Вечерняя служба во сколько начинается и сколько длится?

11 ответов на вопрос “Вечерняя служба во сколько начинается и сколько длится?”

  1. Keptan Ответить

    С одной стороны, ответ на этот вопрос чаще всего такой же, как на вопрос: «Во сколько начинается Литургия», поскольку почти во всех немонастырских храмах единственная утренняя служба — это и есть Литургия.
    Другое дело, что в некоторых церквях (там, где только один священник) исповедь иногда проходит не во время богослужения, а перед ним, и поэтому те, кто хочется исповедаться или причаститься, приходят раньше.
    А вот в монастырях утренние службы начинаются гораздо раньше, поскольку там проводится полный суточный круг богослужений.
    Например, перед литургией в монастырях обязательно читаются Часы (это небольшая служба, которая включает в себя чтение определенных молитв и отдельных псалмов), а в большинство дней служится еще и полунощница, которая может начинаться и в 6 утра, и раньше.

    Кроме того, устав некоторых монастырей предполагает еще, допустим, и ежедневное утреннее чтение акафистов, и молитвенное правило, которое также будет проходить в храме. Поэтому в некоторых монастырях утренние службы, по факту, растягиваются на несколько часов, а Литургия, как и полагается, венчает этот цикл.
    Это не значит, что причащающимся мирянам нужно присутствовать на всех монастырских службах — они предназначаются в первую очередь для насельников монастыря (монахов, послушников и трудников). Главное прийти к началу Литургии.

    Во сколько начинается вечерняя служба в церкви

    Как и в случае с утренними службами, конкретное время начала вечернего богослужения определяется уставом храма или монастыря (их всегда можно найти или на сайте или на дверях храма). Как правило, вечернее богослужение начинается в промежутке от 16 часов до 18 часов.
    Сама служба, в зависимости от дня или устоев того или иного храма, продолжается от полутора часов до трех. В монастырях в торжественные дни вечернее богослужение может продолжаться гораздо больше.
    Вечернее богослужение является обязательным для тех, кто собирается на следующее утро причаститься. Это связано с тем, что в Церкви принят суточный круг богослужений, который начинается вечером, а утренняя Литургия венчает его.
    Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
    И еще в Фейсбуке!
    Присоединяйтесь!

  2. илюминатор тв Ответить

    9.1. Что такое богослужение? Богослужение Православной Церкви – это служение Богу чтениями молитвословий, песнопениями, проповедями и священнодействиями, совершаемыми по Уставу Церкви. 9.2. Для чего совершаются богослужения? Богослужение как внешняя сторона религии служит средством выражения христианами религиозной внутренней веры и благоговейных чувств к Богу, средством таинственного общения с Богом. 9.3. Какова цель богослужения? Цель установленного Православной Церковью богослужения заключается в том, чтобы дать христианам наилучший способ выражения обращаемых к Господу прошений, благодарений и славословий; научить и воспитать верующих в истинах Православной веры и правилах христианского благочестия; вводить верующих в таинственное общение с Господом и сообщать им благодатные дары Святого Духа.
    9.4. Что означают православные богослужения по названиям?
    Литургия (общее дело, общественная служба) – это главное богослужение, во время которого происходит Причащение (Причастие) верующих. Остальные восемь служб являются подготовительными молениями к Литургии.
    Вечерня – служба, совершаемая в конце дня, вечером.
    Повечерие – служба после вечери (ужина).
    Полунощница – служба, предназначенная для совершения в полночь.
    Утреня – служба, совершаемая утром, перед восходом солнца.
    Службы часов – воспоминание событий (по часам) Страстной Пятницы (страданий и смерти Спасителя), Его Воскресения и Сошествия Святого Духа на апостолов.
    Накануне больших праздников и воскресных дней совершается вечерняя служба, которая называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» означает «бодрствование». Всенощное бдение состоит из вечерни, утрени и первого часа. В современных храмах всенощное бдение чаще всего совершается вечером накануне воскресных и праздничных дней
    9.5. Какие богослужения совершаются в Церкви ежедневно?
    – Во имя Пресвятой Троицы Православная Церковь ежедневно совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. В свою очередь, каждое из этих трех богослужений слагается из трех частей:
    Вечернее богослужение – из девятого часа, вечерни, повечерия.
    Утреннее – из полунощницы, утрени, первого часа.
    Дневное– из третьего часа, шестого часа, Божественной Литургии.
    Суточный круг Православного богослужения
    Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного церковных богослужений образуются девять служб.
    По немощи современных христиан такие уставные богослужения совершаются только в некоторых монастырях (например, в Спасо-Преображенском Валаамском мужском монастыре). В большинстве приходских храмов богослужения совершаются только утром и вечером с некоторыми сокращениями.
    9.6. Что изображается в Литургии?
    – В Литургии под внешними обрядами изображается вся земная жизнь Господа Иисуса Христа: Его рождение, учение, дела, страдания, смерть, погребение, Воскресение и Вознесение на небо.
    9.7. Что называется обедней?
    – В народе Литургия называется обедней. Название «обедня» произошло от обычая древних христиан после окончания Литургии употреблять остатки принесенных хлебов и вина за общей трапезой (или общественным обедом), который проходил в одной из частей храма.
    9.8. Что называется обедницей?
    – Последование изобразительных (обедница) – так называется краткая служба, которая совершается вместо Литургии, когда Литургию служить не положено (например, в Великий пост) или когда ее невозможно служить (нет священника, антиминса, просфор). Обедница служит некоторым изображением или подобием Литургии, по составу подобна Литургии оглашенных и ее основные части соответствуют частям Литургии, за исключением совершения Таинств. Причащения во время обедницы не бывает.
    9.9. Откуда можно узнать о расписании богослужений в храме?
    – Расписание богослужений обычно вывешивается на дверях храма.
    9.10. Почему не на каждой службе бывает каждение храма?
    – Каждение храма и молящихся бывает на каждом богослужении. Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона.
    9.11. Для чего бывает каждение в храме?
    – Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с молитвами верующих. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.
    9.12. Почему священники служат в облачениях разного цвета?
    – Группам церковных праздников усвоен определенный цвет облачений священнослужителей. Каждый из семи цветов богослужебных облачений соответствуют духовному значению того события, в честь которого совершается богослужение. Разработанных догматических установлений в этой области не существует, но в Церкви есть неписанная традиция, усваивающая различным цветам, употребляемым в богослужении, определенную символику.
    9.13. Что обозначают различные цвета священнических облачений?
    В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу, а также в дни памяти Его особых помазанников (пророков, апостолов и святителей) цвет облачения царский – золотой.
    В золотых одеждах служат по воскресным дням – дням Господа, Царя Славы.
    В праздники в честь Пресвятой Богородицы и ангельских сил, а также в дни памяти святых дев и девственников цвет облачения голубой или белый, символизирующий особую чистоту и непорочность.
    Фиолетовый цвет принят в праздники Креста Господня. В нем соединены красный (символизирующий цвет крови Христовой и Воскресения) и синий, напоминающий, что Крест открыл дорогу в небо.
    Темно-красный цвет – цвет крови. В красных облачениях проходят службы в честь святых мучеников, проливших кровь за веру Христову.
    В зеленых облачениях празднуется день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение), так как зеленый цвет – символ жизни. В зеленых облачениях совершаются также богослужения в честь преподобных: монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом, обновляет всю его природу и ведет к вечной жизни.
    В черных облачениях обычно служат в будние дни Великого поста. Черный цвет – символ отречения от мирской суеты, плача и покаяния.
    Белый цвет как символ Божественного нетварного света принят в праздники Рождества Христова, Богоявления (Крещения), Вознесения и Преображения Господня. В белых облачениях начинается и Пасхальная утреня – в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Белые ризы полагаются также для совершения Крещений и погребений.
    От Пасхи до праздника Вознесения все богослужения совершаются в красных облачениях, символизирующих неизреченную пламенную любовь Божию к роду человеческому, победу Воскресшего Господа Иисуса Христа.
    9.14. Что означают подсвечники с двумя или тремя свечами?
    – Это дикирий и трикирий. Дикирий – подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе: Божественное и человеческое. Трикирий – подсвечник с тремя свечами, знаменующими веру в Пресвятую Троицу.
    9.15. Почему в центре храма на аналое вместо иконы иногда лежит украшенный цветами Крест?
    – Так бывает на Крестопоклонной неделе Великого поста. Крест выносится и полагается на аналое в центре храма, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господа воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
    В праздники Воздвижения Креста Господня и Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня в центр храма также выносится Крест.
    9.16. Почему диакон стоит спиной к молящимся в храме?
    – Он стоит лицом к алтарю, в котором находится Престол Божий и невидимо присутствует Сам Господь. Диакон как бы возглавляет молящихся и от их имени произносит молитвенные прошения к Богу.
    9.17. Кто такие оглашенные, которых призывают выйти из храма во время богослужения?
    – Это люди некрещеные, но которые готовятся принять Таинство Святого Крещения. Они не могут участвовать в церковных Таинствах, поэтому перед началом самого главного церковного Таинства – Причащения – их призывают выйти из храма.
    9.18. С какого числа начинается масленица?
    – Масленица – это последняя неделя перед началом Великого Поста. Заканчивается она Прощеным Воскресеньем.
    9.19. До какого времени читают молитву Ефрема Сирина?
    – Молитву Ефрема Сирина читают до среды Страстной Седмицы.
    9.20. Когда уносят Плащаницу?
    – Плащаницу уносят в алтарь перед началом Пасхальной службы в субботу вечером.
    9.21. Когда можно приложиться к Плащанице?
    – К Плащанице можно приложиться с середины дня Страстной Пятницы и до начала Пасхальной службы.
    9.22. Бывает ли Причащение в Страстную Пятницу?
    – Нет. Так как Литургия в Страстную Пятницу не служится, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.
    9.23. Бывает ли Причащение в Великую Субботу, на Пасху?
    – В Великую Субботу и на Пасху служится Литургия, следовательно, бывает и Причащение верующих.
    9.24. До какого часа длится Пасхальная служба?
    – В разных храмах время окончания Пасхальной службы разное, но чаще всего это происходит от 3 до 6 часов утра.
    9.25. Почему не на Пасхальной седмице во время Литургии всю службу бывают открыты Царские врата?
    – Некоторые священники награждаются правом служить Литургию с открытыми Царскими вратами.
    9.26. В какие дни бывает Литургия Василия Великого?
    – Литургия Василия Великого совершается только 10 раз в году: накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня (или в дни этих праздников, если они приходятся на воскресенье или понедельник), 1/14 января – в день памяти святителя Василия Великого, в пять воскресных дней Великого поста (Вербное воскресенье исключается), в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. Литургия Василия Великого от Литургии Иоанна Златоуста отличается некоторыми молитвами, большей их продолжительностью и более протяжным пением хора, поэтому и служится она немного дольше.
    9.27. Почему не переводят богослужение на русский язык, чтобы сделать его более понятным?
    – Славянский язык – это благодатный одухотворенный язык, который святые церковные люди Кирилл и Мефодий создали специально для богослужения. Люди отвыкли от церковнославянского языка, а некоторые просто не хотят его понимать. Но если в Церковь регулярно ходить, а не заходить изредка, то благодать Божия коснется сердца, и станут понятными все слова этого чистого духоносного языка. Церковнославянский язык за счет своей образности, точности в выражении мысли, художественной яркости и красоты гораздо более пригоден для общения с Богом, чем современный искалеченный разговорный русский язык.
    Но главная причина непонятности заключается все же не в церковнославянском языке, он очень близок к русскому – чтобы полноценно его воспринимать, нужно выучить лишь несколько десятков слов. Дело в том, что даже если бы перевели все богослужение на русский язык, люди все равно ничего в нем не поняли. То, что люди не воспринимают богослужение, является языковой проблемой в самой меньшей степени; на первом месте – незнание Библии. Большинство песнопений – это высокопоэтическое переложение библейских сюжетов; без знания источника понять их невозможно, на каком бы языке они ни пелись. Поэтому кто хочет понимать Православное богослужение, тому надлежит, прежде всего, начать с чтения и изучения Священного Писания, а оно вполне доступно на русском языке.
    9.28. Почему во время богослужения в храме иногда гасят свет и свечи?
    – На утрени во время чтения шестопсалмия в храмах погашаются свечи, исключая немногих. Шестопсалмие – плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Отсутствие освещения, с одной стороны, помогает размышлению о читаемом, с другой – напоминает о мрачности греховного состояния, изображаемого псалмами, и о том, что грешнику не к лицу внешняя светлость. Обставляя так это чтение, Церковь хочет расположить верующих к самоуглублению, чтоб, вошедши в себя, вступили в собеседование с милостивым Господом, не хотящим смерти грешника (Иез.33:11), о самонужнейшем деле – спасении души через введение ее в должные к Нему, Спасителю, отношения, нарушенные грехом. Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.
    9.29. Какие псалмы входят в шестопсалмие и почему именно эти?
    – Первая часть утрени открывается системой псалмов, известной под именем шестопсалмия. В состав шестопсалмия входят: псалом 3 «Господи, что ся умножиша», псалом 37 «Господи да не яростию», псалом 62 «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю», псалом 87 «Господи Боже спасения моего», псалом 102 «Благослови душе моя Господа», псалом 142 «Господи, услыши молитву мою». Псалмы выбраны, должно быть, не без намерения из разных мест Псалтири равномерно; этим они представляют ее всю. Псалмы выбраны однородного содержания и тона, господствующего в Псалтири; именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую от увеличения преследований и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (псалом 102). Все эти псалмы надписаны именем Давида, исключая 87, который – «сынов Кореевых», и воспеты им, конечно, во время преследования со стороны Саула (может быть псалом 62) или Авессалома (псалмы 3; 142), отображая в себе духовный рост певца в этих бедствиях. Из множества псалмов подобного содержания выбраны сюда именно эти и потому, что они некоторыми местами своими имеют в виду ночь и утро (пс.3:6: «Аз уснух и спах, востах»; пс.37:7: «весь день сетуя хождах», ст.14: «льстивным весь день поучахуся»; пс.62:1: «к Тебе утренюю», ст.7: «поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя»; пс.87:2: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», ст.10: «весь день воздех к Тебе руце мои», ст.13, 14: «еда познана будут во тме чудеса Твоя…и аз к Тебе, Господи, воззвах и утро молитва моя предварит Тя»; пс.102:15: «дние его яко цвет сельный»; пс.142:8: «слышану сотвори мне заутра милость Твою»). Покаянные псалмы чередуются с благодарственными.
    Шестопсалмие  слушать в mp3 формате

  3. Cedora Ответить

    Это зависит от того, какая служба – простая, славословная, полиелейная, всенощное бдение или всенощное бдение с литией (перечисление в порядке торжественности, последующее богослужение включает в себя элементы предыдущего и добавляется что-то новое). Зависит от того, какой сегодня праздник. В Великий пост к вечерне могут добавить и великое повечерие. Это все церковные термины. Простая служба – самая короткая, примерно 1,5 часа, на ней меньше пения, чем на словословной. На славословной поется Великое словословие, а на простой читается. Пение занимает больше времени и служба дольше.
    На полиелейной службе (продолжается примерно 2-2,5 часа) в середине читается Евангелие и совершается помазание прихожан елеем, такая служба дольше словословной.
    Всенощное бдение, особенно с литией может продолжаться 3,5-4 часа, это самое торжественное вечернее богослужение, совершается накануне воскресенья и больших праздников.
    Также продолжительность богослужения зависит от того, насколько оно сокращается. Каноны на утрене должны читаться на 14 тропарей, реально читают на 6 или даже на 4. Псалтирь надо читать две кафизмы, но иногда сокращают до трех псалмов. Поэтому продолжительность вечерней службы в разных регионах и храмах может отличаться.
    В монастырях богослужение не должны сокращать и вечернее богослужение будет более продолжительным, чем в городских храмах.

  4. Madar Ответить

    Утро с первых веков появления христианства считалось благоприятным временем для молитвы. Человек, просыпающийся после ночного отдыха, должен обратиться к Богу с молитвами перед началом наступающего дня. В истории христианского богослужения утреня (молитва по утрам) могла начинаться с появлениями первых лучей солнца, далее следовала литургия, за которой верующие причащались святых тайн тела Христова. На большие праздники служба в храме проходила ночью накануне торжественного события. Всенощное бдение длилось несколько часов, а к рассвету начиналась литургия. Сейчас такая практика очень редка. Только в Рождество, Пасху и Крещение богослужение начинается ночью. В будние дни вечерня с утреней проводится вечером, а литургия начинается на следующий день с утра.

    Во сколько начинаются утренние богослужения в современных храмах

    В зависимости от дня недели, статуса храма и общего числа служащего в нем духовенства утреннее богослужение может начинаться в разное время. В больших соборах, где службы проходят ежедневно, в будние дни литургия начинается обычно в 8 или 9 часов утра. Существуют литургические периоды, когда не положено совершать евхаристию (Великий пост, кроме среды и пятницы, Страстная седмица до четверга). В это время в храмах проводится богослужение утрени, которое может начинаться в 7 часов утра. В монастырях практикуется еще более раннее начало служения Богу, так как продолжительность утрени или литургии значительно длиннее.
    В церковной богослужебной практике приписывается совершать литургию не позднее 12 часов дня. Для того, чтобы закончить приблизительно к этому времени богослужение начинается в 8 или 9 часов утра. Однако, существуют отдельные указания на то, что если литургия начинается вечерней, то евхаристия может совершиться и позднее. Так бывает в сочельники праздников Рождества Христова и Богоявления. Обычное же время начала утреннего богослужения в приходском храме – девять часов после полуночи.
    Особо хочется отметить то, что в больших соборах и храмах с многочисленным духовенством по воскресным и праздничным дням богослужение литургии может быть совершено дважды утром. Так, первая литургия называется ранней и начинается приблизительно в 6 или 7 часов утра. За это время человек может посетить храм перед началом рабочего дня (если это церковный праздник, пришедшийся на будний день), исповедаться и причаститься святых даров. После этого с чувством душевной радости от общения с Богом верующий может отправиться на работу.
    Вторая утренняя литургия называется поздней и ее начало обычно в 9 часов утра. Особое место в богослужебной практике Церкви занимают службы, в которых принимает участие правящий архиерей. Литургия при епископском служении представляет собой отдельно встречу владыки и саму службу. В подобных случаях начало богослужение может осуществиться в 9.30.

  5. favoritik Ответить

    Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы — это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:
    вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия;
    утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа;
    дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.
    Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.
    В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.
    На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.
    После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.
    В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.
    Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.
    Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.
    3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.
    6-й час (полдень) — время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

    Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.
    Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.
    Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два—четыре часа на приходах и три—шесть часов в монастырях.
    Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.
    В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.
    К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.
    Помимо ежедневных церковных служб (таких как утреня, или вечерня, или часы) совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие.
    Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением.
    О необходимости посещать храм Божий
    О устройстве храма
    О поведении в храме
    О богослужениях, совершаемых в храме
    О смысле всенощного бдения и Божественной литургии
    О поклонах и крестном знамении
    О священническом благословении
    О поминовении
    О просфоре, антидоре и артосе
    О святой воде
    О церковной свече
    О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон
    Твои первые молитвы

  6. Лайк ТВ флай Ответить

    Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
    Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.
    Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.
    Под катом разъяснение хода вечерни, утрени, первого часа.

    Вечерня
    Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.
    Вечерня, при всенощном бдении, начинается открытием царских врат. Священник и диакон молча кадят престол и весь алтарь, и клубы дыма кадильного наполняют глубину алтаря. Это безмолвное каждение знаменует начало творения мира. «В начале сотворил Бог небо и землю». Земля же была безвидна и пуста. И Дух Божий носился над первозданным веществом земли, вдыхая в него живоносную силу. Но еще не раздавалось творческого слова Божия.
    Но вот, священник, став перед престолом, первым возгласом прославляет Творца и Создателя мира – Пресвятую Троицу: «Слава Святей и Единосущней, и Животворящей, и нераздльней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». Потом он трижды призывает верующих: «Приидите, поклонимся, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и припадем Ему». Ибо «все чрез Него начало быть, (т. е. существовать, жить) и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1, 3).
    В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зло (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!
    Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.
    Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.
    Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая – и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.
    Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению:
    Миром Господу помолимся
    О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся …
    Помолимся Господу, примирившись со всеми нашими ближними, не имея ни на кого гнева или вражды.
    Помолимся, чтобы Господь ниспослал нам «свышний» – небесный мир и спас наши души…
    После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:
    Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
    Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет…
    Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми.
    Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет…
    Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…
    После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:
    Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…
    Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…
    Услыши мя Господи…
    Господи! к Тебе взываю: услышь меня…
    Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе…
    Услышь меня, Господи!..
    Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.
    Этот момент богослужения, начиная от закрытия царских врат, в прошениях великой ектении и в пении псалмов, изображает бедственное положение, которому подвергся род человеческий после грехопадения прародителей, когда вместе с греховностью появились всякие нужды, болезни и страдания. Мы взываем к Богу: «Господи, помилуй!» Просим мира и спасения душ наших. Мы сокрушаемся о том, что послушались нечестивого совета диавольского. Мы просим у Бога прощения грехов и избавления от бед, и всю свою надежду возлагаем мы на милость Божию. Диаконское каждение в это время, означает те жертвы, которые приносились в Ветхом Завете, а равно и наши молитвы, возносимые к Богу.
    К пению ветхозаветных стихов: «Господи воззвах:» присоединяются стихиры, т. е. песнопения новозаветные, в честь праздника.
    Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.
    При пении богородична (догматика), царские врата открываются и совершается вечерний вход: из алтаря северными дверями выходит свещеносец, за ним диакон с кадилом, а затем священник. Священник становится на амвоне лицом к царским вратам, благословляет крестообразно вход, и, по произнесении диаконом слов: «премудрость прости!» (значит: внимайте премудрости Господней, стойте прямо, бодрствуйте), входит, вместе с диаконом, через царские врата в алтарь и становится на горнем месте.
    Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: «Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).
    В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.
    Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.
    Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.
    Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.
    После песни: «Свете тихий…» поется прокимен, т. е. краткий стих из Священного Писания. На воскресной вечерне поется: «Господь воцарися, в лепоту (т. е. красоту) облечеся», а в другие дни поются иные стихи.
    По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии. Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.
    После прокимна и паремии диакон произносит сугубую (т. е. усиленную ектению: «Рцем (скажем, будем говорить, начнем молиться) вси, от всея души и от всего помышления нашего, рцем…»
    Затем читается молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…»
    После этой молитвы, диакон произносит просительную ектению: «Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте) вечернюю молитву нашу Господеви (Господу)…»
    В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов.
    Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.
    Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.
    После литии, а если она не совершается, то после просительной ектении, поются «стихиры на стиховне». Так называются особые, стихи, написанные в память воспоминаемого события.
    Вечерня заканчивается чтением молитвы св. Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля», затем чтением трисвятого и молитвою Господней: «Отче наш…», пением Ангельского приветствия Богородице: «Богородице Дево, радуйся…» или тропаря праздника и, наконец, по троекратном пении молитвы праведного Иова: «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», завершительным благословением священника: «Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием – всегда, ныне и присно, и во веки веков».
    Конец вечерни – молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) – указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.
    Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.
    Утреня
    Вторая часть всенощного бдения – утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.
    Начало утрени прямо указывает нам на Рождество Христово. Она начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастырям: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
    Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.
    После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.
    Затем громко и радостно поется краткая, со стихами, песнь о явлении Иисуса Христа в мир людям: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне!» т. е. Бог – Господь, и явился нам, и достоин прославления идущий во славу Господа.
    После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.
    По окончании кафизм, диакон произносит малую ектению, и затем совершается полиелей. Полиелей слово греческое и означает: «многомилостие» или «многое освещение».
    Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.
    Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:
    Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!
    Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!
    Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!
    т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век – всегда.
    При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.
    После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.
    В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого. (Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)
    После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.
    На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.
    По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, ,единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерь разруши«
    Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.
    После пения: «Воскресение Христово: поется еще несколько кратких молитвословий. Затем диакон читает молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя»… и после возгласа священника: «Милостью и щедротами»… начинается пение канона.
    Каноном на утрени называется собрание песней, составленное по определенному правилу. «Канон» слово греческое и значит «правило».
    Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная исполняется только в Великом посту.
    В составлении этих песней в особенности потрудились: св. Иоанн Дамаскин, Косма Маюмский, Андрей Критский (великий покаянный канон) и многие другие. При этом они неизменно руководствовались определенными песнопениями и молитвами священных лиц, а именно: пророка Моисея (для 1 и 2 ирмосов), пророчицы Анны, матери Самуила (для 3-го ирмоса), пророка Аввакума (для 4 ирмоса), пророка Исаии (для 5 ирмоса), пророка Ионы (для 6 ирмоса), трех отроков (для 7-го и 8-го ирмосов) и священника Захарии, отца Иоанна Предтечи (для 9-го ирмоса).
    Перед девятым ирмосом диакон возглашает: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим!» и совершает каждение храма.
    Хор в это время поет песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем… К каждому стиху присоединяется припев: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».
    По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).
    Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.
    После канона поются хвалительные псалмы – стихиры на хвалитех – в которых все творения Божии призываются к прославлению Господа: «Всякое дыхание да хвалит Господа…»
    После пения хвалительных псалмов следует великое славословие. Царские врата открываются при пении последней стихиры (в воскресение богородична) и священник возглашает: «слава Тебе, показавшему нам свет!» (В древности этот возглас предварял появление солнечной зари).
    Хор поет великое славословие, которое начинается словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея…»
    В «великом славословии» мы благодарим Бога за дневной свет и за дарование духовного Света, т. е. Христа Спасителя, просветившего людей Своим учением – светом истины.
    «Великое славословие» заканчивается пением трисвятого: «Святый Боже…» и тропарем праздника.
    После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.
    Утреня на всенощном бдении заканчивается отпустом – священник, обращаясь к молящимся, говорит: «Христос истинный Бог наш (а в воскресную службу: Воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш…), молитвами пречистыя Своея Матере, святых славных апостол… и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
    В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.
    Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения – первый час.
    Служба первого часа состоит из чтения псалмов и молитв, в которых мы просим Бога, чтобы Он «заутра услышал глас наш» и исправил дела рук наших в продолжении дня. Оканчивается служба 1-го часа победною песнью в честь Божией Матери: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице. Но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто неневестная.» В этой песни Божию Матерь мы называем «победоносным вождем против зла». Затем священник произносит отпуст 1-го часа. На этом заканчивается всенощное бдение.
    «Закон Божий», прот. Серафима Слободского.
    Источник

  7. Trashmin Ответить

    ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ
    Как правило, богослужение в церквах совершается ежедневно, особенно в дни Великого поста, чтобы предоставить верующим возможность исповедаться и причаститься Святых Таин. В больших приходах часто совершается две литургии – ранняя и поздняя. В сельских храмах богослужение обычно совершается лишь по воскресным и праздничным дням.
    В Церковном уставе указано время совершения каждодневных церковных служб. Так, Божественная литургия, за исключением определенных дней в году, не может служиться ни “прежде свитания дне, нижe по полудни”. Вседневная вечерня бывает “пред вечером мало”; малая – прежде солнечного захождения; великая – “по еже зайти солнцу мало”. В зависимости от времени года вечерня, совершаемая отдельно от утрени и Божественной литургии, бывает от 2 до 5 часов пополудни; совершаемая вместе с утреней – в 6-м – 7-м часу пополудни; и совершаемая вместе с Божественной литургией – около 12-го часа дня. Малое повечерие начинается “по еже вечеряти братии”. О великом повечерии, совершаемом в Великий пост не на бдении, в Уставе в начале последования говорится: “о часе 9-м свещевжигатель биет в било”, то есть в 3-м часу пополудни; а в конце последования замечается: “подобает и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамение дне, сиречь прежде сомрака”. Великое повечерие на бдении по Уставу бывает: на Рождество Христово и Богоявление – “при 10-м часе нощи”, то есть 4-м пополуночи; на Благовещение – “при 1-м часе нощи”, то есть 7-м пополудни. По служебнику полунощница совершается “во утреннее время, прежде осветения дне”. Вообще она может совершаться во всякий час ночи до утра. Утреня раньше всего совершается на день Пасхи. Хотя и нет строгого запрещения совершать церковные службы раньше или позже определенного для них времени, сообразуясь с характером праздника, временем года, местными условиями и потребностями верующих, не допускается произвола, так как по своему внутреннему содержанию и назначению каждая из них приурочена к определенному времени дня.
    Источник: Настольная книга священнослужителя

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *