В каком году бродский получил нобелевскую премию?

14 ответов на вопрос “В каком году бродский получил нобелевскую премию?”

  1. lesol Ответить

    1933 год, Иван Алексеевич Бунин
    Бунин был первым русским писателем, который получил столь высокую награду – Нобелевскую премию по литературе. Случилось это в 1933 году, когда Бунин уже несколько лет жил в эмиграции в Париже. Премия присуждалась Ивану Бунину «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Речь шла о самом крупном произведении писателя – романе «Жизнь Арсеньева».
    Принимая награду, Иван Алексеевич сказал, что он первый изгнанник, отмеченный Нобелевской премией. Вместе с дипломом Бунин получил чек на 715 тысяч французских франков. На нобелевские деньги он мог безбедно жить до конца дней. Но они быстро кончились. Бунин тратил их очень легко, щедро раздавал нуждающимся коллегам-эмигрантам. Часть вложил в дело, которое, как ему пообещали «доброжелатели», беспроигрышное, и прогорел.
    Именно после получения Нобелевской премии всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу. Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал еще ни одной строчки этого писателя, воспринял это как личный праздник.
    1958 год, Борис Леонидович Пастернак
    Для Пастернака эта высокая награда и признание обернулись настоящей травлей на родине.
    На соискание Нобелевской премии Борис Пастернак выдвигался не раз – с 1946 по 1950 год. А в октябре 1958 году он был удостоен этой награды. Это случилось как раз после выхода в свет его романа «Доктор Живаго». Премия присуждалась Пастернаку «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа».
    Сразу после получения телеграммы из Шведской академии Пастернак ответил “чрезвычайно благодарен, тронут и горд, изумлен и смущен”. Но после того как стало известно о присуждении ему премии газеты “Правда” и “Литературная газета” обрушились на поэта с возмущенными статьями, наградив его эпитетами, “изменник”, “клеветник”, “Иуда”. Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии. И во втором письме в Стокгольм он писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».
    Нобелевскую премию Бориса Пастернака спустя 31 год получил его сын. В 1989 году непременный секретарь академии профессор Сторе Аллен прочел обе телеграммы, посланные Пастернаком 23 и 29 октября 1958 года, и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии тридцати одного года вручает его медаль сыну, сожалея о том, что лауреата нет уже в живых.

  2. Paul_MSK Ответить

    До Бродского советские писатели
    четыре раза становились Нобелевскими лауреатами. Бунин раздал премию в
    благотворительные фонды, Пастернак отказался принять награду, Солженицын за нее
    лишился гражданства, а Шолохов получил премию с одобрения руководства страны,
    но на вручении отказался поклониться монарху.
    Иосиф Бродский тоже пришел к
    премии непростым путем. Награду ему вручили с формулировкой:
    «за всеобъемлющую литературную
    деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью».
    И это о поэте, которого на
    советском суде обвиняли в недостатке образования для занятия литературной
    деятельностью! В 1963 году молодого поэта судили за тунеядство, а потом сослали
    в глухую деревню в Архангельской области. После – не давали издавать серьезные
    произведения и вынудили эмигрировать в Израиль в 1970. Бродский жил в Австрии,
    потом переехал в США, где стал уважаемым университетским преподавателем.
    24 года Иосиф Бродский читал
    лекции по литературе студентам лучших университетов Англии и США, выступал на
    литературных фестивалях, писал эссе на английском и занимался литературными
    переводами на русский и английский язык. На родину поэту вернуться не
    позволили.
    В своей Нобелевской лекции поэт
    говорил о диктатуре, литературе, смысле человеческого существования и роли
    искусства для каждого. Мы собрали семь ярких цитат, которые дают представление
    о взглядах космополита. Разбирайте на афоризмы.
    Лучше быть последним неудачником в демократии, чем
    мучеником или властителем дум в деспотии.
    Подразделение людей на интеллигенцию и всех остальных
    представляется мне неприемлемым.
    Задача человека состоит в том, чтобы прожить свою
    собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным
    образом выглядящую жизнь.
    До тех пор пока государство позволяет себе вмешиваться в
    дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства.
    Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного
    человека всегда можно.
    Выбирай мы наших властителей на основании их
    читательского опыта, а не основании их политических программ, на земле было бы
    меньше горя.
    Черный вертикальный сгусток слов посреди белого листа
    бумаги, видимо, напоминает человеку о его собственном положении в мире, о
    пропорции пространства к его телу.

  3. VNE130709 Ответить


    Данной статьей мы продолжаем цикл статей, рассказывающих о Нобелевских лауреатах из России в области литературы. В статье пойдёт речь о лауреате Иосифе Бродском, поэте-диссиденте.
    Иосифу Бродскому Нобелевская премия «за многогранное творчество, отмеченное остротой мысли и глубокой поэтичностью» была присуждена в октябре 1987 года. К тому времени поэт был гражданином США и выступал против советской власти. В связи с этим следует отметить, что конфликт литературы и власти был всегда, но настоящие писатели понимали грани нравственности, при этом не считали возможным писать и говорить о родной стране негативно.
    Шведская академия избирала в России только вполне очевидных «диссидентов» и прошла мимо несомненно очень весомых (каждое по-своему) имен, не имевших такой репутации: Михаил Пришвин, Максим Горький, Владимир Маяковский, Алексей Толстой, Леонид Леонов, Александр Твардовский (которого, кстати, ещё в 1940-х годах исключительно высоко оценил лауреат Иван Бунин) и др.
    Последним из русских писателей, в 1987 году, Нобелевскую премию получил «изгнанник» Иосиф Бродский. Тоже «борец с режимом» и ненавистник многих советских поэтов и прозаиков. Известны его пренебрежительные высказывания о Константине Симонове, Давиде Самойлове, Александре Межирове, Евгении Евтушенко. А между тем двое последних были противниками режима никак не менее убеждёнными, чем сам Бродский. Но дали — Бродскому, как самому надёжному из всех борцов, живущему к тому же за пределами СССР.
    Или тем самым Нобелевский комитет хотел в очередной раз сказать, что нет русской и советской литературы, нет достойных, по их мнению представителей, на эту премию?

    ЗА ЧТО И КОМУ ПРИСУЖДАЕТСЯ НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ?


    http://bigslide.ru/images/13/12856/960/img4.jpg
    С 1901 года Шведская академия языка и литературы присуждает премии, считающиеся наивысшим и лишённым тенденциозности признанием достижений в области искусства слова. Писатель-лауреат должен предстать согласно решения Нобелеского комитета (о самой премии, читайте статью http://inance.ru/2015/10/nobel…) в глазах миллионов людей как несравненный талант или даже гений, который на голову выше других, не снискавших сей верховной и имеющей всемирное значение награды. Но соответствуют ли реальному положению вещей эти представления, прочно укоренившиеся в общественном мнении — а вот здесь возникает вопрос.
    Иосиф Бродский — поэт в России практически не известный, вдруг стал лауреатом самой престижной литературной премии в мире, что вызвало удивление как в мировой, так и в советской литературной среде.
    Кто сейчас вспомнит имя первого лауреата нобелевской премии области литературы, получившего её в декабре 1901 года, — французского поэта Рене Франсуа Армана Сюлли-Прюдома? Его не знают, и толком никогда не знали даже в его родной Франции.
    И таких, мягко говоря, сомнительных лауреатов в рядах «нобелевцев» предостаточно! А ведь в то же самое время жили и творили Марк Твен, Эмиль Золя, Ибсен, Чехов, Оскар Уайльд и, конечно же — Лев Толстой!
    Когда исследователи знакомятся с длинным перечнем литераторов, в разное время отмеченных Нобелевским комитетом, невольно ловят себя на мысли, что никогда не слышали четыре фамилии из каждых десяти. Да и пятеро из оставшихся шести тоже не представляют из себя ничего особенного. «Звёздные» труды их давно и прочно забыты. Сама собою в голову приходит мысль: выходит, что Нобелевскую премию в области литературы присуждали за какие-то другие заслуги? Если судить по жизни и творчеству того же Иосифа Бродского, то да!
    Однако за последние двадцать пять лет шведская академия не заметила в литературе России ничего достойного, кроме награждённого в 1987 году Иосифа Бродского, который к тому времени уже шестнадцать лет жил в США и даже стал сочинять стихи на английском языке.
    В связи с кончиной Иосифа Бродского, последовавшей в январе 1996 года, в средствах массовой информации появились своего рода беспрецедентные оценки: «великий русский поэт», «последний великий русский поэт», «Пушкин нашего времени» и т.п. Притом подобные определения подчас изрекали явно малокультурные лица.
    Прежде чем рассматривать вопрос о присуждении премии Бродскому, следует сказать, что поэтам особенно «не везло» в коридорах шведской академии. О виднейших русских поэтах (Анненский, Блок, Вячеслав Иванов, Андрей Белый, Маяковский, Гумилев, Хлебников, Клюев, Есенин, Цветаева, Ходасевич, Мандельштам, Георгий Иванов, Ахматова, Заболоцкий, Твардовский и др.) вообще не приходится говорить. Обычно ссылаются на то, что их плохо (или совсем не) знали в Европе, что характеризует компетентность шведских экспертов, и, конечно, подрывает мнение об «авторитетности» самой Нобелевской премии, за рамками которой оказалась одна из богатейших поэтических культур XX века. Ведь единственный русский поэт — Борис Пастернак — стал лауреатом благодаря его вызвавшему громкий идеологический скандал роману.
    Самым, на первый взгляд, непонятным было присуждение премии Михаилу Шолохову. Ну, действительно, русский патриот, казак, и его произведение «Тихий Дон» — гордость не только русской литературы, но общечеловеческое достояние. Всё сходится. Не сходится только известная позиция держателей премии и присуждение её самому заслуживающему на тот момент русскому писателю. Что, они там, в Нобелевском комитете, с ума посходили что ли? Нет.
    Дело в том, что в пятидесятые-шестидесятые годы Михаил Шолохов был в СССР самым авторитетным писателем и деятелем культуры и неоднократно решался противостоять Хрущёву. Вступал с ним в полемику. И на Западе на него посматривали, как на самого сильного противника не только Хрущёва, но и вообще всей тогдашней системы. И, видимо, решили его подержать именно в этом качестве. И просчитались. Меньше всего дивидендов Запад извлек из присуждения Нобелевской премии Шолохову.

    http://berezin-fb.su/ordpress/
    Словом, руководствоваться вердиктами шведской академии при уяснении действительных ценностей поэзии XX века невозможно, что относится и к Иосифу Бродскому.
    Представляя лауреата, постоянный секретарь Шведской академии профессор Стуре Аллен начал речь словами:

  4. kolomo Ответить


    Когда Бродский стал лауреатом Нобелевской премии

    Иосиф Александрович Бродский (31.10.1988 года) / Фото: wikipedia.org
    32 года назад, 10 декабря 1987 года, Иосифу Бродскому присудили Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «за всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». После Бунина, Пастернака, Шолохова и Солженицына, Бродский стал ее пятым русским лауреатом.
    В том же 1987 году стихи поэта впервые после его эмиграции были опубликованы в СССР в журнале «Новый мир».  В 1991 году Бродскому было присуждено почетное звание «Поэт-лауреат Библиотеки Конгресса США».
    Иосиф Александрович Бродский начал писать стихи с 16 лет. Именно 1957 годом датировано одно из его знаменитых стихотворений: «Прощай, позабудь, не обессудь…». Анна Ахматова предсказала ему славную судьбу и тяжелую жизнь. В 1964 году против поэта было возбуждено уголовное дело по обвинению в тунеядстве.
    Его арестовали, судили и приговорили к пятилетней ссылке в Архангельскую область. В 1965 году Бродскому все-таки разрешают вернуться в Ленинград. В 1972 году ему приходится эмигрировать. Его письмо, обращенное к Брежневу, с просьбой позволить ему остаться в отечественной литературе хотя бы в качестве переводчика, осталось без ответа.
    Читайте по теме

    День вручения Нобелевских премий
    После Вены и Лондона Бродский переезжает в США, где вскоре становится профессором Мичиганского, Нью-йоркского и других университетов страны. Он много ездит по миру, подолгу живет в Лондоне, Стокгольме, Париже, но самым любимым местом на земле становится Венеция, которой посвящено много прекрасных стихов.
    Вот отрывок из Нобелевской речи великого поэта: «…Если искусство чему-то и учит (и художника — в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней — и наиболее буквальной — формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности — превращая его из общественного животного в личность. Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости. Ибо там, где прошло искусство, где прочитано стихотворение, они обнаруживают на месте ожидаемого согласия и единодушия — равнодушие и разноголосие, на месте решимости к действию — невнимание и брезгливость».
    Нобелевская речь Бродского
    Автор: Ксения Редичкина
    2162
    10.12.2019 00:42

  5. coolperec Ответить

    Свидетелями защиты выступили поэт Наталья Грудинина и видные ленинградские профессора-филологи и переводчики Ефим Эткинд и Владимир Адмони. Они пытались убедить суд, что литературный труд нельзя приравнять к тунеядству, а опубликованные Бродским переводы выполнены на высоком профессиональном уровне. Свидетели обвинения не были знакомы с Бродским и его творчеством: среди них оказались завхоз, военный, рабочий-трубоукладчик, пенсионер и преподавательница марксизма-ленинизма. Представитель Союза писателей также выступил на стороне обвинения. Приговор был вынесен суровый: высылка из Ленинграда на пять лет с обязательным привлечением к труду.
    Бродский поселился в деревне Норенской Архангельской области. Работал в совхозе, а в свободное время много читал, увлекся английской поэзией и стал учить английский язык. О досрочном возвращении поэта из ссылки хлопотали Фрида Вигдорова и писательница Лидия Чуковская. Письмо в его защиту подписали Дмитрий Шостакович, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Константин Паустовский, Александр Твардовский, Юрий Герман и многие другие. За Бродского вступился и «друг Советского Союза» французский философ Жан-Поль Сартр. В сентябре 1965 года Иосиф Бродский был официально освобожден.

    В том же году в США вышел первый сборник стихов Бродского, подготовленный без ведома автора на основе переправленных на Запад материалов самиздата. Следующая книга, «Остановка в пустыне», вышла в Нью-Йорке в 1970 году — она считается первым авторизованным изданием Бродского. После ссылки поэта зачислили в некую «профессиональную группу» при Союзе писателей, что позволило избежать дальнейших подозрений в тунеядстве. Но на родине печатали только его детские стихи, иногда давали заказы на переводы поэзии или литературную обработку дубляжа к фильмам. При этом круг иностранных славистов, журналистов и издателей, с которыми Бродский общался лично и по переписке, становился все шире. В мае 1972 года его вызвали в ОВИР и предложили покинуть страну, чтобы избежать новых преследований. Обычно оформление документов на выезд из Советского Союза занимало от полугода до года, но визу для Бродского оформили за 12 дней. 4 июня 1972 года Иосиф Бродский вылетел в Вену. В Ленинграде остались его родители, друзья, бывшая возлюбленная Марианна Басманова, которой посвящена практически вся любовная лирика Бродского, и их сын.

  6. Sifon-MGN Ответить


    Славнозвісний Дiд Панас – щирий український єврей

    Кто бы мог подумать? Если, конечно, уже не знать, что Дiд Панас – таки аид. Дед Панас — легенда для тех, кто был ребенком в 60-80-х…


    САВЕЛИЙ КРАМАРОВ – РУССКИЙ КОМИК И ЕВРЕЙ-ОРТОДОКС

    Видного московского адвоката Виктора Савельевича Крамарова подвел профессионализм. В 1937 году он по долгу службы защищал подсудимых на…


    Один еврей для двух народов

    Мусульмане считают его идеалом правителя, создавшего в кратчайшие сроки могучую державу. Евреи не скрывают, что он был бабником и деспотом,…


    Лучшие фильмы Владимира Высоцкого

    Он жил, любил и творил в бешенном ритме, словно знал, что отмерено ему не так уж и много лет. Высоцкий является автором более 800 песен, его…


    День рождения Олега Янковского

    День рождения Олега Янковского 23 февраля 1944 года на свет появился Олег Янковский, человек, которому суждено было стать одним из лучших актеров…


    В брестском архиве найдены уникальные документы еврейских предков Владимира Высоцкого

    Уникальная находка сделана в Государственном архиве Брестской области (ф.2, о.1, д.534). Об этом сообщила газета «Брестский…


    Еврейский боец из белорусского местечка

    Сыну старьевщика из-под Могилева в начале 60-х платили в Голливуде больше всех. Любимец Стэнли Кубрика, он сыграл Спартака и Ван Гога, положил…


    Арнольд Шварценеггер — не просто звезда — он сказочный папа

    Помимо Терминатора , бизнесмена, кинорежиссера, культуриста и 38-го губернатора Калифорнии, Арнольд Шварценеггер также является супер папой.…


    Уинстон Черчилль: «Сионизм против большевизма»

    Уинстон Черчилль, Верховный комиссар Палестины сэр Герберт Сэмюэл и эмир Абдалла, Иерусалим, март 1921 Ровно сто лет назад, 8 февраля 1920 года,…

  7. Arsen Lupen Ответить

    Новость о присуждении Нобелевской премии застала 47-летнего поэта в лондонском китайском ресторане. Ему пришлось прервать ленч, и на вопросы корреспондентов Иосиф Бродский спокойно заявил, что премию «получила русская литература, и её получил американский гражданин». Комментаторы сразу же припомнили известные строчки поэта, посвящённые его другу, артисту балета Михаилу Барышникову:
    А что насчёт того,
    где выйдет приземлиться, –
    земля везде тверда; рекомендую США.
    Тогда же, в Москве, на пресс-конференции, начальник Управления печати Министерства иностранных дел СССР, журналист-международник Геннадий Герасимов заявил иностранным журналистам, что «у членов Шведской академии странные вкусы, но в любом случае, хорошо, что они уделяют внимание русской литературе».
    Путь к стихам
    Газетная страница позволяет говорить об Иосифе Бродском лишь фрагментарно. В интервью Юзу Алешковскому Иосиф Бродский рассказал, что родился в Красноярске, в роддоме, который стоял на улице Диктатуры пролетариата. Никакого особого смысла этому факту поэт не придавал, так как большая часть его 32-летней жизни в России проходила в Ленинграде.
    «Я радовался необычайно, когда учительница просила меня прочесть стихотворение вслух, а некоторые вещи с большим удовольствием я учил наизусть», – вспоминал позднее поэт. Но школу он не любил, пять или шесть раз переходил из одной в другую. «Во-первых, потому, что мне всё это уже осточертело, а во-вторых, в семье не очень благополучно было с деньгами, даже крайне неблагополучно; мать работала, отец работал, и этого едва хватало. И я пошёл на завод, когда мне было пятнадцать лет, и стал фрезеровщиком… После этого начались уже другие пассажи: я поступил работать в морг, потому что у меня была такая амбиция – стать нейрохирургом. После начал ездить в геологические экспедиции, чтобы попутешествовать».
    Биографы Иосифа Бродского часто говорят и пишут о том, что на протяжении всей своей сознательной жизни он не менял привычек, симпатий и оценок. Мне же представляется, что «ничто земное» поэту не было чуждо, и его оценки и симпатии зависели от того, с кем и когда он беседовал. Вот, например, как он описал свой путь в поэзию в беседе с упоминавшемся Юзом Алешковским в 1986 году: «Я бросился в литературу потому, что та казалась мне единственным способом бежать от ужаса существования». А в интервью с Евгением Рейном 10 лет спустя это было сформулировано по-другому:
    «Году в пятьдесят девятом я прилетел в Якутск и прокантовался там две недели, потому что не было погоды. Там же, в Якутске, я помню, гуляя по этому страшному городу, зашёл в книжный магазин, и в нём надыбал Баратынского – издание „Библиотеки поэта“… и когда я прочитал её, тут-то я и понял: вот чем надо заниматься». Отметим здесь, что Евгения Абрамовича Баратынского (1800−1844) Иосиф Бродский всегда называл в числе четырёх-пяти поэтов, которых почитал великими и перед которыми преклонялся всю жизнь.
    О житейских и поэтических принципах
    О преследовании поэта в Советском Союзе и о судилище над ним написано достаточно. Говоря об «ужасе существования» в Советском Союзе, Иосиф Бродский приводил слова Анны Ахматовой, что этот ужас может понять лишь тот, кто каждый день просыпается под звуки советского радио. И жизнь Иосифа Бродского в СССР была именно ужасом. Что же касается различия ужаса и трагедии, то по его словам, трагедия – это свершившийся факт, тогда как ужас имеет дело с ожиданием. Не удивительно, что в 1972 году, лишённый советского гражданства, поэт покинул родину.
    По поводу своей жизненной философии и жизненных принципов он высказался уже два года спустя, в США: «Никакой жизненной философии у меня нет. Есть лишь определённые убеждения. С натяжкой это можно считать философией. Могу назвать это философией стойкости, возможностью выстоять. Довольно простая вещь. Когда находишься в плохих обстоятельствах, перед тобой выбор – сдаться или противостоять. Я предпочитаю противостоять, сколько возможно…». Никто не посмел возразить поэту в том плане, что противостоять, скорее всего, означало бы остаться и бороться. Не возразили потому, что в таком случае само существование будущего лауреата Нобелевской премии оказалось бы под большим вопросом.
    Поэтические принципы Иосифа Бродского чётко высказаны в его Нобелевской речи: «…Многое можно разделить: хлеб, ложе, убеждения, возлюбленную – но не стихотворение, скажем, Райнера Марии Рильке. Произведения искусства, литературы в особенности и стихотворение в частности, обращаются к человеку тет-а-тет, вступая с ним в прямые, без посредников, отношения. За это-то и недолюбливают искусство вообще, литературу в особенности и поэзию в частности ревнители всеобщего блага, повелители масс, глашатаи исторической необходимости».
    Были в этой речи и слова, ставшие афоризмом: «Над человеком, читающим стихи, труднее восторжествовать, чем над тем, кто их не читает» – явный упрёк в адрес уже почивших в бозе советских судей и советских лидеров, не позволивших поэту заниматься любимым делом на родине!
    Привычки и предпочтения
    «Я – поэт. Этим и интересен», – заявлял В. В. Маяковский. И всё же почитателям таланта Иосифа Бродского небезынтересен он и как человек. Как утверждают друзья его юности, в молодые годы он был безумно влюблён в красавицу Марину (Марианну) Басманову, дочь художника П. И. Басманова. Именно она как-то заявила ему, что хотя он любит Моцарта, в его стихах нет моцартовской глубины и легкости. Это запало в душу поэта и стало его целью на многие годы. Одно из самых музыкальных стихотворений Иосифа Бродского – «Ночной полет» из цикла «Новые стансы к Августе»:
    Я бежал от судьбы, из-под низких небес,
    от распластанных дней,
    из квартир, где я умер и где я воскрес
    из чужих простыней;
    от сжимавших рассудок махровым венцом
    откровений, от рук, припадал я к которым
    и выпал лицом
    из которых на юг.
    А по поводу своей «Колыбельной Трескового мыса» (1986) поэт говорил, что «это скорее партия фортепиано, чем ария».
    Стихи (по-русски) и эссе (по-английски) Иосиф Бродский чаще всего писал вечной авторучкой с чернилами, и лишь потом печатал на машинке. «Потому что когда вы печатаете на машинке сразу, у напечатанных букв, у шрифта, есть некоторое гипнотическое свойство. Вам кажется, что уже получилось то, что часто не получилось…».
    Иосиф Бродский помогал многим, и оттого, как это часто бывает, его просьбы и рекомендации обесценивались. Бывало и так, что на него обижались собратья по цеху. Так обстояло дело и с Василием Аксеновым, на книгу которого Иосиф Бродский дал отрицательную рецензию нью-йоркскому издателю Роджеру Страусу (Roger Williams Straus Jr.). iv
    Когда же надо было материально помочь хозяину известного ресторана «Русский самовар», где часто выступали приезжие русские артисты и писатели, и где он сам часто пел, облокотившись на белый рояль – подарок Михаила Барышникова, он вложил едва ли не все оставшиеся от Нобелевской премии деньги.
    К деньгам и к финансовым бумагам поэт относился пренебрежительно. В ответ на претензии налогового ведомства секретарь Иосифа Бродского, госпожа Энн Шеллберг (Ann Shellberg) заявила: «Иосиф Бродский очень творческий человек и неорганизованный парень, он небрежен в обращении с финансовыми бумагами…».
    О поэтических привязанностях
    Иосиф Бродский как-то высказался о своём кредо: «Эстетика – мать этики, а не наоборот». И с этих позиций оценивал своих современников, пишущих на разных языках в разных странах. Вот кого он выделял, например, из немецкоязычных поэтов: «Это в первую очередь Ингеборг Бахман (Ingeborg Bachman), а затем Петер Хухель (Peter Huchel). Он чудесный поэт, и его друг и современник Гюнтер Эйх (Eich Günter). Пауль Целан (Paul Celan) тоже очень хороший поэт. Он покончил с собой в Париже в 1971-м или в 1970-м году… Им действительно выпал отвратительный жребий… война и всё прочее. Всё равно я думаю, что некоторые из них слишком носились со своими несчастьями и катастрофами. Они в каком-то смысле преуспели на этом».
    Иосиф Бродский вовсе не был жесток. Ведь почти то же самое он высказал относительно себя самого одному журналисту, кода тот хотел акцентировать рассказ о Бродском на судилище 1964 года над ним: «Это уже никому не интересно».
    О приезде в Россию
    Едва ли не каждый второй интервьюер задавал Иосифу Бродскому вопрос о возможности приезда поэта на его родину. Отвечал он по-разному. Так, в интервью, опубликованном в газете Emois 10 апреля 1988 года, поэт заявил: «Я бы вернулся в Россию исключительно при одном обстоятельстве: если бы там опубликовали всё мною написанное… собрание сочинений». В других случаях он говорил, что как турист ехать на родину не может, а всё «моё самое лучшее – уже там».
    Журналистка Людмила Штерн рассказала как-то Бродскому, что побывала в Санкт-Петербурге, сфотографировала его дом, балкон и окна его квартиры. «На стене, рядом с подъездом, было выковыряно ножом: „В этом доме с 1940 по 1972 год жил великий русский поэт Иосиф Бродский“. Слова „русский поэт“ были замазаны зелёной краской и внизу нацарапано „Жид“».
    – И ты удивляешься, что я не хочу туда ехать, – сказал тогда Людмиле Штерн Иосиф Бродский.
    Ни в одном из интервью Иосиф Бродский не жаловался, что компетентные органы не дают ему визу в Россию. А ведь когда умирали его родители – мать Мария Моисеевна Вольперт (1905−1983) и отец – Александр Иванович Бродский (1903−1984) – ему не дали возможности проводить их в последний путь. Бродский не жаловался, но никогда не забывал этого обстоятельства:
    … но забыть одну жизнь –
    человеку нужна,
    как минимум, ещё одна жизнь.
    И я эту долю прожил…
    (1989)
    За неделю до смерти
    Последние годы жизни и до самой смерти Иосиф Бродский жил в городке Саут-Хедли, где преподавал в одном из колледжей Массачусетского университета. В этом городке он приобрёл часть старинного дома, построенного в 1733 году. Бродскому очень нравилось жить в доме с историей. Хотя комнаты здесь были маленькие и душноватые. Зато широкие кленовые половицы напоминали Бродскому его ленинградскую квартиру, где он вырос.
    Именно из этого дома его американский издатель получил по факсу последнее стихотворение поэта под названием «Август». Вот первые две строфы из него:
    Маленькие города, где вам не скажут правду.
    Да и зачем вам она, ведь всё равно – вчера.
    Вязы шуршат за окном, поддакивая ландшафту,
    известному только поезду. Где-то гудит пчела.
    Сделав себе карьеру из перепутья,
    витязь сам теперь светофор; плюс, впереди – река.
    И разница между зеркалом, в которое вы глядитесь,
    и теми, кто вас не помнит, тоже невелика…
    Последнее упокоение
    Любимым городом его, не считая Санкт-Петербурга, была Венеция. Потому близкие Иосифу Бродскому люди решили похоронить его здесь, на старинном кладбище на острове Сан-Микеле. Да и он сам как-то высказал такое желание:
    Хотя бесчувственному телу
    равно повсюду истлевать,
    лишенное родимой глины, оно в аллювии долины
    ломбардской гнить не прочь. Понеже
    свой континент и черви те же.
    Стравинский спит на Сан-Микеле…
    Бродский считал себя «абсолютным, стопроцентным евреем», в жилах (и стихах!) которого «существует христианская культура». При этом, пытаясь определить себя в церковных категориях, он характеризовался как кальвинист. Может быть, потому и похоронили поэта на протестантской части кладбища Сан-Микеле: он не был православным, и разрешение на похороны в той части, где покоятся чета Стравинских, Сергей Дягилев и другие деятели русской культуры, не было получено.
    Памятника на могиле «кальвиниста Бродского» много лет не существовало: стоял простой деревянный крест, а под ним – большая пепельница, полная окурков. Почитатели таланта поэта знали, что он был заядлым курильщиком, и таким образом священнодействовали здесь.
    Виктор Фишман

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *