В какой стране евреи были в рабстве?

13 ответов на вопрос “В какой стране евреи были в рабстве?”

  1. ve4no_6yx0i Ответить

    Евреи не сразу стали рабами в Египте. В недельной главе Торы Ваигаш перечисляются, а в главе Шмот кратко повторяются имена сынов Израиля, которые вместе с праотцом Яаковом и своими семьями спустились в Египет по приглашению фараона свободными людьми — на лучшие земли, в область Гошен. В Египет спустилось лишь семьдесят евреев, но число их непрерывно росло.
    Гнет усиливался постепенно. Когда престарелый фараон заболел проказой, покрывшей его от макушки и до ступней, египетские колдуны предписали фараону принимать ванны из крови. Для него ежедневно утром и вечером убивали по сто пятьдесят детей из сынов Израиля. Эта беда, усугубившая страдания евреев, и заставила их взывать к Всевышнему.
    До смерти Леви, последнего из братьев, умершего в возрасте 137 лет, настоящего порабощения еще не было. Фактически, египтяне сначала заставили евреев работать уговорами и посулами. Евреи работали вместе с египтянами, которые, демонстрируя «любовь к царю», добровольно принимали участие в «общественных работах». Мидраш говорит, что и сам фараон в начале таскал на спине кирпичи вместе со всеми. Но даже в этот период, говорят комментаторы, когда работы были добровольно-принудительными, евреи уже чувствовали тяжесть рабства — еще предстоящего им.
    К тому времени, что все старшее поколение (Йосеф и его братья) умерло, евреев стало так много, что новому фараону (мидраш говорит о двадцатилетнем Адикам-Авузе, карлике), не знавшему Йосефа, количество евреев в его стране показалось политически опасным, и он стал порабощать их уже всерьез. По другому мнению, фараон был тот же, но указы его были новыми, и он только делал вид, что не знал Йосефа и не помнил всего того блага, которое он принес Египту.
    Начал фараон с того, что вменил евреям в обязанность строить для него города-хранилища, а вернее — перестраивать для этих целей уже существовавшие города Питом и Рамсес. Работа евреев в Египте вошла в поговорку. Когда идет речь об изнуряющем, тяжком труде, говорят «аводат парех». Тора словосочетанием «аводат парех» называет ту работу, которой заставляли заниматься евреев.
    Казалось бы, что ужасного в изготовлении кирпичей? Всё дело в том, что настоящей задачей египтян было не построить города-хранилища, а изнурить, измучить евреев, истощить их силы настолько, чтобы они вдруг не помыслили воспротивиться и перейти на сторону врагов Египта в случае войны.
    Слово «парех» содержит намек на «пэ рах» — мягкие уста. Ведь с мягких увещеваний началось порабощение. Сначала фараон объявил: «Каждый, кто изготовит кирпич, получит столько-то». И евреи трудились, не разгибая спины, чтобы побольше заработать. Тогда Фараон сделал следующее объявление: «Урочное же число кирпичей, какое они делали вчера и третьего дня, наложите на них, не убавляйте от него…» (Шмот 5, 8). Теперь им не только денег не платили — им даже соломы не давали для изготовления кирпичей. Их обязали самим собирать солому, а норму выработки оставили прежней. И не дай Б-г сделать хоть на один кирпич меньше — вместо кирпича в стену вмуруют младенца… (Раши на Санхедрин 101 б).

    Аарон и Моше [↑]

    Наш учитель Моше, величайший из пророков, и его брат Аарон, первый в ряду первосвященников, родились в Египте, в годы рабства.
    За несколько лет до рождения Моше астрологи фараона предсказали, что среди евреев родится мальчик, который в будущем вызволит их из рабства, разрушив при этом весь Египет (Таргум Йонатан, Шмот1:15; Раши, Шмот1:16). А в ночь, когда был зачат Моше, фараон увидел тревожный сон. Призванные им толкователи и астрологи объяснили, что будущий избавитель Израиля уже находится в чреве матери. По совету мага Билама фараон повелел бросать в Нил всех новорожденных еврейских мальчиков, — ведь, согласно астрологическим предсказаниям, спаситель евреев должен был пострадать именно от воды (Шмот 1:22; Сота 12б; Сефер аяшар, Шмот;Шмот раба 1:18, Эц Йосеф; Оцар ишей аТанах, Моше3).
    Следуя приказу фараона, египтяне выслеживали еврейских рожениц, отнимали у них младенцев и топили в Ниле. В течение трех месяцев новорожденного Моше прятали дома. Но египтяне все же о нем узнали, и его мать Йохевед положила малыша в корзинку и опустила ее в Нил.
    Моше-рабейну чудесным образом спасся, чтобы в назначенный час вместе со своим братом Аароном выполнить беспрецедентную миссию, возложенную на него Вс-вышним: вывести евреев из Египта и привести их в Землю Израиля. Вс-вышний выбрал для этой миссии Моше и Аарона из колена Леви.
    Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот5:4).
    Когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцов и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви. И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцов (Бемидбар раба 15:12). Таким образом, Моше и Аарон никогда не были рабами, и потому имели потенциал для того, чтобы вывести на свободу еврейский народ.

    Сколько длилось рабство? [↑]

    В Торе три раза упоминается, сколько времени евреи были в Египте. Первый раз в виде пророчества праотцу Аврааму (Берешит 15:13) время заключения Брит бейн а-бэтарим (союза между рассеченными частями животных): «…знай, что будут жить твои потомки в земле не своей, и поработят их, и будут угнетаемы 400 лет». Во второй раз в момент выхода из Египта (Шмот 12:40): «А поселение сынов Израиля… в Египте 430 лет…». И в третий раз (в Шмот 12:41): «И было, в конце 430 лет… вышла вся армия Б-га из земли египетской».
    Комментаторы по-разному подходят к расчёту количества лет египетского рабства. Независимо от способа подсчета лет, неоспоримо то, что было дано пророчество о 400 годах рабства, а по сути, в Египте евреи провели 210 лет. Вс-вышний обещал Аврааму, что четвертое поколение возвратится в Землю Израиля, и так оно было: «Считай поколения (от) него: Йеуда, Перец и Хецрон, а Калев, сын Хецрона, был среди вступивших на землю (Израиля)» (Раши на 16 пасук 15 главы Берешит).

    Зачем было нужно евреям египетское рабство? [↑]

    Как любое событие в еврейской истории, египетское изгнание было частью Б-жественного плана. Приведем более подробно то, что было предсказано нашему праотцу Аврааму. Там Тора говорит так: «И сказал (Вс-вышний) Аврааму: знай, что пришельцем будет потомство твое в земле не своей, и поработят их, и и будут угнетаемы 400 лет. И так же народ, которым они будут порабощены, буду судить Я, а после этого выйдут с имуществом большим» (Недельная глава «Лех леха» 15, 13-14).
    Постановление о египетском рабстве изначально распространялось на потомство праотца Ицхака, у которого было 2 сына. Но один из сыновей — Эсав — испортился и не был выбран Вс-вышним в качестве продолжателя рода Авраама и, как следствие, потерял право на эту землю. Поэтому теперь для него и для его потомков отпала надобность спускаться в Египет.
    Всю тяжесть египетского галута должны были вынести вместо обоих потомков Ицхака потомки одного лишь Яакова.
    В те времена Египет был самым морально испорченным местом на земле, и египетское рабство было самым тяжелым рабством в еврейской истории. Если бы народ выдержал испытание египетского изгнания, и смог остаться в Египте на все четыреста лет, о которых Вс-вышний предупреждал Авраама, ему не пришлось бы испытывать четыре изгнания (Вавилон, Персия и Мидия, Греция, Рим) о которых говорил пророк Даниэль.
    Евреи совершили бы все необходимые исправления в Египте, и смогли бы окончательно поселиться на своей земле, земле Израиля. Четыре сотни лет искупили бы все, что призваны были искупить четыре царства. Но, к сожалению, за двести десять лет пребывания там, народ опустился в сорок девять врат нечистоты, и должен был выйти раньше.
    В трактате Недарим (32а) наши мудрецы говорят, что причиной египетского изгнания явился вопрос праотца Авраама: «А как я могу быть уверен в том, что это обещание исполнится? И что мои потомки действительно унаследуют Святую Землю навсегда?», в котором наши мудрецы усматривают некий промах, «оплошность». Авраам как бы сомневался в словах Творца. Для того, чтобы исправить его ошибку, еврейскому народу нужно было пройти через порабощение в Египте.
    Египетское рабство во многих смыслах являлось подготовкой к получению Торы. С одной стороны, будучи в рабстве, евреи привыкли к подчинению чьей-то воле и к ограничению своей свободы. С другой стороны, как объясняется в книге «Ховот а-Левавот», это нужно было для того, чтобы научиться чувству благодарности, ведь человек воспринимает то, к чему привык, как должное, само собой разумеющееся. Чтобы служить Творцу всем сердцем, необходимо осознавать и чувствовать Его великое милосердие, которое проявляется в мире каждую долю секунды.
    Маараль и Рамхаль показывают, что египетское изгнание не может быть только следствием оплошности праотца Авраама, и не может быть лишь подготовительным этапом дарования Торы. Пребывание еврейского народа в Египте имело самостоятельную цель.
    Не зря наши мудрецы уподобляют египетское рабство формированию плода в утробе матери. Еврейский народ сформировался там вопреки всем «законам» истории: не на своей земле, не отдельно и независимо, а прямо внутри чуждой, враждебной среды, казалось бы, никак не способствующей нормальному развитию.
    Именно это и закалило наш народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, иными словами, дало ему вечность. Как принято говорить: «Если мы уж пережили фараона, переживем и эту беду». В этом и есть суть египетского рабства: создать народ, которому не будет страшно ничто — ни изгнания, ни страдания, ни всяческие козни — иначе говоря, народ вечный, непреходящий, народ, который не оставит Тору и Творца ни при каких обстоятельствах. И в этом заключается одно из самых великих чудес, как пишет Яаавец: существование еврейского народа как народа Торы на протяжении тысячелетий.

  2. Perilore Ответить

    Шалом, уважаемый Владимир!
    Спасибо, это очень верный вопрос, более того, в Торе упоминается еще одно число — 430 лет. Как это ни удивительно, «правильные» годы — и те, и другие, и третьи.
    Вкратце эти «расхождения» объясняются так:400 лет прошло с рождения Ицхака, первого человека, признанного настоящим «потомством Авраама», до Исхода из Египта. Ицхак жил хоть и в Святой земле, но как гость. А 430 лет отсчитываются от того момента, когда Всевышний предсказал Аврааму, что его потомкам предстоит изгнание.
    210 же лет — это время, фактически проведенное евреями в Египте — с момента ухода Яакова с семьей к Йосефу до Исхода.
    Напоследок заметим интересную вещь: Яаков, отправляя сыновей в Египет за зерном и предваряя тем самым переселение всей семьи, говорит — ??? (рду), «спуститесь». Числовое значение слова ??? — 210. Яаков намекнул, возможно, сам того не подозревая, каков будет срок пребывания его потомков в Египте. Также во многих источниках, включая Агаду на Песах, упоминается слово ?? (кец), означающее «конец» (изгнания). Это же слово появляется и в стихе 41 12-ой главы, где говорится об окончании галута[1]. Интересно, что числовое значение слова ?? — 190. Евреи покинули Египет именно на столько лет раньше предсказанного срока (400 лет).
    Более подробно и аргументировано см. на сайте статью «Годы египетского рабства».
    С уважением, Овадья Климовский
    [1] Цитируется с сайта Толдот:
    И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день вышли все воинства Господа из земли Мицраима. И было, по прошествии четырехсот тридцати лет, и было, в тот самый день. Указывает (на то), что поскольку пришел конец — ?? (т. е. наступила пора избавления), Вездесущий не задержал их ни на миг, — пятнадцатого нисана ангелы-служители пришли к Аврааму, чтобы известить его (о рождении Ицхака), и пятнадцатого нисана родился Ицхак, и пятнадцатого нисана было предопределено (при заключении завета) между частями рассеченных животных (что потомки Авраама будут порабощены, а затем избавлены). (Раши)

  3. НЕБЕСНЫЙ МАЛЬЧИК Ответить

    В Торе три раза упоминается, сколько времени евреи были в Египте. Первый раз в виде пророчества Аврааму-авину (Брейшит 15.13): «…знай, что будут жить твои потомки в земле не своей, и будут работать и будут угнетаемы 400 лет». Во второй раз в момент выхода из Египта (Шмот 12.40): «А поселение сынов Израиля… в Египте 430 лет…». И, наконец, в третий раз в следующем за ним предложении (Шмот 12.41): «И было, в конце 430-ти лет… вышла вся армия Б-га из земли египетской». Но нам ведь известно из всех комментариев, что на самом деле евреи были в Египте только 210 лет! Почему такая разница между тем, что написано в Торе и тем, как объясняют мудрецы Торы?
    На это есть несколько объяснений. Наиболее известный из них приводит РаШИ в комментарии на первый и на второй приведенные отрывки Торы. Он пишет, что отсчет лет галута начинается с рождения сына Авраама-авину Ицхака-авину (400 лет) плюс 30 лет со времени заключения «союза между рассеченными частями» (см. «Брейшит» 15.1—21). Получается, что отсчет начинается задолго до того, как Яаков с сыновьями спустился в Египет. Однако этот ответ не очень понятен и требует дополнительного углубления, потому что, если первый отрывок, в случае с пророчеством Авраама, еще можно объяснить и сказать, что галут, «жизнь в земле не своей», включает в себя все время от рождения Ицхака-авину до выхода из Египта. То как объяснить второй отрывок, где в Торе прямым текстом написано, что 430 лет — это время пребывания евреев в ЕГИПТЕ? Здесь явно слышно, что Тора считает только время самого египетского галута и ничего больше!
    Есть еще одно объяснение, которое говорит, что египтяне так сильно угнетали евреев, что «перевыполнили план». И поэтому время пребывания в Египте для них было сокращено. Но и этот ответ не объясняет все сложные вопросы, которые можно было бы задать, например, почему именно в два раза было сокращено время? Или: что значит «сильно» угнетали, как определить «силу» угнетения? Или: если время, действительно, было сокращено из-за силы угнетения, то почему бы в таком случае во втором и третьем из приведенных отрывков Торе просто не написать, что время пребывания евреев в Египте — 210 лет, а не 430 лет?
    Этот вопрос мы долго разбирали с моим «хаврутой» р.Йосефом-Меиром Шпицером, но не найдя удовлетворяющего нас ответа решили оставить его. И вот сейчас, перечитывая Тору, я натолкнулся на ответ, который и решил предложить сейчас.
    На уроке р. Залмана Гиличенского, посвященного пасхальной агаде, я услышал интересное объяснение слов агады: «И дал Ты Эйсаву гору Сеир …, а Яаков и его сыновья спустились в Египет» (Иеhошуа 24.4). Задают мудрецы вопрос: причем тут Египет? Нужно было написать: «И дал Ты Эйсаву гору Сеир, а Яакову и его сыновьям дал землю Кнаан». И отвечают, что само постановление, что надо спуститься в Египет, было связано с обещанием дать землю семи народов потомкам Авраама. А именно: только те, кто спустились в Египет, смогут унаследовать эту землю. Так объясняет р.З.Гиличенский от имени своих учителей.
    Постановление о египетском рабстве изначально, распространялось на потомство Ицхака-авину. А его потомками были Яаков и Эйсав. Поэтому, по первоначальному замыслу, они оба должны были бы спуститься туда. Но Эйсав испортился и не был выбран Вс-вышним в качестве продолжателя рода Авраама-авину и, как следствие, потерял право на эту землю. Поэтому теперь для него и для его потомков отпала надобность спускаться в Египет. В то же время Яаков-авину, получив от Вс-вышнего обещание дать его потомкам в наследие землю семи народов, получает приказ от Б-га спуститься в Египет. Поэтому всю тяжесть египетского галута должны были вынести вместо обоих потомков Ицхака-авину потомки одного лишь Яакова-авину. Для большей наглядности можно привести такое сравнение: когда две лошади тянут максимально большой для них груз, то они могут протащить его, фигурально выражаясь, 400 метров, а когда лошадь только одна, она может протащить тот же груз максимум 200 метров. Понятно, что невозможно свести тяжесть рабства к одним лишь физическим усилиям. Тем более что собственно рабство длилось не все 210 лет, а по разным мнениям от 83 до 116 лет. Основное здесь — моральная тяжесть порабощения. И не исключено, что весь этот галут и понадобился Вс-вышнему, чтобы путем тяжкого угнетения научить будущий народ Б-га, пониманию, что такое рабство и свобода, чтобы научить его правильно служить Б-гу на Святой земле. Видимо, свободный народ, не познавший морального унижения рабства, не может понять, как надо служить Творцу. А примером с лошадьми я хотел лишь продемонстрировать, что Вс-вышний сократил потомству Яакова срок пребывания в Египте по вполне объективной причине: из-за того, что потомство Яакова осталось в одиночестве, они просто не в состоянии были отработать в Египте весь 400-летний срок. При этом моральную тяжесть галута и физическую тяжесть рабства они должны были пронести весь максимально возможный срок — 200 лет.
    Теперь, чтобы наглядно увидеть, как соотносятся эти цифры, и почему Тора называет 200 лет, в течение которых потомки Яакова были в Египте 400-мя годами, составим математическую формулу:
    Как мы уже сказали, оба потомка Ицхака должны были спуститься в Египет и быть там порабощены. Предположим, что за 400 лет они должны были бы выполнить работу, которую мы обозначим буквой «А». Яаков выполнит А/2 работы, и Эйсав выполнит А/2 работы. Саму работу «А» можно представить в виде произведения двух сомножителей:1. Количество работы, выполняемой в год (в нашем случае это А/400, где «А» — работа, а 400 — годы, проведенные в Египте) и 2. Времени («Т») выполнения всей работы (у нас 400 лет). Формула выглядит так: А=А/Т?Т. Для случая, если бы в Египет спустились оба потомка Ицхака получилось бы «А»= А/400?400. Однако в Египет спустился только Яаков, который отработал за себя и за брата. Теперь нужно выяснить, сколько времени должен работать один Яаков, если он добросовестно выполняет работу и за себя и за брата (А/2 = А/400?Т. Нужно вычислить, чему равно Т)?
    Если работа — это количество работы, выполняемой за год умноженное на время работы, то что бы найти это время для одного Яакова, нужно его работу А/2 разделить на работу, которую он должен был бы выполнить за год. Получается А/2 : А/400 = 200. Т.е. время работы Яакова — 200 лет.
    В этой формуле мы наглядно видим, что если бы в Египет спустились оба брата, то они бы работали все 400 лет, но при той же интенсивности работы, когда Яаков работал за себя и за брата, он должен был работать только половину объявленного в пророчестве Авраама срока, и не больше! Т.е. работа одного Яакова за 200 лет равна работе Яакова и Эйсава вместе за 400 лет. И это то, что мы видим во втором и в третьем предложениях, приведенных в самом начале статьи: Тора засчитывает 210 лет тяжкого галута и рабства одних потомков Яакова, которые они вынесли за себя и за потомков Эйсава, как будто они отработали все 430 лет! Видимо исправление, которое должно было произойти за 400 лет, произошло за 200 из-за интенсивности рабства.
    Теперь можно сказать, что, то мнение, которое говорит, что египтяне перевыполнили план, угнетая потомков Яакова, объясняет нам не жестокость египтян (хотя и не отрицает его), а интенсивность рабства, т.к. потомков Ицхака было в два раза меньше запланированного.
    Теперь как бы в скобках замечу, что остаются еще два вопроса, которые можно было бы здесь задать и на которые пока что нет ответа:1) почему есть некоторая неточность в цифрах — сначала написано 400 лет, потом оказалось 430. Кроме того половина от 430 это 215, а не 210 лет, сколько наши предки были в Египте. И 2) Требуется объяснить, почему РаШИ, когда комментирует тему, сколько лет евреи были в египетском галуте, приводит другое объяснение.
    По поводу второй половины первого вопроса (210 лет вместо 215) можно сказать, что время было сокращено по двум причинам:1. Из-за того что египтяне, действительно, «перегнули палку» угнетая евреев и 2. Из-за милости Вс-вышнего, ибо мы иногда встречаем в Торе, что Он обещает более строгое наказание, чем потом дает (см., например, Книгу Йова). Или Творец никогда не дает испытание, которое невозможно выполнить, и если испытание переходит границу возможности, оно прекращается раньше времени. Но другие вопросы требуют углубленного изучения.
    Теперь я раскрою «секрет», как я нашел этот ответ. Дело в том, что то, что я сейчас написал, почти слово в слово пишет РаШИ в объяснении на предложение 20.14 в книге «Бемидбар»: «Зачем Моше напоминает царю Эдома о том, что сыны Израиля и сына Эдома происходят от одного предка? … Эту обязанность полагалось выполнить и Яакову, и Эйсаву, но Вс-вышний возложил ее только на Яакова и его потомков… . Вытерпев все страдания в Египте, мы тем самым исполнили также и долг Эйсава и его потомков…». После того, как я прочитал этот комментарий, мне оставалось только сопоставить факты и сделать вывод о давно интересующем нас с р.Й.-М. Шпицером вопросе. В результате, согласно приведенному выше объяснению отпадает всякая необходимость считать годы египетского галута от далеких времен Авраама-авину! Все предельно просто укладывается в те самые 210 лет фактического пребывания евреев в Египте. Интересно, что Виленский Гаон, комментируя обещание Творца Аврааму-авину вернуть 4-е поколение из Египта, тоже не считает поколения от Ицхака, а начинает отсчет с первого, родившегося в Египте.

    Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

  4. Light of Airis Ответить

    Памятники древнего Египта также содержат немало свидетельств о голоде, который время от времени терпела эта страна.
    Ко времени переселения Иакова в Египет эта страна уже имела за собою тысячелетия истории: во главе государства сменилось шестнадцать династий, последовательно управлявших его судьбой. Теперь царствовала семнадцатая династия, известная под названием пастушеской или гиксанской (гиксосской). Она, как уже сказано было выше, принадлежала чужеземной народности, насильственно вторгшейся в Египет и захватившей престол фараонов.
    Точно неизвестно, откуда явились завоеватели и к какому племени они принадлежали: но несомненно, что этим переворотом Египет был обязан одному из тех народных движений, которые временами поднимались из глубины Азии, и волны которых распространялись все дальше и дальше на запад.
    При одном из представителей этой династии, именно Апапи II, и правил Иосиф Египтом. Только при фараоне пастушеской династии мыслимо было, чтобы ничтожный раб, вышедший из презираемых природными египтянами пастухов, мог быть назначен на пост верховного правителя страны. При нем пастушеская династия достигла высшего своего блеска, и страна после смут стала вновь оправляться в своем внутреннем благосостоянии. Но вместе с тем в среде природных египетских князей, находившихся в подчинении у фараона, стали замечаться политические движения, направленные к освобождению страны от чужеземцев. Предчувствуя опасность, пастушеская династия естественно заботилась о том, чтобы упрочить свое положение и покровительствовала инородцам, раздавая им для поселения лучшие участки земли с той целью, чтобы найти в них верных союзников в случае нужды. Такой политикой можно объяснить тот факт, что фараон Апапи II отдал вновь прибывшим поселенцам один из богатейших округов страны.
    Округ Гесем лежал на северо-восточной границе Египта. Там и раньше селились разные кочевые выходцы, так как он отличался превосходными пастбищами. В настоящее время, вследствие многовекового запустения, округ этот представляет печальную пустыню, покрытую песком, рыхлым камнем и солончаками: но признаки его древнего плодородия можно видеть и теперь на берегах канала, проведенного Лессепсом от Нила к Суэцкому каналу. Где только проходит вода, пустыня оживает и диковинно расцветает, показывая, что нужна только влага для того, чтобы превратить весь округ в плодородные поля и роскошные пастбища». [52]
    Выводы Зенона Косидовского на этот счет совпадают с вышеизложенным.
    «Трудно себе представить, чтобы в обычных условиях родовые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. В книге Бытие (46,34) о евреях сказано так… «мерзость для египтян всякий пастух овец». Легко понять, что гиксосские фараоны, с подозрением относившиеся к местному населению, питали больше доверия к близким им по происхождению и языку азиатам, пришедшим из Ханаана. Даже фараоны-египтяне иногда проводили подобную политику в отношении отдельных лиц.
    Гиксосский фараон, несомненно, отдавал себе отчет в революционной традиции Египта и поэтому боялся, как бы новое восстание народных масс не расшатало его власть, в особенности потому, что был он чужим, ненавистным деспотом. Таким образом, когда Иосиф предложил свой план предотвращения грядущего голода, фараон приветствовал его как мужа, ниспосланного провидением. Этим объясняется и особо привилегированное положение Иосифа при дворе, и милости, какими его осыпал фараон.
    Человек настроенный скептически, мог бы нам возразить, что все это искусно построенное рассуждение опирается всего лишь на очень лаконичные упоминания в Библии и, в первую очередь на догадки, так как твердо не установлено, что израильтяне поселились в Египте в период властвования гиксосов. Библейская хронология весьма проблематична, поэтому нельзя с полной уверенностью сказать, когда именно Иаков и его род забрели в Египет. Это в равной мере могло случиться и до вторжения гиксосов, и после их изгнания.
    Ответ на эти сомнения мы находим в замечательном анализе библейского текста, который дает французский египтолог Пьер Монте в книге «Египет и Библия». Монте делится с читателями следующими наблюдениями:
    «Иаков, как мы уже знаем, поселился в земле Гесем, лежавшей к востоку от дельты Нила. Иосиф, будучи наместником фараона, жил, разумеется, рядом со своим владыкой в столице. При известии о прибытии семьи Иосиф незамедлительно сел в колесницу и поспешил навстречу отцу. Потом он вернулся к фараону, чтобы рассказать ему о своей поездке.
    Из Библии совершенно неопровержимо следует, что события эти произошли на протяжении очень короткого времени, если даже не в один и тот же день».
    В книге Бытие (45,10) Иосиф обещает отцу, что поселит его в земле Гесем и, стало быть, поблизости от себя. Отсюда особо напрашивается вывод, что столица, в которой жил Иосиф, должна была находиться на небольшом расстоянии от земли Гесем, т. е. в самой дельте. Ею ни в коей мере не могли быть такие города, как Мемфис, Фивы или Фаюм. Они лежали слишком далеко от Гесема, и путешествие Иосифа в колеснице заняло бы несколько дней. К тому, как утверждает французский египтолог Масперо, в Египте, ввиду отсутствия подходящих дорог, никогда не пользовались колесницами для дальних путешествий. Такие путешествия, как правило, совершались на барках по главной коммуникационной артерии, которой являлся Нил.
    Все вышеприведенные обстоятельства служат нам как бы путевыми столбами, стрелки на которых дружно направлены в сторону Авариса, столицы гиксосов. Мы теперь уже знаем, что Аварис лежал в дельте Нила, так как руины этого города вместе со множеством гиксосских печатей раскопаны по соседству с современной деревней Сан-эль-Хагер. И если Иосиф осуществлял власть в Аварисе, то отпадают всякие сомнения: историю его жизни надо вместить в эпоху гиксосов.
    В Библейской истории поражает историческая точность в воссоздании египетских обычаев. Вспомним, что Иосифа подстригли, прежде чем он предстал перед фараоном. Эта, казалось бы, мелкая подробность весьма красноречива, так как лишний раз свидетельствует о знакомстве с египетскими обычаями. В Египте никому не разрешалось носить бороду: привилегия эта принадлежала исключительно фараону, который, впрочем, подвешивал искусственную бороду, и поэтому его остригли, как того требовал придворный этикет.
    Так же обстоит дело с возведением Иосифа на должность наместника фараона. Торжественная церемония протекала в соответствии с тем ритуалом, с каким нас знакомят папирусы и картины в гробницах. Новый вельможа получал из рук фараона почетные дары, отвечающие его высокому званию, драгоценную цепь на шею, дорогую одежду и, сверх того, жену знатного рода. Во время торжественных шествий наместник занимал одну из позолоченных дворцовых колесниц и ехал сразу же за колесницей фараона. Египтяне заимствовали у гиксосов обычай пользоваться лошадьми, и этот церемониал, и после изгнания захватчиков сохранился в Египте.
    В Библейском сказании знаменательно еще и то, что имена, которые там приводятся, тоже типично египетские. Фараон назвал Иосифа Цафнаф-Панеах, что означает — «Бог говорит: да здравствует». Жену Иосифа звали Асенефа или Асенет, т. е. «принадлежащая Нет» (богине, почитаемой в дельте Нила), а Потифер или Поти-пера — это искаженное имя «Па-ди-па-ре», означает «(тот), которого дал (бог) Ра». В заключение стоит еще добавить, что сказанное об Иосифе дает четкое представление о египетской топографии.
    Сообщаемые подробности позволяют легко ориентироваться в расположении земли Гесем и, по косвенным признакам, установить, в какой именно столице жил Иосиф». [53]
    Хотя «Библия не говорит, что современник Иосифа был фараон-гиксос, однако ясно, что он не был фараоном национальной династии. Это открывается из того, что Иосиф указывает братьям не на кастовый, а на расовый предрассудок, который наблюдался в Египте в отношении к номадам (пастухам-кочевникам). Египтяне не любили кочевников, они же заклеймили унизительным прозвищем своих фараонов иноземной династии, назвав их «царями-пастухами». Но фараон, современник Иосифа, будучи сам таким «царем-пастухом», не разделял недоброжелательства египтян к номадам, и в частности, к пришельцам-семитам. Это хорошо знал Иосиф и, поэтому, дал совет братьям, чтобы они откровенно сказали фараону о роде своих занятий. Такой вывод из данных Библии напрашивается сам собой, и его давно уже сделал один старый комментатор (Кальмет), не располагавший, по замечанию Уркюхерта, теми данными, которые имеются теперь у египтологов, также подтверждающих, что фараон при Иосифе был гиксосом». [54]
    Еще одно свидетельство:
    «Считается неоспоримым фактом, что Иосиф жил в Египте под покровительством царского дома хиксосов (гиксосов). После смерти Иосифа владычество хиксосов продолжалось до 1570 г. до н. э. Приблизительно в 1550 году дом хиксосов пал. Амос I (по другим источникам: Ахмос или Яхмос I — Д.Ю.), основатель 18-й династии, изгнал своего царственного предшественника». [55]
    В одном из Лондонских папирусов содержится небольшой отрывок, повествующий об изгнании гиксосов, и в этом отрывке значится имя последнего фараона гиксосов Апепи (Апапи).
    «Положение их изменилось к худшему со вступлением на престол новой природной египетской династии. «Восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа», а вместе с тем не мог признавать и прав его потомков на те особенные привилегии, которыми они пользовались при прежней династии. Имя Иосифа, как сановника низверженной династии, могло быть ему неизвестно (или он мог просто не признавать его заслуг). Вместе с тем понятно с какими чувствами царь в его положении мог относиться к израильтянам. Они были привилегированными подданными, пользовались особенной благосклонностью низвергнутой династии, при которой они владели одним из богатейших округов Египта, господствующим над подступом к самому сердцу страны. Ненависть и вражду к низложенной династии он естественно перенес и на любимое ею племя… И вот в чисто государственных интересах начинается по отношению к ним политика давления и угнетения.
    Прежде всего, конечно, новое правительство лишило израильтян тех преимуществ и вольностей, какими они пользовались при прежней династии, но затем оно перешло и к их угнетению, стало «изнурять их тяжкими работами». В данном случае и не нужно было выдумывать искусственно этих работ: они являлись как естественная потребность в самой местности обитания израильтян. После изгнания гиксосов из Египта требовалось на будущее время охранить страну от вторжения диких чужеземцев, и потому правительство нашло нужным построить несколько новых укреплений в этой окраине, и на эти тяжелые земляные работы употреблен был дармовой труд израильтян. Труд был, очевидно, каторжный: библейский историк с горечью повествует об этих работах. «Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам, и делали жизнь их горькой от тяжелой работы над глиной и кирпичами, и от всякой работы полевой, и от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью» (Исх.1,13-14).
    С каждым новым царствованием возрастали тяготы для народа, и не только израильского, но и египетского. Фараоны как бы старались превзойти друг друга своей военной славой и грандиозными постройками, которыми украшали свои резиденции, и чем знаменитей был фараон, чем блистательнее его царствование, тем больше стонал народ под гнетом непосильных работ и повинностей. Самым знаменитым фараоном этого периода (18-й династии — Д.Ю.) был Тотмес III (Тутмос). Это был «Александр Македонский» древнего Египта. В течение своего продолжительного 54-летнего царствования он создал бесчисленное множество монументов, величественных храмов и укреплений». [56]
    «Почему нет ни одного упоминания об Иосифе в египетских хрониках? Обычно они очень обстоятельны и полны подробностей, а семит на должности наместника — событие слишком серьезное, чтобы о нем можно было умолчать. Такого рода пробел в египетской историографии казался подозрительным и возбуждал сомнения в реальности фигуры Иосифа.
    Нельзя, однако, забывать об очень важной вещи. Гиксосы вызывали к себе такую ненависть, что египтяне уничтожили все, что напоминало о периоде их власти. Даже летописцы обходят молчанием период гиксосской оккупации, период страданий и унижения египетской державы. Исторические хроники внезапно обрываются на 1730 г. до н. э. и возобновляются только после 1580 г. до н. э. Одной из жертв этого «вымарывания» ста пятидесяти лет истории пал также Иосиф …исполнитель гиксосской политики, ответственный за глубокие экономические перевороты, непопулярные у египтян». [57.1]
    Глава 3
    (часть вторая)
    «Камни вопиют…»
    Моисей
    Относительно Моисея как исторической личности также привожу выводы З. Косидовского:
    «До сих пор нет единого мнения относительно того, что произошло на самом деле, и существовал ли в действительности Моисей. Обычно по мере отдаления от давно минувших эпох верх берет элемент исторической правды и уменьшается роль легенды. С Моисеем происходит скорее обратный процесс…
    Но разве из этого должно следовать, что Моисей не был реальной исторической фигурой? Отнюдь нет! Современная наука стала более осторожной в вынесении приговоров в таких вопросах с тех пор, как она обнаружила на дне многих легенд и мифов целые залежи истинных событий.
    Таким образом, легенды, чудеса и прочие сверхъестественности не исключают той возможности, что Моисей тоже был подлинной исторической личностью. И, следовательно, мы можем принять за исторический факт бегство израильтян из Египта и их скитания в пустыне, хотя безоговорочно доказать это и нельзя, так как египетские хроники и другие источники обходят данное событие молчанием. Поэтому, если мы хотим докопаться хотя бы до частичной правды, то должны прибегнуть к косвенным доказательствам, исследуя скупые, трудно поддающиеся прочтению следы в исторических документах.
    Ученые проделали очень интересную в этом отношении реконструкцию. Постараемся восстановить главные ее элементы.
    Вот они:
    В Библии израильская история обрывается неожиданно на смерти Иосифа. Потом нам рассказывают о событиях, связанных с личностью Моисея. Этот разрыв охватывает приблизительно 400 лет существования Израильского народа. (Согласно Библейской истории, равно как и по Септуагинте и по «Торгуму Ионафана», израильтяне находились в Египте 215 лет. — Д.Ю.)
    После изгнания гиксосов фараоны 18-й династии перенесли столицу из Авариса в родные Фивы. Израильтяне остались в земле Гесем, где вели обособленную пастушескую жизнь».[57.2]
    Освободительные войны фараонов 18-й династии Ахмоса I, Аменхотепа I (он же Аменофис) и др., резиденция которых находилась в Фивах, центре южной провинции Египта, привели и к насаждению единобожия, объявлением Фиванского Амона-Ра общенациональным богом. Это укрепило Египет под властью фараонов и жрецов. Хотя Амон-Ра почитался богом Солнца, теперь ему придавался смысл бога всего Универса. Вот строки из молитвы в его честь: «Предвечный, сотворивший небо, и создавший землю, создавший моря и горы, творец Вселенной, — ты озарил землю во тьме, засияв в хаосе». (Берлинский папирус, 3049, 8 стр.) [58]
    «За Амосом (Ахмосом I) последовал Аменофис I (Аменхотеп I), ставший фараоном, где-то около 1525 г. до Р.Х., возможно, тогда и родился Моисей. Но не исключено, что рождение Моисея пришлось на начальную пору господства Тутмоса I, чья дочь Хатшепсут и нашла младенца Моисея в корзине среди тростника (Ср. Исх. 2,1-10). Моисей воспитывался во дворце. До 40 лет он считался египтянином (Деян. 7,20-23).
    Если Хатшепсут действительно была той дочерью фараона, которая нашла Моисея, то именно один из вышеупомянутых фараонов и был гонителем израильтян… Моисей родился в разгар этих гонений, когда всех новорожденных израильтян мужского пола фараон требовал умерщвлять (Исх. 1,16), поэтому мать и спрятала будущего пророка в корзине, которую «поставила в тростнике у берега реки» (Исх. 2,3)… Хатшепсут стала первой в истории правительницей Египта, первой женщиной-фараоном. Она правила за 1500 лет до Р.Х. После нее Египтом правил ее приемный сын (по Г.Г. Геллею: ее единокровный брат — Д.Ю.) Тутмос III.
    Реальный отец Хатшепсут Тутмос I не имел наследников-сыновей. Потому он и женил своего побочного сына на своей дочери Хатшепсут. Но и у сына, ставшего фараоном Тутмосом II, также не оказалось наследников мужского пола. Он, как и его отец, женил своего побочного сына на его же сводной сестре. После кончины фараона, покуда Тутмос III еще не был совершеннолетним, Египтом правила его мачеха (и одновременно теща) Хатшепсут, продолжавшая править и после достижения совершеннолетия Тутмоса III. Получив, наконец, трон, Тутмос III возненавидел ее настолько, что повелел разрушить ее статуи и ее изображения убрать из фрагментов с надписями и рельефами. Не исключено, что так пропал и какой-либо текст, упоминающий Моисея. Тутмос III ненавидел израильтян и велел уничтожить все записи об участии Израиля в жизни Египта». [59]
    Казалось бы, все поставлено на свои места, но в Библии мы читаем, что порабощенные египтянами евреи «построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов» (Исх. 1,11).
    Название последнего из этих городов, Раамсес, дало повод некоторым египтологам, и во главе их Бругшу, заключить, что построение их относится ко времени 19-й династии, к царствованию Рамсеса I или II, что было на два столетия позже.
    Зенон Косидовский делает вывод, что эти события произошли при Рамсесе II и Мернепте (он же Мернефта, Меренпта, Меренптах, Мернептах), его преемнике.
    А вот заявление А.Е. Маккиббон:
    «В 1883 году в земле Гесем были сделаны раскопки и найдены развалины древнего города Пифом. Многочисленные надписи говорят, что этот древний город был построен Рамсесом II.
    В греческие времена этот город был назван Иерополис или Эро. По-египетски это означает: склад, магазин. Предполагается, что Пифом и Раамсес (Исх. 1,11), которые израильтяне построили для фараона и были городами для запасов. В этом месте исследователь Новилл раскрыл даже комнаты сокровищ. Они крепко построены и разделялись кирпичными перегородками 3-х метровой толщины. Кирпичи полувысушенные солнцем. Половина кирпичей с соломой, а половина — без соломы. Запасные хранилища занимали в Пифоме целую площадь города, стены которого достигают 200 м при семиметровой толщине. Бессоломенные кирпичи в этих стенах, как будто отзываются эхом суровости фараоновых слов, когда он сказал: «Не давайте впредь народу соломы (Исх.5,7) для делания кирпичей, как вчера и третьего дня». Около этих старинных стен мы можем видеть и щупать тяжелую работу еврейских рабов. Если бы эти развалины разговаривали, то какие сказания о жестоких смотрителях, о кровавых истязаниях, об истощении и отчаянии, открыли бы они нам!
    Если Рамсес II был фараоном во время рабства, кто же был фараоном во время исхода? Рамсес II правил 66-67 лет, и во второй половине своего правления, правил рукой владычественной.
    По смерти Рамсеса II престол наследовал его сын, который никак не походил на своего отца. Вступление на престол Маренптаха, кажется, послужило сигналом для восстания против Египетского трона. Ливийцы Северной Африки, жители островов, морей, народы Азии, поднялись не только для того, чтобы освободиться от египетского рабства, но даже занять его территорию. Мучимый восстаниями и язвами он, наконец, удовлетворил всякое требование евреев». [60]
    «В Египте обнаружен древний документ — так называемый «папирус Анастасия». Он описывает жалобы одного египетского начальника, руководившего строительными работами в районе Гозена. Строительство пришлось приостановить, «так как — жалуется начальник — изготовлять здесь кирпич невозможно из-за отсутствия соломы в этой местности». [61]
    К. Керам утверждает, что именно «при дворе Рамсеса вырос Моисей». [62]
    А вот мнение Зенона Косидовского:
    «Рамсес II, правивший в 1292-1234 годах до н. э. (по др. данным 1317-1251 г. до н. э.) был великий воин, который стремился восстановить египетскую державу путем покорения Азии. В качестве военной базы для экспедиций на восток ему больше всего подходила дельта Нила вместе с землей Гесем. Вдобавок Рамсес II считал дельту Нила своим непосредственным родовым владением, так как его семья была родом из окрестностей Авариса. Отца его звали Сети, и этимологически его имя связано с именем почитаемого в этой стране бога Сета.
    Рамсес II чувствовал себя неуверенно в чужих ему Фивах, в центре культа бога Амона, кроме того, ему хотелось быть подальше от тамошней могучей жреческой касты, которая держала в подчинении предыдущих фараонов и стремилась навязать свою волю и ему. И он решил перебраться в дельту Нила и построить там на месте разоренного Авариса, новую столицу — город Раамсес (впоследствии известный как Танис). Готовясь к захватническому походу, он построил, кроме того, еще один город — Пифом, состоявший по сути дела из складов провианта и военной амуниции. Благодаря археологическим раскопкам нам точно известно расположение обоих городов, так как удалось раскопать их развалины и установить их происхождение.
    С появлением Рамсеса II кончилась идиллическая обособленность земли Гесем.
    Приказ об убийстве новорожденных, о котором говорится в Библии, свидетельствует, что с течением времени преследования израильтян приобрели кровавые, жестокие формы. Казалось бы, мы сталкиваемся здесь с противоречием, ибо, с одной стороны, фараону требовалось все больше рабочих, а с другой стороны, он лишался их в силу своего драконовского приказа. Предполагается, что поводом к уничтожению послужила плодовитость израильтян и перенаселение дельты Нила после того, как там разместилась центральная администрация с бесчисленным множеством чиновников, придворных и военных. Из Библии вытекает также, что многие израильтяне не могли в то время прокормиться разведением скота и вынуждены были переселиться в города, где занялись мелкой торговлей и ремеслом. Это, несомненно, вызвало ненависть египтян, которые быстро ощутили эффект конкуренции израильтян.
    Угнетение и преследования содействовали пробуждению у угнетаемых чувства расовой общности, вызвали вначале пассивное, а затем даже активное сопротивление. Процесс этот приобретает наглядность на примере Моисея…
    Моисей снова почувствовал себя израильтянином. Убийство жестокого надсмотрщика и бегство на восток — это не только проявление его личного бунта, это первый сигнал к бунту израильского народа». [63]
    Моисей, получив образование не только в школах Египта, но и у своей матери, через достойное воспитание «отказался называться сыном дочери фараоновой», ушел из дома фараона, не успев достигнуть той славы, чтобы увековечить свое имя на камне египетских книг, как правителя, или хотя бы, как наследника фараона. Ведь он осмелился заступиться за рабов-евреев. Его ожидала не то, чтобы слава, но смерть: «И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея: но Моисей убежал от фараона, и остановился в земле Мадиамской» (Исх.2,15).
    Египетский историк Манефон, живший в III веке до н. э. и александриец философ-стоик Херемон, живший в I в. н. э., в своих сочинениях показывают Моисея и Иосифа, возглавившими группы прокаженных, изгнанных из Египта в правление Аменофиса (вероятно Аменмеса — Д.Ю.) и его сына Рамсеса; а писатель I в. до н. э. Ласимах упоминает имя фараона Бокхориса (он же Манефта, Марнептах, Меренптах), начало 14-го в. до Р. Хр. Иосиф Флавий не соглашается с ними, заявляя следующее: «Мне остается сделать ему (Манефону) несколько возражений касательно Моисея, которого египтяне считают человеком необыкновенным и божественным; желая же считать его своим, они выдают его за одного из жрецов, удаленных из города Гелиополиса вследствие проказы. Между тем из памятников явствует, что тот (Моисей) родился за 518 лет раньше и вывел наших предков в страну, нами теперь занимаемую. Что он не страдал никаким подобным телесным недугом, это вытекает из его же собственных постановлений: он запрещает прокаженным оставаться в городе или жить в деревне, но велит удаляться, разорвав верхнее платье, в пустыню, и считает каждого прикоснувшегося к ним или бывшего с ними под одною кровлею нечистым». (Лев. 13,14)
    Иосиф Флавий повествует также о том, что «по-египетски Моисей назывался Тисифен, а Иосиф — Петесеф» (ср. Быт. 41,45) и относит время Моисея к фараонам 18-й династии Тутмосам. [64]
    Касаясь двух точек зрения относительно времени пребывания евреев в Египте А. Лопухин писал о том, что если принять во внимание пребывание евреев в Египте во время Рамсеса II, то «такой период… с трудом может быть согласен с положительными хронологическими данными, и возбуждает довольно сильные возражения, но он вместе с тем и не может с основательностью опираться на только что указанный факт. Как имя, так и название Раамсес было довольно обыкновенным в Египте и никак не может быть исключительно приурочиваемое к фараонам этого имени. Когда братья Иосифа явились в Египет для поселения (столетием раньше), в округе Гесем уже существовал участок земли под названием Раамсес, который и был им отведен под поселение. Новейшие открытия проливают еще больше света на этот факт. Из них видно, что у фараона новой династии был сын по имени Рамсес, а в таком случае нет ничего удивительного, и напротив вполне естественно, если фараон один из вновь построенных укрепленных городов назвал в честь своего сына. То же самое и касательно названия другого города Пифом, которое также встречается в летописях, относящихся к гораздо более раннему периоду, чем к какому относится царствование Рамсесов». [65]

  5. Rbout#CumSport Ответить

    Как же случилось, что еврейский народ оказался в гибельном положении на чужбине,
    в Египте? Согласно Священной истории, невообразимо давно (в 1900 г. до н.
    э.) в месопотамском городе Уре Халдейском, знаменитом своими дворцами и башнями,
    художниками и учёными, садоводами и врачами, — в городе утончённой культуры
    и многобожия (этаком Париже Древнего мира) благополучно жил солидный и богатый
    Авраам. Однако благополучен он был только материально, душа же его томилась,
    пока 75 лет от роду Авраам не услышал глас Бога. Не одного из тех богов, кому
    поклонялись в роскошных храмах Ура, но глас Бога Живого, Единого, Кого Авраам,
    едва услышав, полюбил всем сердцем и умом, всем существом. Бог призвал старца
    порвать с прежним, бросить богатство, все привычки комфортной жизни и уйти
    из Ура со своей семьёй на поиск Ханаана — Земли обетованной, где бы Авраам
    и его потомки жили из поколения в поколение, служа Господу. И Авраам вывел
    толпу своих родственников, изнеженных горожан, за толстые надёжные стены Ура
    и повлёк навстречу трудностям неведомого пути в неведомый Ханаан. Многие умерли,
    многие родились на том пути, вера же в Единого Бога крепла. Именно тогда этот
    народ, сильное кочевое племя, стали называть евреями (от слова «иврим», что
    значит «другая сторона», «пришельцы»).
    Наконец они обосновались у дубравы Мамре. Здесь-то почти 100-летнему патриарху,
    отдыхавшему в летний зной у входа в шатёр, явился Господь. Авраам вскинул
    глаза, «и вот, три мужа стоят против него» (Бытие, 18.2). Авраам, «друг Божий»,
    принимал Триединого Господа как самого дорогого гостя. Праведен был сын Авраама
    Исаак (тот, кого Авраам из любви к Господу приготовился зарезать, как жертвенного
    барашка), праведен был и внук его Иаков, прозванный Богом Израилем (это он,
    заснув в пути, положил голову на мистический «пуп земли», место, лестницей
    соединяющее Землю с Небом, и видел ангелов, восходящих и нисходящих по ней).
    Но с детьми Иакова в судьбе Авраамова потомства произошёл некий сбой. Зависть
    и ревность толкнули их на братоубийство, что повлияло на судьбу всех евреев.
    Одиннадцать старших сыновей Иакова сговорились убить своего брата Иосифа,
    прозванного Прекрасным за то, что он был талантлив и на редкость хорош собой.
    Отец любил его больше других сыновей. И однажды в пустыне братья бросили Иосифа
    заживо в пересохший колодец, надеясь, что навеки избавились от него. Но затем
    передумали и продали брата проезжавшим мимо купцам за 20 сребреников. Иосиф
    попал в Египет и возвысился: сам фараон оценил его и поставил управлять государством.
    Прошли годы. Египет процветал благодаря таланту Иосифа. А в Ханаане разразился
    голод — люди готовились к смерти. Но не зря Иосифа называли Прекрасным, прекрасна
    была и душа его. Он простил братьев и пригласил всех евреев в сытый Египет.
    Фараон отвёл родным мудрого помощника плодородную долину Гесем, где они зажили
    припеваючи. Евреи не собирались возвращаться в Ханаан, настоятельно указанный
    им Богом, а некоторые и Бога своего стали забывать. Так благодушествовал и
    умножался еврейский народ, пока не пролетело 430 лет. Когда-то иудеев было
    70 человек, а теперь «наполнилась ими земля та» (Исход, 1.7). Египтяне давно
    забыли заслуги Иосифа Прекрасного, а еврейская плодовитость стала всё больше
    их тревожить: вдруг евреи выживут их, коренной народ. Подозрительность породила
    ненависть, преследования и, наконец, рабство — полное физическое угнетение
    и моральное унижение. И никакого выхода из страны, охраняемой деспотичным
    фараоном, бюрократией и армией.
    Песах
    < <>>
    Моисей в Египте

  6. Nilath Ответить

    Прошло много лет с тех пор, как умер Яаков. И Йосэф уже умер, и все его братья, а евреи все еще жили в Египте. Пока Йосэф был жив, они все время жили в земле Гошен, но после смерти Иосэфа евреи расселились по всему Египту. И в каждой еврейской семье рождалось очень много детей, по пятнадцать, а иногда и больше, и стало евреев в Египте очень много, и были они в Египте повсюду.
    Однако постепенно евреи стали забывать Тору. И хотя детей своих они все же называли еврейскими именами, но жить им нравилось так, как живут египтяне. Они хотели во всем быть похожими на египтян, они даже стали ходить в египетские храмы и служить идолам.
    И тогда hаШем решил наказать евреев.
    И вот встал новый фараон над Египтом. Этот фараон сказал своему народу:
    hава нитхакма! – Давайте исхитримся! Давайте исхитримся против евреев, чтобы сделать их жизнь горькой и невыносимой и чтобы их было у нас тут поменьше, а то что-то их слишком много вокруг стало. Даже в храме: в какой ни зайдешь – и тут жрец-еврей. Чего доброго, они еще встанут и уйдут все в свой Израиль, откуда пришли.
    Фараон этот как будто забыл, что только благодаря Йосэфу египтяне не умерли во время страшного семилетнего голода. И вот объявил фараон:

  7. IIIoKoJIaD Ответить


    Возможно, что и сам Моисей считал себя рабским родом, поэтому пал жертвой своей идеологии. Он умирает прямо перед стенами Ханаана – страны, простирающейся на запад и северо-запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иорадана до берега Средиземного моря. Власть передается Иисусу Навину. Здесь евреи снова завоевывают ханаанские княжества, как и ранее, до вступления в Египет их далеких предков. На этой земле образуется Израиль. Начинается эпоха царств. В эту эпоху и появляются такие известные личности, как Саул, Давид, Соломон и др. Именно здесь, на территории Ближнего Востока, надолго оседают евреи.

    Постоянная борьба

    Земля обетованная постоянно оказывается под ударами. С VIII века до н. э. она оказывается под властью Ассирии, затем Вавилона (586-539 гг. до н. э.), который разрушает знаменитый храм Соломона, затем персидской державы Ахеменидов (539-331 гг. до н. э.), Македонии (332-312 гг. до н. э.). После распада империи Александра Македонского евреи входят в государства Птолемеев и Селевкидов. И все это время евреи постоянно пытались бороться с захватчиками. Например, в результате восстания Маккавеев некоторое время в Иудее правила еврейская династия Хасмонев.
    Затем эта земля сталла вассалом Рима. Но с непокорными евреями римляне справиться не могли. Было принято решение полностью выгнать их из этой территории, а саму Иудею переименовать в Сирию Палестинскую, чтобы стереть всю память о них. Это произошло в 135 году.

    Расселение евреев


    Где живут евреи в мире? После того как римляне вновь отправили скитаться «богоизбранный народ», они расселились практически по всей территории мира. Не было ни одной страны, где бы они не жили. Их появление сопровождалось постоянными антисемитскими настроениями. Причина в том, что многие евреи начинали заниматься привычным делом – ростовщичеством. В погоне за прибылью некоторые из них применяли самые гнусные методы: спекуляцию на голоде, искусственное создание дефицита, инфляции, скупка краденого и др. В Речи Посполитой они и вовсе откупили все православные храмы с подачи католических властей и начали взимать плату за обряды. За гнусные деяния отдельных его представителей приходилось страдать ни в чем не повинным евреям.

    Где жили евреи в России

    Русское самодержавие строго контролировало еврейский народ. В «отсталой» России капитализм не наступал, поэтому их к нам не тянуло. Их появление произошло по воле случайности: в ходе раздела Речи Посполитой наша страна забрала себе не только польские земли, но и огромное количество представителей сынов израилевых. Самодержавие поощряло ассимиляцию евреев: давало им льготы, выдавало землю, однако основную их массу держали за чертой оседлости и не позволяли им распространиться по всей империи. Так было до революции 1917 года.

    Сталин и евреи


    Где живут евреи в России? Благодаря И. Сталину их отправили подальше от остальной России: на север Дальнего Востока, в пустынные земли. Сегодня это Еврейский автономный округ с центром в городе Биробиджане. Сталин боролся с партией Троцкого, в которой евреи прочно укрепили свои позиции. Выявлять их не было ни сил, ни желания, поэтому решено было всех отправить подальше от столицы.

    Итоги

    Итак, мы ответили на вопрос: где живут евреи, в какой стране сегодня находится их родина. Кратко осветили историю расселения этого народа. Надеемся, что статья окажется полезной.

  8. Ledy Frozen Ответить

    Любопытный факт, но евреи пришли в Египет добровольно, с семьями и нажитым имуществом. Не знаю как Вы, а я еще не видел людей которые сами, с семьями и пожитками готовы идти в рабство. Тем более евреи, нация расчетливая и прагматичная. Вернемся к фараону.
    Исх.11:
    “1 И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать [вас], с поспешностью будет гнать вас отсюда;
    2 внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд]”.

    дальше веселее.
    Исх.12:
    “35 И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд.
    36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян”.

    Теперь, прочитав все это пусть каждый задаст себе вопрос мог ли раб одолжить золото и серебро? Это как примерно нынешний бомж (который по статусу свободен и выше раба) попробует одолжить пару тыщ баксов, кто ему даст???? А фраза “у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей” указывает что домишки их стояли далеко не в рабских кварталах, где у соседей только набедренную повязку одолжить можно.
    В общем реконструкция событий следующая. Моисей, который видит что дело с разрешением на иммиграцию уже на мази, дает указание втихую одолжить у богатых египтян золота и серебра (ну не у бедных же). После того как одолжили, кагал снимается и всей толпой сваливает в землю обетованную.
    Обманутые богатые египтяне кидаются на прием к фараону, за защитой и справедливостью. Фараон естественно кидается в погоню, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ БАБКИ.
    Все это косвенно подтверждается и тем какой именно дорогой они стали уходить.
    Вроде как кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая. И в то время уже существовала прекрасная приморская дорога. Почему бы, имея разрешение фараона, не пойти по ней? Ан нет, из надписи времен Сети I явствует, что вдоль приморской дороги были расположены египетские гарнизоны, контролировавшие сообщение между Египтом и Ханааном.
    И в результате «Бог не повел их [то есть израильтян] по дороге земли Филистимской, ибо близка она» (Исх. 13:17), естественно. даже угонщик не попрется по федеральной трассе где посты ГИБДД стоят, а будет уходить огородами. Кстати , придя к горе Синай, пока Моисей получал наверху свои скрижали, народ у подножия скинулся и отлил золотого тельца не слабых размеров. Я бы сказал что это очень не кисло для “нищих рабов бежавших из рабства”.
    Так что же имел ввиду автор говоря о “рабстве” египетском?
    Исх.1:
    6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;
    8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа
    13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам
    14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

    Тут уместно сделать небольшое отступление в сторону устройства Египетского государства. Современные западные археологи и историки уже доказали что пирамиды в египте строили не рабы а рядовые общинники. Само же египетское общество было строго кастовым. Некоторые древние историки указывают на 7 основных каст, но нам такая точность не нужна, перечислим основные.
    Это рабы, рядовые общинники, жрецы, чиновники-аристократы. Армия набиралась из общинников а управлялась чиновниками и жрецами. Общинники кроме сезонных сельхоз работ обязаны были также отработать определенное количество дней на государственных стройках (пирамиды, крепости и пр.) Ни под одну перечисленную касту евреи НЕ подпадают.
    История Иосифа и прихода евреев в египет настолько занимательна что достойна отдельного рассмотрения, чему и будет посвящена часть1.
    Но после смерти Иосифа (который был у фараона ближайшим советником и крышевал еврейскую диаспору) и смене фараона встал вопрос – что делать с евреями, которые просто выпадали из структуры государства. Вот и было принято решение уравнять их в правах с общинниками (мы ведь уже определились что с настоящими рабами они не имели ничего общего). Да и куда их зачислить то иначе, в жрецы? в чиновники? в крепостные? (хаха два раза). И начинается тут же вой, эксплуатируют, посмели евреев работать заставить –
    исх
    1.14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

    Но простите, если они не занимались сельхоз работами, не хотели участвовать в общественных стройках. что они вообще там делали? Какую пользу приносили?
    Собственно ответ на этот вопрос знает каждый. Прошла куча лет а в этом плане так ничего и не изменилось.
    Я еще понимаю почему евреи с тех пор празднуют Песах (пасху), это шикарный праздник кидалова на бабки в государственных масштабах, успешно осуществленное древними евреями. Но почему это отмечают русские-православные (впрочем как и праздник обрезания господня) я понимать категорически отказываюсь.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *