Верно ли что внутренний облик катерины сложнее чем у других героев?

16 ответов на вопрос “Верно ли что внутренний облик катерины сложнее чем у других героев?”

  1. RYXUSIS Ответить

    для своей пьесы автор выбирает
    многозначное название
    Природное явление
    Социальное столкновение
    Гроза как природное явление становится фоном, на котором разворачивается фи­нальная сцена пьесы.
    Столкновение убеждений консервативно на­строенных представителей более старшего по­коления со стремлением к свободе, возможно­сти выбора молодых героев пьесы.
    Гроза как обещание мучений на том свете за грехи – «гиена огненная».
    Нравственные проблемы:
    ? проблема человеческого достоинства;
    ? проблема сохранения личности в условиях деспотизма и морального угнетения;
    ? проблема честности, справедливости и спо­собности сделать выбор.
    Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что это невозможно.
    Роман И.С. Тургенева “Отцы и дети”
    1. Замысел романа
    ? Записки в Англии 1860 год: Базаров -«…не без цинизма, фраз и действительных способностей. Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает. Художественного элемента не имеет и не признает …Знает довольно много – энергичен, может нравиться развязностью, в сущности, бесплоднейший субъект — ибо без всякого энтузиазма и веры… Независимая душа и гордец первой руки».
    ? И. С. Тургенев в письме к Случевскому 14 апреля 1862 г.: «Я хотел сделать из него лицо трагическое – тут было не до нежностей».
    Сюжет и композиция
    В центре повествования – фигура Базарова. Все сюжетные линии тянутся к нему: в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Через взаимоотношения с героями автор раскрывает характер Базарова,
    Базаров
    и
    Аркадий Кирсанов
    Павел Петрович Кирсанов
    Анна Сергеевна Одинцова
    Родители Базарова
    Ситников и Кукшина
    Если расположить все события, происходящие в романе, в один ряд, то получится следующая закономерность:
    Первый круг
    Приезд в Марьино
    (М)
    Вносит диссонанс в привычный уклад жизни в имении Кирсановых. Базаров отстаивает свою теорию «нигилизма»: «…мы действуем в силу того, что признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрица­ние – мы отрицаем».
    Первая встреча с Одинцовой (О)
    Анна Сергеевна Одинцова встречает на жизненном пути Базарова, уверенного в том, что нет и быть не может любви. «Посмотрим, к ка­кому разряду млекопитающих относится сия особа», «…этакое бо­гатое тело, хоть сейчас в анатомический театр», – так отзывается Базаров об одной из самых красивых женщин.
    Приезд в имение родителей (Р)
    «…Я не понимаю, почему человек доживает до такого странного состояния, когда ему вдруг оказывается “нечего сказать” отцу и матери…» (М. Горький)
    «Водоразделом» между первым и вторым кругом послужила вторая встреча с Одинцо­вой (Базаров гостит у нее в имении). Герой испытывает растерянность от тех чувств, которые проснулись в его душе, а ведь он не верит в их возможность. Но чем дольше находится Евгений в гостях у Одинцовой, чем чаще происходят их встречи, тем сильнее оказываются чувства База­рова к Анне Сергеевне. Получается, что человек, уверенный в правоте и непоколебимости своих убеждений, «ломается» при первой же встрече с жизнью. Базаров выходит из «испытания любо­вью» обогатившим свою душу. Пусть открытие в себе способности любить стало для Базарова болезненным и непростым, он становится после этого более понятным и человечным.
    Второй круг
    Приезд в Марьино (М)
    Евгений отрицал принципы, а сам не сумел переступить через них и принял вызов Павла Петровича на дуэль. Его пренебрежение аристо­кратией оказалось лишь словами, а на деле он не смог подняться над предрассудками и убеждениями аристократов.
    Базаров заезжает к Одинцовой (О)
    Любовь героя отвергнута Анна Сергеевной, она напугана силой чувств, на ко­торые он оказался способен: «…Вы меня не поняли…» – говорит Одинцова.
    Базаров у родителей (Р)
    Евгений демонстрирует свое холодное отношение к родителям, тяго­тится их заботой и любовью, но скрыть привязанность и нежность к сво­им старикам перед смертью он не может.
    Если первый круг помогает понять нам положения теории нигилизма, то второй круг стано­вится кругом «развенчания» каждого из отрицаний Базарова. И, конечно же, самый сильный удар теории нигилизма и самому Базарову наносит любовь и сама жизнь.
    Теория Базарова
    Базаров – нигилист, он сам так себя называет. Его взгляды и теория отрицания вызывают разные чувства. Базаров подвергает отрицанию все:
    искусство
    «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» «Рафаэль гроша ломаного не стоит»
    природу как предмет для восхищения
    «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»
    любовь
    «белиберда»
    и даже…
    Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко госпо­дин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:
    – Мы отрицаем
    – Все?
    – Все.
    – Как? Не только искусство, поэзию… но и …страшно вымолвить…
    – Все, – с невыразимым спокойствием повторил Базаров. Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим катего­ричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.
    Основные конфликты в романе

  2. Islom Bek TM Master Ответить

    23 октября 2013 г.
    Автор: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №2», Перевозкина Елена Анатольевна.
    Цели
    :
    Выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «тёмному царству»; проследить, как формировался её характер, какие черты являются в нём главными, как постепенно развивался её конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно;
    Развивать речь учащихся, навыки литературоведческого анализа;
    Прививать интерес к изучению литературы и истории своей страны, формировать культурные и эстетические качества личности.
    Оборудование: мультимедийная презентация Интерпретации роли Катерины в постановках драмы А.Н.Островского «Гроза».

    Ход урока

    І. Организационный момент.
    II. Работа по теме урока.

    1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
    2. Вступительное слово учителя.
    Завязка «Грозы» определяется по-разному. А.И.Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е.Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины прийти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряжённой борьбы. Мы застаём героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.
    Сообщение учащегося «Речевая хар-ка Катерины»
    Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе её речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водица»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепнёт»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины:
    от песенного народного творчества – порыв к свободе, к счастью, свету;
    от церкви – самоотречение, смирение.
    Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в её речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе – её речь становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать? Сил моих не хватает. Куда мне деваться…»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, в которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации.
    3. Вопросы и задания для обсуждения (проверка домашнего задания)
    Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.- Почему мы не можем назвать ее ни “жертвой”, ни “хозяйкой”? Ответ в чертах ее характера.
    Возможен ли для Катерины путь Варвары?
    Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? (проверка домашнего задания: составлялись таблицы)
    В детстве
    В семье Кабановых
    “Точно птичка на воле”; “маменька души не чаяла”; “работать не принуждала”.
    “Я у вас завяла совсем”, “да здесь все как будто из-под неволи”.
    Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду.
    Атмосфера дома – страх. “Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?”
    Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой).
    Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие.
    Вывод. Для Катерины главное – жить согласно своей душе.
    Вывод. Для Кабанихи главное – подчинить, не дать жить по-своему.
    Общий вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.
    4. Вопросы и задания для обсуждения
    В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? Любовь – это и есть стремление жить по законам своей души.
    В чем сложность внутреннего состояния героини? Любовь к Борису – это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви – это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви – это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.
    5. Анализ эпизода (самостоятельная работа по группам): Как показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней.
    1 группа: сцена с ключом
    2 группа: сцены свидания
    3 группа: прощания с Борисом.
    Обсуждение анализа эпизодов:
    Сцена с ключом: “Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его”.
    Сцена свидания: “Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”
    Сцена прощания: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”
    Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь – всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.
    – Докажите, что смерть Катерины – это протест. Гибель Катерины – это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.
    Сообщение учащегося : «Исполнительницы роли Катерины» (мультимедийная презентация). Обучающиеся после сообщения должны ответить на вопрос: Какая интерпретация роли Катерины вам наиболее близка? Почему?
    ІII. Подведение итогов урока.
    Катерина отличается от других героев внутренней силой и свободолюбием, так как ее характер сформировался в других условиях. В детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре, поэтому только и не сломалась под давлением “темного царства”, смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.
    IV. Домашнее задание.
    Групповые задания:
    1гр. Слово о Добролюбове. Согласны ли вы с мнением Добролюбова, что Катерина – «луч света в тёмном царстве»?
    2гр. Согласны ли вы с пониманием характера Катерины Д.И.Писаревым?

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *