В каком году была принята ныне действующая конституция рк?

10 ответов на вопрос “В каком году была принята ныне действующая конституция рк?”

  1. Jeff-x Ответить

    Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Она разрабатывалась и принималась в условиях кризисного состояния, в котором находилась республика после распада СССР. Ее принятие позволило нормализовать казахстанскую систему государственных взаимоотношений, способствовало переориентации внутриполитического направления государственного механизма управления. Конституцией 1993 года была закреплена независимость Казахстана, законодательно оформлен институт президентства и на Президента Казахстана возложена политическая ответственность за функционирование всей исполнительной ветви власти на высшем и местном уровнях.
    Принятие первой демократической Конституции – историческое, масштабное событие в жизни Казахстана. В то же время Конституция 1993 года была рассчитана лишь на краткосрочные перспективы. Она послужила своеобразным законодательным плацдармом к дальнейшему развитию демократического государства, элементом формирования государственности.
    Но жизнь не стоит на месте, необходимость глубоких преобразований и реформ обусловили разработку и принятие новой Конституции. Время показало, что нужен новый Основной Закон страны, расширяющий полномочия Президента и конкретизирующий действия государственного аппарата.
    Президентом была создана комиссия по разработке проекта новой Конституции. Президентская республика с расширенными, но сбалансированными полномочиями остальных ветвей власти – таким видели Казахстан разработчики проекта. Такой Конституция и получилась.
    Конституция Республики Казахстан 1995 года
    «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущим поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию», — такими словами начинается Основной Закон Республики Казахстан.
    Действующая Конституция Республики Казахстан была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником — Днем Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением республики. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 миллионов граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
    Конституция 1995 года является качественно иной по содержанию, в отличие от Конституции Республики Казахстан 1993 года. По Конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским и правовым государством (статья 1).
    Высшими ценностями государства являются человек, его жизнь, права и свободы.
    В новой Конституции впервые содержатся нормы, касающиеся не только прав гражданина, но и прав человека, которые принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми (право на жизнь, на свободу совести и др., например, статьи 12–22).
    Республика Казахстан является унитарным (неделимым, не состоящим из других федеративных образований) государством (статья 2) с президентской формой правления.
    Народ в нашей стране является единственным источником государственной власти и осуществляет ее непосредственно через республиканский референдум, свободные выборы, а также путем делегирования своей власти государственным органам (статья 3).
    Президент Республики Казахстан является центральной фигурой политической системы, возвышается над ветвями власти, что соответствует государству с президентской формой правления, с реальной системой сдержек и противовесов (статьи 40–48).
    Наиболее радикальным изменениям подвергся конституционный раздел о Парламенте (статьи 49–63). По Конституции 1995 года в стране действует двухпалатный законодательный орган – Парламент, с верхней палатой – сенатом, и нижней – мажилисом (статьи 49–50).
    Всего в Конституции 9 разделов и 98 статей. В случае необходимости Парламент может вносить изменения и дополнения.
    Конституция Республики Казахстан, принятая в 1995 году, является самым главным законом для нашей страны и всех людей, которые в ней живут.
    Знать свои права и уважать закон в нашем обществе должен каждый. Законы и существуют для того, чтобы справляться с возникающими спорами, конфликтами. В демократическом обществе граждане должны быть способны разумно решать спорные вопросы. Необходимо всегда помнить, что важно не просто знать свои права и обязанности, важно их соблюдать. Только тогда мы будем жить в мудром и справедливом государстве.
    За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в нее вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах. В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий президента, депутатов сената и мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.Более существенные поправки в Конституцию были приняты в 2007 году.
    В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.
    19 лет на общенародном референдуме многонациональный народ Казахстана в лучших традициях демократии выразил свою волю, единодушно высказался за принятие новой Конституции – Основного закона, по которому динамично развивается наше суверенное государство.
    Масштабные реформы, осуществленные в Республике Казахстан за годы независимости по инициативе Главы государства Нурсултана НАЗАРБАЕВА, уровень развития во всех сферах жизни общества, высокое международное признание убедительно подтверждают, что Конституция является прочным стержнем общественно-политических, социально-экономических, культурных преобразований. Основной закон в повседневной жизни играет роль гаранта всех прав и свобод гражданина, обеспечивает все необходимые условия для его гармоничного развития.
    Прокурор отдела
    специальных учетов Управления
    Аманбаева Л.А.

  2. kuynsavk Ответить

    КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
    (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года)
    (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.)
    День вступления Конституции в силу – 5 сентября 1995 г. (В этот день в газетах «Егемен Казакстан» и «Казахстанская правда» были опубликованы результаты референдума, на котором принята Конституция)
    Раздел I. Общие положения
    Раздел II. Человек и гражданин
    Раздел III. Президент
    Раздел IV. Парламент
    Раздел V. Правительство
    Раздел VI. Конституционный Совет
    Раздел VII. Суды и правосудие
    Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление
    Раздел IX. Заключительные и переходные положения
    Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию.

  3. Zaripov71 Ответить

    Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ
    (Конституция Республики Казахстан)
    Конституция — основной закон Республики Казахстан. Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года.
    Настоящая конституция является пятым по счету документом. Первая Конституция была принята в 1926 году, в то время, когда город Кызылорда был столицей Казахстана.
    Ранее принятые конституции:
    • Конституция Казакской АССР 1926 года
    • Конституция Казахской ССР 1937 года
    • Конституция Казахской ССР 1978 года
    • Конституция Республики Казахстан 1993 года
    Конституция является основополагающим документом, устанавливающим общие принципы гражданского устройства Республики Казахстан.
    Сайт конституции Республики Казахстанhttp://www.constitution.kz/

    Содержание Конституции Республики Казахстан:
    Раздел I. Общие положения(ст. 1-9)
    Раздел II. Человек и гражданин(ст. 10-39)
    Раздел III. Президент(ст. 40-48)
    Раздел IV. Парламент(ст. 49-63)
    Раздел V. Правительство(ст. 64-70)
    Раздел VI. Конституционный Совет(ст. 71-74)
    Раздел VII. Суды и правосудие(ст. 75-83)
    Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление(ст. 85-89)
    Раздел IX. Заключительные и переходные положения(ст. 90-98)

  4. QwErTy1596 Ответить

    Конституция Республики Казахстан – основной закон страны.
    Сегодня Конституция Казахстана следует принципам демократии, и поэтому единственным источником власти установлен народ. Кроме того, Конституция Республики Казахстан признает и государственную, и частную собственность, она гарантирует одинаковую защиту обеих. Государственным языком в стране признан казахский, однако Конституцией официально разрешено использовать в органах власти и государственных организациях и русский язык.
    В преддверии Дня Конституции РК – 30 августа, ИА Zakon.kz представляет 7 неизвестных фактов о главном законе республики.
    1. В обсуждении проекта Конституции 1995 года принимали участие более 3-х миллионов граждан.
    Действующая Конституция Республики Казахстан была принята на Всенародном референдуме 30 августа 1995 года.
    Принятию основного закона предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 миллионов граждан.
    Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
    2. В действующую Конституцию РК изменения вносились три раза.
    За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились три раза: в 1998, 2007 и 2011 годах.
    В 1998 году были внесены изменения и дополнения в 19 статей основного закона. Изменения коснулись сроков и полномочий Президента, депутатов Сената и Мажилиса, был снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего. Кроме того, поправками 1998 года было предусмотрено, что 10 депутатов Мажилиса избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.
    Более существенные поправки в Конституцию были внесены в 2007 году. В совокупности их суть сводилась к следующему: переход к пропорциональной избирательной системе; укрепление статуса Парламента за счёт введения нормы об утверждении Премьер-министра парламентским большинством и процедуры консультаций Президента с партийными фракциями при назначении главы Правительства. Ассамблея народа Казахстана была наделена конституционным статусом и получила право делегировать своих представителей в Мажилис и Сенат Парламента согласно установленной квоте.
    В феврале 2011 года в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов Президента страны.
    3. В честь 10-летия и 15-летия Главного закона страны выпускались почтовые марки.
    В 2005 году в честь 10-летия принятия Конституции Казахстана была выпущена почтовая марка номиналом 72 тенге.
    Оформление марки принадлежит И. Макиенко. Марка была отпечатана на РГП «Банкнотная фабрика (филиал) Национального Банка Республики Казахстан».
    А в 2010 году в обращение выпускается марка к 15-летию главного закона страны.
    Автором юбилейной марки стал известный художник – Данияр Мухамеджанов. На ней изображены национальный орнамент и развевающийся Государственный флаг, огибающий Конституцию РК. Марка номиналом в 32 тенге вышла тиражом 30 тысяч штук.


    4. В тексте Конституции на казахском языке больше слов, чем в русскоязычной версии.
    Так в Конституции на казахском языке – 8 904 слова. В русской версии Конституции РК – 7 168 слов.
    5. Самая большая и самая маленькая статья Конституции РК.
    Текст Конституции состоит из 9-ти разделов. Всего в главном законе страны – 98 статей.
    Самая большая по количеству слов и в русской и в казахской версии Конституции – статья 61 раздела IV «Парламент».
    Статья гласит о праве законодательной инициативы, праве Президента РК определять приоритетность рассмотрения законопроектов, праве Парламента издавать законы и о процедуре передачи законопроекта от Мажилиса Сенату.
    Самая маленькая по количеству слов – 38 статья раздела II «Человек и гражданин», которая гласит о том, что граждане страны обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
    38 статья также является самой маленькой по количеству слов и в казахской версии Конституции РК.
    6. Слова, которые чаще всего встречаются в тексте Конституции РК.
    В русской версии Конституции наиболее часто встречаемое слово – республика (в различных вариациях). Это слово встречается в тексте 305 раз.
    10 наиболее встречаемых слов в тексте Конституции на русском языке:
    1. республика (республики, республике, республикой, республику) – 305 слов
    2. закон (законом, закону, законов, законами, закона, законы, законе, законам) – 158 слов.
    3. президент (президенту, президентом, президента, президентов, президенты) – 137 слов.
    4. парламент (парламенте, парламенту, парламента, парламентом) – 124 слова.
    5. статья (статьями, статьи, статьей, статьям) – 122 слова.
    6. Казахстан (Казахстана, Казахстане) – 119 слов.
    7. депутат (депутатом, депутаты, депутатов, депутата, депутату, депутатам, депутатами) – 96 слов.
    8. Конституция (конституцию, конституции, конституцией) – 86 слов.
    9. право (права, правом, прав, правами, праву) – 80 слов.
    10. палата (палат, палатам, палатами, палате) – 75 слов.

    В тексте Конституции на казахском языке наиболее часто встречаемое слово – және (в переводе на русский – предлог «и»). В тексте содержится 224 слова және.
    10 наиболее встречаемых слов в казахском тексте Конституции:
    1. және – 224 слова
    2. мен – 146 слов
    3. республика – 126 слов
    4. Казақстан – 111 слов
    5. бап – 100 слов
    6. Парламент – 82 слова
    7. конституциялық – 74 слова
    8. республиканың – 71 слово
    9. республикасының – 63 слова
    10. немесе – 59 слов.

    Примечание: За основу был взят чистый текст Конституции Республики Казахстан на русском и казахском языках без ссылок, сносок и примечаний.
    7. Самая первая Конституция, тогда еще Казахской АССР, была принята в 1926 году.
    Конституция Казахской АССР 1926 года
    Первая Конституция Казахстана была принята в окончательной редакции Постановлением ЦИКа Казахской АССР 18 февраля 1926 года после образования СССР и с учётом Конституции РСФСР 1925 года, так как Казахстан являлся частью РСФСР. Данный Основной закон закрепил форму правления, государственного устройства, политический режим, структуру органов государственной власти, исполнительно-распорядительных органов. Были определены основные начала активного и пассивного избирательного права, бюджетного права. Согласно данной Конституции Казахстан являлся равноправной республикой в составе РСФСР.
    Конституция Казахской ССР 1937 года
    Конституция Казахской ССР, принятая на Х Всеказахском съезде Советов 26 марта 1937 года, состояла из 11 глав и 125 статей. В ней было прописано: «Вне пределов ст. 14 Конституции СССР Казахская ССР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права». В Конституции 1937 года были закреплены также добровольное объединение с другими равноправными республиками в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической обороны (ст. 13), неизменяемость территории без согласия КазССР (ст. 16), вопросы ведения республики, согласно которым были сформированы высшие республиканские и местные органы государственной власти, контроля за исполнением законодательства, охраны государственного и общественного порядка и прав граждан, взимания налогов и т. д. (ст. 19).
    Также была установлена система органов суда и прокуратуры. Народные суды избирались гражданами районов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, судопроизводство должно было вестись на казахском языке, а в районных с большинством других национальностей — на их языке (статьи 83-90).
    В Конституции 1937 года были определены основные права и обязанности граждан: право на труд (статья 96), на отдых (статья 97), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности (ст. 98), охрану здоровья, гарантии свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенности личности, жилища, переписки граждан, право убежища иностранным гражданам.
    Конституция Казахской ССР 1978 года
    Конституция Казахской ССР, принятая на внеочередной VII сессии Верховного Совета республики IX созыва 20 апреля 1978 года, состояла из преамбулы, 10 разделов, 19 глав, 173 статей. Согласно ней вся власть принадлежала народу, который классово подразделялся на рабочих, крестьян и трудовую интеллигенцию. Над системой органов власти и управления была поставлена Коммунистическая партия Казахской ССР (ст. 6). Основой экономической системы республики была объявлена государственная, кооперативно-колхозная и собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
    В Конституции 1978 года были определены национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция высших и местных органов власти и управления (статьи 78-83, 97-139), принципы избирательной системы, правовой статус народных депутатов, институты государственного плана экономического и социального развития, государственного бюджета, правосудия, арбитража, прокурорского надзора и т. д.
    В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Казахстане были приняты ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года. Согласно Закону «О совершенствовании структуры государственной власти» от 20 ноября 1990 года в Конституцию были внесены положения о том, что Президент является главой исполнительной и распорядительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров.
    Среди других законов: Закон «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 февраля 1991 года, Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года, Закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, Закон «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 года и другие.
    Конституция Республики Казахстан 1993 года
    Первая Конституция независимого Казахстана была принята на IX сессии Верховного Совета Казахстана XII созыва 28 января 1993 года. Структурно она состояла из преамбулы, 4 разделов, 21 главы и 131 статьи. Конституция впитала многие правовые нормы, принятые с момента обретения Казахстаном государственного суверенитета: народный суверенитет, независимость государства, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным, признание Президента главой государства, органов суда — Верховного, Конституционного и Высшего Арбитражного судов и другие.
    В основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет независимости. С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой — Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.
    По словам Президента Республики Казахстан, Конституция стала основанием нашей свободы. «Она закрепляет весь тот комплекс наших побед, наших обретений, которые принесла независимость… Мы учимся жить в демократическом обществе – а значит, ежедневно сами создаем демократию. …Наша Конституция дала нам главное – право выбора, ибо творить свою жизнь самим – ценнее любых сокровищ».
    ИА Zakon.kz поздравляет читателей сайта с Днем Конституции РК! В этот важный для всех нас день от всей души желаем Вам крепкого здоровья, счастья и благополучия, мира и согласия, дальнейшего процветания нашему общему дому – Республике Казахстан!

    Вся важная информация о коронавирусе в Казахстане публикуется в telegram канале «zakon.kz». Подписывайтесь!

  5. VikaNovember98 Ответить

    У независимого Казахстана было две Конституции. Первая была принята 28 января 1993 года, вторая, по которой мы сейчас живем – через два года 30 августа 1995 года. Две Конституции отличаются друг от друга, как две разные страны.

    1993-1995: Первая Конституция

    1. По первой Конституции Казахстан был парламентской республикой. Сейчас у нас президентская форма правления.
    2. В первой Конституции Верховный Cовет был единственным законодательным и высшим представительным органом страны.
    Только Верховный Cовет мог:
    – Принимать Конституцию РК и вносить в нее изменения и дополнения;
    – Принимать законы и контролировать их исполнение;
    – Толковать законы, по которым возникали споры;
    – Изменять территориальные границы страны, решать административно-территориальные споры;
    – Утверждать и вносить изменения в госбюджет и контролировать его исполнение;
    – Устанавливать денежную систему, налоговую политику, принимать решения о государственных займах;
    – Назначать президента, премьер-министра, министров и т. д.
    3. Президент был подотчетен Верховному Cовету и имел ограниченную власть.
    Я помню, в то время президент постоянно приходил в парламент и отчитывался перед депутатским корпусом.

    1995-наст.: Вторая Конституция

    Как принималась
    В 1995 году президентом было инициировано создание рабочей группы, которая разработала новую Конституцию РК. Новая Конституция была вынесена на референдум, который проходил от 28 июля по 30 августа 1995 года.
    Конечно, за один месяц народ Казахстана не мог изучить, обсудить и внести какие-то изменения в главный документ страны. Уровень культуры и политической образованности населения Казахстана в то время не был настолько высок. В результате 90% избирателей поддержали закон. Явка составила 90,6%.
    Главные отличия от первой Конституции
    1. Широкие функции и полномочия парламента перешли к президенту;
    2. Верховный Cовет упразднили;
    4. Парламент стал двухпалатным (сенат и мажилис);
    3. Парламент потерял контрольные функции. Депутаты парламента уже не могли контролировать исполнение государственного бюджета и законов;
    4. Законодательная функция парламента распределилась между тремя институтами – президентом, правительством и депутатами парламента;
    В Казахстане депутаты парламента почти ни на что не могут влиять. Потому что для инициирования и обсуждения любого законопроекта нужны финансы. Чтобы получить финансы, депутаты обязаны получить положительное заключение правительства, то есть правительство решает, на какой закон давать деньги, на какой – нет. Получается, без согласия правительства депутаты не могут инициировать новый законопроект. Именно поэтому сейчас в нашей стране законодательная инициатива в основном исходит от правительства, и часто по поручению президента. Это значит, президент и правительство являются инициаторами изменений в законодательстве, а представителю народа – парламенту – остается только одобрять и утверждать. Политический тупик.
    Сейчас парламент – это недееспособный орган, и он показывает это ежедневно. Например, последние события вокруг регистрации по месту жительства. На рабочих группах мы в лице общественных организаций неоднократно говорили, что закон чреват серьезными последствиями. Никто не прислушался. Депутаты парламента, немного покритиковав закон, все равно приняли его.
    5. Парламент был лишен права толкования норм закона;
    В Казахстане до сих пор никакой институт не может дать четкое толкование законов, когда в правоприменительной практике возникают спорные ситуации.
    6. Конституционный суд и Арбитражный суд были упразднены. Остался только Верховный суд;
    Сегодня доступ к правосудию в Казахстане ограничен для граждан и бизнеса. Судебной системе не доверяют. Об этом говорят многочисленные экспертные суждения и исследования. Главная причина – отсутствие Конституционного и Арбитражного судов.
    Конституционный суд РК был установлен 16 декабря 1991 года как высший и независимый орган судебной власти. Главная функция защита Конституции РК. Он был преобразован в Конституционный совет с достаточно ограниченными полномочиями. Если ранее в Конституционный суд могли обращаться даже простые граждане, то Конституционный совет рассматривает только обращения президента, судей и определенное количество депутатов. Общественные объединения и граждане уже лишены такого права.

    Три изменения в новой Конституции

    Во вторую Конституцию были внесены изменения и дополнение три раза – в 1998, 2007, 2011 годах.
    1998: Первым изменением в 1998 году было продление срока президентства до 7 лет (было 5) и отмена ограничения баллотироваться на 2 срока максимум. Срок сенаторства был увеличен до 6 лет (до этого 4), срок полномочий депутатов мажилиса – до 5 лет (было 4). Было снято ограничение по максимальному возрасту президента (было до 63 лет) и всех госслужащих. То есть в Казахстане госслужащий может работать хоть до 100 лет.
    Сразу после этих изменений были назначены внеочередные президентские выборы, которые состоялись в январе 1999 года. Через год в июне 2000 года Конституционный совет РК разрешил президенту баллотироваться более двух сроков подряд.
    Также после изменений 1998 года политические партии получили право участвовать в выборах в мажилис, количество депутатов от партий не должно было превышать 10 человек. Сколько депутатов будет от каждой партии зависит от размеров партии, то есть чем больше партия, тем больше депутатов от нее может избираться в мажилис. До этого депутаты мажилиса (67 человек) избирались только по одномандатным округам, то есть от каждой области, по равному количеству депутатов из каждой.
    2007: Главное изменение – мажилис начал формироваться только по партийным спискам (до этого от партий могли избираться только 10 депутатов, остальные 67 были одномандатными), то есть с 2007 года депутатами Мажилиса могут стать только члены политических партий.
    После этих изменений граждане потеряли возможность голосовать за конкретного депутата. Сейчас можно голосовать только за политическую партию. После выборов политическая партия сама решает, каким будет окончательный состав ее представителей в мажилисе. Это называется «закрытый» партийный список. В международной практике голосование идет по «открытому» партийному списку, когда народ голосует за кандидатов, и в парламент идут те, кто набрал наибольшее количество голосов за свою партию.
    Отсюда курьезные ситуации, когда в предвыборной кампании выборов в мажилис в числе депутатов объявляются известные люди из спорта и шоу-бизнеса, а после выборов в парламенте их почему-то не видно.
    После этого изменения Конституции депутатов Мажилиса досрочно распустили, и в августе 2007 года были объявлены новые выборы депутатов в мажилис. После выборов, парламент стал почти однопартийным.
    2011: Последние изменения в Конституции были в 2011 году. В Казахстане установилась порочная практика проводить досрочные выборы в Мажилис. В 2011 году это коснулось и выборов президента. В частности, в Конституцию была внесена специальная норма, после которой внеочередные президентские выборы назначаются решением президента РК.
    Вторая Конституция Казахстана стала поворотным моментом в ходе развития страны. По сути, президент получил единоличные и почти неограниченные полномочия правления государством.

    Что происходит с властью сейчас

    Конституция 1995 года действует в стране более 21 года. За эти два десятка лет произошла политическая стагнация – политические реформы были свернуты, основные реформы в стране были экономические и социальные. Теперь власть заявляет о политических реформах.
    Я думаю, настало время решать вопрос преемственности президентской власти. Мы видим, что происходит в других государствах – в том же Узбекистане и Туркмении. До этого тема была наглухо закрыта, и президент сам ее открыл. Причина – пожилой возраст главы государства и пребывание на посту более 25 лет.
    За последние 10 лет обсуждались разные формы власти в Казахстане. Основные две – это президентско-парламентская модель, которую неоднократно озвучивала политическая элита Казахстана, и парламентская модель, о которой постоянно говорит оппозиция.
    Я думаю, последнее заявление президента связано с тем, что он думает, как лучше сделать, чтобы распределение президентской власти происходило под его «сильной рукой».
    Иллюстрация: Гликерия Зяблицкая

  6. MARI90 Ответить

    Конституция
    РК – основной закон государства
     Конституция
    РК, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, является
    основным законом страны. Несмотря на то, что в официальном названии и тексте
    этот термин отсутствует (в отличие, например, от конституций Монголии, Гвинеи и
    других государств), это свойство вытекает из самой правовой природы и сущности
    конституции. Она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и
    свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы
    организации осуществления власти.

    Конституция Республики обладает высшей юридической силой по отношению
    ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране
    (конституционный закон, Указ Президента РК, Постановление Правительства РК, акт
    регионального правотворчества, судебное решение и т. д.), не может
    противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий)
    приоритет имеют нормы Конституции. О верховенстве Конституции РК говорится
    непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст.4). Обеспечение юридического
    верховенства Конституции РК – задача всех без исключения государственных
    органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции
    принадлежит специализированному органу конституционного контроля –
    Конституционному Совету РК.
    Конституция РК – ядро правовой системы государства, основа развития
    текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того, что Конституция РК
    закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству,
    определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений,
    которые должны быть урегулированы конституционными законами, законами, указами
    Президента РК, нормативными правовыми актами органов государственной власти РК,
    она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права.
    Так, гражданское законодательство РК построено с учетом конституционных
    принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического
    пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства,
    поддержки добросовестной конкуренции (ст. 26, 88, 89 и др.). Трудовое
    законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда,
    праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров
    и др. (ст. 24). Семейное законодательство не может не учитывать положения ст.
    27 Конституции РК о государственной защите семьи, материнства и детства,
    основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д. Таким образом,
    Конституция РК является основным источником не только конституционного права,
    но и всех других отраслей казахстанской системы права. При этом конституционные
    нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона
    страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный
    характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства
    Конституции).
    Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РК
    должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным
    политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране. С точки зрения
    порядка изменения казахстанская Конституция является «жесткой» (в отличие от
    «мягких», или «гибких», конституций некоторых государств – Грузии, Индии и др.,
    где изменения в Конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы,
    или по достаточно простой процедуре). Жесткость Конституции РК проявляется в
    процессуальном аспекте. Изменения и дополнения в Конституцию Республики
    Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом, проводимым по
    решению Президента Республики, принятым им по собственной инициативе,
    предложению Парламента или Правительства. Проект изменений и дополнений в
    Конституцию не выносится на республиканский референдум, если Президент решит
    передать его на рассмотрение Парламента. Решение Парламента принимается в этом
    случае в порядке, установленном Конституцией. Если Президент Республики
    отклоняет предложение Парламента о вынесении на республиканский референдум
    изменений и дополнений в Конституцию, то Парламент вправе большинством не менее
    четырех пятых голосов от общего числа депутатов каждой из Палат Парламента
    принять закон о внесении этих изменений и дополнений в Конституцию. В таком
    случае Президент Республики подписывает этот закон или выносит его на
    республиканский референдум, который считается состоявшимся, если в голосовании
    приняло участие более половины граждан Республики, имеющих право участвовать в
    республиканском референдуме. Изменения и дополнения в Конституцию, вынесенные
    на республиканский референдум, считаются принятыми, если за них проголосовало
    более половины граждан, принявших участие в голосовании. Процедуре внесения
    изменений и дополнений в Основной закон РК посвящены три статьи: подпункт 1)
    ст. 53, п. 3 и 6 ст. 62 и п. 1 ст. 91, расположенной в Разделе IX Конституции
    РК «Заключительные и переходные положения.
    Таким образом, Конституция Республики, обладающий высшей юридической
    силой и стабильностью, закрепляющий и регулирующий базовые общественные
    отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества,
    организации государства и функционирования публичной власти, является актом,
    положившим начало новому этапу конституционного развития независимого,
    суверенного государства Казахстан.
    Главный специалист специализированного межрайонного
    экономического суда Павлодарской области Е.К. Шакенов

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *