В каком году было легендарное призвание трех братьев на княжение?

15 ответов на вопрос “В каком году было легендарное призвание трех братьев на княжение?”

  1. Sternbrand Ответить

    862 г. – легендарное призвание братьев-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в Новгород. На происхождение российской государственности существуют самые различные точки зрения. Цитата из летописного источника: «В то время как поляне, северяне и другие племена платили дань хазарам, по белке с каждого дома, варяги из-за моря брали дань на славянах новгородских, на кривичах, а также на чуди и мере». Скоро, однако, эти народы прогнали варягов за море, перестали давать им дань и начали владеть сами собою.
    Но, прогнав варягов, они никак не могли уладиться друг с другом и начали междоусобные войны. Тогда они стали говорить между собой: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил все дела справедливо»; отправили послов к варягам – руси; русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами. Чудь, новгородцы и кривичи сказали руси: «Земля наша велика и обильна, да порядку в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Рюрик в Новгород, Синеус на Белоозеро, Трувор в Изборск, от них-то и прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и Трувор; Рюрик один принял всю власть и раздал города приближенным к себе людям.
    Двое из них, Аскольд и Дир, которые не были ни родня Рюрику, ни бояре его, отпросились идти к Царьгороду. Идучи вниз по Днепру, они увидали на горе городок и спросили: «Чей городок?» Жители отвечали им: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив; они-то и построили этот город, да после изгибли, а мы вот платим дань хазарам», Аскольд и Дир остались в Киеве (865 г.), собрали много варягов и начали владеть полянами; а Рюрик княжил в Новгороде».
    Призвание первых князей имеет великое значение в истории, есть событие всероссийское, и с него справедливо начинают русскую историю. Главное, начальное явление в основании государства – это соединение разрозненных племен через появление среди них сосредотачивающего начала, власти. Северные племена, славянские и финские, соединились и призвали к себе это эту власть.
    Материал создан: 30.07.2014
    комментарии к статье

  2. Alsathis Ответить

    «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» О ПРИЗВАНИИ ВАРЯГОВ

    И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: «Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону». Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные – норманны и англы, а еще иные готы – вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой – Синеус, – на Белом озере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик и пришел к Ильменю, и поставил город над Волховом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренные жители в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
    Повесть Временных лет (пер. О.В. Творогова)

    БРАТЬЯ-СЛОВА

    Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика, который сам, впрочем, являлся историческим лицом, а «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел «с роды своими» («sine use» – «своими родичами» – Синеус) и верной дружиной («tru war» – «верной дружиной» – Трувор).
    «Синеус» – sine bus – «свой род».
    «Трувор» – thru waring – «верная дружина».
    Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский, принял упоминание в устной саге традиционного окружения конунга за имена его братьев.
    Рыбаков Б.А. Рождение Руси

    «СЕВЕРНЫЙ ЛЕГЕНДАРНЫЙ ЭПИЗОД»

    Русские ученые XVIII и XIX вв. обычно относились с полным доверием к Сказанию о призвании варягов. Они спорили лишь по вопросу об этнической принадлежности пришельцев, не сомневаясь в самой реальности сообщаемых летописью под 862 г. событий. Постепенно, однако, складывается мнение, что в рассказе о призвании запечатлено и многое из действительности начала XII в., когда создавалась летопись. Так, Н. И. Костомаров на диспуте с М. П. Погодиным 19 марта 1860 г. о начале Руси говорил: «Наша летопись составлена уже в XII веке и, сообщая известия о прежних событиях, летописец употреблял слова и выражения, господствовавшие в его время». О влиянии новгородских порядков поздней поры при создании легенды писал Д. И. Иловайский. Но настоящий перелом здесь наступил благодаря работам А. А. Шахматова, который показал, что Сказание о призвании варягов это – поздняя вставка, скомбинированная способом искусственного соединения нескольких северорусских преданий, подвергнутых глубокой переработке летописцами. Шахматов увидел преобладание в нем домыслов над мотивами местных преданий о Рюрике в Ладоге, Труворе в Изборске, Синеусе на Белоозере и обнаружил литературное происхождение записи под 862 г., явившейся плодом творчества киевских летописцев второй половины XI – начала XII века.
    После исследований Шахматова в области истории русского летописания ученые стали значительно осторожнее относиться к летописным известиям о происшествиях IX века. Не обошлось, впрочем, и без крайностей. В. А. Пархоменко, например, призывал «совершенно скептически» отнестись «к летописному повествованию о призвании на княжение Рюрика» и не придавать этому «северному легендарному эпизоду» серьезного научного значения.
    И.Я. Фроянов. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов. Вопросы истории. 1991, № 6

    «РЕПОРТ» ЛОМОНОСОВА

    (на диссертацию академика Миллера о происхождении российского народа)
    Варягов не почитает господин Миллер за народ славенский, однако, что они происходили от роксолян, народа славенского, и прошли с готфами, славянами ж, от Черного моря к берегам Балтийским, что говорили языком славенским, несколько от соединения со старыми германцами испорченным, и что Рурик с братьями был сродственник князям славенским6 и для того в Россию призван на владение, сие все из самой сей диссертации заключить, а из других оснований весьма довольно доказать можно.
    Имя российское почитает господин Миллер за новое, которое началось при Рурике, а сие из того заключает, что об нем иностранные не знали; но как из того заключить, что варяги сами себя русью не называли? Германцы дивно себя называют дейчен, хотя их ни русские, ни французы тем именем и поныне не пишут; так и варяги, происходя от роксолян, всегда себя русью называли, хотя другие народы их инако именовали, и самые слова Несторовы показывают, что варяги назывались русью, а по ним и новогородские славяне и прочие назвались русью. Но едва можно чуднее что представить, как то, что господин Миллер думает, якобы чухонцы варягам и славянам имя дали.
    Репорт в Канцелярию Академии Наук 16 сентября 1749 г.

    ЦАРЬ ЕДЕТ! ПРАЗДНОВАНИЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ РОССИИ В НОВГОРОДЕ

    Первоначально днем для торжеств тысячелетия России было выбрано 26 августа 1862 г. – дата, знаменательная восшествием на престол императора Александра II и пятидесятилетним юбилеем Бородинского сражения. Одна она была заменена не менее символической датой 8 сентября, ознаменованной победой на Куликовом поле, днем рождения наследника, цесаревича Николая Александровича, и совпавшая в год празднования с Рождеством Богородицы, заступницы и покровительницы России. Такой выбор позволял неразрывно соединить воедино религиозные и державные основания торжества с царствующей семьей…
    Торжественность момента встречи парохода с августейшим семейством подчеркивалась яркими декорациями – у обитой красным сукном длинной, до фарватера, пристани были установлены украшенные цветами арки, искусно сделанные из дерева, зелени и даже из соломы, разноцветные флаги и штандарты развивались на высоких древках. На берегу размещались встречающие. Справа от пристани вытянулась шпалера гвардии под командованием вел. кн. Николая Николаевича. «Сельские старшины и головы выстроены у ворот. Петербургский городовой ровняет их в шеренгу и велит поправить вихры. «Да ты бороду-то, мочалку-то свою расчеши», – муштрует он старшин», – как не без ехидства заметил наблюдательный корреспондент «Северной пчелы». Вдоль берега расположились представители «всякого люда», многие из которых уже неделю жили здесь и питались принесенными с собой сухарями…
    Всеобщий восторг, вылившийся в громогласное «ура», подхваченное народом, «покрывавшим оба берега Волхова, стены Кремля и Софийскую звонницу», стал откликом на прозвучавшее: «Царь едет!»
    Антощенко А.В. Празднование тысячелетия России

    С НАЗВАНЬЕМ КРАТКИМ «РУСЬ»

    Один из традиционно дискуссионных вопросов ранней истории Руси – вопрос о роли в возникновении русской государственности скандинавов, именовавшихся в то время в Западной Европе норманнами («северными людьми»), а на Руси – варягами. В византийских, западноевропейских и восточных источниках содержится ряд упоминаний «Руси» в IX в., но в них не названо ни одного имеющего к ней отношения населенного пункта или личного имени. В силу этого достаточно поставить под сомнение сведения о Рюрике, Аскольде и Дире, приходе в Киев Олега и Игоря, что содержатся в Начальном своде конца XI в. и «Повести временных лет» начала XII в. (а основания для сомнений очень серьезные, поскольку эти известия явно записаны на основе устных преданий, а летописная хронология раннего периода несомненно сконструирована сводчиками с опорой на хронологию византийских хроник), как возникает широкое поле для суждений о том, где располагалась в это время Русь, кто и когда ее возглавлял. Лишь комплексный подход к имеющимся письменным данным с учетом археологических свидетельств позволяет очертить схему развития событий (все равно во многом гипотетическую).
    Не вызывает серьезных сомнений, что в течение IX столетия скандинавы, у которых в это время развернулось т. н. «движение викингов» – экспансия, затронувшая в той или иной мере почти все регионы Европы, проникали на север Восточноевропейской равнины и здесь вступили в соприкосновение со славянами, осваивавшими эту территорию. В середине или третьей четверти IX в. во главе общности ильменских словен оказался предводитель викингов, по летописи известный под именем Рюрик. По наиболее вероятной версии, это был известный датский конунг Рёрик Ютландский (или Фрисландский). Его вокняжение было, скорее всего, связано с желанием местной знати иметь в лице располагавшего сильной дружиной правителя противовес шведским викингам, пытавшимся привести Поволховье и Приильменье в данническую зависимость. Возможно, выбор именно Рёрика был обусловлен тем, что часть ильменских словен являлась переселенцами из славян-ободритов, живших на нижней Эльбе по соседству с Ютландским полуостровом и хорошо знакомых с Рёриком. Рёрик долгое время владел в качестве вассала франкского короля городом Дорестад в устье Рейна; он и его люди были, таким образом, не малознакомой с цивилизацией группировкой из внутренних районов Скандинавии, а воинами, успевшими хорошо познакомиться с развитой, по меркам того времени, франкской государственностью. Резиденцией Рюрика стал Новгород (в то время, скорее всего, так называлась крепость в 2 км от позднейшего города, т. н. Рюриково Городище).
    Продолжающиеся в течение уже двух с половиной столетий споры о происхождении термина русь сводятся по сути к вопросу – являются ли сведения «Повести временных лет» о привнесении этого названия в Восточную Европу скандинавами достоверными. Если отбросить малоубедительные и прямо фантастические гипотезы, то останутся две версии, подкрепленные более или менее вероятными лингвистическими соображениями. Согласно одной (условно говоря, «северной»), термин русь восходит к скандинавскому глаголу, означающему «грести»: предполагается, что словом, образованным от него, именовали себя дружины викингов, приходившие в Восточную Европу на гребных судах. По другой («южной») версии, термин русь происходит от иранского корня со значением «светлый», «белый». Главным доводом в пользу северной гипотезы остается рассказ «Повести временных лет», в пользу южной – существование традиции, согласно которой Русью, помимо всех земель, населенных восточными славянами и находящихся под властью киевских князей, именовалась также территория в Среднем Поднепровье (т. н. «Русская земля в узком смысле»).
    Вопрос о происхождении названия государства, хотя и представляет естественный интерес, носит все же частный характер. Куда важнее вопрос о соотношении в процессе государствообразования местных и пришлых элементов и традиций, в данном случае – о роли, которую сыграли в становлении Руси норманны. Не вызывает серьезных сомнений, что скандинавское происхождение имела древнерусская княжеская династия, т. н. «Рюриковичи» (хотя летописная конструкция о том, что преемник Олега на киевском столе Игорь был именно сыном Рюрика, маловероятна по хронологическим соображениям), что выходцы из Скандинавии и их потомки составляли значительную часть дружин русских князей IX–X вв. Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер и темпы образования государства на Руси. Для утверждения о каком-то заметном ускорении, которое придало норманнское влияние процессу формирования государственности в восточнославянском регионе, сравнение с другими славянскими странами не дает оснований. В сферах социальной и политической наблюдается значительное сходство со славянскими странами. Подчинение рядового населения власти князей и их дружин, данническая эксплуатация, относительно позднее развитие индивидуальной (вотчинной) крупной земельной собственности – все эти черты свойственны не только Руси и Скандинавии, но и западнославянским государствам.
    Но одна из черт сложившегося в Восточной Европе государства все же может быть связана в значительной мере с деятельностью норманнов. Это объединение всех восточных славян в одно государственное образование. Ни у южных, ни у западных славян подобного не произошло. Если бы варяжские князья не обосновались в Киеве и не соединили под своей властью Юг и Север Восточной Европы, в Х в., возможно, на Юге существовало бы одно или два славянских государственных образования, а на Севере – одно или несколько полиэтничных (славяне, скандинавы, финны, балты), с верхушкой из норманнов, которая, если бы и шла по пути славянизации, то не столь быстро, как это имело место в реальности.
    Горский А. Русь: От славянского Расселения до Московского царства

  3. Samulabar Ответить

    Краткая история призвания варягов

    Призвание варягов
    (краткая история)

    Исследователи считают, что начало русской государственности
    относится к призванию на Русь варягов, которые заняли на данной территории
    места правителей. Как и почему произошло это событие? В девятом веке (его
    первую половину) чуди, мери, словены, кривичи выплачивали дань варягам, которые
    находились за морем. Однако в 862 году варяги были прогнаны с земель
    перечисленных племён. При этом, сразу же между ними начинаются конфликты (об
    этом, например, сообщает нам Новгородская летопись).
    Для того чтобы остановить эти усобицы старейшины племён
    решают пригласить незаинтересованных правителей со стороны. Данный правитель
    должен был соблюдать нейтралитет, не защищая интересы только одного племени,
    что в итоге должно было положить конец междоусобицам. На роль таких правителей
    рассматривались дунайчи, хазары, поляки и варяги.
    Также существует и иная версия, согласно которой Гостомысл
    (Новгородский князь) перед кончиной велел, чтобы после него правил потомок
    варяга Рюрика, который был женат на дочери князя Умиле. В «Повести временных
    лет» говорится, что старейшины славянских и финских племён отправились выбирать
    за море среди варягов-руси.
    В результате такого похода были выбраны три брата, которые
    согласились на предложение. Взяв с собою всю русь братья пришли княжить: Рюрик
    – в Новгороде, Трувор в Изборске, а Синеус – в Белоозере. Так и пошло название
    – русская земля.
    Ещё по одной версии «призвание варягов» являлось более
    поздней вставкой в летопись, а саму эту легенду создали самостоятельно
    печерские монахи, которые таким образом хотели подчеркнуть независимость от
    Византии Киевской Руси. Данная легенда, по мнению исследователя Лихачёва,
    является отражением средневековой традиции народов поиска правителей среди
    иноземной древней знати, что якобы повышало авторитет династии, а также
    придавало больший авторитет в глазах подданных.
    Иные исследователи истории Руси считают, что такая
    «варяжская» тема полностью отвечает фольклорному бродячему сюжету о
    возникновении государственной власти. Именно подобные сюжеты мы можем увидеть в
    легендах разных народов.
    Также имеются разногласия относительно и того года когда был
    посажен Рюрик на княжество. Некоторые летописи (к примеру, Новгородская и
    Лаврентьевская) утверждают, что вначале сам Рюрик правил в Ладоге, а уже после
    кончины братьев он основал Новгород.
    Интересные материалы:

  4. pato_ Ответить

    День 8 сентября 862 г., приходящийся на Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, считается днем начала Русского государства. Так обозначено на памятнике Тысячелетия Руси (скульптора М. Микешина), воздвигнутом в Новгороде в этот день в 1862 г., когда происходило торжественное празднование Тысячелетия нашего Отечества. Русское государство, разумеется, существовало и ранее в виде общности племен, но с этого момента оно впервые приобретает более четкую и единую центральную власть.
    В этот день новгородцы призвали на княжение из близкого им славянского племени братьев-“варягов” Рюрика, Синеуса и Трувора. По преданию, родословие их было следующим:
    «Август, кесарь Римский… Пруса, родича своего, послал на берега Вислы-реки в город Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный Гданьск, и во многие другие города по реке, называемой Неманом и впадающей в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения; и с тех пор до нынешних времен зовется это место Прусской землей. И вот в то время некий воевода Новгородский по имени Гостомысл перед кончиной своей созвал всех правителей Новгорода и сказал им: “О мужи новгородские, советую я вам, чтобы послали вы в Прусскую землю мудрых мужей и призвали бы к себе из тамошних родов правителя”.

    Они пошли в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из Римского рода Августа-Царя. И умолили князя Рюрика посланцы от всех новгородцев, чтобы шел он к ним княжить. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями; один из них был именем Трувор, а второй – Синеус, а третий – племянник его по имени Олег. С тех пор стал называться Новгород Великим; и начал первым княжить в нем великий князь Рюрик» (“Сказание о Великих Князьях Владимірских Великой Руси”, ХVI в.). Правда, предание это датируется уже временем, когда Московская Русь осознала себя Третьим Римом, и оно, возможно, было необходимо для подтверждения римской преемственности.
    В Лаврентьевском списке “Повести временных лет” о призвании Рюрика говорится: «…”реша сами в себе поищем собе князя иже бы володел нами и судил по праву”… Идоша за море к Варягом к Руси, сице бо ся зваху тьи Варязи Русь… “Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да приидите княжить и володеть нами”…».
    Исходя из того, что приглашенные князья называются в летописи варягами, в ХVIII в. немецкие ученые (Байер, Миллер, Шлёцель, на выводы которых затем доверчиво опирался Карамзин) выдвинули так называемую “норманнскую” теорию, что русское государство якобы основано иностранцами неславянского происхождения – норманнами (скандинавами или германцами). В принципе ничего зазорного в этом не было бы, ибо эти “иностранцы”, фактически приглашенные на управленческую службу, моментально обрусели, и тем самым русские показали уже тогда эту свою удивительную особенность вбирать в себя и делать русскими выходцев их разных народов.
    Однако “норманнская” теория о происхождении русской государственности не соответствует истине. Во-первых, у самих скандинавов в то время еще не было государственности такого централизованного вида, чтобы переносить ее организующие принципы славянам (и у норвежцев, и у шведов, и у датчан первые короли появились позже 862 г.; а германцев тогда еще не было на Варяжском море). Неизвестен ни один скандинавский источник, свидетельствующий о призвании оттуда славянами себе правителя. Кроме того, выражение “судить по праву” свидетельствует о том, что понятие права на Руси уже существовало и не Рюрик его с собою принес.
    Во-вторых, Рюрик вовсе не был для Руси иностранцем. Варягами тогда называли не по национальности (летопись относит к ним, кроме Руси, также и шведов, норвежцев, англичан и др.), это слово означало профессию вооруженного пирата-купца, промышлявшего в Варяжском (Балтийском) море. Варяжским промыслом занимались и славяне (венды), населявшие тогда все южное побережье Балтики и лишь позже вытесненные и ассимилированные германцами. Именно эти славянские племена имели тесные связи с Новгородом. Об этом свидетельствует найденная и введенная в научный оборот В.Н. Татищевым Иоакимовская летопись, в которой история призвания Рюрика излагается иначе: престарелый князь Великого града (Новгорода?) Гостомысл, не имевший наследника мужского пола, позвал на княжение сына своей средней сестры – Рюрика.
    Несостоятельность “норманнской” теории показал еще М.В. Ломоносов, но все же она утвердилась в русском обществе, ориентированном на заимствование западной культуры. В ХIХ-ХХ вв. были опубликованы многие исследования, опровергающие эту теорию. В частности, Н.Н. Ильина (супруга И.А. Ильина) в книге “Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки” (Париж, 1955) на основании боле точных таких исследований показывает, что Рюрик был прибалтийским славянином.
    Династия Рюриковичей дала Русскому государству целую плеяду князей и Государей, многие из которых причислены к лику святых. Отметим однако неточность расхожего утверждения о “пресечении династии Рюриковичей” с кончиной бездетного Царя Федора Иоанновича, в связи с чем и понадобилось призвание на царство новой династии – Романовых. Тогда пресеклась лишь прямая царствовавшая линия, других же Рюриковичей и тогда было очень много (что могло быть даже причиною затруднения в выборе: кого предпочесть?). Предпочли не искать ближайшего по крови, а ближайшего “по свойству свойственному царскому семени Богом избранный цвет” –  внучатого племянника первой жены Царя Ивана Грозного, царицы Анастасии Романовны.
    Русских же дворянских родов, ведущих свою родословную от Рюрика, и ныне насчитывается несколько десятков, а живущие их потомки ныне исчисляются тысячами.
    См. также статью: Всеволод Меркулов. Забытая родословная Рюрика.

    РУССКИЕ ПРАВИТЕЛИ

    Ниже перечисляются верховные правители Российского государства. Правители в период раздробленности определяются исходя из того, что начиная с правления Олега Вещего (882 г.) столицей Руси стал и до нашествия орды являлся Киев, с середины XIII века по 1389 г. – Владимiр, с 1389 г. – Москва. В список также включены великие князья Владимiрские (за период с 1157 по 1243 гг.) и удельные князья Московские (1263–1389 гг.), которые не были верховными суверенами русских земель, но считаются правителями России с династической и исторической точки зрения.
    В список не включены фактические руководители и регенты, правители других образований в пределах современной российской территории, лица, получившие право или претендовавшие на должность правителя, но не вступившие в неё

    Новгородские князья

    Рюрик (862–879)
    Олег Вещий (879–882)

    Киевские Великие князья

    Олег Вещий (882–912)
    Игорь Рюрикович (912–945)
    Ольга (945 – после 959)
    Святослав Игоревич (после 959 – март 972)
    Ярополк Святославич (972 – 11 июня 978)
    Владимiр Святославич (11 июня 978 – 15 июля 1015)
    Святополк Владимирович (июль 1015 – осень 1016; 14 августа 1018–1019)
    Ярослав Владимiрович Мудрый (осень 1016 – 22 июля 1018; 1019 – 20 февраля 1054)
    Изяслав Ярославич (20 февраля 1054 – 14 сентября 1068)
    Всеслав Брячиславич (14 сентября 1068 – апрель 1069)
    Изяслав Ярославич (2 мая 1069 – март 1073)
    Святослав Ярославич (22 марта 1073 – 27 декабря 1076)
    Всеволод Ярославич (1 января 1077 – июль 1077)
    Изяслав Ярославич (15 июля 1077 – 3 октября 1078)
    Всеволод Ярославич (октябрь 1078 – 13 апреля 1093)
    Святополк Изяславич (24 апреля 1093 – 16 апреля 1113)
    Владимiр Всеволодович Мономах (20 апреля 1113 – 19 мая 1125)
    Мстислав Владимiрович Великий (20 мая 1125 – 15 апреля 1132)
    Ярополк Владимiрович (17 апреля 1132 – 18 февраля 1139)
    Вячеслав Владимiрович (22 февраля – 4 марта 1139)
    Всеволод Ольгович (5 марта 1139 – 1 августа 1146)
    Игорь Ольгович (1 – 13 августа 1146)
    Изяслав Мстиславич (13 августа 1146 – 23 августа 1149)
    Юрий Владимiрович Долгорукий (28 августа 1149 – лето 1150)
    Вячеслав Владимiрович (1150)
    Юрий Владимiрович Долгорукий (лето 1150 – нач. 1151)
    Изяслав Мстиславич (1151 – 13 ноября 1154), соправитель: Вячеслав Владимiрович (апрель1151 – 6 февраля 1154)
    Ростислав Мстиславич (1154–1155)
    Изяслав Давыдович (зима 1155)
    Юрий Владимiрович Долгорукий (20 марта 1155 – 15 мая 1157)
    Изяслав Давыдович (19 мая 1157 – декабрь 1158)
    Мстислав Изяславич (22 декабря 1158 – весна 1159)
    Ростислав Мстиславич (12 апреля 1159 – 8 февраля 1161)
    Изяслав Давыдович (12 февраля – 6 марта 1161)
    Ростислав Мстиславич (март 1161 – 14 марта 1167)
    Владимiр Мстиславич (весна 1167)
    Мстислав Изяславич (19 мая 1167 – 12 марта 1169)
    Глеб Юрьевич (12 марта 1169 – февраль 1170)
    Мстислав Изяславич (февраль – 13 апреля 1170)
    Глеб Юрьевич (13 апреля 1170 – 20 января 1171)
    Владимiр Мстиславич (15 февраля – 30 мая 1171)
    Михалко Юрьевич (1171)
    Роман Ростиславич (1 июля 1171 – февраль 1173)
    Михалко Юрьевич (1173)
    Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (февраль – 24 марта 1173), соправитель: Ярополк Ростиславич
    Рюрик Ростиславич (24 марта – сентябрь 1173)
    Ярослав Изяславич (ноябрь 1173–1174)
    Святослав Всеволодович (1174)
    Ярослав Изяславич (1174)
    Роман Ростиславич (весна 1174–1176)
    Святослав Всеволодович (1176–1181)
    Рюрик Ростиславич (1181)
    Святослав Всеволодович (1181 – 27 июля 1194)
    Рюрик Ростиславич (1194–1201)
    Ингварь Ярославич (1201 – 2 января 1203)
    Рюрик Ростиславич (2 января 1203–1204)
    Ростислав Рюрикович (1204–1205)
    Рюрик Ростиславич (лето 1205–1206)
    Всеволод Святославич Чермный (лето 1206–1207)
    Рюрик Ростиславич (осень 1207–1210)
    Всеволод Святославич Чермный (1210–1212 или 1214)
    Ингварь Ярославич (1212 или 1214)
    Мстислав Романович (1212 или 1214 – 2 июня 1223)
    Владимiр Рюрикович (16 июня 1223–1235)
    Изяслав (Мстиславич или Владимiрович) (1235–1236)
    Владимiр Рюрикович (1236)
    Ярослав Всеволодович (1236–1238)
    Владимiр Рюрикович (1238)
    Михаил Всеволодович (1238–1240)
    Ростислав Мстиславич (1240)
    Даниил Романович (1240)
    Михаил Всеволодович (1240–1243)
    Ярослав Всеволодович (1243 – 30 сентября 1246)
    Александр Ярославич Невский (1249 – 14 ноября 1263)

    Владимiрские Великие князья

    Андрей Юрьевич Боголюбский (1157 – 29 июня 1174)
    Михалко Юрьевич (1174)
    Ярополк Ростиславич (1174 – 15 июня 1175)
    Михалко Юрьевич (15 июня 1175 – 20 июня 1176)
    Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (июнь 1176 – 15 апреля 1212)
    Юрий Всеволодович (1212 – 27 апреля 1216)
    Константин Всеволодович (весна 1216 – 2 февраля 1218)
    Юрий Всеволодович (февраль 1218 – 4 марта 1238)
    Ярослав Всеволодович (1238 – 30 сентября 1246)
    Святослав Всеволодович (1246–1248)
    Михаил Ярославич Хоробрит (1248–1248/1249)
    Святослав Всеволодович (1248/1249–1249)
    Андрей Ярославич (декабрь 1249 – 24 июля 1252)
    Александр Ярославич Невский (1252 – 14 ноября 1263)
    Ярослав Ярославич Тверской (1263–1272)
    Василий Ярославич Костромской (1272 – январь 1277)
    Дмитрий Александрович Переяславский (1277–1281)
    Андрей Александрович Городецкий (1281–1283)
    Дмитрий Александрович Переяславский (декабрь 1283–1293)
    Андрей Александрович Городецкий (1293–1304)
    Михаил Ярославич Тверской (осень 1304 – 22 ноября 1318)
    Юрий Данилович Московский (1318 – 2 ноября 1322)
    Дмитрий Михайлович Грозные Очи Тверской (1322 – 15 сентября 1326)
    Александр Михайлович Тверской (1326–1328)
    Александр Васильевич Суздальский (1328–1331),  соправитель : Иоанн Данилович Калита Московский (1328–1331)
    Иоанн Данилович Калита Московский (1331 – 31 марта 1340)
    Семён Иоаннович Гордый Московский (1 октября 1340 – 26 апреля 1353)
    Иоанн Иоаннович Красный Московский (25 марта 1353 – 13 ноября 1359)
    Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский (22 июня 1360 – январь1363)
    Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский (1363)
    Дмитрий Иоаннович Донской Московский (1363 – 19 мая 1389)
    Василий Дмитриевич Московский (15 августа 1389 – 27 февраля 1425)

    Московские князья и московские Великие князья

    Даниил Александрович (номинально 1263, фактически с 1271 – 5 марта 1303)
    Юрий Даниилович (5 марта 1303 – 21 ноября 1325)
    Иоанн I Данилович Калита (21 ноября 1325 – 31 марта 1340)
    Симеон Иоаннович Гордый (31 марта 1340 – 26 апреля 1353)
    Иоанн II Иоаннович Красный (26 апреля 1353 – 13 ноября 1359)
    Дмитрий Иоаннович Донской Московский (13 ноября 1359 – 19 мая 1389)
    Василий I Дмитриевич (19 мая 1389 – 27 февраля 1425)
    Василий II Васильевич Тёмный (27 февраля 1425–1433)
    Юрий Дмитриевич Звенигородский (1433)
    Василий II Васильевич Тёмный (1433 – 31 марта 1434)
    Юрий Дмитриевич Звенигородский (31 марта – 5 июня 1434)
    Василий Юрьевич Косой 5 июня – начало июля (1434)
    Василий II Васильевич Тёмный (начало июля 1434 – 7 июля 1445)
    Дмитрий Юрьевич Шемяка (7 июля – 26 октября 1445)
    Василий II Васильевич Тёмный (26 октября 1445 – 13 февраля 1446)
    Дмитрий Юрьевич Шемяка (12 февраля 1446 – 17 февраля 1447)
    Василий II Васильевич Тёмный (17 февраля 1447 – 27 марта 1462), соправитель: Иоанн III Васильевич (1450–1462)
    Иоанн III Васильевич (27 марта 1462 – 27 октября 1505)
    Иоанн Иоаннович Молодой – соправитель 1470–1490
    Дмитрий Иоаннович Внук – соправитель 1498–1502
    Василий Иоаннович – соправитель 1502–1505
    Василий III Иоаннович (27 октября 1505 – 4 декабря 1533)
    Иоанн IV Васильевич Грозный (16 января 1547 – 18 марта 1584)
    Симеон Бекбулатович (не позднее 30 октября 1575 – не ранее 18 июля1576) – номинально Великий князь всея Руси
    Феодор I Иоаннович (19 марта 1584 – 7 января 1598)

    Годуновы

    Ирина Феодоровна Годунова (7 января – 15 января 1598) – супруга Царя Феодора Иоанновича, Великая государыня, правительница
    Борис Феодорович Годунов (17 февраля 1598 – 13 апреля 1605)
    Феодор II Борисович Годунов (13 апреля – 1 июня 1605)

    Смутное время

    Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) (20 июня 1605 – 17 мая1606)
    Василий IV Иоаннович Шуйский (19 мая 1606 – 17 июля 1610)
    Семибоярщина и польский королевич Владислав(1610-1612)

    Романовы

    Михаил Феодорович (11 июля 1613 – 13 июля 1645)
    Патриарх Филарет – Великий государь, соправитель 1 июня 1619 – 1 октября 1633
    Алексей Михайлович (13 июля 1645 – 29 января 1676)
    Феодор III Алексеевич (30 января 1676 – 27 апреля 1682)
    Петр I (27 апреля 1682 – 22 октября 1721) – до 1696 г. правил совместно с Иоанном V
    Иоанн V Алексеевич (26 мая 1682 – 29 января 1696) – правил совместно с царём Петром I

    Российские императоры

    Петр I (22 октября 1721 – 28 января 1725)
    Екатерина I (28 января 1725 – 6 мая 1727)
    Петр II (7 мая 1727 – 19 января 1730)
    Анна Иоанновна (4 февраля 1730 – 17 октября 1740)
    Иоанн VI Антонович (17 октября 1740 – 25 ноября 1741)
    Елизавета Петровна (25 ноября 1741 – 25 декабря 1761)
    Петр III (25 декабря 1761 – 28 июня 1762)
    Екатерина II (28 июня 1762 – 6 ноября 1796)
    Павел I (6 ноября 1796 – 11 марта 1801)
    Александр I (12 марта 1801 – 19 ноября 1825)
    Николай I (12 декабря 1825 – 18 февраля 1855)
    Александр II (18 февраля 1855 – 1 марта 1881)
    Александр III (1 марта 1881 – 20 октября 1894)
    Николай II (20 октября 1894 – 2 марта 1917)
    (Данные из Википедии по сост. на 22.3.2016 с некоторыми изменениями)

  5. Zargas Ответить

    Считается, что русская государственность началась с призвания варягов на Русь в качестве правителей. Почему и как это произошло? В девятом веке, всю первую его половину, кривичи, словены, мери и чуди (финские и славянские племена) выплачивали дань варягам, приходящим из-за моря. В 862 году эти племена прогнали варягов, но между ними сразу начались конфликты – об этом сообщает одна из летописей (Новгородская).
    Тогда старейшины племен, дабы остановить усобицы, решают пригласить правителей со стороны. Такой правитель будет держать нейтралитет и не станет защищать интересы какого-то одного племени, и наступит равноправие и конец междоусобиц. Думали над разными иноземными кандидатурами: варяги, поляки, хазары, дунайчи. Выбрали варягов.
    Существует и другая версия. Новгородский князь Гостомысл перед смертью велел, чтобы его наследником стал потомок варяга Рюрика, женатого на его дочери Умиле. Так или иначе, но «Повесть временных лет» говорит, что князя для себя старейшины финских и славянских племен отправились искать среди варягов-руси, за море. Д.С. Лихачев в переводе упомянутой выше летописи пишет о том, что варяги имели прозвание «русь», что пришли к руси словены, чудь, кривичи и др. и попросили выбрать кого-то из своих, чтобы княжили они в своих племенах.
    Выбрали троих братьев, согласившихся на предложение. Забрав всю русь с собой, братья пришли на новые земли и стали княжить: Рюрик, старший из братьев, – в Новгороде, Синеус – в Белоозере, а Трувор посажен в Изборске. Так и появилось название – Русская Земля. Теперь варяги – руси несли ответственность за мир и порядок в племенах, за сбор дани для содержания войска, за гарантию защиты от внешних врагов.
    Еще одна версия (ее высказал Д.С.Лихачев), согласно которой «призвание варягов» – это была более поздняя вставка в летопись. Легенду создали печерские монахи, чтобы подчеркнуть независимость Киевской Руси от влияния Византии. Эта легенда, по мнению Лихачева, – отражение средневековой традиции искать истоки династий правителей среди древних, и непременно из иноземной знати. Это якобы повысит авторитет династии, придаст значительности в глазах местных подданных.
    Другие исследователи древней истории, полагают, что «варяжская» тема вполне отвечает бродячему фольклорному сюжету о том, как возникает государственная власть и откуда корни правящей династии растут. Похожие сюжеты наблюдаются в легендах разных народов. В других летописях (Лаврентьевской, Ипатьевской, Троицкой) монахи, переписывающие «Повесть временных лет», русью называют не варягов, а одно из племен, которое вместе с чудью, словенами и кривичами, пришли приглашать варягов на княжество.
    Весомым аргументом в пользу этой версии служит факт существования города Старая Руса на берегу реки Руса еще до появления варягов, и находился он на Новгородской территории. Таким образом, руссы уже были тут до призвания варяжских князей, они наравне с другими племенами могли входить в делегацию, отправленную к варягам. Доказательства этой версии можно отыскать в древних записях «Владимирского летописца», «Сокращенного Новгородского летописца», «Степенной книги» митрополита Макария и «Летописца Переславля Суздальского».
    Есть разногласия относительно города, куда был посажен на княжество Рюрик. Некоторые летописи (Лаврентьевская, Новгородская) утверждают, что это Новгород, другие (Ипатьевская) говорят, что сначала Рюрик правил в Ладоге, а когда умерли его братья, основал Новгород. Вторая версия была вероятна: археологи утверждают, что самые древние строения Новгорода относятся к десятому веку, а Ладога намного старше. А самый сильный аргумент в пользу этой гипотезы: вблизи Новгорода стоит Рюриково городище, резиденция князя, и она старше, как доказали археологи, самого Новгорода.

  6. Sirabandis Ответить


    Призвание варягов – приглашение в 862 году племенами ильменских словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение.
    Вот как повествует «Повесть временных лет» о призвании варягов.
    Беру текст летописи в переводе Д. С. Лихачева:
    В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.
    В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?». Те же ответили: «Были три брата» Кий» Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.
    Что же это получается?
    У славянских и угро-финских племен не нашлось своего правителя, пошли приглашать варягов. Как это могло быть? Не смогли никому из своих отдать пальму первенства?
    Все племена были примерно равны по силе и могуществу?  Не было среди всех вождей племен действительно сильного лидера?
    Так попробовали бы хоть. Выбрать самого подходящего из своих.
    Другим было бы обидно? Легче подчиняться чужому, чем своему, с которым воевал и соперничал. И которого считаешь себе равным.
    Удивительно и другое.
    Варяги ведь должны быть иной веры. И язык у них другой, и обычаи. Неужели приятно жить под властью чужеземца? И всё же пригласили. Несообразность какая-то.
    Д. С. Лихачёв, один из переводчиков летописи на современный русский язык, вообще считал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, придуманной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния.
    Некоторым историкам представляется маловероятным призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит. Действительно, выглядит как-то странно. Пришли звать собой управлять врагов, которых недавно прогнали.
    Могло быть так, как предполагает историк Б. А. Рыбаков, что увенчался успехом один из набегов варягов, и предводитель дружины скандинавов захватил власть в Новгороде; летописец же дело представил так, что новгородцы сами призвали варягов, чтобы править ими. Если в самом деле было так, то действительно обидно было самолюбивым новгородцам оказаться под пятой варягов. Ведь это же будущий Господин Великий Новгород! Уж лучше пусть будет добровольное призвание варягов.
    Существует мнение, что варяжского конунга с дружиной пригласили с целью оказания военной помощи. А тот после окончания военных действий захватил в Новгороде власть.
    Ничего неизвестно и про народ этот русь. Что за народ такой варяжский, имя которого мы, русские, сейчас носим? Нигде в последующей истории следов его нет явных, в отличие от перечисленных в летописи шведов, норманнов, англов и готландцев.
    Есть списки летописей, содержащие Повесть временных лет, где русь прямо указывается в числе племен, приглашавших варягов: «придоша русь, чюдь, словене, кривичи к варягом, реша: земля наша велика и обилна…». Или другой список летописи: «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». В традиционном переводе это звучит так: «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь».
    Возможно, русь – одно из славянских племен.
    Однако, есть и доказательства, что русь – совсем не славянское племя. В пользу этого приводят сочинения западноевропейских и византийских авторов IX—X веков идентифицируют русь как шведов, норманнов или франков. Арабо-персидские авторы, за редким исключением, описывают русов отдельно от славян, помещая первых вблизи или среди славян.
    В сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (949 г.) сообщается, что славяне являются «данниками» росов, приводятся названия днепровских порогов на двух языках: росском и славянском, и толкование названий на греческом.
    Предметы скандинавского происхождения найдены на всех торгово-ремесленных поселениях (Тимерево, Ладога, Гнездово, Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов).
    Да, написали когда-то в летописи сообщение об образовании Русского государства, очень похожее на легенду, а исследователи теперь ломают головы. А ещё можно сказать, что они ломают и копья, поскольку различных версий об этих событиях и их участниках появилось множество.
    С этими событиями связана одна из бурных и долголетних научных дискуссий между норманистами и антинорманистами.
    Первые являются сторонниками норманской теории, которая утверждает, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами. Норманисты считают норманнов (варягов скандинавского происхождения) основателями первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Норманская теория утверждает, что славяне были не в состоянии даже сами создать своё государство. Потребовались норманны, чтобы навести на землях восточных славян порядок.
    Антинорманисты, не отрицая участия скандинавов в политических процессах на Руси, не признают существенности их влияния. Они стараются опровергнуть норманское происхождение первой правящей династии Руси. Происхождение русов возводят к балтийским славянам — ободритам, либо пытаются доказать их южное происхождение.
    В советской науке родиной русов считалось Среднее Поднепровье, они отождествлялись с полянами. Эта оценка имела официальный статус.
    Споры о происхождении русов не утихают и по сей день.
    Дискуссия норманистов и антинорманистов давно вышла за рамки научных споров и приобрела чётко выраженный идеологический и политический характер.
    А всё началось с красивой легенды…

  7. Unain Ответить


    Принято полагать, что Русское государство началось с призвания варягов на Русь в роли правителей. Как же это происходило, а главное почему. На протяжении всей первой половины 9 века, славянские и финские племена выплачивали варягам дань. Варяги приходили каждый месяц из-за моря, чтобы собрать её. В 862 году племена набрались сил и смогли прогнать их со своих земель. Но как утверждает одна летопись, сразу после этого между ними вспыхнули конфликты.
    Тогда, чтобы прекратить междоусобные войны, старейшины племён решают пригласить на роль правителя кого ни будь со стороны. Этот правитель должен был сохранять менталитет и не идти на поводу ни у одного племени. Таким способом старейшины хотели добиться равноправия. Они долго перебирали все возможные кандидатуры и решили остановить свой на Варягах.
    По мнению другой версии, князь Новгородский Гостомысл до своей смерти наказал, чтобы наследником его стал потомок Рюрика варяга, который женат был на его дочери, которую звали Умила. Как бы там ни было в одном обе легенды сходятся. Старейшины племён отправились искать себе правителя из варягов. Лихачёв в одном из своих переводов летописей утверждает, что варягов прозвали “Русь”. Говорил, что к Руси пришли кривичи и представители других племён и просили выбрать князя, который будет править их поселениями.
    Лишь трое братьев согласились на столь странное предложение. Забрав Русь с собой, они ушли на новые для себя земли, то стать там князьями. Самы старший из трёх братьев Рюрик, стал князем в Новгороде, средний брат Сениус начал царствовать в Белоозере, а младший из братьев Трувор остался в Изборске. Отсюда и пошло название Земля Русская. Теперь варяги были ответственные за мир и порядок между племенами. Они также следили за сбором податей для того, чтобы содержать войско, а также гарантировали защиту от иноземных захватчиков.
    По мнению другой версии, эту запись в летописи сделали Печерские монахи. Они придумали эту легенду для того, чтобы выделить независимое положение Киевской Руси от Византийского влияния. Как считает Лихачёв, эта легенда была создана для того, чтобы потомки искали истоки правительства за границей. Это должно было укрепить веру народа во власть, а также поднимет на значительный уровень авторитет всей династии.
    Некоторые историки считают варяжскую легенду весьма правдоподобной, ведь она отвечала всем сюжетам фольклора о возникновении отдельных государств. Такие сюжеты можно просмотреть в легенде образования любого государства. Некоторые утверждают, что переписывая историю, монахи называли Русью не варягов а племя, которое вместе с остальными пришло просить князя для их племён.
    Значимым аргументом подтверждения этой истории служит запись о существовании города Старая Руса, которая была сделана ещё раньше чем появились варяги. Город этот стоял на территории Новгорода. В следствии чего становиться ясно, что Руссы появились тут задолго до варяжских князей.

  8. Stan Marsh Ответить

    Согласно легенде о призвании варягов приходившие «из-за моря» варяги собирали дань с племён чуди, веси, словен и кривичей, чинили им насилие и были изгнаны ими.
    Из-за возникших усобиц эти племена решили поискать себе князя, который владел бы ими «по праву». Они отправились к варягам, звавшимся русь, и призвали их на княжение: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами» (эта летописная формула совпадает с формулой призвания саксов бриттами, согласно «Деяниям саксов», написанным в 10-ом веке, что позволяет предполагать общий эпический источник).
    Так или иначе, на княжение избрались три брата, Рюрик, Синеус и Трувор «с родами своими» и, взяв с собой «всю русь» (характерное обозначение дружины как «всего народа»), утвердились в города: старший Рюрик в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Братья Рюрика вскоре умерли, он же стал основателем династии. Это событие традиционно считается началом русской государственности, которая с тех пор не прерывалась.
    Существует также мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор).
    Оппоненты гипотезы призвания Рюрика «из-за моря» считают, что князь правил сначала в Ладоге. В 862 захватил власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами. Это вызвало восстание против варягов во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик казнил Вадима и его советников, другие новгородцы бежали в Киев. Легенда о «призвании» варягов, сложившаяся в Новгороде или Ладоге в 11-ом веке, была использована при редактировании «Повести временных лет» в начале 12-го века для объяснения происхождения и прославления правящей русской княжеской династии, основателем которой стал считаться Рюрик. Эта версия и легла в основу норманнской теории.
    Кроме того, сторонники этой гипотезы считают, что история о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными данными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до 9-го века и о становлении Древнерусского государства вследствие внутреннего общественного развития.
    О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

  9. ты моя я твой Ответить

    Призвание варягов — призвание племенами словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород, Белоозеро и Изборск в 862 году (дата условна) . Призвание варягов считается большинством исследователей отправной точкой древнерусской государственности. Содержание [убрать]
    Согласно «Повести временных лет» , в середине IX века славянские и финские племена словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за моря. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого, между самими племенами северной Руси начались усобицы — по сообщению Новгородской первой летописи, «въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не беше в нихъ правды»
    Для прекращения межплеменных конфликтов, представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ, иже бы владелъ нами и рядил ны по праву») . В ряде поздних источников появление варягов, их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг, или от полян, или от хазар, или от дунайчев» , по другой версии — Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен потомок «из чрева средние дочери его Умилы» , то есть Рюрик. По краткому, но наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет» , было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *