Верба бьет не я бью будь здорова как?

16 ответов на вопрос “Верба бьет не я бью будь здорова как?”

  1. Lailv Ответить

    Я ещё слабо разбираюсь в обрядах, но зачем в Вербное воскресенье некоторые бьют вербой?
    Я, когда узнал, что так делают, не мог найти этому объяснения (христианских корней), кроме как языческого обычая. Зачем нужно бить вербой, чтобы человек был здоров? Откуда пошёл вообще этот обычай, объясните неучу, потому что пока что я испытываю от такого обряда очень неприятные чувства, связанные с ощущением присутствия язычества в этом.
    Интернет мне подсказал вот что:
    Затем нельзя не заметить, что предки наши в Вербную неделю наблюдали следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все легонько стегали ею друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». А кто просыпал заутреню, того стегали посильнее, тоже с приговоркою: «Верба хлес — бей до слез». Замечательно то обстоятельство, что, по народному поверью, самой священной вербе исстари приписывается особенная целебная сила, почему, следуя этому поверью, наши предки съедали со священной вербы по девяти шишечек (сережек), считая это предохранительным средством против лихорадки.”>Затем нельзя не заметить, что предки наши в Вербную неделю наблюдали следующее обыкновение: возвратясь из церкви по освящении вербы домой, все легонько стегали ею друг друга, приговаривая: «Не я бью, верба бьет». А кто просыпал заутреню, того стегали посильнее, тоже с приговоркою: «Верба хлес — бей до слез». Замечательно то обстоятельство, что, по народному поверью, самой священной вербе исстари приписывается особенная целебная сила, почему, следуя этому поверью, наши предки съедали со священной вербы по девяти шишечек (сережек), считая это предохранительным средством против лихорадки.http://pasxa.eparhia.ru/greatpost/statji/pmb/
    Принято хлестать вербой и своих детей, приговаривая: «Не я бью – верба бьет, верба хлест – бьет до слез». В некоторых местах существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, и, брошенная в пламя, останавливает действие огня, а воткнутая в поле – сберегает посевы. Распространено также верование, что всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы, что поможет прогнать его природную робость.http://www.uralweb.ru/news/daily/2006-04-13/news_id-264525.html
    Большинство календарных (и не только календарных) обрядов у славян – провоцирующего свойства, т.е. ставящих своей целью обеспечение обильного урожая, приплода скота, изобилия благ земных и т.п. Затем существует немало обрядов ограждающего, охранительного (апотропеического) свойства, защищающих от болезней, сглаза, козней нечистой силы и т.п. В этом их языческая сущность. Так, битье вербой мальчиков после обедни в Вербное воскресенье с приговором “Верба бйе, не я бью!”, известное у восточных славян (Полесье), воспринимается как забава или как добрый обычай, оживляющий весенний праздник в преддверии Пасхи. Церковный календарь закрепил за обрядом битья детей вербой воскресенье перед Страстной седмицей и тем самым во многом сохранил этот обряд, в котором приговор имеет вполне “языческую” концовку: “Будь здоров, как вода! Будь богатый, как земля, и расти, как верба!” Обряд, как и праздник, оказался подвижным (не приуроченным к определенной дате), но обряд битья скотины вербовой веткой в целях приплода скота закрепился за Юрьевым днем (23.IV. ст. ст.).http://www.pagan.ru/mith/_mithology01.php
    Такие цитаты меня только утвердили, что это просто языческий обычай. Ведь верба – это как символ жизни (после зимы воскресение), символ воскресения. Зачем же им шлёпать друг друга? Не лучше ли в таком случае просто обменяться самыми красивыми веточками?
    Разуверьте меня или научите уму разуму, а то я в следующий раз запросто в ответ захлещу ветками кого угодно приговаривая те самые слова, а потом скажу, что так и надо. 🙂

  2. Feriel Ответить

    Как говорится в Библии, именно в этот день Иисус въехал в Иерусалим, а его прибытие бурно приветствовалось людьми, которые верили, что тот поможет побороть несправедливость и восстановит благополучие.
    Заметим, что встречали Сына Божьего ветвями пальмы, которую в нашей стране заменила верба, которая также расцветает одной из первых.
    Сайт “24” предлагает Вам вспомнить, как празднуется этот день и какими приметами и обычаями он примечателен.
    Читайте также: Пасха 2018 в Украине: дата и традиции
    Будь большой, как верба!
    В воскресенье утром проходят церковные богослужения. В храмы принято заходить с ивовыми веточками, которые освящают.
    По народным обычаям, хозяева после богослужений в дом не заходят, а сажают на огороде по несколько ветвей, “чтобы росла Богу на славу, а нам, людям, на потребу (пользу – 24)”. Остальные же заносят в дом и ставят в красном углу под святыми образами.
    Правда, если кого-то видят в доме, кого не было в церкви, то в шутку бьют этого человека освященной вербой приговаривая:
    Не я бью, верба бьет,
    Пасха не далечко, красное яечко!

    Читайте также: Страстная неделя: что можно есть
    Кроме того, молодые парни и девушки бьют освященной вербой еще и возле церкви и по дороге домой. А во время такого интересного процесса они выкрикивают такое.
    Будь большой, как верба,
    А здоровый, как вода,
    А богатый, как земля!
    Отметим, что после “использования” освященную вербу в коем случае нельзя топтать ногами — это большой грех. И выбрасывать ее тоже нельзя.

    Светлый день

    Вербное воскресенье настолько наполнено положительной энергетикой, что в этот день осуществляются все сокровенные мысли и желания.
    Так, к примеру, если в Вербное воскресенье вспомнить о любимом человеке, то он в этот день появится.
    Также рекомендуется в Вербное воскресенье заняться пересадкой комнатных растений, и они будут отлично расти и привлекать в дом богатство, правда, растение необходимо сажать с толстыми листьями.
    А если утром в воскресенье вбить в стену колышек из вербы, это избавит человека от страхов и подарит ему решимость.

    Кроме того, впервые весной выгонять скот на пастбище стоит именно освященной вербой — “чтобы нечисть не цеплялась к животным”, а во время града ветки вербы, если их выбросить, даже могут непогоду остановить.
    Считается, что во время Вербного воскресенья необходимо находиться в кругу близких и родных, желательно в окружении семьи. А также лучше, чтобы в этот праздник вы находились в тихой и спокойной обстановке, потому что еще идет Великий пост.
    Читайте также: Пасхальные яйца: 9 интересных идей для окрашивания натуральными красителями (Инфографика)

    Запреты Вербного воскресенья

    Так как это время Великого поста, стоит воздержаться от активных развлечений, злоупотребления алкоголем и развлекательных мероприятий. Во время церковного праздника также не стоит увлекаться работой, а уделить больше внимания молитве и размышлениям о собственной жизни.
    Подчеркнем, что еда на столе должна быть скромной, без изысков и запрещенных во время поста продуктов. Исключение составляют рыба, растительное масло и немного красного вина.
    Нельзя в Вербное воскресенье готовить горячие блюда, поэтому хозяйки все блюда делают заранее. Накануне праздника готовят каши, гречневые блины выпекают постный хлеб и печенье для угощения за праздничным столом.
    По поверьям, в этот день также нельзя расчесывать волосы, чтобы не уменьшить здоровье и не навлечь на себя неприятности.
    Читайте также: Как выйти из поста без стресса для организма

  3. Meztibei Ответить

    В этот светлый церковный праздник отмечается Вход Господень в Иерусалим.
    Согласно Евангелию, Иисус Христос следовал из Вифании, где он совершил чудесное воскрешение Лазаря, в Иерусалим. Жители Иерусалима, узнавшие о необычном воскрешения Лазаря, радостно приветствовали Иисуса Христа, въезжал в город на осле, хвалебными словами: «Осанна!» (Спасение) и пальмовыми ветвями.
    С тех пор традиция освящать пальмовые ветви этого дня дошла и до наших времен. У славян вместо пальм стала использоваться ива, как священный символ жизненной силы и весны пробуждается, ведь почки ивы распускаются первыми. Считается, что через цветущие ветки вербы людям и животным передается здоровье, сила и красота, что есть в этом растении. Отсюда и название шестой седмицы Великого Поста — Вербное воскресенье.
    До восхода солнца нужно сходить в лес за ветками цветущей ивы, которые святятся в церкви или в этот же день на вечерней службе, или на утрени в Вербное воскресенье. Освященная верба обладает удивительные магические и целебные свойства. Принадлежит для здоровья и благополучия ударять веточками всех домочадцев, особенно детей, а также домашних животных. Можно также запаривать иву и добавлять в ванну, и даже есть почки ивы. Также с веточками вербы ходят друг к другу в гости, бьют и желают здоровья и благополучия в семье.
    Порка освященными ивовыми ветвями происходит утром Вербного воскресенья возле церкви или дома с приговорами:
    Верба красна, бей до слез, будь здоров!
    Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез!
    Не я бью, верба бьет,
    За неделю — Пасха,
    Будь большой, как ива,
    А здоровый, как вода,
    А богатый, как земля
    Верба хлест, бей до слез,
    Не я бью, верба бьет,
    Пасха не далечко, красное яичко
    Верба хлест, бей до слез.
    Первая — на счастье,
    Вторая — на причастье,
    Третья — на здоровье!
    Подготовил Андрей ПЕТРОВ, «Полтавщина»

  4. Bonn Ответить

    Как трудно”выбить” из людей языческие басни!
    Это Божий праздник и название его – Вход Господень в Иерусалим и назван он в честь событий произошедших более двух тысяч. А именно: Господь торжественно входил в город Иерусалим перед Своими Крестными страданиями.
    Древние иудеи, находясь под властью римского императора, надеялись, что Он освободит их от этого плена. И более того, они хотели с его помощью овладеть миром, чтобы править всеми людьми земли! Потому и встречали Его так торжественно: постилали свои одежды на землю, срезали ветви пальмы и восклицали “осанна”, что означает слава или хвала.
    А Господь въехал в город не на боевом коне, как императоры въезжали, а на молодом ослике. И тем самым показывая всем встречавшим, что Его цель другая: искупить всех людей от смерти и греха! А не только иудеев!
    В России пальма не растет, поэтому верующие люди срывают вербу,которая первая начинает цвести из всех деревьев, и несут ее в храм для освящения, чтобы верба дом ваш освящала Божией благодатью! Потому и другое название праздника – Вербное Воскресение!
    И все! Никого хлестать не надо – нет в этом никакого смысла!
    Ну, если только нахлестать провинившегося по месту ниже спины, чтобы поумнел и отошел от языческих обрядов, наговоров и всяких шуток-прибауток!))
    Всем здоровья!

  5. sicknees Ответить

    Все ближе и ближе конец Великого поста. Издавна особую радость приносили шестое воскресенье и последняя перед Пасхой неделя, которая имеет несколько народных названий: Чистый Жилистый, Белый, Вербный, Цветной (Кветный) неделю, Лазарева суббота и т.д..
    С нетерпением ждали последнего воскресенья поста дети, «ибо их праздник». Накануне, то есть в субботу, почти все сельские подростки шли на опушку, чтобы вдоволь заготовить ивовых веточек и принести их в церковь. В воскресенье у храма происходило посвящение красной ивы.
    Согласно христианскому учению в это время Спаситель Христос въезжал в Иерусалим на ослике, и миряне устилали перед ним дорогу пальмовыми листьями. Поскольку в Украине пальмы не растут, то их заменили ивовыми ветвями. Как мы знаем, это дерево издавна весьма уважаемое среди нашего народа, потому что оно первое извещает о приходе весны.
    Поэтому на Вербное воскресенье во всех церквях проходит торжественный обряд посвящения ритуальных галузочок. После богослужения, на которое собирались все жители села, «ибо грех не пойти в церковь, как святят вербу», — батюшка скроплював веточки освященной водой.
    Первыми пытались взять веточки дети, ведь кому достанется самая, «то будет счастливым». При этом следовало отщипнуть пушистого котика и проглотить, «чтобы горло не болело и не нарастали в нем шишки».
    Собравшись возле церкви, подростки поцьопувалы друг друга зелеными ветвями ивы, приговаривая: «Не я бью — верба бьет, недалеко красное яичко, за неделю — Пасха! Не умирай, не умирай — Пасхи ждите! ». Подобную обряды совершали между собой ребята: «Шутка бьет — не я бью, отныне через неделю будет у нас Пасха — красное яичко!».
    Было обычно, когда матери по очереди «били» освященными ветвями своих детей, желая им: «Не я бью — верба бьет: любой большой, как ива, а здоровый, как вода, а богатый, как земля».
    Люди возвращались с службы, втыкали большие ветви у дороги или на огороде, «чтобы освященное дерево пустило глубокие корни». От того, очевидно, украинские села всегда утопали в ивах, их приживляли сбоку битых путей, прудов.
    С ивы изготовляли разнообразные вещи хозяйственного назначения — корзинки, хлибничкы, детские столики, устройства для копчения рыбы (верши), сушници, плетеные кресла и другое. Кроме дорог и дворов, иву высаживали в поле возле колодцев, чтобы вода всегда была чистой и холодной, на песчаных холмах и яровищах, чтобы остановить эрозию почв и песочные бури, рядом рек, чтобы укрепить берега от оползней и заиления.
    Вербное воскресенье было своеобразным днем ??массового высаживания этого дерева. Посвященные ветви затыкали также в хлеву и конюшни, «чтобы нечисть не правили, а шутка защищала дом, хлев, двор от грома и пожара». Остальные же клали за образы в углу. Считалось, что это дерево очень целебные от многих недугов и имеет большую магическую силу.
    Выгоняя впервые коров на пастбище, их обязательно благословляли святой вербой, «чтобы нечисть не цеплялась к животным и не теряла стада».
    Сохранены в углу ивовая ветвь оберегала дом от молний. Если поступала грозовая туча, ее клали на порог или поджигали кусочек древесины, полагая, что это поможет «остановить град и отвлечь пожар».
    Очевидно, что и обряд «битья» также обладал магической силой, с помощью чего пытались передать детям благородные желания — рослый, крепкого здоровья и щедрого богатства. Но при этом напоминали: «Верба красна (святили только этот вид — Прим.) Бьет напрасно, ива белая бьет за дело».
    После Вербного воскресенья нередко возвращалось похолодание. Об этом напоминают и именные пословица: «Придет неделю Вербовой — бери виз дубовый. Дует Вербич — кожух тербич. Пришел Вербич, два кожуха тербич. Пришла Вербниця — назад зима вернется ».
    Подготовил Виктор ГРИЦЮК.

  6. Math Ответить

    …Нынче с особым удовольствием побывал на празднике Чыл Пазы. Всё смешалось, перепуталось в вихре праздника! Чего тут только не было! И везде народ, народ, народ… И вдруг я увидел скромно сидящую на стульчике под тополями девушку, а перед ней, на самодельном столике, пучки белой пушистой вербы.
    Она, девушка эта, в голубой шапочке, одна только предлагала вербу, что первой напоминает нам своим лесным медовым запахом о приходе весны. Я невольно остановился, вспомнив о Вербном воскресенье. Когда же оно будет-то? И переадресовал этот вопрос девушке. «Да скоро, — приятно улыбнувшись, скромно ответила она. — Уже 21 апреля…»
    Я вспомнил свой прошлогодний поход за вербами — там, в любимом мною Ермаковском районе… День выдался тогда яркий, но предгорья Саян есть предгорья Саян. Чудное сочетание получилось: на календаре — апрель, солнце уже ласкает по-майски, а снежных валунов ещё — как в марте. Проталины здесь, в пойме Ои, редки, и те полны талой водой — не наступить. А снег, с виду такой крепкий, как подмоченный, но успевший высохнуть сахар, — хрясь! — проваливается вдруг под ногой, и ты — по колено в холодной талой воде. Но вот тянет-таки добраться до обнажившегося берега Ои, постоять, посмотреть на мутную, набирающую весеннюю силу воду. По траве бегут переливчатые полупрозрачные ручьи, и мини-водопадики булькают в широко шумящую муть поднявшейся Ои. Пахнет в прохладном воздухе берестой, трепещущей язычками на ветерке, мокреющим в листопадной луже тальником и даже, кажется, медуницей.
    Утром ещё на опушке, что за просыпающимся селом, увидел я, по-детски вздрогнув в душе от радости, нежный взрыв: зелёный-зелёный на белом снегу, среди кротких проталин, высокий вербный куст. Он так манил к себе своей художественной изящностью, что я в который раз понял, за что мы, взрослые, любим весну.
    И пошёл я, невзирая на мокрый проваливающийся снег, на живописный берег Ои, где у берёзовой рощицы и тальниковых зарослей, на небольших взгорках, давним семейством растут пушистые вербы. Ох, и рано они нынче заневестились, доверчиво обрадовавшись по-майски нежному солнцу — здесь, под прибрежной горой, — это в самом-то начале сибирского апреля. Но жизнь не остановить. Вижу: за грязными колеями, оставленными с осени машинами, что возили с поля кукурузу, под раскидистыми кустами на синевато-рыхлом льду насорено, как деньгами, запашистыми вербными серёжками. Видать, это ночной ветер заигрывал с гибкими, весёлыми вербочками.
    Иду, без огорчения чертыхаясь, по снежно-мокрой тропке. И вот они справа снова, вербы. Но не стройно-тонкие, а какие-то покорёженные, узловатые, толстые и короткие в стволе. Наверное, оттого, что в прохладном тесном овражке растут? И серёжки этих верб оказались другие — бархатно-чёрные, но тоже по-своему симпатичные.
    Бесконечна природа в своей выдумке! На выходе из овражка, поближе к Ое, скрывающейся за рослыми кустами калины, три вербы пушились уже серенькими серёжками. И стволы этих кустистых верб были вытянутые и светлые, не как в овраге — мокро-чёрные. Передо мной стояла серебристая верба.
    Ещё несколько неловких прыжков, хлюпанья по снежной талой воде — и я на подсохшей от солнца и ветерка полянке. Вот это да, вот это да! Среди холмиков с блёклой травой, чуть впереди меня, не верба — настоящая царица. Многоствольная, стройная, высоченная и золотистая. Серёжки — в нежной солнечной пыльце, на запах медовые. Притягиваю ветку, пушистую и щекочущую, к лицу — земной рай! Не хватает только звука грузных майских пчёл. Но они ещё не появились. Как колышет на ветру эту роскошную, с золотыми серёжками, вербу! На белизне снега и синеве неба она как сама нежность весенней земли.
    А чуть поодаль, над самой бегущей холодно-мутной водой Ои, стоит верба скромная — тоже с жёлтыми серёжками, но не золотистая, а как бы выцветшая. Это сколько же цветов и оттенков имеет наша сибирская верба? Я оглядываюсь: вон они, нежно-зелёные, чёрно-бархатистые, серебристые, золотистые, бледно-жёлтые… Почему я раньше отчётливо не различал такого сказочного разнообразия?
    … Я принёс домой букет, составленный из разноцветных вербных веток. А в центре прямо-таки водрузил несколько веток золотисто-медовой вербы-царицы.
    Душа по-тихому ликовала. Не знаю, кому-то понятна будет эта незаметная весенняя радость или нет? Ещё на улице одна пожилая женщина, увидев мои мокрые, просящие «каши», поношенные зимние ботинки, неодобрительно покачала головой. Она заметила только это, а не веточный букет ароматных серёжек. Но кто мог в тот миг повлиять на моё почти майское настроение?
    И как будто из сказочного сна детства зазвучали в моей обласканной солнцем душе слова, сказанные когда-то бабушкой в Вербное воскресенье: «Не я бью, верба бьёт, чистая, белая, будь здоров на весь год!»
    …Я вспомнил всё это и тут же, ещё не отойдя от девушки, продающей пучки белой пушистой вербы на гранатового цвета ветках, уже решил для себя, что накануне Вербного воскресенья непременно нынче схожу на растаявшую протоку реки Абакан, чтобы среди старых тополей и спящих ещё черёмух отыскать вербу — первую, дарящую нам цвет и медовый запах проснувшейся, с пением птиц и наконец-то греющего солнца, долгожданной весны.
    Валерий ПОЛЕЖАЕВ

  7. Agagrinn Ответить

    Не я бью, верба бьёт
    В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Существует легенда о том, что верба когда-то была женщиной, у которой было много красивых, сильных, здоровых детей. Но, как всякая женщина, она любила похвалиться своим потомством, и однажды она неосторожно сказала, что ее плодовитость выше, чем плодовитость Матери-Земли. Рассерженная Мать-Земля превратила ее в вербу с огромным количеством детей – пушистых почек, распускающихся ранней весной, когда другие деревья еще находятся в зимней спячке.
    Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтобы они набирались силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми. Женщины, желавшие иметь детей, должны были проглотить несколько почек вербы, освященной в церкви.
    По всей России был распространен обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга ветками, обычно произносили заклинание: «Будь здоров, как верба», «Расти, как верба». Некоторые заклинания строились так, будто не люди бьют друг друга ветвями вербы, а сама верба передает им свою силу и здоровье: «Не я бью, верба бьет», «Верба хлёст, бей до слез».
    Это подчеркивалось формулой, очень устойчиво сохранявшейся у всех восточнославянских народов: “Не я бью, вярба бъе! Хира у лес, а здароуя у косьти” .

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *