В каком году была уничтожена александрийская библиотека?

15 ответов на вопрос “В каком году была уничтожена александрийская библиотека?”

  1. vvRn Ответить

    Сегодня хотелось бы рассказать про библиотеку в Александрии Египетской, являющейся хранилищем знаний, культуры, маяком для учёных и философов и сокровищницей династии Птолемеев.
    К сожалению, сведения о библиотеке в период её расцвета довольно скудны и основная их часть принадлежит более поздним авторам, жившим в период её упадка. Её называли по-разному: “Великая Библиотека”, “Царская Библиотека”, “Библиотека Мусейона” (библиотека являлась частью Храма Муз (Мусейона), религиозного, исследовательского, учебного комплекса, в котором работали учёные всех мастей на протяжении почти 800 лет). Основана предположительно в 290-е годы до н. э. Птолемеем I Сотером (тем самым сподвижником Александра Македонского, диадохом, который единственный из всех умер своей смертью, будучи глубоким старцем) в котором библиотека нашла ценного спонсора и покровителя.
    Впрочем, его потомки мало чем отличались от своего предка в любви к Библиотеке. О них можно говорить много всего нелицеприятного, особенно после трёх первых Птолемеев, но одного у них было не отнять: они всеми способами старались улучшить её и дополнить новыми свитками. К примеру, известен эдакий анекдот о том, что все корабли, заходившие в порт Александрии должны были в обязательном порядке сдать все свитки и получить копии. Ещё один пример: Птолемей III взял в долг у Афин государственный экземпляр произведений афинских трагиков, обещая вернуть, но вернул только копии, утратив огромный залог в 18 талантов.
    В библиотеке работали многие выдающиеся учёные эпохи эллинизма, в том числе Евклид, Герон Александрийский, Архимед.
    О фондах Библиотеки есть противоречивые сведения:
    “(Царь) учредил две библиотеки, одну за пределами царского дворца, другую во дворце. Во внешней библиотеке насчитывалось 42 800 свитков, а в той, что находилась во дворце, — хранилось 40 000 «смешанных свитков» (Voluminum commixtorum), «простых же и разделенных» (Simplicium autem et digestorum) 90 000, как сообщает Каллимах, придворный царский библиотекарь, который также написал титулы для каждого свитка.”
    Другой источник гласит:
    “Названный царь Птолемей Филадельф… когда собрал отовсюду на деньги царской казны книги в Александрию, по совету Деметрия Фалерского и других старцев, отвел им место в двух библиотеках. Во внешней библиотеке число книг равнялось 42 800. Другая библиотека, располагавшаяся внутри дворца, имела «смешанных» книг (греч. συμμίκτων) — 400 000, «простых» же и «несмешанных» — 90 000, как описал их по «Таблицам» Каллимах, являвшийся придворным царя, позже после приведения их в порядок.”

  2. АнТеЙ Ответить

    Александрийская библиотека росла, пока был силен Египет
    Птолемеев. При ней писали филологи и поэты. Как центр знаний она дожила до
    конца IV века н. э.


    Александрийский Мусейон: основание
    Хотя Александрийская библиотека погибла, она позволила
    сформироваться античной культуре в таком виде, в каком мы ее знаем. При
    библиотеке писали поэты Эллинистической эпохи, сочинения которых сохранились до
    наших дней и вошли в золотой фонд мировой литературы. Среди них автор гимнов
    Каллимах, автор идиллий Феокрит, а также Аполлоний Родосский, создатель
    эпической поэмы «Аргонавтика». Усилиями александрийских филологов были
    окончательно кодифицированы и разделены на песни поэмы Гомера. Наконец, в
    Александрии была проведена работа по переводу на греческий книг Торы и других
    произведений, вошедших в итоге в Ветхий Завет.
    Основателями библиотеки считают двух людей начавшейся Эллинистической
    эпохи – Птолемея I и философа Деметрия Фалерского. Деметрий оказался в Египте в
    297 году до н. э. после смерти его греческого покровителя Кассандра. Там он
    занял место доверенного советника царя и предложил ему идею создания
    библиотеки. Некоторые поздние авторы приписывают основание библиотеки Деметрию
    и Птолемею II Филадельфу. В любом случае, Птолемей II много сделал для
    расширения библиотеки, поэтому наряду с отцом может считаться ее основателем.
    Учреждение получило название – Мусейон, то есть сообщество
    философов, где почитают Муз. Он был составной частью дворцового комплекса в
    Брухейоне. Комплекс включал место для прогулок, экседру и здание, где
    помещалась столовая. Экседра была аудиторией, где проходили диспуты и учебные
    занятия. В перипатосе (аллее с деревьями) проходили ученые беседы. Второй
    корпус библиотеки, Серапейон, находился в египетской части города при храме
    Сераписа. Там хранились копии книг основной библиотеки.
    Основой библиотеки стало личное собрание книг Аристотеля,
    которое купил Птолемей II. Цари Египта вели работу по сбору книг, которые
    привозили не только из Греции, но из отдаленных регионов вроде Сицилии. За
    привезенные книги предоставлялось вознаграждение. Естественно, попадались
    подделки, и задачей ученых Александрии было выяснить подлинное ли перед ними
    сочинение.
    Если на судах, останавливавшихся в гавани города,
    оказывались книги, они изымались в пользу библиотеки. Владельцам могли выдать
    сделанные на месте копии. Птолемей III взял в Афинах под залог государственные
    экземпляры трагедий их величайших драматургов и вернул только копии.
    По данным авторов схолий к римских комедиям, в библиотеке
    Серапейона хранилось 42 тысячи свитков, а в дворцовой – 400 тысяч «смешанных» и
    40 тысяч «простых» свитков. О загадочных значениях характеристик «смешанные» и
    «простые» спорят. Возможно, смешанными были свитки, где помещались несколько
    произведений одного или разных авторов.

    Александрийская библиотека 
    Формально Мусейон был фиасом (религиозным сообществом),
    которым руководил жрец (иерей). В других источниках главу Мусейона называли
    также архиереем или эпистатом. Иерея назначал царь из династии Птолемеев, а
    позже – римский император. Также правитель Египта принимал решение о включение
    того или иного ученого в состав фиаса. Члены Мусейона получали государственное
    содержание и жалование. Также их освобождали от налогов и общественных
    повинностей.
    Не сохранилось статистических данных о жалованье работников
    библиотеки. Известно только, что живший в III веке до н. э. Панарет получал в
    год 12 талантов. Число постоянных членов фиаса неизвестно. В годы расцвета
    сообщества оно могло достигать сотни ученых.
    Основной досуг членов Мусейона составляли ученые занятия.
    Кроме этого они выступали с лекциями, а также дискутировали. Участниками
    дискуссий становились цари из династии Птолемеев. Позднее в имперскую эпоху
    участие в дискуссиях принимал император Адриан, путешествовавший по империи.
    Временем расцвета Мусейона стал III век до н. э. Именно
    тогда жили и трудились грамматики, поэты, астрономы и философы, составившие
    славу Александрии.
    Ученые, работавшие в библиотеке, становились наставниками
    царей Египта. Поэт Филит Косский был наставником царевича Птолемея, ставшего
    позже царем Птолемеем II. Царевич продолжил филологическое образование под
    руководством грамматика Зенодота Эфесского. Для обучения Птолемея естественным
    наукам в Александрию из афинского Ликея был приглашен Стратон по прозвищу
    Физик.
    Поэт Аполлоний Родосский был главой библиотеки и наставником
    будущего Птолемея III. В свою очередь, Птолемей III пригласил в Александрию
    астронома Эратосфена Киренского, а Аполлоний уехал обратно на Родос. Эратосфен
    стал главой библиотеки и, предположительно, наставником детей царя – Птолемея
    (будущего Птолемея IV) и Арсинои (будущей Арсинои III).
    Зависимость александрийских ученых от правителей
    подчеркивалась и высмеивалась современниками. Поэт Тимон Флиунтский называл
    Мусейон «корзинкой Муз», намекая, что его обитатели похожи на птиц в клетках.
    Гомеровский эпос: кодификация текста
    Впервые поэмы Гомера были записаны в Афинах VI века до н. э.
    Но афинский вариант, похоже, не имел статус общепринятого за пределами Аттики.
    Работа по приведению текста к тому виду, в каком он дошел до ученых Нового
    времени, продолжилась в Александрии. Она была связана с деятельность Зенодота
    Эфесского, назначенного Птолемеем II главным библиотекарем Александрийской
    библиотеки.
    В Александрию поступали разные варианты поэм Гомера, и на
    основе их сличения Зенодот подготовил свою критическую редакцию «Илиады» и
    «Одиссеи». Он помещал особый знак «обелос» около строк, которые считал
    сомнительными.
    Зенодоту также приписывают разделение каждой поэмы на 24
    песни (книги), по количеству букв ионийского алфавита. Попытки выделить из поэм
    отдельные смысловые блоки предпринимались и раньше. Например, Геродот называет
    эпизод из 5-й песни «Аристейя Диомеда» («Подвиги Диомеда»). Автором деления
    поэм на 24 песни мог быть Зенодот или другие ученые III века до н. э. –
    Аристофан Византийский и Аристарх. Зенодот написал трактат о количестве дней,
    которое занимает действие Илиады, а также жизнеописание Гомера.

    Карта Александрии с районом Брухейон
    Вслед за Аристотелем Зенодот одним из первых отделил
    «Илиаду» и «Одиссею» от остальных поэм Троянского и Фиванского циклов. Он
    признавал авторство Гомера только за эти двумя поэмами, а остальные поэмы считал
    принадлежащими другим авторам. Вслед за поэмами Гомера Зенодот подготовил текст
    «Теогонии» Гесиода, которого считали вторым по значимости поэтом в греческой
    литературе. Другие члены Мусейона работали над критическими изданиями афинских
    трагиков.
    Правки Зенодота устраивали не всех. Его преемник в качестве
    главы библиотеки Аполлоний Родосский написал трактат «Против Зенодота», в
    котором критиковал его редакцию гомеровских поэм.
    Другой филолог библиотеки Аристарх также дискутировал с
    критическим изданием Зенодота. Аристарх разработал свой способ критики поэм –
    объяснять Гомера, основываясь только на Гомере. Встречая неясное по значению
    слово, он находил его в другом месте поэмы, где его понимание не подвергалось
    сомнению.
    Читать далее
    Автор: Николай Разумов
    Читайте также:
    Тест. Кем бы ты был при крепостном праве?
    Первая мировая война: что, если бы большевики ее поддержали

  3. blackmetal777 Ответить


    Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?…
    Главные библиотекари Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский. Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода. Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи. Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными. Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме. Первое разграбление и тайные книги Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной. В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключи
    тельно редкие и ценные индийские манускрипты.От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год
    До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно. В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными. Случайности или «люди в черном»? Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город. После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса. Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны». Сожжение Александрийской библиотеки в 391 году. Иллюстрация 1910 года. Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира. Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты. В
    алдис ПЕЙПИНЬШ
    link

  4. dva161 Ответить


    Легенда о том, что якобы мусульмане, причем по прямому указанию второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах) сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку, имеет весьма широкое распространение, она даже часто встречается в популярных изданиях. Отдельные авторы даже умудряются преподносить ее как исторический факт. Так кем же была уничтожена Александрийская библиотека?
    1. Александрийская библиотека, основана в Александрии Птолемеем II, заключала в себе более 500 т. книг; значит, часть сгорела во время осады Александрии Юлием Цезарем 48-7 до н.э., но была заменена пергамской библиотекой, другая часть уничтожена христианскими фанатиками в 391 (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).
    2. Александрийская библиотека, наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии при Александрийском мусейоне в начале III в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли ее крупнейшие ученые: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др.
    Древние ученые насчитывали в ней от 100 тыс. до 700 тыс. томов. Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших основу Александрийской библиотеки, имелись книги на восточных языках. При Александрийской библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Под руководством Каллимаха был составлен каталог Александрийской библиотеки, позднее регулярно пополнявшийся.
    Часть Александрийской библиотеки погибла во время пожара в 47 до н. э. в период Александрийской войны, однако позднее библиотека была восстановлена и пополнена за счет Пергамской библиотеки. В 391 н. э. при императоре Феодосии 1 часть библиотеки, находившаяся в храме Сераписа, была уничтожена христианами-фанатиками; последние остатки ее погибли, видимо, при господстве арабов в VII-VIII вв. (БСЭ).
    В этой связи хочется снять с Амра, одного из сподвижников Пророка (мир ему), предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой – сожжении по приказу халифа Умара (да будет доволен им Аллах) знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок – уничтожение книг, противоречащих Корану. Но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. В уста Умара даже вкладывают слова, которыми он якобы обосновал сожжение библиотеки: «Если книги, хранящиеся в ней, соответствуют Корану, то в них нет надобности, т.к. в Коране все уже сказано; а если – противоречат, то их просто необходимо уничтожить».
    Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о сложных моментах, сопровождавших приход арабов в Египет, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный Исламу, не упоминает пожара библиотеки. Скорее всего, самой великой библиотеки в это время уже не существовало. Она тихо угасла под напором борьбы Христианства с языческой наукой в течение предшествующих трех веков. (См.: Butler, 1902, с. 401-424. Цитируется по: Большаков О. История халифата. «Восточная. Литература», Т. 2. М.: РАН, 1989, с. 122).
    Айдын Али-заде, ведущий научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджанской республики (НАНА), кандидат философских наук, доцент

  5. gnomq Ответить

    Формально Мусейон был фиасом (религиозным сообществом), которым руководил жрец (иерей). В других источниках главу Мусейона называли также архиереем или эпистатом. Иерея назначал царь из династии Птолемеев, а позже — римский император. Также правитель Египта принимал решение о включение того или иного ученого в состав фиаса. Члены Мусейона получали государственное содержание и жалование. Также их освобождали от налогов и общественных повинностей.
    Не сохранилось статистических данных о жалованье работников библиотеки. Известно только, что живший в III веке до н. э. Панарет получал в год 12 талантов. Число постоянных членов фиаса неизвестно. В годы расцвета сообщества оно могло достигать сотни ученых.
    Основной досуг членов Мусейона составляли ученые занятия. Кроме этого они выступали с лекциями, а также дискутировали. Участниками дискуссий становились цари из династии Птолемеев. Позднее в имперскую эпоху участие в дискуссиях принимал император Адриан, путешествовавший по империи.
    Временем расцвета Мусейона стал III век до н. э. Именно тогда жили и трудились грамматики, поэты, астрономы и философы, составившие славу Александрии.
    Ученые, работавшие в библиотеке, становились наставниками царей Египта. Поэт Филит Косский был наставником царевича Птолемея, ставшего позже царем Птолемеем II. Царевич продолжил филологическое образование под руководством грамматика Зенодота Эфесского. Для обучения Птолемея естественным наукам в Александрию из афинского Ликея был приглашен Стратон по прозвищу Физик.
    Поэт Аполлоний Родосский был главой библиотеки и наставником будущего Птолемея III. В свою очередь, Птолемей III пригласил в Александрию астронома Эратосфена Киренского, а Аполлоний уехал обратно на Родос. Эратосфен стал главой библиотеки и, предположительно, наставником детей царя — Птолемея (будущего Птолемея IV) и Арсинои (будущей Арсинои III).
    Зависимость александрийских ученых от правителей подчеркивалась и высмеивалась современниками. Поэт Тимон Флиунтский называл Мусейон «корзинкой Муз», намекая, что его обитатели похожи на птиц в клетках.

    Гомеровский эпос: кодификация текста

    Впервые поэмы Гомера были записаны в Афинах VI века до н. э. Но афинский вариант, похоже, не имел статус общепринятого за пределами Аттики. Работа по приведению текста к тому виду, в каком он дошел до ученых Нового времени, продолжилась в Александрии. Она была связана с деятельность Зенодота Эфесского, назначенного Птолемеем II главным библиотекарем Александрийской библиотеки.
    В Александрию поступали разные варианты поэм Гомера, и на основе их сличения Зенодот подготовил свою критическую редакцию «Илиады» и «Одиссеи». Он помещал особый знак «обелос» около строк, которые считал сомнительными.
    Зенодоту также приписывают разделение каждой поэмы на 24 песни (книги), по количеству букв ионийского алфавита. Попытки выделить из поэм отдельные смысловые блоки предпринимались и раньше. Например, Геродот называет эпизод из 5-й песни «Аристейя Диомеда» («Подвиги Диомеда»). Автором деления поэм на 24 песни мог быть Зенодот или другие ученые III века до н. э. — Аристофан Византийский и Аристарх. Зенодот написал трактат о количестве дней, которое занимает действие Илиады, а также жизнеописание Гомера.

  6. a1zero Ответить

    Западному миру испокон веков было свойственно обвинять исламскую религию в невежестве, регрессе и отставании в цивилизационном плане. На этом наборе слов выросло не одно поколение европейцев. «Мы и они», «остальные», «страны третьего мира», «высшая раса» – вот неполный список понятий, которые прочно укоренились в сознании европейцев различных поколений. Хотя тот же самый Ренессанс, избавивший Запад от мракобесия, костров инквизиции и охот на ведьм, стал возможен благодаря достижениям арабо-мусульманской науки.
    Для убедительности можно вспомнить Ибн Рушда (Аверроэса), который способствовал популяризации Аристотеля в Европе, а также Ибн Сину (Авиценну), чей энциклопедический трактат по медицине европейцы на протяжении многих столетий не выпускали из рук.
    Тем удивительнее выглядят обвинения мусульман в сожжении знаменитой Александрийской библиотеки, в которой хранилось по меньшей мере 500 тысяч книг. Это беспочвенное обвинение подаётся как свершившийся исторический факт, но сами факты, как бы ни звучало парадоксально, не предоставляются. Один из тех, кто пытался перевести эту теорию в практическую плоскость – церковный деятель Бар Эбрей. Согласно его версии, после падения Александрии философ по имени Иоанн Филопон попросил у ‘Амра ибн аль-‘Аса право распоряжаться книжным фондом Александрийской библиотеки.
    Затем ‘Амр якобы обратился к халифу Умару за разрешением этой ситуации, и Умар в ответном письме вынес библиотеке суровый приговор: «Если в этих книгах есть то, что соответствует книге Аллаха, то Корана нам достаточно, а если эти книги идут вразрез с книгой Аллаха, то нам они не нужны. Так займись же их уничтожением». Бар Эбрей заканчивает свой рассказ тем, что ‘Амр сжигал книги в банях Александрии, и утилизация заняла у него целых шесть месяцев.
    Прежде всего, надо отметить, что эта версия не получает подтверждения у таких признанных мусульманских историков, как Табари, Ибн Аль-Асир, Ибн Халдун и других. Нестыковка также выходит и с упомянутым выше Иоанном Филопоном, который якобы ходатайствовал за библиотеку. Исследования показали, что Иоанна к моменту покорения Александрии уже не было в живых, с момента его смерти прошло по меньшей мере 30 лет. Неправдоподобно, а то и смехотворно также выглядит шестимесячное сожжение литературы. Даже с учётом большого количества книг и рукописей полугодичное уничтожение макулатуры в рамки логики никак не вписывается.
    Что касается самой библиотеки, то её история берет начало в Древнем Египте, когда она была основана египетским царем Птолемеем II. Тогда же, до нашей эры, значительная её часть сгорела во время пожара, возникшего в результате осады Александрии. Римляне, устроившие поджог морского порта, перестарались, огонь перекинулся и на библиотеку. Согласно азербайджанскому религиоведу Али-Заде, оставшаяся часть библиотеки была уничтожена христианскими фанатиками, которые в Средневековье, как известно, имели «особые отношения» с наукой.
    Профессор Исмаил Рафат Бек вполне обоснованно пишет, что к тому времени Александрийская библиотека вовсе не существовала. По его словам, часть библиотеки сгорела в результате упомянутой выше осады Александрии, а другая часть была преднамеренно уничтожена по приказу епископа Готье. И этому есть логическое объяснение. В ту пору античная философия, впрочем, как и вся наука, считалась ересью и отходом от общепризнанных христианских норм. Занятие ею могло поставить крест на карьере, а то и вовсе лишить жизни. Сожжённый заживо за свои идеи Джордано Бруно не даст соврать.
    Возвращаясь к Александрийской библиотеке – американский философ Джудит Батлер опровергает версию вышеупомянутого Бар Эбрея и не видит связи между её уничтожением и взятием арабами Египта. «Надо признать, что рассказ Бар Эбрея является вздором, противоречащим историческим фактам», – заявляет она.
    Английский историк Эдвард Гиббон, говоря об отсутствии рационального зерна в этой версии, пишет: «Эта версия входит в противоречие с вероучением Ислама. В нём (учении) говорится, что запрещается сжигать иудейские и христианские книги, полученные в качестве военной добычи. Что касается трудов по философии, поэзии и других отраслей нерелигиозной литературы, то они могут быть даже полезны».
    Да и без научного опровержения Гиббона сложно представить мусульман, громящих библиотеки и ликующих по поводу сожжения очередной книги. По меньшей мере, это алогично и идет в противоречие с общепризнанной гуманностью мусульман не только к представителям других религиозных общин, но и к их историко-культурным памятникам. В противном случае на территории Шама, где долгое время господствовал халифат, не уцелело бы ни одно иудейское или христианское культовое сооружение.
    Оппоненты могут возразить – а как же деятельность экстремистов различного толка и уничтожение объектов исторического значения в Пальмире? Но мы не ставим знак равенства между ними и Исламом, а проводим жирную разделительную линию. Такая разделительная позиция отчасти признается и в немусульманской среде. На одной чаше весов Ислам, а на другой – его последователи, истинные и мнимые. Только так можно разрушить ничем не обоснованные стереотипы. Давно уже пора…
    Хаджимурад Алиев

  7. SeSar064 Ответить

    Историческая справка
    Предположения об исчезновении
    Возрождение уникального книгохранилища
    Александрийский Мусейон в античные века являлся центром научной и культурной жизни Страны Фараонов. Ему же принадлежала и Александрийская библиотека – одна из великих загадок Египта и всего мира. Она являлась одной из крупнейших библиотек древнего мира. Были найдены руины дочернего здания, которое называлась Серапийон, но этого крайне мало, чтобы понять, как выглядела вся Александрийская библиотека. История умалчивает, как выглядели ее главные здания, где они находились, и что с ними случилось в конечном итоге.

    Историческая справка

    В 332 году до нашей эры город Александрия, основанный на землях, который Александр Македонский отвоевал у египтян, был провозглашен им будущим источником знаний для всего мира. Именно Александру Великому, который считал знания неотъемлемым атрибутом власти, принадлежала идея основать в этом месте библиотеку и научный центр.
    Однако открылась Александрийская библиотека в 323 году до нашей эры, уже после его кончины. Это произошло при Птоломее Первом Сотере, который был преемником Александра Македонского и первым правителем из династии Птоломеев – правителей Египта. При Птоломее Первом Александрия стала столицей Египта. Деметрий Фалерский, который был учеником Теофраста (ученика Аристотеля), был приглашен Птоломеем Сотером для организации работы Александрийской библиотеки и всего Александрийского Мусейона.
    Сейчас сложно поверить, что более двух тысяч лет назад люди стремились к познанию мира, а не только были заняты междоусобными войнами и отвоеванием друг у друга территорий. Александрийская библиотека лишний раз подтверждает, что даже в таком далеком прошлом люди тянулись к знаниям. Любой желающий мог посетить ее и изучить любую заинтересовавшую его книгу, пройдя перед этим обряд очищения.

    Власти содействовали тому, чтобы в библиотеку в Александрии стекалось как можно больше информации. В Александрию съезжались мыслители и ученые из многих эллинистических стран. Ученые утверждают, что все книги, найденные в приходящих судах, отправлялись в библиотеку. Там они переписывались копиистами, и копии отправлялись владельцам.
    Александрийская библиотека дала миру многих великих ученых – Аристарха Самосского, Эратосфена, Зенодота, Фекрита, Филона, Плотия, Эрата, Эвклида, Каллимаха. Эти имена известны всему миру по сей день. Тут были написаны уникальные труды по геометрии, тригонометрии, астрономии, литературе, языковедении и медицине.
    Копии всех значимых рукописей попадали в библиотеку в Александрии, и, по подсчётам ученых, во времена расцвета в ней находилось 100-700 тысяч свитков из папируса на многих языках мира. Несколько веков Александрийская библиотека являлась единственном в мире хранилищем трудов мировых ученых и философов – таких как Архимед, Эвклид и Гиппократ.

    Предположения об исчезновении

    Судьба и история библиотеки в Александрии по сей день остается до конца неизученной. Ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению относительно того, когда и почему была уничтожена Александрийская библиотека.

    Есть версия, что в 48-47 годах до нашей эры Гай Юлий Цезарь во время морского сражения сжег корабли, пришвартованные у берегов Александрии, но огонь перекинулся на здания библиотеки и она сгорела вместе с огромным количеством книг.
    После смерти великой царицы Египта Клеопатры в 30 году до нашей эры (она была последней правительницей из династии Птоломеев) Александрия утратила былое могущество. Александрийская библиотека уже не поддерживалась государством так, как раньше, но все-таки продолжала свою работу.
    Известно, что при императоре Феодосии Александрийская библиотека находилась в храме Сераписа и частично  была разгромлена христианскими фанатиками в 391 году.
    Многие ученые предполагают, что окончательно Александрийская библиотека пала в VII-VIII веке, когда Александрию захватили арабы. По приказу арабских правителей Египта, которые были мусульманами, все книги были сожжены.

  8. Alex-Irkut Ответить

    Александрия была торговым центром всего Средиземноморья. Купцы города торговали винами, льном, гобеленами, стеклом, папирусом. В огромные хранилища на южной окраине города баржами свозилось зерно, выращиваемое на плодородных землях речных долин Нила. Здесь его интспектировали чиновники, выясняя, не было в нём примесей ячменя, грунта, гнили, хорошо ли оно просеяно. Мешки с зерном потом доставлялись по каналу в гавань, при входе в которую на осрове Фарос, соединенном с городом искусственной насыпью, стоял маяквысотой более 100 метров, считавшийся одним из чудес светв. Из гавани корабли с зерном отправлялись во все порты Европы и Малой Азии. Александрия была важнейшим поставщиком хлеба для Древнего мира
    Александрия была столицей Египта, эллинистического государства, возникшего после распада государства Александра Македонского. Территория его насчитывала 150 тысяч кв. км. Правила в Египте династия Птолемеев, потомков одного из полководцев Александра Македонского Птолемея Лага. Владычество греков продолжалось до 1 века нашей эры, когда город и весь Египет перешёл под власть Рима. Упадок Александрии наступил в IV—V веках нашей эры вместе в крушением всей рабовладельческой системы мира

    Краткая история Александрийской библиотеки

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *