В какой стране гоголь никогда не был?

16 ответов на вопрос “В какой стране гоголь никогда не был?”

  1. strannik_krs Ответить

    История оставила нам неразгаданные тайны: Бермудский треугольник, перевал Дятлова и много других. Но есть среди них самая странная и необычная загадка, ответа на которую до сих пор нет.
    Три смотрителя маяка
    Маяк Эйлин Мор расположился на одном из островов в Атлантическом океане. Именно там находилась вахта из трех служащих — Томаса Маршалла, Джеймса Дуката и Дональда Макартура. Главный смотритель маяка Джозеф Мур оставил их на три недели и убыл на берег по служебным делам.
    Позже он расскажет, что все трое находились в прекрасном самочувствии, много шутили и смеялись. Зафиксируем: они не были ипохондриками или меланхоликами, им не был присущ мрачный и депрессивный характер. Это будет подтверждено родственниками и друзьями смотрителей.
    И ещё: они все были моряками, участвовавшими в многочисленных морских походах.
    Плавание же на корабле в 1900 году было мероприятием супер рискованным и тяжелым. Для этого нужны были наличие стальных нервов, умение действовать в критических ситуациях и способность выдерживать любые тяжелые условия. Это важно, и мы это запомним.
    15 декабря капитан проплывавшего мимо парохода увидел, что маяк не горит. Это было ЧП, и он сообщил об этом шотландской береговой охране. Первая версия была, что служителей поразила болезнь, не позволившая им исполнять свои служебные обязанности.
    Первые странности
    Немедленно к маяку отправилось спасательное судно с главным смотрителем маяка Джозефом Муром на борту. Странности начались сразу по прибытии спасателей на остров. Голый флагшток. А зачем нужно было спускать флаг? Везде валялись коробки из-под провианта. И стояла абсолютная тишина.
    Еще одна странность, на наш взгляд, самая главная — ворота маяка, а также все двери были заперты(!)
    Внутри маяка не оказалось ни одной души!
    Кровати были не заправлены, все часы остановились. На столе стоял нетронутый ужин, лампы маяка были начищены и заправлены. Еще одно — все плащи были на месте.
    Полный осмотр острова ничего не дал. Размеры острова — 600 на 300 метров, то есть, он был совсем небольшим. Никаких следов исчезнувших смотрителей нигде найдено не было!
    Но больше всего Джозефа Мура удивили записи в вахтенном журнале. Приводим их полностью:
    «12 декабря. День. Сильный северо-западный ветер. Море яростно хлещет. Никогда не видел такого шторма.
    12 декабря. Полночь. По-прежнему бушует шторм. Невозможно выйти наружу. Проходящее судно, не услышав туманного горна, приблизилось к маяку так близко, что можно разглядеть огни кают. Дукат раздражен. Макартур плачет.
    13 декабря. Полдень. Шторм на протяжении всей ночи. Серый дневной свет. Дукат и Макартур плачут и молятся.
    14 декабря. Нет выхода. Все молимся.
    15 декабря. Шторм закончился. Море спокойно. Бог над всем.»
    Он был ошеломлен, так как прекрасно знал, что в эти дни никакого шторма не было.
    Шторм, которого не было. Капитан, заметивший отсутствие света в маяке, тоже подтвердил: шторма не было.
    Шторм и слезы моряков
    Удивление вызывали такие записи: «Макартур плачет», «Дукат и Макартур плачут и молятся», «Нет выхода. Все молимся». Странно, не правда ли?
    Ведь бывшие моряки находились на суше, а не на корабле в океане, где они попали в дикий шторм, и их корабль кидает как щепку из стороны в сторону. Если бы они начали так паниковать и лить слезы, находясь в морском плавании, то их высадили бы немедленно в ближайшем порту, и о профессии моряка пришлось бы забыть навсегда.
    Но нет, наши смотрители находились в укрепленном здании, способном выдержать любые бури и шторма. Им ничего не угрожало, знай, сиди себе и пережидай любую непогоду. Слезы взрослых мужчин, их молитвы вызывают много вопросов. Смотрители все были заражены общей паникой.
    Плюс шторм, которого не было. Одни вопросы.
    Версии
    После тщательного расследования была выдвинута следующая основная версия.
    Вечером перед ужином смотрители услышали громкий шум, волна с огромной силой врезалась в ограждение восточного берега и повредила его.
    Долго не думая Дукат и Маршалл взяли коробку с инструментами и отправились устранять повреждение, Макартур остался в маяке ждать их. По причине их долгого отсутствия он отправился за ними. Где так же, как они, был смыт в океан прибойной волной.
    Ну, если прочитать отвлеченно данное заключение, можно сделать вывод: смотрителями маяка назначают людей со значительными умственными отклонениями или маленьких детей. Вечером(!) они услышали шум и сразу ринулись что-то чинить?
    Вечером?! Все фонари остались нетронутыми, получается, они пошли вечером на берег без освещения. Маяк тоже не горел.
    Каково, а? В принципе разбор этой версии можно остановить, но мы заметим еще пару нестыковок. В тот день шел сильный проливной дождь, ранее мы отметили, что плащи оказались все на месте. Значит, вечером, в дождь, они вышли без освещения и без плащей.
    Но и Макартур, который выбежал их искать, и понимал, что произошло ЧП, тоже не берет с собой ни плащ, ни фонарь. Как он собирался их искать? Почему он не зажег хотя бы маяк и не подал сигналы о бедствии?
    И потом — оставив маяк без присмотра, Макартур тем самым нарушил устав, запрещающий так поступать! И он это прекрасно знал, так как не первый год работал служителем маяка.
    Да в принципе каждому из нас, не знакомому с правилами, в первую очередь придет мысль, что не надо никуда выходить, а нужно срочно подать сигнал о бедствии. Понятно, что в официальную версию никто не верил, и она служила просто для отчета.
    Другая одна из самых серьезных версий: один из смотрителей убил своих товарищей и выбросил их тела в море. И после, уже в порыве раскаяния, тоже выбросился в море. Никаких следов борьбы обнаружено не было.
    Вопрос: как он смог убить этих матерых волков, прошедших многочисленные драки в портовых кабаках? Как он смог убить двух крепких мужчин так, чтобы не осталось абсолютно никаких следов?
    Что произошло
    Полный ответ мы, наверное, не узнаем никогда. Мы можем только предполагать.
    12 декабря по записи в журнале начался сильный шторм, бывалые моряки пишут о том, что никогда такого шторма не видели(!). Отметим, что в этот день и последующие дни никаких бурь не было. 13 и 14 числа происходит нарастание паники, они начинают плакать и молиться.
    Дальше они пишут: «Нет выхода, все молимся». 15 декабря настроение моряков сменилось, шторм (в их головах) закончился, и море стало спокойным. И в этот же день вечером происходит трагедия.
    Из этого мы можем сделать вывод: нарастающая тревога сменилась кратковременным покоем, а затем перешла к финальному завершению. Все трое, почувствовав сильную, невыносимую панику, выбежали из маяка. Не отдавая себе ни в чем отчета, они бегали по берегу, пока их не смыло волной или они сами не упали в море.
    Чем была вызвана такая паника? Мы попробуем это понять в следующей статье – «Перевал Дятлова». Случай совершенно идентичный, там тоже вечером участники экспедиции выбежали на лютый мороз, не взяв с собой ни одежды, ни припасов. Яростная паника гнала их.
    Взято из источника

  2. hell766 Ответить

    Однако, как только второй том “Мертвых душ” был дописан, Гоголь ощутил опустошенность. Все больше им стал овладевать “страх смерти”, которым когда-то мучился его отец.
    Тяжелое состояние усугубляли беседы с фанатичным священником – Матвеем Константиновским, который укорял Гоголя в его мнимой греховности, демонстрировал ужасы Страшного суда, мысли о которых мучили писателя с раннего детства. Духовник Гоголя потребовал отречься от Пушкина, перед талантом которого Николай Васильевич преклонялся.
    В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.
    Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том “Мертвых душ”. Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно, пишет “Комсомольская правда”.
    После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией – боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.
    В то время врачи не могли распознать его психическое заболевание и лечили снадобьями, которые только ослабляли его. Если бы медики своевременно начали лечить его от депрессии, писатель прожил гораздо дольше, пишет Седмица.Ru, цитируя доцента Пермской медицинской академии М. И. Давидова, проанализировавшего сотни документов, изучая болезнь Гоголя.
    Тайна черепа
    Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп.
    По версии профессора Литературного института, писателя В.Г.Лидина, присутствовавшего на вскрытии могилы, череп Гоголя был извлечен из могилы в 1909 году. В том году меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. “В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, – череп артиста Щепкина, другой – Гоголя, о третьем – ничего не известно”, – писал Лидин в своих воспоминаниях “Перенесение праха Гоголя”.
    Слухи об украденной голове писателя позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе “Мастер и Маргарита”. В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах.
    Материал подготовлен редакцией rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

  3. breakin Ответить

    Есть на свете такие неспокойные люди, которым не сидится на месте: как будто что-то гонит их, дорога ведет за собой, увлекая все дальше и дальше от родных мест. Таким странником был и Гоголь. Путешествия его занимают важную часть его биографии. «Нужно проездиться по России…» — эта его знаменитая фраза отражает чаяния самого писателя. Ему и вправду много времени приходилось проводить в разъездах — не потому ли герой его главной книги «Мертвые души» Чичиков тоже вечный странник, хотя цели у автора и его героя были очень разные.
    Но кажется, что писателю явно хотелось не только побывать в новых местах, чтобы набрать материал для своего дальнейшего творчества, посмотреть на незнакомых людей, а быть может, с кем-то из них и подружиться, но влекло его в дальний путь что-то еще.
    Не случайно говорят: «Большое видится на расстоянии». Может быть, задумывая грандиозное по идее и масштабу произведение, в котором должна была предстать «вся Русь», Гоголь хотел посмотреть на свою страну и людей, живущих в ней, из «прекрасного далека». Мы знаем, что до конца осуществить свой замысел писатель не смог: слишком тяжелым оказался этот путь, на котором его подстерегали не только творческие удачи, но и тяжелейшие разочарования, которые приводили к страшным душевным кризисам. Но тот путь духовных и творческих исканий, на который вступил писатель, оказался не напрасен: он проложил дорогу тем, кто последовал за ним и открыл для русских писателей новые творческие горизонты. Потом этот путь так и стали называть: гоголевский период русской литературы. Рассмотрим наиболее важные эпизоды, связанные с той частью этого пути, которая прошла на чужбине, вдали от родины.
    Отъезд Гоголя за границу стал полной неожиданностью для всех. Казалось бы, писатель на вершине своей славы, только что покоривший Петербург, а потом и Москву своей новой пьесой — комедией «Ревизор», должен быть вполне доволен своей жизнью. Но для Гоголя все обернулось иначе. Вот он — молодой драматург на репетиции своей пьесы в воскресенье 18 апреля 1836 года, накануне первого представления «Ревизора» в Александрийском театре, полный радостных предчувствий и ожиданий. Впереди еще бесконечные споры о его пьесе, зрительский успех и недовольный ропот тех, кого автор так смело вывел на сцену. Еще будут многие поколения режиссеров биться над загадкой «немой сцены», пытаясь воплотить авторский замысел или же дать свою версию его комедии.
    А пока Гоголь видит премьеру, столь долгожданную, но и столь же разочаровавшую его. Актерский состав театра был неоднородным, а потому были как удачные исполнения, например роли Городничего, которого играл знаменитый актер И.И. Сосницкий, так и явные провалы, как роль Хлестакова в исполнении Дюра. Но главное, как считал Гоголь и много позже, Петербург не понял и не принял его. Пьесу действительно не поняли, хотя она имела сценический успех и потом с блеском шла во многих других городах России.
    Но Гоголю было уже не до новой постановки «Ревизора», которая вскоре состоялась в Москве на сцене Малого театра и была гораздо более успешной. На репетиции в Москву, куда его несколько раз настойчиво приглашал Щепкин, Гоголь уже не поехал. Разочарованный, непонятый, он бросает все и, не попрощавшись даже с Пушкиным, которого боготворил, считал своим наставником и учителем, 6 июня 1836 года уезжает. Так оказывается Гоголь за границей. Как же потом корил себя писатель за то, что его не было рядом, когда пуля Дантеса оборвала жизнь «чудного гения» земли Русской! Ведь для него Пушкин был всем. Он говорил, что все, что делал при жизни Пушкина, было связано с его именем, с грядущим судом или одобрением Александра Сергеевича.
    Гоголь за границей бывал и раньше, но на сей раз он надолго останется здесь — более 10 лет он проведет вдали от Родины, лишь изредка наведываясь к родным, друзьям и знакомым в России, занимаясь издательскими и прочими делами. Поначалу он никак не может успокоиться — недаром как будто какой-то вихрь, захватив его, несет все дальше и дальше. Гамбург, Швейцария, Париж, потом будут Дрезден, Прага, Мюнхен, Ницца, Брюссель, Венеция, Берлин, Флоренция и много других городов, адресов, дорог. Но самый важный адрес заграничного маршрута Гоголя, его «европейский дом», — это Рим, который Николай Васильевич называл родиной своей души. Там его ждет работа, уже начатая в Петербурге, труд, ставший главным делом его жизни. — поэма «Мертвые души».
    В Риме сеть несколько мест, особенно дорогих Гоголю. Это площадь Испании, недалеко от которой находилась первая римская квартира писателя. В этом районе чаще всего селились русские, приехавшие в Италию, прежде всего художники, которые проходили здесь стажировку. Со многими из них Гоголь подружился, живя в Риме. Имя Ф.А. Моллера, одного из них, знакомо нам прежде всего благодаря портрету Гоголя, который художник нарисовал именно в те годы в Риме. Этот портрет считается лучшим из прижизненных изображений писателя. Имя другого художника Александра Андреевича Иванова знает каждый, кто хоть раз побывал в Третьяковской галерее в Москве. Именно там нашла свое место главная работа его жизни, грандиозная картина, ставшая целым событием в культурной жизни — «Явление Христа народу».
    В мастерскую Иванова, куда был закрыт доступ другим художникам и ценителям искусства, как русским, так и иностранным, в эту святая святых его работы над картиной Гоголь был не просто допущен. Иванов не раз показывал писателю свою картину, этюды к ней, советовался по ходу работы. Есть очень интересный портрет Гоголя, написанный Ивановым. На нем Гоголь изображен с беспечной улыбкой, слегка ленивой. Он в халате, выглядит по-домашнему. Правда, этот портрет не очень нравился самому писателю. Ему не хотелось показываться перед русской публикой в таком «растрепанном» виде.
    Тем не менее Гоголь очень высоко ценил Иванова. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями», тоже созданной в годы жизни за границей, специальная глава посвящена творчеству этого художника. Его черты есть и в образе того идеального художника, который в повести «Портрет» является антиподом загубившего свою душу и свой талант живописца Черткова. Ведь именно в эти годы Гоголь работает над новой редакцией этой повести, существенно перерабатывая ее, как, впрочем, и многие другие свои ранее созданные произведения. Это стремление пересмотреть написанное ранее возникло не случайно: оно было связано с серьезными внутренними переменами, которые сопровождали путь духовных исканий, наиболее активно проходивших именно в то время, когда Гоголь был за границей.
    Но этот путь оказался крайне сложным. Известно, что в годы жизни за границей Гоголь испытал несколько тяжелейших духовных и физических кризисов, в результате которых он во многом пересмотрел прежнее свое творчество, попытался по-новому осмыслить свои задачи — и как писателя, и как человека. Первый из этих кризисов приходится на лето 1840 года. Тогда Гоголь за границей пережил некую болезнь, скорее не телесную, а душевную. У него были тяжелые приступы «болезненной тоски» и “нервического расстройства”. Предчувствуя близкую смерть, он даже создал духовное завещание. Но последовало «чудное исцеление», и Николай Васильевич поверил в то, что его жизнь «нужна и не будет бесполезна». Он считал, что ему открылся новый путь.
    В эти годы Гоголь много читает духовной литературы, делает выписки, даже создает такие произведения, как «Размышления о Божественной Литургии», «Авторскую исповедь». Именно тогда определяется идея «Мертвых душ» как произведения о пути исцеления и возрождения человеческой души, которая определяет ход работы над вторым томом. Но работа не клеится, что-то все время беспокоит его. Вместе с тем силы писателя убывают. Снедаемый недугами, Николай Васильевич переезжает из одного города в другой, ища душевного успокоения и спасительного лечения. В начале 1845 г. Гоголь живет во Франкфурте у В.А. Жуковского, писателя особо близкого и дорогого ему, постоянного адресата писем. В середине января Николай Васильевич отправляется в Париж к графу А.П. Толстому, с которым был особенно близок в последний период своей жизни. Затем Гоголь снова едет к Жуковскому во Франкфурт, в мае-июне находится на лечении на водах в Гамбурге, в конце июня переезжает в Веймар, затем Берлин, Дрезден, Карлсбад…
    В конце июня — начале июля 1845 г. разразился новый кризис. В минуты болезни и, как казалось ему, близости смерти Гоголь сжег написанные главы второго тома поэмы и написал новое завещание, впоследствии помещенное в «Выбранные места из переписки с друзьями». Именно тогда он ее и задумал. Это должна была быть не обычная книга, а «прощальная повесть» его жизни, творчества, своеобразная душевная исповедь, с которой он решил обратиться ко всем в России — от царя до мелкого чиновника.
    Книга писалась быстро, и в 1847 году уже была издана. Но вопреки ожиданиям писателя, она была не только не понята, но и не принята, осуждена почти всеми. Одни говорили, что Гоголь оболгал Россию, другие оскорбились за поношение западной цивилизации, за восхваление церкви, монарха. В.Г. Белинский, которого так ценил Гоголь и к мнению которого всегда прислушивался, в своем знаменитом открытом «Письме Гоголю» выступил с крайне резкой и во многом несправедливой критикой этой книги и нового направления в творчестве Николая Васильевича. Писатель с болью воспринял неудачу своей новой работы, но решил по-христиански смириться и продолжать главное дело своей жизни — поэму «Мертвые души». Но прежде он хотел испросить себе право на писание этого грандиозного полотна жизни — то право, которое, как он считал, могло быть дано ему только перед гробом Господним в Иерусалиме.
    Так прокладывается его последний маршрут заграничных странствий, после которого Гоголь путешествия свои завершит и уже окончательно вернется на родину. На пароходе «Истамбул» Николай Васильевич с другими русскими паломниками прибывает в Бейрут и оттуда отправляется в Иерусалим в сопровождении своего однокашника по Нежинской гимназии Константина Михайловича Базили. Он совершает все то, что полагается паломнику, молится и причащается у Гроба Господня. Но, видимо, того духовного просветления, которого он ожидал, не произошло.
    Тем не менее после этой поездки Гоголь чувствует себя готовым вновь приняться за работу над «Мертвыми душами» — но теперь она будет уже протекать в России, в Москве, ставшей последней точкой в жизненном и творческом пути Гоголя.
    Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. – М.: “Экзамен”, 2009

  4. tfk_lol Ответить

    Жизнь Николая Васильевича Гоголя так обширна и многогранна, что ученые-историки до сих пор исследуют биографию и эпистолярные материалы великого писателя, а документалисты снимают фильмы, которые рассказывают о тайнах загадочного гения литературы. Интерес к драматургу не угасает на протяжении двух сотен лет не только из-за его лиро-эпических произведений, но и потому что Гоголь – одна из самых мистических фигур русской литературы 19 века.

    Детство и юность

    И по сей день неизвестно, когда родился Николай Васильевич. Некоторые хронисты полагают, что Гоголь появился на свет 20 марта, другие же уверены, что истинная дата рождения писателя – 1 апреля 1809 года.
    Портрет Николая ГоголяДетство мастера фантасмагории прошло на Украине, в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Вырос он в большой семье – помимо него в доме воспитывалось еще 5 мальчиков и 6 девочек (некоторые из них умерли в младенческом возрасте).
    Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой дворянской династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка драматурга Афанасий Демьянович Яновский прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в 17 веке.
    Василий Афанасьевич, отец Николая ГоголяОтец писателя, Василий Афанасьевич, работал в Малороссийской губернии по почтовому ведомству, откуда вышел в отставку в 1805 году в чине коллежского асессора. Позже Гоголь-Яновский удалился в имение Васильевку (Яновщина) и начал заниматься хозяйством. Василий Афанасьевич слыл поэтом, писателем и драматургом: он владел домашним театром своего приятеля Трощинского, а также выступал на подмостках в качестве актера.
    Для постановок он написал комедийные пьесы, основанные на украинских народных балладах и сказаниях. Но до современных читателей дошло лишь одно произведение Гоголя-старшего – «Простак, или Хитрость женщины, перехитренная солдатом». Именно от отца Николай Васильевич перенял любовь к литературному искусству и творческий талант: известно, что Гоголь-младший еще с детства принялся за сочинение стихов. Василий Афанасьевич умер, когда Николаю было 15 лет.
    Мария Ивановна, мать Николая ГоголяМать писателя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, по рассказам современников, была хороша собой и считалась первой красавицей на деревне. Все, кто ее знал, говаривали, что она была религиозным человеком и занималась духовным воспитанием детей. Однако учения Гоголь-Яновской сводились не к христианским обрядам и молебнам, а к пророчествам о страшном суде.
    Известно, что за Гоголя-Яновского женщина вышла замуж, когда ей было 14 лет. Николай Васильевич был близок с матерью и даже спрашивал советы по поводу своих рукописей. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом.
    Дом детства Николая ГоголяДетство и юность Николая Васильевича прошли в окружении крестьянского и панского быта и были наделены теми мещанскими особенностями, которые драматург скрупулезно описывал в своих произведениях.
    Когда Николаю было десять лет, его отправили в Полтаву, где он познавал науки в училище, а затем обучался грамоте у местного учителя Гавриила Сорочинского. После классической подготовки 16-летний юноша стал учеником в Гимназии высших наук в городе Нежине Черниговской области. Помимо того, что будущий классик литературы был слаб здоровьем, он еще и не был силен в учебе, хотя и обладал исключительной памятью. С точными науками у Николая отношения не заладились, но он преуспевал в русской словесности и литературе.
    Николай ГогольНекоторые биографы утверждают, что в столь неполноценном образовании виновата сама гимназия, нежели юный писатель. Дело в том, что в те годы в Нежинской гимназии работали слабые преподаватели, которые не могли организовать ученикам достойное обучение. Например, знания на уроках нравственного воспитания преподносились не через учения именитых философов, а с помощью телесных наказаний розгой, учитель литературы не шагал в ногу со временем, предпочитая Пушкину классиков 18 века.
    Во время учебы Гоголь тяготел к творчеству и ревностно участвовал театральных постановках и импровизированных сценках. Среди товарищей Николай Васильевич слыл комиком и задорным человеком. Писатель общался с Николаем Прокоповичем, Александром Данилевским, Нестором Кукольником и другими.

    Литература

    Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.
    Пушкин у Гоголя. Картина академика М.П. КлодтаОн сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан», которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.
    Писательство было для Гоголя «лучиком света в темном царстве» и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.
    Книги Николая ГоголяЗимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу – Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.
    Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя – стихотворение «Италия» и романтическая поэма «Ганц Кюхельгартен», опубликованная под псевдонимом В. Алов. «Идиллия в картинах» получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с «Ганцем Кюхельгартеном» дала ему возможность изменить жанр.
    Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»В 1830 году в именитом журнале «Отечественные записки» была опубликована мистическая повесть Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».
    Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях «Литературная газета» и «Северные цветы».
    После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.
    Николай Гоголь, Александр Пушкин и Василий ЖуковскийПоговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин «не совсем охотно уступил ему своё достояние».
    Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.
    Кадр из фильма “Вий”, 2014 годВ 1835 году выходит повесть Гоголя «Вий» (включенная в «Миргород») о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.
    В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя «Вий». Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей.
    Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме “Вий”, 1967 годВ 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель». В произведении Николай Васильевич рассказывает о «маленьком человеке» Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.

    Личная жизнь

    Говоря о личности автора «Ревизора», стоит отметить, что от Василия Афанасьевича, помимо тяги к литературе, он также унаследовал роковую судьбу – психологическую болезнь и страх ранней смерти, которые стали проявляться у драматурга еще с юношества. Об этом писали публицист В.Г. Короленко и доктор Баженов, основываясь на автобиографических материалах Гоголя и эпистолярном наследии.
    Николай Гоголь был стеснительным человекомЕсли во времена Советского Союза о душевных расстройствах Николая Васильевича было принято умалчивать, то нынешнему эрудированному читателю весьма интересны такие подробности. Считается, что Гоголь с детства страдал маниакально-депрессивным психозом (биполярное аффективное расстройство личности): веселое и задорное настроение юного писателя сменялось резкой депрессией, ипохондрией и отчаянием.
    Это тревожило его ум до самой смерти. Также он признавался в письмах, что нередко слышал «мрачные» голоса, зовущие его вдаль. Из-за жизни в вечном страхе Гоголь стал религиозным человеком и вел больше затворнический образ жизни аскета. Женщин он любил, но только на расстоянии: нередко он говаривал Марии Ивановне, что уезжает заграницу к некой даме.
    Николай Гоголь состоял в переписке с разными девушкамиОн вел переписку с прелестными девушками разных сословий (с Марией Балабиной, графиней Анной Виельгорской и другими), ухаживая за ними романтично и робко. Писатель не любил афишировать личную жизнь, особенно амурные дела. Известно, что у Николая Васильевича детей нет. Из-за того, что литератор не был женат, существует теория о его гомосексуализме. Другие считают, что у него никогда не было отношений, выходящих за рамки платонических.

    Смерть

    Ранняя смерть Николая Васильевича на 42-м году жизни до сих пор будоражит умы ученых, историков и биографов. О Гоголе сочиняют мистические легенды, а об истинной причине кончины визионера спорят и по сей день.
    Памятник Николаю Гоголю в ПолтавеВ последние годы жизни Николаем Васильевичем овладел творческий кризис. Он был связан с ранним уходом из жизни жены Хомякова и осуждением его рассказов протоиереем Матфеем Константиновским, который выступал с резкой критикой гоголевских произведений и к тому же считал, что писатель недостаточно благочестив. Мрачные мысли овладели разумом драматурга, с 5 февраля он отказался от пищи. 10 февраля Николай Васильевич «под влиянием злого духа» сжег рукописи, а 18 числа, продолжая соблюдать Великий Пост, слег в постель с резким ухудшением здоровья.
    Николай Гоголь на смертном одреМастер пера отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Врачи, выявившие у него воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз “менингит” и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние Николая Васильевича. Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа Толстого в Москве.

    Память

    Произведения писателя обязательны для изучения в школах и высших учебных заведениях. В память о Николае Васильевиче в СССР и других странах были выпущены почтовые марки. Именем Гоголя названы улицы, драматический театр, педагогический институт и даже кратер на планете Меркурий.
    По творениям мастера гиперболы и гротеска до сих пор создаются театральные постановки и снимаются произведения кинематографического искусства. Так, в 2017 году российского зрителя ожидает премьера готического детективного сериала «Гоголь. Начало» с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым в главных ролях.

    Интересные факты

    В биографии загадочного драматурга есть интересные факты, все их невозможно описать даже в целой книге.
    По слухам, Гоголь боялся грозы, так как природное явление действовало на его психику.
    Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственный дорогой предмет в его гардеробе – золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
    Мать Николая Васильевича слыла странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками.
    По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».
    Памятник Николаю Гоголю и его птице-тройке в Одессе
    Творчество Гоголя вдохновляло Михаила Булгакова.
    Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также русский прозаик любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало сконцентрироваться на мысли.
    Писатель болезненно относился к внешности, главным образом его раздражал собственный нос.
    Гоголь боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Литературный гений просил, чтобы в будущем его тело предали земле только после появления трупных пятен. По легенде, Гоголь проснулся в гробу. Когда тело литератора перезахоронили, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок.

    Библиография

    «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831–1832)
    «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (1834)
    «Вий» (1835)
    «Старосветские помещики» (1835)
    «Тарас Бульба» (1835)
    «Невский проспект» (1835)
    «Ревизор» (1836)
    «Нос» (1836)
    «Записки сумасшедшего» (1835)
    «Портрет» (1835)
    «Коляска» (1836)
    «Женитьба» (1842)
    «Мёртвые души» (1842)
    «Шинель» (1843)

  5. paravozoff Ответить

    У Гоголя нет ни одного произведения, где бы не встречалось слова «сапоги». Да и в письмах, в какой бы загранице он не был, обязательно спросит у друзей, а какие в России носят сапоги. Наверное, это важно для будущих маркетологов.
    В наше время Николай Васильевич и все, что связано с ним – становится брендом. Модный «Гоголь-центр», разнообразные корчмы «Тарас Бульба», бесчисленные сорта карамелек, появившихся еще в дореволюционные времена (кто не знает, что Гоголь обожал сладкое и мог в один присест слопать банку варенья).
    Возможно, когда-нибудь на рынке появятся макароны «Гоголь» (Николай Васильевич и макароны очень любил), и обязательно – свечи от геморроя «гоголь» (ну кто не знает, что писатель собирал по всему миру рецепты от геморроя) и сапоги “Гоголь”. А может быть и еще какие нибудь изделия под называнием, например, «Вий».
    (И не я придумала, что Николай Васильевич был первым писателем, затронувшим тему либидо. Его «Вий» – это не Вий, а нечто хтоническое, явившееся мстить Хоме, покатавшемуся на панночке и укатавшего ее до смерти).
    Как все гоголевские герои, возродившиеся после смерти и ставшие чем-то большим, чем они были при жизни, оживает и Гоголь. Еще несколько лет назад филолог Юрий Манн заметил, что упомянуть Николая Васильевича в числе любимых авторов становится хорошим тоном. (О любви к Гоголю говорят даже спортсмены). Ну а оставлять в своих романах гоголевский след – излюбленный прием писателей. То у Иванова в «Блуда и МУДО» мелькнет слово «чичить» от Чичикова, то у Водолазкина в новом «Брисбене» появится герой по фамилии Яновский. Гоголем становится и то, что к Гоголю имеет очень мало отношения. Например, абсурдный сериал «Гоголь» с Сашей Петровым или текст «Дурной приговор», написанный нейросетью «Яндекса» про пекаря Харитона, заключившего нехороший договор с нечистой силой.
    Смешнее всего и трогательнее всего в этом смысле – попытка перенести гоголевские локации на российскую землю. А таких попыток – немало. В коттеджном строительстве существует тип дачного дома «гоголь», где-то в Подмосковье высится жилой комплекс «Гоголь-парк» и – как самое алогичное, элитный поселок Диканька в Тверской области, построенный в виде украинских хат и распроданный давным-давно. Ну да, некоторые гоголевские идеи, которые раньше казались абсурдными (вроде огромного моста через пруд, по краям которого должны стоять торговки) ныне оказываются востребованным бизнес-проектом. Однако поселок Диканька – это апофеоз идиотизма. О какой нормальной жизни можно говорить в поселке с таким названием…
    Любимое слово Гоголя – поприще. В свой литературный опыт он вкладывал служение поприщу, служению некой дороге. Отсюда и патологическая любовь к сапогам и патологическая бесприютность.

  6. vvervvolvv Ответить


    Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года.  А 24 февраля 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили — над могилой возвышалась Голгофа. Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь… На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе.
    Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти?
    Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.

  7. garno32 Ответить

    — Что тебе сказать об Италии? Она прекрасна. Она менее поразит с первого раза, нежели после. Только всматриваясь более и более, видишь и чувствуешь ее тайную прелесть. В небе и облаках виден какой-то серебряный блеск. Солнечный свет далее объемлет горизонт. А ночи?.. прекрасны. Звезды блещут сильнее, нежели у нас, и по виду кажутся больше наших, как планеты. А воздух?— он так чист, что дальние предметы кажутся близкими. О тумане и не слышно… Если бы вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию. Она моя! Никто в мире ее не отнимет у меня! Я родился здесь. — Россия, Петербург, снега, подлецы, департамент, кафедра, театр — все это мне снилось. Я проснулся опять на родине и пожалел только, что поэтическая часть этого сна… Что за земля Италия! Никаким образом не можете вы ее представить себе. О, если бы вы взглянули только на это ослепляющее небо, всё тонущее в сиянии! Всё прекрасно под этим небом; что ни развалина, то и картина; на человеке какой-то сверкающий колорит; строение, дерево, дело природы, дело искусства — всё, кажется, дышит и говорит под этим небом. Когда вам всё изменит, когда вам больше ничего не останется такого, что бы привязывало вас к какому-нибудь уголку мира, приезжайте в Италию.

  8. shucher1 Ответить

    В 1839 году, в сентябре, писатель возвратился в Москву. Теперь публикации “Мертвых душ” посвящена творческая биография Гоголя. Краткое содержание произведения уже известно многим друзьям Николая Васильевича. Он прочитал отдельные главы романа в доме Аксаковых, у Прокоповича и Жуковского. Его слушателями стал самый близкий круг друзей. Все они были в восторге от творения Гоголя. В 1842 году, в мае, увидела свет первая публикация “Мертвых душ”. Сначала отзывы о произведении были преимущественно положительными, потом инициативу перехватили недоброжелатели Николая Васильевича. Они обвиняли писателя в клевете, карикатурности, фарсе. Поистине разгромную статью написал Н. А. Полевой. Однако во всей этой полемике не принимал участие Гоголь Николай Васильевич. Биография писателя вновь продолжилась за границей.

    Дела сердечные


    Гоголь никогда не был женат. О его серьезных связях с женщинами вообще известно очень мало. Его давней и преданной подругой была Смирнова Александра Осиповна. Когда она приезжала в Рим, ее гидом по древнему городу становился Николай Васильевич. Кроме того, между друзьями велась весьма оживленная переписка. Однако женщина была замужем, поэтому отношения между ней и писателем были только платоническими. Еще одним сердечным увлечением украшена биография Гоголя. Краткая история его личных взаимоотношений с женщинами гласит: однажды писатель все же решил жениться. Он увлекся юной графиней Анной Вильегорской и в конце 1940-х сделал ей предложение. Родители девушки были против этого брака, и писатель получил отказ. Николай Васильевич был сильно удручен этой историей, и с тех пор устроить свою личную жизнь не пытался.

    Работа над вторым томом

    Перед отъездом автор “Мертвых душ” задумал издать первое собрание собственных сочинений. Ему, как всегда, были необходимы деньги. Однако сам этим хлопотным делом он заниматься не захотел и перепоручил это дело своему другу – Прокоповичу. Летом 1842 года писатель находился в Германии, а осенью перебрался в Рим. Здесь он работал над вторым томом “Мертвых душ”. Написанию этого романа посвящена почти вся творческая биография Гоголя. Самое главное, что он хотел сделать в тот момент, – показать образ идеального гражданина России: умного, сильного и принципиального. Однако работа продвигается с большим трудом и в начале 1845 года у писателя появились первые признаки масштабного душевного кризиса.

    Последние годы

    Писатель продолжал писать свой роман, однако все больше отвлекался на другие дела. Например, он сочинил “Развязку Ревизора”, которая коренным образом меняла всю прежнюю трактовку пьесы. Затем в 1847 году в Петербурге были напечатаны “Выбранные места из переписки с друзьями”. В этой книге Николай Васильевич пытался объяснить, почему второй том “Мертвых душ” до сих пор не написан, и выражал сомнение в воспитательной роли художественной литературы.

    Целая буря общественного негодования обрушилась на писателя. “Выбранные места…” – самый спорный момент, которым отмечена творческая биография Гоголя. Краткая история создания этого произведения говорит о том, что оно написано в минуту душевного смятения писателя, его стремления отойти от прежних позиций и начать новую жизнь.

    Сжигание рукописей

    Вообще писатель сжигал свои сочинения неоднократно. Это, можно сказать, было его дурной привычкой. В 1829 году он так поступил со своей поэмой «Ганс Кюхельгартен», а в 1840-м – с малороссийской трагедией “Бритый ус”, которой не смог поразить Жуковского. В начале 1845 года у писателя резко ухудшилось здоровье, он постоянно консультировался с различными медицинскими знаменитостями и ездил лечиться на водные курорты. Он побывал в Дрездене, Берлине, Галле, но поправить здоровье так и не смог. Постепенно возрастала религиозная экзальтированность писателя. Он часто общался со своим духовником, отцом Матвеем. Тот считал, что литературное творчество отвлекает от внутренней жизни и требовал от писателя, чтобы он отрекся от своего божьего дара. В итоге 11 февраля 1852 года ознаменовалась судьбоносным событием биография Гоголя. Самое главное творение его жизни – второй том «Мертвых душ» – было им безжалостно сожжено.

    Смерть

    В апреле 1848 года Гоголь возвратился в Россию. Большую часть времени он провел в Москве, иногда приезжал в Петербург и на родину, в Украину. Писатель прочитал отдельные главы из второго тома “Мертвых душ” друзьям, вновь купался в лучах всеобщей любви и поклонения. Николай Васильевич пришел на постановку “Ревизора” в Малом театре и остается доволен спектаклем. В январе 1852 года стало известно, что роман “совершенно окончен”. Однако вскоре новым душевным кризисом отметилась биография Гоголя. Главное дело всей его жизни – литературное творчество – показалось ему бесполезным. Он сжег второй том “Мертвых душ” и через несколько дней (21 февраля 1852 года) умер в Москве. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 году перенесли на Новодевичье кладбище.

    Посмертное завещание

    Такова биография Гоголя. Интересные факты из его жизни во многом связаны с его посмертным завещанием. Общеизвестно, что он просил не ставить над своей могилой памятника и не хоронить его несколько недель, так как иногда писатель впадал в подобие летаргического сна. Оба пожелания писателя были нарушены. Похоронили Гоголя через несколько дней после смерти, а в 1957 году на месте погребения Николая Васильевича был установлен мраморный бюст работы Томского Николая.

  9. 35fireman35 Ответить

    У Гоголя было много фобий: он боялся грозы и обмороков, быть погребенным заживо и смерти.
    Знакомая писателя Александра Смирнова рассказывала, как Гоголь во время чтения ей глав из «Мертвых душ» почувствовал приближение грозы: «Я вся обратилась в слух. Дело шло об Уленьке, бывшей уже замужем за Тентетниковым. Удивительно было описано их счастие, взаимное отношение и воздействие одного на другого… Тогда был жаркий день, становилось душно. Гоголь делался беспокоен и вдруг захлопнул тет­радь. Почти одновременно с этим послышался первый удар грома, и разра­зилась страшная гроза. Нельзя себе представить, что стало с Гоголем: он трясся всем телом и весь потупился. После грозы он боялся один идти домой. Виельгорский взял его под руку и отвел».
    Из-за боязни обмороков и замирания Николай Гоголь мог большую часть ночи проводить на диване — не ложась в кровать. Павел Анненков рассказывал, что писатель всю ночь бодрствовал, а под утро «разметывал свою постель для того, чтоб общая наша служанка, прибиравшая комнаты, не могла иметь подозрение о капризе жильца своего, в чем, однако же, успел весьма мало, как и следовало ожидать».
    Этот страх у писателя появился после смерти близкого друга — графа Иосифа Виельгорского. Их отношениям Гоголь посвятил неоконченную повесть «Ночи на вилле». В 1837 году Виельгорский заболел туберкулезом. Писатель ухаживал за больным, проводил возле его постели бессонные ночи, видел его кончину. В 1839 году Николай Гоголь писал: «Я ни во что теперь не верю и если встречаю что прекрасное, то жмурю глаза и стараюсь не глядеть на него. От него мне несет запахом могилы. «Оно на короткий миг», — шепчет глухо внятный мне голос».
    Через шесть лет, в 1845 году, Гоголь написал завещание: «…тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться… Будучи в жизни своей свидетелем многих печальных событий от нашей неразумной торопливости во всех делах, даже и в таком, как погребение, я возвещаю это здесь в самом начале моего завещания, в надежде, что, может быть, посмертный голос мой напомнит вообще об осмотрительности».
    Автор: Евгения Ряднова

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *