В каком случае разрабатывается обоснование безопасности опасного производственного объекта?

17 ответов на вопрос “В каком случае разрабатывается обоснование безопасности опасного производственного объекта?”

  1. Adrieth Ответить

    Быстро и профессионально разработаем обоснование безопасности опасного производственного объекта. Стоимость – от 25 т.р. Экспертиза промышленной безопасности оплачивается отдельно. Сроки – от 7 дней.

    В каких ситуациях требуется обоснование безопасности ОПО?

    Случается, что при разработке или изменении документации по опасным производственным объектам возникают ситуации, требующие отступления от установленных законодательством правил и норм. Это возможно при эксплуатации любого опасного объекта и возникает повсеместно. В таких случаях разработчиком проектной документации подготавливается такой документ, как обоснование безопасности производственного объекта.
    Ситуациями, когда требуется отступление от требований промышленной безопасности, могут стать:
    непосредственно строительство,
    процесс его реконструкции или капремонта,
    консервация и  ликвидация.
    Обоснование безопасности ОПО разрабатывается в соответствии с Приказом Ростехнадзора №306 от 15.07.2013 г. Основные требования по необходимости разработки данного документа лежат в основе статьи 3 п. 4 Закона №116-ФЗ от 21.07.2013 г.
    Собственно обоснование безопасности опасного производственного объекта – это документ предприятия, содержащий в себе такие сведения, как:
    результаты оценки риска аварий,
    условия безопасной эксплуатации,
    данные о технических и организационных требованиях, предъявляемых к эксплуатации, ремонту и  к прочим процессам, связанным с конкретным объектом.

    Какие процедуры предшествуют разработке обоснования?

    Решение о необходимости разработки обоснования безопасности объекта может быть приятно его владельцем, эксплуатирующей организацией, проектировщиком документации, либо техническим заказчиком.
    При принятии решения о необходимости разработки обоснования безопасности, на предприятия должна быть подготовлена проектная документация на тот процесс, следствием которого стало принятие такового решения (реконструкция, консервация, ликвидация ОПО). Соответственно, последовательность процедур внедрения обоснования безопасности для предприятия будет следующая:
    Разработка документации на реконструкцию, строительство, ремонт, ликвидацию ОПО, включая организационные и технические мероприятия по обеспечению безопасности, а при отступлении от действующих норм – компенсирующие их.
    Направление данного пакета документов на экспертизу в контролирующую организацию и получение ее заключения.
    Разработка на базе собранной документации обоснования и проведение уже его экспертизы.
    Направление заключения экспертизы промбезопасности вместе с обоснованием в Ростехнадзор.

    Подготовка технического задания для разработки обоснования безопасности.

    Также при принятии решения о разработке обоснования безопасности, службой промышленной безопасности подготавливается техническое задание. Оно составляется на основании проведенной на ОПО оценки рисков и в обязательном порядке содержит в себе:
    описание объекта;
    сведения о применяемом технологическом процессе;
    перечень всех отступления от действующего законодательства, характерных для исследуемого объекта;
    обоснование необходимости внедрения отступлений;
    требования к разработке обоснования и его структуре.
    Это необходимо для разработки компенсирующих мероприятий, предлагаемых для каждого отступления. Недостоверность  и неполнота представленных отступлений от законодательных норм может послужить отказом  в выдаче положительного заключения экспертами.

    Содержание обоснования промышленной безопасности.

    В целом в состав обоснования безопасности ОПО, входят следующие разделы:
    Первоначально оформляется титульный лист и оглавление.
    Первый раздел посвящен общим сведениям об объекте и включает в себя такие данные, как его наименование, месторасположение, заказчик, разработчик обоснования, генеральная проектная организация. Раздел дает полную характеристику объекта и необходимых для него отступлений от законодательства, а также обоснование этой необходимости.
    Второй раздел посвящен методам анализа оценки риска аварийных ситуаций и опасностей, связанных с деятельностью ОПО. В состав раздела входят используемые исходные данные, полученные результаты оценки риска, а также перечень наиболее значимых для объекта факторов риска аварий.
    Третий раздел содержит в себе данные о перечне организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности, данные о режимах эксплуатации объекта, основные показатели и параметры безопасной эксплуатации ОПО, а также сведения, дающие обоснование решению о безопасной эксплуатации;
    В последний раздел войдут сведения о вновь установленных требованиях по обеспечению промбезопасности, связанных с отступлением от основных норм, их отсутствием или недостаточностью. В состав раздела также войдет перечень мероприятий, направленных на компенсацию недостающих отступлений.
    При разработке обоснования требуется представить ссылки на нормативные документы, от которых необходимы отступления.
    За всю информацию, представленную разработчиком в составе обоснования безопасности, ответственность несет непосредственный руководитель опасного объекта.

    На кого ложится ответственность  в случае возникновения аварии?

    Недостаточно просто разработать обоснование безопасности.  Необходимо еще четко следовать прописанным в нем мерам, компенсирующим законодательные требования.
    При возникновении на эксплуатируемом объекте аварии организация несет ответственность только в случае несоблюдения компенсирующих мер, предусмотренных обоснованием. А в случаях, когда разработанных компенсирующих мероприятий оказалось недостаточно для предотвращения аварийной ситуации, ответственность за ее возникновение ложится уже на эксперта, проводившего экспертизу промбезопасности обоснования и выдавшему объекту положительное заключение.

    Процедура согласования и внесения изменений в обоснование.

    Разработанный документ подлежит обязательной экспертизе промбезопасности, о чем свидетельствуют требования статьи 13 п.1 Закона №116-ФЗ от 21.07.2013 г. Экспертиза проводится Ростехнадзором или организациями, имеющими лицензию.
    В разработанный и утвержденный документ в дальнейшем возможно и даже необходимо вносить изменения при изменении на объекте технического оборудования или его реконструкции. Также внесение изменений возможно при изменении условий эксплуатации ОПО, последовавших в результате установленных отступлений. Данные об изменениях, внесенных в обоснование безопасности необходимо предоставить не позднее 10 дней с момента получения предприятием положительного заключения экспертизы.
    Не допускается разработка для одного объекта нескольких обоснований промбезопасности. Каждое новое отступление от установленного законодательства необходимо вносить в единое обоснование в виде изменений.

    Кто может разрабатывать обоснование безопасности?

    Разработка обоснования безопасности опасного производственного объекта требует:
    глубокого анализа нормативной базы,
    ее сопоставления с деятельностью конкретного ОПО,
    а также разработки технических решений для объекта в целом или его отдельным частям, техническим устройствам, площадкам, зданиям.
    Проведенный анализ ложится в основу разработки необходимых отступлений от нормативных требований промышленной безопасности либо  в разработку требуемых документации предприятия дополнений.
    Соответственно, предпочтительнее поручить разработку рассматриваемого документа специалистам в лице специализированной коммерческой организации. Сроки разработки обоснования при этом составляют от 7 дней.

    Возможна ли разработка обоснования безопасности для эксплуатируемого ОПО?

    Стоит отметить, что эксплуатировать действующий ОПО с отступлениями от правил промбезопасности запрещено. Также для данной ситуации законодательно не установлена возможность разработки документа по обоснованию промышленной безопасности. Она может последовать только при запланированной реконструкции или ремонта действующего объекта.

    Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности.

    Отсутствие документа по обоснованию безопасности ОПО при эксплуатации объекта с отступлениями от нормативной базы может караться согласно 9 главы «Кодекса об административных правонарушениях» и обойтись предприятию значительным штрафом.

  2. Rainwind Ответить

    Промышленная безопасность опасных производственных объектов – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий
    Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
    Инцидент – отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса (в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
    Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте – машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта (абзац введен Федеральным законом от 19.07.2011 N 248-ФЗ).
    Вспомогательные горноспасательные команды – нештатные аварийно-спасательные формирования, созданные организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы, из числа работников таких организаций (абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ).
    Обоснование безопасности опасного производственного объекта – документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ).
    Система управления промышленной безопасностью – комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий (абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
    Техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств (абзац введен Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ)
    Экспертиза промышленной безопасности – определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности (абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ)
    Эксперт в области промышленной безопасности – физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности.

  3. Кучка добра Ответить

    ООО «ЭкспертВР», согласно представленной Ростехнадзором Лицензии на проведение ЭПБ, имеет право проводить экспертизу промышленной безопасности обоснования безопасности ОПО.

    В каком случае разрабатывается обоснование безопасности

    Согласно п. 4 116-ФЗ, обоснование безопасности должно разрабатываться лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется
    отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены.
    Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности.
    Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

    Обоснование безопасности содержит:

    сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы;
    условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта;
    требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
    Изменения в обоснование безопасности вносятся в случае: а) реконструкции, технического перевооружения опасного производственного объекта, для которого ранее было утверждено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности обоснования его безопасности;
    б) изменения условий безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, влекущих отступления от требований обоснования его безопасности.

    Заключение экспертизы промышленной безопасности содержит один из следующих выводов:

    обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
    обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.
    При проведении экспертизы обоснования учитываются следующие результаты:
    оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
    оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
    оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
    оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
    оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

  4. Ketilar Ответить

    Правовое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках установленной компетенции рассмотрело обращение от 25 декабря 2018 г. (вх. от 26 декабря 2018 г. № 100/20810) и сообщает следующее.
    В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта (далее – ОПО) требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию ОПО, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности ОПО.
    Обязательные требования к обоснованию безопасности ОПО (далее – обоснование безопасности) установлены в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29581) (далее – Правила).
    Согласно пункту 12 Правил разработка обоснования безопасности проводится в соответствии с техническим заданием лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта.
    В соответствии с пунктом 7 Правил на титульном листе обоснования безопасности должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать ОПО, организацию, эксплуатирующую или планирующую эксплуатировать его, разработчика обоснования безопасности и лицо, утвердившее обоснование безопасности.
    Вместе с тем сообщаем, что приказом Ростехнадзора от 30 сентября 2015 г. № 387 утверждено Руководство по безопасности «Методические рекомендации по разработке обоснования безопасности опасных производственных объектов нефтегазового комплекса» (далее – Руководство по безопасности).
    Согласно пункту 1 Руководство по безопасности разработано в целях содействия соблюдению требований в том числе указанных выше Правил.
    В соответствии с пунктом 22 Руководства по безопасности на титульном листе обоснования безопасности указывается в том числе гриф утверждения с подписью руководителя или иного уполномоченного должностного лица эксплуатирующей организации, утвердившего обоснование безопасности.
    Учитывая вышеизложенное, сообщаем, что утверждение разработанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке обоснования безопасности, на которое получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности относится к компетенции руководителя или иного уполномоченного должностного лица эксплуатирующей организации.

  5. Fabulous_unicorn Ответить

    Вся представленная на сайте информация, касающаяся технических характеристик, наличия на складе, стоимости товаров, носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437(2) Гражданского кодекса РФ.
    Нажатие на кнопку “купить”, а также последующее заполнение тех или иных форм, не накладывает на владельцев сайта никаких обязательств. Присланное по e-mail сообщение, содержащее копию заполненной формы заявки на сайте, не является ответом на сообщение потребителя или подтверждением заказа со стороны владельцев сайта.
    Все материалы, размещенные на сайте являются собственностью владельцев сайта, либо собственностью организаций, с которыми у владельцев сайта есть соглашение о размещении материалов. Копирование любой информации может повлечь за собой уголовное преследование.
    Регистрируясь на сайте или оставляя тем или иным способом свою персональную информацию, Вы делегируете право сотрудникам компании обрабатывать вашу персональную информацию.
    Для аналитических целей на сайте работает система статистики, которая собирает информацию о посещенных страницах сайта, заполненных формах и тд. Сотрудники компании имеют доступ к этой информации.

  6. Stinzon Ответить


    Обоснование безопасности является важным требованием, в котором отражаются аналитические данные о рисках, а также данные об особенностях использования, конструкторских деталях, и технологические документы, раскрывающие минимальные требуемые меры обеспечения условий безопасности на всех стадиях использования изделия. Также документ дополняется информацией о результатах проведенных проверок и оценки существующих и возможных рисков во время активной эксплуатации до и после выполнения капитальных ремонтных работ.
    Особенности данного документа регламентируются государственным законодательством. Также ОБ затрагивается и в документах международного уровня – ТС ТР 010/2010 и ТР ТС 032/2013. Также существует целый ряд ГОСТ, которые регламентируют оформление и заполнение ОБ.
    Обоснование безопасности опасного объекта составляется в тех ситуациях, когда по объективным причинам необходимо отклониться от установленных законом требований. В таком случае идет ссылка на ФЗ 116 от 21.07.1997 (новая редакция закона появилась в 2017 году), а также приказ Ростехнадзора номер 306 от 15.07.2013.

    Процесс разработки ОБ

    Обоснование безопасности опасного производственного строения осуществляется в несколько этапов. Занимается подготовительной работой для документации ответственное за подготовку документов лицо. При этом речь может идти о строительстве нового объекта или о реконструкции старого. Как и в других городах страны, при подготовке пакета документов используются специальные требования к ОБ ОПО, которые четко прописаны в Приказе Ростехнадзора номер 306 от 15.07.2013.
    Перед проведением работ, разработчик документации обязан выполнить тщательный анализ существующей регулирующей базы, нормативов, которые имеют отношение к ОПО. Также проводится определение решений технического плана принципиального характера, которые могут применяться к конкретному ОПО как к единому целому, к его определенным элементам, тех. устройствам, единичным сооружениям и постройкам. Именно на основании проведенного анализа техническо-нормативных актов принимается решение и проводится формирование отступлений от существующих ПБ.

    Обоснование безопасности опасного производственного объекта состоит из нескольких разделов, каждый из которых содержит важную для общего результата информацию:
    • Лист титульный.
    • Общие положения, где указывается информация о расположении ОПО, реквизитные данные организации, выступающей заказчиком, организации, занимающейся проектными разработками, непосредственно разработчик ОБ. Также здесь указываются данные и краткое описание объекта, требования его строительства и дальнейшего использования, список допущенных отступлений от условий ФНП, включая их необходимость.
    • Данные о результатах оценивания рисков возникновения аварии, а также угрозы, возникшей в результате ЧП. Указывается методология, которая бралась при проведении анализа, а также исходные данные, полученные от проектировщика. После проведения анализа указываются наиболее вероятные риски и факторы.
    • Условия, при которых возможно безопасное функционирование. Обоснование промышленной безопасности, факторов, при которых возможно безопасное функционирование, технические и организационные мероприятия по безопасности.
    • Основные требования к эксплуатационным условиям, проведению ремонтных работ, осуществлению консервации или ликвидации.
    Стоит заметить, что представленная в документе информация не является исключительно теоретической. Значительная часть информации дополнительно подкрепляется проведенными исследованиями и экспертизами.
    Экспертиза обоснования безопасности проводится в аккредитованных исследовательских центрах (при наличии материально-технической базы, непосредственно у исполнителя). При проведении экспертизы устанавливаются такие данные:
    • Оценочная информация о полноте, истинности данных, представленных в ОБ.
    • Оценочные суждения об опасностях, возникших в связи с проявлением отступлений от правил и норм, указанных в сфере промышленной безопасности.
    • Возможные последствия аварийных инцидентов, которые могут возникнуть в результате отклонения от норм.
    Также указываются и другие важные факторы, которые прописаны в нормативных и регулирующих документах. В случае принятия положительного решения после проведения экспертизы, документ передается для регистрации в Ростехнадзор. В случае необходимости внесения изменений проводится дополнительная экспертиза. Если и ее результаты будут соответствовать норме, то следует подать изменения в Ростехнадзор в течение 10 дней после получения заключения экспертизы.

  7. Mnerius Ответить

    Специалистами обязательно проводится детальная разработка мероприятий по обеспечению безопасности таких объектов и оценка рисков возникновения аварий, результаты которой представлены в специальном документе – обоснование безопасности опасного производственного объекта (ОПО).
    В обосновании представлены сведения о:
    Общих сведениях, касающихся объекта.
    Результатах оценки рисков.
    Условиях безопасной эксплуатации объекта.
    Требованиях по эксплуатации объекта, а также условиях проведения его капитального ремонта, консервации или ликвидации.
    Эти 4 раздела являются обязательными при составлении документа.
    Обоснование разрабатывается в том случае, если при эксплуатации (ремонте / ликвидации / консервации) объекта возникают такие ситуации, когда просто необходимо отойти от требований Федерального Закона «О промышленной безопасности ОПО» (№ 116-Ф3). В случае, если требования в Законе недостаточны либо их просто нет, также составляется документ-обоснование.
    Допускаются к исполнению изменения, содержащиеся в обосновании, только в случае прохождения документом экспертизы по промышленной безопасности и положительном ее заключении.

    Кто составляет и утверждает обоснование безопасности ОПО

    Разработка документа, обосновывающего безопасность ОПО при его эксплуатации, проводится компанией (или отдельным лицом), которая осуществляет подготовку всей проектной документации на объект. Основанием для разработки является техническое задание заказчика, в котором кратко указываются причины необходимости составления обоснования.
    На основании существующих технических и организационных норм промышленной безопасности проектировщик составляет обоснование их недостаточности для конкретного ОПО. Также должны быть представлены следующие данные:
    перечень необходимых отступлений от ФНП;
    конкретные обоснования их необходимости, чтобы была возможность проверить их соблюдение;
    мероприятия, которые компенсируют отступления от норм;
    при необходимости недостающие требования по промышленной безопасности.
    Расчеты, которые осуществляются исполнителем, приводятся в тексте обоснования. При этом подробно описывается методология расчета и оценки рисков. Детально расписываются факторы, которые влияют на риск возникновения опасной аварии.
    После того, как документ готов и предоставлен заказчику, он должен направить обоснование в соответствующие Федеральные органы исполнительной власти. То есть направление обоснования на экспертизу производится организацией, которая отвечает за эксплуатацию ОПО.
    В случае, если после успешного прохождения экспертизы промышленной безопасности, требуется внести изменения в документ, их нужно направить не позже, чем через 10 рабочих дней.

  8. Не важно Ответить

    В результате изменений в Законе № 116-ФЗ часть 4 теперь изложена так
    «В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта».
    Следовательно, на стадии разработки проектной документации на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может быть установлена необходимость отступлений от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (ФНиП ПБ) для стадий эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
    Обоснование безопасности опасного производственного объекта, разработанное в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 3 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 116- ФЗ, и положительное заключение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования, внесенное в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии с подпунктом м) пункта 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документаций и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145 предоставляется при подаче документов на экспертизу в соответствии с пунктом 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87, должно быть включено в состав раздела 1 «Пояснительная записка» (подпункт «б» «исходные данные и условия для подготовки проектной документации на объект капитального строительства»).
    При проектировании опасного производственного объекта не всегда устанавливается необходимость отступать от требований промышленной безопасности установленных ФНиП ПБ, поэтому проектная документация на строительство и реконструкцию опасного производственного объекта может не содержать ОБ опасного производственного объекта, и в случае направления на государственную экспертизу такая проектная документация является комплектной. Предусмотренные в обосновании безопасности опасного производственного объекта вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ должны быть реализованы в проектной документации, в том числе и в декларации промышленной безопасности. Данные требования и мероприятия учитываются в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации в части принятых проектных решений на строительство и реконструкцию объекта капитального строительства.
    На основании части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 5.1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», части 5 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предметом проводимой государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям пожарной, промышленной безопасности, требованиям технических регламентов, в том числе требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, требованиям стандартов и сводов правил (их частей), включенных в перечни, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521 и приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. №365.
    23 мая 2017 года на заседании Комитета по промышленной безопасности Российского союза промышленников и предпринимателей было отмечено, что обоснование безопасности опасного производственного объекта – не индульгенция, дающая право нарушать требования промышленной безопасности, а инструмент повышения безопасности и эффективности.
    Закон о техническом регулировании не предусматривает разработку технических регламентов для проектирования опасных производственных объектов, а также порядка отступлений от требований таких технических регламентов при новом строительстве и реконструкции. Изложенные выше данные позволяют сделать закономерный вывод о том, что обоснование безопасности опасного производственного объекта не является предметом государственной экспертизы. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ответственность за вновь установленные требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, а также мероприятия, компенсирующие отступления от требований ФНиП ПБ, возложены на экспертов в области промышленной безопасности.
    И именно такой подход должен быть положен в основу работы по проектированию и строительству таких объектов.

  9. Alsalas Ответить

    У современных предприятий, деятельность которых связана с эксплуатацией опасных объектов, нередко возникает потребность в разработке особого документа – обоснования безопасности ОПО. Обязательные требования к нему утверждены приказом Ростехнадзора в 2013 году.

    Когда создается обоснование безопасности

    Производственные объекты, характеризуемые повышенным уровнем опасности, функционируют под строгим контролем. Для них установлены и обозначены в нормативных актах специальные требования. Однако они выполняются не всегда. Дело здесь не в халатном отношении руководства и персонала к вопросам безопасности и отсутствии желания минимизировать риски. Причина кроется в активном развитии современных технологий. Возможно, для них еще не разработаны специальные нормативы или имеющиеся требования являются неполными, не совсем подходящими, устаревшими.
    Если на предприятии складывается такая ситуация, что существующая законодательная база не соответствует имеющемуся оборудованию, программному обеспечению, определенным технологическим методам и приемам, государство предоставляет возможность применить индивидуальный подход. В таком случае разрешается вводить отличные от указанных в законе требования к эксплуатации, капремонту и прочей деятельности на опасном объекте или корректировать «под себя» официально принятые нормы. Для закрепления максимально подходящих для конкретного ОПО требований создается обоснование безопасности.

    Особенности разработки документа

    Доверить разработку обоснования можно только компетентным специалистам, поскольку оно имеет непосредственное отношение к уровню безопасности на производстве. В этом документе отражается анализ рисков, существующих при эксплуатации ОПО, а также описываются условия, необходимые для формирования безопасной среды.
    В обосновании также указываются все отклонения от принятых нормативов, которые необходимо реализовать. Дается аргументированное объяснение целесообразности таких отступлений. Указываются требования, более применимые для ОПО, доказывается их уместность и достаточность. Положения подкрепляются результатами инженерных расчетов, наблюдений, испытаний, проводимых на подобных опасных объектах.
    Важным информационным источником для разработчика является техническое задание, в котором содержатся все необходимые данные о производственном объекте и конкретные рекомендации по структуре и содержанию составляемого обоснования. Готовый документ оправляется на экспертизу, в ходе которой определяется его правильность и соответствие требованиям.

  10. Daitaur Ответить

    ТР ТС 004/2011 “О безопасности низковольтного оборудования”
    ТР ТС 005/2011 “О безопасности упаковки”
    ТР ТС 007/2011 “О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков”
    ТР ТС 008/2011 “О безопасности игрушек”
    ТР ТС 009/2011 “О безопасности парфюмерно-косметической продукции”
    ТР ТС 010/2011 “О безопасности машин и оборудования”
    ТР ТС 011/2011 “Безопасность лифтов”
    ТР ТС 012/2011 “О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах”
    ТР ТС 014/2011 “О безопасности автомобильных дорог”
    ТР ТС 015/2011 “О безопасности зерна”
    ТР ТС 016/2011 “О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе”
    ТР ТС 017/2011 “О безопасности продукции легкой промышленности”
    ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”
    ТР ТС 019/2011 “О безопасности средств индивидуальной защиты”
    ТР ТС 020/2011 “Электромагнитная совместимость технических средств”
    ТР ТС 021/2011 “О безопасности пищевой продукции”
    ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки”
    ТР ТС 023/2011 “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей”
    ТР ТС 024/2011 “Технический регламент на масложировую продукцию”
    ТР ТС 025/2012 “О безопасности мебельной продукции”
    ТР ТС 029/2012 “Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств”
    ТР ТС 030/2012 “О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям”
    ТР ТС 031/2012 “О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним”
    ТР ТС 032/2013 “О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением”
    ТР ТС 033/2013 “О безопасности молока и молочной продукции”
    ТР ТС 034/2013 “О безопасности мяса и мясной продукции”
    ТР ЕАЭС 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ в изделиях электротехники и радиоэлектроники»
    ТР ЕАЭС 038/2016 “О безопасности аттракционов”
    ТР ЕАЭС 040/2016 “О безопасности рыбы и рыбной продукции”
    ТР ЕАЭС 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок»

  11. past hell Ответить

    Разработка декларации промышленной безопасности, ПМЛА (ПЛА), ПЛАРН, ППК, ПРИ
    Оценка рисков
    Обоснование безопасности опасного производственного объекта
    Декларация промышленной безопасности
    Паспорт безопасности опасного производственного объекта
    ПЛАС (план ликвидации аварийных ситуаций)
    ПЛАРН (план ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов)
    ПЛА (план ликвидации аварий)
    Производственные инструкции
    Положение о системе управления промышленной безопасностью
    Положение о производственном контроле (ППК)
    Осуществление производственного контроля
    Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов (ПРИ)
    Экспертиза промышленной безопасности ОПО
    Лицензии Ростехнадзора в области промышленной безопасности
    Внесение в реестр Ростехнадзора опасного производственного объекта
    Подготовка и аттестация в Ростехнадзоре экспертов, работников ОПО
    Разработка экологических проектов ООС, ОВОС, ПДВ, НДС, СЗЗ, ПНООЛР
    Разработка проектов консервации, ликвидации, технического перевооружения ОПО
    Проектирование инженерных систем (сетей)
    Спецификация оборудования, декларирование соответствия
    Проверки Ростехнадзора, Росприроднадзора 2016-2017. Контроль за соблюдением требований в области промышленной, экологической и пожарной безопасности

  12. oleg Ответить

    В ряде случаев при эксплуатации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами. Чтобы закрепить специальные требования ПБ для таких объектов, на стадии проектирования разрабатывается специальный документ – обоснование безопасности ОПО.
    Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…» обоснование безопасности опасного производственного объекта – это нормативный документ, который включает: сведения о результатах оценки риска аварии на ОПО и связанной с ней угрозы; условия безопасной эксплуатации ОПО; требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ОПО. В обосновании безопасности ОПО, как правило, устанавливаются организационные и технические требования к конкретному опасному производственному объекту в дополнение к установленным или отсутствующим в нормативных актах.
    Зачем разрабатывать обоснование безопасности ОПО Обоснование безопасности ОПО разрабатывается в случаях, когда при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации ОПО требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных ФНП и иными нормативными актами (либо таких требований недостаточно и/или они не установлены). Об этом говорит п. 4 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…». Как разрабатывается обоснование безопасности ОПО Обоснование безопасности ОПО разрабатывает лицо, осуществляющее подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта. Обязательные требования к обоснованию безопасности ОПО установлены Приказом Ростехнадзора от 15 июля 2013 г. № 306 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта». Разработчик обоснования безопасности перед подготовкой документа должен провести анализ нормативной базы в отношении конкретного ОПО, а также определить принципиальные технические решения применительно к ОПО в целом, его частям, техническим устройствам, отдельным зданиям и сооружениям. Результаты анализа нормативно-технических актов служат основой для разработки как отступлений от установленных требований ПБ, так и недостающих либо отсутствующих требований.
    Обоснование безопасности ОПО включает следующие разделы:
    1. Титульный лист.
    2. Оглавление.
    3. Раздел 1 «Общие сведения» – содержит данные о местонахождении ОПО, реквизиты заказчика, проектной организации, разработчика обоснования безопасности. Раздел также включает описание ОПО и условий его строительства и эксплуатации, перечень отступлений от требований ФНП, в том числе обоснование необходимости таких отступлений.
    4. Раздел 2 «Результаты оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы» – содержит методологию анализа опасностей и оценки риска аварии на ОПО, в т.ч. исходные данные для проведения такого анализа. В разделе приводятся результаты оценки риска аварии, список наиболее значимых факторов риска аварии с учетом специфики конкретного ОПО и т.д.
    5. Раздел 3 «Условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта» – содержит перечень организационных и технических мер безопасности, сведения о режимах нормальной эксплуатации ОПО, параметры и основные показатели безопасной эксплуатации объекта и т.д.
    6. Раздел 4 «Требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта» – содержит требования промышленной безопасности, связанные с отступлениями от требований ФНП, их недостаточностью или отсутствием. Раздел включает перечень и обоснование достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от требований ФНП. Содержание частей обоснования безопасности ОПО подробно расписано в разделе II Федеральных норм и правил в области ПБ «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта» (п. 5-11 ФНП). Важно понимать, что обоснование безопасности ОПО – это не просто теоретические выкладки проектировщика. Каждое отступление от требований ПБ должно быть обосновано результатами исследований, расчетов, испытаний, моделирования аварийных ситуаций, оценки риска или анализа опыта эксплуатации подобных ОПО.
    Аналогичным образом подтверждается уместность вновь установленных требований ПБ, которые отсутствуют в действующих нормативно-технических документах (п. 15 Раздела III ФНП «Общие требования к обоснованию безопасности опасного производственного объекта»). В обоснование безопасности ОПО могут вноситься изменения. Документ подлежит корректировке после: реконструкции, технического перевооружения ОПО (при условии, что для объекта ранее было составлено обоснование безопасности); изменения условий безопасной эксплуатации ОПО, которые могут повлечь отступления от требований обоснования безопасности. Обоснование безопасности ОПО, а также вносимые в документ изменения подлежат обязательной экспертизе промышленной безопасности. Об этом говорят п. 4 статьи 3 и п. 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности…».
    Применение обоснования безопасности ОПО без положительных заключений экспертизы промбезопасности не допускается. В рамках экспертизы обоснования безопасности ОПО проводится: оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности; оценка перечня опасностей, возникающих в связи с отступлениями от норм и правил в области промышленной безопасности; оценка тяжести последствий инцидентов и аварий, возникающих в связи с отступлениями от норм и правил промышленной безопасности; оценка полноты событий при развитии аварии, возникающих в связи с отступлениями от норм и правил промышленной безопасности; оценка величины приемлемого риска аварии, связанной с отступлениями от норм и правил промышленности безопасности; оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил промышленной безопасности; оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты; оценка учета в обосновании безопасности современного опыта эксплуатации ОПО; оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации ОПО, установленных в обосновании безопасности. Обоснование безопасности ОПО, получившее положительное заключение ЭПБ, направляется в Ростехнадзор при регистрации ОПО. Изменения, внесенные в обоснование безопасности, также передаются во ФСЭТАН в течение 10 рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промбезопасности. Если в общем виде говорить о «жизненном цикле» обоснования безопасности ОПО и о лицах, которые принимают участие в его разработке и применении, то можно выстроить следующую схему.

  13. подростковая_тупость Ответить

    Промышленная безопасность опасных производственных объектов (ОПО, — ред.) должна закладываться на стадии проектирования. Специалисты в этой сфере не только разрабатывают соответствующую документацию и вносят в нее изменения, но также формируют понимание необходимости обоснования безопасности объекта, вносят свои корректировки и доработки.
    Для проведения обоснования безопасности любого ОПО необходимо проведение экспертизы. Непосредственно сам опасный производственный объект отправляет эти документы в свой территориальный орган Ростехнадзора, а в дальнейшем при эксплуатации (в том числе, при ремонтных работах, консервации ОПО и его ликвидации) придерживается нормативных требований, предусмотренных в них. Кроме того, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, использует на практике выводы и результаты анализа риска ОПО.
    Понятие «обоснование опасного производственного объекта» введено Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Это нормативный документ, является обязательным для исполнения любым ОПО. Он включает в себя:
    Информацию о результатах проведенной оценки риска чрезвычайного происшествия или аварии и их последствиях.
    Условия и среда, в которых должна осуществляться промышленная безопасность опасного производственного объекта.
    Правила и требования, предъявляемые к эксплуатационному режиму объекта, проведению всех видов ремонта (в том числе капитального), консервационным работам и ликвидации объекта.
    Содержание подобного документа и информация, содержащаяся в ней была достаточно нова для специалистов, занимающихся проблемами безопасности опасных производственных объектов.
    Определение уровня риска аварий регламентируется также многими другими документами. Особенно это относится к пожарной безопасности. Так, например, в Федеральный закон № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» были внесены изменения, вступившие в силу 10.07.2012. Они предусматривают две параллельные схемы по соблюдению пожарной безопасности опасного производственного объекта и основываются на технических регламентах, которые прописаны в другом федеральном законе – № 184 «О техническом регулировании»:
    Риск возникновения пожара на ОПО не должен превышать норм, предусмотренных федеральным законом за №123.
    Выполнение требований нормативного регламента пожарной безопасности.
    Реализация норм нового документа – «обоснование безопасности» – имеет в плане реализации следующие аспекты:
    Данный регламент создан для опасного производственного объекта. Он предусматривает дополнительные правила, призванные обеспечить промышленную безопасность на ОПО. Кроме того, «обоснование» включает в себя информацию о потенциальном риске пожара или другой аварии на объекте, а также их последствия. Документ должен включать в себя 4 самостоятельных раздела:
    Общая информация об объекте.
    Возможные риски возникновения аварий на опасных производственных объектах и их последствия.
    Безопасные условия эксплуатации объекта.
    Комплекс правил и требований по эксплуатации ОПО, проведению всех видов ремонта (в том числе капитального), а также возможной консервации и ликвидации опасного производственного объекта.
    В результате внесения изменений в технический регламент промышленной безопасности с 15.03.2013 г. уточнен перечень документов, которыми необходимо руководствоваться при соблюдении требований промышленной безопасности. К ним относятся законодательные акты федерального значения, нормативные документы Президента России, а также различные регламенты федерального значения, как в области промышленной безопасности, так и регулирующих деятельность в атомной энергетике. Это принципиальное новшество, так как ранее сфера ПБ регулировалась огромным количеством нормативов, которые зачастую не проходили экспертизу и регистрацию министерства юстиции РФ. Сейчас этот процесс стал более упорядочен.
    Федеральное законодательство не указывает инициатора проведения обоснования безопасности опасного производственного объекта – это могут быть субъекты, которые в той или иной мере задействованы в эксплуатации ОПО. К ним относятся:
    Проектная организация (или конкретное лицо), разрабатывающая всю техническую документацию для объекта.
    Организация или физическое лицо (индивидуально-частный предприниматель), эксплуатирующие опасный производственный объект.
    Заказчик (технический).
    В соответствии с действующим законодательством Ростехнадзор не имеет права требовать разработки обоснования безопасности ОПО.
    В соответствии со статьей 3 пункт 4 Федерального закона № 116 определено, что подготовкой документа обоснования безопасности должен заниматься субъект, который принимал участие в разработке проектно-технической документации опасного производственного объекта.
    Несмотря на то, что федеральным законодательством чётко не прописана процедура, предшествующая разработке обоснованию промышленной безопасности ОПО, специалисты заявляют, что этому процессу, без сомнения, должна предшествовать его модернизация, реконструкция и техническое перевооружение.
    Потребностями в требованиях ПБ в целях обоснования безопасности, в соответствии с ФЗ №116, являются:
    Отклонение от нормативных регламентных требований промышленной безопасности опасного производственного объекта
    Недостаток требований федеральных нормативных правил
    Отсутствие требований федеральных нормативных правил
    Необходимо понимать, что под требованиями федеральных нормативных правил понимаются абсолютно все нормы, регламентирующие деятельность опасного производственного объекта, которые находятся во 2 подразделе «Промышленная безопасность» в IV разделе Перечня нормативных документов. Причем все они должны относиться к компетенции Ростехнадзора.
    Подобное понимание аспектов влияет на эффективную разработку обоснования безопасности опасного производственного объекта, что в, конечном итоге, влияет на минимизацию аварий и чрезвычайных происшествий.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *