В каком году и какой летчик первым перелетел через пролив ла манш?

14 ответов на вопрос “В каком году и какой летчик первым перелетел через пролив ла манш?”

  1. Bita78 Ответить

    Французский конструктор и лётчик Луи Блерио впервые перелетел из Франции в Англию через Ла-Манш на своем самолёте “Блерио-XI”.
    «Свершилось! Ла-Манш покорен!», — выкрикивали продавцы газет на улицах Парижа летом 1909 года. Действительно, произошло событие, которого многие ждали, и все равно не верилось, что это, наконец, осуществилось. Впервые на самолете, или, как тогда говорили, аэроплане, удалось перелететь через пролив, разделяющий Англию и Францию. Героем дня стал французский авиатор Луи Блерио.
    Самолеты летали тогда еще не очень уверенно, их моторы могли подвести в любую минуту. Однако крылья авиации крепли с каждым днем. В 1908 году известная английская газета «Дейли Мейл» объявила приз в 25 тысяч франков за полет на аэроплане через пролив Ла-Манш. И хотя ширина этого пролива всего около 30 километров, для авиации того времени он являлся серьезной преградой.
    Было ясно, что осуществить такой перелет — далеко непросто, что это на пределе возможностей «механических птиц». Но при удачном стечении обстоятельств, при большом везении могло и получиться.
    Лишь самые отважные и умелые авиаторы могли решиться на участие в гонке через пролив. Первым среди них стал француз Губерт Латам. Его по праву называли «королем воздуха». Бывший спортсмен-автомобилист, человек, готовый пойти на любой риск, он жаждал опасных приключений.
    О хладнокровии и невозмутимости Латама, никогда не расстававшегося с сигарой даже в полете, ходили легенды. Он первым осмелился летать, не держась за штурвал, и в ночное время, стрелять в полете из ружья. В июне 1909 года ему удалось продержаться в воздухе без посадки более часа. Это был рекорд.
    И вот теперь Латам объявил о своем намерении лететь через Ла-Манш. Он даже заключил пари, что в самое ближайшее время перелетит из Франции в Англию. Но, как назло, началась дождливая и ветреная погода. Перелет пришлось несколько раз откладывать.
    Наконец, рано утром 19 июля 1909 года Латам решил стартовать. Он поднял свой аэроплан «Антуанетт» на высоту 70 метров и направил его через пролив в сторону английского города Дувра. Сначала все шло хорошо. Была пройдена большая часть пути над морем, оставались считанные километры до цели, как вдруг мотор начал давать перебои, а потом и вовсе заглох. Другого выхода не было, как садиться на воду. Латама спас подошедший военный корабль. Упрямый авиатор тут же заявил, что через неделю снова попытается совершить перелет через Ла-Манш.
    Ему, и в самом деле, надо было спешить, поскольку в борьбу за приз газеты «Дейли Мейл» решил вступить и другой француз — Луи Блерио, опытный пилот и авиаконструктор, создатель замечательного самолета «Блерио ХI».
    Накануне перелета он приехал с женой и друзьями в предместье Кале — порта на берегу пролива. Еще до рассвета, 25 июля, его разбудили. Было прохладно, и туман стелился над землею.
    В 4 часа 41 минуту Блерио запустил мотор аэроплана. Мотор работал устойчиво. И это вселяло надежду на успех. Но Блерио взлетать не торопился. Ждал восхода солнца.
    «Я поднялся лишь тогда, когда солнце показалось над горизонтом, — вспоминал авиатор. — Миную дюны и направляюсь прямо в море. Черный дым миноноски «Эскопет», назначенной сопровождать меня, затеняет солнце. Однако очень скоро мой конвоир остается позади. Мне казалось, что лечу слишком медленно, затерянный в морском просторе. Я не спускал глаз с бензомера и почувствовал радость, когда увидел на горизонте серую полоску. То был английский берег. Направляюсь к белеющей горе. Только, черт возьми, не вижу Дувра! Куда же меня занесло?»
    К счастью, он заметил внизу несколько морских судов, очевидно, идущих в Дувр, последовал за ними и не ошибся. Через несколько минут показался долгожданный Дуврский замок.
    «Меня охватывает великая радость, — рассказывал Блерио. — Вижу какого-то человека, отчаянно машущего флагом. Рискуя разбиться, выключаю зажигание мотора и тяжело плюхаюсь на поле. Теперь что Бог даст! Шасси аэроплана трещит и подламывается. Ничего! Зато я благополучно перелетел через Ла-Манш».
    Все воздушное путешествие заняло 33 минуты. Вокруг самолета собираются люди, прибыла полиция. Пилота поздравляют с победой. Он смущен и, не зная английского языка, повторяет одну и ту же фразу: «Good morning, thank you!»
    «Париж буквально опьянен сегодня этой новой победой авиации», — сообщал корреспондент одной московской газеты. За свой подвиг Луи Блерио был удостоен высшей награды — Ордена почетного легиона. Множество поздравительных телеграмм пришло в его адрес.
    В Англии, на том месте, где совершил историческую посадку «Блерио ХI», был выложен своеобразный памятник в виде силуэта знаменитого аэроплана. Блерио получил сотни заказов на свой самолет, а в его летную школу под Парижем устремились ученики из разных стран, в том числе из России.
    После Блерио пролив Ла-Манш перелетали неоднократно. Вторым это сделал, в мае 1910 года, французский авиатор Жак Лессепс. Ровно через неделю английский летчик Ролльс совершил беспосадочный перелет из Англии во Францию и обратно. Весной 1911 французский авиатор Приер преодолел Ла-Манш, прилетев из Лондона в Париж. А в апреле 1912 года пролив впервые перелетела женщина, английская летчица Гарриет Квимби.
    Со временем, когда надежность самолетов значительно возросла, перелеты через Ла-Манш перестали быть чем-то особенным, героическим. Напротив, превратились в рядовые, о которых и говорить-то не интересно.
    Луи Блерио работал в авиации до конца своих дней. Он был свидетелем того, как 18 лет спустя после его воздушного рейса через пролив другой пилот, Чарльз Линдберг, совершил в одиночку беспосадочный перелет через Атлантический океан. И Блерио смог поздравить с этой выдающейся победой отважного американца.
    Завод Блерио продолжал строить самолеты, выпустив немало крылатых машин, на которых не раз ставились мировые рекорды. Но к середине 30-х годов прошлого века дела Блерио пошли на спад. В 1936 году его завод посетила делегация наших инженеров. В их числе был и А. С. Яковлев — известный авиаконструктор. Он вспоминал: «Завод испытывал материальные затруднения и умирал медленной смертью». Это было незадолго до кончины выдающегося пионера авиации. Он умер от тяжелой болезни 1 августа 1936 года в возрасте 63-х лет, но имя его навсегда осталось на страницах истории авиации.
    Источник

  2. germanz63 Ответить

    Когда 25 июля 1909 года чуть ли не в паре шагов от Дуврского замка приземлился хрупкий самолет Луи Блерио Британские острова стали нераздельно связанными с Континентом при помощи полётов летательных аппаратов с работающими двигателями.
    После известия о полете Блерио лорд Нортклифф (Lord Northcliffe) заявил:
    «Британия больше не остров».
    Данная фраза, конечно, не была упражнением в риторике – это было действительно пророческое заявление, что в дальнейшем показали события 1914-1918 и 1939-1940 годов.
    Однако мысли о войне были далеки от умов групп людей, собравшихся на высотах над дуврским портом в тот тихий июльский день 84 года назад. Это было время торжества, время искренних и сердечных поздавлений и, наконец, время для рассмотрения будущего этого нерешительного неопытныго юнца — авиации.
    Если Английский канал мог быть преодолен за 40 минут, то что могут сделать люди на улучшенных летательных аппаратах и со всеми преимуществами постепенно накопленного опыта?
    Было сказано, что достижения человека ограничены исключительно горизонтами его собственного воображения. Однако пионеры авиации не были мечтателями – они были прагматиками. Это было необходимым условием для выживания в этом новой, незнакомой и до сих пор неисследованной среде, со всеми ее опасностями и капризами.
    Кем был Луи Блерио и что часто скрывается за часто сухими заявлениями справочников о том, что 25 июля 1909 года он перелетел Ла-Манш и стал первым человеком, сделавшим это?
    Что мы знаем о летательном аппарате Блерио? Была ли это история простого набора высоты и легкой воздушной прогулки через Английский канал в теплый летний день? И было ли это единственным вкладом Блерио в авиацию?
    Для начала следует сказать, что уроженец Северной Франции Луи Блерио был совершенно исключительным человеком. То, что на заре развития авиации Франция в течение нескольких лет удерживала лидерство и доминирование во многом его заслуга. И хотя в инженерных кругах Луи Блерио сделал себе имя как успешный производитель ацетиленовых ламп для автомобилей, на 5 октября 1908 года – на момент объявления лордом Нортклиффом в «Daily Mail» премии в £1000 первому, кто пересечет Ла-Манш на аэроплане – в мире авиации он в мире авиации был практически неизвестен.
    Мужественный, почти на гране безрассудства, полет на хрупком самолетике сочетался у Блерио с трезвым расчетом и уравновешенностью в делах бизнеса. Он быстро оценил, что потенциальные покупатели будут заинтересованы не столько в человеке, совершившем перелет через Ла-Манш, сколько в машине, выполнившей этот успешный полет.
    Луи Блерио сразу же обратил свой взор к этой цели. У него уже давно были планы по созданию собственной авиастроительной компании. Он уже имел значительный опыт в проектировании и строительстве самолета, обладал значительными талантами в области техники и некоторое время работал с Вуазеном, который в свою очередь сам стал легендой в истории французской авиации.
    Блерио приписывают классическую компоновку моноплана, которая быстро получила признание благодаря аэродинамической чистоте и элегантности конструкции.
    Моноплан Bleriot XI, которому было суждено войти в историю, представлял собой небольшую легкую машину. Самолет имел длину 26 футов 3 дюйма (8 м) и размах крыла 25 футов 8 дюймов (7,82 м) и был изготовлен из ясеня и тополя, элементы конструкции были соединены с помощью рояльной проволоки. Соединения были стальными и алюминиевыми. Самолет развивал максимальную скорость 40 миль/ч (64 км/ч).
    На самолете на запатентованный Блерио универсальный шарнир были установлены новейший по тем временам «рычаг рулевого управления» или «cloche» (колокол), который мог перекашивать крыло для управления по крену — элероны не были установлены — и для управления рулем высоты. Педали использовались для управления рулем направления.
    Инновационной особенностью Bleriot XI стало введение самоориентирующихся колес шасси, которые были подпружинены работающими на растяжение резиновыми ремнями. Помимо этого Блерио разместил в фюзеляже самолета пятифутовый (1,5 м) надувной резиновый цилиндр на случай покидания самолета во время перелета через Ла-Манш.
    Двигатель оказался самой большой проблемой Луи Блерио. По существу, он должен был быть легким, но одновременно он должен был развивать достаточную мощность и быть обеспеченным достаточным количеством топлива, что само по себе являлось избыточным весом для разумной продолжительности полета. Фактически нужно было найти очень хрупкий баланс столь противоречивых требований, и просчету в этом выборе места не было.
    В конце концов, Блерио остановил свой выбор на трехцилиндровом двигателе воздушного охлаждения Anzani. Данный мотор представлял собой увеличенную версию спроектированного во Франции мотоциклетного двигателя Anzani; он весил 132 фунта (60 кг), имел диаметр и ход поршня 105 мм и 120 мм и развивал мощность в диапазоне от 25 до 30 лошадиных сил.
    Остро осознавая, что время на исходе, Блерио после нескольких попыток обнаружил, что двигатель Anzani может работать в течение максимум двадцати минут. Это составляло только половину расчетного времени, необходимого для выполнения безопасного перелетп через Ла-Манш.
    Луи Блерио трудился не покладая рук, чтобы устранить это казавшееся непреодолимым препятствие перед намеченной целью. К середине июля 1909 года он, наконец, был удовлетворен: Bleriot XI смог выполнить двадцатишестимильный (41 км) перелет по маршруту Этамп – Шевильи (Chevilly). Канал был всего лишь на четыре мили (6 км) короче: 22 мили (35 км) в самом узком месте.
    Было очевидно, что больше уже ничего нельзя сделать для улучшения самолета, и поэтому Блерио был теперь полностью подготовлен для попытки пересечь Канал.
    Затем, как показалось, что Судьба решила отказать Луи Блерио в его праве на место в истории: в ходе одного из ставших рутинными испытательных полетов он очень серьезно разбился.
    В случае поломки двигателя было обычной процедурой выкарабкаться на крыло, а затем выпрыгнуть, когда машина планировала перед аварийной посадкой. Однако в данном случае этот метод не подходил.
    Топливопровод сломался, и внезапный поток сразу же вспыхнувшего бензина вынудил Луи Блерио оставаться за штурвалом и попытаться совершить аварийную посадку. К тому времени машина спустились почти до уровня поверхности, и ее фюзеляж яростно горел. Последовавшая за этим посадка была шокирующим зрелищем из дыма, искр и пламени. Нога Блерио сильно обгорела, но пока механики бежали к пострадавшей машине ему удалось выпутаться из обломков.
    Ногу плотно перевязали, и Луи Блерио, опираясь на костыль и хромая с сильной болью, несколько дней спустя прибыл на французское побережье Ла-Манша. Его решимость и мужество, по-видимому, были непоколебимыми, но теперь казалось, что Блерио пережил аварийную посадку лишь для того, чтобы испытать муки полного разочарования. Его главный соперник Юбер Латам (Hubert Latham) уже прибыл.
    Латам имел смешанное происхождение (отец был англичанином, а мать француженкой), что делало его очень популярным претендентом. В связи с установившимся «Entente Cordiale» (сердечное согласие) многим каззалось весьма уместным, что англо-француз станет первым, кто свяжет две нации с помощью летательного аппарата с работающими двигателями.
    Когда Латам прибыл в расположенный неподалеку от Кале городок Сангатт (Sangatte), распаковал свой самолет и начал собирать его в одном из группы заброшенных сараев, которые были возведены для отвергнуто проекта туннеля под Английским каналом.
    Его летательным аппаратом был моноплан Antoinette IV, отличавшийся явно элегантным и стройным внешним видом. Также следовало обратить внимание не только на эстетическую, но и на возможно более важную практическую часть: самолет оснащался 50-сильным двигателем, что в два раза превышало мощность установленного на Bleriot XI мотора.
    С появлением Блерио Латам решил не терять времени, и 19 июля вскоре после рассвета Antoinette был выведен из ангара. Через несколько минут Латам уже был в кабине. Юбер Латам был настроен столь оптимистично, что взял с собой в полет кинокамеру, намереваясь полностью запечатлеть, как он надеялся, успешный исторический полет.
    Латам взлетел и, перед тем как направиться в сторону спокойного моря, выполнил несколько кругов над Сангаттом. Юбер Латам установил компас и направился в сторону Дувра.
    Через несколько миль полета у двигателя стали появляться проблемы со свечами зажигания. Сначала они начали разбрызгивать, затем пропускать работу и, наконец, к большому сожалению пилота полностью прекратили функционировать.
    Латам уже был готов к посадке на воду, поскольку другой альтернативы просто не было.
    С большим мастерством под небольшим углом он скользнул вниз над спокойной водой, постепенно теряя высоту. Через семь миль Латам приводнил свою машину, перебрался на крыло, закурил и стал ждать французский эсминец, который мчался в его сторону для выполнения спасательной операции.
    Оказавшись на берегу, Юбер Латам направил срочную депешу в Париж с просьбой прислать на замену новый самолет Antoinette. Машина прибыла через три дня и, поскольку машины был разобрана, Латам с максимально возможной скоростью приступил к ее сборке.
    Луи Блерио еще предстояло сделать свой ход.
    Однако к полету готовился еще один соверник, разположившийся недалеко от Булони – в нескольких милях от Виссана (Wissant). Это был граф де Ламбер (Comte de Lambert) со своим бипланом Wright. С самого начала ни Латам, ни Блерио не рассматривали де Ламбера в качестве серьезной угрозы. Однажды граф выполнял тренеровочный полет и разбился вскоре после взлета. Сразу же после аварии граф заявил, что не будет пытаться пересечь Ла-Манш.
    Машина Блерио была уже распакована, собрана и стояла меж песчаных дюн у «ангаров» (les Baraques) примерно в миле от места размещения латамовского аэроплана Antoinette.
    В субботу 24 июля и Латам и Блерио заявили о готовности к полету через Ла-Манш. Вскоре погода резко изменилась, и вдоль канала задули сильные юго-западные ветра.
    Обоим пилотам было ясно, что условия полёта были невозможными, особенно для легких самолетов. Модифицированный для преодоления Ла-Манша Bleriot XI весил всего 448 фунтов (203 кг), пилот и топливо добавляли еще 212 фунтов (96 кг).
    Хотя погодные условия не изменились, Блерио чувствовал, что в течение ночи они могут улучшиться. Он настоял, чтобы его разбудили рано утром.
    Как и предсказывал Блерио, ночью ветер внезапно прекратился. В лагере Латама о намерениях Блерио узнали только после того как члены команды Блерио выкатили Bleriot XI на расположенные ниже скал плоские пески.
    В призрачном свете зари было видно, как несколько человек толкали моноплан с его колесами со спицами в направлении точки взлета. Луи Блерио стоял в кабине самолета и внимательно контролировал всю операцию. В конце концов, он сел и стал проводить последние предполетные проверки. У Блерио не было компаса, и случайно (или, возможно, в шутку) он спросил:
    «Кстати, где именно находится Дувр?»
    Кто-то неопределенно указал на невидимую точку через Ла-Манш.
    Большой изогнутый пропеллер повернулся, и двигатель, немедленно чихнув, заработал. Вскоре после этого, летательный аппарат начал набирать скорость.
    Блерио быстро набрал высоту над песками, а затем повернул к морю. Официальное время взлета было зафиксировано как 04:41, хотя позднее Блерио и различные газеты указывали совершенно другие цифры.
    Зеваки, в том числе и скептики из команды Латама, наблюдали, как моноплан полностью растворился в утреннем тумане над Ла-Маншем.
    На некотором расстоянии в сторону моря Блерио смог распознать французский эсминец «Эскопета» (Escopette), который, как он знал, направлялся в Дувр с его женой на борту. Он наблюдал за ходом эсминца и немного поправил направление своего полета.
    Это вряд ли можно было назвать усовершенствованной навигацией, но в отсутствие компаса это было некоторым улучшением после того как были покинуты песчаные дюны у «ангаров».
    Блерио продолжал полет, но на малой высоте видимость была ограничена несколькими милями. Эсминец остался за хвостом машины и вскоре исчез из поля зрения.
    «Я был поражен»,
    – сказал позднее Луи Блерио.
    «Я вообще ничего не видел. Это было странное положение: полное одиночество и отсутствие ориентиров посередине Канала».
    Машину Блерио с большим интересом наблюдали с борта эсминца «Эскопета». Позднее в Дувре капитан 2-го ранга Пьёжи (Capitaine de frégate Pioger) заявил корреспондентам газет:
    «Прежде, чем мы добрались до середины канала, он пролетел высоко над нашими головами; во время его пролета мы ликовали. Через несколько минут он исчез из нашего поля зрения, хотя мы все время двигались на максимальной скорости».
    Впоследствии Блерио оценивал свою скорость примерно в 45 миль/ч (72 км/ч).
    Чуть позже, находясь в полном одиночестве над совершенно пустым морем, Блерио посмотрел на часы. С момента взлета прошло двадцать минут, и он был на середине пути. Двадцать минут были также пределом работы двигателя Anzani, после которых он начинал показывать признаки перегрева.
    Согласно легенде, — хотя ни один источник тех лет не подтверждает этой истории — перегревшийся в тот момент двигатель Anzani был охлажден ниспосланным провидением мелким дождем. Спустя тридцать минут после взлета Блерио стал замечать на горизонте постоянно утолщающуюся линию. Скалы Дувра лежали всего в нескольких милях впереди.
    Луи Блерио знал, если двигатель в течение нескольких минут будет надежно работать, то успех будет у него в руках.
    Подлетая к побережью, Блерио понял, что сильный ветер сбил его с курса и что моноплан дрейфует на восток, в сторону залива Святой Маргариты и Диля. Он повернул к порту и с восхищением следил за приближением скал Дувра, которые, казалось, спешат ему навстречу.
    Блерио заранее договорился с журналистами-соотечественниками о разложении французского триколора на подходящем для посадки месте на вершине скалы. Однако ветер подул с еще большей силой и ни о какой точной посадке не могло быть и речи. Блерио приближался береговому участку, где ветер дул с моря и прямо над скалами.
    Неизбежные воздушные потоки вынудили самолетик изменить направление полета и задрать нос. Блерио взмыл над скалой, едва коснулся ее и тотчас же обнаружил, что машина стала почти неуправляемой.
    Он мгновенно принял решение садиться на первую попавшуюся подходящую площадку. Непосредственно перед ним была подходящая на вид зеленая площадка, распложенная непосредственно под стенами дуврского замка. Блерио управлял своим маленьким монопланом, собираясь выполнить посадку, но, к сожалению, травянистая площадка оказалась замаксированным зеленью склоном. Из-за этого моноплан упал на землю с такой силой, что сложил шасси и разбил винт.
    Сильно потрясенный, но, тем не менее, торжествующий Луи Блерио выбрался из машины и стал рассматривать повреждения.
    Через несколько минут констебль и французский журналист прибежали к Блерио и его самолету. За ними быстро последовало большое количество людей.
    Десятки солдат из форта Бургойн (Fort Burgoyne), где был расквартирован кентский территориальный велосипедный батальон (Kent Territorial Cyclist Battalion), присоединились к группе заинтересованных наблюдателей. Они собрались вокруг моноплана, делая предположения, изумляясь и, после того как быстро все осознали, понимая свидетелями чему они только что стали.
    В тот день полет Блерио был главной темой разговоров в Дувре, и в местной приходской церкви органист к радости и веселья собрания сыграл «О, для крыльев голубя» («Oh for the wings of a dove»)
    После официальных регистрации и последовавшего за ним признания Блерио вернулся во Францию, где его бурно приветствовали соотечественники. На моноплан Bleriot XI посыпались заказы, и Блерио удалось реализовать свои амбиции путем усоздания собственной авиастроительной компании: его технические способности, неукротимый дух и непоколебимая решимость полностью окупились.

  3. Val2104753 Ответить

    Франки Запата, создатель «летающей доски» с реактивным мотором Flyboard, запомнился полетом на параде 14 июля над Елисейскими полями. Со второй попытки он сумел пересечь Ла-Манш. Перелет с посадкой для заправки занял у него 25 минут.
    40-летний уроженец Марселя Франки Запата приземлился в Британии на площадке, где была установлена специальная платформа с огнетушителем. Он картинно завис на несколько секунд и аккуратно опустился под аплодисменты собравшихся.
    Французский изобретатель начал спортивную карьеру с гонок на катерах и водных мотоциклах. Он одерживал победы, неоднократно был чемпионом Европы, а в 2011 году начал проектировать «летающую доску» с реактивным двигателем. В 2012-м появилась «доска» на гидрореактивной тяге, затем он стал создавать летательный аппарат с реактивным двигателем на авиационном горючем.
    В 2016-м году он смог начать полеты. Однако построить Flyboard и научиться держаться в креплениях, напоминающих крепления сноуборда, оказалось легче, чем добиться права поднимать ее в воздух. Только в 2017-м году власти дали ему разрешение. Все узнали о проекте «летающего человека» на недавнем параде 14 июля, когда Франки Запата парил над Елисейскими полями.
    После этого он объявил, что собирается пересечь Ла-Манш, повторив подвиг французского пилота Луи Блерио, который сто лет назад, 25 июля 1909 года, за 37 минут перелетел пролив и приземлился на британском берегу.
    25 июля Франки Запата отправился в свой первый международный перелет, но потерпел неудачу, не сумев сесть на качающуюся на волнах платформу, где должен был дозаправиться горючим.

  4. zed_96 Ответить

    Примеры употребления слова блерио в литературе.

    Адамович Георгий – 190,191,194, 291,308 Андропов Юрий – 127,128 Анненский Иннокентий – 295, 314 Анреп Борис – 247 Ахматова Анна – 7,10,13,14,30, 36,43,45,47,50,56-59,93,100, 101,106,108,109,138,142-144, 157,161,181,190,192,204,206, 213-215,218,223-228,230-256, 261-278,289,295,310,312-314, 317 Багрицкий Эдуард – 308 Байрон Джордж – 5,51,96,138-140,149,152,233,272 Бакст Леон- 173 Баланчин Джордж- 189,190,193,196,197,291,292 Баратынский Евгений – 52,56,173,227-230 Барышников Михаил – 177,179-181,184,214,283,296,297,302-305,307 Батюшков Константин – 51 Бах Иоганн-Себастьян – 100, 204,213,240,241,263 Бахтин Михаил – 174,290 Беккет Сэмюэл – 14,135 Белый Андрей – 150,289 Бенкендорф Александр – 107 Бердяев Николай – 49,191 Берия Лаврентий – 55 Берковский Наум – 230 Берлин Исайя – 173,181,247,248,266,269 Бернс Роберт – 34 Берриман Джон – 145 Бетховен Людвиг ван – 44 Битов Андрей – 287 Блерио Луи – 246 Блок Александр – 22,50,155,227,228,233,240,251,274,275,277,288,295,301,314 Бобышев Дмитрий – 226,227,232 Бодлер Шарль-
    Источник: библиотека Максима Мошкова

  5. Glebjuglov Ответить

    «Свершилось! Ла-Манш покорен!», — выкрикивали продавцы газет на улицах Парижа летом 1909 года. Действительно, произошло событие, которого многие ждали, и все равно не верилось, что это, наконец, осуществилось. Впервые на самолете, или, как тогда говорили, аэроплане, удалось перелететь через пролив, разделяющий Англию и Францию. Героем дня стал французский авиатор Луи Блерио.
    ПРИЗ «ДЕЙЛИ МЕЙЛ»
    Самолеты летали тогда еще не очень уверенно, их моторы могли подвести в любую минуту. Однако крылья авиации крепли с каждым днем. В 1908 году известная английская газета «Дейли Мейл» объявила приз в 25 тысяч франков за полет на аэроплане через пролив Ла-Манш. И хотя ширина этого пролива всего около 30 километров, для авиации того времени он являлся серьезной преградой.
    Было ясно, что осуществить такой перелет — далеко непросто, что это на пределе возможностей «механических птиц». Но при удачном стечении обстоятельств, при большом везении могло и получиться.
    Лишь самые отважные и умелые авиаторы могли решиться на участие в гонке через пролив. Первым среди них стал француз Губерт Латам. Его по праву называли «королем воздуха». Бывший спортсмен-автомобилист, человек, готовый пойти на любой риск, он жаждал опасных приключений.
    О хладнокровии и невозмутимости Латама, никогда не расстававшегося с сигарой даже в полете, ходили легенды. Он первым осмелился летать, не держась за штурвал, и в ночное время, стрелять в полете из ружья. В июне 1909 года ему удалось продержаться в воздухе без посадки более часа. Это был рекорд.
    НЕУДАЧНИК ЛАТАМ
    И вот теперь Латам объявил о своем намерении лететь через Ла-Манш. Он даже заключил пари, что в самое ближайшее время перелетит из Франции в Англию. Но, как назло, началась дождливая и ветреная погода. Перелет пришлось несколько раз откладывать.
    Наконец, рано утром 19 июля 1909 года Латам решил стартовать. Он поднял свой аэроплан «Антуанетт» на высоту 70 метров и направил его через пролив в сторону английского города Дувра. Сначала все шло хорошо. Была пройдена большая часть пути над морем, оставались считанные километры до цели, как вдруг мотор начал давать перебои, а потом и вовсе заглох. Другого выхода не было, как садиться на воду. Латама спас подошедший военный корабль. Упрямый авиатор тут же заявил, что через неделю снова попытается совершить перелет через Ла-Манш.
    Ему, и в самом деле, надо было спешить, поскольку в борьбу за приз газеты «Дейли Мейл» решил вступить и другой француз — Луи Блерио, опытный пилот и авиаконструктор, создатель замечательного самолета «Блерио ХI».
    Накануне перелета он приехал с женой и друзьями в предместье Кале — порта на берегу пролива. Еще до рассвета, 25 июля, его разбудили. Было прохладно, и туман стелился над землею.
    «КУДА ЖЕ МЕНЯ ЗАНЕСЛО?»
    В 4 часа 41 минуту Блерио запустил мотор аэроплана. Мотор работал устойчиво. И это вселяло надежду на успех. Но Блерио взлетать не торопился. Ждал восхода солнца.
    «Я поднялся лишь тогда, когда солнце показалось над горизонтом, — вспоминал авиатор. — Миную дюны и направляюсь прямо в море. Черный дым миноноски «Эскопет», назначенной сопровождать меня, затеняет солнце. Однако очень скоро мой конвоир остается позади. Мне казалось, что лечу слишком медленно, затерянный в морском просторе. Я не спускал глаз с бензомера и почувствовал радость, когда увидел на горизонте серую полоску. То был английский берег. Направляюсь к белеющей горе. Только, черт возьми, не вижу Дувра! Куда же меня занесло?»
    К счастью, он заметил внизу несколько морских судов, очевидно, идущих в Дувр, последовал за ними и не ошибся. Через несколько минут показался долгожданный Дуврский замок.
    «Меня охватывает великая радость, — рассказывал Блерио. — Вижу какого-то человека, отчаянно машущего флагом. Рискуя разбиться, выключаю зажигание мотора и тяжело плюхаюсь на поле. Теперь что Бог даст! Шасси аэроплана трещит и подламывается. Ничего! Зато я благополучно перелетел через Ла-Манш».
    ОРДЕН ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА
    Все воздушное путешествие заняло 33 минуты. Вокруг самолета собираются люди, прибыла полиция. Пилота поздравляют с победой. Он смущен и, не зная английского языка, повторяет одну и ту же фразу: «Good morning, thank you!»
    «Париж буквально опьянен сегодня этой новой победой авиации», — сообщал корреспондент одной московской газеты. За свой подвиг Луи Блерио был удостоен высшей награды — Ордена почетного легиона. Множество поздравительных телеграмм пришло в его адрес.
    В Англии, на том месте, где совершил историческую посадку «Блерио ХI», был выложен своеобразный памятник в виде силуэта знаменитого аэроплана. Блерио получил сотни заказов на свой самолет, а в его летную школу под Парижем устремились ученики из разных стран, в том числе из России.
    После Блерио пролив Ла-Манш перелетали неоднократно. Вторым это сделал, в мае 1910 года, французский авиатор Жак Лессепс. Ровно через неделю английский летчик Ролльс совершил беспосадочный перелет из Англии во Францию и обратно. Весной 1911 французский авиатор Приер преодолел Ла-Манш, прилетев из Лондона в Париж. А в апреле 1912 года пролив впервые перелетела женщина, английская летчица Гарриет Квимби.
    ИМЯ В ИСТОРИИ
    Со временем, когда надежность самолетов значительно возросла, перелеты через Ла-Манш перестали быть чем-то особенным, героическим. Напротив, превратились в рядовые, о которых и говорить-то не интересно.
    Луи Блерио работал в авиации до конца своих дней. Он был свидетелем того, как 18 лет спустя после его воздушного рейса через пролив другой пилот, Чарльз Линдберг, совершил в одиночку беспосадочный перелет через Атлантический океан. И Блерио смог поздравить с этой выдающейся победой отважного американца.
    Завод Блерио продолжал строить самолеты, выпустив немало крылатых машин, на которых не раз ставились мировые рекорды. Но к середине 30-х годов прошлого века дела Блерио пошли на спад. В 1936 году его завод посетила делегация наших инженеров. В их числе был и А. С. Яковлев — известный авиаконструктор. Он вспоминал: «Завод испытывал материальные затруднения и умирал медленной смертью». Это было незадолго до кончины выдающегося пионера авиации. Он умер от тяжелой болезни 1 августа 1936 года в возрасте 63-х лет, но имя его навсегда осталось на страницах истории авиации.
    Геннадий Черненко
    Журнал «Костер»

  6. Escander72 Ответить

    Исторический монумент Колонна Бланшара. Затеряна в лесах к югу от Кале, вблизи города Гин, добраться к нему можно только по одинокой тупиковой проселочной дороге, на которой, правда, есть указатель для велосипедистов.
    Жан-Пьер Бланшар был первым воздухоправателем перелетевшим через Ла-Манш. Было это 7 января 1785 г. В компании с американским доктором Джоном Джефрисом Бланшар поднялся в воздух в Дувре на шаре занимательной конструкции: гандола имела форму лодки, имела крылья и якорь для точности посадки.

    перелет занял 2,5 часа… причем уже через час после вылета, шар начал терять высоту и аэронавты были вынуждены сбросить все, что можно было выбросить- балласт, крылья, парашют, якорь, пищу и инструмент. В последние метры до берега аэронавты были вынуждены выбросить часть одежды.
    вот картинки изображающие перелет:

    отсутствие якоря помешало перелетчикам триумфально приземлиться на набережной, где их ждал народ, и они упали вот тут вот в лесу:

    что не лишило пилотов своего триумфа… власти Кале воздвигли данную колонну и увековечили их память: “В правление Людовика XVI,
    год 1785,
    Жан-Пьер Бланшар из Анделиса в Нормандии,
    в сопровождении англичанина Джона Джефриса
    оправивлись из замка Дувра
    на аэростате
    7 января в 1 час с четвертью
    первыми пересекли по воздуху пролив Па-де-Кале
    и в три часа с тремя четвертями
    опустились в этом самом месте, где жители Гина,
    воздвигли эту колонну
    во славу этих двух путешественников.
    ———-
    Эти аэронавты после своего приземления были встречены Элизом Казэном д’Оннинктюн и Луи-Мари Дюфоссэ, которые проводили их в замок виконта Дезандруа, шамбелена Императора, который уложил первый камень в основние этой колонны 25 мая 1785 г.”

    первоначально на вершине колонны был установлен шар.
    А фигура Бланшара показалась мне достойной отдельного обзора:
    Франсуа Бланшар, вошедший в историю почему то под именем Жан-Пьера, родился 4 июля 1753 г. в городе Лез-Андели в семье токаря. С детства увлекался механикой и мечтал летать как птица, что иной раз выражалось в распиловке птиц на токарном станке, дабы рассмотреть как это летающее устройство сделано.
    памятник в родном городе:

    Никогда нигде не учился.
    Сумео построить механическое устройство, обеспечивающее водой Шато Гайард. Попытки создать летающее устройство с крыльями (самолет) никак не увенчивались успехом.
    При попытке попытать счастья в столице, Бланшар познакомился с неким аббатом Девиннэ, который рассказал о нем братьям короля. Устройство Бланшара вызвало у них интерес и принцы крови в компании с другими молодыми балбесами заключили пари на тему полетит/не полетит. 5 мая 1782 г. на театральной площади Парижа, при большом стечении народа, активно осуществляя размахивание крыльями с помошью велопедального устройства, попытка взлета торжественно провалилась, но не обескуражила изобретателя, который все списал на дождь. Публичный успех в том же году братьев Монгольфьеров побудил Бланшара внести некоторые изменения в конструкцию.
    2 марта 1784 г. его “непотопляемая лодка” взлетела с Марсова Поля в Париже при помощи шара, наполненого водородом, и при помощи винтов и шести крыльев совершила управляемый перелет против ветра через Сену. Во время взлета произошел инцидент, когда один отчаяный курсант Парижской военной школы, находящейся как раз у Марсова Поля, ворвался в гандолу воздухоплавателя и угрожая ему шпагой ранил помошника Бланшара и требовал позволить ему совершить полет. Долгое время молва приписывала этот поступок молодому корсиканцу Бонапарту, но увы, N в то время еще находился в Бриенне.
    Успех мероприятия позволил Бланшару собрать 50 тыс. франков на развитие аэронавтики, 23 мая он осуществляет второй и 18 июля третий полет в Руане. Тем не менее, происки братьев Монгольфьеров, добишихся большего расположения властей и персональных королевских пенсий, побудили его уехать в Англию. 6 октября 1784 г. он осуществил демонстрацию в Лондоне. Демонстрация была платной за погляд брали до 12 франков. Совместно с Пилятром де Розье (о коем позже) он объявил о намерении перелететь через Ла-Манш. Однако Пилятр обуреваемый гордыней вскоре покинул Англии и заявил о том, что и сам перелетит не хуже и стал готовиться к взлету из французского города Булонь-сюр-мер. Это заставило Бланшара ускорить свою инициативу и 7 января 1785 г., как уже говорилось выше перелетел.
    8 января весь город Кале бился в радостной истерике по поводу эпохального шага для всего человечества. Аэростат был выставлен в Соборе Калезской Богоматери, самому пилоту выплатили 3000 тогдашних франков и назначили пожизненый пенсион 600 франков в год. Королева передала Бланшару свой карточный выигрыш за этот день (сумма умалчивается), за что его коллеги аэронавты завистливо прозвали его Дон Кихот Ламаншский. Через 3 дня Бланшар проездом в Париж показал язык Пилятру в Булони, который был здорово обижен тем, что его опередили. Еще через несколько дней он с триумфом въехал в Париж. Король удвоил его пенсион и выдал крупную сумму денег. Несколько месяцев спустя, Пилятр де Розье взлетает на своем шаре из Булонь-сюр-мер, но разбивается даже не долетев до берега.
    Затем Бланшар путешествует по Европе с платными показами своего шара и, осуществляя подъем в воздух зрителей. Во время демонстрации в Гааге его шар получил пробоину и упал в поле, это тогд аон придумал и прикрепил к шару парашют. В 1786 г. он присутствует при торжественном открытии колонны в память его перелета через Ла-Манш. Он организует мастерскую в Лилле и оттуда ездит с показами по Европе. Во Франкфурте на Майне во время полета с принцем Гессен-Дармштадским, балон опять получает повреждение, но благополучно приземляется благодаря парашюту. В октябре 1784 г. при демонстрации полетов присутствет посол России граф Румянцев, который после отвозит Бланшара к себе во дворец в карете, в которую вместо лошадей впрягаются восторженные поклонники. русский посол и 12 немецких князей осуществляют сбор средст по подписке для строительства шара, способного поднять 50 человек. Но 19 ноября во время полета в Генте, шар падает и разбивается, хотя сам Бланшар не пострадал.
    Он строит новый шар с которым осуществляет в апреле 1786 г. пробный, свой 17 полет в Дуэ. В июне в Брюсселе на выступлении в присутствии эрцгерцога Нидерландов Бланшар выпустил из шара на парашюте крупного барана.
    он пытается построить конcтрукцию воздушного шара с использованием нескольких шаров, наполненых разными газами, с которыми он надеется лучше управлять полетом и обеспечить большую безопасноть пассажировю 27 марта 1787 г. в Валансьене он демонстрирует полет гандолы с пятью шарами.
    В 1788 г. он осуществляет еще один перелет через Ла-Манш. Революция прерывает на время его занятия. Затем он возобновляет выступления в Германии. В 1793 г. его арестовывают в Куфштейне в Австрии по обвинению в распространении идей французской революции. После освобождения он перезжает в Америку. Осуществляет перелет из Пенсильвании в Глочестер. В 1796 г. он успешно демонстрирует полет в Нью-Йорке в присутствии Джоржа Вашингтона, но зависть американских аэронавтов вынуждает его вернуться в Европу, где тем временем Андре-Жак Гарнерэн заимствует и развивает его идею парашюта.
    С 1798 г. он принимает участие в работе на проектом высадки на Британские острова. В Руане он демонстрирует полет гандолы с 17 солдатами на борту.
    шары Бланшара с десантниками летят на Британию:

    Но идея не получает развития, а сам Бланшар затевает полемику во французских журналах с Гарнерэном. В 1799 г. для демонстрации своей правоты он поднимается на шаре над Парижем, несколько раз пересекает Сену, а затем спускается на парашюте в Булонь-на Сене. Однако Гарнерен, выбросивший на парашюте с монгольфьера собственную жену, показался публике убедительнее.
    Далее он выступает с разной мерой успешности со своими шарами в разных городах. В 1804 г. 51-летний пионер аэронавтки сочетается законным браком с 25 летней девицей Софи Арман, которая становится его компаньоном по полетам и первой женщиной авиатором.
    В 1808 г. в Гааге при демонстрации полета шара перед королем Нидерландов Луисом Бонапартом, Бланшар выпал из шара. Его молодая супруга, героически в одиночку посадившая шар, объяснит, что с пилотом внезапно случился удар. По приказу Луиса Бонапарта Бланшару оказали максимольно возможную медицинскую помошь, но тем не менее 7 марта 1809 г. человек, первывым перелетевший Ла-Манш умер. К несчастью для его молодой вдовы, человек, которого все считали богачем, оставил после себя одни долги. Пенсион, данный ему корлем, был отменен после революции. Неоднократные просьбы впоследствии о его возобновлении остались без ответа. Согласно одной из версий, эта просьба была отброшена Советом Пятисот, поскольку была написана совершенно безграмотно с невероятным количеством орфографических ошибок.
    Смелая женщина геройски продолжила дело мужа и возобновила платные демонстрации полетов воздушного шара. Среди прочего практикуя массовый выброс кукол с парашютами и пуск феерверков с шара. Она осуществила 26 полетов с мужем и 41 самостоятельно. В 1810 г. Наполеон присваевает ей титул Императорский Аэронавт. Она запускает шар во время венчания Наполеона с Марией-Луизов и в честь рождения Наполеона-2, что не помешает ей поднятьс яна шаре в честь въезда Людовика 18 в Париж в 1814 г. После падения Наполеона она выступает по Европе. Демонстрирует полеты в Берлине, Лондоне, Санкт-Петербурге, Риме и т.д.
    6 июля 1819 г. во время полета в Тиволи в Париже при запуске фейерверков с шара, одна из ракет проткнула оболочку и подожгла газ. Шар рухнул с высоты 300 метров на крыши домов. Первая женщина-аэронавт была похоронена за королевский счет на кладбище Пер-Лашез.
    Любопытно, что Наполеон 7-й, во время службы в Иностранном Легионе, скрывал свое подлинное имя под псевдонимом Бланшар.
    © С.В.Дыбов, 2008 г.
    дирижабль R101
    E-40
    Fusion Man
    Eвротоннель
    полет инженерной мысли во времена Наполеона

  7. FibodeRosso Ответить

    Запата стартовал с пляжа близ коммуны Сангатт примерно в 8:15 (9:15 мск). Во время полета он успешно приземлился на специально размещенную в проливе платформу для дозаправки. По подсчетам организаторов, на преодоление маршрута длиной 35 км у изобретателя ушло около 22 минут, через которые он приземлился между городами Дувр и Сент-Маргарет Бэй (Великобритания).
    Первую попытку перелететь Ла-Манш Запата предпринял 25 июля, однако она закончилась неудачей. Из-за сильной качки дозаправочной платформы пилот не смог на нее приземлиться и упал в воду. В этот раз француз использовал платформу больших размеров.
    “Я очень боялся этой посадки (на дозаправку – прим. ТАСС), но все прошло хорошо, – рассказал Запата. – Я благодарю свою команду, они работали по 16 часов в день между этими попытками Спасибо моей жене за постоянную поддержку, спасибо моим друзьям Я знал, что они не подведут меня”.
    Летающая платформа Flyboard Air, на которой изобретатель отправился в путь, снабжена пятью небольшими реактивными двигателями, которые позволяют ей разгоняться вместе с оператором до 195 км/ч, а без оператора, с дистанционным управлением для перевозки грузов, – до 400 км/ч. Двигатели работают на авиационном керосине, и в обычных условиях запаса топлива хватает на семь минут. Платформа может использоваться на высоте до 3-3,5 км.
    По словам Запаты, источником вдохновения для него послужил подвиг французского изобретателя и авиатора Луи Блерио, который 25 июля 1909 года стал первым пилотом, перелетевшим через Ла-Манш. На преодоление пути в 37 км у него ушло 37 минут.

  8. Alexksander01 Ответить

    На самолете на запатентованный Блерио универсальный шарнир были установлены новейший по тем временам «рычаг рулевого управления» или «cloche» (колокол), который мог перекашивать крыло для управления по крену — элероны не были установлены — и для управления рулем высоты. Педали использовались для управления рулем направления.
    Инновационной особенностью Bleriot XI стало введение самоориентирующихся колес шасси, которые были подпружинены работающими на растяжение резиновыми ремнями. Помимо этого Блерио разместил в фюзеляже самолета пятифутовый (1,5 м) надувной резиновый цилиндр на случай покидания самолета во время перелета через Ла-Манш.
    Двигатель оказался самой большой проблемой Луи Блерио. По существу, он должен был быть легким, но одновременно он должен был развивать достаточную мощность и быть обеспеченным достаточным количеством топлива, что само по себе являлось избыточным весом для разумной продолжительности полета. Фактически нужно было найти очень хрупкий баланс столь противоречивых требований, и просчету в этом выборе места не было.
    В конце концов, Блерио остановил свой выбор на трехцилиндровом двигателе воздушного охлаждения Anzani. Данный мотор представлял собой увеличенную версию спроектированного во Франции мотоциклетного двигателя Anzani; он весил 132 фунта (60 кг), имел диаметр и ход поршня 105 мм и 120 мм и развивал мощность в диапазоне от 25 до 30 лошадиных сил.
    Остро осознавая, что время на исходе, Блерио после нескольких попыток обнаружил, что двигатель Anzani может работать в течение максимум двадцати минут. Это составляло только половину расчетного времени, необходимого для выполнения безопасного перелета через Ла-Манш.
    Луи Блерио трудился не покладая рук, чтобы устранить это казавшееся непреодолимым препятствие перед намеченной целью. К середине июля 1909 года он, наконец, был удовлетворен: Bleriot XI смог выполнить двадцатишестимильный (41 км) перелет по маршруту Этамп – Шевильи (Chevilly). Канал был всего лишь на четыре мили (6 км) короче: 22 мили (35 км) в самом узком месте.
    Было очевидно, что больше уже ничего нельзя сделать для улучшения самолета, и поэтому Блерио был теперь полностью подготовлен для попытки пересечь Канал.
    Затем, как показалось, Судьба решила отказать Луи Блерио в его праве на место в истории: в ходе одного из ставших рутинными испытательных полетов он очень серьезно разбился.
    В случае поломки двигателя было обычной процедурой выкарабкаться на крыло, а затем выпрыгнуть, когда машина планировала перед аварийной посадкой. Однако в данном случае этот метод не подходил.
    Топливопровод сломался, и внезапный поток сразу же вспыхнувшего бензина вынудил Луи Блерио оставаться за штурвалом и попытаться совершить аварийную посадку. К тому времени машина спустились почти до уровня поверхности, и ее фюзеляж яростно горел. Последовавшая за этим посадка была шокирующим зрелищем из дыма, искр и пламени. Нога Блерио сильно обгорела, но пока механики бежали к пострадавшей машине ему удалось выпутаться из обломков.
    Ногу плотно перевязали, и Луи Блерио, опираясь на костыль и хромая с сильной болью, несколько дней спустя прибыл на французское побережье Ла-Манша. Его решимость и мужество, по-видимому, были непоколебимыми, но теперь казалось, что Блерио пережил аварийную посадку лишь для того, чтобы испытать муки полного разочарования. Его главный соперник Юбер Латам (Hubert Latham) уже прибыл.
    соперник Блерио по перелету через Ла-Манш Юбер Латам
    Латам имел смешанное происхождение (отец был англичанином, а мать француженкой), что делало его очень популярным претендентом. В связи с установившимся «Entente Cordiale» (сердечное согласие) многим казалось весьма уместным, что англо-француз станет первым, кто свяжет две нации с помощью летательного аппарата с работающими двигателями.
    Когда Латам прибыл в расположенный неподалеку от Кале городок Сангатт (Sangatte), он распаковал свой самолет и начал собирать его в одном из группы заброшенных сараев, которые были возведены для отвергнутого проекта туннеля под Английским каналом.
    Его летательным аппаратом был моноплан Antoinette IV, отличавшийся элегантным и стройным внешним видом. Также следовало обратить внимание не только на эстетическую, но и на, возможно, более важную практическую часть: самолет оснащался 50-сильным двигателем, что в два раза превышало мощность установленного на Bleriot XI мотора.
    С появлением Блерио Латам решил не терять времени, и 19 июля вскоре после рассвета Antoinette был выведен из ангара. Через несколько минут Латам уже был в кабине. Юбер Латам был настроен столь оптимистично, что взял с собой в полет кинокамеру, намереваясь полностью запечатлеть, как он надеялся, успешный исторический полет.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *