В каком году была принята вторая конституция ссср?

11 ответов на вопрос “В каком году была принята вторая конституция ссср?”

  1. -_ЛюБлЮ_-_ Ответить

    Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР – Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего – Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.
    Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.
    Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.
    После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название – Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России – Федерального Собрания.
    Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ? Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
    5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы – с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.
    21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября – Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.
    В Конституции меняются статьи 81 и 96, которые касаются соответственно главы государства и Госдумы. Это первые содержательные поправки в основной закон страны с момента его принятия 12 декабря 1993 года. Единственные изменения, которые ранее вносились в Конституцию ? это технические поправки, связанные с изменением числа и названий российских регионов, которые все упомянуты в тексте Конституции РФ.
    При создании материала использованы источники:
    Текст Конституции Российской Федерации
    Данные Министерства образования и науки РФ
    Сообщения РИА Новости
    Сайт Презентации первой рукописной Конституции РФ
    Текст Конституции 1936 года
    “Российская газета”, 12.11.2002 г.

  2. Samutaur Ответить

    – взаимоотношения с иностранными государствами;
    – кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;
    – вопросы войны и мира;
    – вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;
    – за советскую армию, ее обеспечение и развитие;
    – транспортное сообщение и почтовое дело;
    – судебную, здравоохранительную и образовательные системы.
    Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

    Законодательная власть

    Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

  3. RUSSIANboy Ответить

    В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. В Договоре об образовании СССР провозглашалось, что 4 независимые советские социалистические республики: РСФСР (Россия), УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Закавказье) — в целях укрепления Советской власти на добровольных и равноправных началах образуют единое союзное государство. Договор предусматривал организацию общесоюзных органов государственной власти и в общих чертах определял их компетенцию.
    31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил первую Конституцию СССР и завершил конституционное оформление единого Советского государства.
    Конституция 1924 г. была всецело посвящена принципам построения первого в мире социалистического союзного многонационального государства на базе диктатуры пролетариата. Она законодательно закрепила полное правовое равенство всех народов СССР и их суверенитет. Были утверждены Государственный Флаг, Герб и столица СССР.
    Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, её территория могла быть изменена только с её согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. В исключительное ведение Союза входили: внешние сношения и торговля; решения по вопросам войны и мира; организация и руководство вооружёнными силами; общее руководство и планирование экономики и бюджета; разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).
    Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).
    Основной закон СССР 1924 г. отличался от последующих советских конституций тем, что в нём не было характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, об избирательном праве, о местных органах власти и управления. Все эти вопросы определялись республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.
    См. также в Президентской библиотеке:
    Конституция — Основной Закон : коллекция;
    Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : С приложением важнейших узаконений об организации и деятельности Центральных органов Союза ССР. М., 1925;
    На V Всероссийском съезде Советов в Москве принята первая Конституция РСФСР // День в истории. 10 июля 1918 г.;
    Принята «Брежневская» конституция // День в истории. 7 октября 1977 г.;
    Принята «Сталинская» конституция // День в истории. 5 декабря 1936 г.;
    Принята Конституция Российской Федерации // День в истории. 12 декабря 1993 г.

  4. Посейдон Ответить

    Была утверждена 2-м съездом Советов СССР и стала основным законом в СССР. Решение съезда о разработке общесоюзного документа легло в основу создания Конституции СССР.
    Конституция СССР включала в себя 2 раздела:
    Декларацию об образовании СССР – включала в себя принципы объединения и направляла к одной из главных целей в то время – борьбе против мирового капитализма;
    Договор об образовании СССР, состоящий из 11 глав.
    Основные особенности Конституции 1924 г.:
    Съезд Советов СССР считался главным органом управления, без ведома которого внесение любых изменений в документ было невозможным;
    союзная республика имела право в любой момент выйти из СССР, но изменить территорию только с ее одобрения; было установлено единое союзное гражданство;
    ЦИК СССР считался верховным органом власти в перерывах между съездами, а в промежутках между сессиями ЦИК главным органом законодательной власти был Президиум ЦИК СССР;
    ЦИК СССР учредил Совет народных комиссаров СССР, являющийся главным исполнительным и распорядительным органом, в составе которого был председатель СНК, его заместители и 10 наркомов.
    Благодаря Конституции союзные республики во время образования СССР стали частью федеративного союза.

    Конституция СССР 1936 г.

    Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря. Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства – построение социализма.
    Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.
    Активное участие в создании текста Конституции принимали Сталин и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.
    Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:
    основа экономики – плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
    у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
    всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
    право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
    была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
    средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
    партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
    Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
    Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.
    27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с Н.С. Хрущевым, занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил Л.И. Брежнев.
    7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции – официальный государственный праздник.

    Конституция СССР 1977 г.

    Действовала с 7 октября 1977 г. до распада СССР (1991), став последней Конституцией Советского Союза. Во время принятия она включала в себя 9 разделов, 21 главу и 174 статьи. Рассмотрим краткое содержание Конституции:
    вводная часть – содержала характеристику советского общества, сохраняла принципы прежних конституций. Ее текст был значительно больше, чем Конституции РФ 1993 г.;
    политическая система – данный раздел включал в себя общие принципы социалистического строя и основу развитого социалистического общества;
    экономическая система – ее основу составляла государственная и колхозно-кооперативная социалистическая собственность на производственные средства, действовал принцип планового хозяйства;
    органы власти – увеличился срок управления для верховных и местных Советов, из ранее принятой Конституции СССР за гражданами осталось право референдума;
    государственное устройство – без существенных изменений. За республиками Союза осталось право на возможность в любой момент выйти из состава СССР, которым они воспользовались при распаде СССР.
    В период действия данной Конституции СССР в нее вносились различные изменения, самым значимым из которых стала отмена 6-й статьи. Была отменена однопартийность, КПСС был снят с руководящей должности, была введена должность Президента СССР.
    8 декабря 1991 г. между Б. Ельциным, президентом Украины Л. Кравчуком и председателем Верховного Совета Белоруссии С. Шушкевичем было заключено Беловежское соглашение об образовании СНГ. Действие последней Конституции СССР было прекращено.

  5. Tymbalok Ответить

    6 июля 1923 года II сессия ЦИК СССР одобрила проект союзной Конституции и приняла постановление «О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик». Документ был принят в связи с образованием Советского Союза и утвержден в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Эта Конституция стала первой в СССР и второй в истории России.
    Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Делегаты на него избирались на губернских или республиканских съездах. При этом сохранялось преимущество для рабочих: от городских советов и т. п. 1 делегат от 25 тыс. избирателей, а от губернских съездов 1 от 125 тыс.
    В период между  съездами верховная власть переходила Центральному исполнительному комитету (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР – Президиуму ЦИК СССР.
    Главный смысл Конституции СССР 1924 г. – конституционное закрепление образования СССР и разделения прав Союза ССР и союзных республик.
    Конституция СССР 1936 года («сталинская») окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским.
    Последняя Конституция СССР («брежневская»), принятая 7 октября 1977 года, сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР. Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6) и вошла в историю как «конституция развитого социализма».
    В 1990 году, в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» – акт, принятый первым Съездом народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года и продекларировавший волю народов России к самоопределению в рамках Союза ССР).
    В Декларации было закреплено новое название – Российская Федерация – и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур.

  6. Kefyn Ответить

    (утв. ЦИК СССР 06.07.1923)
    II СЪЕЗД СОВЕТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
    ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    от 31 января 1924 года
    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНОГО ЗАКОНА (КОНСТИТУЦИИ) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
    Заслушав доклад об утверждении Основного Закона (Конституции) Союза Советских
    Социалистических Республик, II Съезд Советов Союза Советских Социалистических
    Республик постановляет:
    Основной Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик,
    представленный во исполнение резолюции I Съезда Советов Союза Советских
    Социалистических Республик на окончательное утверждение II Съезда Советов Союза
    Советских Социалистических Республик, утвердить со следующими поправками:
    В примечании к ст. 15 после слов: “Юго – Осетия” добавить: “Нагорный Карабах и
    Нахичеванская”.
    Ст. 26 дополнить: “Для образования Президиума Центрального Исполнительного
    Комитета Союза Советских Социалистических Республик и Совета Народных Комиссаров
    Союза Советских Социалистических Республик, согласно ст. ст. 26 и 37 настоящей
    Конституции, устраивается совместное заседание Союзного Совета и Совета
    Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и Совета
    Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом
    Национальностей”.

    ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ)
    СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических Республик,
    торжественно провозглашая незыблемость основ Советской власти, во исполнение
    Постановления I Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик, а
    также на основании Договора об образовании Союза Советских Социалистических
    Республик, принятого на I Съезде Советов Союза Советских Социалистических
    Республик в городе Москве 30 декабря 1922 года, и принимая во внимание поправки
    и изменения, предложенные центральными исполнительными комитетами союзных
    республик, постановляет:
    Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Договор
    об образовании Союза Советских Социалистических Республик составляют Основной
    Закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик.

    Раздел первый.

    ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    Со времени образования советских республик государства мира раскололись на два
    лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.
    Там, в лагере капитализма, – национальная вражда и неравенство, колониальное
    рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические
    зверства и войны.
    Здесь, в лагере социализма, – взаимное доверие и мир, национальная свобода и
    равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов.
    Попытки капиталистического мира на протяжении десятков лет разрешить вопрос о
    национальности путем совмещения свободного развития народов с системой
    эксплуатации человека человеком оказались бесплодными. Наоборот, клубок
    национальных противоречий все более запутывается, угрожая самому существованию
    капитализма. Буржуазия оказалась бессильной наладить сотрудничество народов.
    Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей
    вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне
    национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы
    братского сотрудничества народов.
    Только благодаря этим обстоятельствам удалось советским республикам отбить
    нападение империалистов всего мира, внутренних и внешних; только благодаря этим
    обстоятельствам удалось им успешно ликвидировать гражданскую войну, обеспечить
    свое существование и приступить к мирному хозяйственному строительству.
    Но годы войны не прошли бесследно. Разоренные поля, остановившиеся заводы,
    разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные ресурсы, оставшиеся
    в наследство от войны, делают недостаточными отдельные усилия отдельных
    республик по хозяйственному строительству. Восстановление народного хозяйства
    оказалось невозможным при раздельном существовании республик.
    С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность новых
    нападений делают неизбежным создание единого фронта советских республик перед
    лицом капиталистического окружения.
    Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой
    природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну
    социалистическую семью.
    Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских республик в
    одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю безопасность, и
    внутренние хозяйственные преуспеяния, и свободу национального развития народов.
    Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и
    единодушно принявших решение об образовании “Союза Советских Социалистических
    Республик”, служит надежной порукой в том, что Союз этот является добровольным
    объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право
    свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим
    советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что
    новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре
    1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно
    послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по
    пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую
    Республику.

    Раздел второй.

    ДОГОВОР ОБ ОБРАЗОВАНИИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР), Украинская Социалистическая Советская Республика (УССР), Белорусская Социалистическая Советская Республика (БССР) и Закавказская Социалистическая
    Федеративная Советская Республика (ЗСФСР: Советская Социалистическая Республика
    Азербайджан, Советская Социалистическая Республика Грузия и Советская
    Социалистическая Республика Армения) объединяются в одно союзное государство –
    Союз Советских Социалистических Республик.

    Глава первая. О ПРЕДМЕТАХ ВЕДЕНИЯ ВЕРХОВНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    1. Ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:
    а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех
    дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими
    государствами;
    б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении
    границ между союзными республиками;
    в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;
    г) объявление войны и заключение мира;
    д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических
    Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;
    е) ратификация международных договоров;
    ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;
    з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза,
    определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий,
    имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как
    общесоюзных, так и от имени союзных республик;
    и) руководство транспортным и почтово – телеграфным делом;
    к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских
    Социалистических Республик;
    л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских Социалистических
    Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление
    общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним,
    поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных
    налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;
    м) установление единой денежной и кредитной системы;
    н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно
    пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских
    Социалистических Республик;
    о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление
    переселенческого фонда;
    п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и
    уголовного законодательства Союза;
    р) установление основных законов о труде;
    с) установление общих начал в области народного просвещения;
    т) установление общих мер в области охраны народного здравия;
    у) установление системы мер и весов;
    ф) организация общесоюзной статистики;
    х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав
    иностранцев;
    ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;
    ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов советов и
    центральных исполнительных комитетов союзных республик;
    ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками.
    2. Утверждение и изменение основных начал настоящей Конституции подлежит
    исключительному ведению Съезда Советов Союза Советских Социалистических
    Республик.

    Глава вторая. О СУВЕРЕННЫХ ПРАВАХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК И О СОЮЗНОМ ГРАЖДАНСТВЕ

    3. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик.
    4. За каждой из союзных республик сохраняется право свободного выхода из Союза.
    5. Союзные республики в соответствии с настоящей Конституцией вносят изменения в
    свои конституции.
    6. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия, а равно
    для изменения, ограничения или отмены статьи 4 требуется согласие всех
    республик, входящих в Союз Советских Социалистических Республик.
    7. Для граждан союзных республик устанавливается единое союзное гражданство.

    Глава третья. О СЪЕЗДЕ СОВЕТОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    8. Верховным органом власти Союза Советских Социалистических Республик является
    Съезд Советов, а в период между Съездами Советов – Центральный Исполнительный
    Комитет Союза Советских Социалистических Республик, состоящий из Союзного Совета
    и Совета Национальностей.
    9. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик составляется из
    представителей городских Советов и Советов городских поселений по расчету 1
    депутат на 25000 избирателей и представителей губернских съездов Советов – по
    расчету 1 депутат на 125000 жителей.
    10. Делегаты на Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик
    избираются на губернских съездах Советов. В тех республиках, где нет губернских
    объединений, делегаты избираются непосредственно на съезде Советов данной
    республики.
    11. Очередные Съезды Советов Союза Советских Социалистических Республик
    созываются Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических
    Республик один раз в год; чрезвычайные съезды созываются Центральным
    Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по его
    собственному решению, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или
    же по требованию двух союзных республик.
    12. При чрезвычайных обстоятельствах, препятствующих созыву в срок Съезда
    Советов Союза Советских Социалистических Республик, Центральному Исполнительному
    Комитету Союза Советских Социалистических Республик предоставляется право
    отсрочки созыва Съезда.

    Глава четвертая. О ЦЕНТРАЛЬНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ КОМИТЕТЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    13. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
    Республик состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей.
    14. Съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик избирает Союзный
    Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой,
    всего в составе 414 членов.
    15. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных
    советских социалистических республик – по 5 представителей от каждой и из
    представителей автономных областей РСФСР – по одному представителю от каждой.
    Состав Совета Национальностей в целом утверждается Съездом Советов Союза
    Советских Социалистических Республик.
    Примечание. Автономные республики – Аджария и Абхазия – и автономные области –
    Юго – Осетия, Нагорный Карабах и Нахичеванская – посылают в Совет
    Национальностей по одному представителю.
    16. Союзный Совет и Совет Национальностей рассматривают все декреты, кодексы и
    постановления, поступающие к ним от Президиума Центрального Исполнительного
    Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
    Республик, отдельных народных комиссариатов Союза, центральных исполнительных
    комитетов союзных республик, а также возникающие по инициативе Союзного Совета и
    Совета Национальностей.
    17. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
    Республик издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет
    работу по законодательству и управлению Союза Советских Социалистических
    Республик и определяет круг деятельности Президиума Центрального Исполнительного
    Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
    Республик.
    18. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и
    экономической жизни Союза Советских Социалистических Республик, а также вносящие
    коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза
    Советских Социалистических Республик, обязательно должны восходить на
    рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик.
    19. Все декреты, постановления и распоряжения, издаваемые Центральным
    Исполнительным Комитетом, обязательны к непосредственному исполнению на всей
    территории Союза Советских Социалистических Республик.
    20. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
    Республик имеет право приостанавливать или отменять декреты, постановления и
    распоряжения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик, а также съездов советов и центральных исполнительных
    комитетов союзных республик и других органов власти на территории Союза
    Советских Социалистических Республик.
    21. Очередные сессии Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик созываются Президиумом Центрального Исполнительного
    Комитета три раза в год. Чрезвычайные сессии созываются по постановлению
    Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик, по требованию Президиума Союзного Совета или
    Президиума Совета Национальностей, а также по требованию центрального
    исполнительного комитета одной из союзных республик.
    22. Законопроекты, восходящие на рассмотрение Центрального Исполнительного
    Комитета Союза Советских Социалистических Республик, получают силу закона лишь
    при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей и
    публикуются от имени Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик.
    23. В случаях разногласий между Союзным Советом и Советом Национальностей вопрос
    передается в создаваемую ими согласительную комиссию.
    24. При недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос переносится на
    рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей,
    причем, в случае отсутствия большинства голосов Союзного Совета или Совета
    Национальностей, вопрос может быть передан, по требованию одного из этих
    органов, на разрешение очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза
    Советских Социалистических Республик.
    25. Союзный Совет и Совет Национальностей для подготовки их сессий и руководства
    работой последних выбирают свои Президиумы, в составе по 7-ми членов каждый.
    26. В период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза
    Советских Социалистических Республик высшим органом власти является Президиум
    Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
    Республик, образуемый Центральным Исполнительным Комитетом в количестве 21
    члена, в число которых входят в полном составе Президиумы Союзного Совета и
    Совета Национальностей.
    Для образования Президиума Центрального Исполнительного Комитета и Совета
    Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик (ст. ст. 26 и 37
    настоящей Конституции) устраивается совместное заседание Союзного Совета и
    Совета Национальностей. Голосование на совместном заседании Союзного Совета и
    Совета Национальностей производится отдельно Союзным Советом и Советом
    Национальностей.
    27. Центральный Исполнительный Комитет избирает по числу союзных республик
    четырех председателей Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик из состава членов Президиума Центрального
    Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
    28. Центральный Исполнительный Комитет Союза Советских Социалистических
    Республик ответствен перед Съездом Советов Союза Советских Социалистических
    Республик.

    Глава пятая. О ПРЕЗИДИУМЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    29. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик, является высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза Советских Социалистических Республик.
    30. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик наблюдает за проведением в жизнь Конституции Союза
    Советских Социалистических Республик и исполнением всех постановлений Съезда
    Советов и Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических
    Республик всеми органами власти.
    31. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик имеет право приостанавливать и отменять постановления
    Совета Народных Комиссаров и отдельных народных комиссариатов Союза Советских
    Социалистических Республик, а также центральных исполнительных комитетов и
    советов народных комиссаров союзных республик.
    32. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик имеет право приостанавливать постановления съездов
    Советов союзных республик, с последующим внесением этих постановлений на
    рассмотрение и утверждение Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик.
    33. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик издает декреты, постановления и распоряжения,
    рассматривает и утверждает проекты декретов и постановлений, вносимых Советом
    Народных Комиссаров, отдельными ведомствами Союза Советских Социалистических
    Республик, центральными исполнительными комитетами союзных республик, их
    президиумами и другими органами власти.
    34. Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета, его
    Президиума и Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
    Республик печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках
    (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюрко – татарский).
    35. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик разрешает вопросы о взаимоотношениях между Советом
    Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и народными
    комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик, с одной стороны, и
    центральными исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами – с
    другой.
    36. Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских
    Социалистических Республик ответствен перед Центральным Исполнительным Комитетом
    Союза Советских Социалистических Республик.

    Глава шестая. О СОВЕТЕ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    37. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик является исполнительным и распорядительным органом Центрального Исполнительного
    Комитета Союза Советских Социалистических Республик и образуется Центральным
    Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик в составе:
    председателя Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
    Республик;
    заместителей председателя;
    народного комиссара по иностранным делам;
    народного комиссара по военным и морским делам;
    народного комиссара внешней торговли;
    народного комиссара путей сообщения;
    народного комиссара почт и телеграфов;
    народного комиссара рабоче – крестьянской инспекции;
    председателя высшего совета народного хозяйства;
    народного комиссара труда;
    народного комиссара продовольствия;
    народного комиссара финансов.
    38. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик в
    пределах, предоставленных ему Центральным Исполнительным Комитетом Союза
    Советских Социалистических Республик прав и на основании Положения о Совете
    Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик, издает декреты и
    постановления, обязательные к исполнению на всей территории Союза Советских
    Социалистических Республик.
    39. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик
    рассматривает декреты и постановления, вносимые как отдельными народными
    комиссариатами Союза Советских Социалистических Республик, так и центральными
    исполнительными комитетами союзных республик и их президиумами.
    40. Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик во всей
    своей работе ответствен перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза
    Советских Социалистических Республик и его Президиумом.
    41. Постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Союза Советских
    Социалистических Республик могут быть приостанавливаемы и отменяемы Центральным
    Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик и его
    Президиумом.
    42. Центральные исполнительные комитеты союзных республик и их президиумы
    опротестовывают декреты и постановления Совета Народных Комиссаров Союза
    Советских Социалистических Республик в Президиум Центрального Исполнительного
    Комитета Союза Советских Социалистических Республик, не приостанавливая их
    исполнения.

    Глава седьмая. О ВЕРХОВНОМ СУДЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    43. В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских
    Социалистических Республик, при Центральном Исполнительном Комитете Союза
    Советских Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к компетенции
    которого относятся:
    а) дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам
    общесоюзного законодательства;
    б) рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом
    Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного
    Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и
    приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия
    таковых общесоюзному законодательству, или поскольку ими затрагиваются интересы
    других республик;
    в) дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза
    Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений
    союзных республик с точки зрения Конституции;
    г) разрешение судебных споров между союзными республиками;
    д) рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц, Союза в преступлениях
    по должности.
    44. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик действует в
    составе:
    а) пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических
    Республик;
    б) гражданско – судебной и уголовно – судебной коллегий Верховного Суда Союза
    Советских Социалистических Республик;
    в) военной и военно – транспортной коллегий.
    45. Верховный Суд Союза Советских Социалистических Республик в составе его
    пленарного заседания образуется из 11-ти членов, в том числе председателя и его
    заместителя, 4-х председателей пленарных заседаний верховных судов союзных
    республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического
    Управления Союза Советских Социалистических Республик, причем председатель и его
    заместитель и остальные пять членов назначаются Президиумом Центрального
    Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик.
    46. Прокурор Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик и его
    заместитель назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза
    Советских Социалистических Республик. На обязанности прокурора Верховного Суда
    Союза Советских Социалистических Республик лежит дача заключений по всем
    вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда Союза Советских Социалистических
    Республик, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с
    решениями пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических
    Республик, опротестование их в Президиум Центрального Исполнительного Комитета
    Союза Советских Социалистических Республик.
    47. Право направления указанных в ст. 43 вопросов на рассмотрение пленарного
    заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик может иметь
    место исключительно по инициативе Центрального Исполнительного Комитета Союза
    Советских Социалистических Республик, его Президиума, прокурора Верховного Суда
    Союза Советских Социалистических Республик, прокуроров союзных республик и
    Объединенного Государственного Политического Управления Союза Советских
    Социалистических Республик.
    48. Пленарные заседания Верховного Суда Союза образуют специальные судебные
    присутствия (составы) для рассмотрения:
    а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему
    содержанию две или несколько союзных республик, и
    б) дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и
    Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик.
    Принятие Верховным Судом Союза Советских Социалистических Республик к своему
    производству этих дел может иметь место исключительно по особым на каждый раз
    постановлениям Центрального Исполнительного Комитета Союза или его Президиума.

    Глава восьмая. О НАРОДНЫХ КОМИССАРИАТАХ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    49. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственного
    управления, входящими в круг ведения Совета Народных Комиссаров Союза Советских
    Социалистических Республик, образуется 10 народных комиссариатов, указанных в
    ст. 37 настоящей Конституции, действующих на основе Положений о народных
    комиссариатах, утвержденных Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских
    Социалистических Республик.
    50. Народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик делятся на:
    а) общесоюзные народные комиссариаты – единые для всего Союза Советских
    Социалистических Республик;
    б) объединенные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических
    Республик.
    51. Общесоюзными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических
    Республик являются народные комиссариаты:
    по иностранным делам;
    по военным и морским делам;
    внешней торговли;
    путей сообщения;
    почт и телеграфов.
    52. Объединенными народными комиссариатами Союза Советских Социалистических
    Республик являются народные комиссариаты:
    высший совет народного хозяйства;
    продовольствия;
    труда;
    финансов и
    рабоче – крестьянской инспекции.
    53. Общесоюзные народные комиссариаты Союза Советских Социалистических Республик
    имеют при союзных республиках своих уполномоченных, непосредственно им
    подчиненных.
    54. Органами объединенных народных комиссариатов Союза Советских
    Социалистических Республик, осуществляющими на территории союзных республик их
    задания, являются одноименные народные комиссариаты этих республик.
    55. Во главе народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик
    стоят члены Совета Народных Комиссаров – народные комиссары Союза Советских
    Социалистических Республик.
    56. При каждом народном комиссаре, под его председательством, образуется
    коллегия, члены которой назначаются Советом Народных Комиссаров Союза Советских
    Социалистических Республик.
    57. Народный комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам,
    подлежащим ведению соответствующего комиссариата, доводя о них до сведения
    коллегии. В случае несогласия с тем или иным решением народного комиссара
    коллегия или отдельные ее члены, не приостанавливая исполнения решения, могут
    обжаловать его в Совет Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
    Республик.
    58. Распоряжения отдельных народных комиссариатов Союза Советских
    Социалистических Республик могут быть отменяемы Президиумом Центрального
    Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза Советских
    Социалистических Республик.
    59. Распоряжения народных комиссариатов Союза Советских Социалистических
    Республик могут быть приостанавливаемы центральными исполнительными комитетами
    или президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик при
    явном несоответствии данного распоряжения Союзной Конституции законодательству
    Союза или законодательству союзной республики. О приостановке распоряжения
    центральные исполнительные комитеты или президиумы центральных исполнительных
    комитетов союзных республик немедленно сообщают Совету Народных Комиссаров Союза
    Советских Социалистических Республик и соответствующему народному комиссару
    Союза Советских Социалистических Республик.
    60. Народные комиссары Союза Советских Социалистических Республик ответственны
    перед Советом Народных Комиссаров, Центральным Исполнительным Комитетом Союза
    Советских Социалистических Республик и его Президиумом.

    Глава девятая. ОБ ОБЪЕДИНЕННОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ

    61. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом
    учреждается при Совете Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических
    Республик Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ),
    председатель которого входит в Совет Народных Комиссаров Союза Советских
    Социалистических Республик с правом совещательного голоса.
    62. Объединенное Государственное Политическое Управление Союза Советских
    Социалистических Республик руководит работой местных органов Государственного
    Политического Управления (ГПУ) через своих уполномоченных при советах народных
    комиссаров союзных республик, действующих на основании специального положения,
    утвержденного в законодательном порядке.
    63. Надзор за закономерностью действий Объединенного Государственного
    Политического Управления Союза Советских Социалистических Республик
    осуществляется прокурором Верховного Суда Союза Советских Социалистических
    Республик на основе специального постановления Центрального Исполнительного
    Комитета Союза Советских Социалистических Республик.

    Глава десятая. О СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИКАХ

    64. В пределах территории каждой союзной республики верховным органом власти последней является съезд советов республики, а в промежутках между съездами – ее центральный исполнительный комитет.
    65. Взаимоотношения между верховными органами власти союзных республик и
    верховными органами власти Союза Советских Социалистических Республик
    устанавливаются настоящей Конституцией.
    66. Центральные исполнительные комитеты союзных республик избирают из своей
    среды президиумы, которые в период между сессиями центральных исполнительных
    комитетов являются высшими органами власти.
    67. Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои
    исполнительные органы – советы народных комиссаров в составе:
    председателя совета народных комиссаров;
    заместителей председателя;
    председателя высшего совета народного хозяйства;
    народного комиссара земледелия;
    народного комиссара финансов;
    народного комиссара продовольствия;
    народного комиссара труда;
    народного комиссара внутренних дел;
    народного комиссара юстиции;
    народного комиссара рабоче – крестьянской инспекции;
    народного комиссара просвещения;
    народного комиссара здравоохранения;
    народного комиссара социального обеспечения,
    а также, с правом совещательного или решающего голоса, по решению центральных
    исполнительных комитетов союзных республик, – уполномоченных народных комиссаров
    Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, по военным и
    морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.
    68. Высший совет народного хозяйства и народные комиссариаты продовольствия,
    финансов, труда, рабоче – крестьянской инспекции союзных республик, подчиняясь
    центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных
    республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных
    комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик.
    69. Право амнистии, а равно право помилования и реабилитации в отношении
    граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик,
    сохраняется за центральными исполнительными комитетами этих республик.

    Глава одиннадцатая. О ГЕРБЕ, ФЛАГЕ И СТОЛИЦЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

    70. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на шести языках, упомянутых в ст. 34: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!”. Наверху герба имеется пятиконечная звезда.
    71. Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик состоит из красного или алого полотнища, с изображением на его верхнем углу у древка золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Отношение ширины к длине 1:2.
    72. Столицею Союза Советских Социалистических Республик является город Москва.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *