Во сколько месяцев ребенок начинает говорить мама?

1 ответ на вопрос “Во сколько месяцев ребенок начинает говорить мама?”

  1. sanchos71 Ответить

    Многие родители интересуются, сколько малыш должен знать слов в определённом возрасте. Когда он должен говорить так, чтобы его поняли другие. В основном это всё индивидуально и зависит от различных факторов — физиологических и психологических особенностей, воспитания. Но в основном разница у нормально развивающихся детей сравнительно не большая.

    В 1 год

    Малыш произносит первые слова, которые повторяет за взрослыми. Девочки начинают разговаривать на пару месяцев раньше, чем мальчики. Словарный запас составляет около 10 слов (сюда входят собственные варианты названий различных предметов, например машина – бип-бип, часы – тик-так, ходить – топ-топ). Сначала дети произносят слова в именительном падеже (мама, папа) и звукоподражательные (гав би-би, ко-ко).
    В полтора года, уже пытаются говорить предложениями из двух слов. Усваивают повелительное наклонение глаголов (дай, иди).

    К 2-ум годам

    Начинают употреблять формы множественного числа. Словарный запас состоит из 300 слов. В 1,5 – 2 года начинается первый период вопросов «Что это?». Таким образом, малыш познает мир вокруг себя, формирует свой словарный запас.

    В 3 года

    Ребенок начинает разговаривать предложениями, использует слова в различных падежах. Знает сколько предметов (много или один). Зачастую произносит слова неправильно, или сам придумывает новую форму. Очень часто мальчики употребляют по отношению к себе глаголы прошедшего времени в женском роде. С возрастом это проходит.

    В 4 года

    Ребенок уже должен разговаривать полноценными предложениями. Не использует звукоподражаний или неполноценных слов. Может пересказать сказку или бытовую историю. Разговаривает так, чтоб его понимала не только мама. Обычно в этом возрасте дети правильно не выговаривают -л-, -р-. На вопрос «Сколько?» отвечают называя цифру показывая при этом на пальцах. Чаще отвечают неправильно.

  2. zxczx Ответить

    Возраст
    Характеристики
    Что говорит малыш
    1 месяц
    Ребёнок общается при помощи крика;к концу месяца он начнет прислушиваться к окружающим звукам и реагирует на речь, которая к нему обращена
    Гласные звуки и сочетания, типа а-а, о-о, у-у, у-а и т.д.
    2-3 месяца
    Звуки приобретают эмоциональную окраску; к концу третьего месяца малыш начнет гулить и агукать; появляются новые интонации, кроха ждет ответной реакции
    Произносит нараспев гласные и согласные звуки, типа а-а, а-ги, а-гу
    3-5 месяцев
    Активно развивается гуление; ребёнок начинает лепетать и говорить первые слоги; увеличивается потребность в общении со взрослыми; кроха постепенно осваивает согласные г, к, х, б и п
    Различные звуки и сочетания в разном порядке, типа га, гу, агу, аги
    6 месяцев
    Начинает повторять слоги и понимать речь взрослых, что формирует пассивный словарный запас малышей; легко узнает близких и родных; лепетание похоже на настоящие слова, но они еще не осознаны, а являются звукоподражанием
    Повторяет и произносит цепочки из слогов, типа ма-ма, па-па, ба-ба
    7-8 месяцев
    Ребёнок откликается на свое имя, может изменять тембр и громкость голоса, формирует пассивный словарный запас; начинается формирование активного словарного запаса; малыш понимает обращенные к нему фразы
    Тянет звуки и чередует высокие ноты, подражает звукам животных, типа мяу-мяу, гав-гав, муууу и т.д.
    9-10 месяцев
    Осваивает новые звуки и начинает говорить первые легкие слова; владеет жестами, в т.ч. кивает головой, машет, показывает пальчиком на человека или на вещь
    Четко произносит слоги ла-ла-ла, та-та и т.д.; проговаривает до 10 односложных подражаний звукам
    11-12 месяцев
    Начинает осознанно говорить легкие слова; он понимает обращенную к нему речь, показывает части тела и лица, знакомых животных и людей
    Говорит легкие слова, среди которых мама, папа, деда, баба и т.д..
    1-1,3 года
    К первому году жизни активный словарный запас крохи насчитывает порядка десяти слов; в 1,3 года он расширяется до  15 слов
    Произносит и понимает легкие слова (мама, папа и пр.), названия игрушек, процессов и знакомые имена
    1,5 года
    Кроха знает порядка двадцати слов и начинает составлять фразы из двух слов; в речи ребенка появляются первые глаголы, но еще неправильно пользуется родами существительных, прилагательных, местоимений
    Говорит легкие слова и фразы, типа дай мне, возьми игрушку, зайчик серый, мишка упал и т.д..
    2-3 года
    Ребенок знает порядка 50 слов, составляет фразы и предложения, изменяет слова по падежам и числам; запоминает короткие стишки и потешки; кроха полностью понимает речь взрослого и может выполнить двойную просьбу (возьми игрушку и дай мне)
    Составляет фразы и легкие предложения, проговаривает свои действия и желания, например, я пошел гулять, я кушаю кашу, я хочу играть и т.д..

    Как научить ребенка осознанно говорить мама и другие слова

    Сопровождайте каждое действие словом мама. Например, мама пришла, мама кормит Сережу (имя ребенка), мама устала, мама варит кашу и т.д.;
    Играйте в игру “Где мама”. Закрывайте лицо руками и спросите ребенка, где мама. После полугода малыш легко понимает такие вопросы и даже показывает пальчиком на нужного человека или предмет;
    Когда гладите ребенка по голове говорите, что мама гладит дочку или сыночка;
    Используйте различные игры и упражнения для развития речи, мелкой моторики. С детьми старше двух лет можно начинать читать, учить и запоминать маленькие, короткие стишки. Хорошо помогает артикуляционная гимнастика и игры в ладушки с потешками;
    Когда ребенок скажет какое-либо слово осознанно, повторите это слово за ним и похвалите;
    Оценивайте и поощряйте любые прогрессы в речи малыша. Похвала – лучший стимул для развития;
    Чтобы научить ребенка, разговаривая с ним, смотрите малышу прямо в глаза;
    Чтобы малыш скорее научился говорить определенное слово, чаще повторяйте его;
    С помощью перечисленных рекомендаций ребенка также можно научить говорить такие слова, как папа, деда, баба, дядя, тетя и так далее. Для этого в семье старайтесь называть друг друга в третьем лице. Например, папа пришел; деда, баба, пойдемте кушать и так далее;
    Чтобы обеспечить правильное и полноценное развитие крохи, делайте обычный массаж и регулярно выполняйте водные процедуры, занимайтесь с малышом спортом и физическими упражнениями. Как делать массаж грудничку, смотрите здесь.

    Если ребенок не говорит

    У каждого малыша собственный путь развития. Это зависит от наследственности, темперамента и характера, половой принадлежности, условий развития и окружающей обстановки, режима дня и даже питания. Некоторые детки начинают говорить позже других, и в этом нет ничего страшного. Такое поведение часто характерно для спокойных и флегматичных малышей.

  3. dron145 Ответить

    Достижения до полугода

    В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
    К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
    В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса; Читайте о том, что должен уметь ребенок в 5 месяцев>>>
    Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой. Актуальная информация о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев>>>

    Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

    В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
    К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля; Узнайте, что должен уметь ребенок в 10 месяцев>>>
    В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов.  Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»; Важная информация о том, что должен уметь ребенок в год>>>
    С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

    Что говорит кроха с одного года до двух

    В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
    Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
    К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

    Что говорит ребенок на втором году жизни

    В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
    В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.  
    В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.
    Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

    Когда малыш начнет говорить

    Во сколько дети начинают говорить? Четких границ нет, есть только приблизительные, потому что каждый ребенок индивидуален.
    Взрослые не должны в присутствии малыша говорить на повышенных тонах, потому что в таком случае ребенок заговорит не скоро. Так что общайтесь между собой и с ребенком  ласково и нежно.
    Большая ошибка мам, приходящих ко мне на консультации, состоит в том, что они даже не дают возможности ребенку заговорить. У них настолько тесный и хороший контакт с ребенком, что стоит малышу повести бровью, как мама уже все поняла и бежит доставать нужную вещь.
    Где стимул для развития?
    Где трудности, которые ребенок преодолевает и за счет этого стимулирует речевые центры?
    Чтобы вам собственноручно не тормозить развитие ребенка, посмотрите  интернет-курс
    «Мой любимый малыш: секреты развития и воспитания ребенка до года»
    Благодаря этому курсу, вы научитесь:
    правильно организовывать пространство дома, чтобы ребенок развивался семимильными шагами;
    выстраивать правильные отношения, при которых ребенок чувствует себя спокойно и безопасно и может развиваться;
    общаться с ребенком так, чтобы стимулировать его речевые центры головного мозга и не столкнуться с диагнозом «задержка психического развития».
    Жмите на эту ссылку, переходите на страницу описания курса и определяйтесь с вариантом участия!

  4. Roman_29rus_ Ответить

    Существует календарь становления речи у детей. Важно сравнивать информацию, приведенную в нем, с фактическими данными ребенка. Надо учитывать, что все малыши разные.
    Есть ребята, которые быстро развиваются и начинают говорить раньше или в установленный срок. Но бывают дети, которые тяжело поддаются обучению, плохо усваивают новую информацию.
    У них становление речи может проходить немного дольше. В любом случае ребенок должен научиться говорить до трех лет. Если этого не происходит, то педиатры диагностируют задержку речевого развития (ЗРР).
    Симптомами такого состояния являются:
    молчаливость;
    замкнутость;
    общение преимущественно жестами.
    Признаки задержки речевого развития можно заметить на первых этапах. Для этого необходимо присмотреться к ребенку.
    Основные симптомы ЗРР:
    новорожденный не издает звуков;
    в четырехмесячном возрасте ребенок не гулит и не реагирует на обращения родителей. Малыш является пассивным в физическом плане;
    в 9 месяцев отсутствует интерес к музыкальным игрушкам. Ребенок не лепечет;
    в полуторагодовалом возрасте малыш не выговаривает простые слова, не знает своего имени и не интересуется окружающим миром;
    в 2 года ребенок не может ответить на несложный вопрос, не способен повторить легкую фразу за взрослыми;в трехлетнем возрасте не общается при помощи простых предложений.
    Если родители заметили описанные выше признаки задержки речевого развития у ребенка, то им необходимо посетить педиатра, проконсультироваться с отоларингологом, неврологом, психологом либо психотерапевтом. Доктор Комаровский не рекомендует откладывать решение проблемы молчаливости.
    В 3,5-4 года может возникнуть задержка психо-речевого развития. Она лечится уже гораздо сложнее. К сожалению, сегодня ЗРР наблюдается у многих детей. Причины могут быть достаточно разнообразными. Все они делятся на физиологические, психологические, социальные и патологические.
    К физиологической группе факторов задержки становления речи принадлежат:

    гипотрофия мышц органов артикуляции;
    недоношенность (дети, которые появились на свет раньше 37 недели, обычно отстают в развитии);
    асфиксия при родах;
    плохая наследственность (если один из родителей поздно освоит речевую коммуникацию, то не стоит удивляться, когда малыш также не начнет разговаривать рано);
    слабая деятельность головного мозга.
    К психологическим причинам ЗРР можно отнести:
    стресс;
    сильный испуг.
    Социальные факторы задержки речевого развития:
    в семье говорят на двух языках;
    родители мало общаются с ребенком;
    отсутствие мамы, папы, опекунов;
    педагогическая запущенность;
    гиперопека (мать предупреждает все желания ребенка, не стимулирует его самостоятельную речевую активность);
    чрезмерно информированная среда;
    невостребованность речи в семье (родители немного общаются не только с малышом, но и между собой);
    неблагоприятная атмосфера в семье.
    Патологическими причинами ЗРР являются:
    нарушения слуха (глухота, тугоухость);
    внутриутробная гипоксия;
    поствакцинальные осложнения;
    менингит;
    аутизм;
    внутриутробное инфицирование;
    энцефалит;
    синдром Дауна;
    перинатальная энцефалопатия;
    частые и длительные болезни в период новорожденности;
    тяжелое поражение головного мозга вследствие падения, ударов, некоторых заболеваний.
    Чаще всего ЗРР наблюдается при нарушении слуха. Как известно, становление речи происходит при непосредственном участии слухового аппарата. Малыш слушает определенные звуки, слова, сохраняет их в своей памяти, а затем произносит.
    Второй распространенной причиной ЗРР стоит назвать отсутствие внимания и общения родителей, обучающих занятий. Истинную причину ЗРР способен определить доктор после анализа условий жизни ребенка, осмотра и обследования.

  5. Zlata67 Ответить

    К 3 годам ребенок заговорит активнее. Он способен уже понимать и озвучивать сложные просьбы, формулирует вопросы, активно слушает сказки и способен сам их придумывать и рассказывать. Активный словарный запас состоит примерно из 50 слов. Ребенок продолжает еще использовать сокращения, заменяет слова более простыми в произношении.

    Что свидетельствует о задержке развития речи?

    Установить отставание речевого развития может только педиатр. Самостоятельно ставить диагноз не нужно.
    Признаком отставания являются затруднения с пережевыванием пищи. Это может свидетельствовать о неправильном развитии рта, что помешает крохе нормально разговаривать. Насторожиться следует, если рот постоянно открыт, из него вытекает слюна.

    Гиперактивность, неадекватное поведение, полное отсутствие желания общаться с окружающими (включая родителей, близких родственников) являются тревожными симптомами.
    Если трехлетний ребенок говорит невнятно, его речь непонятна окружающим, тоже может отмечаться задержка речевого развития.
    То, в каком возрасте дети проходят различные этапы формирования речи, тоже может указывать на наличие отклонений. Если ребенок слишком долго не произносит слов, не начинает говорить словосочетаниями к полутора годам, плохо понимает обращенную к нему речь, не гулил в младенчестве, следует принять меры.

    Причины задержки развития речи

    Речевой аппарат может развиваться неправильно из-за нарушений внутриутробного развития. Если мать вела нездоровый образ жизни, курила, употребляла алкогольные напитки, наркотические вещества или агрессивные лекарственные препараты в период вынашивания, у крохи могут возникнуть отклонения в физическом и умственном развитии, негативно влияющие на способность разговаривать.
    Негативно может повлиять заболевание. Если ребенок в раннем возрасте переболел инфекционным заболеванием, его развитие ненадолго замедляется. При отсутствии осложнений однако вскоре состояние нормализуется, кроха перестанет отставать от установленной нормы.
    Возможно недостаточное развитие ротовой мускулатуры. Дети при этом предпочитают мягкую пищу твердой, часто роняют еду. Возможная причина – раннее прерывание лактации: ребенок прилагает больше усилий, чтобы получить материнское молоко, чем при питье из бутылочки, что способствует укреплению мышц рта.

    Проблемы могут возникать с концентрацией внимания. Ребенку сложно сосредоточиться на словах взрослых, из-за чего кроха хуже запоминает сказанное, испытывает затруднения с воспроизведением.
    Могут наблюдаться нарушения слуха. Ребенок не слышит сказанное достаточно хорошо, не может воспроизвести, не понимает речь и не увеличивает пассивно словарный запас в младенчестве.

    Что делать, если малыш разговаривает плохо?

    Если отмечаются отклонения, отсутствие нужного уровня развития, когда ребенок должен начать говорить, нужно сходить к педиатру. Врач исключит медицинские причины или назначит подходящее лечение.
    Следует больше говорить с крохой с первых дней жизни. Сюсюкать при этом не нужно: ребенок должен слышать правильное произношение слов, чтобы в будущем произносить их без ошибок.
    Во время разговора следует пытаться заинтересовать ребенка: говорить нужно эмоционально. Вечером следует читать книги или рассказывать сказки собственного сочинения.
    При слабом развитии ротового аппарата подбирают специальные упражнения, помогающие укрепить слабые мышцы. Полезно дуть, свистеть, втягивать в себя воздух.

    Развитию умственных способностей поможет регулярная двигательная активность. Следует почаще танцевать с ребенком, петь, развивать мелкую моторику с помощью специальных игрушек, игр, пальчиковой гимнастики, массажа внутренней стороны ладоней.

  6. Kadmin Ответить

    Родителям и воспитателям детского сада следует четко знать признаки отклонений в развитии речевой функции. Это поможет вовремя определить нарушения и помочь ребенку. Признаки отклонений прописаны для каждого возраста, что объясняется быстрым развитием малыша до 2-3-летнего возраста.
    Признаки нарушений:
    В месячном возрасте ребенок не кричит накануне кормления.
    В 4-месячном возрасте малыш не может улыбаться, гулить.
    В 5 месяцев не ищет людей или предметы, которые называет мама, держа его на руках, не слушает музыку.
    В 7-месячном возрасте не узнает родственников, не может адекватно реагировать на интонации, не играет погремушками или музыкальными игрушками.
    К 9-месячному возрасту не лепечет, не повторяет слоги и слова за родственниками.
    К 10-месячному возрасту ребенок не мотает головой в знак отрицания, не машет рукой, когда кто-то уходит.
    К годовалому возрасту вообще не говорит и не лепечет, не выполняет простые задания.
    В 1 год 4 мес. невпопад употребляет слова «мама», «папа».
    В 1 год 9 мес. малыш не произносит 6 осмысленных слов.
    К 2 годам ребенок не показывает части тела (руки, ноги, голову, нос, глаза, пальцы), не способен выполнить сложные задания: «Сходи в комнату, принеси игрушку».
    К 2,5 годам малыш не понимает, чем отличается маленький и большой предмет.

    Рекомендации родителям при патологии речевой функции


    Отклонения могут заметить воспитатели детского сада, родители или врач педиатр. Очень важно родителям самим наблюдать за ребенком, больше читать книг о развитии дошкольников. Главным принципом в диагностике являются регулярные посещения врача педиатра. На первом году ходить к детскому врачу следует каждый месяц. На втором году жизни ребенка приводят к врачу 1 раз в квартал. Педиатр обязательно увидит патологию и скажет об этом родителям.
    При отставании в речевом развитии следует обратиться к неврологу и логопеду. Специалисты направят на обследование, чтобы выявить причину болезни. Логопед проведет логопедическое обследование, начнет занятия, даст рекомендации родителям по работе с дошкольником на дому.
    Чем раньше выявлены нарушения речевого и общего развития, тем легче устранить патологию.
    Консультация логопеда здоровым детям требуется с 3-летнего возраста, а затем ежегодно до 7 лет. Если отклонения обнаруживаются раньше, помощь специалиста показана до 3-летнего возраста.

    Помощь ребенку в речевом развитии

    Самому малышу очень сложно самостоятельно начать говорить, поэтому с ребенком нужно много заниматься. Следует больше разговаривать, проговаривать свои действия. Логопеды рекомендуют часто читать стихи, петь песенки и потешки. Малыш внимательно смотрит на губы родителей, запоминает артикуляцию во время произношения слов, поэтому нужно поворачиваться лицом к нему во время разговора. Следует говорить простыми фразами и предложениями, длинные фразы для крохи сложны.
    Нельзя сюсюкать с ребенком. Это мешает ему учиться правильно говорить. Произношение родственников должно быть четким и не очень быстрым, чтобы малыш улавливал разговор. Полезно проговаривать звуки животных и манеру их произношения. Пример: кошка – мяу, собака – гаф, барашек – бе и другие. Ребенок сначала начнет произносить кошку при помощи слова «мяу», а потом будет полноценно говорить слово «кошка».
    Логопеды советуют показывать с года картинки и проговаривать все, что нарисовано на них. Вместо картинок-карточек, подойдут любые детские книжки, которые нарисованы ярко и крупным планом. Ребенок будет визуально запоминать предмет или животное, пытаться его назвать.

  7. igor074 Ответить

    Этапы речевого развития
    Возраст ребенкаОсновные характеристики по общению
    От 1 до 2 месяцевСпособность дифференцировать звуки вокруг, различать речь окружающих людей. Карапуз в состоянии криком указать взрослым на дискомфорт. К концу 8 недели от рождения малыш учится улыбаться, может рассмеяться
    3 месяцаОтлично распознает родной голос мамы, понимает по интонации настроение. С помощью протяжных гласных начинает гулить, появляются первые сочетания гласных и согласных (А-ГУ, А-А, У-А)
    От 5 до 6 месяцевРебенок воспринимает обращенные к нему слова и фразы. Может лепетать, повторяя несколько раз слоги друг за другом ( БА-БА-БА, ВА-ВА-ВА и другие)
    7 месяцевГрудничок начинает говорить длинными цепочками слогов и звуков, слегка похожими на слова. Осознанно повторяет различные звуки
    1 годКроха в состоянии повторять или самостоятельно говорить первые слова: МАМА, ПАПА, ДАЙ. Сложные слова произносить трудно, поэтому она уменьшает количество слогов
    18 месяцевРеагирует в ответ на обращение к нему, легко общается простейшими словами. Ребенок способен сформировать предложение из неполных слов
    2 годаПериод, когда идет активное общение между крошкой и окружающими. Предложения состоят из 3 или 4 слов, используются окончания и приставки для разговора. С пониманием слушает взрослых, при объяснении слушается
    3 годаРечь у ребенка развита, разговор состоит из фраз. Задействованы разные части речи (местоимения, предлоги, прилагательные и другие). Если определенные звуки малыш говорит неправильно, это норма для возрастной категории

  8. GaRgOuLiEs Ответить

    Чаще всего дети, которые начинают рано (в 6-7 месяцев) говорить слово «мама», делают это неосознанно, и лишь к году ребенок завет маму осознанно, когда ему что-то необходимо.
    Основным условием нормального развития речи ребенка является достаточный объем живого общения. Развитие речи ребенка складывается из двух составляющих: пассивного владения словом (понимание чужой речи) и активного общения (говорение). И что важно, что без достаточного запаса пассивной лексики активная речь развиваться не будет.
    Однако многие мамы задаются вопросом, почему же их достаточно развитый ребенок никак не говорит слово «мама». Здесь возможны индивидуальные особенности развития ребенка, который имеет достаточно обширный пассивный словарный запас и не начинает пользоваться активным.

    Как научить ребенка говорить «мама»?

    Общаясь с ребенком, следует сопровождать свои действия словом «мама»: мама пошла, мама принесет и т.д.
    Играйте с малышом в развивающие речь игры: спрячетесь за ладошки и спросите у него «Где мама?». Обязательно поощряйте ребенка за правильный ответ похвалой.
    Старайтесь не предугадывать желания ребенка, пусть он сам учиться просить то, что ему необходимо, тогда он быстрее скажет свои первые слова.

  9. Cronprog Ответить

    Речь – это акт говорения, один из способов общения. Она включает в себя точную координацию мышечных действий языка, губ, челюстей и голосового тракта для создания узнаваемых звуков, составляющих язык. В развитии речи и слуха ребенок должен пройти ряд последовательных этапов, на каждом из которых он должен проявлять определенные достижения.
    Новорожденный до 3 месяцев:
    реагирует на звуки;
    успокаивается и улыбается, когда с ним говорят;
    Младенец улыбается маме
    плачет особенным образом, в зависимости от того, что его беспокоит;
    начинает мычать и издавать отдельные звуки.
    От 4 до 6 месяцев:
    следует за звуками глазами, пытаясь определить их источники;
    реагирует на изменения в тоне голоса матери;
    распознает объекты, производящие звуки;
    произносит некоторое количество простых слогов, таких как «ма», «ба», «па»;
    способен смеяться.
    От 7 месяцев до 1 года:
    поворачивает голову и смотрит, откуда происходят звуки;
    внимательно слушает, когда говорят взрослые;
    лепечет группы слогов «бабабаба», «папапапа», «мамамама»;
    подражает разным звукам речи;
    понимает некоторые слова и правильно ассоциирует их с предметами и действиями;
    общается с помощью жестов, например, поднимает руки;

  10. aliksasha Ответить

    Левши и правши

    Левшей и правшей нужно учить разговаривать по-разному. У мальчиков и девочек правшей правое полушарие несет ответственность за образное мышление, а левое за функционирование речевых центров. У детей левшей все наоборот.

    Левши начинают позже различать звуки. Иногда они начинают говорить раньше, но произносят непонятные слоги и слова. Они с трудом запоминают грамматические правила, но могут раньше произносить различные словосочетания и сложные предложения.

    Благоприятные условия для развития речи

    По данным научных исследований, удалось доказать тесную взаимосвязь развития речи у детей с их двигательной активностью. Родители должны играть со своими малышами в подвижные игры, ежедневно гулять на свежем воздухе, использовать пальчиковые и мимические игры. Полезно будет купить крохе развивающие игрушки, например, сортеры, шнуровки, музыкальные платформы, пианино и прочее.

    Нельзя упустить время

    Любые отклонения в речи у детей можно постараться исправить, главное, не упустить драгоценное время. Специалисты считают, что чем младше ребенок, тем легче исправить отклонения в речи. Конечно, это не касается случаев тяжелых психических отклонений и генетических заболеваний. Современная медицинская практика имеет в своем арсенале самые различные методики, позволяющие провести коррекцию нарушений речи в детском возрасте.

    Причины нарушения речи

    После двух лет ребенок начинает говорить слова и отдельные фразы, понимать значение этих слов и их важность для достижения тех или иных целей. К этому возрасту психика карапуза созревает и с помощью слов он уже может проявлять свое эмоциональное состояние. Иногда речь у детей нарушается, что возникает под влиянием различных причин.

    Плохое развитие мускулатурных функций в области рта

    Это нарушение имеет врожденный или приобретенный характер. При этом присутствуют такие симптомы, как выпадение пищи изо рта, дыхание через рот, обильное слюноотделение, предпочтение мягкой пищи, постоянно открытый рот.

    Для тренировки мышц рта родители могут предложить своему чаду такие упражнения:
    Купите сыну или дочке свисток, дудку, мыльные пузыри. Это своеобразные тренажеры, которые заставят кроху дуть и свистеть. Это повысит мышечный тонус, позволит натренировать волокна в этой области.
    Регулярно предлагайте своему чаду пить через соломинку. Это могут быть различные соки, чаи, морсы, компоты. Сосание также отлично укрепляет мышцы рта.
    Играйте с ребенком в игры, в которых нужно подражать, например, животным (мяуканье, лай, рычание). Эти упражнения хорошо повлияют на произношение звуков.
    Регулярные занятия быстро дают желаемые результаты. Родители должны запастись терпением и как можно чаще заниматься со своим малышом (не менее 2-3 раз в день).

    Недостаточная концентрация слухового внимания

    Это нарушение может стать причиной того, что карапуз не понимает длинные предложения. Для тренировки концентрации слухового внимания следует выполнять следующие действия:
    Часто читайте ребенку сказки, стихи. Произносите слова четко и эмоционально.
    Можно прочитать своему чаду стихотворение несколько раз, а потом заменить некоторые слова на другие. Пусть кроха скажет, что поменялось и назовет слова правильно.
    Используйте окружающие предметы. Постоянно говорите о том, что вы сейчас делаете. Например, «я беру тарелку», «я складываю игрушки».

  11. DOCA97 Ответить

    Речевой аппарат тесно связан со всем организмом маленького человечка, а не является какой-то автономно функционирующей его частью.
    Задержки в развитии речевого аппарата могут носить временный и патологический характер. Так, известно, что Эйнштейн заговорил в 4 года.
    Однако не нужно успокаивать себя и думать, что ваш молчаливый малыш – тоже маленький Эйнштейн: к году он должен произносить слова.
    Свои первые звуки малыш начинает воспроизводить сразу после рождения. В это время он пользуется своим язычком и небом. Ребенок широко открывает ротик и кричит громко, как оперный певец: использует для этого еще и мышцы живота (поэтому младенцы могут накричать пупочную грыжу). Первыми звуками грудничка является гласные “а” и “у”.

    Далее малютка, попавший в звуковую среду нашего мира, начинает различать интонационную окраску, обогащая свой плач гневными, жалобными или обиженными нотками.
    Так происходит формирование эмоциональной сферы маленького человечка, первый опыт социализации. Речевой аппарат формируется не сам по себе, а как следствие взаимодействия с окружающим миром (вспомните Маугли).
    Молчание вокруг грудничка, отсутствие коммуникации не способствует активному развитию младенца.
    В возрасте одного месяца кроха уже узнает голос матери, осознает ее заботу и внимание – и начинает пускать пузыри! Это тоже способ привлечения внимания к себе и попытка коммуникации с окружающим миром. Вместе с пузырями появляется и звуковое сопровождение – “гу, агу”. Его речь больше похожа на мелодичное пение из гласных звуков.
    Этот период очень показателен для развития речевого аппарата. Когда малютка начинает гулить, он готов осваивать новое звуковое пространство и воспроизводить звуки копированием. Мама должна всячески поощрять малыша на данном этапе становления речевого аппарата. Важно понимать: “гу” и “агу” – это первые слова младенца, доступные его несовершенному речевому аппарату.

    Пассивный словарный запас

    Как учить ребенка говорить? Важно понимать, что первые уроки развития речи осваиваются малышом только через копирование. Он имитирует все:
    мимику;
    движение губ;
    звуки.
    На данном этапе мать должна позаботиться о пополнении пассивного словарного запаса. Что это такое? Это слова, которые ребенок связывает ассоциативно с предметами. Мама показывает на кота и говорит: “кот” или “мяу”. У ребенка в сознании откладывается визуальный образ кота и звуковая привязка к этому образу. Он пока не может сказать слово “кот”, но в памяти эта информация останется.

    Чтобы образы и их звуковая характеристика откладывались в памяти крохи, чаще проводите с ним беседы и всегда сопровождайте свою речь показом предметов. С какого возраста можно формировать пассивный словесный запас? Примерно с полугодика, когда малыш начинает осознанно фиксировать взгляд на предметах и осмысленно изучает их с помощью пальчиков.
    В возрасте 6 месяцев малютка уже пытается выразить свое настроение, мысли и отношение к окружающим предметам с помощью звуковых комбинаций – но пока с его язычка слетают лишь непонятные “птичьи” звуки. Не стоит отчаиваться: со временем пассивный словарный запас примет активную форму. Сколько ждать? Время перехода пассивной словесной формы в активную зависит от родителей. С малышом необходимо:
    часто общаться;
    эмоционально хвалить за маленькие успехи;
    играть в развивающие игры по возрасту.
    Сколько раз повторять слова, чтобы маленькие дети их запоминали? Никто подсчет не вел, но не менее ста раз. Допустим, в течение дня вы показываете малютке кошку и говорите: “киса, мяу”. Даете ему игрушку и говорите: “миша, мишка”. И так постоянно. Для малютки выучить родную речь так же сложно, как ученику иностранный язык. Он больше понимает, чем может воспроизвести звучание речи.
    Комментируйте все свои движения и действия ребенка: так он освоит глаголы. Например:
    Оленька умывается;
    Саша кушает кашку;
    дай ручку маме.

    Называйте правильно все предметы. Дети в грудном возрасте не могут точно воспроизводить звучание слов, однако, это не повод для мамы тоже их коверкать. Если вы будете подражать малютке, он не научится произносить слова правильно.
    Во время произнесения слова смотрите малышу в глазки и четко артикулируйте слоги: малыш лучше усвоит новую информацию.

    Развивающие игры

    Дети легче овладевают информацией в игровом варианте. Можно придумать такие игры:
    где мама?
    повторение за ребенком слогов;
    изучение новых предметов пальчиками;
    пение песенок малышу.
    Игра “Где мама?” научает ребенка осознанно произносить слово “мама”. Спросите малютку: “Где мама?” и закройте лицо ладонями. Малыш будет пытаться разнять ладони, чтобы увидеть маму. Уберите свои ладони с лица и скажите радостно: “Вот мама!”. Такая игра нравится малюткам в грудном возрасте. Они начинают связывать слово “мама” с ее образом, и вскоре осознанно начнут это произносить.
    Повторение за грудничком его лепетания тоже носит обучающий характер. Малыш передвигается по манежу и с упоением лепечет: да-да-да-да-да или гм-гм-гм. Повторите за ним эти же слоги, а потом поменяйте гласные звуки: ди-ди-ди, гам-гам-гам. Можно поменять и согласные. Не ленитесь заниматься обучающими уроками с малюткой, считая это пустой тратой времени.

    Ученые доказали взаимозависимость между моторикой и речью. Дети уже с трехмесячного возраста начинают интересоваться игрушками, находящимися в кроватке или коляске, трогать их. Особенно любопытные дети пытаются захватить любые предметы, попадающиеся под руку: не важно, сколько и какие. Давайте малютке трогать и рассматривать разные предметы:
    круглые;
    квадратные;
    гладкие;
    из ткани;
    шуршащие.
    Развитие моторики пальцев ускорит развитие речевых навыков.

    Первое слово

    Когда ребенок должен начать говорить, во сколько лет? Обычно, двуслоговые слова (папа, баба, мама, дядя) дети осознанно произносят в возрасте 12-13 месяцев. Этапы становления речи можно охарактеризовать так:
    гуление: гу-агу;
    лепет: да-да-да, на-на-на;
    осмысленные двуслоговые слова: мама, баба, папа, дай.
    На втором году жизни словарный запас малютки значительно увеличивается, и он пытается изъясняться в доступной для несовершенного речевого аппарата форме. Например, вместо “молоко” скажет “ко”, а вместо “коко” – “км-км”. Свою речь малыш сопровождает показом.
    Например, он может сказать “дай км-км” и показать пальчиком на отварное яичко. Если малыш что-то требует, показывает пальчиком и кричит “дай”, но выразить в речи не может,- обязательно дайте этот предмет и уточните его название. Постепенно словарный запас будет пополняться.
    На третьем году жизни происходит разительная перемена в развитии речи малыша:
    ребенок уже научился составлять из слов предложения;
    кроха понимает вопросы “почему?”, “кто это?” и другие;
    он использует в разговоре разные части речи;
    понимает разницу между множественным числом и единственным.
    В этот период необходимо читать сказки, стихи, петь с малюткой песенки. Очень важно задавать такие вопросы, как “Где вы были с папой?” и “что Сашенька делал (видел) в парке?”. Подобные вопросы будут побуждать малютку активнее использовать свой словарный запас, ведь ему захочется поделиться впечатлениями.

    Молчание малыша

    Почему некоторые детки долго молчат? Причин может быть несколько:
    с малышом мало общались;
    физиологические особенности строения речевого аппарата;
    последствия родовой травмы;
    наследственные особенности;
    заболевание неврологического/психического характера.
    Не стоит бить тревогу, если ребеночек все понимает и выполняет просьбы родителей осмысленно, но при этом молчит. Такой особенностью отличаются мальчики. В 3-4 года ребенок заговорит обязательно.
    Долгое молчание может носить и наследственный характер, если кто-то из родственников отличился подобным в детстве. При некоторых особенностях строения речевого аппарата может возникнуть задержка в развитии речи: здесь необходимо вмешательство доктора.

    Последствия родовых травм тоже негативно сказываются на функциональности речевого аппарата. Подобную проблему может исправить специалист, как и заболевания психического и неврологического характера.

    Дефекты речи

    Когда стоит бить тревогу и показывать малютку специалистам? Своевременное “созревание” речевых навыков характеризует полноценность умственного развития малютки. В возрасте 6-7 лет малыш должен владеть культурой речи в объеме, позволяющем учиться в первом классе школы.
    Однако многие родители не придают развитию речевых навыков своего чада должного внимания. В результате, ребенок не сможет усваивать школьный материал и будет чувствовать себя ущемленным среди одноклассников. Так может сформироваться комплекс неполноценности. Бить тревогу необходимо, если существуют такие речевые дефекты:
    ребенок не произносит гласные звуки;
    малыш в 9 месяцев не понимает вопрос “Где мама?”;
    ребенок не говорит в два годика;
    к трем годам кроха не владеет фразовой речью;
    после трех лет малыш продолжает сокращать слова;
    малыш искажает слова до неузнаваемости.
    Большую тревогу должны вызвать и такие физиологические проявления у малыша:
    в три годика активно выделяется слюна;
    держит рот открытым и высовывает кончик языка;
    не может разжевывать еду и держит ее во рту;
    при разговоре появляются хлюпающие призвуки;
    произносит странные звуки, не похожие на нашу речь;
    поведение нельзя назвать адекватным;
    не хватает воздуха, чтобы произнести фразу;
    не смотрит в глаза;
    говорит гнусаво.

    Подобное состояние ребенка вызвано неврологическими отклонениями в развитии. Важно обратиться к неврологу вовремя, пока малышу еще три года. Своевременное обращение за помощью гарантирует выздоровление.
    Не следует полагать, что само собой все исправится. Возможно, ребенку необходимо показать и психиатру. Важно не упустить время и оказать маленькому человеку квалифицированную помощь. Дефекты неврологического и психического характера сами собой не исчезнут: лишь усилятся.
    Источник: https://RazvitieMalysha.ru/grudnichok/dostizheniya/vo-skolko-deti-nachinayut-govorit.html

    Когда малыш начинает говорить первые слова: агу, мама. В каком возрасте у ребенка появляются первые фразы

    Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей.
    Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова.
    Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.
    Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.

    Как развивается речь

    1 месяц
    Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.

  12. zasida1988 Ответить

    Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает Baby milestone: Talking гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».
    Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.
    Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется When Do Babies Start Talking? младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».
    Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.
    Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.
    Первое осмысленное слово появляется Онтогенез речевого развития в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).
    Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит Your Child Talking Timeline ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

    Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

    Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.
    Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.
    3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
    5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
    8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
    12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
    13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.
    Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

    Как помочь ребёнку заговорить

    Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

    1. Разговаривайте

    Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.
    Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
    Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
    Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
    Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
    Пойте колыбельные.

    2. Читайте вслух

    Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

    3. Слушайте

    Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

  13. kacper85 Ответить

    Английский философ, педагог и психолог XVII века Джон Локк в монографии о воспитании детей очень точно отметил, что сознание человека, его характер, культура, воспитанность и мышление зависят от того, что родители заложили в него до пятилетнего возраста.
    Наиболее важный период эмоционального и интеллектуального развития ребенка приходится на возраст до трех лет. Новорожденный с первых дней жизни реагирует не только на тактильное восприятие материнских рук, яркий свет, но и на звуки, тембр голоса матери и других людей, а главное — на интонации (известно, что самые ласковые слова, произнесенные с угрожающей интонацией, даже взрослого могут повергнуть в страх). Неспроста из глубины веков, из поколения в поколение передаются колыбельные песни, которые успокаивают, убаюкивают младенца. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение колыбельных или народных песен. Оно должно быть тихим, но разборчивым. Современная тенденция заменять мамино пение магнитофонными записями классической или популярной музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие концерты порой его просто оглушают.
    Обязательно откликайтесь на плач ребенка. В первые месяцы жизни он только так может вам сказать, что испытывает дискомфорт, что ему холодно, мокро или очень хочется есть. Кроме того, крик или плач — это еще и попытка общения. Малыш дает вам понять, что соскучился и хочет увидеть родное лицо.
    Говорите с грудничком буквально с самого его рождения, грамотно, медленно и четко произнося слова, без каких-либо сюсюканий. Неважно, что он еще не понимает смысл ваших слов, зато чутко реагирует на интонацию и прекрасно улавливает ее. Все действия — купание, переодевание, кормление и т. п. — сопровождайте подобием беседы. Например: “Сейчас я посмотрю, что тебе не нравится, почему ты вертишься, плачешь”. Речь должна быть неспешной, ласковой. Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Важно, чтобы малыш видел вашу мимику, движения губ. Особенно тщательно произносите звуки “о”, “и”, “е”. Именно их впоследствии многие дети проговаривают нечетко, иногда заменяя на другие — “у”, “э”. Из-за этого в школе они пишут слова с буквами “о”, “и”, “у”, “е” (“э”) с ошибками. Разговаривая с крохой, всегда помните о том, что на вас лежит ответственная задача — привить сыну или дочке врожденную грамотность. Благодаря активному общению в еще не дифференцированной слухоречевой памяти младенца закладывается та канва, на которой в будущем будет расцветать, вырисовываться речевой опыт ребенка, появится его первый лепет.
    Советую родителям вести дневник, записывая в него, когда малыш начал лепетать, когда заговорил, когда стал ползать, ходить, когда у него зарос родничок. Эти сведения при отклонениях в развитии могут понадобиться врачу-невропатологу или педагогу-дефектологу.
    Очень важно в самом раннем возрасте воспитывать у ребенка зрительное и слуховое внимание, предлагая ему найти направление звучащей игрушки (погремушки, пищащих резиновых зверюшек), перемещаемых по комнате громко тикающих часов и т. п. У трех-четырехлетнего малыша зрительное внимание формируется в процессе занятий с картинным лото или паззлами. Невнимательность у одних ребятишек объясняется их излишней активностью, неусидчивостью, несдержанностью, неумением слушать и наблюдать, у других, напротив, некоторой замедленностью, вялостью, несобранностью, неорганизованностью и рассеянностью. В школе эти трудности приводят к тому, что дети невнимательны на уроке, не могут следить за указаниями учителя, начинают импульсивно действовать, не дослушав до конца задание, поспешно или очень медленно его выполняют. Учитель всякий раз вынужден делать им замечания. В результате у ребенка пропадает желание учиться. Он становится стойко неуспевающим.
    Как только ребенок освоит хождение, учите его танцевать. Ритмичные движения способствует развитию слуха, а значит, и речи.
    Внимание ребенка-левши и его ориентацию в пространстве можно развивать, предлагая сначала показать предметы, нарисованные в книге слева от центра, затем в центре и справа. Умение контролировать слуховое внимание, вовремя тормозить двигательную активность отлично воспитываются в играх на поднимание и опускание рук на вопросы: “Кто летает?”, “Кто бегает?”, “Кто плавает?” и т.д. Например: “Птица летает? Диван летает? Бабочка летает?”. Ребенка надо учить быстрому переключению внимания при показе предметов обихода, частей лица, тела. К двум с половиной годам у детей бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: “Угадай загадку”, “Чьи это ноги?” (показывайте ребенку только нижнюю часть картинки с изображением какого-нибудь животного), “Узнай, кто я” (нарисуйте с помощью точек контур зверька или несложного предмета, попросите ребенка соединить все точки одной линией, чтобы узнать, кто же прячется в ваших точках). Привлекайте малыша к творчеству, предлагая порисовать или сочинить вместе сказку. С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. В этом возрасте он уже имеет представление о числе (один, два, много), способен наизусть запоминать стихи, работать с конструктором, “исследовать”, что у мишки в животе или как устроена машинка, ходить с коляской, подражая маме. Ему все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился. Осознает смену поколений и то, что какое-то событие было вчера, еще раньше или давным-давно и что очень многое еще должно случиться в будущем. Ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить любопытство малыша, ответить на все его “почему?”. Малышей в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке, о Емеле (“По щучьему велению”), так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с ребенком фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему стихи и сказки К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. В. Михалкова, сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например: “и лес, и дол видений полны…”. Еще до школы ему станут интересны рассказы о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче и др.), о подвигах народа, защищающего свою страну от чужеземцев. Он с удовольствием будет слушать мифы Древней Греции.
    Если к четырем-пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков “л”, “р”, свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые — мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе он может путать эти звуки. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно разрешить хотя бы за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.
    По методическим пособиям родители могут и сами помочь своему ребенку избавиться от некоторых дефектов речи (например, трехлетние малыши нередко вместо звука “ш” произносят звук “с”, вместо “р” — “л”). Начинать нужно с постановки отдельных звуков, применяя своеобразную гимнастику речевого аппарата.
    Ребенку пятилетнего возраста уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, об обитателях морей, рек и лесов, о звездах и планетах. Покажите ему на глобусе или географической карте, сколько континентов, морей и океанов на Земле, где находится страна, в которой он живет. Очень внимательно отбирайте передачи телевидения. Ни в коем случае не давайте смотреть своему чаду мультфильмы ужасов. Они нарушают сон ребенка, делают его нервозным.
    В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и о времени суток. Малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнает, например, что словом “клетка” обозначается не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье, что “в клетку” бывает тетрадь. Дошкольника уже можно познакомить с такими понятиями в языкознании, как синоним (слово, совпадающее или близкое по значению с другим словом, например, “путь” и “дорога”) и антоним (слово, противоположное по значению другому слову, например, “светлый” и “темный”). Однажды в рейсовом автобусе я наблюдала, как мама играла с шестилетним сыном в слова. Она произносила какое-нибудь слово и просила сына назвать слова, близкие или противоположные по значению. К прилагательному “быстрый” мальчик извлек из памяти слова “скорый”, “стремительный”, “проворный”, “бойкий”, “резвый”, а после непродолжительной паузы добавил: “шустрый”. Мама дополнила список словами: “шибкий”, “рьяный”, “прыткий”. Антонимов оказалось меньше: “медленный”, “тихий”, “черепаший”, “неторопливый”, “неспешный”. Потом последовали другие задания, и казалось, что в эту увлекательную игру мама с сыном могут играть бесконечно. Наблюдать за ними было очень приятно. Я подумала: этому мальчику будет легко учиться в школе, он явно не страдает бедностью речи, косноязычием.
    В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи “дирижируйте”, когда ваш малыш читает стихотворение, поет или танцует под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, но делайте все в виде игры.
    И последний совет. Всегда хвалите ребенка за его находчивость, усердие и трудолюбие и не ругайте за ошибки и промахи. Тогда он станет вашим другом, будет радовать вас своей любознательностью, наблюдательностью и хорошей успеваемостью в школе.

  14. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *