В каком семестре снижение работоспособности происходит быстрее?

16 ответов на вопрос “В каком семестре снижение работоспособности происходит быстрее?”

  1. Modirdana Ответить

    Тема 2 «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ»
    1) Умственное утомление это:
    а) объективное состояние организма.
    2) Умственная усталость это:
    а) субъективное ощущение человека.
    3) При умственной работе в деятельности сердечно-сосудистой системы происходят (укажите 2 правильных ответа):
    а) увеличение кровенаполнения сосудов головного мозга;
    г) расширение сосудов внутренних органов.
    4) В процессе продолжительной умственной работы происходят (укажите 2 правильных ответа):
    а) увеличение время реакции;
    в) снижение устойчивости внимания.
    5) Факторы, влияющие на улучшение умственной работоспособности (укажите 3 правильных ответа):
    б) хорошее состояние здоровья;
    в) тишина;
    д) хорошая освещённость рабочего помещения.
    6) К какой степени умственного утомления (по С.А. Косилову) относятся следующие признаки: рассеянное внимание, частая смена поз, поддерживание головы руками, неуверенные, замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов?
    б) значительное утомление.
    7) Людей с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности условно называют:
    а) «ритмики».
    8) Наиболее высокий уровень работоспособности (без влияния факторов нервно-
    эмоциональной напряжённости) наблюдается в дни:
    в) вторник, среда, четверг.
    9) В каком семестре период врабатывания будет короче?
    а) весеннем.
    10) В каком из семестров снижение работоспособности происходит быстрее?
    а) весеннем.
    11) Снижение двигательной активности вызывает состояние:
    в) гипокинезии.
    12) Какие виды упражнения следует включать в физкультурную паузу:
    а) позо-тонические.
    Тема 2. «МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСА УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»
    1) Задачами комплекса УГГ (укажите 2 правильных ответа):
    а) вывести организм на более высокий уровень жизнедеятельности;
    г) полноценно включить организм в предстоящую работу.
    2) Упражнения, которые не следует включать в комплекс УГГ (укажите 2 правильных ответа):
    б) со значительным отягощением;
    г) длительного статического характера.
    3) Укажите 2 вида упражнений, которые не входят в структуру комплекса УГГ:
    г) прыжки в длину с разбега;
    е) ускорение на короткие дистанции.
    4) Знания по составлению комплекса УГГ помогают составить (укажите 2 правильных
    ответа):
    б) комплекс производственной гимнастики;
    в) комплекс лечебной физкультуры.
    Тема 3. «БЫСТРОТА. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ»
    1) Быстрота – это способность человека выполнять:
    в) движения в минимальный промежуток времени.
    2) Разновидности проявление быстроты (укажите 3 правильных ответа):
    а) скорость реакции;
    в) характеристика темпа движений;
    д) предельная быстрота отдельных движений.
    3) Укажите не подходящее средство развития быстроты в затрудненных условиях:
    в) бег с закрытыми глазами.
    4) Укажите не подходящее средство развития быстроты в облегченных условиях:
    г) бег против ветра.
    5) Факторы, влияющие на быстроту (укажите 3 правильных ответа):
    б) врожденные способности;
    в) тренированность;
    е) биохимические механизмы.

  2. CrazyFredy Ответить

    г) спортивная, специальная, подготовительная.
    7) Процесс развития двигательных качеств и приобретения двигательных навыков это:
    а) физическое развитие;
    б) физическое воспитание;
    в) физическая культура;
    г) комплекс физических упражнений.
    8) Оптимальное количество активных занятий физическими упражнениями для студентов в недельном цикле должно составлять:
    а) 2-4 часа;
    б) 4-7 часа;
    в) 6-9 часов;
    г) 8-12 часов.
    Тема 2. «ВЫНОСЛИВОСТЬ. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ»
    1) Выносливость – это способность:
    а) человека выполнять упражнение с максимальным усилием;
    б) организма противостоять внешним воздействиям окружающей среды;
    в) организма быстро восстанавливаться после физических упражнений;
    г) организма противостоять утомлению;
    д) человека быстро приспосабливаться к различным видам деятельности.
    2) Виды выносливости (укажите 2 правильных ответа):
    а) целенаправленная;
    б) общая;
    в) объемная;
    г) специальная;
    д) условная.
    3) Методы определения выносливости (укажите 2 правильных ответа):
    а) прямые;
    б) линейные;
    в) поэтапные;
    г) относительные;
    д) косвенные.
    4) Укажите 2 метода развития выносливости:
    а) непрерывный;
    б) интенсивный;
    в) равномерный;
    г) интервальный.
    5) Разновидности специальной выносливости (укажите 4 правильных ответа):
    а) скоростная;
    б) силовая;
    в) ведущая;
    г) статическая;
    д) базовая;
    е) скоростно-силовая.
    Тема 3. «ГИБКОСТЬ. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ»
    1) Гибкость – это способность человека выполнять:
    а) движения с максимальной скоростью;
    б) движения с максимальным усилием;
    в) сложнокоординационные движения;
    г) движения с большой амплитудой.
    2) Виды гибкости (укажите 4 правильных ответа):
    а) статистическая;
    б) динамическая;
    в) скоростная;
    г) активная;
    д) пассивная;
    е) амплитудная;
    ж) статическая.
    3) В чём значимость гибкости для спортсмена (укажите 2 правильных ответа):
    а) способствует более экономичному выполнению упражнений;
    б) способствует ускорению восстановительных процессов в организме;
    в) способствует уменьшению травматизма;
    г) способствует увеличению двигательных навыков;
    д) способствует более интенсивному выполнению упражнений.
    4) Какие упражнения применяются для развития и сохранения гибкости (укажите 3
    правильных ответа):
    а) смежные;
    б) маховые;
    в) простые;
    г) скоростные;
    д) комплексные;
    е) пружинистые.
    5) Какие из перечисленных факторов влияют на проявление степени гибкости
    человека (укажите 4 правильных ответа)?
    а) температура окружающей среды;
    б) половая принадлежность;
    в) ритм движений;
    г) конституция;
    д) спортивная специализация;
    е) предварительная разминка.
    Курс
    весенний семестр
    Тема 1. «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ»
    1) Умственное утомление это:
    а) объективное состояние организма человека;
    б) субъективное ощущение человека;
    в) психофизиологическая особенность человека.
    2) Умственная усталость это:
    а) субъективное ощущение человека;
    б) объективное состояние организма;
    в) психологическая особенность человека.
    3) При умственной работе в деятельности сердечно-сосудистой системы происходят (укажите 2 правильных ответа):
    а) увеличение кровенаполнения сосудов головного мозга;
    б) сужение сосудов внутренних органов;
    в) расширение периферических сосудов конечностей;
    г) расширение сосудов внутренних органов.
    4) В процессе продолжительной умственной работы происходят (укажите 2 правильных ответа):
    а) увеличение время реакции;
    б) уменьшение время реакции;
    в) снижение устойчивости внимания;
    г) повышение сосредоточения внимания.
    5) Факторы, влияющие на улучшение умственной работоспособности (укажите 3 правильных ответа):
    а) пониженная температура воздуха;
    б) хорошее состояние здоровья;
    в) тишина;
    г) шум;
    д) хорошая освещенность рабочего помещения.
    6) К какой степени умственного утомления (по С.А. Косилову) относятся следующие признаки: рассеянное внимание, частая смена поз, поддерживание головы руками, неуверенные, замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов?
    а) незначительное утомление;
    б) значительное утомление;

  3. Dukasa Ответить

    Тысячелетиями жизнь человека текла по естественному ритму: в вечернее время суток он спал, а в светлое — работал, и именно в эти часы дня физиологические функции и работоспособность достигают оптимального уровня.
    На основе исторического опыта сложилась общепринятая организация рабочего времени, основанная на том, что работоспособность человека претерпевает ряд закономерных последовательных изменений в течение дня, недели, года.
    У подавляющей части населения в режиме дня процесс врабатывания, постепенного повышения работоспособности происходит в период с 8 до 11 часов. После 12 часов дня начинается падение работоспособности до 14—15 часов. В 16—17 часов наблюдается незначительный ее подъем, после чего она неуклонно снижается (рис. 8.1).

    Р и с у н о к 8.1 — Динамика работоспособности в течение дня
    При этом наблюдается чередование трех периодов: врабатывание, период стабилизации и снижение работоспособности, которые необходимо учитывать в системе научной организации труда.
    Период врабатывания (повышение уровня работоспособности) — примерно первые 1—2 часа работы. В этот период происходит соответствующая координация настройка в различных системах организма, в частности, концентрируется внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точность рабочих операций.
    Период стабилизации (устойчивое рабочее состояние) — средняя продолжительность 4—5 часов. В этот период наблюдается устойчивые, повышенные показатели работоспособности.
    Период снижения работоспособности (период утомления) — заключительная фаза в динамике работоспособности. Падение работоспособности происходит под влиянием развивающегося утомления. Конкретное выражение это находит в замедлении протекания рефлексов, в рассеивании внимания, увеличении ошибок, в ухудшении состояния сердечно-сосудистой системы и др. Период характеризуется прогрессирующим снижением производительности труда.
    Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва (рис. 8.2).

    Р и с у н о к 8.2 — Динамики оперативной работоспособности в процессе рабочего дня (по Л. П. Матвееву, 1991)
    После обеда снова требуется дополнительное время вырабатывания, которое значительно короче, чем начальное утреннее врабатывание. Период утомления после обеда выражен более сильно и само утомление наступает раньше, чем до обеда, т.е. фаза относительно состояния работоспособности более коротка. Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повысится. Это влияние получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологическая реакция на момент предстоящего окончания работы [ТиМФВ, 2001, 284].

  4. Turist Ответить

    Тема 2 «ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ»
    1) Умственное утомление это:
    а) объективное состояние организма.
    2) Умственная усталость это:
    а) субъективное ощущение человека.
    3) При умственной работе в деятельности сердечно-сосудистой системы происходят (укажите 2 правильных ответа):
    а) увеличение кровенаполнения сосудов головного мозга;
    г) расширение сосудов внутренних органов.
    4) В процессе продолжительной умственной работы происходят (укажите 2 правильных ответа):
    а) увеличение время реакции;
    в) снижение устойчивости внимания.
    5) Факторы, влияющие на улучшение умственной работоспособности (укажите 3 правильных ответа):
    б) хорошее состояние здоровья;
    в) тишина;
    д) хорошая освещённость рабочего помещения.
    6) К какой степени умственного утомления (по С.А. Косилову) относятся следующие признаки: рассеянное внимание, частая смена поз, поддерживание головы руками, неуверенные, замедленные движения, слабый интерес к новому материалу, отсутствие вопросов?
    б) значительное утомление.
    7) Людей с устойчивой стереотипностью и последовательностью изменения работоспособности условно называют:
    а) «ритмики».
    8) Наиболее высокий уровень работоспособности (без влияния факторов нервно-
    эмоциональной напряжённости) наблюдается в дни:
    в) вторник, среда, четверг.
    9) В каком семестре период врабатывания будет короче?
    а) весеннем.
    10) В каком из семестров снижение работоспособности происходит быстрее?
    а) весеннем.
    11) Снижение двигательной активности вызывает состояние:
    в) гипокинезии.
    12) Какие виды упражнения следует включать в физкультурную паузу:
    а) позо-тонические.
    Тема 2. «МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСА УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ»
    1) Задачами комплекса УГГ (укажите 2 правильных ответа):
    а) вывести организм на более высокий уровень жизнедеятельности;
    г) полноценно включить организм в предстоящую работу.
    2) Упражнения, которые не следует включать в комплекс УГГ (укажите 2 правильных ответа):
    б) со значительным отягощением;
    г) длительного статического характера.
    3) Укажите 2 вида упражнений, которые не входят в структуру комплекса УГГ:
    г) прыжки в длину с разбега;
    е) ускорение на короткие дистанции.
    4) Знания по составлению комплекса УГГ помогают составить (укажите 2 правильных

  5. Shaktikus Ответить

    Общие
    закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

    Под влиянием учебно-трудовой
    деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо
    наблюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного
    года в целом. Длительность, глубина и направленность изменений определяются
    функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой
    работы, ее организацией и другими причинами.
    Учебный день студента, как правило, не начинается с высокой продуктивности
    труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточиться, активно включиться в
    работу. Проходит 10—15 мин, а иногда и
    больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот первый
    период — врабатывания — характеризуется постепенным повышением
    работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание
    этого периода сводится к образованию рабочей доминанты, для чего большое
    значение имеет соответствующая установка. Второй период — оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет продолжительность — 1,5—3 ч. Состояние студентов характеризуется
    такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной
    деятельности. Третий период — полной
    компенсации — отличается тем, что
    появляются начальные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием
    и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация,
    нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность
    учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо
    проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре
    конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в
    зрительном анализаторе устойчивости внимания, оперативной памяти и др.). В пятом
    периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которое перед
    окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации
    резервов организма (конечный порыв).

    Рис. 1. Работоспособность студентов в процессе учебного трудового дня
    Дальнейшее продолжение
    работы влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения
    работоспособности и угасания рабочей доминанты (шестой период). В практической
    оценке динамики работоспособности часто третий и четвертый периоды
    характеризуют как периоды снижения работоспособности.
    Между тем учебный день
    студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также
    самоподготовку. В этом случае кривая работоспособности будет иметь следующий
    вид (рис. 1.). Наличие второго подъема
    работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой,
    но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Необходимо иметь
    в виду, что изменение отдельных функций организма может не соответствовать
    кривой работоспособности, так как характеризует избирательную загруженность
    тех, которые являются ведущими в том или ином виде учебного труда.
    Для уровня физической
    работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к
    тем, которые типичны для умственной работоспособности.
    Учебная неделя
    Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле
    характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели
    (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после
    отдыха в выходной день. В середине недели (вторник—четверг) наблюдается период
    устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота)
    отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается
    подъем работоспособности, что объясняется явлением «конечного порыва».
    Однако типичная кривая
    работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор
    нервно-эмоционального напряжения, со- провождающего работу на протяжении ряда
    дней. Так; студентам в начале недели в течение трех дней подряд пришлось участвовать
    в коллоквиуме, писать контрольную работу и сдавать зачет по специальности. В
    этом случае большие учебные нагрузки, сопровождающиеся эмоциональными переживаниями,
    вызвали в первые три дня значительное снижение работоспособности. В последующие
    дни недели обычные учебные нагрузки воспринимались студентами как легкие; они
    эффективно стимулировали восстановление работоспособности с появлением в субботу
    фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной
    неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий,
    до 4—5 в день.
    Типичные изменения
    работоспособности студентов во многом определяют составление учебного
    расписания занятий в вузе, когда наиболее сложные для освоения учебные
    дисциплины планируют на 2— 3-ю пару
    учебного дня, на середину недели, а менее сложные — на первые часы учебного дня, на конец и начало недели. Изменение
    физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике
    умственной работоспособности.
    Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год
    В начале учебного года
    процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов
    затягивается до 3—3,5 нед. (период
    врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности.
    Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре,
    когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты,
    ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до
    11 —13 ч в сочетании с эмоциональными переживаниями — работоспособность начинает снижаться. В
    период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних
    каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых
    сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта,
    наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.
    Начало второго полугодия
    также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не
    превышает 1,5 нед. Дальнейшие изменения
    работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем
    устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности,
    обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности
    студентов, накопленных за учебный год.

    Рис. 2. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в
    учебном году
    В зачетную сессию и в период
    экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии.
    Процесс восстановления в первые 12 дней
    каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними
    каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие Значительной
    глубины утомления. На рис. 4.5
    представлено изменение умственной и физической работоспособности студентов в
    учебном году.
    Рассмотренный материал
    свидетельствует о том, что для учебного труда студентов независимо от его
    временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение
    умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов
    врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это
    обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации
    условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применением
    средств физической культуры и спорта.
    Типы изменений
    умственной работоспособности студентов

    Исследования показывают, что
    работоспособность у студентов имеет разные уровни и типы изменений, что влияет
    на качество и объем выполняемой работы. В большинстве случаев студенты, имеющие
    устойчивый и многосторонний интерес к учебе, обладают высоким уровнем
    работоспособности; лица с неустойчивым, эпизодическим интересом имеют
    преимущественно пониженный уровень работоспособности.
    По типу изменений
    работоспособности в учебном труде выделяют усиливающийся, неровный,
    ослабевающий и ровный типы, связывая их с типологическими особенностями. Так, к
    усиливающемуся типу относят преимущественно лиц с сильным типом нервной системы,
    способных длительное время заниматься умственным трудом. К неровному и
    ослабевающему типам относят лиц с преимущественно слабой нервной системой.
    Усиливающийся тип
    работоспособности характеризуется постепенно возрастающими количественными- и
    качественными показателями работоспособности —
    от начала к концу задания. Ровному типу также свойственны высокие качественные
    и количественные показатели выполнения работы при небольшом их колебании в
    отдельные промежутки времени. Неровный тип обладает резкими колебаниями
    интенсивности работы и ее качества с тенденцией к снижению объема к моменту
    завершения задания. Для ослабевающего типа характерно постоянное снижение
    интенсивности работы при сопутствующем нарастании ошибок по мере выполнения
    работы. Усиливающийся и ровный типы изменений умственной работоспособности
    часто встречаются среди хорошо успевающих студентов.
    Состояние и
    работоспособность студентов в экзаменационный период

    Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятельности,
    когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о
    соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении
    личности и др. Экзаменационная ситуация —
    это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как
    сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации
    сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает
    доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены — определенный стимул к увеличению объема,
    продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех
    сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения
    жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на
    свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.
    Комплексное воздействие всех
    этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций,
    неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. Так, при
    обследовании 637 студентов было установлено,
    что 36,5% из них испытывали перед
    экзаменом сильную эмоциональную напряженность;
    63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней
    продолжительности самоподготовки по 8—9 ч
    в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду
    учебных занятий, на 85—100%.
    Наблюдения за студентами в
    период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво
    повышается до 88— 92 удар/мин, против 76—80 удар/мин в период учебных занятий. В
    день экзамена эмоциональный, настрой, мобилизация всех сил организма настолько
    велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота
    сердцебиений нарастала до 118—144
    удар/мин. Артериальное давление повышалось до
    135/85—155/95 мм рт. ст., против 115/70
    мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов
    существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при
    ожидании ответа в течение 30 мин
    артериальное давление составляло в среднем
    120,6/68,3 мм рт. ст., пульс — 70,3
    удар/мин, тремор — 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие
    при этом.также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.
    Отмечено, что напряжение на
    экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую
    успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания
    напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной
    успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности,
    демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее
    возвращались в норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в
    большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному
    учебному труду.
    Во время экзаменов повышается
    «стоимость» учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения
    массы тела за период экзаменов на 1,6—3,4
    кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на
    экзаменационную ситуацию повышена.
    Представление о характере
    изменений умственной и физической работоспособности за период экзаменов дает
    табл. 1. В ней приведены данные обследования 146 студентов основной медицинской группы,
    обучающихся на II курсе.
    Таблица 1. Изменение
    умственной и физической работоспособности
    за период экзаменов

  6. Way Ответить

    В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 месяца. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13 часов в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинается снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.
    Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 недели. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуется высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления. Таким образом изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода её снижения. Это обстоятельство имеет важное значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применением средств физической культуры и спорта.

  7. Truecrusher Ответить

    3) применяют статическое натуживание.
    11. Физическое воспитание это:
    1) часть воспитания, результат развития физических и психических качеств личности;
    2) педагогический процесс развития двигательных способностей и физических качеств человека;
    3)* часть общего воспитания, процесс и результат развития двигательных способностей, формирования физических, психических и морально-эстетических качеств личности.
    12. Меры профилактики переутомления:
    1) посидеть 3-4 минуты;
    2) сменить вид деятельности;
    3)* прекратить выполнение действий, пройти обследование у врачей, выполнять их рекомендации.
    13. Занятия физическими упражнениями умеренной интенсивности способствуют улучшению работоспособности:
    1)* да; 2) нет.
    14. В положении о проведении спортивных соревнований нет раздела:
    1) расходы; 2)* учебный; 3) участники.
    15. К активному отдыху относится:
    1)* физкультурно-спортивное занятие; 2) сон; 3) отдых сидя.
    16. Гибкость это:
    1) растяжение мышц человека на максимальную длину;
    2)* способность совершать максимальные по амплитуде движения;
    3) способность выполнить «шпагат» и «мостик».
    17. С какой периодичностью проводятся летние Олимпийские игры:
    1) через 2 года; 2) через 1 год; 3)* через 4 года.
    18. Утомление это:
    1)* состояние организма, при котором работоспособность человека временно снижена;
    2) состояние организма, при котором резко снижается работоспособность, развивается слабость, тахикардия, повышение артериального давления;
    3) остро развивающееся состояние, при котором происходит снижение работоспособности, развивается слабость, тахикардия, повышение артериального давления, нарушение ритма сердца, координации движений.
    19. Девиз Олимпийских игр:
    1) сильные, смелые, ловкие;
    2)* быстрее, выше, сильнее;
    3) быстрота, ловкость, сила.
    20. В большей степени общая выносливость необходима при занятиях:
    1) фехтованием; 2)* велоспортом; 3) стрельбой.
    21. Гипокинезия это:
    1) увеличение двигательной активности человека;
    2)* снижение двигательной активности человека;
    3) достаточная двигательная активность человека.
    22. Через сколько минут после оптимальной физической нагрузки у студента основной медицинской группы происходит восстановление частоты сердечных сокращений до исходного уровня?
    1) 1 мин.; 2)* 4 мин.; 3) 10 мин.
    23. Оптимальная двигательная активность студента, количество движений в день:
    1) 50 тыс.; 2) 40 тыс.; 3)* 15 тыс.
    24. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для студента основной медицинской группы:
    1) 120 уд/мин.; 2)* 160 уд/мин.; 3) 200 уд/мин.
    25. Закаливание детей необходимо начинать:
    1) с парн?й бани;
    2) с обливания холодной водой;
    3)* с воздушных процедур.
    26. Ловкость это:
    1) способность быстро ориентироваться в меняющихся ситуациях;
    2) способность быстро освоить новое двигательное действие;
    3)* сложно координационная способность, которая предполагает за короткое время освоить новое двигательное действие и перестроить координацию движений, меняя их характеристики.
    27. Ударный объём крови во время тренировки на выносливость у спортсмена по сравнению с не спортсменом:
    1)* больше; 2) меньше.
    28. К циклическим видам спорта не относится:
    1)* волейбол; 2) стайерский бег; 3) плавание.
    29. Гибкость в большей степени развивается при занятиях:
    1) прыжками в длину; 2)* художественной гимнастикой; 3) плаванием.
    30. Преимущественно сила необходима в виде спорта:
    1)* борьба классическая; 2) стайерский бег; 3) плавание.
    31. Средствами физической культуры являются:
    1) теория и методика физического воспитания, физические упражнения, естественные силы природы;
    2)* физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы;
    3) физические упражнения.
    32. Определение понятия «Здоровье» Всемирной организации здравоохранения. Здоровье это:
    1)* состояние полного физического, умственного и социального благополучия;
    2) состояние отсутствия каких-либо заболеваний;
    3) естественное состояние организма без болезней или недомогания.
    33. К физическим качествам не относится:
    1) ловкость; 2)* прыгучесть; 3) быстрота.
    34. Дневник самоконтроля нужен для:
    1) контроля родителей;
    2)* коррекции содержания и методики занятий физическими упражнениями;
    3) лично спортсмену.
    35. Количество игроков одной команды в баскетболе на площадке:
    1)* 5; 2) 6; 3) 7.
    36. Выносливость это:
    1) способность противостоять развитию утомления и длительное время выполнять работу;
    2)* способность организма поддерживать неизменный уровень двигательной деятельности, не снижая темпов её выполнения;
    3) способность противостоять внутреннему и внешнему сопротивлению.
    37. Частота сердечных сокращений в покое после выполнения одинаковой физической нагрузки у спортсмена по сравнению с не спортсменом:
    1) больше; 2)* меньше.
    38. Спортивные игры отличаются от подвижных:
    1) ведением счёта; 2)* строгими правилами; 3) спортивной формой.
    39. Ациклический вид спорта:
    1) академическая гребля; 2) плавание; 3)* водное поло.
    40. Контрольное испытание по пробеганию испытуемым максимальной дистанции за 12 минут называется:
    1)* тест Купера; 2) проба Летунова; 3) тест Мюллера.
    41. Структура урока физической культуры состоит из частей:
    1)* подготовительной, основной и заключительной;
    2) развивающей, обучающей и восстанавливающей;
    3) первой, второй и третьей.
    42. Спорт. Определение:
    1) спорт – сфера деятельности человека, направленная на достижение максимального результата в соревнованиях;
    2) спорт – соревновательная деятельность людей для выявления победителя в спортивных соревнованиях;
    3)* спорт есть часть физической культуры, совокупность материальных и духовных ценностей для игровой и соревновательной деятельности.
    43. Первые Олимпийские игры прошли:
    1)* в 776г. до нашей эры; 2) в 776г.; 3) в 1876г.
    44. Быстрота это:
    1)* комплекс функциональных свойств человека, определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции;
    2) способность быстро развивать скорость движений;
    3) скоростная способность человека, определяющая его двигательную реакцию.
    45. Частота сердечных сокращений во время выполнения одинаковой мышечной тренировки у спортсмена по сравнению с не спортсменом:
    1)* меньше; 2) больше.
    46. В настольном теннисе партия продолжается до:
    1)* 11 очков; 2) 15 очков; 3) 21 очка.
    47. К циклическим видам спорта не относится:
    1)* баскетбол; 2) спортивная ходьба; 3) плавание.
    48. Ловкость развивает занятия:
    1)* волейболом; 2) тяжёлой атлетикой; 3) бегом.
    49. Гарвардский Степ-тест необходим для выявления функционального состояния дыхательной системы:
    1) да; 2)* нет.
    50. На здоровье влияет в процентах:
    наследственность экология образ жизни медицина
    1)* 20 20 50 10
    2) 40 10 10 40
    3) 30 20 20 30
    Примечание: * – вариант правильного ответа.
    5. Вопросы для самопроверки по курсам

  8. Sabersong Ответить

    Период оптимальной (устойчивой) работоспособности имеет продолжительность 1,5 – 3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.
    Третий период – период полной компенсации, характеризуется появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.
    В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.
    В пятом периоде начинается прогрессивное снижение работоспособности, которая перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).
    При дальнейшем продолжении работы в шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности. В результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты.
    Учебный день, кроме аудиторных занятий, включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности объясняется не только суточным ритмом, а главным образом психологической установкой на выполнение учебных заданий.
    Вариантность изменения отдельных сторон работоспособности обусловлены и тем, что учебная деятельность студентов характеризуется постоянным переключением различных видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия, физическая культура и другие)
    Учебная неделя
    Динамика умственной работоспособности в учебном недельном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда, четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях отмечается ее подъем, что связывают с явлением «конечного порыва».
    Типичная кривая работоспособности может изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета.
    Учебный семестр и учебный год
    В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда идет подготовка и сдача зачетов, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта наблюдается повышенной работоспособности.
    Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания продолжительность которого сокращается по сравнению с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменение работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуется устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления.
    3. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие
    Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов.
    В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.
    Результаты исследований свидетельствуют о том, что здоровье человека напрямую связано с его работоспособностью и утомляемости. От состояния здоровья во многом зависит успешность учебной и производственной деятельности студентов.
    Сразу после экзаменационной сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности организма к физическим нагрузкам и возрастание требований к профессионально важным интеллектуальным характеристикам личности. Происходит снижение компонентов клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам и повышение профессионально важных интеллектуальных качеств. Такую динамику можно объяснить следующим образом: сам учебный процесс с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного восприятия, позволяющим повысить резервы интеллектуального труда. Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам.
    4. Заболеваемость в период учебы в вузе и ее профилактика
    Костно-суставная патология
    Вследствие вынужденной длительной статической нагрузки (постоянное напряжение мышц) заторможены обменные процессы. В положении сидя, особенно с наклоном головы и туловища вперед (учебная деятельность), возникает костно-суставная патология, в частности шейного и поясничного отдела позвоночника. Для снижения уровня утомления позных мышц, то есть для рациональной рабочей позы необходимо уменьшить величину наклона головы и корпуса. При организации рабочего места важно соблюсти соответствие конструкции рабочей мебели основным анатомофизиологи-ческим и эргонометрическим требованиям. А так же использовать так называемые «Малые формы физической культуры».
    Патология органов зрения
    Высокая нагрузка на зрение во время учебы в вузе еще более усугубляет имеющееся положение. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения зрительного аппарата весьма разнообразны.
    Умственно-эмоциональное перенапряжение
    Умственно-эмоциональное (нервное) перенапряжение все большего числа лиц, занимающихся умственной деятельностью, представляет собой серьезную актуальную проблему, поскольку новые методы, средства, формы и принципы обучения оказывают существенное влияние на интеллектуальную деятельность и эмоциональную сферу студентов.
    Особое внимание следует обратить на то, что обучение очень часто сводится лишь к умственной деятельности, оно почти всегда связано с эмоциональным напряжением, достижением поставленной цели и преодолением затруднительных ситуаций, которые также могут способствовать развитию нервного перенапряжения.
    В настоящее время физиология труда располагает множеством рекомендаций, направленных на оптимизацию режимов труда и отдыха, повышение работоспособности в различных учебно-производственных условиях. В связи с этим рассмотрим лишь некоторые профилактические и оздоровительно-лечебные мероприятия.
    1) Высокий уровень физической подготовленности определяет большую степень устойчивости организма к воздействию учебных нагрузок. Наблюдаются и меньшие энергозатраты при выполнении физических работ.
    2) Повышение профессионального мастерства способствуют не только повышению работоспособности специалиста, но и уменьшение эмоциональной напряженности.
    3) Поддержание ритмичности учебной нагрузки.
    4) Выработка у людей с детского возраста четкого убеждения, что он могут справиться со стрессовыми ситуациями и отрицательными эмоциями.
    5) Правильное психогигиеническое, эстетическое и этическое воспитание, которое позволит в значительной степени предупредить вероятность возникновения конфликтных, стрессовых ситуаций.
    6) Создание условий для возникновения положительных эмоций. Большое значение имеет характер отдыха, способ проведения отпусков, каникул и их своевременность.
    Сон и психическое здоровье
    В вопросе изучения сна за последние годы достигнуты успехи. В феномен сна (поведенческие, электрофизиологические реакции) вовлекаются многие функциональные системы головного мозга и всего организма. В период сна происходит чередование парадоксального (быстрого сна) и ортодоксального – (медленного сна). Выяснилось также, что сон человека состоит из двух частей. Первая часть – как правило, медленный сон, который занимает в цикле большую часть времени, а быстрый – всего 10 – 15 минут. Во второй части продолжительного сна быстрый сон может занимать и 30 – 40 минут.
    Рекомендации по предупреждению нарушения сна в основном следующие:
    1) Активная деятельность днем, особенно физическая. Важно, чтобы сон и бодрствование совпали с биологическими ритмами организма
    2) Ежедневная мышечная активность, причем напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиям спортом.
    3) Определенный комфорт спального места.
    Сон восстанавливает и корректирует множество тонких процессов перенапряжения. Хороший сон очень важен, особенно после экстремальных ситуаций и длительной, напряженной умственной деятельности.
    Контрольные вопросы
    1. Что такое утомление, переутомление, усталость?
    2. Противоречия учебной деятельности студента ?
    3. Что составляет основу работоспособности студента?
    4. Факторы влияющие на суточную работоспособность учащихся?
    5. Динамика работоспособности студентов в учебном году и факторы, ее определяющие?
    6. Периодичность ритмических процессов в организме?
    7. Заболеваемость в процессе обучения и ее профилактика.
    8. Основные причины изменения состояния студентов в учебном году и факторы, ее определяющие.
    9. Профилактика умственного перенапряжения.
    10. Что влияет на повышение работоспособности студента в учебном процессе?

  9. Жeneчka Ответить

    Экзамены для студентов — это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др.. Экзаменационная ситуация — это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены — определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интен­сивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 минут в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания. Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д.. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%
    Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88- 92 удар./мин., против 76-80 удар./мин. в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118-144 удар./мин.. Артериальное давление повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 минут артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм РТ. ст., пульс – 70,3 удар./мин., тремор – 12,1, а при ожидании 60 мин. соответственно: 128,9/77,4; 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.
    Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой ус­певаемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У не­тренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем, при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в большей степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

  10. nimoki Ответить

    Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Необходимо иметь в виду, что изменение отдельных функций организма может не соответствовать кривой работоспособности, так как характеризует избирательную загруженность тех, которые являются ведущими в том или ином виде учебного труда.
    Для уровня физической работоспособности студентов изменения в течение учебного дня в целом близки к тем, которые типичны для умственной работоспособности.
    Учебная неделя.Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется последовательной сменой периода врабатывания в начале недели (понедельник), что связано с вхождением в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день. В середине недели (вторник-четверг) наблюдается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу недели (пятница, суббота) отмечается процесс ее снижения. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, что объясняется явлением “конечного порыва”.
    Однако типичная кривая работоспособности может измениться, если вступает в силу фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. Так, если студентам в начале недели в течение двух-трех дней подряд приходится испытывать повышенные учебные нагрузки (участвовать в коллоквиуме, писать контрольную работу, сдавать зачет по специальности), то происходит снижение умственной работоспособности. В последующие дни недели обычные нагрузки воспринимаются студентами как легкие; они эффективно стимулируют восстановление работоспособности с появлением в субботу фазы суперкомпенсации. Изменение типичной динамики работоспособности в учебной неделе может быть обусловлено также и за счет увеличения количества учебных занятий, до 4-5 в день.
    Изменение физической работоспособности в течение недели также соответствует динамике умственной работоспособности.
    Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год.В начале учебного года процесс полноценной реализации учебно-трудовых возможностей студентов затягивается до 3-3,5 недель (период врабатывания), сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 мес. С началом зачетной сессии в декабре, когда на фоне продолжающихся учебных занятий студенты готовятся и сдают зачеты, ежедневная нагрузка увеличивается в среднем до 11-13ч в сочетании с эмоциональными переживаниями – работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление сверхвосстановления работоспособности.
    Начало второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, однако продолжительность его не превышает 1,5 нед. Дальнейшие изменения работоспособности до середины апреля характеризуются высоким уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления в первые 12 дней каникулярного отдыха (этот отрезок времени взят для сравнения с зимними каникулами) отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления. На рис.4.4 представлено изменение умственной и физической работоспособности студентов в учебном году.

    Рис. 4.4. Изменение умственной (сплошная линия) и физической (пунктир) работоспособности студентов в течение учебного года
    Рассмотренный материал свидетельствует о том, что для учебного труда студентов независимо от его временных параметров (учебный день, неделя, семестры учебного года) изменение умственной работоспособности характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и высокой работоспособности и периода ее снижения. Это обстоятельство имеет большое значение для планирования мероприятий по оптимизации условий учебно-трудовой деятельности и отдыха студентов, в частности, применения средств физической культуры и спорта.
    Экзамены для студентов – это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация – это всегда некая неопределенность исхода, что позволяет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены – определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизация всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.
    Комплексное воздействие всех этих факторов на студентов приводит к возникновению отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, чрезмерному волнению, страху и т.д. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность; 63,4% плохо спали накануне. В период экзаменов, при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день, интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%.
    Наблюдения за студентами в период экзаменов показывают, что частота сердцебиений у них устойчиво повышается до 88-92 удар/мин, против 76-80 удар/мин в период учебных занятий. В день экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма настолько велики, что перед входом в аудиторию, где проходит экзамен, частота сердцебиений нарастала до 118-144 удар/мин. Артериальное давление повышалось до 135/85-155/95 мм рт. ст., против 115/70 мм рт. ст. в период учебных занятий. Психофизиологическое состояние студентов существенно изменяется даже в процессе ожидания ответа экзаменатору. Так, при ожидании ответа в течение 30 мин артериальное давление составляло в среднем 120,6/68,3 мм рт. ст., пульс – 70,3 удар/мин, тремор – 12,1, а при ожидании 60 мин соответственно: 128,9/77,4, 82,7 и 18,3. Самочувствие при этом также снижается с 0,94 до 0,68 условных единиц.
    Отмечено, что напряжение на экзаменах у студентов со слабой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. У нетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, которые быстрее возвращались в норму. Таким образом, уровень физической подготовленности в большой степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.
    Во время экзаменов повышается “стоимость” учебного труда студентов. Об этом свидетельствуют факты снижения массы тела за период экзаменов на 1,6-3,4 кг. Причем в большей степени это присуще тем студентам, реактивность которых на экзаменационную ситуацию повышена.
    Представление о характере изменений умственной и физической работоспособности за период экзаменов дает таблица 4.1.
    Таблица 4.1
    Период измерения
    Умственная работоспособность, усл. ед.
    Физическая работоспособность
    выносливость к статическ. усилию, кг
    динамическая работа, усл. ед.
    Фон
    593-621
    67-73
    87-97
    Перед 1-м экзам.
    719-745
    58 –63
    68-78
    После 1-го экзам.
    630-654
    49-55
    51-69
    После 2-го экзам.
    608-630
    45-49
    53-59
    После 3-го экзам.
    557-577
    38-42
    48-52
    Представление об изменении градиента умственной работоспособности в зависимости от курса обучения, зимней или весенней сессии, пола студентов дает таблица 4.2.
    Таблица 4.2
    Изменение градиента умственной работоспособности, %
    Курс
    Зимняя сессия
    Весенняя сессия
    мужчины
    женщины
    мужчины
    женщины
    I
    9,8
    19,2
    11,5
    19,8
    II
    7,3
    17,6
    9,2
    18,3
    III
    2,9
    7,7
    5,8
    8,6
    IV
    3,0
    8,1
    6,1
    8,9
    У первокурсников наблюдается наиболее высокий (по абсолютной величине) отрицательный градиент умственной работоспособности. На последующих годах обучения его величина уменьшается, что свидетельствует о лучшей адаптации студентов к условиям экзаменационного периода. В весеннюю сессию отрицательный градиент работоспособности нарастает (по абсолютной величине) по сравнению с зимней сессией. Это является следствием кумулятивного воздействия объективных и субъективных факторов обучения, проявляющих свое негативное влияние в наибольшей мере к концу учебного года. Наличие высокого отрицательного градиента у женщин отражает их повышенную психоэмоциональную реакцию на ситуацию экзаменов.
    Наблюдение за реакцией сердечно-сосудистой системы (по пульсу) студентов на дозированную физическую нагрузку – 20 приседаний, показало, что восстановление пульса затягивается до 5-6 мин против 1,5-2 мин в период учебных занятий. Это свидетельствует о том, что при устойчивом нервно-эмоциональном напряжении энергетическая стоимость физической деятельности возрастает.

  11. Армейский Мальчик Ответить

    Дообеденный период смены начинается с фазы врабатывания (длится 1-1.5 часа), продолжается фазой устойчивой работоспособности (1.5-2.5 часа), а заканчивается, соответственно, падением работоспособности, фазу которой прерывает перерыв на обед. Во время обеда происходит небольшое восстановление организма с одновременным ослаблением динамического стереотипа. Поэтому после обеда происходит повторение фаз, но немного иначе, чем в дообеденный период. Врабатывание и устойчивая работоспособность длятся заметно меньше, уровень производственных достижений также ниже дообеденного, зато увеличивается период снижения работоспособности.
    Таким образом, основная часть трудовых достижений приходится на первые четыре часа работы. Это характерно для любого вида труда с нормальной интенсивностью.
    В конце смены иногда может наблюдаться всплеск работоспособности – финиш-эффект. Причина его появления – психологическая (радость от близкого окончания работ).
    2) В течение суток. Динамика суточной работоспособности практически целиком формируется физиологическими механизмами. Из-за наличия у человека врожденных биологических механизмов становится небезразличным в какое время суток ему выполнять работу.
    Исследования показали, что наибольшая работоспособность у человека наблюдается утром – примерно с 8.00 до 12.00. Наименьшая работоспособность – с 2.00 до 4.00. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) – с гибкостью. При этом время
    13.00 и 21.00 – это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
    3)В течение недели. Динамика недельной работоспособности определяется в основном психологическими механизмами (усталость от работы). Характер динамики идентичен сменному: понедельник-вторник – врабатывание, среда-четверг – устойчивая работоспособность, пятница-суббота – период снижения результатов.
    25 ) Фазы работоспособности:
    Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основными фазами являются:
    · Фаза врабатывания, или нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. В зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа.
    · Фаза устойчивой высокой работоспособности. Для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2 – 2,5 и более часов.
    · Фаза развития утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1 – 1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.
    Динамика работоспособности человека за смену, графически представляет собой кривую, нарастающую в первые часы, проходящую затем на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Описанные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза врабатывания протекает быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и менее длительна, чем до обеда. Во второй половине смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается сильнее в связи с более глубоким утомлением.
    Для динамики работоспособности человека на протяжении суток характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В различное время суток организм человека по разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности, наивысший ее уровень отмечается в утренние и дневные часы: с 8 до 12 часов первой половины дня, и с 14 до 17 часов второй. В вечерние часы работоспособность понижается достигая своего минимума ночью.
    В дневное время наименьшая работоспособность, как правило, отмечается в период между 12 и 14 часами, а в ночное время – с 3 до 4 часов.
    При построении недельных режимов труда и отдыха следует исходить из того, что работоспособность человека не является стабильной величиной в течение недели, а подвержена определенным изменениям. В первые дни недели работоспособность постепенно увеличивается в связи с постепенным вхождением в работу.
    Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая к последнему дню рабочей недели. В зависимости от характера и степени тяжести труда, колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.
    Основываясь на знании изменений недельной кривой работоспособности, можно решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности служит обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.

  12. Thordirne Ответить

    Закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения
    В условиях учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые обнаруживают определенные закономерности. Их можно наблюдать в течение дня, недели, на протяжении семестра и учебного года в целом. Выраженность и иные характеристики этих изменений определяются как функциональным состоянием организма студента до начала работы, так и особенностями самой работы, ее организацией и другими факторами.
    В течение учебного дня можно выделить шесть периодов.
    1. Первый период – период врабатывания – характеризуется невысокой продуктивностью труда. В начале занятия студент не может сразу сосредоточиться и активно включиться в работу. Требуется не менее 10-15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уровня. Этот период характеризуется постепенным нарастанием работоспособности с небольшими ее колебаниями.
    2. Второй период – период оптимальной, устойчивой работоспособности – проявляется изменениями функций организма, которые наиболее адекватны выполняемой учебной деятельности. Его продолжительность может составлять 1,5-3 ч.
    3. Третий период – полной компенсации – характеризуется тем, что появляются начальные признаки утомления, которые могут компенсироваться волевыми усилиями при наличии положительной мотивации.
    4. Четвертый период проявляется неустойчивой компенсацией, нарастанием утомления, колебаниями волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности в этом периоде заметно снижается. При этом функциональные изменения могут более заметно проявляться в тех органах, системах и психических функциях, которые в рамках конкретной учебной деятельности студента имеют решающее значение, или которые у данного студента имеют меньшие компенсаторные возможности. Поэтому, у одних нарушения более заметно могут проявиться в зрительном анализаторе, у других в снижении устойчивости внимания, у третьих в затруднении активного запоминания или снижении способности к решению задач, вследствие недостаточности оперативной памяти.
    5. Пятый период характеризуется прогрессивным снижением работоспособности. Перед окончанием работы оно может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (состояние “конечного порыва”).
    6. Шестой период характеризуется дальнейшим снижением продуктивности работы, если она вынужденно продолжается, что является следствием снижения умственной работоспособности.
    Если учебный день студентов не ограничивается лишь аудиторными занятиями, а включает также самоподготовку, то обнаруживаются два пика работоспособности, из которых один приходится на 12 часов, а второй на 22 часа, при минимуме работоспособности в середине дня (16-18 часов). Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточной ритмикой, но и психологической установкой на выполнение учебной работы. Следует признать, что колебания умственной работоспособности весьма значительны и индивидуальны. Необходимо установить опытным путем собственный оптимум нагрузки, помня при этом, что два часа до сна являются самыми непродуктивными в плане запоминания полученной в это время информации.
    Работоспособность студентов на протяжении учебной недели
    В течение недели можно выделить три периода.
    1. Первый период – начало недели (понедельник) – характеризуется невысокой работоспособностью, поскольку наблюдается период врабатывания, процесс вхождения в привычный режим учебной работы после отдыха в выходной день.
    2. Второй период – середина недели (вторник-четверг) – характеризуется наиболее устойчивой и высокой работоспособностью.
    3. Третий период – конец недели (пятница, суббота) – проявляется процессом снижения работоспособности. В некоторых случаях в субботу наблюдается подъем работоспособности, развитие состояния “конечного порыва”.
    Типичная кривая работоспособности может изменяться, если имеет место фактор нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу на протяжении ряда дней. Если студентам в начале недели в течение двух-трех дней подряд приходится испытывать повышенные учебные нагрузки (коллоквиумы, контрольные работу, зачеты), то к концу периода интенсивной работы может происходить снижение умственной работоспособности.
    В последующие дни недели, характеризующиеся обычными нагрузками, эти нагрузки воспринимаются студентами как легкие, и они эффективно стимулируют восстановление работоспособности. Отклонение от типичной динамики работоспособности на протяжении учебной неделе может быть вызвано также увеличением количества учебных занятий свыше обычного, до 8 – 10 академических часов в день.
    На протяжении недели отмечаются также изменения физической работоспособности, аналогичные изменениям умственной работоспособности.
    Работоспособность студентов по семестрам и в целом за учебный год
    На протяжении первого семестра можно выделить четыре периода изменения состояния работоспособности.
    1. Первый период – период врабатывания – характеризуется постепенным повышением уровня работоспособности, снизившейся за время каникул, который продолжается до 3-3,5 недель.
    2. Второй период – период устойчивой работоспособности – проявляется максимальной работоспособностью, длительность которого составляет до 2,5 мес.
    3. Третий период – период зачетной сессии в декабре – проявляется началом снижения работоспособности, вызванным увеличением ежедневной нагрузки в среднем до 11-13 часов в сочетании с выраженными эмоциональными переживаниями.
    4. Четвертый период – период экзаменов – характеризуется дальнейшим снижением кривой работоспособности.
    Совершенно понятно, что равномерное распределение учебной нагрузки и итоговых контрольных точек в течение всего семестра (так называемый цикловой метод) позволяет сохранить оптимальную работоспособность и избежать пиковых эмоциональных нагрузок во время экзаменационной сессии.
    В период зимних каникул работоспособность восстанавливается до исходного уровня, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление гипервосстановления работоспособности.
    На протяжении второго семестра также можно выделить четыре периода изменения состояния работоспособности.
    1. Первый период – периодом врабатывания – период восстановления сниженной после сессии и каникул работоспособности, но продолжительность его не превышает 1,5 недель.
    2. Второй период – период устойчивой работоспособности – проявляется максимальной работоспособностью, которая удерживается на высоком уровне до середины апреля.
    3. Третий период – начало снижения работоспособности – проявляется с середины апреля; снижение обусловлено кумулятивным эффектом всех негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год.
    4. Четвертый период – период зачетной сессии и экзаменов – характеризуется более выраженным снижением работоспособности, чем в первом полугодии.
    Следуя этой логике следует предусмотреть более легкую сессию в летний период и более насыщенную – в зимний.
    В период летних каникул начинается процесс восстановления, но он отличается более медленным темпом восстановления, чем в зимние каникулы, вследствие значительно более выраженного уровня утомления.
    Факторы, снижающие работоспособность студентов в экзаменационный период
    Отмеченное снижение работоспособности студентов во время экзаменов является следствием воздействия большого числа неблагоприятных факторов.
    Прежде всего, в период экзаменов резко возрастают объем, продолжительность и интенсивность учебного труда студентов, происходит мобилизация всех сил организма. В период экзаменов при средней продолжительности самоподготовки по 8-9 ч в день интенсивность умственного труда возрастает, по отношению к периоду учебных занятий, на 85-100%. В то же время резко сокращается физическая активность, значительно сокращается пребывание студентам на свежем воздухе, у некоторых студентов нарушаются режим сна и питания.
    Во-вторых, экзамены для студентов являются мощнейшим эмоциогенным фактором в студенческой жизни. В ходе экзаменов подводятся итоги учебной работы за семестр, и при этом часто решается вопрос о соответствии студента уровню вуза, о получении стипендии, гранта. Экзамены являются важным проявлением самоутверждения личности. При этом ситуация экзаменов всегда характеризуется неопределенностью исхода, что повышает их эмоциогенное воздействие. Многократно повторяющиеся экзаменационные ситуации сопровождаются выраженными эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает состояние выраженной эмоциональной напряженности. В результате не менее трети студентов испытывают перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, до двух третей отмечают нарушения сна в период сессии. У многих студентов устойчиво повышаются частота сердцебиений и артериальное давление, особенно в момент экзаменационного ответа, что в будущем может служить предпосылкой к развитию гипертонической болезни. У некоторых студентов отмечается снижение общего самочувствия. У некоторых студентов отмечаются снижения массы тела за период экзаменов на 1,5-3,5 кг, причем оно в большей степени присуще тем студентам, которые обнаруживают в период экзаменационной сессии большее эмоциональное напряжение.
    Степень эмоционального напряжения на экзаменах выше у студентов со слабой успеваемостью. Вместе с тем, при равной успеваемости студенты, обладающие более высоким уровнем тренированности, обнаруживают меньшие функциональные сдвиги, которые у них быстрее возвращаются к норме. Унетренированных, слабоуспевающих студентов по мере нарастания напряженного состояния вегетативные сдвиги усиливаются. Это показывает, что уровень физической подготовленности в большой степени определяет устойчивость организма к эмоционально напряженному учебному труду.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *