В каком образе является светлане ангел утешитель?

14 ответов на вопрос “В каком образе является светлане ангел утешитель?”

  1. pro100pasha91 Ответить

    «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль», – так сказал о Жуковском А.С. Пушкин, который, считая себя его учеником, высоко ценил мастерство поэта и любил его как человека. Творчество Жуковского отличается особым вниманием к человеку, к его душевным переживаниям, признанием его высоких чувств. Неоспоримым достоинством поэзии Жуковского является умение в чудесных, пленительных стихах воспеть красоту человека, его неразрывную связь с природой.
    Большую известность принесли поэту его баллады, в которых звучат мотивы «тайны» и «вечности».
    «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского. Основа сюжета данного произведения – гадание девушек:
    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали…
    Удивительно точно, реалистично поэт описал святочные гадания, новогодние обряды, когда молодежь хотела узнать о женитьбе или замужестве:
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги бросали;
    Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
    Снежным курицу зерном;
    Ярый воск топили;
    В чашу с чистою водой
    Клали перстень золотой,
    Серьги изумрудны;
    Расстилали белый плат
    И над чашей пели в лад
    Песенки подблюдны.
    Как видим, в балладе отразились народные предания, обычаи, здесь нашли свое отражение и обрядовая песня: гадания, приметы, подблюдные и свадебные песни; и народные предания о злых мертвецах, и мотивы русских народных сказок.
    Фантастические события, происходящие в поэме, – явление мертвого жениха, путь в его «обитель», оживление мертвеца – отражают борьбу добра и зла. Доброе начало в балладах Жуковского – это высшие силы. В «Светлане» они персонифицированы в образе голубка:
    Белоснежный голубок
    С светлыми глазами,
    Тихо вея, прилетел,
    К ней на перси тихо сел,
    Обнял их крылами.
    «Поэзия ужасного», характерная для многих баллад, связана со злым началом: наводящие ужас пришельцы с того света, мертвецы.
    Действие в произведении разворачивается в полночь. Нагнетанию ужаса способствуют традиционные балладные образы: луна, черный ворон, черный гроб, саван.
    Любовь в балладе дана в ореоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас. Но Светлана демонстрирует неизменность веры:
    Утоли печаль мою,
    Ангел-утешитель!
    И вмешательство добрых сил представляется наградой за верность творцу:
    Глядь, Светлана,… О, творец!
    Милый друг ее – мертвец!
    Ах! … и пробудилась.
    Дума, на которую наводит нас баллада – проповедь фатализма:
    Лучший друг наш в жизни сей –
    Вера в провиденье.
    Однако мажорный лад, несвойственный обычно балладе и делающий «Светлану» исключением из правил, утверждает возможность радости и счастья:
    Здесь несчастье – лживый сон,
    Счастье – пробужденье.
    Итак, основой сюжета является мистический сон главной героини – Светланы. И именно в этом заключена особенность композиции баллады. В произведении нам представлена антитеза – противопоставление добрых сил злым, сна – действительности. Причем грань между этими явлениями так слабо очерчена, что мы не сразу догадываемся о том, что происходит. Примером тому является предложение подружек, которые просят Светлану загадать «в чистом зеркала стекле». Дале мы видим следующую картину:
    Кто-то стукнул, слышит:
    Робко в зеркало глядит:
    За ее плечами
    Кто-то, чудилось, блестит
    Яркими глазами…
    Грань между явью и сном стерта. И этот факт усиливает таинственное, мистическое восприятие произведения. А появление мертвого жениха приводит в ужас не только героиню.
    Однако это оптимистическое произведение, которое стоит особняком в творчестве Жуковского, так как баллада кончается счастливой развязкой; ее фантастика снимается тем, что вмешательство потусторонних сил – явление мертвого жениха – оказывается сном. Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он все же создан для счастья:
    О! не знай сих страшных снов
    Ты, моя Светлана…

    Будь вся жизнь ее светла,
    Будь веселость, как была,
    Дней ее подруга.
    Как уже говорилось выше, в балладе «Светлана» отразились народные предания. Поэтому кольцевая рифма произведения, его ритм, легкий и энергичный размер – хорей, музыкальность стиха – все это напоминает песенные мотивы. Еще надо добавить, что баллада «Светлана» появилась во время Отечественной войны 1812 года, и воспринималась она как подлинно народное, русское произведение. Оно вызвало огромный восторг читателей, искавших в поэзии изображение русской национальной жизни.

  2. AkellaWolf Ответить

    Cамостоятельная работа по творчеству В.А. Жуковского
    1.С какими литературными направлениями связано творчество В. АЖуковского?
     романтизм
     реализм
     сентиментализм
     классицизм
    Вопрос № 2
    2.С каким литературным обществом связано имя В. А. Жуковского?
     “Беседа любителей русской словесности”
     ” Арзамас”
     “Зеленая лампа”
     “Знание”
    3.Какие поэтические жанры наиболее характерны для творчества В. А. Жуковского?
     сатира
     ода
     элегия
     баллада
    4.Кому В. А. Жуковский посвятил балладу “Светлана”?
     А. Тургеневу
     Марии Андреевне Протасовой
     Александре Андреевне Протасовой
     отцу
    5. Известно, что В. А. Жуковский был воспитателем наследника русского престола. Назовите имя воспитанника поэта, впоследствии ставшим императором.
     Павел I
     Александр II
     Александр III
     Петр III
    6.Финалом какого произведения являются следующие строки?
    Улыбнись, моя краса,
    На мою балладу;
    В ней большие чудеса,
    Очень мало складу.
    Взором счастливый твоим,
    Не хочу и славы;
    Слава – нас учили – дым;
    Свет – судья лукавый.
    Вот баллады толк моей:  “Лучший друг нам в жизни сей
    Вера в провиденье. _______________________________
    7. В каком образе является Светлане  “ангел-утешитель”?
    ______________________________________________________________
    8.Что Светлану “страшит” в ее сне?
    ________________________________________________________________
    9.Как раскрывается тема гадания в балладе?
    ________________________________________________________________________________________________________________________________
    10Каковы жанровые черты баллады Жуковского?
    _______________________________________________________________________________________________________________________________
    11Основные идеи баллады ________________________________________________________________________________________________________________________
    12. Сколько баллад перевел поэт?
    а) около 20          б) около 30           в) около 40         г) около 50
    13.В какое время года происходят события в балладе «Светлана»?
    а) лето              б) осень                 в) зима               г) весна
    14.Что спасает героиню баллады?
    а) волшебное слово                 в) вера в Бога
    б) помощь друзей                    г) бегство домой
    15 Вспомните, каковы особенности русского романтизма?
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Фамилия Имя_____________________________
    Оценка__________

  3. EGENCHIC Ответить

    Задания с кратким ответом
    1. К какому направлению русской литературы первой половины XIX века относится творчество Жуковского?
    2. Укажите название изобразительного средства:
    Мчат, как будто на крылах,
    Санки кони рьяны…
    3. Укажите название композиционного элемента — изображения природы в литературном произведении:
    Из окна широкий путь
    Виден сквозь туманы;
    Снег на солнышке блестит,
    Пар алеет тонкий…
    4. Как называется изобразительно-выразительное средство?
    Белоснежный голубок
    С светлыми глазами,
    Тихо вея, прилетел…
    5. Определите способ рифмовки:
    Спасу помолилась;
    И с крестом своим в руке
    Под святыми в уголке
    Робко притаилась.
    Задания с развернутым ответом
    6. С помощью каких изобразительных средств создается образ герои­ни и какой именно она предстает?
    7. Каков аллегорический смысл образа голубя?
    8. Сопоставьте фрагменты произведений В.А. Жуковского «Светла­на» и Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Чем похожи героини?

    Фрагмент произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» для 8 задания

    Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил ее — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который у да­лялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
    Она пришла в себя — и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах! — думала она. — Для чего я осталась в этой пустыне? Что удер­живает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, по­стой, любезный! Я лечу к тебе!» Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!» — остановила ее. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине. С сего ча­са дни ее были днями тоски и горести, которую надлежало скрывать от нежной матери: тем более страдало сердце ее! Тогда только облег­чалось оно, когда Лиза, уединяясь в густоту леса, могла свободно проливать слезы и стенать о разлуке с милым. Часто печальная гор­лица соединяла жалобный голос свой с ее стенанием. Но иногда — хотя весьма редко — златой луч надежды, луч утешения освещал мрак ее скорби. «Когда он возвратится ко мне, как я буду счастлива! Как все переменится!» От сей мысли прояснялся взор ее, розы на ще­ках освежались, и Лиза улыбалась, как майское утро после бурной ночи.
    Ответы на тест по литературе Светлана
    1 вариант
    1. баллада
    2. эпитет
    3. интерьер
    4. анафора
    5. хорей
    2 вариант
    1. романтизм
    2. сравнение
    3. пейзаж
    4. эпитет
    5. опоясывающая

  4. ivanov1967 Ответить

    Василий Андреевич Жуковский
    Светлана
    А. А. Воейковой
    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали:
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали;
    Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
    Счетным курицу зерном;
    Ярый воск топили;
    В чашу с чистою водой
    Клали перстень золотой,
    Серьги изумрудны;
    Расстилали белый плат
    И над чашей пели в лад
    Песенки подблюдны.
    Тускло светится луна
    В сумраке тумана —
    Молчалива и грустна
    Милая Светлана.
    “Что, подруженька, с тобой?
    Вымолви словечко;
    Слушай песни круговой;
    Вынь себе колечко.
    Пой, красавица: “Кузнец,
    Скуй мне злат и нов венец,
    Скуй кольцо златое;
    Мне венчаться тем венцом,
    Обручаться тем кольцом
    При святом налое”.
    “Как могу, подружки, петь?
    Милый друг далеко;
    Мне судьбина умереть
    В грусти одинокой.
    Год промчался – вести нет;
    Он ко мне не пишет;
    Ах! а им лишь красен свет,
    Им лишь сердце дышит.
    Иль не вспомнишь обо мне?
    Где, в какой ты стороне?
    Где твоя обитель?
    Я молюсь и слезы лью!
    Утоли печаль мою,
    Ангел-утешитель”.
    Вот в светлице стол накрыт
    Белой пеленою;
    И на том столе стоит
    Зеркало с свечою;
    Два прибора на столе.
    “Загадай, Светлана;
    В чистом зеркала стекле
    В полночь, без обмана
    Ты узнаешь жребий свой:
    Стукнет в двери милый твой
    Легкою рукою;
    Упадет с дверей запор;
    Сядет он за свой прибор
    Ужинать с тобою”.
    Вот красавица одна;
    К зеркалу садится;
    С тайной робостью она
    В зеркало глядится;
    Темно в зеркале; кругом
    Мертвое молчанье;
    Свечка трепетным огнем
    Чуть лиет сиянье…
    Робость в ней волнует грудь,
    Страшно ей назад взглянуть,
    Страх туманит очи…
    С треском пыхнул огонек,
    Крикнул жалобно сверчок,
    Вестник полуночи.
    Подпершися локотком,
    Чуть Светлана дышит…
    Вот… легохонько замком
    Кто-то стукнул, слышит;
    Робко в зеркало глядит:
    За ее плечами
    Кто-то, чудилось, блестит
    Яркими глазами…
    Занялся от страха дух…
    Вдруг в ее влетает слух
    Тихий, легкий шепот:
    “Я с тобой, моя краса;
    Укротились небеса;
    Твой услышан ропот!”
    Оглянулась… милый к ней
    Простирает руки.
    “Радость, свет моих очей,
    Нет для нас разлуки.
    Едем! Поп уж в церкви ждет
    С дьяконом, дьячками;
    Хор венчальну песнь поет;
    Храм блестит свечами”.
    Был в ответ умильный взор;
    Идут на широкий двор,
    В ворота тесовы;
    У ворот их санки ждут;
    С нетерпеньем кони рвут
    Повода шелковы.
    Сели… кони с места враз;
    Пышут дым ноздрями;
    От копыт их поднялась
    Вьюга над санями.
    Скачут… пусто все вокруг,
    Степь в очах Светланы:
    На луне туманный круг;
    Чуть блестят поляны.
    Сердце вещее дрожит;
    Робко дева говорит:
    «Что ты смолкнул, милый?»
    Ни полслова ей в ответ:
    Он глядит на лунный свет,
    Бледен и унылый.
    Кони мчатся по буграм;
    Топчут снег глубокий…
    Вот в сторонке божий храм
    Виден одинокий;
    Двери вихорь отворил;
    Тьма людей во храме;
    Яркий свет паникадил
    Тускнет в фимиаме;
    На средине черный гроб;
    И гласит протяжно поп:
    «Буди взят могилой!»
    Пуще девица дрожит,
    Кони мимо; друг молчит,
    Бледен и унылый.
    Вдруг метелица кругом;
    Снег валит клоками;
    Черный вран, свистя крылом,
    Вьется над санями;
    Ворон каркает: п е ч а л ь!
    Кони торопливы
    Чутко смотрят в черну даль,
    Подымая гривы;
    Брезжит в поле огонек;
    Виден мирный уголок,
    Хижинка под снегом.
    Кони борзые быстрей,
    Снег взрывая, прямо к ней
    Мчатся дружным бегом.
    Вот примчалися… и вмиг
    Из очей пропали:
    Кони, сани и жених
    Будто не бывали.
    Одинокая, впотьмах,
    Брошена от друга,
    В страшных девица местах;
    Вкруг метель и вьюга.
    Возвратиться – следу нет…
    Виден ей в избушке свет:
    Вот перекрестилась;
    В дверь с молитвою стучит…
    Дверь шатнулася… скрыпит…
    Тихо растворилась.
    Что ж? В избушке гроб; накрыт
    Белою запоной;
    Спасов лик в ногах стоит;
    Свечка пред иконой…
    Ах! Светлана, что с тобой?
    В чью зашла обитель?
    Страшен хижины пустой
    Безответный житель.
    Входит с трепетом, в слезах;
    Пред иконой пала в прах,
    Спасу помолилась;
    И с крестом своим в руке
    Под святыми в уголке
    Робко притаилась.
    Все утихло… вьюги нет…
    Слабо свечка тлится,
    То прольет дрожащий свет,
    То опять затмится…
    Все в глубоком, мертвом сне,
    Страшное молчанье…
    Чу, Светлана!.. в тишине
    Легкое журчанье…
    Вот глядит: к ней в уголок
    Белоснежный голубок
    С светлыми глазами,
    Тихо вея, прилетел,
    К ней на перси тихо сел,
    Обнял их крылами.
    Смолкло все опять кругом…
    Вот Светлане мнится,
    Что под белым полотном
    Мертвец шевелится…
    Сорвался покров; мертвец
    (Лик мрачнее ночи)
    Виден весь – на лбу венец,
    Затворены очи.
    Вдруг… в устах сомкнутых стон;
    Силится раздвинуть он
    Руки охладелы…
    Что же девица?.. Дрожит…
    Гибель близко… но не спит
    Голубочек белый.
    Встрепенулся, развернул
    Легкие он крилы;
    К мертвецу на грудь вспорхнул..
    Всей лишенный силы,
    Простонав, заскрежетал
    Страшно он зубами
    И на деву засверкал
    Грозными очами…
    Снова бледность на устах;
    В закатившихся глазах
    Смерть изобразилась…
    Глядь, Светлана… о творец!
    Милый друг ее – мертвец!
    Ах!… и пробудилась.
    Где ж?.. У зеркала, одна
    Посреди светлицы;
    В тонкий занавес окна
    Светит луч денницы;
    Шумным бьет крылом петух,
    День встречая пеньем;
    Все блестит… Светланин дух
    Смутен сновиденьем.
    “Ах! ужасный, грозный сон!
    Не добро вещает он —
    Горькую судьбину;
    Тайный мрак грядущих дней,
    Что сулишь душе моей,
    Радость иль кручину?”
    Села (тяжко ноет грудь)
    Под окном Светлана;
    Из окна широкий путь
    Виден сквозь тумана;
    Снег на солнышке блестит,
    Пар алеет тонкий…
    Чу!.. в дали пустой гремит
    Колокольчик звонкий;
    На дороге снежный прах;
    Мчат, как будто на крылах,
    Санки кони рьяны;
    Ближе; вот уж у ворот;
    Статный гость к крыльцу идет…
    Кто?.. Жених Светланы.
    Что же твой, Светлана, сон,
    Прорицатель муки?
    Друг с тобой; все тот же он
    В опыте разлуки;
    Та ж любовь в его очах,
    Те ж приятны взоры;
    Те ж на сладостных устах
    Милы разговоры.
    Отворяйся ж, божий храм;
    Вы летите к небесам,
    Верные обеты;
    Соберитесь, стар и млад;
    Сдвинув звонки чаши, в лад
    Пойте: многи леты!
    Улыбнись, моя краса,
    На мою балладу;
    В ней большие чудеса,
    Очень мало складу.
    Взором счастливый твоим,
    Не хочу и славы;
    Слава – нас учили – дым;
    Свет – судья лукавый.
    Вот баллады толк моей:
    “Лучший друг нам в жизни сей
    Вера в провиденье.
    Благ зиждителя закон:
    Здесь несчастье – лживый сон;
    Счастье – пробужденье”.
    О! не знай сих страшных снов
    Ты, моя Светлана…
    Будь, создатель, ей покров!
    Ни печали рана,
    Ни минутной грусти тень
    К ней да не коснется;
    В ней душа как ясный день;
    Ах! да пронесется
    Мимо – бедствия рука;
    Как приятней ручейка
    Блеск на лоне луга,
    Будь вся жизнь ее светла,
    Будь веселость, как была,
    Дней ее подруга.

  5. worm_202 Ответить

    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали:
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали;
    Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
    Счетным курицу зерном;
    Ярый воск топили;
    В чашу с чистою водой
    Клали перстень золотой,
    Серьги изумрудны;
    Расстилали белый плат
    И над чашей пели в лад
    Песенки подблюдны.
    Тускло светится луна
    В сумраке тумана —
    Молчалива и грустна
    Милая Светлана.
    «Что, подруженька, с тобой?
    Вымолви словечко;
    Слушай песни круговой;
    Вынь себе колечко.
    Пой, красавица: „Кузнец,
    Скуй мне злат и нов венец,
    Скуй кольцо златое;
    Мне венчаться тем венцом,
    Обручаться тем кольцом
    При святом налое“».
    «Как могу, подружки, петь?
    Милый друг далёко;
    Мне судьбина умереть
    В грусти одинокой.
    Год промчался — вести нет;
    Он ко мне не пишет;
    Ах! а им лишь красен свет,
    Им лишь сердце дышит…
    Иль не вспомнишь обо мне?
    Где, в какой ты стороне?
    Где твоя обитель?
    Я молюсь и слезы лью!
    Утоли печаль мою,
    Ангел-утешитель».
    Вот в светлице стол накрыт
    Белой пеленою;
    И на том столе стоит
    Зеркало с свечою;
    Два прибора на столе.
    «Загадай, Светлана;
    В чистом зеркала стекле
    В полночь, без обмана
    Ты узнаешь жребий свой:
    Стукнет в двери милый твой
    Легкою рукою;
    Упадет с дверей запор;
    Сядет он за свой прибор
    Ужинать с тобою».
    Вот красавица одна;
    К зеркалу садится;
    С тайной робостью она
    В зеркало глядится;
    Темно в зеркале; кругом
    Мертвое молчанье;
    Свечка трепетным огнем
    Чуть лиет сиянье…
    Робость в ней волнует грудь,
    Страшно ей назад взглянуть,
    Страх туманит очи…
    С треском пыхнул огонек,
    Крикнул жалобно сверчок,
    Вестник полуночи.
    Подпершися локотком,
    Чуть Светлана дышит…
    Вот… легохонько замком
    Кто-то стукнул, слышит;
    Робко в зеркало глядит:
    За ее плечами
    Кто-то, чудилось, блестит
    Яркими глазами…
    Занялся от страха дух…
    Вдруг в ее влетает слух
    Тихий, легкий шепот:
    «Я с тобой, моя краса;
    Укротились небеса;
    Твой услышан ропот!»
    Оглянулась… милый к ней
    Простирает руки.
    «Радость, свет моих очей,
    Нет для нас разлуки.
    Едем! Поп уж в церкви ждет
    С дьяконом, дьячками;
    Хор венчальну песнь поет;
    Храм блестит свечами».
    Был в ответ умильный взор;
    Идут на широкий двор,
    В ворота тесовы;
    У ворот их санки ждут;
    С нетерпенья кони рвут
    Повода шелковы.
    Сели… кони с места враз;
    Пышут дым ноздрями;
    От копыт их поднялась
    Вьюга над санями.
    Скачут… пусто все вокруг,
    Степь в очах Светланы:
    На луне туманный круг;
    Чуть блестят поляны.
    Сердце вещее дрожит;
    Робко дева говорит:
    «Что ты смолкнул, милый?»
    Ни полслова ей в ответ:
    Он глядит на лунный свет,
    Бледен и унылый.
    Кони мчатся по буграм;
    Топчут снег глубокий…
    Вот в сторонке божий храм
    Виден одинокий;
    Двери вихорь отворил;
    Тьма людей во храме;
    Яркий свет паникадил
    Тускнет в фимиаме;
    На средине черный гроб;
    И гласит протяжно поп:
    «Буди взят могилой!»
    Пуще девица дрожит;
    Кони мимо; друг молчит,
    Бледен и унылый.
    Вдруг метелица кругом;
    Снег валит клоками;
    Черный вран, свистя крылом,
    Вьется над санями;
    Ворон каркает: печаль!
    Кони торопливы
    Чутко смотрят в темну даль,
    Подымая гривы;
    Брезжит в поле огонек;
    Виден мирный уголок,
    Хижинка под снегом.
    Кони борзые быстрей,
    Снег взрывая, прямо к ней
    Мчатся дружным бегом.
    Вот примчалися… и вмиг
    Из очей пропали:
    Кони, сани и жених
    Будто не бывали.
    Одинокая, впотьмах,
    Брошена от друга,
    В страшных девица местах;
    Вкруг метель и вьюга.
    Возвратиться — следу нет…
    Виден ей в избушке свет:
    Вот перекрестилась;
    В дверь с молитвою стучит…
    Дверь шатнулася… скрыпит…
    Тихо растворилась.
    Что ж?.. В избушке гроб; накрыт
    Белою запоной;
    Спасов лик в ногах стоит;
    Свечка пред иконой…
    Ах! Светлана, что с тобой?
    В чью зашла обитель?
    Страшен хижины пустой
    Безответный житель.
    Входит с трепетом, в слезах;
    Пред иконой пала в прах,
    Спасу помолилась;
    И с крестом своим в руке,
    Под святыми в уголке
    Робко притаилась.
    Все утихло… вьюги нет…
    Слабо свечка тлится,
    То прольет дрожащий свет,
    То опять затмится…
    Все в глубоком, мертвом сне,
    Страшное молчанье…
    Чу, Светлана!.. в тишине
    Легкое журчанье…
    Вот глядит: к ней в уголок
    Белоснежный голубок
    С светлыми глазами,
    Тихо вея, прилетел,
    К ней на перси тихо сел,
    Обнял их крылами.
    Смолкло все опять кругом…
    Вот Светлане мнится,
    Что под белым полотном
    Мертвый шевелится…
    Сорвался покров; мертвец
    (Лик мрачнее ночи)
    Виден весь — на лбу венец,
    Затворены очи.
    Вдруг… в устах сомкнутых стон;
    Силится раздвинуть он
    Руки охладелы…
    Что же девица?.. Дрожит…
    Гибель близко… но не спит
    Голубочек белый.
    Встрепенулся, развернул
    Легкие он крилы;
    К мертвецу на грудь вспорхнул…
    Всей лишенный силы,
    Простонав, заскрежетал
    Страшно он зубами
    И на деву засверкал
    Грозными очами…
    Снова бледность на устах;
    В закатившихся глазах
    Смерть изобразилась…
    Глядь, Светлана… о творец!
    Милый друг ее — мертвец!
    Ах!.. и пробудилась.
    Где ж?.. У зеркала, одна
    Посреди светлицы;
    В тонкий занавес окна
    Светит луч денницы;
    Шумным бьет крылом петух,
    День встречая пеньем;
    Все блестит… Светланин дух
    Смутен сновиденьем.
    «Ах! ужасный, грозный сон!
    Не добро вещает он —
    Горькую судьбину;
    Тайный мрак грядущих дней,
    Что сулишь душе моей,
    Радость иль кручину?»
    Села (тяжко ноет грудь)
    Под окном Светлана;
    Из окна широкий путь
    Виден сквозь тумана;
    Снег на солнышке блестит,
    Пар алеет тонкий…
    Чу!.. в дали пустой гремит
    Колокольчик звонкий;
    На дороге снежный прах;
    Мчат, как будто на крылах,
    Санки кони рьяны;
    Ближе; вот уж у ворот;
    Статный гость к крыльцу идет…
    Кто?.. Жених Светланы.
    Что же твой, Светлана, сон,
    Прорицатель муки?
    Друг с тобой; все тот же он
    В опыте разлуки;
    Та ж любовь в его очах,
    Те ж приятны взоры;
    То ж на сладостных устах
    Милы разговоры.
    Отворяйся ж, божий храм;
    Вы летите к небесам,
    Верные обеты;
    Соберитесь, стар и млад;
    Сдвинув звонки чаши, в лад
    Пойте: многи леты!

  6. lokee Ответить

    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали:
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали;
    Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
    Счетным курицу зерном;
    Ярый воск топили;
    В чашу с чистою водой
    Клали перстень золотой,
    Серьги изумрудны;
    Расстилали белый плат
    И над чашей пели в лад
    Песенки подблюдны.Тускло светится луна
    В сумраке тумана —
    Молчалива и грустна
    Милая Светлана.
    «Что, подруженька, с тобой?
    Вымолви словечко;
    Слушай песни круговой;
    Вынь себе колечко.
    Пой, красавица: «Кузнец,
    Скуй мне злат и нов венец,
    Скуй кольцо златое;
    Мне венчаться тем венцом,
    Обручаться тем кольцом
    При святом налое».«Как могу, подружки, петь?
    Милый друг далєко;
    Мне судьбина умереть
    В грусти одинокой.
    Год промчался — вести нет;
    Он ко мне не пишет;
    Ах! а им лишь красен свет,
    Им лишь сердце дышит.
    Иль не вспомнишь обо мне?
    Где, в какой ты стороне?
    Где твоя обитель?
    Я молюсь и слезы лью!
    Утоли печаль мою,
    Ангел-утешитель».Вот в светлице стол накрыт
    Белой пеленою;
    И на том столе стоит
    Зеркало с свечою;
    Два прибора на столе.
    «Загадай, Светлана;
    В чистом зеркала стекле
    В полночь, без обмана
    Ты узнаешь жребий свой:
    Стукнет в двери милый твой
    Легкою рукою;
    Упадет с дверей запор;
    Сядет он за свой прибор
    Ужинать с тобою».Вот красавица одна;
    К зеркалу садится;
    С тайной робостью она
    В зеркало глядится;
    Темно в зеркале; кругом
    Мертвое молчанье;
    Свечка трепетным огнем
    Чуть лиет сиянье…
    Робость в ней волнует грудь,
    Страшно ей назад взглянуть,
    Страх туманит очи…
    С треском пыхнул огонек,
    Крикнул жалобно сверчок,
    Вестник полуночи.Подпершися локотком,
    Чуть Светлана дышит…
    Вот… легохонько замком
    Кто-то стукнул, слышит;
    Робко в зеркало глядит:
    За ее плечами
    Кто-то, чудилось, блестит
    Яркими глазами…
    Занялся от страха дух…
    Вдруг в ее влетает слух
    Тихий, легкий шепот:
    «Я с тобой, моя краса;
    Укротились небеса;
    Твой услышан ропот!»Оглянулась… милый к ней
    Простирает руки.
    «Радость, свет моих очей,
    Нет для нас разлуки.
    Едем! Поп уж в церкви ждет
    С дьяконом, дьячками;
    Хор венчальну песнь поет;
    Храм блестит свечами».
    Был в ответ умильный взор;
    Идут на широкий двор,
    В ворота тесовы;
    У ворот их санки ждут;
    С нетерпеньем кони рвут
    Повода шелковы.Сели… кони с места враз;
    Пышут дым ноздрями;
    От копыт их поднялась
    Вьюга над санями.
    Скачут… пусто все вокруг,
    Степь в очах Светланы:
    На луне туманный круг;
    Чуть блестят поляны.
    Сердце вещее дрожит;
    Робко дева говорит:
    «Что ты смолкнул, милый?»
    Ни полслова ей в ответ:
    Он глядит на лунный свет,
    Бледен и унылый.Кони мчатся по буграм;
    Топчут снег глубокий…
    Вот в сторонке божий храм
    Виден одинокий;
    Двери вихорь отворил;
    Тьма людей во храме;
    Яркий свет паникадил
    Тускнет в фимиаме;
    На средине черный гроб;
    И гласит протяжно поп:
    «Буди взят могилой!»
    Пуще девица дрожит,
    Кони мимо; друг молчит,
    Бледен и унылый.Вдруг метелица кругом;
    Снег валит клоками;
    Черный вран, свистя крылом,
    Вьется над санями;
    Ворон каркает: печаль!
    Кони торопливы
    Чутко смотрят в черну даль,
    Подымая гривы;
    Брезжит в поле огонек;
    Виден мирный уголок,
    Хижинка под снегом.
    Кони борзые быстрей,
    Снег взрывая, прямо к ней
    Мчатся дружным бегом.Вот примчалися… и вмиг
    Из очей пропали:
    Кони, сани и жених
    Будто не бывали.
    Одинокая, впотьмах,
    Брошена от друга,
    В страшных девица местах;
    Вкруг метель и вьюга.
    Возвратиться — следу нет…
    Виден ей в избушке свет:
    Вот перекрестилась;
    В дверь с молитвою стучит…
    Дверь шатнулася… скрыпит…
    Тихо растворилась.Что ж? В избушке гроб; накрыт
    Белою запоной;
    Спасов лик в ногах стоит;
    Свечка пред иконой…
    Ах! Светлана, что с тобой?
    В чью зашла обитель?
    Страшен хижины пустой
    Безответный житель.
    Входит с трепетом, в слезах;
    Пред иконой пала в прах,
    Спасу помолилась;
    И с крестом своим в руке
    Под святыми в уголке
    Робко притаилась.Все утихло… вьюги нет…
    Слабо свечка тлится,
    То прольет дрожащий свет,
    То опять затмится…
    Все в глубоком, мертвом сне,
    Страшное молчанье…
    Чу, Светлана!.. в тишине
    Легкое журчанье…
    Вот глядит: к ней в уголок
    Белоснежный голубок
    С светлыми глазами,
    Тихо вея, прилетел,
    К ней на перси тихо сел,
    Обнял их крылами.Смолкло все опять кругом…
    Вот Светлане мнится,
    Что под белым полотном
    Мертвец шевелится…
    Сорвался покров; мертвец
    (Лик мрачнее ночи)
    Виден весь — на лбу венец,
    Затворены очи.
    Вдруг… в устах сомкнутых стон;
    Силится раздвинуть он
    Руки охладелы…
    Что же девица?.. Дрожит…
    Гибель близко… но не спит
    Голубочек белый.Встрепенулся, развернул
    Легкие он крилы;
    К мертвецу на грудь вспорхнул..
    Всей лишенный силы,
    Простонав, заскрежетал
    Страшно он зубами
    И на деву засверкал
    Грозными очами…
    Снова бледность на устах;
    В закатившихся глазах
    Смерть изобразилась…
    Глядь, Светлана… о творец!
    Милый друг ее — мертвец!
    Ах! …и пробудилась.Где ж?.. У зеркала, одна
    Посреди светлицы;
    В тонкий занавес окна
    Светит луч денницы;
    Шумным бьет крылом петух,
    День встречая пеньем;
    Все блестит… Светланин дух
    Смутен сновиденьем.
    «Ах! ужасный, грозный сон!
    Не довро вещает он —
    Горькую судьбину;
    Тайный мрак грядущих дней,
    Что сулишь душе моей,
    Радость иль кручину?»Села (тяжко ноет грудь)
    Под окном Светлана;
    Из окна широкий путь
    Виден сквозь тумана;
    Снег на солнышке блестит,
    Пар алеет тонкий…
    Чу!.. в дали пустой гремит
    Колокольчик звонкий;
    На дороге снежный прах;
    Мчат, как будто на крылах,
    Санки кони рьяны;
    Ближе; вот уж у ворот;
    Статный гость к крыльцу идет..
    Кто?.. Жених Светланы.Что же твой, Светлана, сон,
    Прорицатель муки?
    Друг с тобой; все тот же он
    В опыте разлуки;
    Та ж любовь в его очах,
    Те ж приятны взоры;
    Те ж на сладостных устах
    Милы разговоры.
    Отворяйся ж, божий храм;
    Вы летите к небесам,
    Верные обеты;
    Соберитесь, стар и млад;
    Сдвинув звонки чаши, в лад
    Пойте: многи леты!
    ________________Улыбнись, моя краса,
    На мою балладу;
    В ней большие чудеса,
    Очень мало складу.
    Взором счастливый твоим,
    Не хочу и славы;
    Слава — нас учили — дым;
    Свет — судья лукавый.
    Вот баллады толк моей:
    «Лучший друг нам в жизни сей
    Вера в провиденье.
    Благ зиждителя закон:
    Здесь несчастье — лживый сон;
    Счастье — пробужденье».
    О! не знай сих страшных снов
    Ты, моя Светлана…
    Будь, создатель, ей покров!
    Ни печали рана,
    Ни минутной грусти тень
    К ней да не коснется;
    В ней душа как ясный день;
    Ах! да пронесется
    Мимо — бедствия рука;
    Как приятный ручейка
    Блеск на лоне луга,
    Будь вся жизнь ее светла,
    Будь веселость, как была,
    Дней ее подруга.

  7. inian Ответить

    «Светлана»

    Очевидным доказательством в пользу этих взглядов мягкосердечного поэта служит его вторая баллада на тот же сюжет из Бюргера «Светлана» (1808–1812). Фабула ее повторяет фабулу «Людмилы»: Светлана раздумывает о женихе, от которого «вести нет», и томится в разлуке с ним.
    Мотив ожидания суженого вставлен Жуковским в более широкую раму: Светлана предстает перед читателем в чрезвычайно ответственный момент девичьей судьбы, на пороге важной перемены в жизни. Она должна проститься с беспечным девическим житьем («веселость… дней ее подруга»). Будущее замужество одновременно пленяет ее и страшит загадочной неизвестностью. Может случиться и так, что в грядущем героиню ожидает не любовь, а «бедствия рука». Жуковский выбрал для баллады особую жизненно-психологическую ситуацию: перемену в судьбе, которую героиня переживает остро и напряженно. Поэт намеренно вырывает Светлану из привычных и устойчивых связей и отношений, из обычного повседневного быта, который ее окружал, и впрямую ставит лицом к лицу с неизведанным и полным тайны предстоящим жребием. Этот сюжетный ход, известный и по балладе Бюргера, и по балладе «Людмила», обрастает в «Светлане» чисто русскими приметами, традициями, обычаями и поверьями. Главное в том, что в «Светлане» героиня наделена русскими чертами национального характера – верностью, сердечностью, кротостью, добротой, нежностью, простотой. От духовных и душевных сил героини зависит, будет ли она счастлива или ее ждет беда. Так Светлана поставлена перед судьбой.
    Жизнь человека издавна связывалась с представлениями о пути, о дороге. В балладе венчание и замужество осмыслены как решающие этапы жизненной стези. В этом динамическом мотиве особенно существенны два пункта – начальный и конечный. Начало – это отправка в неизвестную даль. Светлану влечет любовь, она жаждет встречи с женихом («им лишь красен свет, им лишь сердце дышит…»), но одновременно ее тяготят мрачные предчувствия, и она испытывает невольный страх («Занялся от страха дух…»). Так появляются картины пейзажа, передающие не только очертания зимней дороги («Тускло светится луна В сумраке тумана…»), но смутные, тревожные настроения героини, ее «туманное» грядущее. Поэт создает атмосферу тайны, неизвестности, а неизвестность рождает «робость» и «страх», хранит «мертвое молчанье». В этой атмосфере и Светлана окутана загадочностью. Она «молчалива и грустна», ей свойственна «тайная робость». Обычный конец динамического мотива – гибель. Гибель или несчастье традиционно завершают в балладе эпизоды появления жениха и скачки с ним сначала в Божий Храм, а затем в «мирный уголок», «хижину под снегом». Тут самые жуткие предчувствия Светланы сбываются: жених оказывается мертвецом, а героиня обречена на одиночество. В довершение картины Светлана предвидит свою смерть.
    Жуковский развертывает типичную ситуацию «страшной» баллады, где фантастическая дорога намекает на жизненный путь героини – от счастливого соединенья с женихом до ее гибели. Эти события окрашиваются переживаниями Светланы, которая сначала обрадована встречей с женихом после долгой разлуки, а потом все более и более тревожится за свою судьбу.
    Действие происходит в определенном пространстве и в определенном времени. Главный пространственный образ – образ дороги. Движение совершается от первой «станции» (Божьего храма) до последней (избушки), где Светлане открывается горькая и печальная истина. Все видимое глазами героини пространство вечно, устойчиво и однообразно: степь, бугры, снег. Бег коней сопровождается метелью, вьюгой. Кругом одиночество и безлюдье. Смысловое значение пространства заключается в передаче таинственности и в том, что человек оставлен наедине со всем миром и со своей судьбой. В атмосфере таинственности угадываются предзнаменования будущего несчастья, оживленные мифологическими представлениями, старинными преданиями. Степь, покрытая снегом, с древних времен напоминала человеку белое покрывало, белое полотно, под которым лежит мертвец, саван; вьюга и метель – игру демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм. К тем же мифологическим представлениям относятся и образы луны, неверный свет которой помогал дьявольским начинаниям и козням, сверчка («вестник полуночи»), ворона, предвещающего несчастье и беду («Черный вран, свистя крылом, Вьется под санями; Ворон каркает: печаль!»). Все это были образы, которые содержали стойкие отрицательные смысловые представления и чувства. Дважды упоминается и о гробе – явном знаке смерти.
    Столь же художественно определенным в своих намеках и символах было в балладе и время. Сюжет развивался на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны. Тем самым ночь, когда нечистая сила получала простор для своих черных деяний, в балладе предстает подлинно событийным временем. Жуковский постоянно упоминает о луне, о сумраке, о тумане. Устойчивые признаки пространства и устойчивые знаки времени образуют балладный хронотоп[31] .
    Как только персонаж пускается в путь и, пересекая границу дня или сумерек, попадал во власть ночи, то сразу же устремлялся навстречу своей гибели. Следовательно, дорога в балладе – это дорога от жизни к смерти. На границе балладного хронотопа (древних типов ценностных ситуаций, выраженных в пространственно-временных образах) и фабульной динамики возникает элемент фантастического, чудесного. Тут оживают жуткие тени, мертвецы поднимаются из могил и гробов, а вновь появляющийся персонаж (жених), напротив, из живого превращается в мертвеца. Фантастика подготовлена поэтическими образами и мотивами, и отныне все сцены и события (например, бешеная скачка) приобретают тоже фантастический колорит. Сюжет баллады вырывается из реальности и неуклонно летит в сферу чудесного, «в темну даль», откуда уже персонажам нет выхода к солнцу и к светлому сознанию. Роль фантастического и чудесного заключается в том, чтобы преодолеть сухую логику реальности и отразить противоречивость и сложность души человека, которая не подчиняется примитивным, прямолинейным законам рассудка. Другая сторона фантастики – выразить мысль о таинственных силах, которые стоят над человеком и вмешиваются в его жизнь. Души людей становятся полем борьбы добра со злом, Бога с дьяволом, и наше пребывание на земле зависит от вечной схватки невидимых и таинственных высших сил. Благодаря фантастике Жуковский смещает привычные, обыденные представления, и тогда оказывается, что тонкая и чуткая психология человека мотивируется не одними лишь соображениями долга, пользы, нравственными нормами и догмами, но прежде всего глубинными побуждениями, инстинктами, личными желаниями, совестью, душевными привязанностями, традициями, индивидуальным, общенародным и общечеловеческим опытом чувства, пусть даже при этом не отдавая строгого и внятного отчета. Так, Светлана в преддверии решительного события – замужества, как только появляется возлюбленный, не раздумывая, по зову сердца, не задавая никаких вопросов, пускается с ним в путь. Сюжет баллады построен так, что все эпизоды и события помогают раскрыть душу героини. Внутренние мотивы становятся преобладающими, а фабульная канва «подчиняется» противоречивым чувствам, владеющим героиней, мотивируется ими и в то же время проявляет их.
    Поскольку все мотивы и образы, встречаемые в балладе, призваны раскрыть внутреннее состояние героини, то в соответствии с этим и слова несут в балладе не столько предметный, сколько эмоциональный смысл. «Тускло светится луна В сумраке тумана…» – это не только точное обозначение времени суток, но и состояние природы, и душевный мир Светланы, полный тревоги. Или строки «Свечка трепетным огнем Чуть лиет сиянье…» тоже передают не только трепетанье огня, но и трепет в душе девушки. Каждое слово и каждое выражение получают в балладе не одно лишь прямое, вещественное, а прежде всего эмоциональное значение. Слова подобраны так, что излучают сильное эмоциональное поле. Жуковский вдохнул в слово жизнь чувства, и оно стало богато оттенками. Например, выражение «руки охладелы» указывает не только на температуру рук (охладевшие, холодные), но и на руки мертвеца, тело которого стало холодным, и на загробный мир, откуда веет неземным холодом.
    Однако «страшная» баллада Жуковского, где дорога знаменует путь от жизни к смерти, а участь героини всегда печальна и гибельна, не осуществилась. Героиня баллады «Светлана» не умирает, а обретает счастье: жених возвращается после долгой разлуки, и впереди Светлану ожидает свадебный пир. Жуковский намеренно начал балладу с описания народных обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещенья, со святочными гаданиями, с венчанием в Божьем храме. Мир этот вошел в душу Светланы и глубоко запал в нее. Вне его Светлана у Жуковского немыслима. То же относится и к художественному пространству: сначала это замкнутый мир избы или девичьей, а затем светлица, где Светлана сидит перед зеркалом и пристально всматривается в него, надеясь узнать свой жребий.
    Народные представления сочетаются с религиозными, с неиссякаемой верой в Бога и в благость его предначертаний. Самое имя Светлана образовано от слов свет, светлый и связано с выражением Божий свет, который проник у ее душу. И хотя Светлана грустит о женихе, она верит во встречу с ним и надеется на Божью помощь. Вера в Бога не истощилась в героине, и Светлана постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:

  8. MaxMario26 Ответить

    Многие образы в балладе «Светлана» имеют символический подтекст, то есть представляют собой мистическую силу, заключенную в теле.
    Характеристика Светланы. Кажется, что у баллады только один действующий персонаж – Светлана. Она и правда становится центральным героем в повествовании. Это молодая девушка, опечаленная тем, что от любимого нет вестей, она беспокоится о нем. Она не может веселиться, как ее подружки, и для нее гадание не является простой девичьей забавой. Героиня чиста и невинна: она не ропщет на Бога, не обвиняет судьбу, когда узнает, что ее жених умер, а наоборот, молится. Иначе вели себя Людмила и Ленора, которые в порыве отчаяния обвиняют Спасителя, что он не услышал их молитв. Образ Светланы противопоставлен этим героиням: она не призывает Бога на суд, поэтому темные, злые силы не могут погубить ее чистую и прекрасную душу. За смиренность, набожность и верность автор награждает героиню счастливым финалом.
    Голубь. Своеобразным двойником и защитником Светланы становится белоснежный голубь, который закрывает ее от сил тьмы. Это – «ангел-утешитель», которому молилась Светлана перед тем, как начать гадать.
    Ворон. Эта птица олицетворяет смерть и темные силы.
    Призрак жениха, который появляется в страшном сне, сам жених и подруги Светланы не имеют проработанной характеристики, однако читатель узнает, что возлюбленный девушки хорош собой, смел и верен.

    Темы

    Основными темами произведения являются любовь и вера.
    Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
    Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
    Традиции Руси. Нельзя не отметить в сюжете важность гадания: на Руси для девушек оно было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Подобным образом построена сцена в поэме «Евгений Онегин» — сначала Татьяна гадает с подружками, а потом видит страшный сон.

    Проблемы

    Проблематика «Светланы» достаточно многогранна и оригинальна даже для нашего времени.
    В балладе «Светлана» Жуковский поднимает проблему восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
    Также затронута проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

    Главная мысль

    «Светлана» стала очень популярной у читателей. Это связано, в первую очередь, с тем, что в балладе очень много деталей национального колорита, она была близка народу и воспринималась как подлинно русское и понятное читателю произведение. Здесь широка фольклорная, народная основа: какие-то приметы, типичные гадания, отсылки к известным песням и преданиям, мотивы русских сказок и легенд. Православной России в те времена нравился конец произведения, где, благодаря вере в Бога, девушка спасается от злых сил. Это и есть основная идея произведения: религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.
    Так, Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках: «Здесь несчастье – лживый сон; / Счастье – пробуждение».

    Устаревшие слова

    Благодаря достаточно легкому языку современный читатель может спокойно понимать текст баллады. Однако стоит упомянуть об историзмах и архаизмах, которые встречаются в тексте.
    Историзмы – это слова, обозначающие существовавшие когда-либо предметы и явления, которые исчезли из жизни общества по тем или иным причинам. В «Светлане» встречаются следующие историзмы: тесовые (ворота) – сделанные из теса – тонких досок из древесины хвойных деревьев; налое – высокий и узкий столик для икон или Евангелие с наклоненной столешницей для чтения молитв стоя; светлица – парадная комната, полная света (отсюда и название).
    Архаизмы – это устаревшие слова, которые чаще всего не употребляются более, но которые имеют в современном языке синонимы. В этом произведении встречаются следующие архаизмы: кручина – грусть, тоска; очи – глаза; лик – лицо; уста – губы; зиждитель – основатель; денница – утренняя звезда.

    Чему учит?

    Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Она попадает в беду, потому что нарушает закон божий, решившись погадать, но она так поступает из-за того, что не получает вестей от жениха. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца, пославшего ей голубка-хранителя.
    В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий.

    Средства выразительности

    Здесь также присутствует большое количество средств художественной выразительности, среди которых эпитеты («милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»), метафоры («свет-судья лукавый», «слава – дым»), сравнения («в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»), гиперболизация («тьма людей во храме»), олицетворения («ноет грудь», «крикнул сверчок»).
    Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

    Фольклорные элементы

    В тексте много фольклорных отсылок, среди которых – образ дороги как жизненного пути. Он часто используется в сказках. В «Светлане» дорога, которую она преодолевает с тревожностью, ведет ее от венчания к погибели.
    Кроме этого, противопоставляются свет и тьма с помощью цветовой символики («белоснежный», «белый» голубок и «черный» ворон). Также в качестве источника света в балладе выступает снег, который «валит клоками» и «на солнышке блестит», в то время как тьма присутствует без активного действия: «темно в зеркале», «темна даль», «впотьмах».
    Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

  9. probir99 Ответить

    Раз в крещенский вечерок
    Девушки гадали:
    За ворота башмачок,
    Сняв с ноги, бросали;
    Снег пололи; под окном
    Слушали; кормили
    Счетным курицу зерном;
    Ярый воск топили;
    В чашу с чистою водой
    Клали перстень золотой,
    Серьги изумрудны;
    Расстилали белый плат
    И над чашей пели в лад
    Песенки подблюдны.
    Тускло светится луна
    В сумраке тумана —
    Молчалива и грустна
    Милая Светлана.
    «Что, подруженька, с тобой?
    Вымолви словечко;
    Слушай песни круговой;
    Вынь себе колечко.
    Пой, красавица: «Кузнец,
    Скуй мне злат и нов венец,
    Скуй кольцо златое;
    Мне венчаться тем венцом,
    Обручаться тем кольцом
    При святом налое».
    «Как могу, подружки, петь?
    Милый друг далєко;
    Мне судьбина умереть
    В грусти одинокой.
    Год промчался — вести нет;
    Он ко мне не пишет;
    Ах! а им лишь красен свет,
    Им лишь сердце дышит.
    Иль не вспомнишь обо мне?
    Где, в какой ты стороне?
    Где твоя обитель?
    Я молюсь и слезы лью!
    Утоли печаль мою,
    Ангел-утешитель».
    Вот в светлице стол накрыт
    Белой пеленою;
    И на том столе стоит
    Зеркало с свечою;
    Два прибора на столе.
    «Загадай, Светлана;
    В чистом зеркала стекле
    В полночь, без обмана
    Ты узнаешь жребий свой:
    Стукнет в двери милый твой
    Легкою рукою;
    Упадет с дверей запор;
    Сядет он за свой прибор
    Ужинать с тобою».
    Вот красавица одна;
    К зеркалу садится;
    С тайной робостью она
    В зеркало глядится;
    Темно в зеркале; кругом
    Мертвое молчанье;
    Свечка трепетным огнем
    Чуть лиет сиянье…
    Робость в ней волнует грудь,
    Страшно ей назад взглянуть,
    Страх туманит очи…
    С треском пыхнул огонек,
    Крикнул жалобно сверчок,
    Вестник полуночи.
    Подпершися локотком,
    Чуть Светлана дышит…
    Вот… легохонько замком
    Кто-то стукнул, слышит;
    Робко в зеркало глядит:
    За ее плечами
    Кто-то, чудилось, блестит
    Яркими глазами…
    Занялся от страха дух…
    Вдруг в ее влетает слух
    Тихий, легкий шепот:
    «Я с тобой, моя краса;
    Укротились небеса;
    Твой услышан ропот!»
    Оглянулась… милый к ней
    Простирает руки.
    «Радость, свет моих очей,
    Нет для нас разлуки.
    Едем! Поп уж в церкви ждет
    С дьяконом, дьячками;
    Хор венчальну песнь поет;
    Храм блестит свечами».
    Был в ответ умильный взор;
    Идут на широкий двор,
    В ворота тесовы;
    У ворот их санки ждут;
    С нетерпеньем кони рвут
    Повода шелковы.
    Сели… кони с места враз;
    Пышут дым ноздрями;
    От копыт их поднялась
    Вьюга над санями.
    Скачут… пусто все вокруг,
    Степь в очах Светланы:
    На луне туманный круг;
    Чуть блестят поляны.
    Сердце вещее дрожит;
    Робко дева говорит:
    «Что ты смолкнул, милый?»
    Ни полслова ей в ответ:
    Он глядит на лунный свет,
    Бледен и унылый.
    Кони мчатся по буграм;
    Топчут снег глубокий…
    Вот в сторонке божий храм
    Виден одинокий;
    Двери вихорь отворил;
    Тьма людей во храме;
    Яркий свет паникадил
    Тускнет в фимиаме;
    На средине черный гроб;
    И гласит протяжно поп:
    «Буди взят могилой!»
    Пуще девица дрожит,
    Кони мимо; друг молчит,
    Бледен и унылый.
    Вдруг метелица кругом;
    Снег валит клоками;
    Черный вран, свистя крылом,
    Вьется над санями;
    Ворон каркает: печаль!
    Кони торопливы
    Чутко смотрят в черну даль,
    Подымая гривы;
    Брезжит в поле огонек;
    Виден мирный уголок,
    Хижинка под снегом.
    Кони борзые быстрей,
    Снег взрывая, прямо к ней
    Мчатся дружным бегом.
    Вот примчалися… и вмиг
    Из очей пропали:
    Кони, сани и жених
    Будто не бывали.
    Одинокая, впотьмах,
    Брошена от друга,
    В страшных девица местах;
    Вкруг метель и вьюга.
    Возвратиться — следу нет…
    Виден ей в избушке свет:
    Вот перекрестилась;
    В дверь с молитвою стучит…
    Дверь шатнулася… скрыпит…
    Тихо растворилась.
    Что ж? В избушке гроб; накрыт
    Белою запоной;
    Спасов лик в ногах стоит;
    Свечка пред иконой…
    Ах! Светлана, что с тобой?
    В чью зашла обитель?
    Страшен хижины пустой
    Безответный житель.
    Входит с трепетом, в слезах;
    Пред иконой пала в прах,
    Спасу помолилась;
    И с крестом своим в руке
    Под святыми в уголке
    Робко притаилась.
    Все утихло… вьюги нет…
    Слабо свечка тлится,
    То прольет дрожащий свет,
    То опять затмится…
    Все в глубоком, мертвом сне,
    Страшное молчанье…
    Чу, Светлана!.. в тишине
    Легкое журчанье…
    Вот глядит: к ней в уголок
    Белоснежный голубок
    С светлыми глазами,
    Тихо вея, прилетел,
    К ней на перси тихо сел,
    Обнял их крылами.
    Смолкло все опять кругом…
    Вот Светлане мнится,
    Что под белым полотном
    Мертвец шевелится…
    Сорвался покров; мертвец
    (Лик мрачнее ночи)
    Виден весь — на лбу венец,
    Затворены очи.
    Вдруг… в устах сомкнутых стон;
    Силится раздвинуть он
    Руки охладелы…
    Что же девица?.. Дрожит…
    Гибель близко… но не спит
    Голубочек белый.
    Встрепенулся, развернул
    Легкие он крилы;
    К мертвецу на грудь вспорхнул..
    Всей лишенный силы,
    Простонав, заскрежетал
    Страшно он зубами
    И на деву засверкал
    Грозными очами…
    Снова бледность на устах;
    В закатившихся глазах
    Смерть изобразилась…
    Глядь, Светлана… о творец!
    Милый друг ее — мертвец!
    Ах! …и пробудилась.
    Где ж?.. У зеркала, одна
    Посреди светлицы;
    В тонкий занавес окна
    Светит луч денницы;
    Шумным бьет крылом петух,
    День встречая пеньем;
    Все блестит… Светланин дух
    Смутен сновиденьем.
    «Ах! ужасный, грозный сон!
    Не довро вещает он —
    Горькую судьбину;
    Тайный мрак грядущих дней,
    Что сулишь душе моей,
    Радость иль кручину?»
    Села (тяжко ноет грудь)
    Под окном Светлана;
    Из окна широкий путь
    Виден сквозь тумана;
    Снег на солнышке блестит,
    Пар алеет тонкий…
    Чу!.. в дали пустой гремит
    Колокольчик звонкий;
    На дороге снежный прах;
    Мчат, как будто на крылах,
    Санки кони рьяны;
    Ближе; вот уж у ворот;
    Статный гость к крыльцу идет..
    Кто?.. Жених Светланы.
    Что же твой, Светлана, сон,
    Прорицатель муки?
    Друг с тобой; все тот же он
    В опыте разлуки;
    Та ж любовь в его очах,
    Те ж приятны взоры;
    Те ж на сладостных устах
    Милы разговоры.
    Отворяйся ж, божий храм;
    Вы летите к небесам,
    Верные обеты;
    Соберитесь, стар и млад;
    Сдвинув звонки чаши, в лад
    Пойте: многи леты!
    ________________
    Улыбнись, моя краса,
    На мою балладу;
    В ней большие чудеса,
    Очень мало складу.
    Взором счастливый твоим,
    Не хочу и славы;
    Слава — нас учили — дым;
    Свет — судья лукавый.
    Вот баллады толк моей:
    «Лучший друг нам в жизни сей
    Вера в провиденье.
    Благ зиждителя закон:
    Здесь несчастье — лживый сон;
    Счастье — пробужденье».
    О! не знай сих страшных снов
    Ты, моя Светлана…
    Будь, создатель, ей покров!
    Ни печали рана,
    Ни минутной грусти тень
    К ней да не коснется;
    В ней душа как ясный день;
    Ах! да пронесется
    Мимо — бедствия рука;
    Как приятный ручейка
    Блеск на лоне луга,
    Будь вся жизнь ее светла,
    Будь веселость, как была,
    Дней ее подруга.

    Анализ баллады «Светлана» Жуковского

    Написанное в эпоху романтизма, стихотворение «Светлана» подчеркивает дух эпохи. Написанное в жанре баллада, оно особенно выделяется мистическими представлениями, фольклорными элементами – святочные гадания, сверхъестественные события, фрагменты обрядовых песен, молитв. Свою балладу автор посвятил племяннице, которая вот-вот должна была выйти замуж – А.Протасовой.
    Центральной темой стихотворения является популярные в то время святочные гадания. Гадания на суженого в рождественскую ночь были частым явлением среди незамужних девушек, поскольку почти все они хотели знать, скоро ли кто-то возьмет их под венец, и кто будет тем таинственным нареченным.
    Поэт очень красочно подчеркивает переживания главной героини, жених которой уехал в далекую страну и уже долгое время не дает о себе знать. Ей грустно смотреть на гадания подружек, которым неведомо чувство тоски и тревоги по любимому человеку. Однако и ее все-таки вовлекает процесс, и уже оставшись одна, Светлана решается на мистический обряд. Тоска и тревога наталкивает ее на желание узнать, что же свершилось с ее суженым, вернется ли он живой и невредимый, или же героиня так и останется век куковать незамужней.
    Ярко характеризует героиню и ее имя – Светлана, свет, чистая, непорочная душа, в которой крепка вера, она не проклинает судьбу, не ропщет, а просто верит в свою любовь и любовь своего жениха. И даже страшные видения мертвеца не в силах опорочить ее светлое чувство.
    Множество символов поэт использует и в описании окружающего мира и сна Светланы – например, ворон, являющийся во многих культурах вестником смерти и птицей, приносящей несчастья; голубь, символизирующий Святого Духа, спасающего героиню от адского мрака. Стихотворение наполнено и другими символами – рассвет, возвращающий все на круги своя, и пение петуха, пробуждающее девушку от страшного сна.
    В балладе широко используется противопоставление, антитеза – отображается борьба света и тьмы, добра и зла, веры и неверия, любви и смерти. Это именно баллада, хотя и некоторыми часто интерпретируется как поэма. Изложение весьма мелодичное, свойственное именно балладе. Хорей придает особую лиричность и напевность.
    Отличается стихотворение так же большим разнообразием средств выразительности. Встречаются и метафоры («свет-судья лукавый»), и эпитеты («милая Светлана, блестит яркими глазами»), олицетворения («крикнул жалобно сверчок»), и гиперболы («от копыт их поднялась вьюга под ногами»). Лексика богата архаизмами (ярый, уста, вымолвить) и историзмами (налое, песенки подблюдны).
    Именно за свою мелодичность и романтизм стихотворение уже много лет находит отклик в сердцах читателей и по сей день.

  10. Jane Flores Ответить

    Cамостоятельная работа по творчеству В.А. Жуковского
    1.С какими литературными направлениями связано творчество В. АЖуковского?
    романтизм реализм сентиментализм классицизм
    Вопрос № 2
    2.С каким литературным обществом связано имя В. А. Жуковского?
    “Беседа любителей русской словесности” ” Арзамас” “Зеленая лампа” “Знание”
    3.Какие поэтические жанры наиболее характерны для творчества В. А. Жуковского?
    сатира ода элегия баллада
    4.Кому В. А. Жуковский посвятил балладу “Светлана”?
    А. Тургеневу Марии Андреевне Протасовой Александре Андреевне Протасовой отцу
    5. Известно, что В. А. Жуковский был воспитателем наследника русского престола. Назовите имя воспитанника поэта, впоследствии ставшим императором.
    Павел I Александр II Александр III Петр III
    6.Финалом какого произведения являются следующие строки? Улыбнись, моя краса, На мою балладу; В ней большие чудеса, Очень мало складу. Взором счастливый твоим, Не хочу и славы; Слава – нас учили – дым; Свет – судья лукавый. Вот баллады толк моей:  “Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. _______________________________
    7. В каком образе является Светлане  “ангел-утешитель”?
    ______________________________________________________________
    8.Что Светлану “страшит” в ее сне?
    ________________________________________________________________
    9.Как раскрывается тема гадания в балладе?
    ________________________________________________________________________________________________________________________________
    10Каковы жанровые черты баллады Жуковского?
    _______________________________________________________________________________________________________________________________
    11Основные идеи баллады ________________________________________________________________________________________________________________________
    12. Сколько баллад перевел поэт?
    а) около 20 б) около 30 в) около 40 г) около 50
    13.В какое время года происходят события в балладе «Светлана»?
    а) лето б) осень в) зима г) весна
    14.Что спасает героиню баллады?
    а) волшебное слово в) вера в Бога
    б) помощь друзей г) бегство домой
    15 Вспомните, каковы особенности русского романтизма?
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Фамилия Имя_____________________________
    Оценка__________

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *