В каком месяце должны быть отражены результаты инвентаризации?

18 ответов на вопрос “В каком месяце должны быть отражены результаты инвентаризации?”

  1. view1 Ответить

    Отметим, что излишки на предприятии довольно редкое явление, а вот с недостачами дело обстоит иначе.
    Порядок отражения недостач в бухгалтерском учете определен пунктом 3 статьи 12 Закона №129-ФЗ и пунктом 28 Положения по ведению бухгалтерскому учета, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
    В соответствии с этими пунктами, недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц.
    Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
    Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации.
    В соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения.
    Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач.
    Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице.
    В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.
    При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
    Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц, в тех случаях, когда виновные установлены.
    В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций.
    Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно-материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.
    О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.
    В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей, оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.
    Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются в организациях на издержки обращения и производства, а в бюджетных организациях – на уменьшение финансирования (фондов).
    На разницу в стоимости от пересортицы в сторону недостачи, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.
    Как уже отмечалось выше, предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации.
    Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.
    Из положений вышеприведенных нормативных актов следует, что отражение в учете недостач имущества зависит от величины недостачи конкретного имущества организации, от того, имеются ли по данному виду имущества установленные нормы естественной убыли, а также установлены ли конкретные виновные лица.
    Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется, в соответствии со статьей 246 Трудового кодекса Российской Федерации, по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерб, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества.
    Федеральным законом может быть установлен особый порядок определения размера подлежащего возмещению ущерба, причиненного работодателю хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер причиненного ущерба превышает его номинальный размер.
    В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению», общим для всех случаев будет первоначальное отражение выявленных недостач на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
    На основании сличительных ведомостей и в зависимости от того, на каком счете учитывалось недостающее имущество, в бухгалтерском учете делаются записи по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции со счетами их учета (например, 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и тому подобное).
    Выявленные недостачи отражаются в бухгалтерском учете следующим образом:

  2. sergeporto Ответить

    Вместе с тем при отражении в учете недостач следует произвести списание активов с учета на основании акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) и соответствующих актов о списании нефинансовых активов (материальных запасов), бухгалтерской справки (по денежным средствам и иным финансовым активам):
    Содержание операции
    Дебет
    Кредит
    Списание недостач материальных запасов в пределах норм естественной убыли*
    0 109 хх 272
    0 401 20 272
    0 105 хх 440 (000)
    Списание объектов нефинансовых активов в результате недостачи:
    основных средств
    0 104 хх 410 (000)
    0 401 10 172
    0 101 хх 410 (000)
    нематериальных активов
    0 104 хх 420 (000)
    0 401 10 172
    0 102 хх 420 (000)
    материальных запасов
    0 401 10 172
    0 105 хх 440 (000)
    Списание торговой наценки по товарам, списанным в результате недостачи (методом «красное сторно»)
    0 401 10 130
    0 105 29 440 (000)
    0 105 39 440 (000)
    Списание денежных документов, иных финансовых активов
    0 401 10 172
    0 201 35 610 (000)
    * Списанные материальные ценности в пределах утвержденных законодательством норм естественной убыли относятся на затраты или на уменьшение финансового результата – в зависимости от того, как установлено учетной политикой учреждения. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм.
    В налоговом учете в соответствии с пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ недостачи материальных ценностей в результате естественной убыли включаются в состав материальных расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы. Потери сверх норм естественной убыли не могут быть учтены в составе материальных расходов в целях налогообложения прибыли.
    Согласно пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены, относятся к внереализационным расходам. При этом факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти (Письмо Минфина РФ от 01.02.2017 № 03-03-06/1/5078). Датой признания убытка от недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц является дата вынесения соответствующего постановления.

    Списание дебиторской и кредиторской задолженности.

    Дебиторская задолженность. Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина РФ от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, документом-основанием для списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с балансового учета является соответствующее решение комиссии по поступлению и выбытию активов (инвентаризационной комиссии) с учетом сведений о наличии признаков безнадежности взыскания, выявленных у дебиторской задолженности, а также документов, подтверждающих наличие рисков невозможности ее взыскания. Комиссия, принимая такое решение, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393.
    Таким образом, если в ходе инвентаризации дебиторская задолженность признана нереальной к взысканию, то на основании акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), письменного обоснования (документов-оснований) и приказа руководителя учреждения необходимо отразить ее списание с балансового учета и принятие на забалансовый учет (счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»). Для этих целей применяются следующие корреспонденции счетов (в зависимости от вида задолженности и причин для списания):
    Содержание операции
    Дебет
    Кредит
    Списана сумма задолженности по ущербу в связи с неустановлением виновных лиц, их уточнением решениями судов
    0 401 10 172
    Забалансовый счет 04
    0 209 хх 660 (000)
    Списана с баланса сумма дебиторской задолженности в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным
    0 401 10 173
    Забалансовый счет 04
    0 205 хх 660 (000)
    0 209 хх 660 (000)
    Списана нереальная к взысканию в соответствии с законодательством РФ дебиторская задолженность по предоставленным авансам
    0 401 20 273
    Забалансовый счет 04
    0 206 хх 660 (000)
    0 208 хх 660 (000)
    В силу п. 339 Инструкции № 157н списанная с балансового учета дебиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 04 в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в обозначенный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.
    При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.
    Списание задолженности с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.
    Обратите внимание:
    В случае если возможность взыскания дебиторской задолженности отсутствует при наличии вышеуказанных оснований при ее списании с балансового учета, по решению комиссии такая задолженность может не приниматься к забалансовому учету.
    В налоговом учете при списании с учета нереальной к взысканию дебиторской задолженности (возникшей в рамках приносящей доход деятельности, а также если данная задолженность не была покрыта резервами, созданными на указанные цели) она может быть включена в состав внереализационных расходов для целей расчета налога на прибыль организаций, если она признается безнадежной в соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ (истек установленный срок исковой давности, обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации). Безнадежными также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным по следующим основаниям:
    невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
    у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
    Аналогичные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 11.07.2017 № 03-03-06/1/43877.
    Кредиторская задолженность. Выявленные в ходе инвентаризации суммы задолженности, не востребованные кредиторами, на основании акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), письменного обоснования (документов-оснований) и приказа руководителя учреждения списываются с балансового учета и принимаются на забалансовый учет (счет 20 «Задолженность, не востребованная кредитором»). Для этих целей применяется следующая корреспонденция счетов:
    Содержание операции
    Дебет
    Кредит
    Списана кредиторская задолженность в связи с отсутствием требований кредитора
    0 205 хх 560 (000)
    0 208 хх 560 (000)
    0 209 хх 560 (000)
    0 301 хх 830 (000)
    0 302 хх 830 (000)
    0 304 02 830 (000)
    Забалансовый счет 20
    0 401 10 173
    В соответствии с п. 371 Инструкции № 157н списанные суммы кредиторской задолженности отражаются на забалансовом счете 20 для наблюдения в течение срока исковой давности в сумме задолженности, списанной с балансового учета. В случае регистрации учреждением денежного обязательства по требованию, предъявленному кредитором в порядке, установленном законодательством РФ, задолженность учреждения, не востребованная кредитором, подлежит списанию с забалансового учета и отражению на соответствующих аналитических балансовых счетах учета обязательств.
    Списание задолженности учреждения, не востребованной кредиторами, с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии (инвентаризационной комиссии) учреждения в порядке, установленном в учетной политике.
    В налоговом учете по данным инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя в соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, учитываются в составе внереализационных доходов.
    * * *
    В заключение выделим главное:
    1. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.
    2. Излишки имущества принимаются к учету по текущей оценочной стоимости.
    3. Недостачи имущества учитываются по текущей восстановительной стоимости.
    4. При выявлении безнадежной дебиторской задолженности и невостребованной кредиторской задолженности на основании подтверждающих документов, решения комиссии по поступлению и выбытию активов (инвентаризационной комиссии) и приказа руководителя данные суммы подлежат списанию с балансового учета и принятию на забалансовый учет (при необходимости).
    [1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

  3. Saparb Ответить

    ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”
    Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”
    В соответствии с пунктом 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных
    запасов, утвержденных Приказом Минфина от 28 декабря 2001 года №119н, для обеспечения
    достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации
    обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально
    подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
    Количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень запасов,
    проверяемых при каждой из них, определяется руководителем организации, за исключением
    случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
    Инвентаризация является не только важным общехозяйственным мероприятием, но
    и элементом учетной политики. Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона
    от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», при формировании учетной
    политики помимо рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов правил
    документооборота и прочее, утверждается и порядок проведения инвентаризации
    имущества и обязательств организации.
    Необходимо обратить особое внимание на важность этого положения, так как во
    многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще
    не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил, что приводит
    к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов по данным регистров
    бухгалтерского учета (без проведения натуральной /вещественной проверки).
    Основными целями инвентаризации являются:
    – выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего
    организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности,
    а также выявление неучтенных объектов;
    – определение фактического количества материально-производственных ресурсов,
    использованных в процессе производства;
    – сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с
    данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
    – проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств,
    а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной
    стоимости и фактического физического состояния. В Законе «О бухгалтерском учете»
    подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки
    имущества и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать
    по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает
    правильной и достоверной;
    – проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования
    нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных
    ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
    Основу инвентаризации материально-производственных запасов составляет полная
    или выборочная проверка наличия этих ценностей специально созданной комиссией.
    Это может быть постоянно действующая инвентаризационная комиссия, рабочая комиссия,
    разовая комиссия.
    постоянно действующая, в организационно-контрольные функции, которой
    входит проведение плановых инвентаризаций, а также выборочных инвентаризаций
    и контрольных проверок в межинвентаризационный период.
    В течение года – в межинвентаризационный период – в организациях с большой
    номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации
    материальных ценностей в местах их хранения и переработки.
    рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации
    материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в
    определении результатов инвентаризации. Рабочие инвентаризационные комиссии
    обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности
    имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых
    обязательств. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год
    с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций;
    разовые комиссии – в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается
    руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости
    – по проверке и выборочной инвентаризации.
    Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий
    утверждается руководителем организации в приказе об инвентаризации. В нем же
    конкретизируется состав имущества, подлежащего инвентаризации, причины инвентаризации
    (контрольная проверка, смена материально ответственного лица, переоценка либо
    иные действия), определяются порядок и сроки проведения инвентаризации, и назначается
    председатель инвентаризационной комиссии.
    Вещественная и документальная проверка фактического наличия имущества и обязательств
    проводится инвентаризационной комиссией коллегиально. Существенное правило для
    всех инвентаризаций:
    ОТСУТСТВИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО ЧЛЕНА КОМИССИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ СЛУЖИТ
    ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.
    Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов регулируется
    Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,
    утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 года №49 «Об утверждении методических
    указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
    Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов
    в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы
    первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России
    от 18.08.1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной
    документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
    Для проведения инвентаризации руководитель организации издает Приказ (постановление,
    распоряжение) о проведении инвентаризации (форма №ИНВ-22), являющийся письменным
    заданием, в котором указывается конкретное содержание, объем, порядок и сроки
    проведения инвентаризации объекта, а также персональный состав инвентаризационной
    комиссии. После подписания руководителем приказ вручается председателю инвентаризационной
    комиссии.
    Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов
    о проведении инвентаризации (унифицированная форма №ИНВ–23). Приказ о проведении
    инвентаризации готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления
    срока проведения инвентаризации.
    До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации четко организовано
    складское хозяйство и контрольно-пропускная система. Для этого инвентаризационной
    комиссии рекомендуется проверить следующие факты:
    1) осуществляется ли охрана территории организации, оборудованы ли помещения
    пожарно-охранной сигнализацией;
    2) заключены ли фактически и правильно ли оформлены договоры о полной индивидуальной
    или бригадной материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности
    для сохранения и использования;
    3) соответствуют ли должности материально ответственных лиц утвержденному перечню
    должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией
    могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности;
    4) созданы ли материально ответственным лицам условия для обеспечения сохранности
    материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы,
    емкости для хранения ценностей;
    5) оснащены ли места хранения материальных ценностей необходимыми измерительными
    приборами;
    6) существует ли контроль над порядком вывоза ценностей из организации и выдачей
    доверенностей на их получение;
    7) хранятся ли товарно-материальные ценности, принадлежащие третьим лицам,
    отдельно;
    8) назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проверки
    сохранности материальных ценностей.
    Руководитель организации должен обеспечить условия для полной и точной проверки
    фактического наличия имущества в установленные сроки; предоставить работников,
    мерную тару и инвентарь для перемеривания, взвешивания, перемещения грузов,
    измерительные и контрольные приборы.
    Бухгалтерия распечатывает инвентаризационные описи, не заполняя графу «По данным
    бухгалтерского учета», по объектам и структурным подразделениям, подлежащим
    инвентаризации в количестве не менее двух экземпляров. Подготовленные инвентаризационные
    описи раздаются всем материально ответственным лицам для заполнения графы «Фактическое
    наличие» с указанием сроков заполнения.
    Материально ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно подготовить
    все материальные ценности (рассортировать), оформить все приходные и расходные
    документы.
    Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков
    материальных ценностей:
    – опломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;
    – проверяет весы, мерную тару;
    – получает от материально ответственных лиц отчет с документами, подтверждающими
    движение товарно-материальных ценностей, а также расписку в том, что к началу
    проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные
    ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие
    в их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
    После осуществления всех необходимых подготовительных мероприятий производится
    опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.
    После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты
    инвентаризации и инвентаризационные описи. Причем основной формой первичной
    документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная
    опись
    , а для учета документальной инвентаризации – акт инвентаризации.
    Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены постановлением
    Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88, в частности:
    Наименование документа
    Номер формы
    Инвентаризационная опись товарно-материальных
    ценностей
    ИНВ -3
    Акт инвентаризации товарно-материальных
    ценностей отгруженных
    ИНВ-4
    Инвентаризационная опись товарно-материальных
    ценностей, принятых на ответственное хранение
    ИНВ-5
    Акт инвентаризации товарно-материальных
    ценностей, находящихся в пути
    ИНВ -6
    Акт инвентаризации драгоценных металлов
    и изделий из них
    ИНВ-8
    Инвентаризационная опись драгоценных
    металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах),
    оборудовании, приборах и других изделиях
    ИНВ-8а
    Акт инвентаризации драгоценных камней,
    природных алмазов и изделий из них
    ИНВ-9
    Составление сличительных ведомостей по инвентаризации
    В случае выявления расхождений фактических данных, полученных в процессе инвентаризации
    с данными бухгалтерского учета, составляется сличительные ведомость «Сличительная
    ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей» (форма
    №ИНВ-19). В конце отчетного года результаты всех проведенных инвентаризаций
    обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма
    №ИНВ-26).
    До составления сличительных ведомостей и определения результатов инвентаризации
    бухгалтерия организации должна тщательно проверить правильность всех подсчетов,
    приведенных в инвентаризационных описях. Затем полученные сведения заносятся
    в сличительные ведомости, в которых проводится сравнение фактических сведений
    с данными бухгалтерских документов. Обнаруженные расхождения фиксируются в проекте
    акта инвентаризации, к которому прилагается бухгалтерская справка с указанием
    возможных направлений списания выявленных недостач: на хищения, стихийные бедствия,
    порчу при хранении вследствие халатности виновных лиц.
    При составлении сличительных ведомостей необходимо учитывать пересортицу товарно-материальных
    ценностей (неправильный учет товаров одного сорта в составе другого сорта),
    суммовые разницы, образовавшиеся в результате пересортицы. Необходимо также
    произвести списание потерь в пределах норм естественной убыли.
    Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях
    указываются в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.
    Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры,
    в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.
    На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете
    (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки),
    составляются отдельные сличительные ведомости. Владельцам ценностей предоставляется
    справка о результатах инвентаризации с приложением копии инвентаризационной
    описи.
    Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием компьютера
    и другой оргтехники, так и вручную.
    Более подробно об бухгалтерским и налоговым учетом МПЗ Вы можете ознакомится
    в книге ЗАО «BKR Интерком-Аудит» «Материалы, полуфабрикаты, спецодежда, спецоборудование»

  4. saragde Ответить

    Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»
    Кредит:
    01 «Основные средства».
    03 «Доходные вложения в материальные ценности».
    07 «Оборудование к установке».
    08 «Вложения во внеоборотные активы».
    10 «Материалы».
    11 «Животные, находящиеся на выращивании и откорме».
    16 «Отклонения в цене материальных ценностей».
    50 «Касса» и проч.
    В зависимости от причины, повлекшей недостачи, их полные суммы будут учтены в затратах, полностью перенесены на виновных лиц либо списаны на финансовый результат. Недостачи, находящиеся в пределах установленных норм естественной убыли, в бухучете относят либо на издержки производства, либо расходы на продажу. С таковой целью учреждения используют нормы естественной убыли, установленные отраслевыми министерствами и ведомствами, и списывают.

    Недостачи каких-либо ценностей в пределах установленных норм естественной убыли

    Дебет:
    08 «Вложения во внеоборотные активы».
    20 «Основное производство».
    23 «Вспомогательные производства».
    25 «Общепроизводственные расходы».
    26 «Общехозяйственные расходы»,
    29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
    44 «Расходы на продажу».
    Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и проч.
    Недостачи более норм естественной убыли относят на виновных в их появлении лиц либо списывают на финансовые результаты. Списание недостач и потерь выше норм естественной убыли, а также превышения цены недостающих ценностей над появившимися излишками, появляющимися при пересортице, относят на виновных в этом лиц:
    Дебет 73.2 «Расчеты по возмещению материального ущерба» – рыночная стоимость товаров.
    Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – учетную стоимость ценностей.
    Кредит 98 «Доходы будущих периодов» – разницу между учетной и рыночной стоимостью приведенных в негодность либо отсутствующих материальных ценностей.
    Полное возмещение материального ущерба виновными в недостаче лицами отражают в учете как удержание полной суммы недостачи из зарплаты сотрудников компании.
    Дебет:
    50 «Касса» – при возмещении полной суммы через кассу учреждения.
    70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – при удержании полной суммы недостачи из зарплаты на основании официального заявления, поданного виновным лицом с материально ответственностью.
    Кредит 73.2 «Расходы по возмещению материального ущерба».
    После того, как вся сумма задолженности будет погашена, разница между учетной и рыночной стоимостью недостающих и приведенных в негодное состояние материальных ценностей списывается так:
    Дебет 98 «Доходы будущих периодов».
    Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие доходы».
    Отнесение полной суммы возникшей недостачи на прочие расходы можно осуществить в том случае, когда виновник отсутствует либо суд отказал во взыскании вследствие необоснованности данного иска:
    Дебет 91 «Прочие доходы и расходы».
    Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
    При списании потерь и недостач вследствие стихийных бедствий:
    Дебет 99 «Прочие доходы и расходы».
    Кредит 01, 03, 07, 08, 10, 11, 50 и проч.
    Результаты инвентаризации будут учтены при составлении бухгалтерской отчетности за год только в том случае, если она была проведена не раньше, чем 01.10. за отчетный год.

  5. alin118 Ответить

    Безнадежная дебиторская задолженность — сумма, которую организация не может взыскать со своих контрагентов в силу определенных причин, в том числе в связи с истечением срока исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ).
    В бухгалтерском учете безнадежная (нереальная к взысканию) задолженность списывается по каждому обязательству на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов. А если в период, предшествующий отчетному, суммы таких долгов не резервировались, они относятся на финансовые результаты у коммерческой организации (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).
    Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Указанная задолженность должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н).
    В целях налогообложения согласно п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта госоргана или ликвидации организации.
    Безнадежными долгами также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по основаниям, перечисленным в п. 2 ст. 266 НК РФ.
    В целях исчисления налога на прибыль суммы безнадежных долгов приравниваются к убыткам, полученным налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, и включаются в состав внереализационных расходов организации, если в отношении конкретной задолженности ранее не создавался резерв по сомнительным долгам, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, то в состав внереализационных расходов включаются суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 с. 265 НК РФ).
    Факт истечения срока исковой давности для взыскания долга является достаточным основанием для признания задолженности безнадежной и от организации не требуется проведения других мероприятий, например, направления письма контрагенту.
    Важно заметить, что расход признается в отчетном периоде, в котором истек срок исковой давности (письмо Минфина России от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54556, постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 1574/10). Безнадежная задолженность списывается в полной сумме с учетом НДС (письма Минфина России от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315, от 11.06.2013 № 03-03-06/1/21726).
    На счетах бухгалтерского учета списание безнадежной «дебиторки» отражается следующим образом:
    Дебет 91 (63) Кредит 62 (76) – списана безнадежная дебиторская задолженность;
    Дебет 007 – списанный безнадежный долг учтен за балансом.
    Если списывается безнадежный долг по выданным авансам, то ранее принятый к вычету НДС безопаснее восстановить и включить в расходы вместе со всей суммой долга (письма Минфина России от 23.06.2016 № 03-07-11/36478, от 17.08.2015 № 03-07-11/47347, от 23.01.2015 № 03-07-11/69652, от 11.04.2014 № 03-07-11/16527). Хотя, из буквального толкования норм НК РФ данный вывод не следует.
    Полный перечень случаев, когда налогоплательщику следует восстановить принятый к вычету НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является закрытым. Основания для восстановления НДС в случае списания покупателем дебиторской задолженности по предоплате в приведенной норме не содержатся.
    На счетах бухгалтерского учета:
    Дебет 60 Кредит 51 — перечислен аванс поставщику;
    Дебет 68 Кредит 76.ВА — НДС заявлен к вычету;
    Дебет 91 Кредит 60 — списана задолженность по истечении срока исковой давности;
    Дебет 76.ВА Кредит 68 — восстановлен ранее заявленный к вычету НДС.

  6. Burgher Ответить

    Если в ходе инвентаризации выявлены излишки или недостача, тогда оформляется сличительная ведомость, в которой указывают расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ее составляют только по тому имуществу, по которому есть отклонения от учетных данных.
    Для оформления проведения и результатов инвентаризации можно использовать следующие формы документов:
    по ОС – Инвентаризационная опись ОС (форма N ИНВ-1) и Сличительная ведомость инвентаризации ОС (форма N ИНВ-18);
    по МПЗ – Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4) и Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ (форма N ИНВ-19);
    по расходам будущих периодов – Акт инвентаризации расходов будущих периодов (форма N ИНВ-11);
    по кассе – Акт инвентаризации наличных денег (форма N ИНВ-15);
    по ценным бумагам и БСО – Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности (форма N ИНВ-16);
    по расчетам с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами – Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма N ИНВ-17).

    Шаг 6. Обобщение результатов, выявленных инвентаризацией

    Инвентаризационная комиссия на заседании по итогам инвентаризации анализирует выявленные расхождения, а также предлагает способы урегулирования обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).
    Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом.
    Если по итогам инвентаризации расхождений не выявлено, этот факт также следует отразить в протоколе заседания инвентаризационной комиссии.
    Инвентаризационная комиссия по итогам заседания обобщает результаты проведенной инвентаризации.
    С этой целью может применяться унифицированная форма N ИНВ-26 “Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией”, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 N 26, в которой отражаются все выявленные излишки и недостачи, а также указывается способ отражения их в учете (п. 5.6 Методических указаний по инвентаризации).
    Протокол заседания инвентаризационной комиссии вместе с ведомостью учета результатов представляются на рассмотрение руководителю организации, который принимает окончательное решение.

    Шаг 7. Утверждение результатов инвентаризации

    Инвентаризационная комиссия представляет руководителю организации протокол заседания инвентаризационной комиссии и ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией.
    К указанным документам могут прилагаться сличительные ведомости и инвентаризационные описи (акты).
    После рассмотрения документов руководитель организации принимает окончательное решение, которое оформляется приказом об утверждении результатов инвентаризации (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).
    Обязательной частью приказа является предписание о порядке устранения расхождений, выявленных инвентаризацией.
    После этого документация по результатам инвентаризации передается инвентаризационной комиссией в бухгалтерскую службу.

    Шаг 8. Отражение в учете результатов инвентаризации

    Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета следует отразить в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
    В случае годовой инвентаризации указанные результаты должны быть отражены в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации).
    При выявлении в результате инвентаризации имущества, которое не подлежит дальнейшему использованию в связи с моральным устареванием и (или) порчей, такое имущество подлежит списанию с учета.
    Также с балансового учета списывается задолженность с истекшим сроком исковой давности.

    Выявлена недостача

    В бухгалтерском учете недостачи отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).
    Стоимость приобретения недостающих МПЗ относят на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. “б” п. 28 Положения по бухучету N 34н).
    Проводки будут такие.
    Проводка
    Операция
    Д 94 – К 10 (41, 43)
    Списана стоимость утраченного имущества
    Д 20 (25, 26, 44) – К 94
    Списана недостача в пределах норм естественной убыли
    Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) (пп. “б” п. 28 Положения по бухучету N 34н):
    если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, – взыскивается с этого лица;
    если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, – списывается в прочие расходы.
    Проводка
    Операция
    Д 94 – К 01 (10, 41, 43, 50)
    Списана стоимость утраченного имущества
    Д 73 (76) – К 94
    Стоимость недостач отнесена на виновных лиц
    Дт 50 (51, 70) – К 73 (76)
    Стоимость недостач взыскана с виновного лица
    Д 91 – К 94
    Сверхнормативная недостача списана в расходы
    Для целей налога на прибыль стоимость приобретения недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).
    Порядок учета недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов (БСО и т.п.) зависит от ситуации.
    Ситуация 1. Лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено. В этом случае стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ):
    или признания виновным суммы ущерба (например, на дату заключения с работником соглашения о добровольном возмещении ущерба);
    или вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.
    Одновременно в доходах надо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
    Ситуация 2. Лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено. Тогда стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):
    или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено;
    или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием.
    Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия.

    Выявлены излишки имущества

    Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в бухгалтерском и налоговом учете в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация:
    Рыночную стоимость такого имущества можно подтвердить одним из следующих документов:
    или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);
    или отчетом независимого оценщика.
    Проводка в бухгалтерском учете будет такая:
    Проводка
    Операция
    Д 01 (10, 41, 43, 50) – К 91
    Отражены излишки, выявленные при инвентаризации
    Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор
    ООО «РАЙТ ВЭЙС»
    Специально для Audit-it.ru

  7. kitovras_dalnes Ответить

    Во время проведения инвентаризации по возможности стараются приостановить
    поступление и выбытие МПЗ. Если же этого не удается сделать, то запасы принимаются
    материально ответственным лицом в присутствии членов комиссии, приходуются
    по реестру или товарному отчету после инвентаризации и заносятся в отдельную
    опись «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».
    Отпуск запасов производится в исключительных случаях и только с письменного
    разрешения руководителя и главного бухгалтера. Причем отпускать их материально
    ответственное лицо должно в присутствии членов комиссии. И заносятся отпущенные
    запасы также в отдельную опись «Товарно-материальные ценности, отпущенные во
    время инвентаризации».
    Учетные и фактические остатки имущества, а также выявленные при инвентаризации
    количественные и суммовые расхождения между фактическим наличием имущества
    и данными бухгалтерского учета заносятся в инвентаризационные описи или акты
    инвентаризации типовой формы (утверждены вышеупомянутым постановлением Госкомстата
    России), которые заполняются не менее чем в двух экземплярах. Однако для инвентаризации
    безналичных денежных средств, финансовых вложений, оценочных резервов такие
    формы не утверждены. Поэтому организации вправе их разработать самостоятельно.
    Но при этом необходимо указать обязательные атрибуты первичного учетного документа,
    форма которого не предусмотрена в альбомах унифицированных форм, приведенные
    в пункте 2 статьи 9 закона о бухучете.

  8. Needll Ответить

    Независимо от того в какой организации проводится инвентаризация, существуют ее основные виды и правила проведения. К основным видам инвентаризации относят:
    плановую;
    внеплановую.
    Плановую организацию должны проводить все компании в конце года, перед тем как составить годовую ответственность. Внеплановая инвентаризация проводится в тех случаях, когда возникает срочная необходимость в ней. Например, при выявлении факта хищения, при смене материально-ответственного лица или при ликвидации фирмы. По итогам проведенной инвентаризации материальных ценностей может быть выявлена недостача или излишки.

    Что такое недостача

    Важно! Под недостачей понимают выявленную при полном или частичном пересчете какой-либо группы товаров разницу между данными бухучета и фактическим остатком на текущий момент времени.
    Основным документом, регламентирующим порядок действий при инвентаризации является распоряжение Минфина № 49. Согласно данного документа, первоначальными действиями инвентаризационной комиссии при получении результатов являются:
    Установить степень ответственности каждого причастного лица.
    Истребовать дебиторскую задолженность, которая находится под сомнением, осуществить перевод незавершенного бартера и имеющихся долгов.
    Составить опись ценностей, признанных непригодными, либо неподлежащими восстановлению.
    Выявить причины излишков или недостачи.
    Получить пояснения по факту недостачи.

    Недостача при инвентаризации: что делать

    Все дальнейшие действия после выявления недостачи будут зависеть от того, есть ли виновные лица или нет. Все действия работодателя и работников предусмотрены законодательными и иными нормативными документами. Если виновных лиц нет или вина их не доказана, то выявленная при инвентаризации недостача списывается по соответствующим счетам как финансовые результаты.

    Выявление недостачи в торговой точке

    При выявлении недостачи в торговой точке, по отношению к продавцу возможны следующие действия:
    Потребовать от него объяснительную по поводу выявленной недостачи.
    Если выявлена вина продавца, либо имеется ответственность по коллективному договору о материальной ответственности, то недостача, которая не подлежит списанию, может вычитаться и зарплаты. В первом случае в полной сумме, во втором — в определенном проценте. Процентные вычеты, превышающие 20% устанавливаются только в суде.
    Суммы, взимаемые с работников, не должны превышать их должностной оклад. Однако, в случае необходимости, по решению суда возможно и превышение.

    Действия работодателя при выявлении недостачи

    При выявлении недостачи действия продавца будут следующими:
    Потребовать от работников написать объяснительную по факту недостачи ценностей. Если работник уклоняется от дачи объяснений, то нужно составить соответствующий акт отказа, согласно требованиям ТК РФ.
    Взыскать с работников недостачу. Сделать это можно только в течение месяца с момента вынесения результатов инвентаризации. После этого срока взыскание можно применить только в судебном порядке. распоряжение о взыскании работодатель может дать в размере, не превышающем среднемесячную зарплату. Если необходимо взыскать сумму в больших размерах, то сделать это можно только через суд.

    Недостача при инвентаризации: что делать материально-ответственному лицу

    В качестве материально-ответственного лица может выступать начальник склада, администратор, старший кассир и т.д. Согласно них законодательство предусматривает следующее:
    После того, как оформлен акт о недостаче, наступает ответственность того лица, которое согласно документам несет эту ответственность.
    Наступить ответственность может и в соответствии с положениями законодательства, и в соответствии с условиями подписанного соглашения о материальной ответственности.
    Если недостача ответственного лица не связана с исполнением им трудовых обязанностей, то привлечение его к ответственности возможно только по решению суда.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *