В течение какого времени материалы расследования случая выявления?

8 ответов на вопрос “В течение какого времени материалы расследования случая выявления?”

  1. EraseR Ответить

    Служебное расследование (служебная проверка) – процедура серьезная. Для доказательства мелких нарушений она не затевается. Часто с нарушителем корпоративного спокойствия достаточно провести профилактическую беседу. Если же есть подозрения в том, что сотрудник нанес организации значительный материальный ущерб или использовал свои служебные полномочия в корыстных целях, то стоит перейти к строгим мерам. Факт прогула также подтверждается результатами служебного расследования.
    Кроме того, к дисциплинарным нарушениям, за проверку которых возьмется специальная комиссия, относятся уклонение от медицинского освидетельствования (для работников некоторых профессий) и прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказ от заключения договора о полной материальной ответственности, если это является основной трудовой функцией работника.
    В российском законодательстве отсутствует понятие служебного расследования как таковое. Его можно считать частью дисциплинарного производства, в котором детально описан порядок привлечения к ответственности за дисциплинарный проступок. Служебное расследование в отдельно взятой организации регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и внутренними нормативными актами (инструкциями, положениями).
    Важно знать, что проведение служебного расследования – мероприятие внутреннее. Работодатель может вызывать на «допрос» виновного, очевидцев произошедшего и других сотрудников, но только в рамках своей организации, ведомства, учреждения и т.п. Поскольку процедура носит добровольный характер, работники вправе отказаться от участия. Нельзя заставлять работников проходить проверку полиграфом или без их согласия проводить обыск и личный досмотр. Если для служебного дела требуется заключение эксперта, допускается привлечение третьих лиц (аудиторов, оценщиков, медицинских работников, инженеров и др.) на договорной основе. Закон также разрешает направлять в государственные органы и пр. организации необходимые для расследования запросы.

    С чего начинается служебное расследование

    Основная задача работодателя при проведении служебного расследования состоит в том, чтобы доказать факт совершения дисциплинарного проступка, установить вину работника и ее степень, характер и размер причиненного вреда. Дополнительно определяются причины и мотивы совершения дисциплинарного проступка, смягчающие и/или отягощающие обстоятельства, возможности работодателя устранить и предотвратить такие нарушения трудовой дисциплины, меры по привлечению лиц к ответственности.
    Перед началом официальной процедуры необходимо позаботиться о том, чтобы факт проступка был документально зафиксирован. Именно этот документ служит основанием для последующей проверки. Это может быть служебная записка руководителя подразделения, отдела и/или непосредственного начальника. Как правило, она составляется в бумажном виде (см. Образец 1), но может быть оформлена и в форме электронного документа.

    Служебная записка должна быть принята к исполнению и зарегистрирована. С того момента, когда на ней ставится входящий номер по журналу внутреннего документооборота и дата принятия, начинается отсчет времени для проведения расследования. Помимо служебной записки, основанием для проверки могут стать:
    заявление самого работника;
    претензия контрагента или жалоба потребителя;
    акт об обнаружении недостачи товара;
    заключение аудитора, акт инвентаризации;
    письменные и устные обращения граждан, представителей организаций, содержащие сведения о совершении работником проступка и др.
    Одного из этих документов достаточно для того, чтобы запустить процедуру служебного расследования. Стартовым выстрелом для него является приказ руководителя о проведении проверки или иного уполномоченного лица, ответственного за принятие кадровых решений.

    Кто участвует в служебном расследовании

    Обычно служебной проверкой занимается служба безопасности и/или подразделение внутреннего аудита. В небольших компаниях эти функции нередко на себя берет кадровая служба. Как уже говорилось выше, для служебного расследования можно привлекать и сторонних специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). В расследовании должен участвовать непосредственный начальник работника, в отношении которого оно проводится. При этом важно знать, что для объективности проводимой проверки непосредственный начальник не может быть членом специальной комиссии. Это требование касается и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания. Таким образом, в комиссию могут входить сотрудники службы безопасности и персонала, а также профсоюзной организации. Как правило, в ее составе находится не менее трех человек, возглавляемых начальником службы безопасности.

    Сроки проведения расследования

    Один месяц – столько времени отводится законом на расследование факта нарушений трудовой дисциплины. Он считается со дня принятия решения (издания приказа) о проведении проверки. В том случае если расследование проводится на основании служебной записки какого-либо работника, то проверка должна быть завершена не позднее одного месяца с момента подачи документа (ст. 193 ТК РФ). В указанный период не входит время болезни работника, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, которое в совокупности не может превышать шести месяцев. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включено время производства по уголовному делу.

    Проведение служебного расследования

    После того, как приказом руководителя была сформирована комиссия, начинается выяснение обстоятельств нарушения. У работника запрашивается письменное объяснение. По месту жительства работника рекомендуется направить уведомление – заказным письмом с описью вложения или телеграммой (см. Образец 2).

    Со дня получения уведомления отсчитывается два дня, в течение которых работник должен дать письменное объяснение. Отсутствие ответа по прошествии этого времени расценивается как отказ от содействия расследованию. О факте отказа составляется соответствующий акт (см. Образец 3).

    Формы этих документов не установлены, но желательно, чтобы они были подписаны всеми членами комиссии. Работник может составить объяснительную записку в свободной форме с соблюдением общих требований делопроизводства. В объяснительной работник излагает свою версию произошедшего, поясняет обстоятельства и указывает причины проступка (см. Образец 4).

    Объяснительная записка – обязательный, но не всегда единственный документ расследования. Комиссия может потребовать копии или оригиналы иных документов, подтверждающих вину или невиновность работник. Все полученные документы нумеруются и подшиваются в дело. В итоговом документе проверки они оформляются как приложения.

    Неявка на рабочее место

    Если работник не вышел на работу, то на каждый день отсутствия составляется акт об отсутствии лица на рабочем месте. К акту можно приложить косвенные доказательства, как например, факт отсутствия подписи работника в журнале учета прихода и ухода работников, информацию в электронной системе контроля доступа персонала, докладные записки сослуживцев и непосредственного начальника и др. Требование явиться на работу и представить объяснения прогула направляется заказным письмом с описью вложения или телеграммой по месту жительства работника, если он не появлялся на рабочем месте два дня подряд. Срок ожидания ответа рекомендуется отсчитывать с даты получения письма или телеграммы. Работник может направить свои объяснения в письменной форме. При наличии подтверждения, что корреспонденция не была получена адресатом, работодатель вправе обратиться в полицию или направить запросы в больницы. Важно помнить, что если причины неявки на работу в суде будут признаны уважительными, работник будет восстановлен в должности и работодатель понесет убытки в виде денежных компенсаций работнику за все время его отсутствия на работе.

    Причинение материального ущерба

    Согласно Федеральному закону 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», проведение инвентаризации обязательно при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. Инвентаризация проводится комиссией на основании приказа руководителя организации. Установление причин возникновения и размера материального ущерба обязательно до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками. При этом размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день его причинения (ст. 246 ТК РФ). Но он не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за минусом амортизационных отчислений. Как правило, для определения размера работодатели приглашают независимых оценщиков либо берут данные балансовой стоимости имущества.

    Злоупотребление полномочиями

    Для того чтобы выявить факт злоупотребления полномочиями, проводится аудиторская проверка или привлекаются независимые аудиторы. Их услуги могут понадобиться для установления, например, обоснованности отпуска товаров, передачи в аренду имущества по заниженным ценам и др. Для акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью решение об аудиторской проверке принимается общим собранием участников (акционеров) юридического лица с целью подтверждения правильности бухгалтерской документации, финансовой отчетности и состояния текущих дел организации.

    Как оформить результаты служебного расследования

    Итогом служебного расследования является письменное заключение или акт (см. Образец 5), составленный на основании собранных материалов. Заключение состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной:
    Вводная часть содержит факт нарушения дисциплины труда, дату нарушения, период проведения расследования и состав комиссии.
    Описательная часть подробно излагает доказательства расследования.
    Резолютивная часть – это резюме: кто конкретно и в чем именно виновен, имеются ли у данного сотрудника аналогичные неснятые взыскания.


    В конце приводится список приложений к итоговому акту комиссии:
    служебные записки об обнаружении факта дисциплинарного проступка, акты об отсутствии работника, иные документы, являющиеся основанием для проведения расследования;
    адресное требование представить объяснения, документы, подтверждающие направление (вручение) данного требования, объяснительную записку работника (либо акт об отказе ее представления);
    докладные, служебные и объяснительные записки должностных лиц и очевидцев происшедшего;
    акт инвентаризации;
    заключение аудитора; заключения независимых экспертов, а также показания специальных технических средств и т. д.
    Документ вместе с приложениями должен быть подписан всеми членами комиссии. В делопроизводстве итоговому акту присваивается порядковый номер, указывается дата его составления. Она и является днем окончания расследования. Документ утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

    Ответственность при дисциплинарном проступке

    Решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности принимается на усмотрение работодателя. Оно должно быть принято руководителем организации в течение трех дней с момента окончания расследования. Некоторые работодатели ограничиваются мягкими мерами воздействия: проведением бесед, выражением порицания и др. В ТК РФ предусмотрено три вида наказания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Другие взыскания к работнику применяться не могут, за исключением работников, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине труда (ч .5 ст. 189 ТК РФ).
    Обязательному привлечению к дисциплинарной ответственности подлежат руководители организации или ее структурного подразделения либо их заместители за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. Если факт нарушения был подтвержден в ходе проверки, должностное лицо должно быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).
    Решение о дисциплинарном взыскании оформляется приказом (см. Образец 6), в котором определяются виновные должностные лица, наложенные взыскания и основания вынесенного решения.

    За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Для учета служебных расследований и их результатов в бумажном или электронном виде ведется Журнал учета служебных расследований (см. Образец 7). Все материалы расследований целесообразно хранить подшитыми в отдельные дела либо в одно дело и размещать в хронологическом порядке.

    В соответствии со ст. 193 ТК РФ, с приказом о применении дисциплинарного взыскания работник обязательно должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней дня его издания, не считая времени его отсутствия на работе. В случае отказа работника составляется соответствующий акт. Ст. 248 ТК РФ установлено, что приказ о взыскании с материально ответственного лица суммы причиненного ущерба издается не позднее чем через один месяц с момента окончательного установления работодателем его размера.
    ВНИМАНИЕ! Желательно, чтобы работник ознакомился со всем пакетом документов под роспись. В будущем это может предотвратить подачу работником иска, поскольку он заранее знал аргументированную позицию работодателя.
    Если в ходе служебного расследования были обнаружены признаки состава преступления (например, работник использовал служебные полномочия в целях извлечения личной выгоды), необходимо их назвать и внести предложения руководителю организации рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.
    Т.В. Войцехович

  2. Hugisida Ответить

    25. При выявлении несчастного случая на производстве, о котором работодателем не было сообщено в соответствующие органы в сроки, установленные статьей 228 Кодекса (далее – сокрытый несчастный случай на производстве), поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии, а также при поступлении от работодателя (его представителя) сообщения о последствиях несчастного случая на производстве или иной информации, свидетельствующей о нарушении установленного порядка расследования (отсутствие своевременного сообщения о тяжелом или смертельном несчастном случае, расследование его комиссией ненадлежащего состава, изменение степени тяжести и последствий несчастного случая), государственный инспектор труда, независимо от срока давности несчастного случая, проводит дополнительное расследование несчастного случая, как правило, с участием профсоюзного инспектора труда, при необходимости – представителей иных органов государственного надзора и контроля, а в случаях, упомянутых во втором абзаце пункта 20 настоящего Положения, – исполнительного органа страховщика (по месту регистрации прежнего страхователя).

  3. ITEVIWULEV Ответить

    Государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости – представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).

  4. Gajind Ответить

    При любом отклонении от нормального порядка, когда необходимо разобраться в произошедшем, выявить причины, виновников, определить последствия.
    Как правило, такая проверка проводится в случаях:
    недостачи при инвентаризации;
    жалобы со стороны клиентов или персонала;
    нарушения правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора или должностной инструкции;
    нарушения локальных актов (правил техники безопасности, пожарной безопасности и т. п);
    разглашения коммерческой информации;
    нанесения материально ущерба организации или работникам;
    получения и дачи взятки;
    иных злоупотреблений.
    Этот перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен любым работодателем по своему усмотрению.
    Итак, приведем образец служебного расследования в отношении работника.

    Как начать служебное расследование

    Работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов. Например, если речь идет о хищении, в составе комиссии наверняка окажется представитель бухгалтерии, службы безопасности и подразделения, где хищение было выявлено. Часто возглавляет комиссию либо руководитель, либо внутренний аудитор.
    Однако требований к составу комиссии нет. Войти в нее могут любые лица по выбору руководителя, за исключением причастных, прямо или косвенно, к нарушению. Минимальная численность комиссии — три человека.
    При этом руководитель должен издать приказ. Для этого понадобится образец приказа о проведении служебного расследования, образец представлен ниже.

    Приказ о создании комиссии

  5. зА Спорт Ответить

    Обратимся к ст. 230.1 ТК РФ, в которой определено, что второй экземпляр акта (имеется в виду не акт ф.Н-1, а акт о расследовании группового н/с на производстве, тяжелого или смертельного) вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем, у которого произошел данный несчастный случай.
    В Приложении N 2 к постановлению Минтруда РФ от 24.10.2002 г. N 73 “Положение об особенностях расследования н/с на производстве в отдельных отраслях и организациях”, а именно в п. 30. определено, что работодатель в 3-х дневный срок после завершения расследования один экземпляр акта ф. Н-1 выдает пострадавшему или его доверенным лицам (по их требованию). Второй экземпляр акта ф.Н-1 с копиями материалов расследования хранятся в течение 45 лет работодателем, осуществляющим учет несчастного случая.
    При страховых случаях 3-й экземпляр акта ф. Н-1 работодатель направляет в ФСС по месту своей регистрации в качестве страхователя.
    От себя могу добавить, что актуальным вопросы хранения материалов расследования в течение 45 лет у работодателя были тогда, когда работодатель сам возмещал пострадавшему ущерб от н/с на производстве. Сейчас все проще – передали дело в ФСС, отчитались и забыли. Если, конечно, работодатель добросовестный и страхует своих работников от несчастных случаев на производстве.

  6. Фанатик Ответить

    Каков порядок проведения процедуры служебного расследования, какими документами она регламентирована? Какая роль отводится службе внутреннего аудита при проведении внутреннего расследования? Каковы принципы работы комиссии по расследованию? Какие меры могут быть приняты на основании акта служебного расследования?
    Рассмотрим процедуру проведения служебной проверки по факту выявления внутреннего мошенничества на примере филиала банка. Расследование инициировано руководителем в отношении подчиненного.
    Решение о проведении служебного расследования принимается в отношении следующих действий:
    – хищение, злоупотребление, кража, ограбление, мошеннические и другие противоправные действия/попытки сотрудника филиала банка и (или) стороннего лица;
    – кассовый просчет, переплата, в том числе недостача:
    по факту выгрузки кассеты депозита устройства самообслуживания;
    по возмещению суммы денежных средств по операциям с картой, проведенным с использованием устройства самообслуживания;
    – прием фальшивых банкнот, в том числе при обнаружении поддельных денежных знаков в кассете депозита устройства самообслуживания;
    – ошибочное перечисление (зачисление) денежных средств не по назначению, в том числе исполнение несанкционированного платежного документа с использованием дистанционного банковского обслуживания;
    – операция по утраченной банковской карте банка, совершенная после подачи держателем письменного заявления об ее утрате;
    – кредитование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных клиентов по фальсифицированным (подложным) документам;
    – авансовый платеж по договору (в т.ч. по договору подряда), по которому не выполнена работа или не оказана услуга;
    – порча или уничтожение имущества;
    – утрата ценностей и документов;
    – ущерб в результате стихийного бедствия или техногенной катастрофы;
    – иные события, представляющие реальную или потенциальную угрозу причинения ущерба.
    Дополнительно поводом для проведения служебного расследования также могут стать:
    – материалы проверок, ревизий, инвентаризаций;
    – сведения о прямых или косвенных признаках преднамеренных недобросовестных действий клиентов, данные, содержащиеся в заявлениях и письмах граждан, и иные обстоятельства, дающие основания полагать, что произошли хищения и другие противоправные действия.
    Этап 1. Организация служебного расследования
    При выявлении нарушения трудовой дисциплины/хищения/кражи и т.д. сотрудник, обнаруживший его, обязан оповестить руководство о происшествии. Руководитель (при отсутствии вышестоящего руководителя) самостоятельно принимает решение о проведении служебного расследования. Факт нарушения и обстоятельства, при которых он обнаружен, должны быть зафиксированы в служебной записке или в докладной записке сотрудника, оформленной на имя управляющего кредитной организации. Служебная записка направляется в электронном или бумажном виде.
    Факт хищения, дисциплинарного проступка и прочих совершенных нарушений должен быть обязательно зафиксирован. Служебная записка/письмо должны иметь входящий номер и визу руководителя. Это принципиально для проведения служебного расследования. С момента, как проступок зафиксирован, начинается период, в течение которого служебное расследование должно быть завершено и вынесено решение по нему.
    Согласно ч. 3 ст. 193 ТК РФ период проведения проверки должен быть равен одному месяцу. Проверка может быть продлена на время болезни и (или) отпуска сотрудника, в отношении которого проводится служебное расследование, но не более чем на шесть месяцев. Однако по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включается время производства по уголовному делу.
    Процедура проведения служебного расследования начинается после выхода соответствующего распорядительного документа . На первом этапе служебного расследования необходимо в кратчайшие сроки провести следующие мероприятия:
    – создать комиссию для проведения служебного расследования, своевременно оформив соответствующий приказ/распоряжение;
    – обозначить лидера процесса – подразделение банка, которое будет фактически управлять процессом расследования;
    – оперативно получить необходимую информацию с камер видеонаблюдения (видеоархив).
    ——————————–
    Приказ/распоряжение о проведении служебного расследования.
    На первом этапе определяется роль, которую будет играть в служебном расследовании подразделение внутреннего аудита банка. Оно может быть как лидером процесса, так и участником, осуществляющим основную аналитическую проработку возникшей ситуации. Практика показывает, что другие подразделения банка с удовольствием отдают лидерство подразделению внутреннего аудита, а сами при этом готовы выполнять только конкретные поручения.
    Состав комиссии, которая будет проводить служебное расследование, определяется с учетом отношения инцидента к направлению деятельности банка. Это может быть розница, корпоратив или бэк-офис. Председателем комиссии целесообразно назначить заместителя управляющего, курирующего тот или иной блок.
    Основными участниками комиссии становятся:
    1) подразделение внутреннего аудита;
    2) юридическое подразделение;
    3) подразделение по работе с персоналом;
    4) подразделение безопасности;
    5) сотрудник профильного блока;
    6) в некоторых случаях – сотрудник подразделения кассовой работы.
    Сотрудника, обвиненного в мошенничестве, в отношении которого проводится служебное расследование, необходимо уведомить о причине проведения служебного расследования и его роли в этом процессе. С момента уведомления для работника начинается срок (два дня), в течение которого он обязан дать свои объяснения/пояснения. Если указанный срок истек, а объяснение работник не представил, составляется акт об отказе в представлении объяснений.
    Непредставление сотрудником объяснений не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. На практике редко случается, чтобы сотрудник, в отношении которого проводится служебное расследование, всячески ему препятствовал, а также уклонялся от объяснений. В его интересах максимально сотрудничать с комиссией, представлять все необходимые/требуемые документы, давать устные и письменные пояснения, заявлять ходатайства в ходе проведения служебного расследования, а также представлять вещественные доказательства для приобщения к материалам служебного расследования.
    Важнейшим инструментом при проведении служебного расследования является объяснительная записка. Комиссия может запросить дополнительные документы (копии, оригиналы, записи с камер видеонаблюдения и т.д.), подтверждающие виновность/невиновность сотрудника, корректность его действий. Как правило, объем требуемых материалов/выборки определяет председатель комиссии .
    ——————————–
    Если нарушение незначительное, объяснительной записки сотрудника будет достаточно. Но, если речь идет о более серьезных нарушениях, потребуются более веские документы, в том числе заключения экспертов.
    Не исключено, что в некоторых случаях потребуется отстранить сотрудника от работы на время проведения расследования. В большинстве случаев обвиняемого сотрудника отправляют в административный отпуск без сохранения заработной платы.
    В каких случаях следует отстранить сотрудника от работы, а в каких разрешить ему продолжать свою трудовую деятельность, решает комиссия совместно с управляющим филиалом. Однако если сотрудник подозревается в хищении денежных средств банка или клиентов, а также в осуществлении мошеннических схем, то он однозначно отстраняется от работы на время проведения расследования.
    Использование информации из технических систем средств охраны
    У кредитной организации существует множество технических средств охраны и управления доступом. В банке установлено множество видеокамер, начиная от парковки для клиентов и заканчивая хранилищем ценностей.
    Видеозапись осуществляется при помощи камер, хранение видеозаписи осуществляется на специальных видеорегистраторах. Данная аппаратура должна быть размещена в помещениях, недоступных для посторонних лиц. Срок видеоархива определяется внутренними нормативными документами банка. Обычно срок хранения не превышает 30 – 45 календарных дней. В некоторых случаях кредитные организации выставляют иные требования к срокам хранения видеоархива в устройствах самообслуживания (банкоматах, платежных терминалах).
    Таким образом, если инициировано служебное расследование, необходимо оперативно записать интересующие фрагменты на отдельные носители информации для их дальнейшего анализа и возможного использования в качестве доказательства. Причина для спешки очевидна: каждый день задержки снижает вероятность доступности видеоархива за нужный период.
    Этап 2. Проведение служебного расследования
    Мероприятия, связанные со сбором материалов, опросами подозреваемого сотрудника, получением объяснительных, опросами пострадавших клиентов, проводит комиссия . Она имеет право:
    1) проводить ревизии, выемку документов, производить замеры и т.п., чтобы установить вину или невиновность подозреваемого ;
    2) использовать записи систем видеонаблюдения и другие материалы, которые могут помочь в проведении расследования;
    3) привлекать экспертов сторонних организаций, если комиссия не в состоянии определить степень вины сотрудника.
    ——————————–
    Как правило, служебные расследования, а также подавляющее количество сопутствующих мероприятий проводятся сотрудниками подразделения внутреннего аудита/контроля.
    Входящие в состав комиссии сотрудники подразделения внутреннего аудита, как правило, имеют постоянный доступ к любым документам для исполнения своих служебных обязанностей.
    Для экспертизы может быть использован детектор лжи (полиграф), но только с согласия сотрудника.
    Любой банк заинтересован, чтобы все его сотрудники, а особенно работающие с товарно-материальными ценностями, были честными и надежными людьми. При приеме на работу работодатель разными способами старается установить благонадежность будущего сотрудника. Но при приеме на работу детектор лжи не применяется. При проведении служебного расследования по факту хищения его применение оправданно.
    А что делать, если сотрудник, подозреваемый в совершении противоправных действий, отказывается проходить проверку на детекторе лжи?
    В Российской Федерации использование и применение полиграфа законодательством не регулируется. Учитывая, что в ходе исследования на полиграфе возможно получение персональных данных работника, применение детектора лжи возможно только с его письменного согласия. Компания-работодатель может ввести внутреннее правило об обязательности прохождения исследования на полиграфе, например в случае выявления хищения, при приеме на работу и т.д. Чтобы регламентировать подобного рода мероприятия, необходимо издать внутренний распорядительный документ, который закрепит проведение такой процедуры в организации.
    Но отказ пройти проверку на детекторе лжи с юридической точки зрения сотруднику ничем не грозит. А любые действия работодателя, которые он совершает на основании одного лишь отказа работника пройти полиграф, можно обжаловать в суде.
    Даже если речь идет о прохождении полиграфа в связи со служебным расследованием, применять какие-либо санкции в отношении работника незаконно.
    Информация, полученная посредством применения полиграфа, является лишь неким маркером причастности или непричастности сотрудника к совершению противозаконных действий, и ее необходимо рассматривать/принимать во внимание только в совокупности с другими данными и фактами. Наиболее правильным решением будет передать результаты проверки на детекторе лжи в правоохранительные органы вместе со всеми материалами служебного расследования.
    В проведении служебного расследования значительную роль играет подразделение безопасности филиала кредитной организации, которое:
    – участвует в проведении проверок;
    – выявляет и проверяет возможные связи работников банка с криминальными структурами, а также устанавливает мотивы совершения противоправных действий работниками банка;
    – проводит мероприятия по выявлению причастности/непричастности держателя международной банковской карты к проведению операций по карте после подачи в банк заявления об ее утрате;
    – готовит и направляет материалы по фактам хищений, злоупотреблений и других противоправных действий в правоохранительные органы;
    – оказывает помощь правоохранительным органам, а также судебным приставам-исполнителям при осуществлении мероприятий по принудительному исполнению принятых решений.
    Взаимодействие с правоохранительными органами
    Несмотря на то что к служебному расследованию не привлекаются правоохранительные органы, взаимодействие с ними может осуществляться негласно. Это объясняется тем, что сотрудник подразделения безопасности банка – как правило, бывший сотрудник силового ведомства.
    Непосредственное взаимодействие с правоохранительными органами реально возможно, когда служебное расследование уже завершено и требуется направить материалы в полицию. Формирование обращения в полицию проводится именно сотрудником подразделения безопасности: направляется официальное письмо-запрос, в котором излагается суть дела, прикладывается акт служебного расследования. Если полиция отказывает в возбуждении уголовного дела по фактам, изложенным в служебном расследовании, задача сотрудника подразделения безопасности банка – направить грамотно составленное обращение в прокуратуру, которая направит материалы дела в полицию на повторное рассмотрение.
    На втором этапе расследования основными игроками в процессе должны быть подразделение внутреннего аудита и подразделение безопасности. Первый обеспечивает аналитическую поддержку процесса, второй проводит практические мероприятия: исследования на полиграфе, взаимодействие с правоохранительными органами, опрос свидетелей и потерпевших, взаимодействие с лицом, по действиям которого проводится служебное расследование.
    Этап 3. Итоги расследования
    Комиссия предоставляет управляющему филиалом кредитной организации акт, содержащий информацию и выводы о результатах служебного расследования.
    Акт служебного расследования имеет три части: вводную, описательную и заключительную. В первой части указываются факт нарушения, период проведения расследования, состав комиссии. Во второй части описываются следственные действия, приводится доказательная база расследования. Заключительная часть содержит резюме служебного расследования: указываются виновные, приводятся рекомендации руководству филиала для принятия управленческих решений относительно виновника противоправных действий.
    Приложениями к акту служебного расследования могут быть объяснительные записки опрошенных лиц, выписки из индивидуальных счетов о движении денежных средств, а также прочая информация, на которую приводятся ссылки в акте.
    В ходе служебного расследования генерируется следующий перечень документов:
    – служебная записка об обнаружении факта дисциплинарного проступка/хищения и т.д.;
    – объяснительные записки работника;
    – акт, подтверждающий непредставление работником объяснения (опционально);
    – объяснения должностных лиц и прочих свидетелей;
    – заключения экспертов (опционально);
    – жалобы клиентов (при наличии);
    – другие документы по усмотрению комиссии;
    – акт о проведении служебного расследования;
    – документы о применении дисциплинарного взыскания;
    – акт, подтверждающий отказ работника ознакомиться под роспись с приказом.
    До наложения дисциплинарного взыскания руководство филиала (комиссия, проводящая служебное расследование) должно затребовать от сотрудника письменное объяснение. Если в течение двух рабочих дней он его не представит, составляется акт об отказе представления объяснений.
    Если в ходе служебного расследования комиссия установила, что в действиях виновного лица имеются признаки состава преступления, то рекомендуется после подписания акта направить материалы в правоохранительные органы.
    После того как акт служебного расследования готов и согласован между подразделениями, его подписывают участники комиссии.
    Если по результатам проведенного расследования комиссия приняла решение не направлять документы в правоохранительные органы, акт можно подписать электронной подписью (дело остается в банке). Если же материалы дела направляются в правоохранительные органы, каждый участник комиссии в обязательном порядке подписывает акт оригинальной подписью.
    На основании акта служебного расследования руководитель филиала кредитной организации может предпринять следующие шаги:
    – уволить сотрудника по статье, связанной с утратой доверия работодателя;
    – вынести письменное предупреждение сотруднику ;
    – направить материалы в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела;
    – наложить дисциплинарное взыскание;
    – не предпринимать никаких шагов относительно сотрудника, считая его невиновным.
    ——————————–
    Предупреждение сотруднику с соответствующей резолюцией “Указать” или “Строго указать”. Данные резолюции не имеют юридической силы.
    Наложение дисциплинарного взыскания
    Трудовое законодательство РФ за совершение дисциплинарного проступка предусматривает следующие взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
    Никакие другие взыскания к работнику не могут быть применены.
    Дисциплинарное взыскание (замечание, выговор) оформляется приказом по филиалу кредитной организации, в котором указываются виновные должностные лица, наложенные взыскания и основания принятого решения. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
    Приказ о применении дисциплинарного взыскания доводится до сведения работника под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с приказом (распоряжением) под роспись, составляется соответствующий акт.
    Совершенно очевидно, что выбор дисциплинарного взыскания напрямую зависит от серьезности нарушения. В каких случаях следует сделать замечание, в каких объявить выговор, а в каких можно просто “пригрозить пальцем”? Если сотрудник нарушил технологию совершения операций, которая не привела к жалобам клиентов или ущербу для банка, можно ограничиться замечанием. Однако если к такому нарушению добавится, к примеру, нарушение требований информационной безопасности, повлекшее компрометацию паролей АБС, и т.д., то и наказание должно быть соответствующим. Если речь идет о хищении, временном присвоении денежных средств банка/клиентов, то сотрудник должен быть уволен по соответствующим основаниям.
    Дисциплинарное взыскание непременно отразится на размере премиального вознаграждения сотрудника по итогам квартала и (или) года. Если сотрудник получил замечание, размер квартального вознаграждения, скорее всего, будет снижен на 100%, а если выговор, то помимо 100%-ного лишения квартального бонуса годовой бонус может быть скорректирован на 50 – 100%.
    Поиск виноватых, наказание сотрудников и прочие репрессивные меры не должны быть самоцелью при проведении расследования. Основная задача комиссии состоит в анализе “узких мест” того или иного процесса.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *