В каком возрасте гибкость успешнее всего поддается развитию?

1 ответ на вопрос “В каком возрасте гибкость успешнее всего поддается развитию?”

  1. Victoria_Snow Ответить

    Снижение гибкости вызывает проблемы со здоровьем – ухудшение осанки, механическое разбалансирование костей спины, таза и шеи, смешение отдельных частей тела относительно друг друга и как следствие повреждение связок, хрящей и деформацию тела. Короткие мышцы груди приводят к сутулости спины, которая в итоге проявляется во впалой грудной клетке и уменьшённой вентиляции лёгких. Малоэластичные сгибатели бедра и короткие спинные мышцы поворачивают таз вперёд и вызывают лордоз, хронические боли в пояснице и воспаление седалищного нерва. Опущенная голова вызывает головные боли. Головокружение и хроническое переутомление мышц задней части тела.
    Гибкость – это рациональная работа мышц. При отсутствии в них запаса подвижности, им трудно выполнять амплитудные двигательные действия.
    Единственное действие, которое могут выполнять мышцы – это мышечное сокращение. Мышцы работают попарно и в противодействии: когда сокращается одна группа мышц, расслабляется (растягивается) группа мышц противоположного действия (в анатомии специалисты именуют эти группы мышц антагонистами). (Каюров В.С., 2005)
    Непроизвольные мышечные сокращения – этим термином обозначается мышечный рефлекс, реакция сокращения на необычное положение. Этот механизм физической самозащиты особенно силён в мышцах, окружающих плечевой сустав, и в мышцах, расположенных в области таза. Для того чтобы достичь необходимого уровня растягивания, следует преодолеть препятствие в виде излишнего напряжения мышц, которое и является причиной боли. (Путкисто,2004)
    Практика показывает, что увеличение амплитуды движения в суставах обязательно сопровождается дискомфортом и болевыми ощущениями, без этого прогресс невозможен. Поэтому важно понимать природу боли и научиться определять болевой порог, за который не рекомендуется заходить во избежание травмы. Важно, чтобы боль не была резкой, которая обычно является сигналом полученной травмы. Необходимо очень чётко анализировать свои ощущения для того, чтобы выработать свои ощущения у себя чувство «достаточности», являющейся той путевой нитью, которая приведёт к полному раскрытию потенциала танцора в области такого физического качества, как гибкость.
    Существует два вида боли: позитивная и негативная. Позитивная боль терпима и имеет конструктивное значение. Она преодолевается с помощью дыхательных упражнений и мысленного расслабления мышц. Все эти усилия приводят к тому, что болевые ощущения постепенно преобразуются в ощущение комфорта. Упражнения на растягивание должны включать в себя не только упражнения, направленные на увеличение длины мышцы, но и на её одновременное расслабление. При этом на определённом этапе болевое ощущение появляется, а затем оно преодолевается и постепенно уходит, что позволяет сделать растягивание более глубоким.
    Негативная боль имеет резкий характер, она непереносима и вредна. Человек испытывает эту боль, если амплитуда растяжки превышает его оптимальный уровень, что приводит к сильному болевому ощущению. Поэтому очень важно провести различие между болевым порогом позитивного и негативного характера. Следует остановиться на уровне болевого порога позитивной боли. (Васильев Е.П.1966)
    С точки зрения морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: (Холодов Ж.К.,2002)
    *Активную, пассивную, смешанную;
    *Общую и специальную;
    *Динамическую и статическую.
    Активная гибкость – движения с большой амплитудой за счёт мышечных усилий, т.е. проявление гибкости, происходит без посторонней помощи, самостоятельно.
    Пассивная гибкость – выполнение движений под действием внешних растягивающих сил (усилий партнёра, внешнего отягощения, тренажёров). Величина пассивной гибкости всегда больше активной. Разница между пассивной и активной гибкостью называют «запасом гибкости». Под влиянием утомления активная гибкость уменьшается за счёт снижения способности мышц к полному расслаблению, а пассивная увеличивается (Ашмарин Б.А.,1990).
    Общая гибкость – высокая подвижность во всех суставах опорно-двигательного аппарата.
    Специальная гибкость – амплитуда движений проявляется при выполнении конкретного двигательного действия.
    Статическая гибкость – подвижность, проявляемая в позах в неподвижном положении тела.
    Динамическая гибкость – подвижность опорно-двигательного аппарата, проявляемая в движении.
    Каждое из физических качеств имеет свой благоприятный период становления и совершенствования, обусловленный морфофункциональными особенностями возрастного развития организма.
    Проявление гибкости зависит от ряда факторов:
    Анатомические особенности строения суставных поверхностей, форма костей во многом определяет направление и размах движения;
    Способность произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать те, которые осуществляют движение, т.е. степень совершенствования межмышечной координации;
    Состояние нервно-мышечной системы. Как известно, мышцами управляет нервная система. Движение в суставах осуществляется за счёт мышц, которые под действием нервных импульсов изменяют свою длину. Поэтому, от того, насколько чётко нервная система координирует процессы возбуждения и торможения, протекающие в мышцах, и будет зависеть гибкость. Занимаясь упражнениями на развитие гибкости, т.е. развивая силу мышц (синергисты) и способность их удлиняться (антогонисты), мы тем самым заставляем их адаптироваться к новым условиям работы, подготавливаем нервно-мышечную систему к более высоким амплитудам движения.
    Эластические свойства мышц и связок, большое значение имеет длина мышцы, короткие мышцы ограничивают естественную амплитуду движения и делают их менее изящными;
    Общее функциональное состояние организма. Под влиянием утомления гибкость уменьшается, положительные эмоции её увеличивают, а противоположные личностно-психические факторы ухудшают;
    Внешние условия – время суток, температура воздуха, наличие разминки;
    Пол. У женщин гибкость также выше, чем у мужчин. Это зависит от особенностей строения женского скелета, малой массы и силы мышц, а вследствие этого большей их податливостью к растяжению. Установлено, что гибкость женщины на 10 % выше, чем у мужчины. Интересно, что в раннем детском возрасте у мальчиков и девочек гибкость находится практически на одном уровне, главным образом потому, что их мышцы имеют примерно одинаковое развитие. Максимальный прирост гибкости у девочек наблюдается в период 9-12 лет, у мальчиков 10-13 лет;
    Возраст человека. У детей гибкость выше, чем у взрослых. Подвижность в суставах, как и любое другое физическое качество, можно начать развивать в любом возрасте и достичь при этом неплохих результатов, но важно помнить, что гибкость, как, ни какое другое физическое качество теснейшим образом связано с возрастом и поэтому, чем раньше начатье развивать, тем больших результатов можно достичь.
    Доказано, что главным фактором, ограничивающим, полную естественную амплитуду движения (гибкость) в суставе является сопротивление мягких тканей:
    2% обеспечивает кожа; 10 %-сухожилия и связки; 41% -мышечные ткани и их длина. «Короткая» мышца делает сустав малоподвижным, «Длинная» мышца даёт возможность проявлять полную свободную амплитуду.
    У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:
    – преобладание в костной ткани органических элементов воды, которые делают скелет гибким и эластичным;
    – сочленение костей подвижно в этом периоде развития;
    – постепенное замещение костной ткани хрящевой;
    – усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов ( шейной и грудной кривизны);
    – слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;
    – кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;
    – недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие, объём мышечной ткани .
    Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6до 8 лет и от 9 -11 лет. Если до 13-14 лет гибкость направленно не развивается, она может снижаться уже в юношеском возрасте. Значительное ухудшение отмечается у людей старше 50 лет.
    Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9-10 лет, а активной 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет, причём у детей 9-14 лет это качество развивается в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. У девочек показатели гибкости выше на 20-30%, чем у мальчиков.
    В процессе системно построенного воспитания детей младшего школьного возраста главной задачей является обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяет:
    – успешно овладеть основами жизненно важными двигательными действиями, без ущерба для нормального состояния и функционирования ОДА;
    – с высокой результативностью проявлять прочие двигательные способности: координационные, скоростные, силовые, выносливость. (Курамшин Ю.Ф.,2005)

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *