В какой период происходило формирование древнерусского государства?

15 ответов на вопрос “В какой период происходило формирование древнерусского государства?”

  1. Yusuf Ответить

    Объединение славянских племен для противостояния более могущественным соседям: В начале 9 века славянские племена были окружены более сильными государствами. На юге раскинулось большое средневековое государство – Хазарский каганат, дань которому были вынуждены платить северяне, поляне и вятичи. На севере выносливые и воинственные норманны требовали откупа от кривичей, ильменских словене, чудь и меря. Только объединение племен могло изменить существующую несправедливость.
    Разрушение родового строя и родовых связей: Военные походы, освоение новых земель и торговля привели к тому, что в родовых общинах, основанных на имущественном равенстве и ведении хозяйства сообща, появляются более сильные и богатые семьи – родовая знать;
    Общественное расслоение: Разрушение родового и общинного строя у славян привело к появлению новых слоёв населения. Так образовался слой родовой знати и дружинников. К первым относились потомки старейшин, которые сумели нажить больше богатства. Ко вторым, дружинникам – молодые воины, которые после военных походов не возвращались к земледелию, а становились профессиональными воинами, защищавшими правителей и общину. Слой простых общинников в знак благодарности за защиту воинам и князьям преподносили дары, которые в дальнейшем превратились в обязательную дань. Кроме того, выделился и слой ремесленников, которые отошли от земледелия и обменивали свои «плоды» труда на продукты. Появились и люди, живущие исключительно за счёт торговли – слой купцов.
    Развитие городов: В 9 веке большую роль в развитии общества играли торговые пути (сухопутные и речные). Все новые слои насления – знать, дружинники, ремесленники, купцы и земледельцы стремились селиться в поселках, стоящих на торговых путях. Таким образом, количество жителей увеличивалось, менялся общественный строй, появлялись новые порядки: власть князей превращалась во власть государственную, дань – в обязательный государственный налог, небольшие города – в крупные центры.

    Рис. 2. Дары дружинникам за защиту от врагов

    Два центра

    Все вышеперечисленные основные этапы развития государственности на Руси закономерно привели в первой половине 9 века к образованию на карте современной России двух центров – двух ранних древнерусских государств:
    на севере – Новгородский союз племён;
    на юге – объединение с центром в Киеве.
    К середине 9 века князья Киевского союза – Аскольд и Дир добились освобождения своих племен от «подношений» дани Хазарского каганату. Иначе развивались события в Новгороде: в 862 году жители города из-за распрей пригласили княжить и владеть землями норманнского князя Рюрика. Он принял предложение и поселился на славянских землях. После его смерти его приближенный Олег взял правление в свои руки. Именно он в 882 году пошел в поход на Киев. Таким образом, он объединил два центра в одно государство – Русь или Киевская Русь.

  2. Thordirin Ответить

    Образование Древнерусского государства причины: экономическое развитие восточнославянских территорий, втягивание их в международную транзитную торговлю (Киевская Русь образовалась на «пути из варяг в греки» — торговом водно-сухопутном пути, функционировавшем в VIII—XI вв. и соединявшем бассейны Балтийского и Черного морей), необходимость защиты от внешних врагов, имущественное и социальное расслоение общества.
    Предпосылки образования государства у восточных славян: переход от родовой общины к соседской, складывание межплеменных союзов, развития промыслов, ремесел и торговли, необходимость объединения для отражения внешней угрозы.
    Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаруживавшие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием (известен с конца V в.). В конце VI—VII в. существовала, согласно византийским и арабским источникам, «Держава волынян», являвшаяся союзницей Византии.
    Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX в. славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куяба (или Куява), по всей видимости, располагалась вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Артании разными исследователями определяется неодинаково (Рязань, Чернигов).
    В XVIII в. сложились теории образования Древнерусского государства. Согласно норманнской теории государство Русь создано норманнскими (варяжскими, русское название скандинавских народов) князьями, пришедших по приглашению восточных славян (авторы Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлецер). Сторонники антинорманнской теории считали, что определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно (автор М.В. Ломоносов).

    Норманская теория

    Русский летописец начала XII в., пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
    По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. —Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь, Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г. Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое современными историками также Киевская Русь).
    Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф. Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в XVIII в. Горячим противником этой теории выступал М. В. Ломоносов.
    Сам факт пребывания варяжских дружин, под которыми, как правило, понимают скандинавов, на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а также на их язык и культуру. В скандинавских сагах Русь — страна несметных богатств, а служба русским князьям — верный путь приобрести славу и могущество. Археологи отмечают, что количество варягов на Руси было невелико. Не обнаружено и каких-либо данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности и средневековья. Достаточно вспомнить рассказы о призвании бриттами англосаксов и создании Английского государства, об основании Рима братьями Ромулом и Ремом и т. п.

    Другие теории (славянская и центристская)

    В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы. Однако ее политический смысл представляет опасность и в наши дни. «Норманисты» исходят из положения о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому творчеству. Оно возможно, как они полагают, только под иноземным руководством и по иноземным образцам.
    Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате развития общества. Действия отдельных крупных личностей, завоевания или другие внешние обстоятельства определяют конкретные проявления этого процесса. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Если Рюрик и был реальной исторической личностью, то его призвание на Русь следует рассматривать как ответ на реальную потребность в княжеской власти русского общества того времени. В исторической литературе вопрос о месте Рюрика в нашей истории остается спорным. Одни историки разделяют мнение, что русская династия скандинавского происхождения, как и само название «Русь» («русскими» финны называли жителей Северной Швеции). Их оппоненты придерживаются мнения, что легенда о призвании варягов является плодом тенденциозного сочинительства, позднейшей вставкой, вызванной политическими причинами. Существует также точка зрения, что варяги были славянами, происходившими либо с южного побережья Балтики (остров Рюген), либо из района реки Неман. Следует отметить, что термин «Русь» неоднократно встречается применительно к различным объединениям как на севере, так и на юге восточнославянского мира.
    Образование государства Русь (Образование Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) — закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

    Центры древнерусского государства

    Русь происходило на основе двух центров: южный сложился вокруг г. Киева (основатели братья Кий, Щек, Хорив и сестра Лыбедь) в середине IX в. Северный центр сформировался вокруг г. Новгорода.
    Первым князем Новгорода был Рюрик (862-879) с братьями Синеусом и Трувором. С 879-912 гг. правил Олег, объединивший Новгород и Киев в 882 г. и создавший единое государство Русь. Олег осуществил походы на Византию (907, 911), заключил договор в 911 г. с византийским императором Львом VI о праве беспошлинной торговли.
    В 912 г. власть наследует Игорь (сын Рюрика). Он отразил нашествие печенегов, совершил походы на Византию: в 941 г. потерпел поражение и в 944 г. заключил первый письменный договор с византийским императором Романом I Лакапином. В 945 г. в результате восстания племени древлян Игорь был убит при попытке повторно собрать полюдье — ежегодный объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.

    Древнерусское государство представляло собой раннефеодальную монархию, где власть передавалась по наследству. Во главе государства стоял великий князь, ему принадлежала верховная законодательная, исполнительная власть. Он выполнял обязанности верховного военачальника, являлся главой дипломатической деятельности. Помогал князю в управлении Совет (верхушка дружины — княжьи мужи). Дружина состояла из «старшей» (выполняла поручения князя) и «младшей»: отроки и детские (личные слуги князя). Удельные князья находились в вассальной зависимости от великого князя (личная зависимость мелких феодалов от крупных).

    Социальный состав населения Древнерусского государства

    После объединения славянских племён в Древнерусское государство все люди в нём начинают составлять единое общество. Однако, как и во всех других странах, это общество не было однородным и подразделялось на различные категории и слои в зависимости от того, чем занимались люди.

    Конспект урока «Образование Древнерусского государства«.
    Следующая тема: «Владимир 1. Крещение Руси».

  3. ShadowLight Ответить

    Первый период – формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь (IX–XII вв.)Это государство сложилось вдоль торгового пути “из варяг в греки”, являвшегося самой восточной “связкой” между государствами Балтийской или Северной Европы (Швеция и др.) и Средиземноморской или Южной Европы (Византия и др.). Соответственно оно имело два главных центра – Киев, через…
    (Экономическая география и прикладное регионоведение России)
    Первый период — формирование и развитие древнерусского государства Киевская Русь (IX—XII вв.).Это государство сложилось вдоль торгового пути «из варяг в греки», являвшегося самой восточной «связкой» между государствами Балтийской или Северной Европы (Швеция и др.) и Средиземноморской или Южной Европы (Византия и др.). Соответственно оно имело два главных центра — Киев, через который шла основная…
    (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И ПРИКЛАДНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ РОССИИ)
    АРХИВЫ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ (IX – НАЧАЛО XII В.) И В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (XII – КОНЕЦ XV В.)Образованию архивов предшествовали появление письменности и потребность человечества в сохранении и использовании письменных источников. У наших предков восточных славян письменность возникла задолго до принятия христианства. Это так называемые «черты и резы». По сообщению болгарина Храбра, славяне,…
    (ИСТОРИЯ АРХИВОВ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА)
    Древнерусское государство (IX – начало XII вв.)1. Образование Древнерусского государства. 2. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. 3. Развитие хозяйства и городов. 4. Культура Древней Руси. История крестьянства СССР: В 5 т. М., 1990. Т. 2: Крестьянство в периоды раннего и развитого феодализма. История Предпринимательства в России. Кн. 1:…
    (История России до конца XVII столетия)
    ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (IX–XII ВВ.)В результате изучения данной главы студент должен: • знать исторические условия образования Древнерусского государства; место и функции институтов власти в Древнерусском государстве; содержание и значение основных источников права; • уметь давать характеристику правового статуса групп населения…
    (История отечественного государства и права)
    Культура восточных славян периода древнерусского государстваВ начале IX в. на базе союза славянских племен древлян, дреговичей, радимичей, частично северян и кривичей оформилось качественно новое образование – Древнерусское государство. Следующие события IX-X вв. сыграли колоссальную роль в развитии общества и культуры восточных славян: образование древнерусского…
    (Археология)
    Образование древнерусского государства. Система государственного управления в Киевской Руси (IX-XI вв.)Древние славяне – народ, относящийся к индоевропейской языковой группе, сформировался во II тыс. до н.э. в Центральной Европе, откуда он расселился в Восточную Европу (от верховьев Вислы до Среднего Поднепровья) и на Балканы. В эпоху Великого переселения народов и под натиском нашествий готов,…
    (История государственного управления в России)
    Распад древнерусского государства. Особенности развития русских земель в период феодальной раздробленностиПеред смертью Ярослав Мудрый разделил «Русскую землю» между своими наследниками. Внутри рода Рюриковичей началась борьба за лучшие княжения, обусловленная «лествичным» («очередным») порядком престолонаследия, что создавало благоприятные условия для половецких вторжений. В 1097 году в Любече княжеский…
    (ИСТОРИЯ РОССИИ)
    Восточные славяне накануне образования Древнерусского государстваОсновные занятия восточных славян – земледелие, скотоводство и охота. Доля каждой из этих отраслей зависела прежде всего от природно-климатических условий. Но земледелие в целом преобладало даже в лесной полосе, на подзолистых почвах, дававших скудные урожаи. Так что восточных славян по праву считают…
    (История России)

  4. Pesius Ответить

    Итак, можно выделить несколько этапов в развитии Древнерусского государства, учитывая, что в целом выделение условно. Первый этап соответствует оформлению в $VIII-IX$ веках межплеменных союзов и княжений. К $IX$ веку появилось так называемое полюдье – дань князю, при этом на том этапе она была скорее добровольной оплатой за управление и защиту.
    Второй этап развития Древнерусского государства – вторая половина $IX$-середина $X$ вв. Развитие государства идет уже более быстрыми темпами. Это связано с влиянием хазар и варягов. Согласно «Повести временных лет» из Северной Европы пришли воины и заставили подчиняться и платить дань. Эти сведения из летописи явились основой для норманнской теории возникновения Древнерусского государства, появившейся в $XVIII$ веке. Принято считать, что норманисты были эдакими русофобами, считавшими славян отсталым этносом, не способным к собственным свершениям и самоорганизации. На самом деле вопрос норманнской теории намного глуже и не так однозначен. Однако сторонники этой теории считали, что название Древней Руси произошло от имени варягов.

    Рисунок 1. Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Раздивилловской Летописи. Конец $XV$ в.
    Следующий этап в становлении государственности на землях славян началом своим обязан княгине Ольге. Самый известный сюжет, связанный с именем Ольги, описывает избиение древлян. Ольга жестоко отомстила за убийство своего мужа князя Игоря Старого. Вообще вопрос с убийством Игоря не вполне однозначен: согласно летописи Игорь из жадности несколько раз приезжал к древлянам собирать дань, в связи с этим древляни под предводительством Мала подняли восстание и убили Игоря с его немногочисленной дружиной. Поскольку наследник Игоря был еще младенцем, княжить стала вдова Игоря Ольга. Хронологически это описано под $945$ годом, однако дата эта вызывает много споров у ученых в связи с дальнейшими нестыковками. Так или иначе, приняв княжение на себя Ольга устроила месть «в четырех актах» над древлянами. Мала, предводитель древлян, отправил сватов к Ольге, они были убиты – закопаны живьем в ладье, в которой приплыли. Затем Ольга попросила в знак уважения к себе прислать сватами лучших мужей древлян и сожгла тех моющимися в бане. Третья месть имела куда больший размах: согласно традициям, Ольга отправилась отдать тризну по мужу на место его гибели в землях древлян. На тризне древлян опоили и перебили, упоминается цифра погибших в пять тысяч. И, наконец, напоследок Ольга с войском в $946$ году пошла на древлян и разбила их. Столица древлян Искоростень по преданию был сожжен во время осады при помощи птиц, к лапам которых была привязана горящая пакля с серой.

  5. Kerafym Ответить



    Объединённое княжество требовалось для защиты от соседних воинственных племён, поскольку в этот период славянские племена были в окружении сильных соседей, к которым относились Хазарский каганат, финно-угорские племена, Волжская Булгария и другие племена.
    Возникновение союза племен также было обусловлено изменением общественного уклада. Происходит изменение привычного первобытно-общинного строя. Вооружённые походы, присоединение новых территорий, а также торговля, способствовали тому, что в родовых общинах, построенных на имущественном равенстве и совместном ведении хозяйства, образуются сильнейшие и богатейшие семьи — родовая знать.
    Формирование новых слоёв населения. Общество стало разбиваться на классы: произошло формирование слоя знати, дружинников, ремесленников, купцов и простых людей.
    Зарождение городов. Первые населенные пункты строились на пересечении торговых путей. От этого зависело благосостояние племени и княжества в целом. Новые слои населения хотели жить в поселениях, находящихся на торговых путях. Это привело к изменению общественного строя, появлялась первая государственная власть и управление князьями, а небольшие поселения превращались в крупные центры.
    Таким образом, главными причинами формирования государства стали: необходимый уровень экономического развития, нахождение племён на крупном торговом пути «из варяг в греки», необходимость защиты от врагов, расслоение общества на классы. Это способствовало образованию на карте древнерусского государства двух крупных центров: Новгорода и Киева.

    Объединение народностей


    По одной из гипотез, славянские народности уже имели начала государственности. Небольшие группы славянских родов начинали объединяться в более крупные союзы. Например, союз во главе с Кием, который существовал в V в. Согласно летописям Новгорода, известно о правителе Гостомысле, который руководил объединением с центром в Новгороде. Ряд источников сообщают о формировании на территории славян трёх народных союзов: Куябы (Киев), Славии (район Ильменского озера, Новгород) и Артании (Рязань или Чернигов).
    Киевские правители Аскольд и Дир добились отделения своих племён от Хазарского каганата. В Новгороде происходили распри, в ответ на что местные жители призвали для управления варяжского князя Рюрика, которого считают первым правителем и основателем древнерусского государства. После его кончины князь Олег в 882 году повёл войска в поход на Киев, и объединил славянские земли, что привело к образованию древнерусского государства Киевская Русь.

  6. The_RockTV Ответить

    События 862 г., описанные в ПВЛ, легли в основу норманнской теории. Согласно ей, новгородцы обратились к соседям- варягам и их князю – конунгу Рюрику с просьбой стать во главе восточно-славянских племен.
    Норманнская теория была выдвинута в 40-50-е гг. XVIII в. немецкими учеными, приглашенными для работы в Российской Академии наук, Г.Байером, Г. Миллером и Шлёцером. Норманисты считали, что государственность на Русь была принесена извне варягами. Они делали вывод об отсталости славян. Эта теория была подвергнута критике М.В.Ломоносовым. Исторические исследования свидетельствуют, что процесс складывания государства у славян начался еще до призвания варягов. Сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик – это реальная историческая личность. Норманнская дружина насильственными методами собирала дань и стремилась объединить славянские племенные союзы, что способствовало ускорению процесса складывания государства. Одновременно происходит объединение местной княжеско-дружинной верхушки и ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли в 882 г., свел воедино «путь из варяг в греки», чем создал экономическую базу для складывающегося государства.
    Таким образом, государство у восточных славян формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов. Одной из особенностей Древнерусского государства было то, что с самого начала оно являлось многонациональным по своему составу. Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходило складывание единой древнерусской народности – основы трех восточнославянских народов: русского, украинского и белорусского.
    В отечественной исторической науке наиболее распространено деление эпохи Киевской Руси на пять этапов.
    Начальный этап (800-882 гг.)- образование Русского феодального государства со столицей в Киеве. Территория государства ограничивалось племенами полян, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, словен. Основными политическими событиями этого периода был поход Руси на Византию в 860 г. и призвание на княжение Рюрика в Новгороде.
    Второй этап (882-911 гг.)- захват власти в Киеве Олегом.
    Третий этап (911-1054 гг.) – расцвет раннефеодальной монархии, обусловленный подъемом производительных сил, успешной борьбой с печенегами, Византией, варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточно-славянские племена. Этот период знаменателен крещением Руси и началом формирования «Русской правды» – правовой основы государства. Это правление Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого.
    Четвертый этап (1054-1093 гг.) – правление Владимира Мономаха, его сына Мстислава Великого – стал началом распада государства. Одновременно происходит рост производительных сил. Боярство, ставшее во главе вотчинной системы, было тогда прогрессивным элементом господствующего класса. Князья использовали дружину в борьбе за перераспределение феодальной ренты.
    Пятый этап (1093-1132 гг.) характеризуется новым усиление феодальной монархии, т.к. князья, в связи с натиском половцев, стремились объединить Киевскую Русь, что в конечном итоге им удалось, однако после победы над половцами необходимость в едином государстве отпала.
    Юридически закрепил начавшуюся раздробленность Любечский съезд князей в 1097 г. На нем принят новый порядок наследования власти. Теперь каждый князь передавал по наследству свои земли («вотчину») старшему сыну. Происходит усиление роли феодальных центров, возрастает роль бояр, которые стремились к самостоятельности. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого Киевская Русь фактически распадается и начинается период феодальной раздробленности.

  7. Bolar Ответить

    В 945 г. неупорядоченный сбор дани (полюдье) среди славянских племен привел к убийству киевского князя Игоря древлянами. Его жена Ольга установила места (погосты), сроки и размер дани (уроки), что стало важным шагом в формировании государственности, поскольку превратило дань в форму упорядоченного государственного налога.
    Контакты с Византией привели к христианизации части верхушки киевского общества, что нашло отражение в крещении Ольги в 955 г.
    В 964 г. князь Святослав, сын Игоря и Ольги, разбил Хазарский каганат. Затем он был нанят византийцами для покорения Болгарии. При возвращении из Болгарии Святослав был убит печенегами (972), новым тюркским народом, который пришел с востока в 915 г. в причерноморские степи, потеснил хазар и разорил все Причерноморье.
    В 988 г. Владимир Святославович (980–1015) крестился и крестил дружину. Это событие считается датой крещения Руси, хотя процесс христианизации всех славянских племен растянулся на века. Приняв христианство, Русь приобщилась к культуре Византии. На Русь пришли иконопись, каменное зодчество, славянская письменность (кириллица) и обширная христианская литература, дававшая представление о мировой истории.
    Культурный и политический расцвет Киевского государства приходится на период княжения сына Владимира – Ярослава Мудрого(1019–1054). В Киеве был построен 13-главый Софийский собор (1037), украшенный мозаикой, фресками и иконами, а также каменные Золотые ворота. Более строгий пятиглавый Софийский собор был возведен в Новгороде, потом в Полоцке. При Ярославе Мудром был составлен первый свод законов, который назывался «Правда Ярослава». Ярослав разбил печенегов – главную военную угрозу того времени.
    Общественный строй.В Киевской Руси шел процесс расслоения общества, появления богатой верхушки и слоя зависимых людей, но преобладало свободное городское и сельское население. Князь не имел собственных крупных земельных владений. Он кормился данью, которая стала формой феодальной ренты – платой за то, что князь охраняет и поддерживает порядок на Русской земле. Дружинники князя также долгое время не имели своих земельных владений. Они «кормились» из доли своего князя. Наличие феодальной ренты позволяет говорить о том, что князья и их дружины были феодальным сословием. Дружинники были связаны с князем личными договорными обязательствами, что также является характерной черной феодальных отношений внутри правящего класса (сеньор и вассал договариваются об условиях службы). В то же время феодализм в Киевской Руси существовал в ранних формах: князь не был полным и безусловным собственником земли своего княжества и не мог отобрать земли свободных общинников. Поэтому он не мог раздавать их своим дружинникам. В XI в. старшие дружинники – бояре – стали постепенно обзаводиться селами, но их владения тонули в море свободных общинных хозяйств.

  8. VanKoBep Ответить

    Активные, приключенческие, оздоровительные туры
    Это смотровая площадка <b class=на маршруте 30 в день заезда. Река Белая в Хаджохе занимает центральное место. На ней много таких уединённых уголков, где скальные берега реки сказочно красивы. Здесь есть всё для хорошего отдыха: чистая прозрачная вода, ласковое солнце, закипающие в скалах речные пороги.”>
    Сквозная пещера, <b class=маршруте 30 – древнее святилище (подземный храм). Хаджох, щедро одарённый богами, сочетает в себе многогранную культуру древних цивилизаций, непрерывное наследие населяющих его народов, гостеприимство и хлебосольность жителей. Побывав один раз здесь, вы будете всю жизнь стремиться попасть сюда снова, где особый мир чудесной природы, где вам хорошо.”>
    Это скала Пронеси Господи <b class=на маршруте 30. “Хажох – это удивительное сочетание солнца, скалистых теснин с изумрудными водопадами, фантастически красивыми и таинственными пещерами. Хаджох очаровывает своим неповторимым разнообразием. Его величие и красота воспеты в эпосе”.”>
    маршруте 30 любят наблюдать ревущие и падающие вниз потоки воды. В них есть такое, что даже при минутном прикосновении к обжигающей прохладой ауре, смешенной  с воздухом воды, вызывает неописуемый восторг и радость. У водопадов не бывает грустных людей, здесь забываются все насущные проблемы. Здесь царит атмосфера веселья, улыбок доброты”.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 – “Хаджох – это мечта каждого туриста. Изумительные пейзажи, разнообразная буйная растительность превращают его в настоящий рай для отдыхающих. Нигде вы не найдёте другого такого легкодоступного и живописного местечка. как Хаджох и его окрестности. Здесь ждут вас и искренне рады вам. Приезжайте, вы сами увидите божественную красоту природы”.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Здесь очень высока насыщенность памятниками древней культуры, истории и археологии. В горных ущельях встречаются места неандертальских поселений, возраст которых 120-130 тыс. лет. Сотни загадочных дольменов — ровесников египетских пирамид — разбросаны по долинам рек. Многочисленны курганы — захоронения «кочевых империй» и «исчезнувших народов»: хазар, печенегов, скифов и половцев. Здесь нет места, которого бы не коснулось колесо истории.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Тут всё очаровывает – бездонное ультрамариновое небо, хаотическое нагромождение скал, а мрачные глубокие ущелья предоставляют изумительно насыщенный экзотикой пейзаж. Великий, грандиозный, удивительный, неповторимый, завораживающий горный мир Хаджоха останется навсегда в памяти любого человека, посетившего эти места.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Открывается вид громадных скальных бастионов хребта Уна-Коз, от края скальной пропасти на бурную реку Белую, нагромождения камней, прилепившихся к подножию скальных берегов. А какая величественная, захватывающая дух панорама. Безмолвие величие гор, скальное царство Хаджоха, загадочная, дикая, малоисследованная глубина ущелий – всё это у Ваших ног.”>
    <b class=Фото на маршруте 30  Поход!.. Это мечта о путешествии и воплощение мечты, само путешествие. Это проникновение в новое, из которого и сам выходишь другим, обновленным! Он дает заряд эмоций, бодрости и духа, он дает взлет душе и здоровый заряд тренировки телу.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Тем, кто ещё не был в горах, никогда не поздно восполнить этот пробел в жизни и окунуться в таинственную и прекрасную страну гор, полную неповторимого разнообразия природы, в этот загадочный и волшебный мир.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Горы влекут человека своей красотой и величием. Древние, как сама вечность, прекрасные, загадочные, завораживающие разум и сердце, они не оставляют равнодушным ни одного человека. Захватывающие дух виды горных вершин, покрытых никогда не тающим снегом, склоны поросшие лесом, высокогорные луга тянут к себе.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Горы влекут человека не только своей красотой и величием, но и стойким улучшения самочувствия, заметным повышением работоспособности, приливом сил и энергии. В горах давление воздуха меньше, чем на равнине. С увеличением высоты плотность воздуха уменьшается и это положительно сказывается на здоровье человека.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Отдых в горах дает возможность надолго получить заряд здоровья, насладиться красотой горных вершин, бегущих по склонам горных рек, вдохнуть аромат трав. В горах можно найти отдых на любой вкус. Отдых в горах навсегда оставит след в вашей душе”>
    <b class=Фото на маршруте 30 А какой здесь воздух! Он особенный, всегда свежий, животворящий, кристально-чистый, целебный, головокружительный и пьянящий. Кто хоть раз вдохнёт его полной грудью, тот почувствует силу и здоровье, прилив бодрости, свежесть и лёгкость во всём теле.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Хребет Каменное море – море из камней, глыб и останцев, то вертикально стоящих в густом травяном покрове, то катящих вздыбленные и застывшие в камне волны, то острых и вытянутых, как лезвие ножа, то круглых, заглаженных и отполированных ветрами до блеска. Каменное море настолько необычно, каждый его уголок не похож друг на друга и представляет какой-то неземной ландшафт.”>
    Туристы <b class=Легендарной Тридцатки на фоне горы Оштен в переводе “собиратель туч”. Склоны этой горы населяют горные серны, занесенные в Красную  книгу, туристы  часто видят их своими глазами. Кроме серн здесь на протяжении многих лет обитали козлотуры Сиверцева, недавно покинули Оштен. А вот благородных оленей здесь еще можно встретить.“>
    <b class=Фото на маршруте 30 Горы своей завораживающей красотой привлекают всех. Они позволяют окунуться в мир прекрасного, вечного, насладиться первозданной красотой и покоряют навсегда. Здесь царит дух романтики и приключений, все мирские заботы покидают вас, остается атмосфера пьянящей радости, вдохновения и наслаждения.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Многие люди хоть однажды, но посещают эти сказочные места, их впечатления неизгладимы и остаются в памяти на всю жизнь. Некоторые влюбляются в горы, как в божественную идею, “заболевают” ими и посвящают горам всю свою жизнь. Горы всегда были загадкой, тянули к себе, хотелось знать, а что там, за сверкающей на горизонте кромкой белизны, царство льда, скал и снега.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Горы стоят того, чтобы их любили, воспевали, восторгались их сказочной красотой и суровостью, они гостеприимны и хлебосольны. Они стелют к вашим ногам самый дорогой, самый пышный ковер, сотканный из цветущих альпийских лугов, обрамлённый ожерельем из белоснежных гор, суровых скал, жемчужных водопадов и глубоких теснин.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Человек восторгается и радуется красоте гор, окружающей его природе, делает для себя новое открытия даже в обычных вещах. Он видит прекрасное в природе, чарующие её формы, цвета всех её красок и оттенков. В горах человек заново начинает учиться дышать, видеть, различать запахи цветущих лугов, ощущать чистую свежесть горного воздуха, быть наедине с девственной природой.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 Одна из главных изюминок маршрута – его доступность. Для прохождения Тридцатки не надо быть обладателем каких-либо спортивных разрядов. Профессионально подготовленные инструкторы фирмы помогут даже начинающим туристам ощутить себя через несколько дней опытными путешественниками.”>
    <b class=Фото на маршруте 30 А какие здесь экзотические цветы! Они сочетают в себе все цвета и оттенки от нежно-голубого до ярко-зелёного, от розового до сочного, пурпурно-красного. Цветущие рододендроны, азалия, лесные и луговые цветы… Их здесь такое множество, вы не сможете найти здесь такого места, где бы не было цветущих растений.”>
    <b class=Маршрут 30 – это удивительное сочетание животворящего солнца, кристально-чистого горного воздуха, благодатных лесов, скалистых теснин с изумрудными водопадами, суровых горных вершин, уникальных достопримечательностей и абсолютной тишины, которая лечит душу городского жителя.“>
    <b class=Фото на маршруте 30 30-й Всесоюзный маршрут всегда пользовался большой популярностью. Большая часть советской интеллигенции прошла этим маршрутом, восхищаясь красотой гор и альпийских лугов, чтобы в конце путешествия оказаться в ласковых объятиях Черного моря. “>
    <b class=Фото на маршруте 30 Гора Фишт – одна из самых знаменитых и популярных вершин России. Сюда стекаются маршруты туристов, скалолазов, альпинистов и спелеологов. Фишт коралловый остров древнего океана Тетис, пустотелый, как губка, он пронизан сотнями ходов и галерей карстовых пещер. В нём высокие подземные водопады, холодные чаши озёр, ледники. “>
    
</p>
</div>
			</footer>
		</article><!-- #comment-## -->

	</li><!-- #comment-## -->
	<li class=

    drug_storm Ответить

    Итак, предпосылки образования древнерусского государства, в общем в VI–IX в. сложились предпосылки для образования государства восточных славян. Экономическими предпосылками этого процесса являлись переход к пашенному земледелию, отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах, возникновение меновых отношений, преобладание свободного труда над рабским.
    Складывались политические предпосылки: потребность племенной знати в аппарате защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование племенных союзов славян, угроза нападения врагов, достаточный уровень военной организации. Социальными предпосылками были смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства, наличие патриархальных форм рабства, складывание древнерусской народности.
    Общая языческая религия, схожие обычаи, обряды, общественная психология создавали духовные предпосылки для формирования государственности.
    Русь находилась между Европой и Азией в пределах равнинного пространства, поэтому потребность в постоянной защите от врагов вынуждала сплачиваться восточных славян для создания сильной государственной власти.

    Образование государства

    Согласно «Повести временных лет» (далее ? ПВЛ) ? древнейшему летописному своду Руси, в 862 г. варяги, ранее обложили данью племена ильменских словен и чуди, были изгнаны за море. После чего на землях племенного союза ильменских словен началась междоусобица. Не имея возможности самостоятельно разрешить конфликты, местные племена решили призвать правителя, не связанного ни с одним из родов:
    «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, ? вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, ? на Белоозере, а третий, Трувор, ? в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же ? те люди от варяжского рода, а прежде были словене».

    В. Васнецов. Призвание варягов
    Полулегендарное призвание Рюрика на Новгородское княжение в 862 г. (его братья являются полностью вымышленными персонажами) традиционно считается началом истории государства российского.
    Этим же годом летописец датирует образование второго центра русской государственности ? Киевского княжества Аскольда и Дира. Согласно ПВЛ, Аскольд и Дир ? дружинники Рюрика ? покинули своего князя и заняли Киев ? племенной центр полян, ранее плативших дань хазарам. Сейчас легенда об исходе Аскольда и Дира от Рюрика признается неисторичной. Скорее всего, эти князья не имели отношения к варяжскому правителю Новгорода и были представителями местной династии.
    В любом случае во второй половине VIII в. на землях восточных славян образовалось два центра государственности.

    Норманский вопрос

    Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно классической норманнской теории, оно было привнесено извне варягами ? братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 г. Авторами норманнской теории были Г. Ф. Миллер, А. Л. Шлёцер, Г. З. Байер, немецкие историки, работавшие в первой половине XVIII в. в Российской академии наук. Антинорманнская теория, основоположником которой был М. В. Ломоносов, основывается на концепциях невозможности «научению государственности» и формирования государства как закономерного этапа внутреннего развития общества.
    С норманнским вопросом напрямую связана и проблема этнической принадлежности варягов. Норманнисты считают их скандинавами, часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предполагает их западнославянское, финно-угорское или балтское происхождение.
    На данном этапе развития исторической науки концепции скандинавского происхождения варягов придерживается большинство историков, вместе с тем признается и тот факт, что скандинавы, находившиеся на схожем или даже более низком уровне развития общественных отношений, чем восточные славяне, не могли принести на земли Восточной Европы государственность. Таким образом, возникновение Древнерусского государства явилось логичным завершением процесса внутреннего развития восточнославянского общества,  этническая принадлежность княжеской династии не играла первоочередного значения в становлении Руси.

    Н. Рерих. Заморские гости

    Первые киевские князья

    Олег Вещий (879–912 гг.)

    В 879 г. в Новгороде умер Рюрик. Так как сын Рюрика ? Игорь ? был ребенком. власть перешла к его «родичу» Олегу, прозванному в древнерусских хрониках Вещим. О родстве Олега с Рюриком известно мало. В. Н. Татищев со ссылкой на Иоакимовскую летопись называл Олега шурином (братом жены Рюрика ? Ефанды).
    В 882 г. Олег отправился в поход из Новгорода на юг по Днепру. Он покорил Смоленск и Любеч, захватил Киев. Согласно летописи. Олег хитростью выманил правивших в Киеве Аскольда и Дира из города и убил их под предлогом их «некняжеского происхождения». Киев стал столицей нового государства ? «матерью городов русских». Таким образом, Олег объединил под своей властью два изначальных центра древнерусской государственности ? Новгород и Киев, получил контроль над всей протяженностью великого торгового пути «из варяг в греки».

    Рисунок современного автора.

    Олег убивает Аскольда и Дира

    В течение нескольких лет после захвата Киева Олег распространил свою власть на племена древлян, северян и радимичей, которые ранее платили дань хазарскому каганату. Контроль князя над подчиненными племенами осуществлялся посредством полюдья ? ежегодного объезда князем с дружиной подвластных племен с целью сбора дани (обычно мехов). Впоследствии меха, ценившиеся чрезвычайно высоко, сбывались на рынках Византийской империи.
    С целью улучшения положения русских купцов и грабежа в 907 г. Олег во главе ополчения подвластных ему племен совершил грандиозный поход на Византийскую империю и, дойдя до стен Константинополя, взял с императора Льва VI Философа огромный выкуп. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам города. Итогом кампании стало заключение мирного договора между Византийской империей и Древнерусским государством (907 г.), который предоставил русским купцам право беспошлинной торговли в Константинополе.
    После похода на Византию в 907 г. Олег получил прозвище Вещий, т. е. знающий будущее. Некоторые историки высказывают сомнения в отношении похода 907 г., о котором не упоминают византийские авторы. В 911 г. Олег направил в Константинополь посольство, которое подтвердило мир и заключило новый договор, из которого исчезли упоминания о беспошлинной торговле. Лингвистический анализ отмел сомнения в подлинности договора 911 г. О нем есть сведения у византийских авторов. В 912 г. Олег, по преданию, погиб от укуса змеи.

    Рисунок современного автора. Ладьи русов у Константинополя

    Игорь Рюрикович Старый (912–945 гг.)

    Игорь Рюрикович вошел в русскую историю с прозвищем «Старый», т. е. старейший. Начало его правления ознаменовалось восстанием племени древлян, попытавшихся освободиться от зависимости от Киева. Восстание было жестоко подавлено, древляне обложены тяжелой данью.

    К. В. Лебедев. Полюдье
    В 941 г. Игорь совершил неудачный поход на Константинополь. Флот русов был сожжен «греческим огнем». Повторный поход 944 г. был успешнее. Византийская империя, не дожидаясь прихода войска на ее земли, согласилась выплатить Игорю дань, как раньше Олегу, и заключила с киевским князем новый торговый договор. Договор 944 г. был менее выгоден для русских купцов, чем предыдущий, так как он лишал их права беспошлинной торговли. В том же году флот русов, пропущенный хазарским каганом в Каспийское море, опустошил город Бердаа.
    В 945 г. Игорь был убит во время полюдья вновь восставшими древлянами (согласно ПВЛ, разорван двумя деревцами) после попытки вторичного сбора дани. Из жен Игоря известна только Ольга, которую он чтил больше других из-за «мудрости ее».

    Ольга (945–960 гг.)

    По преданию, вдова Игоря, княгиня Ольга, принявшая власть вследствие малолетства ее сына Игоря Святославича, жестоко отомстила древлянам. Она хитростью уничтожила их старейшин и князя Мала, перебила много простого народа, сожгла племенной центр древлян ? город Искоростень ? и возложила на них тяжелую дань.

    В. Суриков. Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря
    Для предотвращения восстаний, подобных древлянскому, Ольга полностью изменила систему сбора дани. На территории каждого племенного союза был учрежден погост ? место сбора дани, для каждого племени был установлен урок ? точный размер дани.
    На подвластные Киеву земли были посланы тиуны ? представители княжеской власти, ответственные за сбор дани. Фактически реформа Ольги способствовала превращению Руси из рыхлого союза племен, объединяемых лишь княжеской властью, в государство с административным делением и постоянным бюрократическим аппаратом.
    При Ольге укрепилась связь Киевской Руси с Византийской империей, наиболее богатым и развитым государством раннего Средневековья. В 956 г. (или 957 г.) Ольга посетила Константинополь и приняла там крещение, таким образов став первым христианским правителем Древнерусского государства.

    С. А. Кириллов. Княгиня Ольга (Крещение)
    Вместе с тем за принятием Ольгой христианства не последовало обращения в новую веру ни ее сына Святослава, который был ревностным язычником, ни дружины.

    Святослав Игоревич (960–972 гг.)

    Практически все свое недолгое правление Святослав провел в военных походах, слабо занимаясь внутренними делами государства, которое фактически продолжала возглавлять его мать.
    В 965 г. Святослав совершил поход на Хазарский каганат и, разбив войско кагана, взял город Саркел. На месте Саркела возник русский форпост в степи ? крепость Белая Вежа. После этого опустошил хазарские владения на Северном Кавказе. Вероятно, с данным походом связано утверждение власти киевского князя над Таманским п-вом, где в дальнейшем возникло Тмутараканское княжество. Фактически поход Святослава положил конец могуществу Хазарии.

    В. Киреев. Князь Святослав
    В 966 г. Святослав подчинил себе племенной союз вятичей, ранее плативших дань хазарам.
    В 967 г. Святослав принял предложение Византийской империи о совместных военных действиях против Дунайской Булгарии. Посредством втягивания Святослава в антибулгарскую коалицию Византия пыталась, с одной стороны, сокрушить своего дунайского соперника, а с другой ? ослабить Русь, резко усилившуюся после падения Хазарского каганата. На Дунае Святослав в течение нескольких месяцев сломил сопротивление булгар «и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков».

    Святослав VS Хазарский каганат

    Киевский князь не успел укрепиться в своих новых придунайских владениях. В 968 г. к Киеву подступила орда печенегов ? тюркоязычных кочевников, ранее находившихся в зависимости от Хазарского каганата. Святослав был вынужден свернуть завоевание Булгарии и поспешить на помощь столице. Несмотря на то что печенеги отступили от Киева еще до возвращения Святослава, устроение дел в своей державе задержало князя. Лишь в 969 г. он смог вернуться в Переяславец на Дунае, который он надеялся сделать своей новой столицей.
    Стремление киевского князя закрепиться на Дунае вызвало осложнение отношений с Византийской империей. В 970 г. между Святославом и Византией разразилась война. Несмотря на первоначальные успехи Святослава и его союзников булгар и венгров, его войско было разбито в битве при Аркадиополе (ПВЛ говорит о победе русского воинства, однако данные византийских источников, равно как и весь последующий ход войны, предполагают обратное).
    Кампанию 971 г. лично возглавил император Иоанн Цимисхий ? исключительно опытный и талантливый полководец. Ему удалось перенести войну на территорию Дунайской Булгарии и осадить Святослава в крепости Доростол. Крепость героически оборонялась в течение нескольких месяцев. Огромные потери византийской армии и безвыходность положения Святослава заставили стороны пойти на мирные переговоры. По условиям заключенного мира, Святослав оставлял все свои дунайские владения, которые переходили под власть Византии, но сохранял армию.

    К. Лебедев. Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием
    В 972 г. по пути в Киев Святослав, проходя Днепровские пороги, попал в засаду, устроенную печенежским ханом Курей. В схватке с печенегами киевский князь нашел свою смерть.

    Думаю этого материала на сегодня Вам хватит) Что нужно выучить? Для более упрощенной систематизации материала, как всегда Вы сможете воспользоваться конспектом который можно получить, поставив лайк в одной из Ваших социальных сетей:
    Ладно все, всем пока и до скорых встреч.
    ©  С уважением, Иван Некрасов

  9. Best Play Ответить

    Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства. Если кратко, основная из них такова:
    Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.
    Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.
    Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.
    1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.
    2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.
    3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).
    Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.
    Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
    Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
    Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
    Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.
    https://5-ege.ru/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva-kratko/
    Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).
    М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.
    Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.
    Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.
    Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
    В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.
    Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
    Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.
    Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
    Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
    Рекомендуем:
    Периодизация истории России
    Годы правления князей, царей, президентов в России

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *