В каком веке была открыта академия наук?

6 ответов на вопрос “В каком веке была открыта академия наук?”

  1. Выгнали из ада Ответить

    1917 г.: Первый избранный президент Академии

    К Октябрю
    1917 г., знаменовавшему новую эпоху в истории России, Академия наук,
    бывшая Императорская, пришла с новым названием – Российская (РАН),
    отражавшим перемены в социально-политическом устройстве страны. В ее
    состав входили три отделения – Физико-математическое, Исторических наук и
    филологии, Русского языка и словесности, объединявшие два
    исследовательских института, 19 лабораторий, станций и музеев, 21
    академическую и приакадемическую комиссии. Общая численность сотрудников
    достигала 220 человек, из них 45 академиков. Уже после Февральской
    революции 1917 г. Академия наук впервые начала сама избирать своего
    президента – до этого президенты Академии назначались указами царя (первым
    президентом был Л.Л.Блюментрост (1725-1733), затем президентами Академии
    назначались Г.К. фон Кейзерлинг (1733-1734), И.А.Корф (1734-1740), К. фон
    Бреверн (1740-1741), К.Г.Разумовский (1746-1798), А.Л.Николаи (1798-1803),
    Н.Н.Новосильцов (1803-1810), С.С.Уваров (1818-1855), Д.Н.Блудов
    (1855-1864), Ф.П.Литке (Лютке) (1864-1882), Д.А.Толстой (1882-1889),
    К.К.Романов (1889-1915) ). Первым выборным президентом Российской академии
    наук стал А.П. Карпинский, занимавший этот пост с мая 1917 по июль 1936
    г.

    Академия в 20-30-е годы. Начало создания республиканских академий
    наук

    Революционный февральско-октябрьский период 1917 г.
    оказал существенное влияние на развитие научно-организационного творчества
    ученых. Ведущие члены Академии наук (С.Ф.Ольденбург, В.И.Вернадский др.),
    еще до революции формировавшие образ науки как мощной
    социально-преобразующей силы, способной воздействовать на все сферы
    жизнедеятельности общества, приняли самое активное участие в новом
    государственном строительстве, реформируя образовательную и научную
    системы России.
    Однако начавшиеся после Октябрьской революции
    сложные и противоречивые процессы взаимной адаптации науки и новых
    структур власти, социализации науки в пролетарском государстве, когда
    власти реально могли блокировать или, наоборот, актуализировать развитие
    определенных научных направлений, существенно изменили облик
    академического сообщества.
    В годы гражданской войны Академия наук
    понесла значительные кадровые потери, последствия которых сказывались еще
    долгие годы. Ученые страдали от тяжелых условий жизни, многие из них
    становились вольными или невольными жертвами новой государственной
    политики, основанной на “классовом” подходе.
    В течение 1918-1920
    гг. Российская Академия наук потеряла 12 академиков – скончались математик
    А.М.Ляпунов, кристаллограф Е.С.Федоров, ботаник А.С.Фаминцын, зоолог
    В.В.Заленский, историки М.А.Дьяконов и А.С.Лаппо-Данилевский, геофизик
    М.А.Рыкачев, востоковед В.В.Радлов, археолог Я.И.Смирнов, слависты
    А.А.Шахматов и И.С.Пальмов. Вынужденно эмигрировали крупнейшие русские
    ученые, специалисты с мировыми именами – геолог Н.И.Андрусов, историк
    искусства и археолог Н.П.Кондаков, историк античности М.И.Ростовцев,
    политэконом П.Б.Струве и др.
    Несмотря на это, в отличие от многих
    государственных учреждений, Академия наук на путь прямого саботажа
    мероприятий Советской власти не встала. Алгоритм отношения академических
    ученых к власти четко выразил в своей речи непременный секретарь РАН
    академик С.Ф.Ольденбург на заседании Общего собрания РАН 29 декабря 1917
    г.: “Работающие в Российской Академии наук должны сказать, что, невзирая
    ни на что, они работали, продолжают работать и будут работать для Родины и
    для науки…”
    Процесс интеграции Российской Академии Наук в новую
    систему организации науки оказался очень динамичным. Всего за несколько
    месяцев 1917-1918 гг. она прошла путь от неприятия новой власти к
    сотрудничеству с ней. Такая позиция Академии имела тем более важное
    значение, что на нее, как самое авторитетное научное учреждение,
    ориентировались все научные силы страны. В свою очередь советская власть
    немало сделала для изменения отношения к науке в стране. Все заботы о
    развитии научных исследований взяло на себя государство. Впервые в мире
    была осуществлена государственная организация науки, к которой
    впоследствии пришли развитые капиталистические страны.
    Советское
    правительство придавало большое значение Академии наук, вокруг которой
    были сосредоточены ведущие научные силы России, привлекало Академию к
    активному участию в решении коренных задач экономической и технической
    реконструкции, культурного строительства. В труднейшее время гражданской
    войны советское правительство изыскивало средства для финансирования
    исследований, проводимых в Академии наук, и для помощи ученым, создавало
    условия для научной работы. Однако находились и такие “реформаторы”,
    которые стремились уничтожить Академию наук “как совершенно ненужный
    пережиток ложноклассической эпохи развития классового общества”. Планы
    радикал-коммунистов были прерваны В.И.Лениным, рассматривавшим науку как
    непосредственную производительную силу общества, основу
    военно-промышленного потенциала страны и ее международной
    репутации.
    В 20-е годы под руководством ученых Академии проводились
    исследования Курской магнитной аномалии, геологические исследования
    Кольского полуострова; возросло число научных экспедиций, направляемых
    Академией в различные районы страны для изучения природных
    ресурсов.
    Усилилось внимание к фундаментальным исследованиям по
    проблемам естественных и гуманитарных наук. Были созданы новые
    научно-исследовательские учреждения, в том числе Физико-математический
    институт, который возглавил В.А.Стеклов (впоследствии на базе института
    были созданы Физический институт им. П.Н.Лебедева и Математический
    институт им. В.А. Стеклова), Оптический институт во главе с
    Д.С.Рождественским, Радиевый институт во главе с В.И.Вернадским, Институт
    физико-химического анализа во главе с Н.С.Курнаковым, Институт по изучению
    платины во главе с Л.А.Чугаевым.
    С этого времени академическая
    наука начала развиваться и в республиках, входивших в состав СССР. В 1919
    г. по инициативе В.И.Вернадского была создана Академия наук Украины; в
    1929 г. на базе Института белорусской культуры была образована Академия
    наук Белоруссии.
    Научную политику 1920-30-х годов, необходимость
    развития и поддержки тех или иных научных направлений или исследований
    советское партийно-государственное руководство прямо связывало с
    “нужностью” и “практичностью” науки, ее ролью в обеспечении создания
    экономического фундамента грандиозного проекта построения
    коммунистического общества. Соответственно новой социальной роли был
    существенно повышен и социальный статус академической науки и ее
    институций. Академии наук с ее высококвалифицированным научным составом
    отводилась роль ведущего научного центра страны, что подкреплялось со
    стороны власти особым вниманием к Академии – увеличением финансирования
    научных исследований, строительством новых зданий институтов и
    лабораторий, расширением персонального состава Академии, предоставлением
    “высшему научному сословию” многих дополнительных прав. Отражением
    возраставшей роли Академии наук в жизни общества явилось правительственное
    постановление 1925 г., в котором Академия была признана “высшим всесоюзным
    ученым учреждением”. Она получила наименование “Академия наук СССР”.
    Однако партийно-государственная власть – единственный источник финансовых
    ресурсов ставшей к этому времени капиталоемкой науки – требовала
    подчинения деятельности академического сообщества своей идеологической
    доктрине и своему толкованию государственных интересов. Что произойдет с
    “неугодными” учеными – даже академиками и членами-корреспондентами –
    сталинский режим широкомасштабно продемонстрировал в 1929-1931 гг.,
    сфабриковав печально знаменитое “дело Академии наук”, по которому было
    арестовано свыше 100 человек.
    В 20-30-е годы ученые Академии
    активно участвовали в разработке народнохозяйственных планов,
    устанавливали прямые связи с предприятиями и стройками. Своими
    исследованиями, консультациями на местах они содействовали решению
    актуальных вопросов социально-экономических преобразований, вели большую
    работу по подготовке специалистов для новых отраслей народного хозяйства,
    для культуры.

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *