В каком году была оформлена система национальных государств европы?

13 ответов на вопрос “В каком году была оформлена система национальных государств европы?”

  1. Tygrabandis Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Формирование национальных государств в Европе (XIX начало ХХ вв.)

    Поздние буржуазные революции: общее и особенное. Национальная идея и европейские революции
    При рассмотрении революционных событий в Европе 1848-1849 годов необходимо подчеркнуть, что везде – в Германии, Италии, Австрийской империи – повсеместно определяющую роль играл национальный вопрос. Европейские буржуазные революции во многом подготовили процесс формирования и разделения классовых интересов. Еще в Англии при Карле I, а затем и в других европейских странах новое поземельное дворянство и состоятельная торговая буржуазия захотели вкладывать средства, добытые ранее грабежом колоний и пиратством в законную и безопасную торговлю. Феодалы же, в условиях падения доходов от земли, стали все больше зависеть от двора, раздававшего им должности и субсидии, превратившегося в единственную экономическую гарантию их существования. Следует выделить двойственность позиций европейской буржуазии, определяющей весь ход, характер и результаты революций: с одной стороны ей был нужен народ в качестве главного аргумента в борьбе с королем, с другой – она боялась его и хотела лишь узаконить свои права в рамках ограниченной конституционной монархии.
    Основными требованиями, звучавшими во время революций, были: рациональное использование земли, свободное предпринимательство и торговля, стандартизированное эффективное управление единой однородной национальной территорией и отмена наиболее обременительных запретов и социального неравенства, пережитков феодализма.
    Каждая из европейских революций 1848-1849 годов имела свое ярко выраженное своеобразие, всё же их национальные революционные циклы в значительной мере совпадали, что позволяет дать периодизацию «европейской революции» как единого целого. «Европейская революция» охватила практически всю Западную и Центральную Европу, включая в себя ряд схожих по типологии революционных процессов во Франции, государствах Германского союза, в Италии и других стран.
    Французская революция конца XVIII века, которая провозгласила нацию объединением свободных граждан и источником государственной власти, положила начало распространению в Европе взглядов национализма. В результате наполеоновских войн национализм проникает в страны Центральной и Восточной Европы.
    Объединение Германии и Италии: общее и особенное
    История Германии и Италии имеет много общего: оба государства на протяжении первой половины 19 века создавали идеологию будущего национального единства. Во второй половине 19 века и Германия и Италия завершили борьбу за объединение и заняли положение крупных независимых европейских держав, начавших влиять на общемировую политику. Оба государства были недовольны положением, которые им отводили страны, ранее покончившие с феодальной раздробленностью – прежде всего Англия и Франция. Обе страны были унижены Версальским миром – Германия, как побежденная в первой мировой войне, Италия, как страна, которую несправедливо обделили при разделе трофеев. Однако будет слишком просто списать все на последствия мировой войны. Общеизвестно, что всплеск национализма в Европе распространился далеко за пределы Германии и Италии. буржуазный революция германия национализм
    Как и в Италии, так и в Германии было несколько войн.
    В этих странах существовало несколько течений за объединение. В Италии: федерально-папское течение, демократическое республиканское, либеральное течение. Также были два плана объединения Германии: габсбургский план и прусский план
    Процесс объединения Италии и Германии был результатом краха “венской системы”.
    «Венская система» была окончательно похоронена в Германии и Италии. Но процессы объединения Германии (южногерманские княжества) и Италии (римский вопрос) оказались к концу 60-х годов еще незавершенными. И в римском, и в южногерманском вопросах главным противником Италии и Пруссии выступала Франция. Франко-прусский антагонизм и напряженные итало-французские отношения становятся главным фактором международных отношений второй половины 60-х годов XIX в. Попытки Наполеона III помешать окончательному объединению Италии и Германии успеха не имели. Ни одна из крупных держав не поддержала Наполеона. Главным общим критерием была сама идея объединения и в Германии и в Италии.
    Австро-Венгрия как многонациональное государство: проблемы развития и выживания
    Австро-Венгрия была третьим по населённости государством Европы (после Российской империи и Германии), о пестроте национального, религиозного и языкового состава которого ходили и ходят легенды. Конечно, Австро-Венгрия, составленная, как лоскутное одеяло из частично завоёванных, частично унаследованных, клочков земли, расчленённых горными хребтами, не могла быть стабильным государством. По мере усиления этнической балканизации, в государстве усиливались межнациональные распри, что в конечном итоге привело к распаду в 1918 году и образования полностью этнократических государств.
    С момента своего образования Австро-Венгрия, представлявшая собою полиэтническое государственное образование, испытывала существенное давление со стороны славянских национальных движений, охватывавших значительную часть ее территории. Австрийская империя представляла собою немецкое государство, претендовавшее на первенство в Германии. После Австро-прусской войны (1866) (которая ознаменовалась потерей Венецианской области в Италии и объединения Германии, которое реализовалось по «малогерманскому» сценарию, исключившему Австро-Венгрию), на территории страны активизировалось чешское национальное движение, охватившее промышленно наиболее развитую часть страны. Предоставление привилегированных прав венграм способствовало также пробуждению национального самосознания в других славянских регионах – австрийской части Польши, Славонии, Хорватии, Галиции. Дискутировался вопрос о преобразовании в триединую монархию, с выделением в самостоятельную единицу Чехии. Оккупация Боснии по результатам Берлинского конгресса (1878) и ее присоединение в 1908 году создали ощущение твердости центральной власти.
    Экономика едва возникшей Австро-Венгрии была развивающейся, отстающая от стран Запада, но переживающая индустриальный подъём. Прежняя политика протекционизма властей и её последствия были ликвидированы реформами конца 60-х годов XIX века. В результате экономика получила импульс к развитию и за несколько лет достигла уровня стран Западной Европы. Переломным моментом стал кризис 1873 года. Он затронул и Австро-Венгрию, где в «чёрную пятницу» 9 мая на Венской бирже произошёл крах. Это значительно ослабило валюту, а количество банков сократилось в несколько раз. Оправиться от кризиса страна смогла только в 1881 году, когда достигла уровня развития 1873 года. Однако в дальнейшем австро-венгерская экономика больше не смогла встать в один ряд с ведущими экономиками Европы и мира.
    Национализм в Европе XIX века. Причины и последствия роста национализма в Европе
    Начало распространению в Европе взглядов национализма положила французская революция конца XVIII века, которая провозгласила нацию объединением свободных граждан и источником государственной власти. Благодаря наполеоновским войнам новые идеи стали распространяться в Европе. Наполеон, которого современные историки назвали “Странствующим торговцем национализмом “, поддержал национальные движения в Италии и Польше, а также вызвал своими действиями взрыв патриотических чувств среди порабощенных народов, не имевших собственной государственности.
    К 1815 г. национализм стал одной из ведущих идеологий в мире. Он оказался способен обеспечить мобилизацию общества в период перехода к капиталистической экономике, что привело к повышению эффективности национальных государств и росту их экономической мощи. В большинстве стран центральной и восточной Европы национализм поначалу носил выраженный культурно-этнический характер. Так национальная идея, родившаяся в Германии в начале XIX века как идея языковой и культурной общности, трансформировалась в идею единого национального государства и стала важнейшей частью идеологии буржуазной эмансипации. Она несла тогда функцию демократической программы объединения свободных граждан германских земель ради общественного блага. Со временем этнический национализм вобрал в себя элементы ксенофобии и расизма. Во второй половине XIX века национализм начал подрывать целостность некоторых стран.
    Трансформация национальной идеи во второй половине XIX века была одной из причин развивавшейся в Германии делиберализации массового сознания. Национализм стал важнейшим идеологическим инструментом, который господствующие в государстве силы осознанно использовали для включения масс в политику агрессии и расовых преступлений. Искаженная до неузнаваемости, в годы гитлеровской диктатуры германская национальная идея стала составной частью идеологии мирового господства и массового уничтожения.
    Пангерманская идеология. «Аксьон франсез» во Франции и доктрина Ш. Морраса. Национализм «малых» и «больших» народов. Национализм и демократия: проблема совместимости. «Дело Дрейфуса» во Франции. Национализм и национальная идея: точки соприкосновения и границы взаимодействия
    Пангерманизм – культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности. Идеи пангерманизма зародились в начале XIX века и являлись следствием Наполеоновских войн. Эти войны привели в действие новое движение, которое возникло во время Французской революции: национализм. Многие европейские нации были разделены на протяжении веков. Молодые реформаторы стремились воссоединить все германские земли.
    «Аксьон франсез» – монархическая политическая организация, возникшая во Франции в 1899 году под руководством Шарля Морраса и организационно оформившаяся в 1905 году. Опиралась на националистически настроенные круги армии и аристократии. Идеология «Аксьон Франсэз» подразумевала реставрацию монархии во Франции, создание корпоративного государства, национализм, строгую приверженность католицизму, упразднение системы департаментов и возврат к дореволюционному территориальному делению Франции. Организация крайне враждебно относилась (и относится до сих пор) к Великой французской революции, её наследию и идеалам. Главной целью организации является восстановление старого порядка под властью династии Бурбонов. В 30-х годах приняла профашистский характер. В годы немецкой оккупации Франции организация существовала легально и активно поддерживала проводившуюся правительством Петена политику сотрудничества с оккупантами. Но поскольку основы этого движения имели выраженный антигерманский характер, многие его члены присоединились к Сопротивлению. После освобождения Франции в 1944 году «Аксьон франсез» была ликвидирована. Однако уже к 1947 она была фактически восстановлена.
    Национализм «малых» и «больших» народов. В идеале, для “больших” народов характерна, прежде всего, ответственность, деятельный созидательный порыв и широкий взгляд на мир. Но преобладание культурных традиций, нравственных понятий, численности народа может привести к подавлению особенностей «малых» народов и националистическая идея «больших» народов состоит в полном преобладании на территории и зачастую насильственной ассимиляции малочисленных народов. Империализм больших наций “не только вымогательство, – писал Донцов, – но одновременно выполнение общественных прав в общественных интересах нациями, призванными до того”. Империализм больших наций является проявлением творческого насилия и элитаризма. Как отмечал Вольтер, от экспансии отрекается лишь тот, у кого замерший чувство патриотизма, кто хочет не развития, а покоя, а борьба является неотделимой от национального бытия. Национализм «малых» народов заключается в том, что, сетуя на “эксплуатацию” и “оккупацию”, они так и или иначе стремятся стать государствообразующей нацией.
    Национализм и демократия во многом противоречат друг другу. Демократия подразумевает свободу каждого человека, независимо от его расы, национальности, пола и других отличий. Национализм, как всем известно, поощряет представителей одной определенной национальной группы и др. Существует, конечно, социал-демократия, но иными словами это демократия для своих. Или демократия, ограниченная по национальному признаку.
    Делом Дрейфуса принято считать судебный процесс во Франции в декабре 1894 года и последовавший социальный конфликт 1896–1906годов. Суд проходил по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса, разжалованного военным судом и приговорённого к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Дело получило огромный общественный резонанс и сыграло значимую роль в истории Франции и Европы конца XIX- начала XX веков.
    Размещено на Allbest.ru

  2. Хрупкая Ответить

    Под сомнение ставится сама система международных отношений как межгосударственных, поскольку процессы глобализации подрывают суверенитет национальных государств.
    Государство – такое образование, в котором в различных сочетаниях представлены и теснейшим образом сплетены национальные, социокультурные, имущественные и гражданские интересы людей.
    Государство призвано обеспечить предсказуемость поведения как людей, так и общественных и политических институтов, освободить население от страха за свою жизнь, создать благоприятные условия для его безопасности и взаимодействия как граждан единого государства. Государственная власть носит некий характер и отделена от личности того или иного конкретного руководителя, главы государства или правительства, от самого правительства, находящегося в конкретный период у власти.
    Общественный договор – концепция, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.
    Теория общественного договора сформировала главный принцип в важной исторической идее, что легитимный государственный орган должен быть получен из согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий – эвристическое исследование условий человеческого существования, отсутствующих в любом организованном общественном строе, которые обычно называют «естественным состоянием». В этих условиях действия человека связаны только с его личной властью, ограниченной совестью, и без противодействия. Из этого общепринятого исходного положения различные сторонники теории общественного договора по-разному пытаются объяснить, почему в разумном личном интересе человека добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в естественном состоянии, чтобы получить преимущества политического порядка.
    Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются самыми известными философами теории общественного договора. Однако, они сделали очень отличающиеся выводы из этого исходного положения. Гоббс защитил авторитарную монархию, Локк защитил либеральную монархию, в то время как Руссо защитил либеральный республиканизм. Их работа обеспечила теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации Независимости как символ соблюдения Демократии, и позже был возрождён мыслителями, такими как Джон Роулз.
    Общий взгляд: согласно Томасу Гоббсу, человеческая жизнь была бы «опасной, жестокой и короткой» без политической власти. Без неё мы жили бы в естественном состоянии, где у каждого есть неограниченные естественные свободы, включая «право на все» и, соответственно, свободу вредить всем, кто угрожает нашей собственной жизни, была бы бесконечная «война всех против всех» (Bellum omnium contra omnes). Чтобы избежать этого, свободные люди устанавливают политическое общество, то есть гражданское общество через общественный договор, в котором каждый получает выгоду от гражданских прав взамен подчинению гражданскому кодексу или политической власти.
    Идея общественного договора выполняет, по крайней мере, две важные функции: гипотетический общественный договор служит инструментом для анализа существующих общественных отношений, фактический общественный договор служит отдаленной конечной целью, идеалом демократического развития общества. Обсуждение проблем, связанных с договорными теориями, таких, как проблема явного и неявного согласия, легитимности власти, гражданского участия, справедливости, составляет большую часть современной западной политической философии.
    Железный закон олигархии – принцип теории элит, впервые сформулированный Робертом Михельсом в 1911 году. Он состоит в том, что любая форма социальной организации, вне зависимости от её первоначальной демократичности либо автократичности, неизбежно вырождается во власть немногих избранных – олигархию.
    Будучи социалистом, Михельс был озабочен тем, что либеральные и социалистические партии Европы, несмотря на лозунги о поддержке самого широкого участия масс в политической жизни, в действительности зависели от воли кучки «вождей» в той же степени, что и консервативные партии. Он пришёл к выводу, что стремление к олигархии заключено в самой природе социальной организации. «Говоря „организация“ – говорим „олигархия“», – писал Михельс. Причинами существования этого закона Михельс считал объективную необходимость лидерства, стремление лидеров ставить во главу угла свои собственные интересы, доверие толпы к лидерам и общую пассивность масс.
    Из железного закона олигархии следует, что демократическое управление невозможно в сколько-нибудь крупных сообществах индивидов. Чем больше организация – тем меньше в ней элементов демократии и больше элементов олигархии. По этой причине Михельс отошёл от социализма и стал поддерживать Муссолини, считая олигархическое управление не только не порочным, но даже благотворным для общества в целом.
    Олигархия – (греч. oligarchia, от oligos – немногий и arche – власть) – власть немногих, немногочисленной, узкой группы лиц.
    Политическая олигархия означает политический режим, где вся полнота власти принадлежит определенной обособленной элите (военным, латифундистам и пр.). национальный государство политика
    Вместе с тем употребляются понятия “финансовая олигархия”, “промышленная олигархия”, указывающие на общественную сферу и социальный слой, осуществляющий здесь безраздельное господство. Политическую олигархию следует отличать от аристократии и политической элиты. Наличие в государстве политической олигархии указывает на корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение. Примерами могут быть: власть номенклатуры в коммунистических странах, корпоратократия или плутократия во многих западных демократических странах, компрадорская буржуазия в развивающихся странах. В США существует распространённый сленговый термин fat cat – «толстый кот» – для богатого бизнесмена, вкладывающего деньги в лоббирование своих интересов политиками.

  3. Соколик Ответить

    Государства Европы и других континентов в тех границах, которые мы знаем, формировались на протяжении нескольких веков. Большинство из них стало мононациональными. В связи с этим сам термин “нация” приобрел политический смысл — принадлежность людей к одному “национальному” государству. В данном случае термин “нация” используется в этатистском значении и относится к государствам, возникшим по принципу “одна нация — одно государство”. Следовательно, понятие “нация — государство” справедливо лишь для мононациональных государств.
    Национальное государство создает необходимые условия для экономического, социального, культурного прогресса народа, для сохранения национального языка, традиций, обычаев и т. п. Поэтому создание своей государственности является желанной целью каждого этноса.Однако реализовать эту цель все этносы не могут. Для этого необходимы, по меньшей мере, два условия: компактность проживания и многочисленность.
    В связи с этим не раз в научной литературе обсуждался вопрос о том, является ли государственность обязательным, необходимым признаком нации. Большинство исследователей считают, что нет. На практике же при отнесении той или иной этнической общности к нации нередко особое значение придается наличию у нее своего государства. Это в значительной мере объясняется тем, что сохранение социально-экономической (и в конечном счете этнической) целостности нации возможно лишь при условии нахождения ее в рамках одного государства. Однако “свое” государство является далеко не обязательным признаком нации. Истории известно немало примеров наличия в составе одного государства нескольких наций. В состав Австро-Венгерской, Османской, Российской империй входили различные нации, не имеющие своей государственности. Известно также, что польская нация надолго была лишена своей государственности, однако не перестала быть нацией.
    В современных условиях понятие “национальное государство” используется в двух значениях.
    Во-первых,для обозначения государств с абсолютным большинством этнически однородного состава населения. К таким национальным государствам относятся Япония, Италия, ФРГ, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Польша, Венгрия, Франция, большинство арабских и латиноамериканских стран, где представители титульной нации составляют 90 и более процентов населения этих государств.
    Во-вторых,понятие национальное государство употребляется и в отношении тех государств, где кроме титульной нации, проживают значительные группы других этнических образований. Однако исторически на данной территории образовалось государство, носящее наименование самого крупного этноса, расселенного на этой территории. В числе таких государств — Румыния, Швеция, Финляндия, Сирия, Ирак, Чехия, Словакия, Болгария, Македония и др. В связи с ростом межгосударственных миграций и полиэтничности населения число таких национальных государств будет постепенно увеличиваться.
    Необходимо отметить, что в Российской Федерации государствообразующая нация — русские — и составляет 82% состава населения, она не относится к категории национальных государств, а является многонациональным государством.Это связано стем, что на территории России, кроме русских, проживают десятки коренных народов, многие из которых здесь же сформировались в нации и имеют свою национальную государственность, находясь в составе Российской Федерации. Поэтому Россия является этнической территорией многих нерусских народов, составляющих вместе с русскими многонациональный народ.
    После Октябрьской революции большинство народов, живущих на территории Российской империи, создали различные формы национально-государственных образований и национальные государства. Причем избранные этносами формы национальной государственности не оставались неизменными: они совершенствовались, развивались. Большинство народов перешло от первоначальной низшей формы к более высокой форме национальной государственности. Например, киргизский этнос за короткий период прошел путь от автономной области к союзной республике в составе СССР.
    По Конституции 1977 г. в СССР было 53 национальных государства и национально-государственных образования: 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. в составе Российской Федерации находится 21 республика (национальное государство), некоторые из них являются двунациональными, например, Кабардино-Балкария, и даже многонациональными (Дагестан); одна автономная область и 10 автономных округов. Фактически все республики и национально-государственные образования являются поли-этничными. Поэтому республики в составе РФ являются носителями государственности не только “титульной” нации, но и всего полиэтничного народа данной республики, граждан всех национальностей, живущих на их территории.

  4. Memi Ответить

    А вот как распалась Австро-Венгрия.
    Даты и события
    16 октября 1918 г. — глава венгерского правительства заявил о расторжении Венгрией союза с Австрией.
    28 октября — Национальный чехословацкий комитет (учреждён в июле 1918 г.) принял решение об образовании независимого чехословацкого государства.
    29 октября — в Вене создан Национальный совет и провозглашена независимость немецкой Австрии; в этот же день Национальный совет в Загребе провозгласил государственную независимость южных славян Австро-Венгрии.
    30 октября — в Кракове создана Ликвидационная комиссия, которая взяла в свои руки управление польскими землями, входившими до этого в состав Австро-Венгрии, и провозгласила принадлежность этих земель возрождавшемуся польскому государству; в этот же день Национальный совет Боснии и Герцеговины (которые были захвачены Австро-Венгрией в 1908 г.) заявил о присоединении обеих земель к Сербии.
    На завершающем этапе мировой войны произошёл также распад Османской империи, от которой отделились территории, населённые нетурецкими народами.
    В результате падения многонациональных империй в Европе появился ряд новых государств. Прежде всего это были страны, восстановившие некогда утраченную независимость, — Польша, Литва и другие. Возрождение потребовало значительных усилий. Порой сделать это было особенно трудно. Так, «собирание» польских земель, разделённых ранее между Австро-Венгрией, Германией и Россией, началось ещё в ходе войны, в 1917 г., и лишь в ноябре 1918 г. власть перешла в руки единого временного правительства Польской Республики. Некоторые из новых государств впервые возникли на карте Европы в таком составе и границах, например Республика Чехословакия, объединившая два родственных славянских народа — чехов и словаков (провозглашена 28 октября 1918 г.). Новым многонациональным государством стало Королевство сербов, хорватов, словенцев (провозглашено 1 декабря 1918 г.), впоследствии получившее название Югославия.

    Образование независимых государств. Территориальные изменения в Европе (1918—1923 гг.)
    Образование суверенного государства было поворотным событием в жизни каждого из народов. Однако оно не решало всех проблем. В наследство от войны достались экономическая разруха и обострившиеся социальные противоречия. Революционные волнения не утихли и после обретения независимости.

    Парижская мирная конференция

    18 января 1919 г. в Версальском дворце под Парижем открылась мирная конференция. Политики и дипломаты из 32 государств должны были определить результаты войны, оплаченные кровью и потом миллионов воевавших на фронтах и работавших в тылу людей. Советская Россия приглашение на конференцию не получила.
    Главная роль на конференции принадлежала представителям США, Великобритании, Франции, Италии и Японии, но реально основные предложения вносили три политика — президент США В. Вильсон, британский премьер-министр Д. Ллойд Джордж и глава французского правительства Ж. Клемансо. Они по-разному представляли условия мира. Вильсон ещё в январе 1918 г. предложил программу мирного урегулирования и послевоенного устройства международной жизни — так называемые «14 пунктов» (на её основе было заключено перемирие с Германией в ноябре 1918 г.).
    В «14 пунктах» предусматривалось следующее: установление справедливого мира и отказ от тайной дипломатии; свобода мореплавания; равноправие в экономических связях между государствами; ограничение вооружений; урегулирование колониальных вопросов с учётом интересов всех народов; освобождение оккупированных территорий и принципы определения границ ряда европейских государств; образование самостоятельного польского государства, включающего «все земли, населённые поляками» и имеющего доступ к морю; создание международной организации, гарантирующей суверенитет и целостность всех стран.
    В программе отражались как устремления американской дипломатии, так и личные воззрения В. Вильсона. До избрания президентом он в течение многих лет был университетским профессором, и если прежде стремился приобщить к истине и идеалам справедливости студентов, то теперь — целые народы. Не последнюю роль в выдвижении «14 пунктов», очевидно, играло и желание автора противопоставить «позитивную демократическую программу» идеям большевиков и внешнеполитическому курсу Советской России. В доверительной беседе в то время он признавал: «Призрак большевизма таится везде… Во всём мире серьёзнейшее беспокойство».
    Иную позицию занимал французский премьер-министр Ж. Клемансо. Его цели имели практическую направленность — добиться возмещения всех потерь Франции в войне, максимальной территориальной и денежной компенсации, а также экономического и военного ослабления Германии. Клемансо придерживался девиза «Германия заплатит за всё!». За непримиримость и яростную защиту своей точки зрения участники конференции называли его закрепившимся за ним прозвищем «тигр».

    Ж. Клемансо, В. Вильсон и Д. Ллойд Джордж в Версале. 1919 г.
    Опытный и гибкий политик Д. Ллойд Джордж и здесь стремился уравновесить позиции сторон, избежать крайних решений. Он писал: «…мне кажется, что мы должны попытаться составить мирный договор как объективные арбитры (судьи), забыв о страсти войны. Этот договор должен иметь в виду три цели. Прежде всего — обеспечить справедливость в том, чтобы учесть ответственность Германии за возникновение войны и за способы, которыми она велась. Во-вторых, это должен быть договор, который ответственное германское правительство может подписать с уверенностью, что оно в состоянии выполнить предписанные ему обязательства. В-третьих, это должен быть договор, который не будет содержать никаких провокаций последующей войны и создаст альтернативу большевизму тем, что будет предлагать всем разумным людям настоящее урегулирование европейской проблемы…»
    Обсуждение условий мира длилось почти полгода. За кулисами официальной работы комиссий и комитетов главные решения принимали участники «большой тройки» — Вильсон, Клемансо и Ллойд Джордж. Они вели закрытые консультации и согласования, «забыв» об «открытой дипломатии» и других принципах, провозглашённых В. Вильсоном. Важным событием в ходе затянувшихся обсуждений стало принятие решения о создании международной организации, способствующей поддержанию мира, — Лиги Наций.
    28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Большого Версальского дворца был подписан мирный договор союзных держав с Германией. По условиям договора Германия передавала Эльзас и Лотарингию Франции, округа Эйпен, Мальмеди — Бельгии, область Познани и части Поморья и Верхней Силезии — Польше, северную часть Шлезвига — Дании (по итогам плебисцита). Левый берег Рейна оккупировали войска Антанты, а на правом устанавливалась демилитаризованная зона. Саарская область на 15 лет переходила под управление Лиги Наций. Данциг (Гданьск) объявлялся «вольным городом», Мемель (Клайпеда) отошёл от Германии (позже включён в состав Литвы). Всего от Германии была отторгнута 1/8 часть территории, на которой проживала 1/10 часть населения страны. Помимо этого Германия лишалась колониальных владений, её права в провинции Шаньдун в Китае передавались Японии. Вводились ограничения численности (не более 100 тыс. человек) и вооружений германской армии. Германия должна была также выплачивать репарации — плату отдельным странам за ущерб, причинённый в результате германского нападения.

  5. Buriel Ответить


    К середине XIX в. в ряде стран Западной Европе резко обострился национальный вопрос. Капиталистические формы производства к этому времени уже играли ведущую роль в экономики, но их дальнейшее развитие сдерживалось различными феодальными преградами, государственной раздробленностью, национальным угнетением. Экономический кризис 1848 г. привел к революционным событиям общеевропейского характера. И хотя революции 1848-1849 гг. завершились поражением, они изменили старые монархические институты, оказали влияние на формирование национального самосознания, подготовили почву для объединения Германии и Италии.
    Политическая раздробленность таможенные барьеры мешали развитию промышленности и торговли в германских землях. Поэтому главной задачей Германией стало объединение страны. Оно прошло под эгидой Пруссии во главе с премьер-министром Бисмарком. В 1864 г. Пруссия разгромила Данию, а в 1866 г. – австрийскую армию. Возник Северогерманский союз, в который вошли все германские земли, расположенные севернее р. Майн. В июле 1870 г. Северогерманский союз во главе с Пруссией вынудила Францию начать военные действия. Плохо подготовленная французская армия вскоре потерпела поражение. 18 января 1871 г. в зеркальном зале Версальского дворца, куда съехались представители всех германских государств, было объявлено о создании Германской империи. Прусский король провозглашался германским императором.
    Таким образом, объединение Германии произошло под руководством Пруссии и объективно являлось прогрессивным шагом. На карте Европы возникло мощное национальное государство. Однако многие демократические проблемы в нем не были решены. В Германии была сохранена монархия, немецкая буржуазия отказалась от республики. В стране сформировался политический союз юнкерства и буржуазии, оплот полуабсолютистского режима.
    Процесс объединения Италии был осложнен тем, что ее северо-восточная часть находилась под австрийским господством. Весной 1860 г. на юге Италии началось восстание, к которому примкнули отряды Гарибальди. Сложились условия для объединения страны путем народной революции, но Гарибальди проявил нерешительность, побоявшись опереться на широкие массы. Инициатива в объединительном процессе перешла к либеральным дворянско-помещичьим и буржуазным кругам. Армия Гарибальди распущена, а король Сардинии объявлен королем единого Итальянского королевства. В соответствии с принятой конституцией Италия провозглашалась конституционной монархией с двухпалатным парламентом: сенат назначался королем, а палата депутатов избирался на основе высокого имущественного ценза. Только 2,5% населения получили избирательное право.

  6. Zolojar Ответить

    Представительный парламент, которому были подотчетны министры короля, являлся лишь одним из оснований английской конституционной монархии. В, правление Генриха II появился Общий закон, который охранял свободу личности лучше, чем римский закон, и была разработана юридическая система.
    Столетняя война с Францией (1337–1453) укрепила национальную гордость англичан, когда, во-первых, английские стрельцы-йомены обнаружили, что стрелы их длинных луков могут поразить французских рыцарей на конях, а во-вторых, окончательная потеря территорий, отошедших Франции, склоняла верхний и средний классы к образованию национального единства. Война Алой и Белой розы в третьей четверти XV века привела к устранению старой феодальной знати и сделала возможным союз между королем и средним классом в государстве. Средний класс взамен на порядок и безопасность щедро предоставлял деньги и власть правителям. Свобода парламента XV века сменилась скрытым деспотизмом Тюдоров, которые правили государством по образу Макиавелли в XVI веке. Они, однако, не отказались от парламента, ибо он поддерживал их действия.
    2.2. Возникновение французского национального государства
    Французское национальное государство столкнулось с препятствиями в момент возникновения: английские монархи управляли большой частью территории Франции и высшая феодальная знать не подчинялась французскому королю, который владел лишь землями вокруг Парижа. Франция не имела ни национального единства подданных, ни единого географического рельефа, что вело к провинциализму, разделению на провинции. Несмотря на эти проблемы Капетская династия правителей в Париже, начиная с Гуго Капета в 987 году, смогла объединить Францию. Генеральные штаты, французский парламент, никогда не был так могуществен, как английский парламент, и монарх, следовательно, был более абсолютен в своем управлении государством. Способные правители и ненависть врагу – Англии в ходе Столетней войны многим содействовали объединению Франции. Эта война также дала Франции ее национальную героиню Жанну д’Арк.
    2.3. Возникновение испанского национального государства
    Брак Фердинанда Арагонского с Изабеллой Кастильской в 1469 году помог объединению Испании. Развитие испанского национального государства имело религиозный характер вследствие борьбы за освобождение Иберийского полуострова от мусульман. Крестовый поход, известный как Реконкиста, достиг своего пика в XI веке. Римская католическая вера и национализм стали союзниками в Испании, а абсолютизм Римской Церкви шел параллельно с политической системой абсолютизма правителя. Это проявилось в испанской инквизиции, во главе с Торквемадой, при котором более десяти тысяч людей было казнено, и Ксименом, при котором было казнено 2500 человек.
    Национальные государства стали оппозицией Римской католической Церкви, особенно во Франции и в Англии, где монархи и мощный средний класс противились оттоку денег от государственной казны или из их собственных кошельков в казну папства. Дворяне выражали недовольство тем, что Римская Церковь владеет таким количеством земли. Короли не хотели делить власть над своими подданными с папой римским. Церковные суды, которым было подсудно духовенство, действовали вопреки королевской системе судов, а обращение в папский суд было особенно вызывающим. Неплохо помнить, что примерно в 1300 году могущественные правители Англии и Франции одержали победу над попытками Бонифация VIII взять под свое управление духовенство их государств и что Франция в «Прагматической санкции Бурже» в 1438 году настаивала, чтобы Римская Церковь во Франции управлялась французским правителем. Англия в двух статутах 1351 и 1353 годов соответственно запретила папе назначать на вакантные должности в Английской Церкви людей без согласия местного духовенства и одобрения короля и запретила обращаться из судов Англии в папский суд. Эта тенденция отвергать церковное вмешательство в дела государства была внешней силой, помогавшей протестантам, когда они появились на сцене.
    Следует заметить, что правители Европы никогда не смогли бы успешно бороться с папством, если бы не поддержка процветающего среднего класса, созданного торговлей, которой сопутствовало возрождение городов после 1200 года. Купцы среднего класса городов и процветающей средний класс землевладельцев поддерживали королей в их оппозиции папскому управлению над их землями. Суверенностью обладали, скорее, правители национальных государств, чем папа римский.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *