В каком году иван грозный венчался на царство?

15 ответов на вопрос “В каком году иван грозный венчался на царство?”

  1. Бетель Ответить

    К концу XV века, во времена татаро-монгольского ига, московские князья являясь наместниками Золотой орды, часто именовали себя царями. Однако официальный титул царя на Руси появился 25 января (16 января по старому стилю) 1547 года, именно тогда произошло венчание на царство Ивана IV Грозного.
    В. Васнецов: Иван IV грозный
    Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул признавался исключительно внутри Московского государства.
    Отец Ивана, великий князь Московский Василий III, прожив 20 лет в браке и не нажив детей, отправил законную супругу Саламонию в монастырь против ее воли. Он женился на литовской княжне Елене Глинской и через 4 года 25 августа 1530 года родился наследник – Иван IV, прозванный в последствии Грозным.
    Когда Ивану было три года умер отец, а через пять лет умерла и мать. Мальчик рос в обстановке вражды и обмана, борьбы за власть между его опекунами – боярами. На семнадцатом году жизни Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и принять титул царя. На этот счет существует две версии: по одной из версий у молодого Ивана очень рано сформировались стремления к власти, ощущения своего высокого избранничества и инициатива была действительно его,  по другой – инициатива венчания на царство исходила от самого митрополита, человека весьма незаурядного и  почитаемого, который видел Москву наследницей павшего Константинополя, продолжив укрепление православия через соединение царской и духовной власти.
    Успенский Собор, Москва
    Обряд венчания на царство великого князя Ивана IV проходил в Успенском соборе Московского Кремля. Митрополит Макарий возложив знаки царского достоинства – животворящий крест, бармы, золотую цепь и шапку Мономаха, совершил, таким образом, обряд миропомазания.
    Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.
    Шапка Мономаха
    Процедура возведения к царской власти единовластного государя была проведена не Константинопольских патриархом, ни папой Римским, а русским митрополитом. Поэтому понадобились годы, чтобы титул царя за русским самодержцем был признан другими государствами.
    С 1555 года титул русского царя безоговорочно признавался Англией. Чуть позже последовала Испания, Дания и Флорентийская республика. Соборная грамота, подтверждающая титул самодержца всея Руси, подписанная тридцатью шестью греческими митрополитами и епископами была утверждена в 1561 году Константинопольским патриархом Иосифом.
    Костяной престол Ивана IV Грозного
    Сам Иван Васильевич придавал большое значение признание его царского титула Польско-Литовским государством. Но Польша в течении всего XVI века так и не признала его титул.
    Царский титул позволил русскому царю не только укрепить власть, но и занять совсем другое положение в дипломатических отношениях. До этих пор существовавший титул — «Великий князь» переводился как «принц» или «герцог». Титул же — «царь» переводили как «император», тем самым русский самодержиц приравнивался к единственному в Европе императору – императору Священной Римской Империи. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу, и эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.

  2. Маус Ответить

    Иван Грозный – первый царь всея Руси, известный своими варварскими и невероятно жесткими методами правления. Несмотря на это, его царствование считают знаменательным для государства, которое благодаря внешней и внутренней политике Грозного стало в два раза больше по своей территории. Первый русский правитель был властным и очень злым монархом, но сумел многого достичь на международной политической арене, поддерживая в своем государстве тотальную единоличную диктатуру, насыщенную казнями, опалой и террором за любое неповиновение власти.
    Портрет Ивана ГрозногоРодился Иван Грозный (Иван IV Васильевич) 25 августа 1530 года в подмосковном селе Коломенское в семье великого князя Василия III Рюриковича и литовской княгини Елены Глинской. Он был старшим сыном у родителей, поэтому стал первым престолонаследником отца, которого должен был сменить по достижению совершеннолетия. Но номинальным царем всея Руси ему пришлось стать в 3-летнем возрасте, так как Василий III серьезно заболел и скоропостижно скончался. Через 5 лет у будущего царя умерла и мать, в результате чего в 8 лет он остался полным сиротой.
    Василий III, отец Ивана ГрозногоДетство юного монарха прошло в обстановке дворцовых переворотов, серьезной борьбы за власть, интриг и насилия, что сформировало у Ивана Грозного жесткий характер. Тогда, считая престолонаследника ничего непонимающим ребенком, попечители не обращали на него никакого внимания, беспощадно убивали его друзей и держали будущего царя в бедности, вплоть до лишения еды и одежды. Это воспитало в нем агрессию и жестокость, которая уже в юные годы проявлялась в желании мучить животных, а в будущем и весь русский народ.
    Василий III благословляет сына своего ИванаВ тот период страной управляли князья Бельские и Шуйские, дворянин Михаил Воронцов и родственники будущего правителя по материнской линии Глинские. Их правление ознаменовалось для всея Руси безалаберным распоряжением госимуществом, что очень отчетливо понимал Иван Грозный.
    В 1543 году он впервые показал опекунам свой норов, приказав убить Андрея Шуйского. Тогда бояре начали бояться царя, власть над страной полностью сконцентрировалась в руках Глинских, которые стали всеми силами ублажать престолонаследника, воспитывая в нем звериные инстинкты.
    Памятник Ивану ГрозномуПри этом будущий царь много времени посвящал самообразованию, читал много книг, что сделало его самым начитанным правителем тех времен. Тогда же, будучи бессильным заложником временных правителей, он возненавидел весь мир, а его главной идеей стало получение полной и ничем неограниченной власти над людьми, которую он ставил превыше любых законов морали.

    Правление и реформы

    В 1545 году, когда Иван Грозный достиг совершеннолетия, он стал полноправным царем. Его первым политическим решением стало желание венчаться на царство, что дало ему право единовластия и наследия традиций православной веры. При этом этот царский титул стал полезным и для внешней политики страны, так как позволил занять другую позицию в дипломатических отношениях с Западной Европой и претендовать России на первое место среди европейских государств.
    С первых дней правления Ивана Грозного в государстве прошли ряд ключевых изменений и реформ, которые он разработал с Избранной радой, а в России начался период самодержавия, в течение которого вся власть попала в руки к одному монарху.
    Царь Иван ГрозныйСледующие 10 лет царь всея Руси посвятил глобальному реформированию – Иван Грозный провел земскую реформу, которая сформировала сословно-представительную монархию в стране, принял новый судебник, ужесточивший права всех крестьян и холопов, ввел губную реформу, перераспределившую полномочия волостелей и наместников в пользу дворянства.
    В 1550 году правитель раздал «избранной» тысяче московских дворян поместья в пределах 70 км от российской столицы и образовал стрелецкое войско, которое вооружил огнестрельным оружием. Тот же период ознаменовался закрепощением крестьян и запретом на въезд в Россию еврейских купцов.
    Царь Иван ГрозныйВнешняя политика Ивана Грозного на первом этапе правления была насыщенна многочисленными войнами, которые были весьма успешными. Он лично участвовал в походах и уже в 1552 году взял под контроль Казань и Астрахань, а после присоединил к России часть сибирских земель. В 1553 году монарх начал организовывать торговые отношения с Англией, а через 5 лет вступил в войну с Великим княжеством Литовским, в которой потерпел громкое поражение и потерял часть русских земель.
    После проигрыша в войне Иван Грозный начал искать виновных в поражении, разорвал законотворческие отношения и Избранной радой и встал на путь самовластия, наполненного репрессиями, опалами и казнями всех, кто не поддерживал его политику.

    Опричнина

    Правление Ивана Грозного на втором этапе стало еще более жестким и кровавым. В 1565 году он ввел особую форму правления, в результате которой Россия была разделена на две части – опричнину и земщину. Опричники, принесшие клятву на верность царю, попадали под его полное самовластие и не могли общаться с земскими, которые платили львиную долю своих доходов монарху.
    Иван Грозный и Малюта СкуратовВ поместьях опричнины таким образом собралось многочисленное войско, которое Иван Грозный освободил от ответственности. Им было позволено устраивать грабежи и погромы бояр насильственным образом, а в случае оказания сопротивления им разрешалось беспощадно казнить и убивать всех несогласных с государем.
    В 1571 году, когда на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей, опричнина Ивана Грозного продемонстрировала полную недееспособность защищать государство – разбалованные правителем опричники попросту не пошли на войну, и из всей многочисленной армии царю удалось собрать только один полк, который не смог противостоять армии крымского хана. В результате Иван Грозный отменил опричнину, перестал убивать людей и даже приказал составить поминальные списки казненных людей, чтобы в монастырях отпевали их души.
    Московский застенок. Конец XVI векаИтогами царствования Ивана Грозного стали развал экономики страны и громкое поражение в Ливонской войне, которая, по мнению историков, была делом всей его жизни. Монарх понял, что, управляя страной, он совершил множество ошибок не только во внутренней, но и во внешней политике, что к концу правления заставило раскаяться Ивана Грозного.
    В этот период он совершил еще одно кровавое преступление и в моменты ярости случайно убил собственного сына и единственного возможного престолонаследника Ивана Ивановича. После этого царь полностью отчаялся и даже хотел уйти в монастырь.

    Личная жизнь

    Личная жизнь Ивана Грозного также насыщенна, как и его правление. По версии историков, первый царь всея Руси был женат семь раз. Первой супругой монарха была Анастасия Захарьина-Юрьева, с которой он обвенчался в 1547 году. Более чем за 10 лет брака царица родила шестерых детей, из которых выжили только Иван и Федор.
    Анастасия Захарьина-Юрьева, первая жена Ивана ГрозногоПосле того, как Анастасия умерла в 1560 году, Иван Грозный женился на дочери кабардинского князя Марии Черкасской. В первый год супружеской жизни с монархом вторая жена родила ему сына, который скончался в месячном возрасте. После этого интерес Ивана Грозного к жене пропал, а через 8 лет умерла и сама Мария.
    Мария Черкасская, вторая жена Ивана ГрозногоТретья жена Ивана Грозного Мария Собакина была дочерью коломенского дворянина. Их венчание состоялось в 1571 году. Третий брак царя продлился всего 15 дней – Мария умерла по неизвестным причинам. Через 6 месяцев царь вновь женился на Анне Колтовской. Этот брак также был бездетным, а через год семейной жизни свою четвертую жену царь заключил супругу в монастырь, где она и умерла в 1626 году.
    Мария Собакина, третья жена Ивана ГрозногоПятой женой правителя стала Мария Долгорукая, которую он утопил в пруду после первой брачной ночи, так как узнал, что его новая жена не была девственницей. В 1975 году вновь женился на Анне Васильчиковой, которая недолго пробыла царицей – ее также как и предшественниц постигла участь быть насильно сосланной в монастырь, якобы за измену царю.
    Мария Нагая, седьмая жена Ивана ГрозногоПоследней, седьмой женой Ивана Грозного была Мария Нагая, которая вышла за него замуж в 1580 году. Через два года царица родила царевича Дмитрия, который погиб в 9-летнем возрасте. Мария после смерти мужа новым царем была сослана в Углич, а после насильно пострижена в монахини. Она стала весомой фигурой в русской истории как мать Лжедмитрия, недолгое правление которого пришлось на Смутное время.

    Смерть

    Смерть первого царя всея Руси Ивана Грозного наступила 28 марта 1584 года в Москве. Правитель умер за игрой в шахматы от разрастания остеофитов, которые уже в последние годы сделали его практически неподвижным. Нервные потрясения, нездоровый образ жизни и этот серьезный недуг сделали Ивана Грозного в его 53 года «дряхлым» стариком, что и привело к столь ранней смерти.
    Саркофаги Ивана Грозного и его сыновейИван Грозный был похоронен рядом с убитым им сыном Иваном в Архангельском соборе, находящимся в московском Кремле. После захоронения монарха стали появляться упорные слухи о том, что царь умер насильственной, а не естественной смертью. Летописцы утверждают, что Ивана Грозного отравил ядом Борис Годунов, который после него стал правителем Руси.
    Борис ГодуновВерсию об отравлении первого монарха проверяли в 1963 году при вскрытии царских гробниц – исследователи не нашли в останках повышенного содержания мышьяка, поэтому убийство Ивана Грозного не подтвердилось. На этом династия Рюриковичей полностью пресеклась, а в стране началось Смутное время.

  3. Stonewalker Ответить


    В московском небе раздавался звон колоколов. Он доносился изо всех соборов Кремля: и со Спасского собора, который был на Смоленской площади, и со стороны Каменного моста, где расположился собор Николая Чудотворца. Звонили и во всех церквях, находящихся на окраине, и во всех монастырях, к которым относятся – Симонов, Новинский, Андроньев и многие другие. На дворе была зима и мороз позволял звукам колоколов легко и непринужденно расплываться по всей Москве. Этот звон достигал и некоторых сел, которые разместились недалеко от Москвы – Воробьева, Коломенского.

    Эти красивые переливы колокольного звучания оповещали всех жителей Москвы о великом торжестве – о венчании на царство молодого русского князя Ивана Васильевича Грозного.
    Кремлевская процессия продвигалась очень долго и с малой скоростью. Начиналась она из дворца великого князя и держала свое направление в сторону главного собора Успения Богородицы в Москве, который был построен во времена правления Ивана III, являющегося дедом Ивана Васильевича. Бояре держали плавный ход. Все они были разодеты в тяжеленные шубы из дорогих мехов соболя, горностаев и белок, которые были укрыты либо шелками с разведенными яркими красками, либо бархатом из самой Италии. Здесь же в числе огромного количества зрителей можно было видеть как купцов и гостей, так и холопов с мастерами. Эта большущая толпа застыла, словно завороженная великолепнейшим шествием, которое на тот момент происходило. И не удивительно, ведь такого в Москве раньше никогда не видели. Все происходило в первый раз. Хотя полвека тому в этом самом соборе проходил обряд венчания внука Ивана III – Дмитрия. Он приходится Ивану IV братом во втором поколении. Дмитрия венчали на получение титула князя. А Иван Васильевич венчался на царство и это было в первый раз в те времена.

     1547 – год венчания на царство Ивана 4

    Данный величественный процесс венчания был осуществлен 16 января в 1547 года согласно имеющемуся в то время византийскому сценарию. Во время данного процесса использовались такие атрибуты: крест дерева животворящий, шапка Мономаха, жезл царя и многие другие предметы церкви. Сам обряд был очень пышным и величественным. Все бояре, которые присутствовали на обряде венчания, а также знать и служители церкви были очень дорого разодеты. На них были наряды изготовленные из парчи, с золотом и драгоценными камнями. Перезвоны во всех церквях и ликование народа давало возможность прочувствовать всю атмосферу этого действительно большого и красочного праздника.

    После венчания Ивана Васильевича на царство он получил высокий титул, а Русь стала на ровне с Римской империей. Молодого царя помазали миром и это, согласно религии, означало, что он был избран Богом.
    В основе таинства помазания царей лежит воля Божья. Упоминание об этом можно найти в Священном Писании. Так же в нем говорится о том, что во время помазания царей времен Ветхого Завета, пророки и первосвященники даровали им особую Божью благодать, с помощью которой они должны были править народом и царством согласно Божьей воле.
    Таинство помазания миром над любым из верующих совершается только лишь один раз – после их крещения. Иван Грозный – это первый из царей, да что там – первый из людей вообще, кто был удостоен совершения над ним данного таинства дважды. Таким образом первый раз таинство над Иваном Васильевичем проводилось в день его крещения, а второй раз – в день его венчания на царство. И это свидетельствовало о том, что ему были дарованы благодатные способности, которые нужны для тяжелой царской службы.
    Бархат и комка светло-розового цвета струились, подобно кровавому потоку на белом снегу. По нему в свои хоромы следовал первый царь Руси. Теперь этот титул принадлежал ему на законных основаниях. Наконец мечта его деда воплотилась в реальность.
    Вследствие того, что Иван Грозный стал царем и взошел на престол, был разработан официальный Чин обряда венчания на царство, который определял последовательность наделения того, кто правил страной, властью.
    Данный документ вышел в двух редакциях – “Краткой” и “Пространной”. Иван Грозный венчался на царство в последовательности, которую описывает Краткая редакция. Глава государства Руси теперь назывался царем и приравнивался своим титулом к западным монархам. Он теперь смело мог называться императором либо же королем.
    Обряд венчания, проведенный над царем Грозным на царство, очень напоминал тот обряд венчания на княжение, который был проведен над Дмитрием, являющимся Ивану III внуком. Отличие было лишь в расширении и небольшом усложнении самой церемонии венчания.
    В основном отличался состав регалий. К Шапке Мономаха и бармам был добавлен крест животворящего дерева, который считался частью именно того Креста, где распяли Христа. Его вместе с Шапкой Мономаха считали подарком Константина Мономаха.

    Пространный вариант Чина, в отличии от Краткого, был составлен после совершения обряда венчания молодого царевича на царство. Именно поэтому в него вносится большое количество нововведений, которые носят существенный характер.
    К царским регалиям, согласно Пространной редакции, относились скипетр, который царю вручали после того, как Шапка Мономаха уже была надета на голову царя, и золотая цепь. Последнюю возлагали на царя во время литургии возле Царских ворот.
    В Пространной редакции были еще несколько нововведений, которые имели исключительную важность. Это таинство помазания миррой и таинство причащения. Первое таинство проводилось в процессе литургии и далее завершалось вторым таинством – причащением.

  4. Hyper best Ответить

    Титул «Царь» употреблялся, в частности, в государственном гимне Российской империи, и слово, если оно относилось к российскому монарху, полагалось писать с заглавной буквы.
    Кроме того, титул «Царь» входил в официальную полную титулатуру в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем Польши.
    В русском словоупотреблении XIX века, особенно простонародном, этим словом подчас обозначали монарха вообще.
    Территория, которая находится под управлением царя, называется царством.
    Титулы царской семьи:
    Царица– царствующая особа либо супруга царя.
    Царевич – сын царя и царицы (до Петра I).
    Цесаревич – наследник мужского пола, полный титул – Наследник Цесаревич, сокращаемый в царской России до Наследник (с заглавной буквы) и редко до Цесаревич.
    Цесаревна – супруга цесаревича.
    В императорский период сын, не являющийся наследником, имел титул Великий князь. Последний титул использовался также внуками (по мужской линии).
    Царевна – дочь царя или царицы.
    Иван IV Васильевич Грозный – Великий князь Московский, царь и великий государь всея Руси
    Годы жизни 1530–1584
    Годы правления 1533–1584
    Отец – Василий Иванович, великий князь Московский.
    Мать – великая княгиня Елена Васильевна Глинская.
    Иван (Иоанн) Грозный – великий князь с 1533 года и русский царь с 1547 года – был личностью противоречивой и незаурядной.
    Он родился в селе Коломенское, неподалеку от Москвы, 25 августа 1530 года.
    Царствование Ивана IV Васильевича Грозного протекало очень бурно. Будущий «грозный царь» вступил на престол после смерти отца – Василия III Ивановича всего трех лет от роду. Реальной правительницей Руси стала его мать – Елена Васильевна Глинская.
    Ее недолгое (всего четыре года) правление сопровождалось жестокими распрями и интригами ближних бояр – бывших удельных князей и их приближенных.
    Елена Глинская сразу приняла крутые меры против недовольных ею бояр. Она заключила мир с Литвою и решила воевать с крымскими татарами, нападавшими на русские владения, но во время приготовления к войне скоропостижно скончалась.
    После смерти великой княгини Елены Глинской власть перешла в руки бояр. Старшим среди опекунов Ивана стал Василий Васильевич Шуйский. Этот боярин, которому было уже более 50 лет, женился на царевне Анастасии, двоюродной сестре малолетнего великого князя Ивана.
    Будущий грозный царь, по его собственному выражению, рос в «небреженьи». Бояре мало заботились о мальчике. Иван и его младший брат, глухонемой от рождения Юрий, терпели нужду даже в одежде и пище. Все это ожесточало и возмущало подростка. Иван на всю свою жизнь сохранил недоброе отношение к своим опекунам.
    Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных друзей и приближенных Ивана. Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал свое сиротское детство. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, сделали его нервным и пугливым. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и недоверие ко всем людям.

    Иван IV Грозный
    Иван быстро развивался физически, в 13 лет он был уже настоящим верзилой. Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал оттуда кошек и собак – «тварь бессловесную». В 14 лет он начал уже и «человечков уроняти». Эти кровавые забавы очень тешили будущего «великого государя». Безобразничал в молодости Иван всячески и очень много. С ватагой сверстников – детей знатнейших бояр – он разъезжал по улицам и площадям Москвы, топтал конями народ, бил и грабил простонародье – «скачущие и бегающие всюду неблагочинно».
    Бояре не обращали на будущего царя никакого внимания. Они занимались тем, что в свою пользу распоряжались государственными землями и расхищали государственную казну. Однако Иван стал проявлять свой необузданный и мстительный характер.
    В возрасте 13 лет он велел псарям до смерти забить своего воспитателя В. И. Шуйского. Князей Глинских (родственников матери) он назначил главнейшими над всеми иными боярскими и княжескими фамилиями. В 15 лет Иван послал свое войско против казанского хана, но тот поход был безуспешным.
    Венчание на царство
    В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана – Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в кости».
    Пожар почти совпал по времени с венчанием Ивана на царство, которое впервые тогда было соединено с таинством Миропомазания.

    Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г.
    Венчание на царство – торжественный обряд, заимствованный Россией из Византии, во время которого будущих императоров облачали в царскую одежду и возлагали на них венец (диадему). В России «первовенчанник» – внук Ивана III Дмитрий, он венчался на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» 4 февраля 1498 года.
    16 января 1547 года великий князь Московский Иван IV Грозный венчался в Успенском соборе Московского Кремля на царство шапкой Мономаха, с возложением на него барм, креста, цепи и вручением скипетра. (При венчании на царство царя Бориса Годунова прибавилось вручение и державы как символа власти.)
    Бармы – драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного содержания, надевалось при венчании на царство русских царей.
    Держава – один из символов царской власти в Московской Руси, золотой шар с крестом наверху.
    Скипетр – жезл, один из атрибутов царской власти.

    Скипетр (1) и держава (2) царя Алексея Михайловича и княжеские бармы (3)
    Церковное таинство Миропомазания потрясло юного царя. Иван IV вдруг осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента во многом руководило его личными поступками и государственными решениями. С венчания Ивана IV на царство в России впервые появился не только великий князь, но и венчанный на царство царь – помазанник Божий, единовластный правитель страны.
    Покорение Казанского ханства
    Царский титул позволял великому князю Ивану IV занять совершенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул на западе переводили как «принц» или даже «великий герцог», а титул «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император» – единовластный правитель. Русский самодержец тем самым вставал вровень с императорами Священной Римской империи.
    Когда Ивану исполнилось 17 лет, влияние на него князей Глинских прекратилось. На царя стал сильно влиять Сильвестр – духовник Ивана, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле. Он сумел убедить юного царя в возможности спасти страну от всевозможных бедствий с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили особый кружок, по сути выполнявший функции правительства. Этот кружок был назван одним из его членов, князем Андреем Курбским, «Избранной радой».

  5. Mini Kat Ответить


    Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.
    Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.
    16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.
    Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, — митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен — его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, — «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании — просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.
    Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.
    Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.
    Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» — Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению. Они давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона — завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции — римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь — он сам.
    В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..
    И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.
    14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».
    Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

    Трон Ивана Грозного
    Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом — в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий… И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».
    Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.
    _______________________________________________________________
    Вышла моя книга “Последняя война Российской империи”
    Мой сайт Забытые истории — всемирная история в очерках и рассказах

  6. ЗИНРТУСФ Ответить

    На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также он выступил с речью о том, что хочет принять титул царя. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как “принц” или даже “великий герцог”. Титул же “царь” или совсем не переводили, или переводили как “император”. Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Захарьиной-Романовой. Союз с такой женщиной если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей. Но ряд крупных пожаров в Москве весной – летом 1547 года прерывают столь торжественно начавшееся царствование Ивана IV.

  7. Live-Evil Ответить

    Достигнув шестнадцати лет (возраст
    совершеннолетия) Иван IV собрал бояр и митрополита и объявил им, что желает
    жениться. Рассуждения юноши о семейной жизни показались боярам и митрополиту
    столь разумными, что они, по словам летописи от радости «чуть не заплакаху».
    Вместе с этим, великий князь объявил, что желает, прежде женитьбы, «поискати
    прародителей чинов», то есть принять царский титул.
    Несомненно, реальная ситуация была
    сложнее, чем это изображает официальная московская летопись. Считается, что
    инициатива принятия царского титула принадлежала не самому Ивану IV, а не
    митрополиту Макарию и родственникам государя
    боярам Глинским, стоявшим в то время у кормила власти. Значение принятия нового
    было огромным. Ссылка на «прародителей» государя восходила к легенде о
    Мономаховом венце, согласно которой византийский император Константин Мономах
    передал своему внуку великому князю киевскому Владимиру Мономаху царский венец –
    «шапку Мономаха» и права на царский титул.
    Надо сказать, что царем на Руси называли только императоров (Византии и
    Священной Римской империи) или золотоордынских ханов. Принятие царского титула
    имела важнейшее внутри- и внешнеполитическое значение. Царь резко выделялся
    среди подвластных ему князей, потомков удельных Рюриковичей, поднимаясь на новую
    ступень иерархии, тогда как ранее был, формально, только первым среди равных. В
    переговорах с Казанским и Крымским ханами царь теперь выступал с равным им
    титулом, а в отношении Западной Европы приравнивался к императору, что было
    существенно выше королевского титула. Недаром, польский король долгие годы не
    признавал царского титула русского самодержца.
    Сама коронация – венчание на царство –
    состоялась торжественно в январе 1547 г. Она была схожа с коронацией в 1498 г.
    Иваном III Дмитрия-внука, провозглашенного великим князем и соправителем, но
    церемониал был расширен и усложнен. Во время торжественной службы в Успенском
    соборе митрополит Макарий возложил на Ивана IV крест, венец и бармы,
    «присланные» Константином Мономахом внуку Владимиру. После окончания службы
    митрополит произнес прочувственную речь перед юным царем, призывая его крепить
    «суд и правду» и вести борьбу с внешними врагами страны.
    Вскоре после царского венчания, в 2
    февраля молодой царь женился на Анастасии Романовне, дочери окольничего Романа
    Юрьевича, потомка древнего старомосковского рода, служившего еще Ивану Калите.
    Призывы митрополита крепить «суд и
    правду» были не пустыми словами. Годы боярского правления в малолетство Ивана IV
    ознаменовались торжеством произвола и лихоимства властителей разного рода во
    всех областях государства. В июне 1547 г. в Москву приехали жаловаться на
    наместника князя Ивана Турунтая-Пронского 70 псковичей. Царь пришел в гнев,
    узнав о цели их визита, и подверг псковичей жестоким издевательским пыткам –
    «бесчинствовал, обливаючи вином горячим, палил бороды и волосы да свечею
    зажигал, и повелел покласть их нагих на землю».
    Общественное недовольство выплеснулось
    наружу после страшного пожара Москвы. Весна и лето того же, 1547 года, выдались
    на редкость жаркими. 12 апреля загорелся Китай-город, и на одном только Гостином
    дворе, сгорело 2000 дворов, и «много людей погоре». Новый пожар, 15 апреля,
    охватил Заяузье, районы Болвановки и Кожевников. Не успели погорельцы отстроить
    свои дома, как 21 июня начался новый пожар. Он охватил центр города, горели
    Кремль и Китай-город. Царь прятался от огня в подмосковном селе Воробьево
    (Воробьевы горы). Едва успел, спастись митрополит Макарий. Его спускали с
    кремлевской стены по веревки, и когда веревка оборвалась, митрополит упал и
    сильно расшибся. Сопровождавшие владыку лица погибли в огне. В пожаре сгорели и
    задохнулись несколько тысяч москвичей, большинство население города остались без
    крова.
    Гнев москвичей обратился против бояр
    Глинских. По городу распространяли слухи, что бабушка царя княгиня Анна Глинская
    вырезала из мертвых сердца, клала их в воду «да тою водою, ездя по Москве
    кропила, и от того Москва выгорела». Глинских ненавидели московские посадские за
    их утеснения и грабежи. Возмущенная толпа бросилась ловить родичей царя. Боярин
    князь Юрий Васильевич Глинский, дядя государя, пытался спастись в Успенском
    соборе, но был схвачен и убит. Народ разграбил дворы Глинских и перебил не
    только их дворовых слуг, но дворян-пришельцев с Северской земли.
    Покончив с князем Юрием Глинским,
    москвичи двинулись искать других Глинских и подступили к царскому дворцу в
    Воробьеве, предводительствовал толпой городской палач. Приход вооруженной толпы
    испугал царя. Позднее он вспоминал об этом событии: «вниде страх в душу мою и
    трепет в кости моя и смирися дух мой».
    Ивану IV удалось убедить москвичей, что он не
    прячет у себя Глинских и народ разошелся. Некоторое время спустя, царь приказал
    ловить и зачинщиков, но побоялся прибегнуть к широким репрессиям против
    участников восстания. В то же время, по велению царя москвичам раздавали деньги,
    успокаивая недовольство горожан. Память об этих грозных событиях Иван IV
    сохранил на всю жизнь.

  8. Zular Ответить

    Достигнув шестнадцати лет (возраст совершеннолетия) Иван IV собрал бояр и митрополита и объявил им, что желает жениться. Рассуждения юноши о семейной жизни показались боярам и митрополиту столь разумными, что они, по словам летописи от радости «чуть не заплакаху». Вместе с этим, великий князь объявил, что желает, прежде женитьбы, «поискати прародителей чинов», то есть принять царский титул
    Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей. От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой родилось два сына, Иван и Федор. Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей — Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 г. был созван церковный собор, чтобы разрешить четвертый брак — с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 г. Анна Васильчикова, умершая в 1579 г., шестой, вероятно, Василиса Мелентьева. Последний брак был заключен осенью 1580 г. с Марией Нагой. 19 ноября 1582 г. родился третий сын царя — Дмитрий Иванович, погибший в 1591 г. в Угличе.
    Иван Грозный появился на свет в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был ребенком очень желанным, и его рождения ожидала вся страна. Ивана воспитывали великие и гордые бояре на свою и на детей своих беду, стараясь угодить ему во всяком наслаждении. Иван рос беспризорным, но зорким сиротой в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия, проникавших в его детскую опочивальню даже ночью. Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому. Особенно были ненавистны Иоанну князья Шуйские, захватившие власть после смерти великой княгини Елены.
    В январе 1547 года в биографии Ивана Грозного прошла церемония венчания, в которой он принял царский титул. Правление Грозного на ранних этапах было легкомысленным, но в то же время жестоким. Тогда политика Ивана Грозного не упреждала самоволия бояр.
    После московского восстания 1547 года, внутренняя политика Грозного, управление страной проходило при помощи Избранной рады. Также к правлению Ивана Грозного относят собрание Земского собора, с помощью которого решались политические, административные, экономические вопросы.
    Кроме того царь ввел несколько изменений во внутренний уклад страны. Так кроме земской были проведены губная, военная, знаковая реформы Ивана Грозного. В 1549 году он вместе с Боярской думой ввел новый сборник законов – Судебник. В нем политика Грозного относительно крестьян состояла в том, что общинам давали право самоуправления, наведения порядка, раскладки податей.

  9. shipping Ответить

    Иван Грозный – первый русский царь, родился 25 августа 1530 года под Москвой в селе Коломенское. Его родителями были Василий III, принадлежащий к династии Рюриковичей, и Глинская Елена Васильевна из рода Мамая – родоначальника литовских князей. Бабушка по отцовской линии – София Палеоллог – происходила из рода византийских императоров. Церковь Вознесения в Коломенском, по приданию, была воздвигнута в честь рождения Ивана. Согласно закону престолонаследия Иван, будучи старшим сыном в семье, должен был сменить на престоле отца не ранее достижения совершеннолетия и после венчания на царство, однако в 1533 году отец Ивана – Василий III, серьёзно заболел. И, предчувствуя скорую кончину, сформировал «седьмочисленную» боярскую комиссию для управления государством. Она должна была уберечь престолонаследника до его совершеннолетия, но этому плану не суждено было сбыться. 3 декабря 1533 года умер Василий III, оставив за собой трёхлетнего наследника. Менее чем через год опекунский совет утратил свою власть, а его участники были убиты или бежали из страны. В апреле 1538 года умерла и мать Ивана. После её смерти в опекуны самовольно навязались князь Василий и Иван Шуйские, воцарившись таким образом. Их царствование продлилось лишь два года. То время было ознаменовано безалаберным распоряжением государственным имуществом и варварским отношением к престолонаследнику и его младшему брату. По воспоминаниям самого Ивана Грозного, им зачастую отказывалось даже в еде и одежде. В 1540 году в результате переворота они были смещены со своих постов, но в 1542 снова вернули себе власть.

    В 1543 году Иван впервые показал свой норов, приказав схватить и отдать на растерзание главного из Шуйских – Андрея. После этого бояре стали бояться Ивана. Власть вновь вернулась к Глинским. Его дяди – Михаил и Юрий – воспитывали в мальчике звериные инстинкты, вовлекая в «подковёрные» интриги и расправы над оппонентами. Он рос в обстановке бесконечного насилия и интриг, без ласки родителей, что, вероятно, и сделало его Иваном «Грозным». Новые опекуны старались всячески его ублажить, но при этом формировали в нём жестокие взгляды на жизнь. Элементы садизма в Иване начали проявляться ещё в детстве, когда он издевался над животными. Но, несмотря на это, никто из приближённых не пресекал его действий. Будучи бессильным заложником в играх бояр, он ненавидел весь мир, а читая книги в дворцовой и митрополичьей библиотеке, старался обосновать свою власть и величие прирождённого сана в противовес собственному бессилию. По направлению своих дядюшек он прочёл множество книг, прослыв в итоге начитаннейшим правителем того времени.

    Правление Ивана Грозного

    В возрасте 15 лет по достижению совершеннолетия Иван стал великим князем Всея Руси, его первым серьёзным политическим решением явилось желание венчаться на царство. 16 января 1547 года в возрасте 16 лет в успенском соборе Московского кремля состоялось торжественное венчание на царство. Этот титул подчёркивает его единовластие, а Москве даёт право наследования традиций Константинополя – оплота православной веры. Была в этом польза и для внешней политики. Если великий княжеский титул был на одном уровне с принцем или даже герцогом, то царь стоял на одном уровне с императором, что благотворно сказалось на дипломатических отношениях с Западной Европой.

    Летом того же года в Москве случился крупный пожар, в результате которого выгорела основная территория города и погибло около трёх тысяч человек. В бедствиях обвинили царя, начался народный бунт, вынудивший Ивана Грозного временно укрыться в подмосковном селе Воробьёво, куда вскоре прибыли бунтовщики с требованием выдачи всех Глинских. Их убедили в отсутствии таковых на территории села, в результате чего опасность миновала. Вернувшийся вскоре в кремль царь приказал арестовать и казнить заговорщиков. В 1549 году совместно с избранной радой великий царь разработал и воплотил в реальность несколько реформ, касающихся централизации государства.
    В 1550 году вышел новый Судебник, сильнее закрепостивший крестьян. Проведены земская и губная реформы, перераспределившие часть полномочий в пользу избранных представителей крестьянства и дворянства. Проведена реформа армии. В подмосковье создано стрелецкое войско, вооружённое огнестрельным оружием.
    1555-1556 – принято уложение о службе, обязывающее всех собственников оснащать и приводить воинов согласно размерам владений.
    1560 год – разрыв законотворческих отношений с избранной радой и последующий её роспуск. Переход к единоличному правлению.
    1565 год – начало учреждения опричнины, создание опричных войск, призванных блюсти волю и сохранность государеву. В результате чего государство разделилось на две части: вошедшие в опричнину и не вошедшие в неё. В опричнину попали северо-восточные земли с центром в резиденции Царя – Александровской слободе. Территория, которая не входила в опричнину, называлась земщиной, а люди – земскими. Тех, кто платил опричнину, прозвали опричниками. У этих людей была тёмная, почти монашеская одежда. Также им было запрещено общаться с земскими людьми. При помощи опричников Иван Грозный отбирал имущество у бояр и отдавал их дворянам-опричникам. Тех, кто сопротивлялся, он беспощадно убивал. Таким путём было разграблено множество городов от Москвы до самого Новгорода. Иным же царь давал имения в других областях страны. 1569 год – кровопролитный поход на Новгород по подозрению в готовящемся заговоре. В результате такого похода численность населения Новгорода сократилась с 30 тысяч до 15 тысяч человек.
    1572 год – упразднение опричнины и роспуск опричного войска по причине его неспособности дать отпор крымскому хану.
    1575-1576 – временное самоотстранение царя от власти и правление крещёным татарином Симеоном Бекбулатовичем, показавшее народу и церкви, что бывают цари похуже.
    2 октября 1551 года – взятие Казани штурмом, присоединение Казанского ханства.
    1553 год – установка торговых связей с Англией.
    Август 1556 года – присоединение Астрахани.
    1557 год – присоединение Башкирии, что вместе с остальными завоеваниями дало России большой прирост территорий и контроль над Волжским торговым путём.
    1558-1583 – Ливонская война. Развязана Иваном Грозным, вопреки мнению рады с целью взять под контроль побережье Балтийского моря, наладив тем самым, торговый путь в Европу. Территориально Россия ничего не выиграла, но была измотана войной.
    1572 год – устройство засечной черты позволило разбить 120 тысячное крымское войско на подступах к Москве, положив тем самым конец турецко-татарской экспансии во всей Восточной Европе.
    1581 год – начало присоединения Сибири.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *