В какой рыночной структуре в положении равновесия равны друг другу цена и предельные издержки фирмы?

12 ответов на вопрос “В какой рыночной структуре в положении равновесия равны друг другу цена и предельные издержки фирмы?”

  1. Фоточеловек2014 Ответить

    Изменения в долгосрочном периоде влияют на положение равнове­сия конкурентной фирмы. Рассмотрим данную ситуацию, предположив, что долгосрочные пе­ремены не связаны с развитием производственных мощностей и техники на отдельных фирмах, а вызваны только изменением количества фирм в данной отрасли. Допустим также, что в отрасли действуют фирмы с одинаковыми неизменными издержками. Сделанные нами предположения упрощают анализ, но не влияют на правильность последующих выводов.
    Как мы ранее установили, отдельные конкурентные фирмы в краткосрочном периоде могут получать валовую экономическую прибыль или нести валовой экономический убыток.
    В долгосрочном периоде рыночная цена в результате изменения количества фирм и конкурентной борьбы будет стремиться к уровню, равному минимуму средних валовых издержек. В результате долговременных изменений положение долгосрочного равновесия в отрасли и на отдельных фирмах установится при производстве оптимального количества продукции, соответствующего цене Р = minАТС. При этом валовая экономическая прибыль действующих в отрасли фирм станет равной 0.
    В положении долгосрочного равновесия конкурентной фирмы равны друг другу цена, предельная выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние валовые издержки:
    МR(Р) = МС = min АТС.
    Данное равенство свидетельствует о том, что в долговременном пе­риоде фирма находится в положении равновесия, производя оптимальный объем продукции в соответствии с правилом MR(P) = МС при рыночной цене, равной минимуму АТС, возмещая при этом полностью валовые эко­номические издержки, обеспечивая нормальную прибыль, но не получая экономической прибыли.
    Из указанного выше равенства можно сделать вывод о высокой эф­фективности конкурентной рыночной экономики по сравнению с моде­лями несовершенной конкуренции. Это обусловлено следующими причи­нами:
    1) конкуренция в долгосрочном периоде вынуждает фирму произ­водить такое оптимальное количество продукции, при котором она имеет минимальные средние издержки, что свидетельствует о высокой производ­ственной эффективности в условиях чистой конкуренции;
    2) в соответствии с минимальными средними издержками устанавли­вается цена продукта, а низкие цены соответствуют интересам покупа­телей;
    3) для того чтобы обеспечить минимальные средние издержки и реа­лизовать продукцию по низкой конкурентной рыночной цене, фирма долж­на стремиться использовать наиболее прогрессивные технику и техноло­гию, рационально применять материальные ресурсы;
    4) в условиях чистой конкуренции фирма выпускает оптимальный объем продукции в положении, когда цена равна предельным издержкам
    (Р = МС). Это позволяет достичь наиболее эффективного распределения ресурсов в экономике, при котором максимально удовлетворяются потребности общества. Необходимо объяснить это утверждение.
    Однако данный вывод справедлив только в том случае, если не принимать во внимание внешние эффекты и необходимость выделения ресурсов на производство общественных, или социальных благ, что связано с недостатками распределения ресурсов при рыночной системе.

  2. ((=пРост0 сЕкаЗнаЯ бЭйбА=)) Ответить

    1. Если уменьшение цены товара на 5% приводит к снижению объема его предложения на 8%, то предложение является:
    эластичным;
    да
    12. При каком типе равновесия ниже равновесная рыночная цена?
    в зависимости от степени изменения рыночного спроса.
    нет
    17. Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 8%, а объем производства возрастает при этом на 5%, то:
    имеет место положительный эффект масштаба;
    нет
    21. График спроса на продукцию монополиста является:
    имеет отрицательный наклон.
    да
    23. Что является экономическим последствием монополии?
    ресурсы распределяются менее эффективно по сравнению с чистой конкуренцией;
    да
    24. В каком случае достигается наиболее эффективное распределение ресурсов в обществе при регулировании государством монополии?
    когда государство определяет цену на уровне, соответствующем правилу MR = MC.
    нет
    25. Какой метод ценообразования используется в условиях олигополии, основанной на тайном сговоре, при выпуске дифференцированной продукции?
    цена формируется в соответствии с методом “издержки + накидка”;
    да
    27. В какой рыночной структуре в положении равновесия равны друг другу цена и предельные издержки фирмы?
    чистой конкуренции;
    да
    29. Стоимость денег:
    может увеличиваться и снижаться;
    да
    31. Что обладает более высокой ликвидностью?
    продукты питания;
    нет
    34. Покупательная способность денег в условиях инфляции:
    снижается;
    да
    36. Если ЦБ повышает учетную ставку, то эта мера направлена в первую очередь на:
    снижение общей величины резервов коммерческих банков;
    да
    37. Если ЦБ продает государственные ценные бумаги населению, то эта мера ведет к:
    уменьшению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками;
    да
    38. Для стимулирования экономики в период спада ЦБ должен:
    повысить ставку рефинансирования;
    нет
    4. Что может вызвать падение спроса на товар Х?
    уменьшение доходов потребителей;
    да
    9. Если при снижении цены товара валовая выручка увеличилась, то коэффициент ценовой эластичности спроса:
    больше 1.
    да
    Если уменьшение цены товара на 5% приводит к снижению объема его предложения на 8%, то предложение является:
    эластичным;
    да
    17. Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 8%, а объем производства возрастает при этом на 5%, то:
    наблюдается отрицательный эффект масштаба производства;
    да
    19. В краткосрочном периоде в условиях чистой конкуренции фирме не имеет смысла прекращать производство, если рыночная цена:
    больше средних переменных издержек.
    да
    20. Конкурентная фирма при определенных объемах производства может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если:
    цена больше средних переменных издержек;
    нет
    21. График спроса на продукцию монополиста является:
    имеет отрицательный наклон.
    да
    24. В каком случае достигается наиболее эффективное распределение ресурсов в обществе при регулировании государством монополии?
    если устанавливается цена на уровне АТС на графике спроса на продукцию монополиста;
    да
    25. Какой метод ценообразования используется в условиях олигополии, основанной на тайном сговоре, при выпуске дифференцированной продукции?
    цена формируется в соответствии с методом “издержки + накидка”;
    да
    3. Закон спроса означает, что:
    при увеличении доходов покупатели приобретут больше товаров;
    нет
    33. Чем занимаются банки?
    все ответы верны;
    да
    35. Денежно-кредитная политика проводится:
    центральным банком страны;
    да
    36. Если ЦБ повышает учетную ставку, то эта мера направлена в первую очередь на:
    снижение общей величины резервов коммерческих банков;
    да
    37. Если ЦБ продает государственные ценные бумаги населению, то эта мера ведет к:
    уменьшению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками;
    да
    38. Для стимулирования экономики в период спада ЦБ должен:
    все ответы верны;
    нет
    4. Что может вызвать падение спроса на товар Х?
    уменьшение доходов потребителей;
    да
    7. Если спрос на данный товар снизится, а его предложение возрастет, то:
    цена на товар снизится;
    да
    8. Если увеличение цены товара на 1% приводит к снижению объема спроса на него на 3%, то спрос является:
    эластичным;
    да
    10. Какое утверждение характеризует неэластичный спрос?
    все предыдущие ответы верны.
    нет
    11. Если уменьшение цены товара на 5% приводит к снижению объема его предложения на 8%, то предложение является:
    эластичным;
    да
    12. При каком типе равновесия ниже равновесная рыночная цена?
    при мгновенном;
    нет
    13. Экономические (альтернативные) издержки – это:
    сумма внешних и внутренних издержек;
    нет
    15. Что представляет собой предельный продукт?
    изменение объема производства при найме дополнительного рабочего.
    да
    23. Что является экономическим последствием монополии?
    ресурсы распределяются менее эффективно по сравнению с чистой конкуренцией;
    да
    25. Какой метод ценообразования используется в условиях олигополии, основанной на тайном сговоре, при выпуске дифференцированной продукции?
    цена формируется в соответствии с методом “издержки + накидка”;
    да
    26. В чем состоит основное преимущество монополистической конкуренции?
    дифференциация продукта способствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;
    да
    27. В какой рыночной структуре в положении равновесия равны друг другу цена и предельные издержки фирмы?
    чистой конкуренции;
    да
    28. Какое из следующих утверждений характеризует положение долгосрочного равновесия?
    цена товаров, которые приобретаются на заемные средства;
    нет
    32. Что представляет собой процент, который заемщики платят кредитору за банковскую ссуду?
    цена денег, выдаваемых в качестве кредита;
    да
    35. Денежно-кредитная политика проводится:
    центральным банком страны;
    да
    38. Для стимулирования экономики в период спада ЦБ должен:
    продать крупный пакет гособлигаций на открытом рынке;
    нет
    4. Что может вызвать падение спроса на товар Х?
    уменьшение доходов потребителей;
    да
    5. Закон предложения проявляется в том, что при увеличении цены товара:
    уменьшается объем предложения;
    да
    9. Если при снижении цены товара валовая выручка увеличилась, то коэффициент ценовой эластичности спроса:
    больше 1.
    да
    10. Экономические (альтернативные) издержки – это:
    сумма внешних и внутренних издержек;
    нет
    11. При каком объеме выпуска средние валовые издержки достигают минимума?
    если МС = АТС;
    да
    12. Если фирма увеличивает затраты на ресурсы на 8%, а объем производства возрастает при этом на 5%, то:
    наблюдается отрицательный эффект масштаба производства;
    да
    13. Что представляет собой кривая спроса на продукцию чисто конкурентной фирмы?
    горизонтальная линия при данном уровне рыночной цены;
    да
    14.Конкурентная фирма при определенных объемах производства может получить экономическую прибыль в краткосрочном периоде, если:
    валовая выручка больше валовых издержек;
    да
    17. Что является экономическим последствием монополии?
    ресурсы распределяются менее эффективно по сравнению с чистой конкуренцией;
    да
    19. В какой рыночной структуре в положении равновесия равны друг другу цена и предельные издержки фирмы?
    чистой конкуренции;
    да
    22. Основными субъектами изучения макроэкономики являются:
    государство, домашние хозяйства фирмы.
    да
    23. Выделите агрегированные (совокупные) величины:
    совокупный спрос, совокупное предложение.
    да
    24. Заработная плата учитывается при расчете:
    ВВП по методу потока доходов;
    да
    25. Какая из агрегатных величин не включается в ВВП, рассчитанный по сумме расходов:
    заработная плата и жалованье;
    да
    27. Номинальный валовой внутренний продукт (ВВП) измеряется:
    в рыночных текущих ценах;
    да
    29. Верны/неверны следующие высказывания (да/нет)?
    все предыдущие ответы верны.
    да
    3. Закон спроса означает, что:
    когда цена товара снижается, объем планируемых покупок увеличивается;
    да
    30. Стоимость денег:
    может увеличиваться и снижаться;
    да
    31. Деньги служат:
    средством обращения;
    нет
    33. Что представляет собой процент, который заемщики платят кредитору за банковскую ссуду?
    цена денег, выдаваемых в качестве кредита;
    да
    35. Покупательная способность денег в условиях инфляции:
    снижается;
    да
    37. Если ЦБ повышает учетную ставку, то эта мера направлена в первую очередь на:
    снижение общей величины резервов коммерческих банков;
    да
    38. Для стимулирования экономики в период спада ЦБ должен:
    снизить норму обязательных резервов;
    да
    5. Закон предложения проявляется в том, что при увеличении цены товара:
    уменьшается объем предложения;
    да
    6. Изменение какого фактора не вызовет смещения графика предложения?
    цены данного товара;
    да
    8. Какое утверждение характеризует неэластичный спрос?
    данный товар является предметом первой необходимости;
    да
    9. При каком типе равновесия ниже равновесная рыночная цена?
    в зависимости от степени изменения рыночного спроса.
    нет

  3. JeikBon Ответить

    Равновесие фирмы (Firm equilibrium) — это такое состояние фирмы (с определенным уровнем цены и объема производства), при котором достигается максимально возможный уровень прибыли и дальнейшее увеличение масштабов производства уже не приносит дополнительной прибыли.

    Равновесие фирмы в краткосрочном периоде

    В определенной отрасли всегда действуют разные, не похожие друг на друга и с разными масштабами фирмы, с разной технической базой, организацией производства и издержками. Чтобы получить возможность оценки положения фирмы на рынке, необходимо провести сравнение ее средних издержек.
    В условиях совершенной конкуренции при определенной цене существует некий «внешний предел», при котором фирмы вступают в отрасль или же уходят из нее. При повышении цены появляются новые и остаются старые фирмы. При снижении цены производители с высоким уровнем издержек несут убытки и покидают данную отрасль.

    Рис. 1. Положение конкурентной фирмы на рынке
    На рис. 1 изображены три варианта положения фирмы, которые могут возникнуть на рынке. Если линия цены \mathrm P только касается кривой средних издержек \mathrm{AC} в точке минимума \mathrm M, как показано на рис. 1а, то фирма может лишь покрыть свои минимальные средние издержки. В данном случае точка \mathrm M является точкой нулевой прибыли.
    Нужно отметить, что нулевая прибыль вовсе не означает то, что фирма не получает никакой прибыли. В издержки производства входят не только затраты на оборудование, рабочую силу, сырье, но и процент, который фирмы смогли бы получить на свой капитал, если бы решили вложить его в другие отрасли. Другими словами, нормальная прибыль как и нормальная отдача от капитала, которая определяется путем конкуренции в отраслях с идентичным уровнем риска, или вознаграждение фактора предпринимательства, является частью издержек. Фактор предпринимательства в основном рассматривается как постоянный фактор. Поэтому нормальная прибыль относится на постоянные издержки.
    В случае, когда средние издержки ниже цены (рис. 1б), то фирма в определенных рамках объема производства (от {\mathrm Q}_1 до {\mathrm Q}_2) получает в среднем более высокую прибыль, чем нормальная прибыль. Иными словами, фирма получает сверхприбыль, или квазиренту.
    Если средние издержки фирмы выше рыночной цены при любом объеме производства (рис. 1в), то она понесет убытки и обанкротиться, если не уйдет с рынка или не будет реорганизована.
    Динамика средних издержек показывает положение фирмы на рынке, но не определяет уровня предложения и точки оптимального объема производства. Действительно, если средние издержки фирмы ниже цены (рис. 1б), то на основании этого можно лишь утверждать то, что в интервале от {\mathrm Q}_1 до {\mathrm Q}_2 расположена зона прибыльного производства, а при объеме производства {\mathrm Q}_3, при котором средние издержки минимальны, фирма получает максимальную прибыль на единицу продукта. Однако это не означает, что в точке {\mathrm Q}_3 достигается оптимальный объем производства и фирма находится в равновесии. Как известно, производителя интересует вовсе не прибыль на единицу продукции, а прибыль за всю массу реализованного товара. Поэтому, кривая средних издержек не показывает уровень, где достигается максимум.
    Следует рассмотреть предельные издержки фирмы — дополнительные издержки, которые связаны с производством дополнительной единицы продукта наиболее дешевым способом. Предельные издержки представляют собой разность между издержками производства \mathrm n единиц и издержками производства \mathrm n-1 единиц: \mathrm{MC}\;=\;{\mathrm{TC}}_\mathrm n\;-\;{\mathrm{TC}}_{\mathrm n-1}. На рис. 2. изображена динамика предельных издержек.

    Рис. 2. Предельные издержки фирмы
    Предельные издержки не зависят от постоянных издержек, потому что последние существуют независимо от того, производится ли дополнительная единица продукции. Вначале предельные издержки имеют тенденцию к снижению, оставаясь ниже средних \mathrm{MC}\;< \;\mathrm{AC}. Это объясняется тем, что если издержки на единицу продукции снижаются, то каждый следующий производимый продукт стоит меньше средних издержек предшествующих продуктов, т.е. средние издержки производства выше предельных. Дальнейший рост средних издержек означает, что предельные издержки увеличиваются по отношению к предшествующим средним издержкам. Таким образом, линия предельных издержек на графике пересекает линию средних издержек в ее минимальном уровне \mathrm M. Производство дополнительной единицы продукции, несмотря на дополнительные издержки, приносит фирме дополнительный доход, или предельный доход, который представляет собой разность между общим доходом, вырученным от продажи \mathrm n и \mathrm n-1 единиц продукции: \mathrm{MR}\;=\;{\mathrm{TR}}_\mathrm n\;-\;{\mathrm{TR}}_{\mathrm n-1}. При свободной конкуренции производитель не в состоянии повлиять на уровень рыночной цены, и, поэтому, продает свою продукцию по одной и той же цене. Это означает, что при свободной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет одинаков при любом объеме производства, т.е. предельный доход будет равен цене: \mathrm{MR}\;=\;\mathrm P.
    Рассматривая предельный доход и предельные издержки, можно определить точку равновесия фирмы, где она перестает наращивать производство, достигнув максимальной прибыли при данной цене. Фирма будет наращивать объем производства, пока каждая дополнительная единица продукции будет приносить дополнительную прибыль. Иными словами, пока предельные издержки будут меньше предельного дохода (\mathrm{MC}\;< \;\mathrm{MR}), фирма может увеличивать объем производства. Если же предельные издержки станут выше предельного дохода (\mathrm{MC}\;>\;\mathrm{MR}), то фирма станет убыточной.

    Рис. 3. Равновесие фирмы на рынке совершенной конкуренции
    На рис. 3 видно, что с ростом производства кривая предельных издержек \mathrm{MC} идет вверх и пересекает линию предельного дохода \mathrm{MR}, которая соответствует рыночной цене {\mathrm P}_1, в точке \mathrm M, где находится оптимальный объем производства {\mathrm Q}_1. Любое отклонение от данной точки оборачивается для фирмы потерями в виде прямых убытков при большем объеме производства, или в результате снижения объема прибыли при сокращении выпуска продукции.
    Таким образом, условием равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде является равенство предельных издержек и предельного дохода \mathrm{MC}\;=\;\mathrm{MR}. Каждая фирма, которая хочет получить прибыль, стремится к такому объему производства, при котором выполняется это условие равновесия. В условиях совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому равновесие фирмы достигается при \mathrm{MC}\;=\;\mathrm P.
    Соотношение предельного дохода и предельных издержек – это определенная сигнальная система, информирующая предпринимателя о том, достигнут ли оптимальный уровень производства или же можно ожидать дополнительного роста прибыли. Однако не возможно в точности определить получаемую фирмой объем прибыли лишь на основании анализа предельных издержек, т.к. они не учитывают постоянных издержек.
    Получаемая фирмой общая прибыль может быть определена как разность общим доходом \mathrm{TR} и общими издержками \mathrm{TC}. Общий доход, в свою очередь, рассчитывается как произведение количества продукции на цену (\mathrm{TR}\;=\;\mathrm Q\;\cdot\;\mathrm P), а общие издержки — произведение количества продукции на средние издержки (\mathrm{TC}\;=\;\mathrm Q\;\cdot\;\mathrm{AC}). Таким образом, соединив анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можно в точности определить объем получаемой прибыли.
    Существует три возможных ситуации на рынке. Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис. 4а), общий доход равен общим издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, т.к. цена ее продукции равна средним издержкам.

    Рис. 4. Прибыли и убытки фирмы на рынке совершенной конкуренции
    Если на определенном интервале линии предельного дохода и цены находятся выше кривой средних издержек (рис. 4б), то в точке равновесия \mathrm M у фирмы будет квазирента, т.е. прибыль, которая превышает нормальный уровень. При оптимальном уровне производства {\mathrm Q}_2 средние издержки будут равны {\mathrm C}_2, поэтому общие издержки составят площадь прямоугольника {\mathrm{OC}}_2{\mathrm{LQ}}_2. Общий доход, составляющий площадь прямоугольника {\mathrm{OP}}_2{\mathrm{MQ}}_2, будет больше, и, поэтому площадь прямоугольника {\mathrm C}_2{\mathrm P}_2\mathrm{ML} покажет общий объем сверхприбыли.
    На рис. 4в показана другая ситуация: средние издержки превышает рыночную цену при любом объеме производства. В данном случае даже при оптимальном объеме производства (\mathrm{MC}\;=\;\mathrm P) фирма несет убытки, хотя и меньше, чем при иных объемах производства (площадь прямоугольника {\mathrm P}_3{\mathrm C}_3\mathrm{LM} минимально именно при объеме производства {\mathrm Q}_3).
    Последнюю ситуацию рассмотрим подробнее. От возможных убытков на рынке никто не застрахован. Поэтому, если в силу определенных причин фирма не получает прибыли, то ей необходимо минимизировать убытки. Если рассматривать фирму в краткосрочном периоде, когда она остается на данном рынке, то что же для нее предпочтительнее — продолжать свою деятельность или временно приостановить производство? В каком случае убытки будут минимальны?
    Нужно отметить, что когда фирма ничего не производит, то несет лишь постоянные издержки. Если она производит продукцию, то к постоянным добавляются переменные издержки, но при этом фирма получает определенный доход. Поэтому, для того, чтобы понять, когда фирма минимизирует свои убытки, необходимо сравнить цены не только со средними издержками \mathrm{AC}, но и со средними переменными издержками \mathrm{AVC}.

    Рис. 5. Минимизация убытков фирмы
    Рассмотрим ситуацию, описанную на рис. 5. Рыночная цена {\mathrm P}_1 ниже минимального уровня средних издержек, но выше минимального уровня средних переменных издержек. При оптимальном уровне производства {\mathrm Q}_1 величина средних издержек составит отрезок {\mathrm Q}_1\mathrm M, а величина средних переменных издержек — отрезок {\mathrm Q}_1\mathrm L. Следовательно, отрезок \mathrm{ML} — это средние постоянные издержки. Если фирма продолжает свою деятельность, то общий доход (прямоугольник {\mathrm{OP}}_1{\mathrm{EQ}}_1) будет меньше общих издержек (прямоугольник {\mathrm{OC}}_\mathrm T{\mathrm{LQ}}_1), но при этом будут покрыты переменные издержки (прямоугольник {\mathrm{OC}}_\mathrm V{\mathrm{LQ}}_1) и часть постоянных издержек. Величина убытков будет составлять площадь прямоугольника {\mathrm P}_1{\mathrm C}_1\mathrm{ME}. Если фирма прекратит производство, то убытки составят всю величину постоянных издержек (прямоугольник {\mathrm C}_\mathrm V{\mathrm C}_1\mathrm{ML}).
    Следовательно, пока цена выше минимальных средних переменных издержек, в краткосрочном периоде фирме выгоднее продолжать производство, т.к. в этом случае снижаются убытки. Если цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для нее все равно, продолжать производить продукцию или нет. Если цена упадет ниже минимального уровня средних переменных издержек, тогда производство продукции должно быль остановлено.
    При изменении цены фирма будет изменять и объем производства, двигаясь по кривой \mathrm{MC}. Т.е. восходящая часть кривой предельных издержек фактически является кривой ее краткосрочного предложения.
    Совмещая индивидуальные кривые предложения фирм одной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения. По мере повышения цены разные фирмы, которые работают в данной отрасли, расширяют объем своего производства и свое предложение. Изменение рыночной цены на определенный товар будет до тех пор, пока совокупный спрос на продукт отрасли не сравняется с совокупным предложением отрасли. Данное равенство достигается при уровне цены, которая после этого сохраняет этот уровень в течении краткосрочного периода.

    Равновесие фирмы в долгосрочном периоде

    Анализ положения отдельной фирмы на рынке совершенной конкуренции, проведенный выше, описывал ситуацию в краткосрочном периоде. Но что изменится, если проводить анализ ситуации на рынке в долгосрочном периоде? С увеличением рассматриваемого промежутка времени для отдельной фирмы, ее постоянные и переменные издержки перестают различаться и становятся только лишь переменными, а также изменяется количество действующих фирм на рынке.
    Для начала рассмотрим, что бывает с издержками фирмы в долгосрочном временном интервале. При планировании долгосрочного наращивания или снижения объема производства фирма не в состоянии ограничиться лишь сокращением или увеличением переменных издержек (числа нанятых рабочих, используемых материалов, сырья и т.д.). В данном случае эффективность производства фирмы снизиться, т.к. при сохранении производственных мощностей (постоянных издержек) изменится оптимальное сочетание факторов производства. Для наращивания получаемой прибыли фирма всегда стремится к сокращению средних издержек, поэтому в долгосрочной перспективе она меняет свои размеры путем изменения объема производства. Так как при этом изменяется количество постоянных издержек, то фирма «переходит» на другую кривую средних издержек \mathrm{AC}.

    Рис. 6. Долгосрочные средние издержки фирмы
    Как новая кривая средних издержек, которая соответствует большему размеру фирмы, расположена на графику относительно старой кривой? Все зависит от действия эффекта масштаба. На рис. 6 изображены несколько видов краткосрочных кривых средних издержек фирмы, которые соответствуют разным объемам производства, а также разному действию эффекта масштаба. В случае возрастающей отдачи от масштаба производства пропорциональный рост всех издержек приводит к уменьшению средних издержек (переход от {\mathrm{AC}}_1 к {\mathrm{AC}}_2). В случае убывающей отдачи, когда объемы производства достаточно большие, пропорциональный рост всех издержек приводит к увеличению средних издержек (переход от {\mathrm{AC}}_3 к {\mathrm{AC}}_4). Кривая \mathrm{LAC}, которая огибает все существующие краткосрочные кривые средних издержек, является долгосрочной кривой средних издержек. Нисходящий отрезок кривой \mathrm{LAC} соответствует возрастающей отдаче от масштаба производства, а восходящий отрезок — убывающей отдаче. При каждом изменении размера, фирма «переходит» на другую краткосрочную кривую \mathrm{AC}, но, по-прежнему, движется вдоль долгосрочной кривой средних издержек \mathrm{LAC}.
    Таким образом, манипулируя величиной всех используемых в производстве ресурсов, фирма стремится оптимизировать свой размер, и, соответственно, минимизировать долгосрочные средние издержки.
    Теперь необходимо рассмотреть, как меняется равновесие фирмы при изменении количества фирм в отрасли. Вернемся снова к рисунку 4. Если рыночная цена превышает средние издержки (рис. 4б) и фирма получает сверхприбыль, то в данном случае новые фирмы, заинтересованные получением сверхприбыли, будет стремится в отрасль. При совершенной конкуренции особых барьеров, которые препятствуют вступлению в отрасль новых фирм, нет. Тогда предложение начнет расти и конкуренция между фирмами приведет к снижению цены и исчезновению сверхприбыли.
    Когда для фирмы ситуация на рынке складывается не совсем благоприятно и цена на продукцию оказывается гораздо ниже средних издержек (рис. 4в), то фирма, которая оказалась в подобном положении, уходит из отрасли, и предложение снижается. Цена начинает возрастать (при неизменности других факторов), пока фирма не будет получать нормальную прибыль.
    Если цена и средние издержки одинаковы (рис. 4а), то тенденция к изменению количества действующих в отрасли фирм отсутствует. Эта конкурентная отрасль находится в полном долгосрочном равновесие, условие которого следующие:

  4. Feran Ответить

    Таким образом, в положении долгосрочного равновесия конкурентной фирмы равны друг другу цена, предельная
    выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние общие (валовые) издержки.
    Из представленного выше равенства можно сделать вывод о высокой эффективности конкурентной
    рыночной экономики
    по сравнению с моделями несовершенной конкуренции. Это обусловлено
    следующими причинами:
    конкуренция в долгоcрочном периоде вынуждает фирму производить такое оптимальное количество
    продукции, при котором она имеет минимальные средние издержки, что свидетельствует о высокой
    производственной эффективности в условиях совершенной конкуренции;
    в соответствии с минимальными средними издержками устанавливается низкая цена продукта, а
    низкие цены соответствуют интересам покупателей;
    для того чтобы обеспечить минимальные средние издержки и реализовать продукцию по низкой
    конкурентной рыночной цене, фирма должна стремиться использовать наиболее прогрессивные технику и
    технологию, рационально применять материальные ресурсы;
    в условиях чистой конкуренции фирма выпускает оптимальный объем продукции в положении,
    когда цена равна предельным издержкам (Р = МС). Так достигается наиболее эффективное распределение
    ресурсов в экономике, при котором максимально удовлетворяются потребности всего общества.
    Отметим, что данный вывод справедлив только в том случае, если не принимать во внимание внешних эффектов и необходимости выделения ресурсов на производство общественных
    (социальных) благ, что связано с недостатками
    рыночной системы
    в распределении ресурсов.
    ЭКОНОМИКА
    Изучение
    человеческого развития
    Институциональная
    экономика
    Национальная
    экономика
    Региональная
    экономика
    Экономика
    здравоохранения
    Экономика
    труда
    Экономика
    фирмы
    Экономическая теория
    ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
    УПРАВЛЕНИЕ
    ДРУГИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
    ПОЛЕЗНЫЕ ИСТОЧНИКИ
    2012-2015
    © Лана Забродская (в Google+). При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна

  5. Gurisar Ответить

    1. Верно/Неверно
    Фирма в краткосрочном периоде минимизирует убытки , прекращено производство, если цена продукции ниже полных средних минимальных издержек.
    Ответ: верно, так как Рыночная цена Р1 ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних переменных издержек. При оптимальном объеме производства Q1 величина средних издержек производства составит отрезок Q1M , величина средних переменных издержек – отрезок Q1L.
    Следовательно, отрезок ML – это средние постоянные издержки. Если фирма продолжает работать, то ее валовая выручка (прямоугольник OP1EQ1) будет меньше полных издержек (прямоугольник OCтMQ1), но при этом будут покрыты переменные издержки (прямоугольник OCvLQ1) и часть постоянных издержек.
    Размер убытков будет измеряться площадью прямоугольника P1C1ME. Если же фирма остановит производство, то убытки составят всю величину постоянных издержек (прямоугольник CvCтML).
    Таким образом, пока цена выше минимальных средних издержек, фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки.
    Если цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для нее безразлично, продолжать производство или останавливать его .
    Конкретная фирма в долгосрочном периоде не получает экономической прибыли, но имеет нормальную прибыль
    Ответ: верно, так как в положении долгосрочного равновесия конкурентной фирмы равны друг другу цена, предельная выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние валовые издержки:
    МR(Р) = МС = min АТС.
    Данное равенство свидетельствует о том, что в долговременном периоде фирма находится в положении равновесия, производя оптимальный объем продукции в соответствии с правилом MR(P) = МС при рыночной цене, равной минимуму АТС, возмещая при этом полностью валовые экономические издержки, обеспечивая нормальную прибыль, но не получая экономической прибыли.
    Монополист максимизирует прибыль, обеспечивая равенство предельного дохода минимальным средним издержкам
    Ответ: неверно, Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях. Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних валовых издержек фирмы, то ее задачей является получение максимума прибыли
    Чистые потери общества от естественной монополии исчезают, если правительство фиксирует цену на ее продукцию, соответствующему конкурентному равновесию
    Ответ: верно, так как Чистые потери общества от монополии здесь представляет область возможных парето-улучшений, которая образуется в результате пересечения кривых безразличия (обозначена синим цветом на рис. 1). Если представить, что монополист начинает терять монопольную власть, то бюджетная линия бр’ начнет смещаться правее в силу уменьшения PX. При этом область возможных парето-улучшений будет сокращаться вплоть до полного исчезновения в точке е*, где, как нам уже известно, кривые безразличия UA и UBявляются касательными друг к другу
    Монополист всегда продает продукцию по цене, которая превышает его предельные издержки
    Ответ: неверно, так как Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки предельным издержкам, предельная выручка с увеличением выпуска сокращается в большей степени, чем предельные издержки. В условиях максимизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизирую прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производственной неэффективности монополии.
    Предложение совершенно конкурентной фирмы полностью соответствует кривой ее предельных издержек.
    Ответ: верно , Поскольку Ро (точки закрытия), то объем предложения фирмы равен нулю. Если рыночная цена повысится до более высокого уровня, то равновесный объем производства будет определяться соотношением MC и MR. Сама же точка кривой предложения (Q;P) будет лежать на кривой предельных издержек.
    2. Функция равновесного спроса на торт имеет вид Общие издержки фирмы монополиста Определить цену и объем выпуска обеспечивающие а) максимизацию выручки б)максимизацию прибыли
    Ответ:
    а)
    найдем MR
    MC=MR
    200-2Q=1+2Q
    4Q=199
    Q=49,75 P=150,25
    б)

    MC=MR
    200-2Q=1+2Q
    4Q=199
    Q=49,75 P=150,25
    Ответ: Q=49,75 P=150,25
    3. В регионе действует естественная монополия, занимается транспортными перевозками. Средние переменные издержки неизменны и равны 100 долларов за 1000т/км. Постоянные издержки компании на содержание путей и подвижного состава равны 1200 долларов в день. Максимальная функция спроса за 1000 т/км: .
    Какую бы цену назначила фирма, если бы она не регулировалась?
    Какую цену назначило бы государственное агентство по тарифам, исходящее из требования безубыточности фирмы? Какие убытки понесла бы фирма при цене соответствующей конкурентному равновесию?
    Ответ:
    1) Сформируем функцию общих издержек, постоянные издержки остаются неизменными, переменные зависят от объема перевозок.
    TC = 1200000+100Q,
    где Q – объем перевозок в 1000т-км в день
    Оптимальный объем выпуска монополист определяет по правилу MR=MC.
    Для того чтобы найти МС, необходимо найти производную функции ТС.
    МС = 100
    Из функции спроса найдем функцию изменения цены, подразумевая, что D и Q обозначают одно и то же: P = 1000-0,1*Q
    Функция выручки представляет собой произведение объема на цену:
    TR = Q(1000-Q/10) = 1000Q – 0,1*Q2
    Найдем функцию предельного дохода решив производную функции выручки:
    MR = TR’ = 1000 – 0,2Q
    Приравниваем функции предельных издержек и предельного дохода для нахождения оптимального объема перевозок монополии:
    1000 – 0,2Q = 100
    Решая уравнение с одной переменной, получаем Q = 4500 тыс.т-км в день
    Найдем цену услуг (тариф) монополии при оптимальном объеме:
    Р = 1000-0,1*4500 = 550 дол.
    Выручка монополиста составит: 4500*550 = 2475000 долл.
    Затраты монополиста: 1200000+100*4500 = 1650000 долл.
    Прибыль монополиста: 2475000-1650000 = 825000 долл.
    2) При регулировании тарифа на уровне безубыточности фирмы, P = АТC.
    Найдем функцию средних издержек
    ATC = TC/Q = 1200000/Q+100
    Функция спроса остается неизменной, соответственно, P = 1000-0,1*Q
    Приравниваем функции для нахождения объема перевозок:
    1200000/Q+100 = 1000-0,1*Q
    Решим квадратное уравнение:
    0,1Q2 – 900Q+1200000 = 0
    Q = 7372 тыс.т-км в день
    Найдем цену услуг (тариф) монополии:
    Р = 1000-0,1*7372 = 262,8 долл.
    Выигрыш потребителей можно определить по графику, эта величина будет соответствовать площади треугольника АВС.
    Выигрыш потребителей: Sаbс = 0,5*(7372-4500)*(550-262,8) = 412419 долл. 3)убытков не будет.

  6. Yoshakar Ответить

    2. При наиболее благоприятных обстоятельствах фирма может получать экономическую ненулевую прибыль. Такая прибыль начнет привлекать в эту отрасль другие фирмы. Поэтому экономическая ненулевая прибыль будет существовать до тех пор, пока цена будет превышать средние издержки. Но вступление в отрасль новых фирм приведет к увеличению предложения товара на рынке и спустя некоторое время цена снизится до уровня средних издержек. В результате экономическая ненулевая прибыль исчезнет.
    3. Если фирма получает отрицательную экономическую прибыль, это будет означать, что фирма не получает даже нормальную прибыль. В этой ситуации фирма не будет в состоянии покрыть свою альтернативную стоимость (которая включает нормальную прибыль) и покинет отрасль в поисках более прибыльного приложения капитала. Начнется уход фирм из отрасли. Однако со временем отток из отрасли уменьшит предложение продукции и тогда цена повысится, приблизившись к средним издержкам. Оставшиеся фирмы и отрасль вновь придут в состояние равновесия.
    Отметим интересныйпарадокс прибыли. В отрасли с совершенной конкуренцией фирмы могут получать экономическую прибыль только в течение определенного времени. Эта прибыль работает как экономический сигнал. В конкурентном мире экономическая прибыль является только временной наградой для тех, кто умен и умеет эффективно работать. Она неизбежно сократится до нуля, как только новые производители, привлеченные ею, вступят в эту отрасль, где могут ее получить. В этом заключается парадокс прибыли: экономическая прибыль, привлекая фирмы, приводит в действие такой механизм перераспределения ресурсов, который, в конечном счете, сводит эту прибыль до нуля. Аналогично убытки являются временным явлением. Если фирмы терпят убытки в отрасли с совершенной конкуренцией, то, в конце концов, они вынуждены будут покинуть ее. В результате поднимутся цены и благодаря этому убытки в отрасли, в конечном счете, исчезнут. В долгосрочном плане, таким образом, ни одна фирма при совершенной конкуренции не может надеяться на то, чтобы получить больше, чем нормальную прибыль.
    Следует отметить, что экономисты считают рынки с совершенной конкуренцией высокоэффективными, так как, во-первых, здесь достигается производственная эффективность при цене, равной минимальным средним общим издержкам, что означает изготовление товара наименее дорогостоящим способом (лучшая технология, минимум ресурсов, низкие цены); во-вторых, имеет место эффективное распределение ресурсов, т.е. создание необходимых потребителям товаров при Р = МС; а в-третьих, вследствие свободного перелива ресурсов конкурентные рынки обладают способностью быстро восстанавливать эффективность использования ресурсов при возможных нарушениях равновесия.
    В то же время существуют некоторые ограничения эффективности совершенной конкуренции. Так, например, в этих условиях:
    1) не решаются проблемы распределения доходов, общественных благ, отрицательных внешних эффектов;
    2) не всегда используется наиболее эффективная техника, так как нововведения быстро дублируются конкурентами, а небольшой размер конкурентной фирмы ограничивает возможности автоматизации и финансирования инвестиций;
    3) стандартизированный товар ограничивает диапазон потребительского выбора.
    Контрольные вопросы по теме №5 “Предприятие (фирма) в условиях совершенной конкуренции”
    1. Что подразумевает понятие “совершенная конкурентная фирма” ?
    2. Чему равна цена товара в точке краткосрочного равновесия, если на рынке выполняются условия совершенной конкуренции ?
    3. Окажет ли влияния на рынок тот факт , что фирма, действующая на совершенно конкурентном рынке, сократит предложение своей продукции ?
    4.В отрасли действует 100 фирм, рыночная цена единицы продукции равна 45 долларов США. Если минимальные средние издержки отрасли в долгосрочном периоде равны 30 долларов, а общие издержки 60 долларов, то как будут изменяться цена и предложение с приближением отрасли к конкурентному равновесию ?
    5. Американский фермер продает свой урожай пшеницы по цене ниже рыночной. Повлияет ли это на рыночную цену на пшеницу ?
    6. Уменьшится ли цена товара при появлении новых производителей на рынке совершенной конкуренции ?
    7. Чему равно количество продаваемых товаров и услуг при любой фиксированной государственными органами цене на рынке совершенной конкуренции ?

  7. Баррайдер Ответить

    Допустим также, что в отрасли действуют фирмы с одинаковыми неизменными издержками. Сделанные нами предположения упрощают анализ, но не влияют на правильность последующих выводов.
    Как мы ранее установили, отдельные конкурентные фирмы в краткосрочном периоде могут получать валовую экономическую прибыль или нести валовой экономический убыток.
    В долгосрочном периоде рыночная цена в результате изменения количества фирм и конкурентной борьбы будет стремиться к уровню, равному минимуму средних валовых издержек. В результате долговременных изменений положение долгосрочного равновесия в отрасли и на отдельных фирмах установится при производстве оптимального количества продукции, соответствующего цене Р = minАТС. При этом валовая экономическая прибыль действующих в отрасли фирм станет равной 0.
    В положении долгосрочного равновесия конкурентной фирмы равны друг другу цена, предельная выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние валовые издержки:
    МR(Р) = МС = min АТС.
    Данное равенство свидетельствует о том, что в долговременном периоде фирма находится в положении равновесия, производя оптимальный объем продукции в соответствии с правилом MR(P) = МС при рыночной цене, равной минимуму АТС, возмещая при этом полностью валовые экономические издержки, обеспечивая нормальную прибыль, но не получая экономической прибыли.
    Из указанного выше равенства можно сделать вывод о высокой эффективности конкурентной рыночной экономики по сравнению с моделями несовершенной конкуренции. Это обусловлено следующими причинами:
    1) конкуренция в долгосрочном периоде вынуждает фирму производить такое оптимальное количество продукции, при котором она имеет минимальные средние издержки, что свидетельствует о высокой производственной эффективности в условиях чистой конкуренции;
    2) в соответствии с минимальными средними издержками устанавливается цена продукта, а низкие цены соответствуют интересам покупателей;
    3) для того чтобы обеспечить минимальные средние издержки и реализовать продукцию по низкой конкурентной рыночной цене, фирма должна стремиться использовать наиболее прогрессивные технику и технологию, рационально применять материальные ресурсы;
    4) в условиях чистой конкуренции фирма выпускает оптимальный объем продукции в положении, когда цена равна предельным издержкам
    (Р = МС). Это позволяет достичь наиболее эффективного распределения ресурсов в экономике, при котором максимально удовлетворяются потребности общества. Необходимо объяснить это утверждение.
    Однако данный вывод справедлив только в том случае, если не принимать во внимание внешние эффекты и необходимость выделения ресурсов на производство общественных, или социальных благ, что связано с недостатками распределения ресурсов при рыночной системе.

  8. Astart Ответить

    Графики демонстрируют три положения фирмы, находящейся в условиях конкурентной борьбы:

    Рисунок 1. Графики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
    Рисунок а показывает соответствие цены рынка и количество средних издержек компании. В этом случае предприятие покрывает только расходы, прибыль стремится к нулю.
    На рисунке б средние издержки предприятия ниже рыночной цены. Фирма получает прибыль большую, чем та, что показана на рисунке а. можно сказать, что фирма б получает сверхприбыль.
    Рисунок в показывает, что фирма несет издержки выше рыночной цены. По сути, этот график описывает состояние убыточности компании.
    Чтобы определить в какой момент времени предприятие достигнет рыночного равновесия необходимо измерить его предельные издержки. Они показывают расходы компании, связанные с созданием каждой последующей единицы блага при применении более дешевого производственного метода. Стоит отметить, что они не зависят от постоянных расходов предприятия. На первоначальном этапе они имеют тенденцию к понижению. То есть, эффект масштаба ведет к тому, что каждая последующая единица блага обходится компании дешевле. При этом производство дополнительных единиц положительным образом сказывается на доходе.
    В реальной рыночной ситуации производители не могут изменять общерыночный уровень цен, поэтому осуществляют сбыт по одной цене. Получается, что максимальный доход будет постоянным вне зависимости от количества выпускаемой продукции. Расширение производства считается выгодным при условии, что каждая дополнительная единица блага способна приносить доход. В случае, если предельные издержки превысят значение дохода, выпуск станет нерентабельным, а предприятие убыточным.

    Равновесие предприятия в длительном периоде

    Исследование положения фирмы в долгосрочном периоде предполагает, что ее постоянные и переменные издержки совпадут, а значит, будут рассматриваться в качестве переменных. Долгосрочное планирование фирмы стоит учесть, что регулирование уровня издержек не будет эффективным. Здесь изменение происходит под влиянием объема выпуска. В этом случае, происходит изменение количества постоянных издержек, то есть фирма перемещается с одной кривой средних издержек на другую, как на показано на рисунке:

    Рисунок 2. График. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
    На графике показано влияние эффекта масштаба на доходы предприятия. Особенность заключается в том, что увеличение объема выпуска ведет к увеличению производственных издержек. То есть, управление компанией, направленное на рост объема сбыта ведет к тому, что фирма стремится к оптимизации собственного размера. Масштабирование происходит до тех пор, пока доход и издержки для компании не станут оптимальными.
    Существуют ситуации, когда в отрасль приходят новые компании. Это сказывается на поведении фирм, перераспределении рынков сбыта, уменьшению количества факторов производства. рост конкуренции потребует от компании увеличения объема выпуска, что повлияет на снижение уровня цен. Не каждое предприятие способно удерживать производственный объем при ситуации, когда цена ниже средних издержек. Часть фирм покидает отрасль, что ведет к сокращению объема выпуска. Происходит рост цен до тех пор, пока предприятия не достигнут равновесия. Получается, что в конкурентной отрасли равновесие характеризуется равенством цены и средних издержек.

  9. Хyд0жниk Ответить

    Положение равновесия в долгосрочном периоде отдельной фирмы и конкурентной отрасли представлено на рис. 6.9.

    Рис. 6.9. Положение равновесия в долгосрочном периоде: а) совершенно конкурентной фирмы: б) совершенно конкурентной отрасли
    Графики показывают, что долговременное равновесие отдельной конкурентной фирмы устанавливается в точке пересечения кривых предельной выручки МЯ и предельных издержек МС при рыночной цене Р, равной минимуму средних валовых издержек АТС. Фирма в положении долгосрочного равновесия в отличие от краткосрочного не получает ни валовой экономической прибыли, ни валового экономического убытка (валовая экономическая прибыль равна нулю). Следовательно, и отрасль в целом находится в состоянии относительного равновесия, так как, с одной стороны, у действующих фирм нет устойчивого стремления выйти изданной отрасли в связи с тем, что они полностью возмещают валовые экономические издержки, в том числе получают нормальную прибыль, с другой – у фирм, работающих в иных отраслях, нет желания вступить в эту отрасль, поскольку действующие в ней фирмы не получают валовую экономическую прибыль.
    Таким образом, мы установили, что в положении равновесия в долгосрочном периоде рыночная цена и предельная выручка совершенно конкурентной фирмы устанавливаются на уровне, равном минимуму средних валовых издержек:

    Кроме того, как в краткосрочном, так и в долговременном периоде положение равновесия фирмы достигается при равенстве предельной выручки (предельного дохода) и предельных издержек:

    Ранее мы определили, что кривая предельных издержек пересекает кривую средних валовых издержек в точке их минимума:

    Таким образом, в положении долгосрочного равновесия совершенно конкурентной фирмы цена, предельная выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние валовые издержки равны друг другу (см. рис. 6.9, а):

    Это свидетельствует о том, что в долговременном периоде фирма находится в положении равновесия, производя оптимальный объем продукции в соответствии с правилом МЯ(Р) = Л/С при рыночной цене, равной минимуму АТС, возмещая при этом полностью валовые экономические издержки, обеспечивая нормальную прибыль, но не получая экономической прибыли.
    Конечно, тенденция к нулевой экономической прибыли в долгосрочном периоде не означает, что все фирмы отрасли ее не получат. Некоторые наиболее эффективные фирмы, использующие прогрессивную технику и технологию и возглавляемые талантливыми предпринимателями, за счет существенного снижения издержек производства по сравнению с другими фирмами могут и в долговременном периоде получать определенную экономическую прибыль. Вместе с тем конкурентная борьба и в этих компаниях будет содействовать снижению средних издержек до их минимального уровня и влиять на уменьшение конкурентных рыночных цен. В случае убыточности фирм процесс их выхода из отрасли в первую очередь коснется наименее производительных предприятий с высокими средними издержками, что также будет способствовать снижению общего уровня средних валовых издержек фирм, оставшихся в отрасли, и тенденции изменения цены до уровня минимальных средних издержек.
    Из указанного выше равенства можно сделать выводы о высокой эффективности совершенно конкурентной рыночной экономики по сравнению с моделями несовершенной конкуренции. Это обусловлено следующими причинами:
    o конкуренция в долговременном периоде вынуждает фирму производить такое оптимальное количество продукции, при котором она имеет минимальные средние издержки, что свидетельствует о высокой производственной эффективности в условиях чистой конкуренции;
    o в соответствии с минимальными средними издержками устанавливается цена продукта, а низкие цены соответствуют интересам покупателей;
    o для того чтобы обеспечить минимальные средние издержки и реализовать продукцию по низкой конкурентной рыночной цене, фирма должна стремиться использовать наиболее прогрессивные технику и технологию, рационально применять материальные ресурсы, что ведет к ускорению научно-технического прогресса в обществе и повышению эффективности экономики;
    o в условиях совершенной конкуренции фирма выпускает оптимальный объем продукции в положении, когда цена равна предельным издержкам (Р = МС). При этом достигается наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике, максимально удовлетворяются потребности общества.
    Последнее утверждение объясняется следующим образом. В равенстве Р = МС для каждой отдельной фирмы его левая часть показывает ценность, или полезность, продукта данной фирмы для общества. Чем выше цена продукта в условиях конкуренции, тем выше его оценивает общество. Правая часть равенства, напротив, отражает полезность для общества других товаров, на производство которых используются данные ресурсы. Чем значительнее предельные издержки для данной фирмы, чем большую цену она должна заплатить за то, чтобы отвлечь ресурсы с производства других продуктов на изготовление следующей единицы собственного товара, тем выше оценивает общество другие товары и относительно ниже дополнительные единицы данного товара.
    Следовательно, если Р > МС для данной фирмы, то общество более высоко оценивает дополнительную единицу товара этой фирмы, чем последние единицы товаров других компаний, на выпуск которых используются те же ресурсы. В этом случае ресурсы распределены недостаточно эффективно и их следует перераспределить для производства добавочных единиц товара данной фирмой. Напротив, если Р < МС для некоторой фирмы, то общество более высоко оценивает выпуск дополнительных единиц других товаров и считает экономически необходимым сокращение производства продукции этой фирмой. Поскольку Р = МС для всех конкурентных фирм в положении равновесия, то это и означает, что ресурсы с точки зрения общества распределены наиболее эффективно и их не следует перераспределять.
    Таким образом, в условиях совершенной конкуренции частные интересы в определенной степени совпадают с общественными. Однако этот вывод справедлив только в том случае, если не принимать во внимание внешние эффекты и необходимость выделения ресурсов на производство общественных, или социальных, благ. Дело в том, что чисто рыночная система не учитывает издержек и выгод внешнего эффекта. Целью любого предпринимателя является максимизация прибыли и минимизация издержек, поэтому фирма не стремится, например, нести дополнительные затраты, связанные с предотвращением загрязнения окружающей среды, так как это приведет к росту издержек и снижению прибыли. Вследствие этого возникают издержки внешнего эффекта, которые несет население, проживающее на территории, где расположено предприятие. Они включают в себя дополнительные расходы на лечение, лекарства, приобретение экологически чистых продуктов и т.д.
    В данном случае ресурсы в обществе распределены недостаточно эффективно: фирма несет меньшие затраты на производство, чем должна, с учетом расходов на природоохранную технику и технологию, а следовательно, выпускает больше продукции, используя большее количество ресурсов, чем необходимо для общества. В связи с этим объективно возрастает роль государства, которое должно через законодательные меры и налоговую политику обязать частные фирмы нести эти дополнительные расходы, что приведет к росту их издержек, снижению объема производства и меньшему использованию ресурсов непосредственно на выпуск продукции.
    Что касается выгод внешнего эффекта, то они связаны, например, с необходимостью дополнительного выделения государством ресурсов на образование и здравоохранение, так как чисто рыночная система в соответствии с механизмом спроса и предложения их выделяет недостаточно. В рыночной системе услуги образования и здравоохранения, как и любые товары и услуги, может получить тот, кто в состоянии за них заплатить. Но общество в целом заинтересовано в более высоком уровне образования и качестве рабочей силы всех членов общества, так как с этим связаны и рост эффективности общественного производства, и меньшая преступность, и более высокая продолжительность жизни, и т.д. Значит, власти обязаны выделять дополнительные ресурсы на развитие образования и здравоохранения за счет государственного бюджета.
    Наконец, чисто рыночная система не будет выделять ресурсы на производство общественных благ, так как связанные с этим затраты не позволяют получать прибыль, а пользоваться социальными благами могут многие члены общества, не расходуя средств на их покупку (например, национальная оборона, благоустройство населенных пунктов, плотины и т.д.). И в этом случае правительство должно перераспределять ресурсы, выделяя средства на производство общественных благ из государственного бюджета разных уровней управления.
    Отмеченные выше важные обстоятельства отражают недостатки чисто рыночной системы в распределении ресурсов и показывают преимущества смешанной экономической системы, сочетающей действие конкурентного рыночного механизма и государственное регулирование экономики. Возрастание экономической роли государства связано и с развитием различных форм несовершенной конкуренции, которые будут рассмотрены в следующих параграфах.

  10. Сбежавшая_невеста Ответить

    План:
    Характерные черты
    рынка совершенной конкуренции.
    Равновесие фирмы
    в краткосрочном периоде.
    Поведение
    конкурентной фирмы в краткосрочном
    периоде.
    Долгосрочное
    равновесие фирмы совершенной конкуренции.
    Характерные
    черты рынка совершенной конкуренции.

    Большое количество
    фирм в отрасли.
    Стандартизированная
    или однородная продукция. Неценовая
    конкуренция нетипична.
    Свобода входа и
    выхода из отрасли.
    Свобода доступа
    к информации.
    Совершенная
    конкуренция – абстрактная теоретическая
    модель позволяющая изучать реальные
    рыночные структуры. Ситуация, приближенная
    к совершенной конкуренции характерна
    для рынков сельскохозяйственных
    продуктов, валюты, ценных бумаг (фондовая
    биржа).
    Занимая незначительную
    долю рынка, фирма не может контролировать
    цены. Цена на конкурентном рынке
    определяется взаимодействием рыночного
    спроса и рыночного предложения, т.е.
    фирма является ценополучателем. Если
    фирма повысит цену на свою продукцию,
    то она может потерять покупателей,
    которые будут приобретать товары
    конкурентов. Возможности снижения цены
    ограничены величиной издержек производства
    товара. Поэтому цены 0Р1
    для фирмы – совершенной конкуренции
    является величиной постоянной. Кривая
    спроса фирмы абсолютно эластична

    Кривая рыночного
    спроса имеет отрицательный наклон в
    условиях совершенной конкуренции. Все
    фирмы отрасли, действуя независимо друг
    от друга, увеличивая предложение товаров,
    могут повлиять на цену.

    Так как цена
    является величиной постоянной, то фирма
    будет продавать дополнительную единицу
    продукции по постоянной цене, поэтому
    для совершенного конкурента цена
    (средний доход) равна предельному доходу:
    P=(AR)=MR
    На графике линия
    спроса совпадает с линиями среднего и
    предельного доходов.
    Равновесие фирмы
    в краткосрочном периоде.

    Целью фирмы является
    максимизация прибыли, т.е. увеличение
    разности между валовыми доходами и
    валовыми издержками:
    П=TR-TC
    Для определения
    уровня выпуска, при котором прибыль
    будет максимальна, необходимо сравнить
    валовой доход фирмы и валовые издержки
    или предельный доход и предельные
    издержки.
    Сопоставление
    валового дохода и валовых издержек
    В интервале выпуска
    от точки К до точкиN
    фирма получает экономическую прибыль,
    так как доход превышает затраты,
    максимизируя ее при выпуске ОМ, где
    максимальный разрыв между двумя кривыми.
    Точки С и D – точки
    критического объема производства
    ,
    поскольку в этих точках экономическая
    прибыль равна нулю, то есть фирма из
    своего дохода только возмещает затраты.
    Сравнение предельного
    дохода и предельных издержек.

    Когда предельные
    издержки меньше предельного дохода (МС
    МR
    (предельные издержки превышают предельный
    доход), каждая дополнительная единица
    продукции уменьшает прибыль. Следовательно
    для максимизации прибыли фирма должна
    расширять объем производства до тех
    пор, пока предельный доход превосходит
    предельные издержки, и сокращать
    производство, когда предельные издержки
    начинают превосходить предельный доход.
    Максимальная прибыль достигается при
    равенстве предельного дохода, цены и
    предельных издержек:
    МR=Р=МС
    В точке Е фирма
    достигает оптимального уровня выпуска
    и переходит в состояние равновесия.
    Фирме невыгодно ни сокращать, ни расширять
    производство. В случае сокращения
    производства она не получит часть
    прибыли, которую могла бы иметь, а в
    ситуации расширения производства она
    будет нести убытки.
    3. Поведение
    конкурентной фирмы в краткосрочном
    периоде.

    В краткосрочном
    периоде фирма может получать экономическую
    прибыль или нести убытки.
    На рисунке показана
    фирма, получающая положительную
    экономическую прибыль.

    Если цена единицы
    продукции превышает средние совокупные
    издержки, то фирма получает положительную
    экономическую прибыль(Р > АТС).
    Площадь прямоугольника
    АР1ЕС
    – величина экономической прибыли,
    получаемой фирмой – совершенным
    конкурентом.
    Если Р = АТС, то
    экономическая прибыль равна нулю или
    фирма получает нормальную прибыль.

    Если цена единицы
    продукции превышает средние переменные
    издержки, но меньше (АТС < Р <АVС), то фирма несет убытки. На рис. показана ситуация минимизации убытков путем расширения выпуска продукции. Валовой доход фирмы равен площади прямоугольника ОР1ЕQ1. Из своего дохода фирма возмещает переменные издержки (OVMQ1) и часть постоянных затрат РАСЕ составляют убытки фирмы. СЛЕДУЕТ ЛИ ФИРМЕ ЗАКРЫТЬСЯ, ЕСЛИ ОНА НЕСЕТ УБЫТКИ? В случае закрытия фирме придется из своего "кармана" возмещать постоянные издержки (VАСМ). Если же она будет наращивать выпуск продукции, то в случае роста цен, она из своего дохода сможет возмещать не только переменные издержки, но и все постоянные, и получать нормальную прибыль. Такая ситуация возможна в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде фирма вынуждена будет уйти с рынка. Ситуация минимизации убытков путем закрытия представлена на рис.
    Если цена единицы
    продукции меньше средних переменных
    издержек (Р < АVС), то фирма будет вынуждена уйти с рынка. Но это не означает конец деятельности фирмы. Она может приостановить производство, сократить переменные издержки на единицу продукции, а затем вообновить выпуск продукции. Кривую предложения фирмы – совершенного конкурента на краткосрочных временных интервалах показана на рис.
    В точке Е1
    выпуск продукции равен Q – фирма получает
    экономическую прибыль, поэтому Е1
    – точка, находящаяся на кривой предложения
    фирмы.
    В точке Е2
    выпуск продукции составляет Q – фирма
    получает экономическую прибыль, равную
    нулю. Е2
    – точка, также находящаяся на кривой
    предложения фирмы.
    Дальнейшее падение
    цены до Р3 приведет к тому, что фирма от
    стратегии максимизации прибыли должна
    перейти к политике минимизации убытков,
    производя Q3
    продукции. Е3
    – точка, лежащая на кривой предложения
    фирмы.
    При цене Р4
    фирма возмещает только переменные
    издержки на единицу продукции, ее убытки
    равны постоянным издержкам. Е4
    – точка, лежащая на кривой предложения
    фирмы.
    Если же цена
    опустится ниже цены Р4,
    то фирма будет минимизировать убытки
    путем закрытия. Отсюда следует, что Е4
    – это низшая точка кривой предложения
    фирмы, точка закрытия фирмы.
    Таким образом,
    кривая предложения фирмы – совершенного
    конкурента – это восходящая часть
    кривой предельных издержек, выше кривой
    её средних переменных издержек.

  11. Сын виликого Отца Ответить

    Конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
    Использование маргинального (предельного) анализа определения фирмой оптимального объема производства, основанного на сравнении предельной выручки с предельными издержками, позволяет выяснить взаимосвязь кри­вой предельных издержек с предложением конкурентной фирмы при раз­личных рыночных ценах (рис. 13.2).
    На рисунке видно, что какая бы цена, превышающая минимум сред­них переменных издержек, ни сложилась на конкурентном отраслевом рынке, оптимальный объем производства всегда определяется точкой на кривой предельных издержек. Это количество продукции и будет опреде­лять в краткосрочном периоде предложение рационально действующей конкурентной фирмы, нацеленной на достижение наибольшей выгоды. Та­ким образом, отрезок кривой предельных издержек фирмы МС, кото­рый расположен выше точки

    Р МС AVC
    Р1 d1
    Р2 d2
    Р3 d3

    0 Q3 Q2 Q1 Q
    Рис. 13.2. Предложение конкурентной фирмы
    .
    Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли
    В долгосрочном периоде
    Изменения в долгосрочном периоде влияют на положение равнове­сия конкурентной фирмы. Рассмотрим данную ситуацию, предположив, что долгосрочные пе­ремены не связаны с развитием производственных мощностей и техники на отдельных фирмах, а вызваны только изменением количества фирм в данной отрасли. Допустим также, что в отрасли действуют фирмы с одинаковыми неизменными издержками. Сделанные нами предположения упрощают анализ, но не влияют на правильность последующих выводов.
    Как мы ранее установили, отдельные конкурентные фирмы в краткосрочном периоде могут получать валовую экономическую прибыль или нести валовой экономический убыток.
    В долгосрочном периоде рыночная цена в результате изменения количества фирм и конкурентной борьбы будет стремиться к уровню, равному минимуму средних валовых издержек. В результате долговременных изменений положение долгосрочного равновесия в отрасли и на отдельных фирмах установится при производстве оптимального количества продукции, соответствующего цене Р = minАТС. При этом валовая экономическая прибыль действующих в отрасли фирм станет равной 0.

  12. Fetaur Ответить

    Совершенная конкуренция и ее признаки
    Совершенная конкуренция – это тип конкуренции, при котором фирмы не обладают властью над рынком. Продавцы не могут увеличить свои доходы за счет повышения цены, единственным доступным для них способом получения экономической прибыли является снижение издержек производства. Отсюда совершенная конкуренция становится условием обеспечения максимальной эффективности функционирования экономики.
    Для существования совершенной конкуренции необходимо соблюдение следующих условий:
    · большое количество относительно мелких производителей и покупателей;
    · абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде;
    · полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях;
    · абсолютная однородность одноименных товаров;
    · ни один участник совершенной конкуренции не может оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.
    В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия, параллельная оси абсцисс, что означает абсолютную эластичность спроса. Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции.
    Равновесие фирмы в краткосрочном периоде
    Если говорить о конкурентной фирме, действующей в краткосрочном периоде, то для нее возможны три принципиальных варианта поведения:
    · производство ради максимизации прибыли;
    · производство ради минимизации убытков;
    · прекращение производства.
    Максимизация прибыли имеет место, когда цена превышает величину средних совокупных издержек (Р > ATCmin). Поскольку цена (Р) превышает минимальную величину средних совокупных издержек (ATCmin), поэтому принципиально возможно получение прибыли.
    P > AVCmin). Если фирма прекратит производство (даже временно) ей придется оплачивать постоянные издержки без привлечения каких-либо текущих доходов. Убытки станут равны полному размеру постоянных издержек и превысят величину, которую имели бы при сохранении производства. Поэтому-то предприятие продолжает выпускать продукцию и терпит убытки, лишь минимизируя их. конкуренция равновесие прибыль издержка
    В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек (P > AVCmin), предприятие прекращает производство продукции. Данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. То есть каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском этого товара.
    Выбор принципиального варианта поведения представляет собой лишь первый шаг фирмы в оптимизации своего положения на рынке. Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или (при менее благоприятных условиях) минимизирует убытки.
    В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены: MR = MC = P (предельный доход равен предельным издержкам и равен цене товара на рынке). Это и есть условие равновесия фирмы в краткосрочном периоде.
    Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
    Долгосрочный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы фирма могла изменить количество используемых ресурсов и масштабы производства, внедрить новые технологии, модифицировать продукцию и др. Особенностью долгосрочного периода является то, что в нем:
    · все факторы производства являются переменными;
    · средних постоянных издержек не существует;
    · средние переменные издержки равны средним общим издержкам.
    Именно поэтому в долгосрочном периоде используется единое понятие средних издержек (АС).
    В долгосрочном периоде регулятором используемых в отрасли ресурсов становится уровень прибыльности. Если установившийся в отрасли уровень рыночных цен выше минимума средних издержек, то возможность получения экономической прибыли послужит стимулом для входа в данную отрасль новых фирм.
    Отсутствие барьеров на их пути приведет к тому, что на производство данного вида товаров будет направляться все большая доля ресурсов. И наоборот, экономические убытки будут играть роль антистимула, отпугивающего предпринимателей и сокращающего объем используемых в отрасли ресурсов.
    Отраслевое равновесие в долгосрочном периоде удовлетворяет трем условиям:
    · Выполняются условия краткосрочного равновесия, т.е. краткосрочные предельные издержки равны краткосрочному предельному доходу и цене (МС = MR = Р).
    · Каждая из фирм удовлетворена объемами используемых производственных мощностей – краткосрочные средние совокупные издержки равны наименьшим возможным долгосрочным средним издержкам (ACmin = LACmin ).
    · Фирма получает нулевую экономическую прибыль, т.е. сверхприбыль не образуется, и потому не существует фирм, желающих войти в отрасль или покинуть ее (P = ACmin ).
    Отсюда, в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде максимум прибыли достигается тогда, когда выполняется равенство:
    Таким образом, в положении долгосрочного равновесия конкурентной фирмы равны друг другу цена, предельная выручка (предельный доход), предельные издержки и минимальные средние общие (валовые) издержки.
    Из представленного выше равенства можно сделать вывод о высокой эффективности конкурентной рыночной экономики по сравнению с моделями несовершенной конкуренции. Это обусловлено следующими причинами:
    · конкуренция в долгоcрочном периоде вынуждает фирму производить такое оптимальное количество продукции, при котором она имеет минимальные средние издержки, что свидетельствует о высокой производственной эффективности в условиях совершенной конкуренции;
    · в соответствии с минимальными средними издержками устанавливается низкая цена продукта, а низкие цены соответствуют интересам покупателей;
    · для того чтобы обеспечить минимальные средние издержки и реализовать продукцию по низкой конкурентной рыночной цене, фирма должна стремиться использовать наиболее прогрессивные технику и технологию, рационально применять материальные ресурсы;
    · в условиях чистой конкуренции фирма выпускает оптимальный объем продукции в положении, когда цена равна предельным издержкам (Р = МС). Так достигается наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике, при котором максимально удовлетворяются потребности всего общества.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *