В каком из родов литературы классицизм достиг наибольшего расцвета?

15 ответов на вопрос “В каком из родов литературы классицизм достиг наибольшего расцвета?”

  1. zolotun79 Ответить

    Классицизм ( — первоклассный, образцовый) — направление в искусстве и литературе, получившее такое название потому, что считало идеальным, примерным, совершенным, гармоническим классическое античное (древнегреческое и древнеримское) искусство. Свою цель сторонники классицизма видели в том, чтобы приблизиться к античным образцам путем подражания им (в творчестве классицистов широко применяются античные мотивы, сюжеты, образы, элементы мифологии).
    Классицизм возник на закате эпохи Возрождения, сложился во Франции в середине XVII века при Людовике XIV. Появление классицизма связано с формированием централизованного государства, с укреплением монархии, идеалов «просвещенного» абсолютизма.
    Кодекс (свод правил) классицизма составил французский поэт и критик Н. Буало в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674). На русский язык этот труд первым перевел Сумароков в 1752 году, доказав его применимость к русской литературе.
    Классицизм достиг расцвета во Франции в трагедиях П. Кор- неля («Сид», «Гораций», «Цинна»), Ж. Расина («Британник», «Митридат», «Федра»), Ф. Вольтера («Брут», «Танкред»), в комедиях Ж. Б. Мольера (‘«Скупой», «Мещанин во дворянстве», «Мизантроп», «Тартюф, или Обманщик», «Мнимый больной»), в баснях Ж. де Лафонтена, в прозе Ф. Ларошфуко, Ж. Лаб- рюйера; в Германии в творчестве веймарского периода И. В. Гете («Римские элегии», драма «Эгмонт») и И. Ф. Шиллера («Ода к радости», драмы «Разбойники», «Заговор Фиеско», «Коварство и любовь»).
    Классицизму как художественному направлению свойственны свои черты, свои принципы.
    Культ, господство разума как высшего критерия истины и красоты, подчинение личных интересов высоким идеям гражданского долга, государственным законам. Философской основой классицизма стал рационализм (от лат. гаИо — разум, рассудочность, целесообразность, разумная обоснованность всего, гармония Вселенной, обусловленная ее духовным началом), основоположником которого был Р. Декарт.
    Обличение с позиций государственности и просветительства невежества, эгоизма, деспотизма феодальных порядков; прославление монархии, разумно управляющей народом, заботящейся о просвещении; утверждение человеческого достоинства, гражданского и морального долга. Иначе говоря, классицизм формулировал цель литературы как воздействие на разум для исправления пороков и воспитания добродетели, и в этом четко выражалась авторская позиция (например, Корнель славит героев, защищающих государство, абсолютного монарха; Ломоносов славит Петра Первого как идеального монарха).
    Герои произведений классицизма, главным образом трагедий, были «высокие»: цари, князья, полководцы, вожди, вельможи, высшее духовенство, знатные граждане, пекущиеся о судьбе отечества и служащие ему. В комедиях же изображались не только высокопоставленные лица, но и простолюдины, крепостные слуги.
    Персонажи делились строго на положительных и отрицательных, на добродетельных, идеальных, лишенных индивидуальности, действующих по велению разума, и носителей порока, находящихся во власти эгоистических страстей. При этом в обрисовке положительных героев присутствовали схематизм, резонерство, то есть склонность к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций.
    Характеры были однолинейными: герой олицетворял ка- кое-либо одно качество (страсть) — ум, мужество, храбрость, благородство, честность или алчность, коварство, скупость, жестокость, лесть, лицемерие, хвастовство (Пушкин заметил: «У Мольера скупой скуп — и только…»; ведущая черта Митро- фана в «Недоросле» — лень).
    Герои изображались статично, без эволюции характеров. По сути, это были лишь образы-маски (по выражению Белинского, «образы без лиц»).
    «Говорящие» фамилии персонажей (Тартюф, Скотинин, Правдин).
    Конфликт добра и зла, разума и глупости, долга и чувства, в котором всегда побеждали добро, разум, долг. Другими словами, в произведениях классицизма порок всегда был наказан, а добродетель торжествовала (например, в «Недоросле» Фонвизина). Отсюда абстрактность, условность изображения действительности, условность метода классицистов.
    Герои говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; использовались такие поэтические средства, как славянизмы, гипербола, метафора, олицетворение, метонимия, сравнение, антитеза, эмоциональные эпитеты («хладный труп», «бледное чело»), риторические вопросы и восклицания, обращения, мифологические уподобления (Аполлон, Зевс, Минерва, Нептун, Борей). Господствовало силлабическое стихосложение, применялся александрийский стих.
    Действующие лица произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы.
    Строгая градация, иерархия жанров. «Высокие» жанры (трагедия, героическая поэма, ода) отражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты. «Низкие» жанры (комедия, сатира, басня) были обращены в сферу повседневной современной частной жизни. Промежуточное место занимали «средние» жанры (драма, послание, элегия, идиллия, сонет, песня), изображавшие внутренний мир отдельного человека; им не принадлежала заметная роль в литературном процессе (расцвет этих жанров придет позже). Классификация жанров опиралась на известную с античных времен теорию «трех стилей» (высокий, средний, низкий). Для каждого жанра предусматривался один из этих стилей; отклонения не допускались.
    Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
    Герои изображались только в стихах и возвышенным слогом. Проза считалась унизительной, «презренной» для высокопоставленных лиц.
    В драматургии господствовала теория «трех единств» — места (все действие пьесы происходило в одном месте), времени (события в пьесе развивались в течение суток), действия (происходящее на сцене имело свое начало, развитие и конец, при этом отсутствовали «лишние» эпизоды или персонажи, не имеющие прямого отношения к развитию основного сюжета).
    Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развертывания сюжета, стройности композиции, четкости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля.
    Русский классицизм. В России в силу исторических условий (в период утверждения абсолютной монархии) классицизм появился позже, с конца 20-х годов XVIII века, просуществовав до 20-х годов XIX века. При этом следует видеть свои периоды в развитии русского классицизма и соответственно представителей этих периодов.
    Ранний классицизм: А. Д. Кантемир (стихотворные сатиры), В. К. Тредиаковский (поэма «Тилемахида», ода «На сдачу Гдан- ска»).
    Период расцвета классицизма (40—70-е годы): М. В. Ломоносов (оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны», «На взятие Хотина»; трагедия «Тамира и Селим», поэма «Петр Великий», цикл стихотворений «Разговор с Анакреоном», сатира «Гимн бороде»), А. П. Сумароков (трагедии «Хо- рев», «Синав и Трувор», «Дмитрий Самозванец», «Семира»; комедии «Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению»; басни, сатиры; теоретический трактат «Эпистола о стихотворстве», который опирается на «Поэтическое искусство» Буало, внося при этом определенные изменения, связанные с возрастанием интереса к внутренней жизни отдельной личности).
    Поздний классицизм: Д. И. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»), Я. Б. Княжнин (трагедии «Дидона», «Росслав», «Вадим Новгородский»; комедия «Хвастун»), В. А. Озеров (трагедии «Эдип в Афинах», «Фингал», «Дмитрий Донской»), П. А. Плавильщиков (комедии «Бобыль», «Сиделец»), М. М. Херасков (поэма «Россияда», трагедии «Борислав», «Венецианская монахиня»), Г. Р. Державин (оды «Фелица», «Вельможа», «Бог», «Водопад», «На взятие Измаила»; анакреонтические стихи), А. Н. Радищев (ода «Вольность», повесть «Житие В. Ф. Ушакова»).
    В творчестве представителей позднего классицизма уже заметны ростки, тенденции реализма (например, воссоздание типических черт отрицательных персонажей, обусловленных крепостническими отношениями, реалистические описания быта, сатирическое обличение, смешение жанров, «штилей»), происходит разрушение классицизма, его условности; черты классицизма сохраняются скорее внешне.
    Русский классицизм выражал мировоззрение, психологию и вкусы просвещенного русского дворянства, возвысившегося при Петре Первом.
    Своеобразие русского классицизма. Высокий гражданско-пат- риотический пафос, проявлявшийся в обращении, главным образом, к национальной тематике, к сюжетам из русской действительности, из отечественной истории. В проповеди общегосударственных идей, в формировании общественно полезных, гражданских качеств человека, в развитии антидеспотической направленности, тираноборческих мотивов, в просветительских тенденциях (в борьбе за национальную культуру, науку, образование) заключалось объективно прогрессивное значение русского классицизма, теснее была связь его с жизнью, народом. (Не случайно Пушкин назвал Фонвизина «другом свободы».).
    Более резко выраженная обличительно-реалистическая тенденция, выражавшаяся в сатире, комедии, басне, нарушавшая свойственный классицизму принцип абстрактного изображения действительности, то есть в русском классицизме значительны были элементы реализма.
    Большая связь с народным творчеством, что сообщало произведениям русского классицизма демократический отпечаток, в то время как западноевропейский классицизм избегал включения просторечных выражений, использования фольклорных приемов (так, Кантемир в своих сатирах, Сумароков в сатирах и баснях широко применяли просторечие). Господствовали тоническое и силлаботоническое стихосложение, вольный стих.

  2. Bordanm Ответить

    Классицизм (от лат. classicus — «образцовый») — художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII — начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил. На Западе классицизм формировался в борьбе против пышного барокко. Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII — XVIII вв. было широким и долговременным, а в архитектуре продолжалось и в XIX в.
    Классицизму как определенному художественному направлению свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей «норме», образцу. Отсюда и культ античности в классицизме: классическая древность выступает в нем как образец совершенного и гармонического искусства.
    Писатели и художники часто обращаются к образам античных мифов (см. Античная литература).
    Классицизм достиг расцвета во Франции в XVII столетии: в драматургии (П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер), в поэзии (Ж. Лафонтен), в живописи (Н. Пуссен), в архитектуре. В конце XVII в. Н. Буало (в поэме «Поэтическое искусство», 1674) создал развернутую эстетическую теорию классицизма, оказавшую огромное воздействие на формирование классицизма и в других странах.
    Столкновение личных интересов и гражданского долга лежит в основе французской классицистической трагедии, достигшей идейных и художественных высот в творчестве Корнеля и Расина. Персонажи Корнеля (Сид, Гораций, Цинна) — мужественные, суровые люди, движимые долгом, целиком подчиняющие себя служению государственным интересам. Показывая в своих героях противоречивые душевные движения, Корнель и Расин сделали выдающиеся открытия в сфере изображения внутреннего мира человека. Проникнутая пафосом исследования человеческой души, трагедия заключала минимум внешнего действия, легко укладывалась в знаменитые правила «трех единств» — времени, места и действия.
    По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой иерархии жанров, трагедия (наряду с одой, эпопеей) относилась к «высоким жанрам» и должна была разрабатывать особенно важные общественные проблемы, прибегая к античным и историческим сюжетам, и отражать только возвышенные героические стороны. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, басня, сатира и др., призванные отражать современную действительность. В жанре басни прославился во Франции Лафонтен, а в жанре комедии — Мольер.
    В XVII в., пронизанном передовыми идеями Просвещения, классицизм проникнут страстной критикой порядков феодального мира, защитой естественных прав человека, свободолюбивыми мотивами. Его отличает также большое внимание к национальным историческим сюжетам. Крупнейшими представителями просветительского классицизма являются Вольтер во Франции, И. В. Гёте и И. Ф. Шиллер (в 90‑е гг.) в Германии.
    Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII в., в творчестве А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, и достиг развития во второй половине столетия, в творчестве А. П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, М. М. Хераскова, В. А. Озерова, Я. Б. Княжнина, Г. Р. Державина. В нем представлены все важнейшие жанры — от оды и эпопеи до басни и комедии. Замечательным комедиографом был Д. И. Фонвизин, автор знаменитых сатирических комедий «Бригадир» и «Недоросль». Русская классицистическая трагедия проявила горячий интерес к национальной истории («Димитрий Самозванец» А. П. Сумарокова, «Вадим Новгородский» Я. Б. Княжнина и др.).
    В конце XVIII — начале XIX в. классицизм как в России, так и во всей Европе переживает кризис. Он все более теряет связи с жизнью, замыкается в узком кругу условностей. В это время классицизм подвергается острой критике, особенно со стороны романтиков.

  3. iluha77 Ответить

    § 1. Возникновение и
    развитие классицизма в Европе
    В XVII в.
    в Западной Европе начинается эпоха абсолютной мо­нархии. Правители, стремясь
    укрепить и упорядочить свою власть, вводили правила поведения сословий и
    отдельных граждан, огра­ничивали свободу личности. Возвышенное и разнообразное
    искус­ство эпохи Возрождения сменялось строгим классицизмом.
    Классицизм (лат. classicus —
    “образцовый”) художествен­ное направление, сложившееся в европейской литературе
    XVII в.
    (П. Корнель, Ж. Б. Мольер,
    Ж. Расин). Поэтика классицизма на­чинала складываться в эпоху позднего
    Возрождения в Италии, но как целостная художественная система классицизм
    сформиро­вался во Франции в XVII в. в период укрепления и расцвета абсо­лютизма.
    Это было время правления Людовика XIV, создавшего великолепный двор в Версале.
    Стройные аллеи, подстриженные деревья и симметричные лужайки Версальского
    парка, разбитые садовником Андре Ленотром, как бы “очищали” природу от вся­кой
    неправильности. Продуманный до мелочей церемониал двора делал его жизнь
    благообразной и упорядоченной с виду, какие бы страсти ни кипели за кулисами.
    Так и поэты классицизма изобра­жали жизнь, которая даже в конфликтных ситуациях
    разворачи­валась разумно и соразмерно. Классицисты были уверены, что их нормы
    красоты верны для всех времен, что сами они ничего не при­бавляют к правилам
    древних — греческого философа Аристотеля и римского поэта Горация, создавших
    пособия по поэтическому искусству. Правила действительно были в основном те же,
    но при­менялись иначе.
    Продолжая некоторые
    традиции Возрождения (преклонение перед древними, вера в разум, идеал гармонии
    и меры), класси­цизм являлся и своеобразной антитезой ему. Общественное и лич­ное,
    родовое и индивидуальное, разум и чувство, цивилизация и природа, выступавшие в
    искусстве Ренессанса как единое гармо­ничное целое, в классицизме
    противопоставляются. В основе эсте­тики — принцип рационализма, культ
    разума, высшим образцом, идеалом признаются
    произведения античного искусства.
    Выдвинув принцип подражание
    природе. классицисты считали непременным соблюдение незыблемых
    правил, согласно которым художественное пронзведениестроится как искусственное,
    логиче­ски построенное целое, имеющее строгую до схематизма сюжетно-
    композиционную организацию. Человеческие характеры обрисо­вываются
    прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются. Это
    отвечало общественно-воспитательной функции искусства, которой классицизм
    придавал огромное зна­чение.
    Классицизм установил
    строгую иерархию жанров, разделив их на высокие, средние и низкие, и
    довел ее до строгой последователь­ности. Высокие жанры
    изображали героев, на которых читатель должен смотреть снизу вверх. Выше всех
    высоких жанров — эпи­ческая поэма, иначе называвшаяся эпопеей,
    обширное повество­вание о важном историческом событии. Следом за эпопеей шла трагедия. Именно
    в этом жанре созданы шедевры французско­го классицизма — произведения Пьера
    Корнеля и Жана Расина. В трагедии, как правило, действовали короли и
    изображались высокие чувства. Самый известный конфликт трагедии клас­сицизма —
    столкновение любви и чувства долга. И поэмы, и тра­гедии писались только в
    стихах, которые почитались неизмеримо выше “презренной прозы”. К высоким
    поэтическим жанрам при­надлежали также оды —
    лирические стихотворения на важные общественно-политические темы. Были духовные
    оды, посвящен­ные Богу, и торжественные, в которых прославлялся монарх.
    В средних
    жанрах изображались люди, по отношению к кото­рым читатель
    считал себя равным, и обычные в обществе ситуа­ции. К средним жанрам относилась
    прежде всего высокая комедия (в сравнении с низкой — простонародной). Она
    изображала и вы­смеивала пороки, которые можно встретить в повседневной жиз­ни
    высшего общества. Ее обычные персонажи – дворяне или бога­тые горожане.
    Величайший мастер этого жанра – Жан Батист Мольер, пьесы которого ставятся во
    всем мире посей день. Высокая комедия писалась обычно стихами, но могла быть и
    прозаической. Сатира, обличавшая пороки, не обязательно была смешной, хотя
    отдельные остроумные строки считались ее большим достоин­ством. Особую обширную
    область среди средних жанров составля­ла дидактическая поэзия –
    стихотворные нравоучения в форме поэм или коротких эпистол (буквальный перевод
    этого слова с ла­тинского – “письмо, послание”). К средним жанрам относились
    также любовные и философские стихи.
    Среди низких жанров
    важнейшей была басня. В ней действо­вали
    либо животные, либо простые люди. Их неразумные по­ступки помогали читателю
    извлечь нравственный урок, что и оправдывало изображение “низкой” природы. Во
    французском классицизме высокого развития достигли такие жанры, как бас­ня (Ж.
    Лафонтен), сатира (Н. Буало), комедия (Ж. Б. Мольер). Именно в низких жанрах,
    образцы которых строятся не в иде­альной дали исторического или мифологического
    прошлого, а в зоне непосредственного контакта с современностью, получило раз­витие
    реалистическое начало. Это в первую очередь относится к Мольеру, творчество
    которого вобрало в себя различные идейно­художественные течения и во многом
    определило дальнейшее раз­витие литературы. Собственно у Мольера комедия
    перестала быть низким жанром, его лучшие пьесы получили название “высокие
    комедии”, ибо в них, как и в трагедии, решались важнейшие об­щественные и
    нравственные проблемы века.
    Правила композиции и
    стиля для каждого из жанров были различными, но существовало и общее для всех
    требование — яс­ность и логичность. Даже лирическое произведение стремилось не
    столько поразить или умилить читателя, сколько убедить. В траге­дии классицизма
    герой не просто действует и выражает свои чув­ства, но в первую очередь
    анализирует мотивы действий и чувств. Произведение обращалось главным образом к
    разуму читателя, и поэзия классицизма была поэзией разумного слова.
    § 2. Классицизм в
    русской литературе
    Под влиянием
    французской литературы классицизм разви­вался в других странах Европы — Англии,
    Италии, Германии, России. Классицизм в России зародился во второй четверти
    XVIII в. в творчестве зачинателей новой литературы: А. Д. Кан­темира, В. К.
    Тредиаковского, М. В. Ломоносова. С классицизмом так или иначе связано
    творчество большинства крупных писа­телей XVIII в. “Мы стали вдруг народ
    уже новый”. Эти слова по­эта Антиоха Кантемира выражают самоощущение русских лю­дей
    петровского и послепетровского времени. В России все пере­менилось. Сам язык
    должен был вырабатываться заново. Вместо церковно-славянского литературным
    языком стал русский, но это произошло не сразу, и борьба за литературный язык
    завершилась только в творчестве А. С. Пушкина.
    В этом изменившемся
    обществе именно литература взяла на себя задачу воспитания нового
    человека, в первую очередь дворян­ства. Для этой цели никакая
    поэтическая система не подходила
    лучше, чем поэзия
    разумного слова — классицизм. В России он возник на совершенно особой
    исторической почве, поэтому и раз­вивался по-своему.
    В эпоху’ классицизма
    русская литература освоила сложив­шиеся на Западе жанровые и стилевые формы,
    влилась в обще­европейский литературный процесс, сохранив при этом на­циональную
    самобытность. В частности, русский классицизм характеризуют: сатирическая
    направленность (важное место в ней занимают такие жанры,
    как сатира, басня, комедия, не­посредственно обращенные к конкретным явлениям
    русской жизни); преобладание национальноисторической
    тематики над античной (в трагедиях А. П. Сумарокова, Я. Б.
    Княжнина и др.); высокий уровень развития жанра оды (у М.
    В. Ломоносова и Г. Р. Державина), в которой получил прямое лирическое выра­жение
    патриотический пафос, характеризующий русский клас­сицизм в целом. Существенное
    место в русском классицизме за­нимает и жанр поэмы:
    военно-патриотической у М. М. Хераскова, философско-дидактической у М. В.
    Ломоносова, В. К. Тредиа- ковского и др. В конце XVIII — начале XIX в. русский
    классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предромантиче- ских
    идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и
    гражданской поэзии поэтов-декабристов.
    Из всех поэтических
    жанров эпохи классицизма как в запад­ноевропейской, так и в русской литературе
    наиболее популярны­ми были драматические — трагедия и комедия. К ним
    же отно­сятся самые твердые правила классицизма. Первое и главное в них —
    строгое единство тона: в трагедии не
    должно быть ниче­го смешного, в комедии — ничего печального. Необходимо было
    также соблюдать единство действия: сюжет должен
    развивать­ся строго последовательно, без отступлений и побочных линий.
    Считалось, что запутанность действия притупляет интерес к глав­ным событиям. Во
    избежание этого предписывалось соблюдать единство места и единство
    времени: действие не должно выхо­дить за пределы одного города,
    лучше — одного дома, а еще луч­ше – одной комнаты; время же следовало,
    насколько возможно, приблизить к реальному времени театрального представления.
    Максимально допустимым временем действия были одни сутки. Единство места и
    времени считалось необходимым для правдопо­добия. Правила единства
    времени, места и действия (так
    называ­емые три единства) именно в эпоху классицизма были выражены наиболее
    четко.
    Сюжет трагедии и
    высокой комедии должен был непремен­но включать все свои составные части: экспозицию,
    завязку, раз- витис действия, кульминацию и развязку. Каждой
    части соот­ветствовало одно драматическое действие, вот почему трагедии
    классицизма писались в пяти действиях. Каждое появление нового персонажа
    (явления) было связано с новым событием. Хорошо построенная трагедия
    классицизма очень динамична. Но непосредственно перед зрителем предстают не
    столько сами события, сколько сообщения о них и рассуждения по их поводу. Дело
    в том, что по античной традиции на сцене нельзя было изо­бражать смерть. Поэтому
    большая часть трагических событий (сражения, поединки) происходили за сценой. В
    виде исключе­ния герой мог только заколоть себя кинжалом, и то в самом конце
    пьесы — под занавес.
    Изображать подобным
    образом подлинную историческую дей­ствительность или повседневную жизнь было
    очень трудно, поэ­тому начиная с XIX в. правила классицизма в целом перестали
    соблюдаться. В 90-х годах XVIII в. классицизм как литературное направление в
    России уже не существовал. Но удивительно то, что главное в традициях классицизма
    восприняли именно литератур­ные новаторы — Жуковский, Батюшков, Вяземский. Они
    пошли намного дальше своих предшественников в изображении сложных человеческих
    чувств. Но эти чувства новаторы, как и поэты клас­сицизма, выражали при помощи
    “разумного слова”. Девиз “ясно­сти и простоты” оставался и их девизом. Эту
    поэзию не случай­но называли “поэзией прекрасных формул”. Связь поэтов школы
    Жуковского с русским классицизмом во многом определяет значе­ние этого
    литературного направления для истории литературы.
    1.Когда и где зародился классицизм?
    2.
    Какое
    влияние оказала эпоха абсолютизма на развитие литературы?
    3.
    Какие
    традиции искусства Возрождения нашли продолжение в класси­цизме?
    4.
    Каковы
    основные принципы эстетики классицизма?
    5.
    Что
    значит культ разума и принцип рационализма?
    6.
    Что
    значит принцип подражания природе?
    7.
    Что
    представляет собой художественный образ в классицизме?
    8.
    Каким
    образцам стремились следовать писатели-классицисты?
    9.
    Почему
    в искусстве классицизма появилась иерархия жанров?
    10. Назовите высокие жанры и их отличительные
    признаки.
    11. Назовите низкие жанры и их отличительные
    признаки.
    12. Почему жанр трагедии стал ведущим в
    классицизме?
    13. Какие жанры стали основными во французском
    классицизме?
    14. Почему произведения Мольера получили название высокая
    комедия?
    15. Когда зародился классицизм в России?
    16. Назовите русских писатслей-классицистов.
    17. Назовите отличительные
    признаки русского классицизма.
    18. Какие жанры стали ведущими в русском
    классицизме?
    19. Почему жанр оды получил высокий уровень
    развития в русской литера-
    20. Назовите правила драматургии классицизма. Что
    значит соблюдение единства места действия; единства времени действия?
    21. Как строился
    сюжет произведений классицизма?
    22. Каково значение классицизма для истории
    русской литературы?
    Ключевые понятия: классицизм,
    исторические события, высо­кие жанры, трагедия, эпопея, ода. средние жанры,
    дидактиче­ская поэзия, низкие жанры, комедия, сатира, басня, единство места,
    времени и действия, завязка, развитие действия, кульминация, развязка

  4. aikidoka88 Ответить

    Фонвизин и классицизм
    Творчество Фонвизина теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре). Оно получило название классицизма (от лат. classcus — образцовый) Появившись в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века . Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII —XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным.
    В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирике и в драматургии.
    Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и правила требовали от искусства, в частности от древнерусской литературы, ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений.
    Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого ума, чувств, воли и рук.
    Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий ему хаос дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными законами. Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей “норме”, образу, которым в классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и гармонического искусства.
    Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и преобладающими над интересами отдельной личности.
    Наибольшего расцвета в литературе классицизма пераоначально достигла драма как род словесного и сценического искусства.
    Драма (от греч, drama — «действие»), как известно, — один из трех родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Основу драмы, согласно изначальному смыслу слова, составляет действие: В драме перед зрителем или читателем развертываются явления, составляющие внешний мир.
    События предстают в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалога. Драматурги исключен из непосредственного действия и не может говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или поведение персонжей (например, когда то или иное действующее лицо произносит реплику в ответ на слова другого лица, драматург может пометить — «в сторону» т. е. желая скрыть свое мнение).
    Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.

  5. sinkhi Ответить

    ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
     
    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КЛАССИЦИЗМА
     
    Классицизм (от лагин. classicus – образцовый, первоклассный) – направление в европейском искусстве и литературе XVIII ст., который ориентировался на античные образцы, что их идеальными, классическими, достойными подражания. Он отличался строгой регламентацией, требованием жесткого соблюдения четких, раз и навсегда установленных норм и правил, изложенных в раВНОобразных «поетиках» (например, в «поэтическом Искусстве» Н. Буало).
    Для драматургии это «правило трех единств» – времени, места и действия. Правило единства времени требовало, чтобы действие драматического произведения происходила за один день; правило единства места заключалось в том, чтобы действие драматического произведения происходила в одном месте (например, в доме Журдена, героя комедии Мольера «Мещанин-шляхтич»); правило единства действия требовало, чтобы основное действие драматического произведения не прерывалась посторонними сюжетными линиями.
    В языковом оформлении произведений классицизм ориентировался на теорию трех стилей (высокого, среднего, низкого), требовались ясность и чистота языковых выражений.
    Существовала также четкая иерархия жанров литературы: важнейшими, «высокими» считались античные (трагедия, эпопея, ода, дидактическая поэма). Подчеркнутую нормативность заметно уже на уровне иерархии литературных родов. Самой престижной считалась драма, которая делилась на жанры: «высокую» трагедию и «низкую» комедию. Комедия бывала и стихотворная и прозаическая, тогда как «высокая» трагедия писалась исключительно стихами! Согласно предписаниям классицизма, смешивать жанры (например, из комедии и трагедии делать трагикомедию) категорически запрещалось.
    «Высокие» жанры предназначались для высоких общественных состояний (прежде всего дворян), а «низкие» – общественным низам (мещанам, крестьянам).
    Классицизм достиг наивысшего расцвета во Франции, распространившись почти по всей Европе, особенно в тех странах, где были сильны монархические режимы.
    Найнидатнішими представителям литературы классицизма были П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Н. Буало, Ж. де Лафонтен, Ф. Малерб; впоследствии Вольтер (Франция); А. Поуп (Великобритания).
    Художники классицизма хаотичности, иллюзорности и скоротечности окружающего мира противопоставляли подчеркнуты упорядоченность, нормативность и «неизменность» законов искусства.
    Философской основой классицизма был рационализм (от лат. ratio – разум) – учение, которое утверждало, что главным инструментом познания мира – разум. Рациональное отмечалось выше эмоциональное, поэтому безусловное преимущество в литературном творчестве придавалась размышлениям, а не чувством.
    Теоретики классицизма призывали не к спонтанной творчества, не до мгновенного озарения, а до хорошо продуманного аналитического процесса: «Вы учитесь мыслить, тогда уже писать» (Н. Буало). Теорию классицизма создали не сразу. У ее истоков стояли Ф. Малерб, Же. Шаплен, Д’Обіньяк и М. Буало. Исключительное место здесь принадлежит Никогда Буало, который написал стихотворный трактат «поэтическое Искусство» (1674). Он продолжил всемирную традицию поучения поэтической искусства, которую начали Аристотель и Гораций. В своем трактате Буало акцентировал внимание на общественной функции литературы ответственность поэта перед обществом, утверждая, что этическое (нравственное) должно быть тесно связано с эстетическим.
    Известный сказочник Шарль Перро именно тогда начал дискуссию, в которой утверждал, что современная литература лучше античную. Фактически это были зачатки сравнительного литературоведения (компаративистики), а лучшим тогдашним баснописцем был Жан де Лафонтен («французский Езон»).
    Героя литературного произведения классицисты часто наделяли одной – двумя основными чертами характера. Положительные черты – честность, верность, доблесть, талант присущи персонажам античной или национальной истории, представителям господствующей верхушки. Негативные черты – хитрость, коварство, скудоумие – свойственны преимущественно выходцам из социальных низов.
    Литература классицизма своеобраВНО ориентировалась на сословную монархию. В «высоких» жанрах (трагедия, поэма, ода) героями выступали преимущественно аристократы. Герой изображался обычно во время исполнения государственного долга, который преобладал личные чувства. Произведения классицизма предлагали образ «образцового героя», были примером для подражания гражданами государства, воспитывали читателя.
    Тематика этих произведений должна быть общественно важной, основная тема – государство и особенность. Типичным для классицистической действия является конфликт личного и государственного интересов в пользу последнего.
    Композиция классицистического произведения устоявшаяся и нормативная: требовалось строгое соблюдение пропорциональности всех частей произведения, стройность строения, четкость, ясность, простота изложения, единство чувства в лирике.

  6. Aleksandr✓ Ответить

    Фонвизин и классицизм
    Творчество Фонвизина теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре). Оно получило название классицизма (от лат. classcus — образцовый) Появившись в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века . Влияние классицизма на художественную жизнь Европы XVII —XVIII вв. было широким, долговременным и в целом плодотворным.
    В литературе классицизм наиболее полно проявился в лирике и в драматургии.
    Классицизм считал, что нужно опереться на нормы прекрасного в античном искусстве, то есть в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, которые были изложены в трудах Аристотеля, Горация и других мыслителей и поэтов древности и строго их соблюдать, не отступая от творческих правил. Эти нормы и правила требовали от искусства, в частности от древнерусской литературы, ясности изложения, точности выражения мыслей, порядка в построении произведений.
    Классицизм отдавал предпочтение культуре перед дикостью и настаивал на том, что природа и жизнь, преобразованные человеком, выше природы и жизни естественной, не подверженной еще благородным усилиям человеческого ума, чувств, воли и рук.
    Перед взором классицистов всегда стоял идеал прекрасной и завышенной жизни, преображенной искусством человека, и противостоящий ему хаос дикой естественной жизни, управляемой непонятными и казавшимися дурными законами. Следовательно, классицизму было свойственно отражать жизнь в образах идеальных, тяготеющих ко всеобщей “норме”, образу, которым в классицизме выступает классическая древность как пример совершенного и гармонического искусства.
    Так как в реальной жизни обозначился конфликт между разумом и чувствами, то классицизм стремился к его разрешению и преодолению посредством гармонического и полного сочетания личных интересов человека с велениями разума и нравственного долга. При этом интересы государства считались главными и преобладающими над интересами отдельной личности.
    Наибольшего расцвета в литературе классицизма первоначально достигла драма как род словесного и сценического искусства.
    Драма (от греч, drama — «действие»), как известно, — один из трех родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Основу драмы, согласно изначальному смыслу слова, составляет действие: В драме перед зрителем или читателем развертываются явления, составляющие внешний мир.
    События предстают в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени (на глазах зрителя!) действия, показанного через конфликты и в форме диалога. Драматурги исключен из непосредственного действия и не может говорить от своего лица за исключением ремарок, поясняющих действие или поведение персонажей (например, когда то или иное действующее лицо произносит реплику в ответ на слова другого лица, драматург может пометить — «в сторону» т. е. желая скрыть свое мнение).
    Классицистическая драма обладает рядом особенностей. Для того, что действие сохраняло логическую стройность, классицисты видвинули требование «трех единств» единства места, единства времени и единства действия.

  7. kovty5194 Ответить

    Классицизм – художественный стиль в европейской литературе 17 — начала 19 вв. , одной из важных черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как к идеальному эстетическому эталону.
    Державин развивает традиции русского классицизма, являясь продолжателем традиций Ломоносова и Сумарокова.
    Для него предназначение поэта — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам: Едина ты лишь не обидишь, Не оскорбляешь никого, Дурачества сквозь пальцы видишь, Лишь зла не терпишь одного…
    Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайня степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громам повелеваю, Я царь — я раб — я червь — я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? — безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог» , (1784)
    Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снигирь» (1800) Державин оплакивает кончину Суворова: Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снигирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.
    Первым классицистическим писателем в России был Антиох Кантемир. Он первым написал произведения классицистического жанра (а именно сатиры, эпиграммы и другие). Следующий виток развития классицизм получил в России при Тредиаковском и Ломоносове. Ими была создана русская силлабо-тоническая система стихосложения и введены многие западные жанры (такие как мадригал, сонет и т. п. ) Силлабо-тоническая система стихосложения – система слогоударного стихосложения. Включает два ритмообразующих фактора – слог и ударение – и подразумевает закономерное чередование фрагментов текста с равным количеством слогов, среди которых ударные слоги определенным закономерным образом чередуются с безударными. Именно в рамках этой системы написана большая часть русских стихов.
    История возникновения русского классицизма по В. И. Федорову:
    1 период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность – интенсивный процесс “обмирщения” (то есть замена литературы религиозной литературой светской – 1689-1725 года) – предпосылки возникновения классицизма.
    2 период: 1730-1750 года – эти годы характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой русского языка.
    3 период: 1760-1770 года – дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
    4 период: последняя четверть века – начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций (1. Направление, развитие, склонность, стремление; 2. Замысел, идея изложения, изображения) .
    Основные признаки русского классицизма
    • Обращение к образам и формам античного искусства.
    • Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
    • Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
    • В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
    • Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток) , места, действия.

  8. Рњr.Arthur Ответить

    КЛАССИЦИЗМ
     
    Классицизм как художественное направление в
    литературе XVII в.

    Классицизм (от лат. сlаssисus – образцовый) – художественное направление в
    искусстве и литературе XVII – начала XIX в., для которого характерны возвышенная
    гражданская тематика и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
    Классицизма как художественного направления
    свойственно отражать жизнь в идеальных образах, тяготеющих к общей
    «нормы», образца. Образцом совершенного и гармоничного искусства в классицизме была
    провозглашена античная классическая прошлое. Поэтому художники часто обращались к сюжетам
    и образов античной мифологии. Писатели этой эпохи образцы, достойные подражания,
    также видели в античной классике, в трагедиях Эсхила и Софокла, в поэзии
    Горация. Особенность литературы классицизма оказалась еще и в том, что ее создатели
    соблюдали правил, которые были обязательными и соответствовали порядкам, установленным
    в обществе.
    Впервые классицизм появился в
    итальянской культуре XVI в., а наибольшего расцвета достиг во Франции в XVII
    веке: в драматургии (Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер), в поэзии
    (Жан де Ла-фонтен), в живописи (Никола Пуссен), в архитектуре.
    В истории Франции XVII века было
    периодом создания централизованного государства и утверждение абсолютной монархии,
    что достигла своего расцвета во времена правления короля Людовика XIV, которого называли
    «король-солнце». Ему принадлежат известные слова: «Государство – это я». Король был наделен
    неограниченной властью, он распоряжался своими подчиненными и их имуществом.
    Абсолютная монархия провозглашалась самой совершенной формой правления. В
    обществе была установлена строгая иерархия. Влияние абсолютизма распространялся и
    на искусство, развитием которого стремились руководить кардинал Ришелье и другие
    вельможи. Классицизм оказался первым художественным направлением, признанным официальной властью.
    Теоретическим основанием классицизма
    была античная теория поэтики и, прежде всего, «Поэтика» Аристотеля, теоретические
    основы которого воплощала французская «Плеяда» (XVII ст.). В выработке своих
    общетеоретических основ, особенно в области жанра и стиля, классицизм опирался
    и на философию рационализма Рене Декарта.
    Теоретиком французского классицизма
    был Никола Буало. В конце XVII в. в поэме-трактате «Поэтическое искусство»
    (1674) он создал развернутую эстетическую теорию классицизма, которая имела огромный
    влияние на формирование классицизма не только во Франции, но и в других странах. Буало
    стремился подчинить искусство определенным нормам, которые соответствовали пониманию
    прекрасного в эпоху классицизма.
    В отличие от художников барокко,
    классицисты первоосновой искусства считали ум и мысль, отвергая интуицию и
    осложненную метафоричность барочных произведений.
    Буало рекомендовал литераторам
    хранить в произведениях три единства – единство места, времени и действия: все события произведения
    должны были происходить в одном месте, в пределах одного дня (суток), основное действие не имела
    прерываться какими-то другими событиями. Важным было требование знать законы языка и
    соблюдать их, внимательно относиться к подбору слов.
    По правилам эстетики классицизма,
    литературные жанры делились на «высокие» и «низкие» (это разделение осуществлялось по
    принципу принадлежности их к высокого или низкого стилей). Для каждого жанра были
    установлены четко определенные границы и особенности, соответствующие герои и язык.
    Существовала строгая запрет относительно смешения высокого и низкого, прекрасного и
    безобраВНОго, трагического и комического (в отличие от барокко).
    К «высоким» относили трагедию,
    оду, эпическую героическую поэму (эпопею). У них изображали важные для государства
    события; уславлювали коронованных особ и аристократов, полководцев, отважных
    воинов; развивали идею патриотизма, необходимости подчинять чувства долга
    служение королю и интересам государства. Язык трагедий, ед, героических поэм имела
    быть поэтическим, пафосной, возвышенной, лишенной просторечия и фольклоризмів.
    «Низкими» жанрами считали комедию, басню, сатиру и т.д. В них действовали буржуа,
    торговцы, крестьяне, горожане, слуги (все, кто принадлежал к так называемого третьего
    состояния); изображались бытовые ситуации; преимущественно висміювались человеческие и
    общественные пороки. Комедии писали прозой, их персонажи разговаривали простой народной
    языке.
    Классицисты считали, что назначение
    литературы – воспитывать человека, но не путем чтения нравоучений или нотаций, а
    наслаждением, которую должен предоставлять искусство.
    Наиболее полное воплощение принципы
    классицизма получили в трагедиях Пьера Корнеля и Жана Расина; создателем комедии
    классицизма считают Жана Батиста Мольера.
    Следовательно, определяющие черты классицизма:
    • подражания
    образцов античного искусства;
    • рационализм
    (стремление строить художественные произведения на началах разума, игнорирование личных
    чувств);
    • нормативность,
    установление вечных и незыблемых правил и законов (для драматургии это закон
    «трех единств» – места, времени и действия);
    • установление иерархии жанров,
    среди которых важнейшими считались античные; деление жанров на «высокие»,
    «серьезные» (трагедия, эпопея, ода, элегия, идиллия) и «низкие», «развлекательные»
    (травестийная поэма, комедия, басня, эпиграмма);
    • обязательное соблюдение канонических
    правил написания произведений (изображение героя только при исполнении государственного
    обязанности, резкое разделение действующих лиц на положительных и отрицательных, строгое
    соблюдение пропорциональности всех частей произведения, стройность композиции и т.д.);
    • аристократизм,
    ориентация на требования и вкусы высшего общественного слоя;
    • в области языка классицизм выдвигал
    требования ясности и чистоты, идеалом была афористичная речь, которая отвечала бы
    основам теории трех стилей.
    Влияние классицизма на художественную жизнь
    Европы был широким и длительным, а в архитектуре продолжался и в XIX в.
    В Англии теоретиками и практиками
    литературы классицизма были Бен Джонсон, Джон Драйден, Александр Поуп; в
    Германии – Мартин Опиц, Иоганн Готшед, в России – О. Сумароков, М. Ломоносов,
    Д. Фонвизин.
    Развитию классицизма в Украине не
    способствовали ни политические, ни общекультурные условия. Распространение получили преимущественно
    только «низкие» жанры – травестийная поэма, комедия, басня. Но именно благодаря этой
    неполноте классицизма в украинской литературе состоялся эпохальный переход от
    українізованої книжно-славянской к живой народной речи. Так было
    начато новое возрождение украинского писательства, а впоследствии и нации
    в общем. Представители украинского классицизма – И. Котляревский, Г.
    Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, П. Белецкий-Носенко и др.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *