В каком году была образована организация варшавского договора?

13 ответов на вопрос “В каком году была образована организация варшавского договора?”

  1. Тучи в голубом Ответить

    Организация Варшавского договора
    Организация Варшавского договора
    Организация Варшавского договора (ОВД) – военно-политический союз социалистических стран Европы, созданный на основе и в соответствии с Варшавским Договором 1955 года.
    Варшавский договор – договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенный Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года в Варшаве в целях обеспечения своей безопасности и поддержания мира в Европе.
    5 июня 1955 года после передачи ратификационных грамот всеми участниками Варшавского договора на хранение правительству Польши Договор вступил в силу.
    Заключение Договора было мотивировано необходимостью ответных мер на создание Организации Североатлантического договора (НАТО), включение в этот блок Западной Германии и политику ее ремилитаризации. Все это шло в разрез с Потсдамскими соглашениями 1945 года и изменяло баланс сил на континенте.
    Договор предусматривал оказание странами-участницами взаимопомощи в случае нападения на одну из них, взаимные консультации в кризисных обстоятельствах и создание Объединённого командования вооруженными силами.
    Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства-участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил.
    Высшим органом Организации Варшавского договора был Политический консультативный комитет (ПКК). В его совещаниях, как правило, принимали участие руководители правящих партий, а также главы правительств государств, входящих в ОВД.
    Государства Варшавского договора создали Объединенное командование вооруженными силами, руководящее вместе с Военным советом и штабом деятельностью Объединенных вооруженных сил.
    Создание ОВД легитимизировало размещение советских войск в странах Центральной Европы.
    В середине 1980-х годов в ГДР была размещена группировка советских войск в 380 тысяч человек, в Польше – 40 тысяч, в Чехословакии – 80 тысяч, в Венгрии – около 70 тысяч военнослужащих Советской армии. В конце 1950-х годов готовилось открытие военно-морской базы на Адриатическом море (Албания).
    В рамках Организации ВД осуществлялись многообразные формы и методы военного сотрудничества, в том числе совместные учения и маневры.
    Несколько десятилетий Варшавский договор обеспечивал нерушимость границ стран-участниц, выступая с инициативами, направленными на разрядку и разоружение. Вместе с тем, иногда он использовался для силового вмешательства во внутренние дела союзных государств (советская военная акция в Венгрии в 1956 году, акция войск стран-участниц Варшавского Договора в Чехословакии в 1968 году).
    ОВД не была лишена внутренних противоречий и проблем. В 1961 году из-за политико-идеологических разногласий между Москвой и Тираной Албания прекратила свое участие в деятельности ОВД, в 1968 году Албания оформила выход из организации.
    В 1970-1980-е годы периодически свою особую позицию в деятельности ОВД демонстрировала Румыния.
    26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, Варшавский договор был продлен государствами-участниками на 20 лет с последующей пролонгацией его еще на 10 лет.
    В 1990 году из Договора вышла ГДР после объединения с ФРГ.
    В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1990 года государства-участники ОВД упразднили ее военные структуры.
    1 июля 1991 года в Праге представителями СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии был подписан протокол о прекращении действия Договора.
    (Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат. Москва. В 8 томах. 2004 г.)
    Материал подготовлен на основе информации открытых источников

  2. knopa Ответить

    Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД). Заключение договора явилось ответной мерой на присоединение ФРГ к НАТО.

    Договор [1] подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.
    Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.
    В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы в феврале 1990 государства-участники ОВД упразднили её военные структуры, а 1 июля 1991 подписали Протокол о полном прекращении действия Договора.
    Состав
    Союз Советских Социалистических Республик
    Народная Республика Албания (прекратила участие в деятельности ОВД в 1961—1962 из-за идеологических разногласий; формально вышла в 1968 — после ввода войск ОВД в Чехословакию)
    Народная Республика Болгария
    Социалистическая Республика Румыния
    Венгерская Народная Республика
    Польская Народная Республика
    Чехословацкая Социалистическая Республика
    Германская Демократическая Республика (1956—1990)
    Условия договора
    Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.
    Руководящие органы
    Политический консультативный комитет (ПКК) — для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора.
    Объединённое командование вооружёнными силами (ОКВС)— для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.
    Военные руководители ОВД
    Главнокомандующие Объединёнными вооружёнными силами стран-участниц Варшавского договора
    1955—1960 — И. С. Конев — Маршал Советского Союза,
    1960—1967 — А. А. Гречко — Маршал Советского Союза,
    1967—1976 — И. И. Якубовский — Маршал Советского Союза,
    1977—1989 — В. Г. Куликов — Маршал Советского Союза,
    1989—1991 — П. Г. Лушев — генерал армии.
    Начальники штаба Объединённых вооружённых сил стран-участниц Варшавского договора
    1955—1962 — А. И. Антонов — генерал армии,
    1962—1965 — П. И. Батов — генерал армии,
    1965—1968 — М. И. Казаков — генерал армии,
    1968—1976 — С. М. Штеменко — генерал армии,
    1976—1988 — А. И. Грибков — генерал армии,
    1989—1991 — В. Н. Лобов — генерал армии.Декларации
    На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.

    В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.
    На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.
    Будапештское совещание ПКК (1966) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе.
    Учения и манёвры
    Проводились совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями:
    1963 – «Квартет»
    1962 – «Балтика-Одра»
    1963 – «Квартет»
    1965 – «Октябрьский штурм»
    1966 – «Велтава»
    1967 – «Родопы»
    1967 – «Днепр»
    1967 – «Лето-67»
    1968 – «Север»
    1969 – «Одра-Ныса-69»
    1970 – «Братство по оружию»
    1971 – «Татра-71»
    1972 – «Гранит-72»
    1972 – «Щит-72»
    1972 – «Запад-72»
    1973 – «Барьер-73»
    1976 – «Щит-76»
    1977 – «Запад-77»
    1978 – «Щит-78»
    1979 – «Щит-79» [2]
    1980 – «Братство по оружию-80» [3]
    1981 – «Запад-81» [4]
    1981 – «Союз-81»
    1982 – «Щит-82» [5]
    1983 – «Щит-83» [6]
    1984 – «Дружба-84»
    1984 – «Запад-84»
    1984 – «Щит-84» [7]
    1986 – «Гранит-86»
    1988 – «Щит-88»
    (Список будет постоянно пополняться)
    Разведка
    Во время действия Варшавского Договора между разведками стран-участниц велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки — СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский Договор Вьетнама, Монголии и Кубы.
    Военная доктрина
    Доктрина Организации Варшавского Договора, согласно принятым соглашениям, носила оборонительный характер. На практике была она противовесом для доктрины НАТО, а в частности США.
    В 1955-1965 гг. военная доктрина ОВД упиралась на советскую стретегию ведения военных действий путём массированных ракетно-ядерных ударов с одновременным молниеносным наступлением в стратегическом масштабе с целью овладения территорией противника и лишения его возможности продолжать войну. Допускалась возможность нанесения упреждающих ударов ядерными средствами в случае обнаружения угрозы неожиданного нападения, аналогично американской доктрине “массированного возмездия”. Задачи распределялись между странами-участницами. Вооружённым Силам СССР предстояло выполнить стратегические удары с применением ядерного оружия (ЯО), боевые действия в Мировом океане должны были вестись Объединёнными флотами, на Европейском континенте – сухопутными силами и авиацией всех стран-участниц, причём на основных стратегических направлениях предусматривалось применение объединений лишь Советской Армии.
    В 1966-1980 гг. военной доктриной ОВД предусматривалась возможность постепенного развития боевых действий, начиная с применения лишь обычных средств поражения, ограниченного применения ЯО, вплоть до его массированного применения. Применение ЯО могло наступить только в случае применения его странами НАТО. По-прежнему большое внимание уделялось стратегическому наступлению на территорию противника с целью быстрого разгрома его основных сил и овладения важнейшими экономическими центрами. Данная доктрина отвечала американской доктрине “гибкого реагирования”.

    В начале 80-х гг. была разработана новая доктрина, основой которой являлся принцип готовности к ведению любого вида боевых действий. Ей предусматривалось ведение мировой войны с использованием ЯО или без него, а также ведение нескольких локальных войн с применением лишь обычного оружия. Выполнение упреждающих ударов ЯО не предусматривалось. ЯО могло быть применено только после его применения противником. Наравне с проведением стратегического наступления на территорию противника допускалось ведение крупномасштабных оборонительных операций.
    Роль Польши в ОВД
    Согласно “Протоколу соглашений между Правительствами СССР и ПНР”, подписанному в Москве 17-19.10.1955 г., Вооружённые Силы ПНР, за исключением Войск ПВО страны, должны были выделить из своего состава оперативные войска сведённые в Польский Фронт (Приморский Фронт) из трёх общевойсковых армий и одной воздушной армии. Фронту предстояло действовать во 2-м стратегическом эшелоне Объединённых ВС ОВД на Приморском Оперативном направлении (вспомогательном) с целью прикрытия правого фланга главной ударной группировки Советской Армии действующей на Главном направлении, а также прикрытия морского побережья от возможных десантов сил НАТО.
    В 1955 г. в состав Фронта входили 1-я общевойсковая армия развёртываемая Поморским Военным округом и 2-я общевойсковая армия развёртываемая Слёнским Военным округом. Они составляли 1-й оперативный эшелон. Их задачей в начальный период войны являлось прикрытие западной границы Польши и обеспечение мобилизационного развёртывания всех Вооружённых Сил. В состав 2-го оперативного эшелона входила 4-я общевойсковая армия развёртываемая Варшавским Военным округом. С войсками фронта взаимодействовала 3-я воздушная армия. К моменту образования ОВС ОБД армии 1-го эшелона имели в своём составе по три армейских корпуса (по две пехотных и одной механизированной дивизии в каждом), во 2-м эшелоне был один армейский корпус и три дивизии морской пехоты мобилизованные на случай войны. В Резерве Командования Фронтом находились два механизированных корпуса и три пехотных дивизии. В дальнейшем корпуса были расформированы и в состав армий входили танковые и механизированные (мотострелковые) дивизии: в 1-й и 2-й ОА по 5 дивизий, в 4-й – 3 дивизии. В Резерве Командования Фронтом находились воздушно-десантная дивизия, дивизия морской пехоты (в военное время – бригады), а также сформированные в 70-х и 80-х гг. три резервных мотострелковых дивизии.
    С середины 80-х гг. Войско Польское на случай войны в состав ОВС ОВД выделяло пять танковых, одиннадцать мотострелковых (в том числе три резервных) дивизий, одну воздушно-десантную бригаду, одну бригаду морской пехоты, три авиационных дивизии (одну истребительную, две истребительно-бомбардировочных). Надо учесть, что численность польских дивизий Сухопутных войск была на 30% ниже численности советских дивизий типа “А”.
    В рамках решаемых задач, впервые определённых “Планом наступательной операции от 1965 г.”, польские оперативные войска должны были вести наступательные боевые действия на Приморском Оперативном направлении в составе 2-го стратегического эшелона ОВС ОВД и занять территорию северной ФРГ, Дании и Голландии. С середины 80-х гг. предусматривалась возможность проведения оборонительной операции в составе 2-го стратегического эшелона по линии рек Одра и Ныса-Лужицка.

    Состав ОВД
    В состав ОВД входили руководящие и консультативные органы:
    Политический консультативный комитет
    Комитет министров обороны
    Технический комитет
    Военную часть составляли:
    Объединённое командование Вооружёнными Силами со штабом, а также выделенные силы и средства из состава Вооружённых Сил стран-участниц образовавшие Объединённые ВС ОВД.
    Политический консультативный комитет (ПКК)
    Являлся высшим военно-политическим органом, в состав которого входили:
    партийные руководители стран-участниц ОВД
    председатели СМ
    министры иностранных дел
    министры обороны этих же стран
    Задачей ПКК являлась разработка единой стратегии по отношению к военно-политическим мировым угрозам.
    Комитет министров обороны (КМО)
    Являлся высшим военным органом, в состав которого входили министры обороны стран-участниц ОВД. Задачей КМО являлась разработка планов общих военных мероприятий, в частности: планов союзных маневров и учений, а также военных игр и командно-штабных учений, сотрудничества по части боевой подготовки штабов и войск, унификации наставлений, инструкций, уставов, правил и других военных документов, внедрения новых образцов военной техники и вооружения, тылового обеспечения войск ОВД и т.п.
    Технический комитет (ТК)
    Занимался вопросами модернизации военной техники и вооружения войск ОВД, его унификации облегчающей взаимодействие на поле боя и техническое обеспечение. Кроме того им установливалась специализация по производству военной техники отдельными странами-участницами ОВД.
    Объединённое командование Вооружёнными Силами (ОКВС)
    Являлось высшим командным органом ОВД. Его возглавлял Главнокомандующий ОВС со своими заместителями, которыми в начале являлись министры, а затем первые заместители министров обороны стран-участниц ОВД. Управление войсками выделенными из ВС каждой из стран осуществлялось соответствующими министрами обороны. Главнокомандующему ОВС подчинялся Штаб ОВС, в состав которого входили представители ВС стран-участниц ОВД. Штаб был образован в 1969 г. и находился в Москве. Также с 1969 г. при ОКВС существовал Военный совет состоявший из заместителей Главкома ОВС и начальника штаба ОВС.
    Объединённые Вооружённые Силы (ОВС)
    Состояли из выделенных сил и средств из состава Вооружённых Сил отдельных стран-участниц ОВД. Их численность согласовывалась двусторонними договорами между Правительством СССР и Правительствами остальных стран. Договоры, как правило, обновлялись раз в пять лет, что было связано с разработкой планов развития ВС отдельных стран в очередных пятилетках. В мирное время в составе ОВС ОВД находились лишь самые подготовленные воинские части (в Войске Польском это были Войска ПВО страны и части 1-го оперативного эшелона в полном составе).
    От ВС СССР в мирное время в состав ОВС выделялись четыре Группы войск располагавшиеся на территории ГДР, ЧССР, ПНР, ВНР. К 1990 г. в их состав входили:
    Группа Советских войск в Германии: 1-я, 2-я ТА, 3-я, 8-я, 20-я ОА (по 3-4 дивизии в каждой), 16-я ВА
    Центральная Группа войск: две тд, три мсд, один сак
    Северная Группа войск: одна тд, одна мсп, 4-я ВА
    Южная Группа войск: две тд, две мсд, 36-я ВА
    В военное время в состав ОВС входили оперативные войска отдельных стран (после мобилизации), предназначенные для ведения боевых действий на т.н. внешнем фронте.
    PS: Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой
    ________________________________________________________
    Договор утратил силу на основании
    Протокола о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного в Варшаве 14 мая 1955 года, и Протокола о продлении срока его действия, подписанного 26 апреля 1985 года в Варшаве от 1 июля 1991 года, вступившего в силу 18 февраля 1993 года
    Договаривающиеся Стороны,
    Вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе,
    Учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде “западноевропейского союза” с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств,
    Будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе,
    Руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,
    В интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела,
    Решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и назначили своими уполномоченными:
    (следуют фамилии уполномоченных),
    которые, представив свои полномочия, найденные в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем.
    Статья 1
    Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.
    Статья 2
    Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей.
    При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.
    Статья 3
    Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности.
    Они будут безотлагательно консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств – участников Договора, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.
    Статья 4
    В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств – участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство – участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами – участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства – участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
    О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
    Статья 5
    Договаривающиеся Стороны согласились о создании Объединенного Командования их вооруженными силами, которые будут выделены по соглашению между Сторонами в ведение этого Командования, действующего на основе совместно установленных принципов. Они будут принимать также другие согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности, с тем чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии.
    Статья 6
    В целях осуществления предусматриваемых настоящим Договором консультаций между государствами – участниками Договора и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением настоящего Договора, создается Политический Консультативный Комитет, в котором каждое государство – участник Договора будет представлено членом Правительства или другим особо назначенным представителем.
    КомИтет может создавать вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми.
    Статья 7
    Договаривающиеся Стороны обязуются не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора.
    Договаривающиеся Стороны заявляют, что их обязательства по действующим международным договорам не находятся в противоречии с положениями настоящего Договора.
    Статья 8
    Договаривающиеся Стороны заявляют, что они будут действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между ними, следуя принципам взаимного уважения их независимости и суверенитета и невмешательства в их внутренние дела.
    Статья 9
    Настоящий Договор открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов. Такое присоединение вступит в силу с согласия государств – участников Договора после передачи на хранение Правительству Польской Народной Республики документа о присоединении.
    Стaтья 10
    Настоящий Договор подлежит ратификации, и ратификационные грамоты будут переданы на хранение Правительству Польской Народной Республики.
    Договор вступит в силу в день передачи на хранение последней ратификационной грамоты. Правительство Польской Народной Республики будет информировать другие государства – участники Договора о передаче на хранение каждой ратификационной грамоты.
    Статья 11
    Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет. Для Договаривающихся Сторон, которые за год до истечения этого срока не передадут Правительству Польской Народной Республики заявления о денонсации Договора, он будет оставаться в силе в течение следующих десяти лет.
    В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора.
    Составлено в Варшаве четырнадцатого мая 1955 года в одном экземпляре на русском, польском, чешском и немецком языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. Заверенные копии настоящего Договора будут направлены Правительством Польской Народной Республики всем другим участникам Договора.
    В удоСтоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему печати.
    (Подписи)
    Ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 25 мая 1955 года.
    Ратификационная грамота СССР депонирована Правительству Польской Народной Республики 1 июня 1955 года.
    Договор вступил в силу 4 июня 1955 года.

  3. Alihope Ответить

    2 сентября 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии, и Вторая Мировая война окончательно завершилась. Однако мир на земле не наступил…
    Союзники по антигитлеровской коалиции представляли собой трехстороннюю коалицию, в которой каждый участник вносил свою лепту в общее дело, однако являлся самостоятельной фигурой со своими амбициями, намерениями, принципами. С падением общего врага на первый план вышли личные представления о послевоенном мире и своей роли в нем. Британия оказалась слишком ослаблена для проведения полностью самостоятельной политики и была вынуждена в значительной мере идти в кильватере политики американской. Таким образом послевоенное устройство определялось волей двух гигантов – СССР и США.

    Встреча на Эльбе. До начала Холодной Войны меньше года…
    Соединенные Штаты видели себя безусловным лидером и первой державой мира. Надо сказать, они имели к тому все основания – пожалуй единственная из всех участников, Америка вышла из войны, обеспечив себе пресловутый «мир лучше довоенного». Около половины мировой экономики контролировалось США напрямую, а также с помощью займов, инвестиций, долговых обязательств. Америка не намеревалась никому уступать и тем более ни с кем делиться. Однако советские лидеры совершенно не собирались признавать чье-либо верховенство и становиться ведомым. Они полагали, что Советский Союз заплатил слишком высокую цену за войну, развязанную не им, а потому не может и не должен становиться второй скрипкой в чужом оркестре.
    Этот конфликт интересов носил принципиальный характер и, с учетом естественных проблем взаимного недоверия и коммуникации, вероятно не имел приемлемого для обеих сторон решения. Менее чем через год после завершения войны (22 февраля 1946) советник посольства США в СССР Джордж Фрост Кеннан отправил на родину так называемую «Длинную телеграмму», где в восьми тысячах слов обосновывал необходимость жесткой «ястребиной» политики в отношении СССР. Телеграмма обрела масштабный резонанс и получила очень широкое распространение.
    И наконец, о неизбежном конфликте было заявлено открыто персоной, чье слово имело настоящий вес.

    Уинстон Черчилль и Гарри Трумэн. Фултон, 5 марта 1946г.
    За исключением Британского Содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм находится в стадии младенчества, коммунистические партии, или пятые колонны, представляют собой все возрастающий вызов и опасность для христианской цивилизации. Все это тягостные факты, о которых приходится говорить сразу же после победы, одержанной столь великолепным товариществом по оружию во имя мира и демократии. Но было бы в высшей степени неразумно не видеть их, пока еще осталось время.
    У. Черчилль, 5 марта 1946г., Фултон.
    Формально на тот момент английский политик не занимал сколь-нибудь существенных постов, он был лидером оппозиции, посетившим Штаты как сугубо частная персона. Однако речи деятелей такого уровня не произносятся всуе, и заинтересованные люди по обе стороны Атлантики поняли ее смысл совершенно правильно. Ответ Сталина не заставил себя ждать, он был столь же неофициален по форме, но также однозначен.

    Сталин и Черчилль, еще союзники
    Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
    Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
    Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
    Ответ. Безусловно, да. По сути дела, господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, — у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки.
    Интервью И.В. Сталина газете «Правда» о речи Черчилля в Фултоне, 14 марта 1946г.
    Однако между словами и делами есть определенная разница. Фактическим завершением эпохи шаткого примирения можно считать Блокаду Западного Берлина 1948–49гг. Попутно 11 июня 1948 года США приняли так называемую «Резолюцию Ванденберга» — официальный отказ США от практики неприсоединения к военно-политическим блокам за границами Западного полушария в мирное время. 14 января 1949 г. представители госдепартамента США открыто заявили о том, что ранее все же скорее читалось между строк или просачивалось из закрытых источников — о существовании угрозы для безопасности Западной Европы. Стало очевидно, что бывшие союзники стали в полном смысле «бывшими». Так, совсем недавно завершив Вторую мировую, мир двинулся к третьей.

  4. Kigagar Ответить

    ОРГАНИЗА?ЦИЯ ВАРША?ВСКОГО ДОГО­ВО?РА (ОВД), во­ен.-по­ли­тич. со­юз со­циа­ли­стич. го­су­дарств Ев­ро­пы, а так­же струк­ту­ра ор­га­нов, обес­пе­чи­вав­ших со­гла­со­ва­ние их дей­ст­вий в об­лас­ти внеш­ней по­ли­ти­ки и обо­ро­ны. До­го­вор о друж­бе, со­труд­ни­че­ст­ве и вза­им­ной по­мо­щи ме­ж­ду Ал­ба­ни­ей (с 1962 в ра­бо­те ор­га­нов ОВД не уча­ст­во­ва­ла, в 1968 объ­я­ви­ла о де­нон­са­ции до­го­во­ра), Бол­га­ри­ей, Венг­ри­ей, ГДР (в 1990 вы­шла из ОВД в свя­зи с объ­е­ди­не­ни­ем с ФРГ), Поль­шей, Румы­ни­ей, СССР и Че­хо­сло­ва­ки­ей под­пи­сан 14.5.1955 в Вар­ша­ве, всту­пил в си­лу 5.6.1955 (по­сле пе­ре­да­чи ра­ти­фи­кац. гра­мот на хра­не­ние пра­ви­тель­ст­ву Поль­ши); в ка­чест­ве на­блю­да­те­ля при­сут­ст­во­вал пред­ста­ви­тель КНР. 26.4.1985, вви­ду ис­те­че­ния сро­ка дей­ст­вия, до­го­вор был про­длён государства­ми-уча­ст­ни­ка­ми на 20 лет с по­сле­дую­щей про­лон­га­ци­ей его ещё на 10 лет.
    ОВД соз­да­ва­лась в ка­че­ст­ве от­вет­ной ме­ры на соз­да­ние и дей­ст­вия Ор­га­ни­зации Се­ве­ро­ат­лан­ти­че­ско­го до­го­во­ра (НАТО) как доб­ро­воль­ное объ­е­ди­не­ние го­су­дарств для обес­пе­че­ния ме­ж­ду­нар. ми­ра и кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти, дей­ст­вую­щее на прин­ци­пах не­за­ви­си­мо­сти, пол­но­го ра­вен­ст­ва и не­вме­ша­тель­ст­ва его уча­ст­ни­ков во внутр. де­ла друг дру­га и от­кры­тое для при­сое­ди­не­ния к не­му др. го­су­дарств с лю­бым об­ществ. и по­ли­тич. стро­ем. Выс­ший по­ли­тич. ор­ган ОВД – По­ли­тич. кон­суль­та­тив­ный к-т (ПКК). Его со­ве­ща­ния про­во­ди­лись по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти по­оче­рёд­но в сто­ли­цах го­су­дарств-чле­нов, в них уча­ст­во­ва­ли, как пра­ви­ло, ге­не­раль­ные и пер­вые сек­ре­та­ри пра­вя­щих пар­тий, гла­вы го­су­дарств и пра­ви­тельств и др. Для под­го­тов­ки пред­ло­же­ний и ре­ко­мен­да­ций ПКК, ор­га­ни­зац.-тех­нич. обес­пе­че­ния в струк­ту­ре ОВД бы­ли соз­да­ны По­сто­ян­ная ко­мис­сия (1956), К-т ми­ни­ст­ров обо­ро­ны (1969), К-т ми­ни­ст­ров иностр. дел и Объ­е­ди­нён­ный сек­ре­та­ри­ат (оба 1976). Ос­но­ву во­ен. ор­га­ни­за­ции ОВД со­став­ля­ли Объ­е­ди­нён­ные воо­руж. си­лы (ОВС) го­су­дарств – уча­ст­ни­ков Вар­шав­ско­го до­го­во­ра. В них, со­глас­но до­го­во­рён­но­сти, вхо­ди­ли си­лы и сред­ст­ва нац. ар­мий, ко­то­рые, ос­та­ва­ясь под нац. ко­ман­до­ва­ни­ем, пред­на­зна­ча­лись для со­вме­ст­ных дей­ст­вий. Со­вме­ст­ны­ми ор­га­на­ми во­ен. управ­ле­ния ОВС ОВД яв­лялись: Объ­е­ди­нён­ное ко­ман­до­ва­ние во гла­ве с глав­но­ко­ман­дую­щим ОВС; Во­ен. со­вет (1969); Штаб ОВС и Тех­нич. к-т (все – в г. Мо­ск­ва). Глав­но­ко­ман­дую­щий и на­чаль­ник Шта­ба ОВС на­зна­ча­лись по вза­им­но­му со­гла­со­ва­нию пра­ви­тель­ст­ва­ми стран ОВД; ими все­гда бы­ли пред­ста­ви­те­ли Воо­руж. Сил СССР.
    С мо­мен­та соз­да­ния ОВД стра­ны-участ­ни­цы вы­сту­па­ли с ини­циа­ти­ва­ми, на­прав­лен­ны­ми на раз­ви­тие ев­роп. со­труд­ни­че­ст­ва, раз­ряд­ку и ра­зо­ру­же­ние, на ук­ре­п­ле­ние ре­гио­наль­ной и ме­ж­ду­на­род­ной без­о­пас­но­сти. Так, на пер­вом за­се­да­нии ПКК (1956) в Пра­ге бы­ла при­ня­та Дек­ла­ра­ция о не­об­хо­ди­мо­сти соз­да­ния об­ще­ев­ро­пей­ской сис­те­мы кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти; на Моск. со­ве­ща­нии (1958) бы­ло пред­ло­же­но за­клю­чить пакт о не­на­па­де­нии ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми ОВД и НАТО; на вар­шав­ском со­ве­ща­нии (1965) про­зву­чал при­зыв со­звать об­ще­ев­ро­пей­ское со­ве­ща­ние по безо­пас­но­сти в Ев­ро­пе и др. Мно­гие из них ока­за­ли за­мет­ное влия­ние на раз­ви­тие ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний, со­зыв и ра­бо­ту Со­ве­ща­ния по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе и др. Вме­сте с тем, на­хо­дясь в от­кры­том про­ти­во­стоя­нии с НАТО, ОВД ак­тив­но уча­ст­во­ва­ла в гон­ке воо­ру­же­ний, объ­ек­тив­но яв­ля­лась дей­ст­вую­щей сто­ро­ной в сис­те­ме от­но­ше­ний, из­вест­ных как «хо­лод­ная вой­на». СССР в си­лу сво­ей гео­по­ли­тич. ро­ли, эко­но­мич. и во­ен.-по­ли­тич. воз­мож­но­стей, ме­ж­ду­нар. ав­то­ри­те­та, ис­то­рич. тра­ди­ций и др. фак­то­ров за­ни­мал в ОВД до­ми­ни­рую­щие по­зи­ции, во мно­гом оп­ре­де­лял по­ли­тич. курс этой ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая в ря­де слу­ча­ев ис­поль­зо­ва­лась для си­ло­во­го вме­ша­тель­ст­ва во внутр. де­ла со­юз­ных го­су­дарств (см. Вен­гер­ское вос­ста­ние 1956, «Праж­ская вес­на»).
    В свя­зи с со­ци­аль­но-по­ли­тич. пре­об­ра­зо­ва­ния­ми в СССР и др. го­су­дар­ст­вах Воcт. Ев­ро­пы на ру­бе­же 1980–90-х гг. стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми в февр. 1991 при­ня­то ре­ше­ние об уп­разд­не­нии во­ен. струк­тур ОВД, а 1.7.1991 под­пи­сан про­то­кол о пол­ном пре­кра­ще­нии дей­ст­вия до­го­во­ра.

  5. Nashakar Ответить

    Варшавский договор, подписанный 14 мая 1955 г., – документ, утвердивший создание организации Варшавского договора (военного союза европейских социалистических государств). Подписание Варшавского договора было задумано в качестве обороны и стало ответом на вхождение ФРГ в состав НАТО.
    На Варшавском совещании договор был подписан следующими странами-участниками:
    СССР;
    Болгария;
    Румыния;
    Албания;
    Венгрия;
    ГДР;
    Польша;
    Чехословакия.
    5 июня 1955 г. Варшавский договор начал свое действие. В апреле 1985 г. был продлен еще на 20 лет.
    Договор состоял из вводной части и 11 глав. Согласно условиям Варшавского договора, все страны-участники должны были оказать необходимую помощь (включая применение войск) в случае атаки одной из них.
    Для осуществления целей и задач Варшавского договора было создано два руководящих органа:
    ПКК (Политический консультативный комитет) – занимался решением вопросов, возникающих при осуществлении договора, проводил консультации при необходимости;
    ОКВС (Объединенное командование вооруженными силами) – занимался укреплением обороны стран – участников Варшавского договора.
    Первым главнокомандующим войск участников Варшавского договора был назначен маршал СССР И.С. Конев. В дальнейшем после Конева было назначено еще четыре главнокомандующих.
    В августе 1968 г. в Чехословакии странами – участниками Варшавского договора были подавлены реформы «Пражской весны».
    На одном из заседаний ПКК в 1958 г. планировалось заключить соглашение о ненападении между НАТО и странами Варшавского договора. Декларации, принятые на дальнейших совещаниях, основывались на укреплении мира и безопасности стран-участниц. К 1985 г. солдатская армия стран – участниц Варшавского договора включала в себя более 7,5 млн человек.
    25 февраля 1991 г. государства, входившие в состав организации Варшавского договора, подписали Будапештское заявление, ликвидирующее военные структуры.
    1 июня 1991 г. был подписан протокол о прекращении действий Варшавского договора.
    В дальнейшем большинство стран, входивших в ОВД, вступили в НАТО.

  6. Meztigor Ответить

    Варшавский договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи подписали Албания, Венгрия, Болгария, Польша, ГДР, Румыния, Чехословакия и СССР через 6 лет после образования НАТО. Необходимо отметить, что сотрудничество этих государств существовало задолго до подписания документа. Дело в том, что в большинстве из них после окончания войны установилась коммунистическая система управления государством, чему в немалой степени способствовали советские войска, оставшиеся на территории Восточной Европы. И до момента подписания договора все отношения между ними осуществлялись на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был сформирован Совет экономической взаимопомощи, в состав которой вошли первоначально Болгария, Советский Союз, Венгрия, Румыния, Польша и Чехословакия, а позже и другие страны.
    Вместе с тем, после 1953 года в некоторых из стран Восточной Европы наметились признаки массового недовольства, вызванные неоднозначной политикой СССР. Так, в Чехословакии и Венгрии прошли массовые демонстрации и забастовки. А в ГДР они были настолько многочисленными, что советское руководство вынуждено было ввести танки для подавления выступлений рабочих, недовольных ухудшением уровня жизни. Когда в 1953 году умер И.Сталин и к власти пришли новые лидеры, ими был предпринят ряд поездок в страны социалистического лагеря. Результатом их и стало подписание Варшавского договора. В него вошли практически все восточноевропейские государства, за исключением Югославии, которая придерживалась нейтралитета. Подписание данного документа было вызвано в первую очередь возникновением военных угроз в результате ратификации Парижских соглашений 1954 года, которые предполагали создание Западноевропейского союза и присоединение Западной Германии к Североатлантическому альянсу.
    Подписание вышеуказанного документа оформило создание Организации варшавского договора – военно-политической организации социалистических европейских государств. Ее создание стало своеобразной ответной мерой на формирование НАТО, которое было нацелено против социалистического лагеря.
    Цели Варшавского договора предполагали обеспечение безопасности стран-участниц. Он состоял из преамбулы и одиннадцати статей. Согласно его условиям и Уставу Организации Объединенных Наций, все подписавшие документ государства обязаны были отказаться или воздержаться в международной политике от угроз или прямого применения силы, а в случае вооруженного конфликта – оказать помощь всеми доступными средствами.
    Также страны-участницы были обязаны действовать в целях укрепления сотрудничества и дружеских отношений для дальнейшего развития культурных и экономических взаимосвязей, при этом уважая национальный суверенитет, и не вмешиваясь во внутреннюю политику друг друга. Но при этом необходимо также отметить, что членство в Организации не всегда было добровольным, а редкие попытки выйти из нее жестко пресекались (тому примеры Венгрии, Чехословакии и Польши).
    Был создан и высший орган Организации Варшавского Договора – Политический консультативный комитет, в основные задачи которого входило проведение консультаций по спорным вопросам, которые возникали в рамках осуществления Договора.
    Но деятельность ОВД была весьма противоречивой и не всегда успешной. Важно напомнить, что в ее противостоянии с НАТО было два больших кризиса, которые чуть не стали причиной Третьей мировой войны: это Берлинский и Карибский кризисы.
    Причиной Берлинского кризиса 1959-1962 годов стало массовой переселение жителей Восточной Германии в Западный Берлин. Для того чтобы положить конец несанкционированному переселению, за одну ночь была выстроена знаменитая Берлинская стена, где были установлены контрольно-пропускные пункты. Но подобные действия вызвали еще большее недовольство населения, возле КПП собирались огромные толпы тех, кто хотел покинуть пределы советского Берлина. Это привело к тому, что возле Бранденбургских ворот и основных пропускных пунктов были сконцентрированы советские и американские танки. В итоге противостояние двух государств закончилось тем, что советские власти вынуждены были отвести свои танки с этих позиций.
    Еще одна кризисная ситуация возникла в 1962 году в зоне Карибского бассейна, поставив мир под угрозу начала ядерной войны. А началось все с того, что американцы разместили свою ракетную базу на территории Турции. Советский Союз не мог оставить это без ответа, поэтому тайно разместили свои ракеты на острове Куба. Когда в Соединенных Штатах Америки стало об этом известно, там началась настоящая паника, поскольку действия советского руководства были восприняты как начало подготовки к войне. К счастью, закончилось все не так уж и плохо: советские войска вывели свои ракеты с Кубы, американцы – ликвидировали свою базу в Турции и дали обязательство не предпринимать каких-либо действий против Кубы.
    Помимо этих конфликтов, внутри самой Организации было немало других кризисных ситуаций. Основной причиной их было стремление некоторых стран к лучшей жизни и желания освободиться от влияния Советского Союза. К таким кризисам можно отнести восстание в Венгрии, которое произошло в 1956 году (операция «Вихрь»), попытки проведения реформ в Чехословакии в 1968 году («Пражская весна», операция «Дунай»). Все они решались с помощью советских танков.
    Не стоит забывать и про войну в Афганистане 1979-1989 годов. В 1979 году там, вследствие военного переворота к власти пришло новое руководство, которое имело намерение построить модель социалистического государства, за образец взяв СССР. Такая политика вызвала недовольство населения, в результате чего президент Афганистана Амин был вынужден обратиться к Советскому Союзу за помощью. Что было дальше – всем известно. Введение на афганскую территорию советского ограниченного контингента, который должен был только держать ситуацию под контролем. В итоге – 10-летняя война и международная изоляция Советского Союза.
    В 1985 году, в связи с истечением срока действия Варшавского Договора, он был продлен на 20 лет.
    Когда в СССР началась перестройка, изменения произошли во всей внешнеполитической деятельности страны. Советское руководство не препятствовало проведению «бархатных» революций в восточноевропейских государствах 1989-1990 годов. В 1989 году пала Берлинская стена, а год спустя две Германии были объединены в единое государство. Для Союза это означало потерю верного союзника.
    Толчком для начала распада военной советской империи стало подписание Будапештского договора 1991 года тремя странам – Польшей, Венгрией и Восточной Германией. Этот документ подвел черту под существованием Организации Варшавского Договора.
    Организация просуществовала 36 лет. Далее, в 1991-1994 годах советские войска начали постепенно покидать территории Чехословакии, ГДР, Венгрии и Польши. Таким образом, в истории существования ОВД была поставлена окончательная точка.
    Сам Варшавский Договор вызывает много вопросов. Так, к примеру, что же приобрел непосредственно Советский Союз с его подписанием? В последнее время многие историки склоняются к мысли, что это был хорошо продуманный политический ход Н.Хрущева, который стремился к созданию некой совместной организации для обеспечения коллективной безопасности. Советское руководство начало понимать тот факт, что НАТО начинает угрожать военной мощи СССР и его преимуществу на европейской территории.
    Однако если говорить о реально существовавшем на то время превосходстве Запада, то оно заключалось только в методах устрашения с помощью ядерного оружия. Что же касается обычного вооружения и техники, то неоспоримое преимущество было на стороне как раз Советского Союза. Более того, это, по мнению многих экспертов стало причиной появления Североатлантического альянса.
    Америка со своими союзниками сразу по окончании войны приступили к разоружению и массовому увольнению военнослужащих, а вот СССР с этим не спешил. Да и чувствовать себя в безопасности американцы могли только до 1957 года, когда был запущен первый советский искусственный спутник и, таким образом, возникла угроза вывода ядерного оружия на орбиту.
    Как бы там ни было, Варшавский Договор прекратил свое существование, впрочем, точно так же, как и СССР. Но негласное противостояние между США и Россией по-прежнему сохраняется.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *