»
    1. Наш ребенок ф.и.о. датарождения__________________________________________________________________________
    2. Ф.И.О. мамы _________________________________________________________________________
    тел. ________________________________
    3. Ф.И.О. папы _________________________________________________________________________
    тел. ________________________________
    4. Место работы занимаемая должность
    мама__________________________________________________________________________________
    папа __________________________________________________________________________________
    5. Домашний адрес _______________________________________________________________________________________
    6. Какие цели воспитательной работы с ребенком вы ставите в семье? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    7. Какие задачи в воспитании ребенка должна, по вашему мнению, решать школа? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    8. Какие черты характера вашего ребенка вызывают у вас гордость? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    9. Что необходимо учитывать учителю при работе с ребенком? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    10. В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой по обучению и воспитанию ребёнка: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    11. Как вы оцениваете состояние здоровья ребенка. На что рекомендуете   обратить внимание:
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    12. Любимые занятия вашего ребенка:
    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    13. Что умеет ребенок:
    – ЧИТАТЬ (не умеет, знает буквы, по слогам, целыми словами);
    – СЧИТАТЬ (до 10, до 100, туда и обратно до 10, туда и обратно до 100);
    14.  Хочет ли ребенок ходить в школу? ДА; НЕТ.
    15. занимается ли ребенок в кружках? В каких? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    16. Дополнительные сведения:
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. FLASE Ответить


    Жизнь каждого школьника насыщена яркими красками. Именно в школьном возрасте дети познают все тонкости взрослого мира. На процесс становления личности ребенка влияют различные факторы.
    В идеале, степень влияние школы, и семьи на воспитание детей, равноценна. По этому, нельзя говорить о том, что только семья или только школа ответственна за развитие ребенка. Но на практике, все выходит иначе. Родители часто перекладывают свою ответственность на школу и учителей. В результате, ячейка в процессе формирования личности остается незаполненной. Личностный рост человека начинается с семьи, в первую очередь. Однако школа также занимает почетное место в жизни ребенка школьного возраста. Здесь вступают в процесс специалисты, которые помогают справиться с теми задачами, с которыми не могут справиться родители.
    Только правильное взаимодействие семьи и школы могут обеспечить нормальное развитие ребенка. Согласованная работа обеих сторон очень важна, поэтому стоит стремиться найти общие принципы в вопросах, связанных с воспитанием.
    Благодаря своему специальному образованию, педагоги часто выступают инициаторами в сотрудничестве с родителями. Немаловажно найти отклик и с родительской стороны. Так как результаты ошибок, именно семейного воспитания, приводят ко всем тем неприятностям и проблемам, с которыми люди могут столкнуться во взрослой жизни. Часто из-за ежедневных неурядиц, родители не замечают того, что ребенку не хватает любви, похвалы и поддержки. А устаревшие методы воспитания и эмоциональная слабость взрослых, могут нанести непоправимый вред детской психике.
    Сотрудничая, педагоги и родители обязаны забыть о личных амбициях и сосредоточиться только на благополучии детей. Работая совместно родители могут помочь учителям лучше узнать о всех сферах жизни ребенка, найти к нему правильный подход. Педагоги, в сою очередь помогают взглянуть на воспитание с профессиональной точки зрения.

    Результатом плодотворного сотрудничества будет раскрытие хороших качеств ребенка, и решение его внутренних проблем.
    Существует несколько способов организовать совместную деятельность родителей с учителями. Формы взаимодействия школы и семьи делятся на: индивидуальные и коллективные.
    Эти формы сотрудничества предусматривают такие пункты как: проведение родительских собраний, организация родительски комитетов, диспуты, ведение школьных дневников, телефонные звонки родителям, совместная трудовая и творческая деятельность и другое.
    Собрания родителей классным руководителем, призваны помочь родителям получить больше информации о состоянии успеваемости, о существующих проблемах в коллективе, о новостях и предложениях. К сожалению, такие собрания не всегда пользуются популярностью у родителей.
    Родительский комитет представляет некоторые особо активные родители, в их функции водит помощь классному руководителю в организационных вопросах. А родители, соответственно, получают возможность приблизиться к общественной жизни ребенка. Диспут – это беседы с родителями на тему воспитания, в которой могут активно принимать участие все желающие. Может проводиться в различных вариация, что способствует интересу родителей.

    Школьный дневник — очень простая и проверенная форма взаимодействия. Не требует личных встреч. Всю необходимую информацию об успеваемости и процессе обучения родители могут узнать из дневника учащегося.
    Телефонный разговор — альтернативная форма. Она используется в том случае, если личная встреча невозможна или необходимость в срочном оповещении родителей, в чем либо.
    Изучение условий семейного воспитания. В рамках этой формы классные руководители посещают своих учеников дома. Для того чтобы составить полную картину о психологическом состоянии ребенка. Убедиться в нормальных условиях его содержания.
    Информирование родителей об учебном процессе. Такое информирование может производиться разными способами. А его целью является предоставление информации родителям для того, что бы они имели представление о том, чем живет их ребенок в школе.
    Общая деятельность родителей и учащихся, позволяет объединиться и сблизиться, уделить время своему ребенку, найти общие интересы.

    Психолого-педагогическое обучение родителей проводится с целью повышения уровня родителей, как воспитателей. А также знакомит с новыми методиками детского развития.
    Ролевые игры и творческая деятельность довольно нестандартная форма сотрудничества. Позволяющая, в непринужденной обстановке проводить время с интересом и пользой. А так же развивать творческие способности у детей.
    Встречи – это работа с семьей в школе, которая проводиться посредством индивидуальных встреч, где обсуждаются конкретные проблемы ребенка на фоне его поведения в семье и в обществе.
    Для успешного личностного и умственного развития ребенка, педагогам и родителям стоит выбирать наиболее подходящую форму взаимодействий. Учитывать индивидуальность отдельной семьи, интересы ребенка и возможности родителей. Применение таких форм в комплексе будет способствовать развитию ребенка, как самодостаточной личности.
    Вовлечение родителей в школьную жизнь ребенка – это не всегда простая задача. Это связанно с занятостью родителей, их пассивностью, а иногда и отсутствием желания участвовать в школьных мероприятиях. Для того, чтобы объяснить родителям насколько важно сотрудничество школы и семьи для будущего их детей, педагог должен деликатно, и в то же время настойчиво донести обязательность процесса с помощью личных бесед и специализированной литературы. На родителей также может оказывать влияние государственная политика, путем пропаганд и социальной поддержки.

    В свою очередь обязанностью родителей является проявление интереса к образовательному процессу своего чада, к всестороннему его развитию, а так же к поведению своего ребенка в обществе. Вовремя замеченные проблемы – залог успешного их решения.
    Причем сотрудничество родителей и учителей не может нести одноразовый характер. Это должны понимать обе стороны. Совместную работу необходимо проводить систематически. А лучше, если будет разработан план работы школы с семьей еще на начальном этапе образования.
    В ходе воспитания детей следует помнить некоторые принципы. Очень важно принимать ребенка таким, каким он есть с его индивидуальными особенностями. Стоит любить его вне зависимости от наличия в его характере недостатков и достоинств. Иметь терпение к различным поступкам ребенка, анализировать создавшиеся ситуации вместе, без лишних негативных эмоций. Необходимо понимать, что ребенок, как и взрослый имеет право на ошибку, но это не должно отражаться на его уверенности в себе. Также важно постоянно поощрять и хвалить ребенка, даже за незначительные успехи.
    Ребенок должен знать, что при необходимости он может получить совет, ответ на вопрос или просто дружескую беседу от родителей, или старших товарищей, учителей. Воспитание достойных и счастливых людей – это кропотливый труд.

  3. Made in China Ответить

    Формы организации совместной деятельности родителей и детей:
    • оформление классных комнат, благоустройство и озеленение школьного двора, дворов и улиц;
    • ярмарки-распродажи семейных поделок;
    • выставки “Мир увлечений семьи”;
    • презентации семейных родословных традиций, создание музеев семьи;
    • конкурсы (“Семья-эрудит”, “Папа, мама, я — спортивная семья”, “Музыкальная семья” и др.; семейных альбомов хозяек и др.);
    • семейные праздники и фестивали (День бабушек и дедушек, Дет, отца, День матери, День взаимною благодарения, Лень моею ребенка и др.);
    • совместные олимпиады, заседания научных и профессиональных обществ учащихся;
    • праздники знаний и творчества, конкурсы знатоков, КВНы;
    • выпуск газет, создание веб-страниц и журналов;
    • участие в походах, вечерах, турнирах, состязаниях;
    • спектакли, домашние клубы выходного дня;
    • участие в ремонте и благоустройстве образовательного учреждения;
    • оказание, по возможности, спонсорской помощи образовательному учреждению.
    Формы взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования, социальных центров:
    • семейные клубы и мастерские;
    • встречи опекунов и детей, оставшихся без родителей;
    • встречи семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями;
    • встречи многодетных семей;
    • встречи отцов, воспитывающих детей без матерей;
    • встречи матерей, воспитывающих детей без отцов;
    • благотворительные праздники и концерты для семей разных типов;
    • программы совместной деятельности детей и родителей, в частности туристско-краеведческие и экскурсионные;
    • система социально-правовых, медико-психологических, социально-педагогических занятий для родителей;
    • организация общественной экспертизы инновационных образовательных программ, учебно-наглядных пособий и средств обучения в целях охраны здоровья и нравственности ребенка;
    • сохранение и развитие системы дополнительного образования детей, обеспечение его доступности для всех желающих;
    • расширение взаимодействия образовательных учреждений и органов управления образования с традиционными для пашей страны религиозными конфессиями в деле образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;
    • объединение усилий правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общественности, представителей религиозных конфессий в борьбе с наркоманией, ужесточение мер ответственности за сбыт и распространение наркотических и других психоактивных веществ;
    • методическое обеспечение мониторинга роли родителей. Наиболее распространенной формой взаимодействия семьи и детского образовательного учреждения являются классные родительские собрания. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе и поведении, о которых вообще надо говорить только в индивидуальных беседах. Категорически не допустимо на родительском собрании обсуждать и осуждать воспитанников! Тема собрания должна отражать наиболее актуальные вопросы в жизни данного детского коллектива и отвечать запросам родителей. На собрании целесообразно сочетать теоретические и практические формы работы: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.п. Наиболее продуктивным является родительское собрание с активным участием заранее подготовленных родителей и проводимое на основе заблаговременных опросов родителей либо но определенной теме, либо о том, о чем бы они хотели услышать на собрании. Подготовленные к собранию родители расскажут о своем положительном опыте решения обсуждаемой на собрании проблемы, ответят на вопросы. К каждому собранию следует готовить выставки новых и интересных книг по психологии, педагогике, семейному воспитанию, с помощью родителей делать обзоры интересных психолого-педагогических публикаций, проводить обсуждение наиболее интересных и острых книг, заинтересовавших родителей и прочитанных многими из них.
    Педагогическое просвещение родителей становится государственной проблемой в силу следующих причин:
    • постоянный рост социальных издержек и прямых финансовых расходов общества из-за низкого качества семейного воспитания: уже в ближайшем будущем эти расходы будут неизмеримо больше, чем финансирование необходимой государственной системы подготовки родителей;
    • фактически проявляющаяся потребность молодых родителей в обучении, которая в настоящее время удовлетворяется лишь стихийно в случайно возникающих группах или путем самообразования;
    • существование государственной системы образования взрослых, в рамках которой предполагаемое обучение родителей может получить научно-методическое обоснование и практическое руководство;
    • необходимость обобщения и передачи молодым родителям многочисленного и разнообразного практического опыта обучения и воспитания детей, в котором естественное развитие психики ребенка не просто ускоряется, а качественно совершенствуется, открывая новые возможности для его последующего личностного формирования;
    • наличие обширной и отчасти противоречивой психолого-педагогической литературы, рекомендующей различные подходы в процессе развития ребенка, для ориентации в которых нужна помощь специалистов;
    • необходимость специального обучения родителей, имеющих детей с проблемами в развитии, современным подходам и методам эффективной коррекции психосоматического и личностного состояния ребенка с целью расширения возможностей его обучения и адаптации среди сверстников;
    • потребность родителей в освоении психолого-педагогических средств повышения психической защищенности ребенка в условиях социально-экономической нестабильности и кризисов межличностных отношений в семье.
    Самым важным условием всей просветительной работы является актуальность и современность избираемой тематики: Дети и рыночная экономика, Дети и наркотики; Дети, секс и ранние браки, Психическое здоровье ребенка и его сохранение, Здоровье-сберегающий климат семейного воспитания и т.п. Очень актуальны для любого типа семей, особенно семей, где не все благополучно, проблемы медицинского и валеологического жизнеобеспечения детей, обеспечения правовых гарантий детей и взрослых, коммуникативной культуры в семье и в общении с другими людьми, овладения навыками элементарной психологической помощи родителей самим себе (снятие раздражения, гнева, обиды, повышенной тревоги за ребенка, чувства вины); овладения навыками оказания психолого-педагогической поддержки детям.
    Результаты образования и просвещения родителей могут проявляться:
    • в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, ощущает ли он свою безопасность и защищенность;
    • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
    • в осознании родителем значимости своей родительской деятельности, появлении родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
    • в оптимистическом взгляде родителей на жизнь, на возможность решения родительских и семейных проблем;
    • в формировании высокого уровня педагогической культуры. О высоком уровне педагогической культуры родителей свидетельствует то, что:
    • родители осознают главную цель воспитания — формирование развитой, социально-активной личности. Правильно выбирают направление и выстраивают содержание своей воспитательной работы. Имеют четкое представление об основных качествах личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития;
    • в семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно позитивные. Родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к анализу своего поведения и самовоспитанию. Приучают к преодолению трудностей. В семье имеет место разумная согласованность в применении методов воспитания между всеми членами семьи;
    • предъявляемые требования носят разумный и систематический характер. Соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком. Возникающие проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа. Отношения “взрослый — ребенок” строятся па взаимном доверии и уважении;
    • родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания, охотно выполняют их рекомендации. Принимают участие в различных формах воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом инициативу и заинтересованность. Помогают детям в их общественной работе.
    Средний уровень педагогической культуры родителей характеризуется следующим образом:
    • родители имеют поверхностные представления о направлениях воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания. Понимают, какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного и индивидуального развития ребенка;
    • в семье используются разнообразные методы воспитания, по без разумного их сочетания. Родители опираются на положительные качества ребенка, но мало заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе решений и действий. Недостаточно приучают его к преодолению трудностей. В отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи;
    • требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер. В разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки. Между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества;
    • родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации. Не проявляют инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако принимают участие в них по просьбе учителя. Не интересуются общественной жизнью своего ребенка.
    Средний уровень сформированность педагогической культуры родителей может являться вполне приемлемым результатом совместной работы с семьей, если до начала совместного общения он был крайне низок.
    Низкий уровень педагогической культуры родителей проявляется в том, что:
    • родители не имеют представления о целях и задачах воспитания, направлениях воспитательной работы. Могут определить отдельные качества личности, которые необходимо сформировать у ребенка, но испытывают затруднения в их конкретизации;
    • выбор методов воспитания ограничен. Предпочтение отдается авторитарным методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание). Родители не опираются на положительные качества ребенка, подавляют его инициативу и самостоятельность, либо, напротив, предоставляют широкую возможность действовать без должного контроля. Не побуждают к анализу своих поступков. В семье имеет место рассогласование воспитания;
    • содержательный аспект предъявляемых требований ограничен семейно-бытовыми отношениями. Интерес родителей к проблемам детей слабо выражен, либо отсутствует вовсе. Между родителями и детьми не установлены отношения взаимопонимания, доверия, уважения;
    • родители контактируют с педагогами только по прямой инициативе последних, не посещают занятий по педагогическому просвещению, игнорируют советы и рекомендации педагогов по вопросам воспитания детей. В общественной жизни школы участия не принимают. Равнодушны к общественным делам своих детей.
    Школа, как детское учреждение, которое должны посещать все дети, должна содействовать тому, чтобы все общественные организации и система дополнительного образования в районе деятельности школы активно включались в совместную деятельность с семьей. Нередко учреждения дополнительного образования работают в общем здании со школой, которая превращается в определенный досуговый центр микрорайона для детей и их семей. Многие учреждения дополнительного образования (Дома и Дворцы детского и юношеского творчества, музыкальные и художественные школы, стадионы, бассейны, музеи, библиотеки и др.) начинают ориентироваться не только на детей, но и па родителей, на их совместное участие в деятельности этих учреждений. Вновь возрождаются общественные объединения по месту жительства, в деятельность которых вовлекаются как дети, так и родители: всевозможные клубы, центры, площадки, самодеятельные творческие группы, театры и т.п.
    Все вышеизложенное, если будет последовательно реализовано, может обеспечить определенную безопасность сознания и поведения растущих в семье детей, их умение бесконфликтно общаться с разными категориями людей в разных социальных объединениях.
    На уровне государственной политики в отношении семьи все более четко просматривается тенденция очень терпеливого, последовательного контакта с семьей. Для ребенка даже самая плохая и неблагополучная семья является более необходимой, чем любые заменяющие ее формы социального воспитания.

  4. Maririn Ответить

    Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общешкольный родительский совет. Это – координирующий штаб разнообразной работы со всеми родителями, объединяющий усилия школы и семьи для решения воспитательных задач[7, 138].
    Организация совместных досуговых мероприятий
    Во многих школах родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, и вечера «Встреча с профессией», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Возможно, например, проведение вечера-встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором демонстрируются поделки, сувениры — все то, чем семья увлекается в свободное время.
    Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участие в заседаниях клубов. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее один-два энтузиаста всегда находятся. Чаще всего это спортсмены, тренеры, которые организуют различные спортивные секции или проводят соревнования вместе со школьными преподавателями физкультуры.
    Кружки могут работать и вне школы. И если у какой-то мамы есть возможность собирать у себя дома девочек, она может возглавить домашний кружок или клуб, например «Хозяюшка», и этим оказать огромную помощь в воспитании будущих матерей и хозяек дома[14, 28].
    Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы школы, в организации родительского патруля во время проведения дискотек и вечеров.
    Университет педагогических знаний — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся класса и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.
    Лекция — это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор — сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания.
    При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций — опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции — непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
    Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Ребенок и природа», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
    Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
    Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, предшествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
    Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции.
    Практикум — это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей.
    В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
    Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
    День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
    Педагогическая дискуссия (диспут) — одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута — ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута — уважение к позиции и мнению любого участника.
    Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа — за и против», «Выбор профессии — чье это дело?».
    Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
    Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика[20, 172].
    Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
    Основные формы педагогической помощи:
    · организационно-педагогическая работа с родителями;
    · осуществление педагогического просвещения родителей и проведение систематической индивидуальной работы по улучшению обучения и воспитания учащихся.
    Рассмотрим содержание и формы этой работы. Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам.
    На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др.
    Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руководителями делаются сообщения о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных школьников.
    Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответственность как детей, так и родителей за решение поставленной задачи. Следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную деятельность семьи во многом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению.
    В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов – общешкольного и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности определяются специальным “Положением о родительском комитете общеобразовательной школы”. Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они способствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и технического обучения, профессиональной ориентации школьников.
    Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей, так как многие беды семейного воспитания обусловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. В последние годы сложился так называемый родительский всеобуч, основной целью которого является проведение научно-методической работы и который охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических знаний среди родителей[18, 41].
    Существенным фактором влияния школы на семейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, организацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию. При этом необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей.
    Первое правило. Основа работы классного руководителя – действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» – исчезает. Чаще всего родители знают свои обязанности, но не у всех на практике воспитание получается таким, каким оно должно быть, им важно знать не только, что делать, но и как делать. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение.
    Помещавшиеся по месту работы родителей «Экраны успеваемости», «Открытые журналы» не принесли необходимого результата. Беседы с отцами и матерями, попавшими в «черные списки», показывают, что пользы от вывешивания этих списков нет, у родителей растет недовольство детьми, выливающееся в побои, наказания, да и к школе в целом формируется негативное отношение.
    Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
    Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное, но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой, в поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются.
    Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога[6, 182].
    В индивидуальной работе с родителями в первую очередь следует указать на создание необходимых домашних условий для учебных занятий и трудовой деятельности школьников, а также осуществление контроля в семье за их поведением и соблюдением режима дня. В ряде случаев родители без должного внимания относятся к удовлетворению запросов учащихся в области технического творчества, не помогают им в создании “рабочих уголков”. Все это, естественно, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями. Формы этой работы и ее влияние на родителей требуют принятия мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализируют причины недостатков в учебе и поведении, и намечают пути их преодоления.
    Очень важной является индивидуальная работа с родителями учащихся, которые проявляют интерес и способности к изучению отдельных учебных предметов или особую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и, в особенности, в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному формированию. Оказывая индивидуальную помощь и влияя на родителей, учителям следует проявлять необходимый педагогический такт.
    Одной из форм связи школы с семьей является организация помощи родителей в проведении внеклассной учебно-воспитательной работы с учащимися.
    Воспитательная деятельность родителей в школе осуществляется в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций. Они посвящаются вопросам развития науки и техники, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.
    Распространенной формой участия родителей во внеклассной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.
    С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители нередко руководят кружками “Умелые руки”, авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и научные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

  5. Dairn Ответить

    СЕМЕЙНАЯ АНКЕТА «Давайте познакомимся»
    Наш ребенок ф.и.о. дата рождения____________________________________________
    Национальность ребенка_________________________________
    Родной язык ребенка______________________________
    Какой детский сад посещал ребенок_________________________________
    2. Ф.И.О. мамы, год рождения, тел._______________________________
    ______________________________________________________________
    3. Ф.И.О. папы, год рождения, тел._______________________________________________
    __________________________________________________________________________
    4. Место работы, занимаемая должность
    мама____________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________
    папа
    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Домашний адрес
    Фактически:_____________________________________________________________
    По прописке______________________________________________
    Подчеркнуть: (квартира в собственности, съёмная, частный дом, проживание у родственников)
    6. Состав семьи (дети, бабушки, дедушки и др. место работы, учебы, телефон) ___________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________________________
    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Соц.положение семьи(подчеркнуть) (полная/неполная, многодетн., малообеспеч., мама-одиночка, родители в разводе, повторный брак, брак родителей не зарегистрирован, опекунство, инвалидность ребенка, родителей, вынужденные переселенцы, папа-воин-интернационалист, ликвидаторы аварии на ЧАЭС)) Другое_________________________________________________________________________________
    Получаете ли детское пособие______________________
    8. Уровень образования родителей
    мама                                                                     папа
    – высшее образование                                – высшее образование                                                                                              – неполное высшее образование                  – неполное высшее образова                                                                                        – среднее-спец образование                       – среднее-спец образование
    – среднее образование                                – среднее образование
    – неполное среднее образование                   – неполное среднее образование
    9. Кому доверяете забирать ребёнка из школы? _________________________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________
    10. В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой по обучению и воспитанию ребенка? _________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________
    11. Как вы оцениваете состояние здоровья ребенка? На что рекомендуете   обратить внимание? Если есть, указать хронические заболевания_____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________
    12. Какие кружки и секции посещает ребёнок? Чем любит заниматься? ___________________
    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    13. Нуждаетесь ли в посещении платной группы продлённого дня? _______________________
    14. Нуждаетесь ли вы в льготном питании_______________________________________
    14.  Удовлетворены ли вы уровнем готовности Вашего ребенка к школе_________________________________________________________________
    15. На что учителю обратить внимание при занятиях с ребенком?________________________________________________________________________________________________

  6. Dulmaran Ответить

    Современные формы взаимодействия семьи и школы (из собственного опыта и педагогов-практиков).
    «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»
    В.А.Сухомлинский
    На мой взгляд, учителя ждёт успех и в воспитании и в обучении тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем независимо от того, талантлив он или не очень, дисциплинирован или нет, словом, любим таким, какой он есть. И основа этого успеха  – «союз трёх сердец»: учитель – ученик – родитель.
    Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, обучающихся и их родителей. Следовательно, новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться?
    Придя работать в школу,  на своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.
    Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.
    Думаю, можно выделить несколько причин:
    нехватка времени;
    «старое» отношение к учёбе;
    низкий уровень семейного воспитания;
    несоответствие требований родителей и возможностей детей.
    Одним из способов решения этой проблемы  в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями.
    Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к учащимся с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с Уставом учебного заведения, пропускным режимом, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д. Большое внимание уделяю особенностям проведения учебных занятий (в том числе работе с дневниками учащихся, их тетрадями, системой контроля выполнения домашних заданий, критериями оценки деятельности ученика на уроке) и внеклассных мероприятий. Родителей учащихся привлекаю к организации посещения театров, музеев, экскурсий.
    Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальная и групповая работа. В своей работе использую групповые формы взаимодействия, как родительские собрания и конференции, которые уместны для организации психолого-педагогического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по насущным проблемам школьной жизни, которые волнуют большинство участников образовательного процесса. Все остальные вопросы, связанные с достижениями или проблемами каждого конкретного ребенка обсуждаю в индивидуальном порядке.
    Свою работу с родителями выстраиваю на основе вовлечения родителей в совместную деятельность, используя разнообразные формы общения.
    Индивидуальные формами взаимодействия.
    Изучение семьи. По анкетам провожу знакомство с семьями своих учеников, что помогает оказывать помощь родителям в определении методов и приёмов воспитания ребёнка; создавать творческие группы родителей.
    Консультации помогают родителям выбрать правильный подход к детям. Главным условием успешности таких консультаций считаю доверительные отношения между мной и родителями.
    Преимуществом индивидуальной работы является то, что, находясь наедине, родители откровеннее рассказывают о своих проблемах, затруднениях, иногда касаясь тем внутрисемейных, содержание индивидуальной беседы остаётся достоянием только беседующих.
    Очень внимательно отношусь к просьбам родителей. Бывают просьбы – пересадить за другую парту, чаще спрашивать на уроках, быть строже, требовательнее или, наоборот, мягче в обращении с детьми, проследить, чтобы ребенка не обижал кто-то из товарищей, и т. д. К этим просьбам, если они не продиктованы чрезмерной заботливостью мамы или папы, тоже прислушиваюсь, так как родители хорошо знают своего ребенка.
    Индивидуальное общение не только дает возможность мне оказывать влияние на родителей, но и, в свою очередь, во многом помогает в выборе правильного подхода к детям.
    Памятки для родителей («Как помочь ребёнку хорошо учиться?», «Организация режима дня») помогают своевременно сориентироваться в новой для них роли – родители школьника.
    Коллективные:  Родительские собрания, как основную форму коллективной деятельности, стараюсь проводить в нетрадиционных формах: семинарского занятия, круглого стола, деловой игры, диспута. Визитная карточка собраний — творческие отчёты-концерты. Такие собрания провожу обычно по окончании четверти или полугодия, что даёт возможность родителям видеть успехи детей. Вместе с детьми оформляем выставку поделок и рисунков. Ребята показывают своё мастерство, умение говорить, петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах и просто общаться друг с другом, помогать друг другу.
    Общешкольные родительские собрания проводятся в нашей школе не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
    Классные родительские собрания мы планируем один раз в четверть.
    На родительских собраниях анализирую учебные достижения учащихся, характеризую их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Разговор на собрании веду не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации.
    Родители моего класса знают, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
    В ходе подготовки родительского собрания часто обращаюсь за помощью к родителям, особенно многодетным, с просьбой поделиться своими методами решения проблемы.
    Например, многодетная семья Матвеевых  поделилась с родителями стилем общения в семье, созданием  семейных традиций. Семья Верховских – семейными увлечениями. Серьёзные разногласия возникли у родителей по вопросу наказания детей. Хотелось бы надеяться, что многих пап и мам этот разговор заставил задуматься о правильном  и адекватном наказании ребёнка.
    Многие педагоги, для большей эффективности привлечения к воспитанию обоих родителей, проводят родительские собрания для пап. Планирую провести такое собрание «Мужская рука» в форме дискуссии. Цель: показать отцам роль полноценного общения детей и родителей в получении положительных результатов воспитания и развития детей.
    Чтобы заинтересовать родителей в общении друг с другом на каждом собрании предлагаю родителям “Копилку для вопросов”. Это обычная небольшая коробочка, в которую родители складывают вопросы, которые у них назрели в ходе собрания, и которые они хотели бы задать друг другу. А затем, вытягивая из копилки вопрос, предлагаю поделиться опытом. Обычно дальше идет бурное обсуждение, в ходе которого родители делятся своим опытом.
    В заключение — благодарность участникам за активную работу на собрании и пожелания успехов.
    Планирую в этом году ввести Добрую традицию — проведение Дня семьи в нашем классе. В выходной, отстранившись от суеты, дети  их родители погрузятся в атмосферу добра и любви. Праздничный концерт «Мы вместе» объединит родителей и ребят. Причем концертные номера будут готовить и родители и дети. Дети смогут  убедиться, какие талантливые их родители: могут и петь, и сказки рассказывать, и спортом заниматься. В заключение праздника — традиционное чаепитие.
    В классном проекте  «Самый классный класс» приняла участие каждая семья. Совместная полноценная деятельность сближает родителей, детей и учителя, помогает формировать дружный единый коллектив.
    Тематические игры. Считаю, что главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. Провожу такие тематические игры: «Интеллектуальные марафоны», «Семейные олимпиады», где родители не только показывают свою эрудицию в вопросах обучения и воспитания, но и получают дополнительную педагогическую информацию.
    Конференции — научно-практические, теоретические, читательские, по обмену опытом («Традиции семьи и их значение в воспитании», «Искусство семейного общения», «Воспитание познавательного интереса детей в семье и школе»). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своём опыте семейного воспитания выступают родители. Окончание конференции проходит в форме дискуссии по общей теме.
    Считаю, что ещё одним важным направлением сотрудничества с родителями является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики, которое должно носить ярко выраженный опережающий характер. Для обсуждения и просвещения приглашаю специалистов различных направлений: педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей-предметников.
    Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей в начальной школе (помимо предлагаемых в стандартных выписках из протокола родительского собрания):
    «Знакомство с особенностями организации образовательного процесса на первом уровне школы»;
    «Трудности адаптации первоклассников к обучению»;
    «Особенности отслеживания процесса и результатов обучения младших школьников (в том числе – качественного безотметочного оценивания)»;
    «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома»;
    «Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности»;
    «Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей»;
    «Значение общения в развитии личностных качеств»;
    «Наказание, поощрение и личный пример как основные методы педагогического воздействия»;
    «Причины и последствия детской агрессии»;
    «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств».
    Переписка с родителями. Часто возникает необходимость пообщаться индивидуально с родителями, прояснить тот или иной вопрос. В этом случае выручает общение по телефону, взаимодействие в информационном пространстве Интернета (сайт школы, страничка класса в контакте, электронная почта). В этом году мы стали пользоваться электронными дневниками и поняли, как это удобно и для учителя и для родителей. Можно не только проконтролировать выполнение домашних заданий, но и познакомиться с комментариями к оценкам учителей, получить индивидуальные задания, узнать рейтинг своего ребёнка по каждому предмету. Главное условие переписки – доброжелательный   тон, радость общения.
    Результат исследования показывает, что они — родители становятся настоящими заинтересованными помощниками. А это очень хороший фундамент для сотрудничества и общего успеха. Любое классное или школьное дело никогда не проходит без участия родителей: тематические, информационные, нравственные, праздники, экскурсии. Например:
    Создание коллективного проекта «Самый классный класс».
    Исследовательский проект «Родословная моей семьи».
    Праздник «День Матери», «Прощай, Азбука!», «Вот и стали мы на год взрослее». Часто утренники заканчиваются чаепитием.
    Создание группы класса и портфолио учащихся, презентаций о семье.
    Посещение театров, музеев, экскурсии.
    Участие в конкурсах «В стране Воображалии», «Базовые и национальные ценности».
    При составлении  воспитательной системы  класса я использую тексты для чтения по духовно – нравственному воспитанию. Эту литературу я использую при проведении классных часов, а также предлагаю родителям для семейного чтения и обсуждений  с детьми. Примеры текстов: Е.Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить», В.А. Сухомлинский  “Стыдно перед соловушкой”, М.Андрианов Плохой пример заразителен, В. Осеева  «Злая мама и добрая тетя» и др.
    Семейное чтение  духовно- нравственной литературы не только обогащает детей и их родителей знаниями о семье, послушании, добре и зле, но и сближает всех членов  семьи,  является средством общения между людьми разных поколений.
    На классных часах мы часто обсуждаем вопросы, связанные с семьёй.
    – Какие качества ты особенно ценишь в своих родителях?
    – Какую семью ты хотел бы иметь, когда станешь взрослым?
    – Какие семейные традиции и реликвии ты хотел бы  передать свои детям или внукам?
    В качестве домашнего задания было предложено написать « Письмо в будущее».   Большинство ребят писали письма своим будущим детям или внукам.  Передавали им  свой опыт, полученный на часах  по духовно- нравственному воспитанию.
    Вывод.
    Одним из очень важных направлений в моей работе является психолого-педагогическая диагностика, зачастую носит индивидуальный характер.
    Например,  рисунок семьи, нарисованный моим учеником в первом классе, помог выявить психологу школы проблемные ситуации в его семье. Это дало возможность мне выбрать правильную линию поведения с родителями этих учеников.
    Диагностика проводится  на протяжении всего времени работы с классом.
    Предварительная диагностика провожу при подготовке родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, внеклассных мероприятий.
    Оперативную диагностику использую в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем, которые могут возникнуть у школьников друг с другом, а также у родителей и детей.
    Итоговую диагностику провожу в конце учебного года: по результатам учебно-воспитательной работы класса. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя (и этому тоже надо учить), но и для того, чтобы увидеть проведенную работу не только через призму своего восприятия. Эго дает возможность дальнейшего совершенствования работы с семьей и учащимися.
    Семейные традиции, коллективные творческие дела, высокая мотивация к общественной жизни дают возможность оптимально включать в процесс обучения и воспитания каждого ученика. Позволяют формировать такие качества личности ребёнка, как уважение к старшим, доброта, чуткость, отзывчивость. Анкетирование родителей по организации воспитательной работы с детьми показывает 100% удовлетворённость.
    Литература.
    1.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
    М.:  2009 год.
    2. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 2009 год.
    3. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы.- М.: Вако, 2006.
    4. Корчак Януш. Как любить детей. – М., 2009.
    5. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 2008 год.
    6. Э.В.Витушкина. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника. /ж. Начальная школа №1 2013/.

  7. Molak Ответить

    Программа предусматривает достижение следующей цели:
    Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и одно направленности стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.
    Задачи.
    · Просветительскаянаучить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
    · Консультативнаясовместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
    · Коммуникативная– обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
    Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
    Создание системы массовых мероприятий с родителями осуществляется через внедрение различных форм и методов и организацию взаимодействия с заинтересованными учреждениями и ведомствами.

    Содержание работы:
    · ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей;
    · ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования;
    · совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции, клубы, тренинги, походы, экскурсии, КТД);
    · совместное оценивание уровня воспитанности детей;
    · совместная оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья, спортивные мероприятия);
    · забота о многодетных и малообеспеченных семьях;
    · материально-финансовая помощь школе, классу (ремонт, благотворительность, спонсорство);
    · совместное планирование и анализ работы.
    Взаимодействие классного руководителя с семьями учащихся.
    Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
    Классный руководитель изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семейного воспитания:
    v Исходя из единых (школа-семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
    v Проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.
    Классный руководитель должен обладать информацией:
    v Состояние семейно-бытовых условий ученика;
    v Состояние его здоровья;
    v Положение в классе;
    v О внешкольных интересах и увлечениях;
    v Общественных поручениях;
    v Любимых и нелюбимых предметах;
    v Отношение к школе, к учителям, родителям, товарищам;
    v Уровень воспитанности своего класса;
    v Стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию.
    Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности класса:
    v обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, проблем жизни школы;
    v участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий, выходов в театры и музеи, помощь в оформлении и ремонте кабинета, в профориентации, ведении кружков и т.д.
    v создание органов самоуправления, организация их деятельности в школе и классах.
    Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года.

    Организация взаимодействия с родителями осуществляется через:

    · формы познавательной деятельности (смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, турнир знатоков, недели наук и т. д.)
    · формы трудовой деятельности (оформление кабинета, трудовой десант, создание классной библиотеки и т. д.)
    · формы досуга (праздники, концерты, соревнования, конкурсы, семейные конкурсы, поездки и походы, и т. д.)
    Методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями:

  8. Moran Ответить

    СЕМЕЙНАЯ АНКЕТА
    « Давайте познакомимся »
    1. Наш ребенок ф.и.о. дата рождения________________________
    2. Ф.И.О. мамы ____________________________________________
    3. Ф.И.О. папы _____________________________________________
    4. Место работы занимаемая должность
    мама_____________________________________________________ папа __________________________
    5. Уровень образования родителей
    мама папа
    – высшее образование – высшее образование
    – неполное высшее образование – неполное высшее образование
    – среднее-спец образование – среднее-спец образование
    – среднее образование – среднее образование
    – неполное среднее образование – неполное среднее образование
    6. Какие цели воспитательной работы с ребенком вы ставите в семье _____________________________________________________
    7.Какие задачи в воспитании ребенка должна, по вашему мнению, решать школа _____________________________________________
    8. Как вы представляете себе понятие культурный ребенок
    _______________________________________________________
    9. Какими способами вы реализуете свое представление о культурном ребенке ______________________________________
    10. В какой форме вы готовы взаимодействовать со школой по обучению и воспитанию ребенка ____________________________
    11. Как вы оцениваете состояние здоровья ребенка. На что рекомендуете обратить внимание

  9. Доступ закрыть Ответить

    В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни.
    На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».
    В современных условиях рыночной экономики большинство родителей занято вопросами материального обеспечения семьи, своего ребенка, времени на духовное общение почти не остается. К сожалению, некоторые родители устраняются от выполнения своих прямых обязанностей по воспитанию и обучению детей, перекладывая их на плечи бабушек и дедушек, на гувернантку и школу. А школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. С каждым годом обостряются проблемы взаимоотношений «отцов и детей». Большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей желает быть лучшим. Отсюда меняются и осложняются задачи школы. Главные из них:
    Единство процесса воспитания в школе и семье с целью всестороннего развития личности каждого ребенка.
    Оказание воспитательной помощи семье.
    Совместная работа педагогического коллектива и родителей по преодолению трудностей.
    Взаимодействие школы и родителей имеет разные формы и проявления. Важную роль в углублении семейного воспитания играет создание системы педагогического всеобуча родителей. Но, к сожалению, родительские собрания сводятся к обсуждению результатов успеваемости и поведения учащихся, решению хозяйственных вопросов. У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. В педагогической литературе можно найти много разных советов по проведению бесед и родительских собраний. Мною обобщен опыт коллег и выделены следующие рекомендации по проведению родительских собраний:
    Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
    Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
    Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
    Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
    К родительскому собранию нужно добросовестно готовиться.
    Если технические возможности школы позволяют, то можно использовать презентации, видеофильмы при проведении родительских собраний.
    Обучение родителей – это первый шаг к построению будущих родительских объединений, сообществ детей и родителей на основе их совместной деятельности. Многие родители не всегда могут прийти на родительские собрания. Не потому, что им не нужно, а в силу своей занятости по работе или сложившихся обстоятельств. Для таких случаев можно использовать сайт школы. Размещать на школьном сайте виртуальный всеобуч для родителей, это удобно и экономит время.
    Еще одно из новых предложений – это разделение встреч с родителями в школе на две части. Один раз в четверть проводится родительское собрание. Это всегда тематическая встреча с приглашением специалистов из разных служб района и города. Вторая часть – это проведение Дней открытых дверей для родителей, где можно индивидуально встретиться с учителями-предметниками, обсудить проблемы и разработать совместный план по их решению. Посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия, кружки и секции.
    Следующей важной ступенью в работе с семьей являются индивидуальные формы, которые позволяют добиться большей результативности. Беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о возможных проблемах, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищут пути сотрудничества семьи и школы.
    Организация консультаций для родителей учеников в школе – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества школы и семьи. Большая часть родителей, которые не находят времени для систематического самообразования, обычно обращаются в школу за разовыми консультациями, как правило, в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликты с учителем.
    Задача школы на этом этапе – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную. Многие конфликты удалось бы предотвратить на начальном этапе, если бы педагоги вовремя вспомнили о том, что существует еще одна функция в их деятельности – психотерапевтическая. Поэтому в школе организованы практикумы для педагогического коллектива, где обучают этому виду коммуникации.
    Не секрет, что родители учеников в основном люди занятые. Они также интенсивно работают, как и педагоги, им также тяжело выкроить в своем расписании время на посещение школы. Поэтому очень важно сделать информацию о проведении консультаций в школе максимально доступной и удобной, чтобы родитель, пришедший в школу по одному вопросу, мог попутно решить и некоторые другие. Для ежедневного информирования родителей в качестве эксперимента в своей школе используем электронный дневник. Когда решался вопрос о его введении, то казалось, что это добавит нагрузку на классного руководителя и учителей. Но при практическом использовании оказалось, что занести в электронный дневник текущие оценки и написать рекомендации для ученика и родителей занимает несколько минут. Тем более можно этим заниматься не только в школе, но и дома, если есть компьютер и Интернет.
    В школе необходимо создать такую атмосферу, чтобы родитель, оказавшийся в ней в любое время, был встречен доброжелательно и терпимо. Родителей отталкивает высокомерие и авторитарность педагогов, ведь многие из пап и мам вполне состоявшиеся в профессиональном плане люди. И если родители пришли в школу, значит есть о чем поговорить. Еще одной причиной утраты доверия к школе можно назвать неосторожное поведение педагогов как разглашение семейных тайн, даже из лучших побуждений, когда хочется, чтобы все предметники пожалели ученика, оказавшегося в сложной семейной ситуации.
    Но самое большее недовольство вызывает у родителей, когда, придя в школу для получения консультации, родители вынуждены выслушивать упреки и нотации в адрес ребенка, и в свой собственный. Вряд ли в таком случае взрослый человек изъявит желание в следующий раз потратить свое время на подобную процедуру.
    Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей:
    1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
    2. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
    Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
    3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но с другой стороны хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
    4. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Необходимо помнить, что неразрешимых проблем нет, есть неправильные решения. Педагог всегда должен верить в ребенка, найти в нем положительные качества и опираться на силы семьи.
    В любой школе наверняка есть ученики, требующие особого внимания, – дети с девиантным поведением, дети из неблагополучных семей или дети из обычных семей, но испытывающие какие-либо сложности. Социальный педагог должен создать вокруг таких ребят зону особого внимания. И личное его участие в судьбе «проблемных» детей играет здесь определяющую роль. Немаловажным при оказании поддержки семье может оказаться и согласование действий родителей и педагогов. хорошо бы, чтобы в каждый час своего времени «трудный ребенок» находился в зоне чьей-то ответственности.
    Особое внимание относится к неблагополучным семьям, где родители не выполняют своих обязанностей по обучению и воспитанию детей. В этих случаях необходимо объединение усилий школы, социальных и психологических служб, органов правопорядка.
    Любая совместная деятельность начинается с кратковременных контактов. Если эти контакты приносят сторонам обоюдно удовлетворение, то можно говорить о том, как организовать более широкомасштабную совместную работу, которая поможет родителям заботиться не только об интересах своего ребенка, но и о развитии всего образовательного учреждения в целом.

  10. П_с_Ы_ш_О_к Ответить

    Доклад
    Учителя начальных классов
    Н.С. Виллер
    «Взаимодействие семьи и школы»
    (из опыта работы)
    Существуют разнообразные формы и методы социально – педагогической работы с семьями, их взрослыми членами. Важнейшей из них является родительское собрание.
    Темы собраний, как правило, подбираются согласно возрасту детей и в соответствии с их актуальностью для данного класса. Родительское собрание дело тонкое. Однозначно на родительском собрании не должно быть случаев публичного осуждения за неудачи в учебе и нарушения дисциплины. Для таких вопросов лучше использовать индивидуальные беседы.
    Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
    Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, и потому именно классный руководитель должен инициировать взаимодействие с родителями. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
    Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают членами одной команды. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
    Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и педагога.
    Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
    Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В своей совместной работе с родителями стараюсь использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Не все родители откликаются на мое стремление к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому постоянно веду целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, оптимальных форм совместной работы с семьей в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
    Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
    Взаимоотношения семьи и школы очень важны в первые годы пребывания ребенка в школе. Ведь очень много зависит от первого учителя, от того, какую позицию в работе с родителями своих воспитанников он займет, как сможет организовать свою работу со взрослым коллективом.
    Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
    Работая первый год со своим классом, я старалась прежде всего найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит от взаиоотношений с семьёй. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
    Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
    В своей работе я использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:
    1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
    2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
    3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
    4. Взаимодействие с родительским комитетом.
    5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
    6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
    7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
    А также:
    выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
    участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
    проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
    Конечно невозможно обойтись и без индивидуальной работы с семьями. Я организую беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни. При посещении семьи беседую с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирую родителей об успехах их ребенка, даею советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, узнаю о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляю, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребенка, ищу пути сотрудничества семьи и школы; уделяю большое внимание здоровью ученика.
    В этом учебном году активно использовала индивидуальные формы взаимодействия с семьей Куршакова Захара, Хлыстова Алексея, Безруковой Яны и других обучающихся.
    Не остается без внимания и такая форма взаимодействия семьи и школы как дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д. Но эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной, вследствии занятости родителей на работе и находчивости детей (некоторые деты заводят два дневника) последние не всегда могут отслеживать всю информацию от классного руководителя. Но благодаря соовременным средствам связи (сотовый телефон, электорнный журнал) можно составить телефонный разговор, что достаточно эффективно, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
    Классное родительское собрание остается основной формой работы с коллективом родителей и включает в себя шесть обязательных компонентов:
    Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса.
    Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
    Психолого- педагогическое просвещение.
    Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, приобретение учебной литературы и пр.).
    Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
    Личные беседы с родителями.
    Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.
    Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
    Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семья, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. В октябре 2011 года проводилось анкетирование родителей учащихся 3 «г» класса. В анкетировании «Стратегия семейного воспитания» приняло участие 24 родителя.
    Анализ результатов анкетирования показал, что авторитетный стиль воспитании используют 7 родителей, авторитарный – 13 и либеральный – 4 родителя.
    Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность. К сожалению не многие родители нашего класса проявляют активность во внеклассной работе, но есть и и такие, которые активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. В этом учебном 2011-2012 году, яркими мероприятиям с участием родителей учащихся стали праздники «Масленица», конкурс «Суэк – Кузбасс, мой город. Моя компания», конкурсы поделок и рисунков, и другие. Также родители принимают участие в организации экскурсионных поездок (Водный мир, Новосибирский зоопарк, спектакли, цирк-шапито ).
    Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
    Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление нашей деятельности.
    А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
    педагогическому такту и этике взаимоотношений;
    педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
    педагогическому просвещению родителей;
    умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
    единству требований школы и семьи.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *