Во время поста можно ли пить пиво?

13 ответов на вопрос “Во время поста можно ли пить пиво?”

  1. Мохно74 Ответить

    Пост в христианской религии означает период времени, в течение которого верующим запрещается принимать пищу животного происхождения. Изначально смысл такого воздержания сводился к тому, что добровольный отказ себе в удовольствиях помогает достичь и духовного очищения. Поэтому алкоголь, как категория продуктов, так же присутствует в запретительном списке. Однако в этом случае имеется ряд исключений.
    Церковные каноны в умеренном количестве и в строго определенные дни разрешают пить красное вино. Но особое место в ряду исключений занимает пиво – до сих пор даже среди представителей духовенства нет единого мнения относительно употребления пенного напитка во время поста. Чем же обусловлены такие разногласия и можно ли пить пиво во время поста российским христианам?

    Позиция католичества

    Католики в этом вопросе едины – им употреблять пенный напиток разрешается. Это не значит, что во время духовной борьбы можно до краев наливаться пенным напитком. Умеренность — главное условие, которое в данном случае соблюдается неукоснительно.
    Но почему в католической традиции сформировалась такая позиция? Достоверных сведений на этот счет нет, но зато бытует одна интересная легенда. Как известно, пивоварение зародилось еще в Древнем Египте, откуда через Шумер и Ассирию технология изготовления напитка попала в Европу. В средние века главными пивоварами Европы стали монахи. Больше других этим искусством славились священнослужители христианских монастырей, расположенных на территории современной Германии и Франции. Именно здесь впервые применили хмель в качестве консерванта.
    Так вот, когда перед высшим руководством католической церкви встал вопрос о том, можно ли пить пиво во время поста или добрым христианам сие баловство не к лицу, группа монахов решила в некотором роде повлиять на ход обсуждений. Сделать это они хотели своеобразным способом – послав бочонок самого лучшего пива Папе Римскому, чтобы тот оценил качества напитка и сформировал собственное мнение.
    Однако в дело вмешалось провидение в виде непредвиденных обстоятельств. В дальней дороге послов застигла ужасная жара, а поскольку обеспечить необходимых условий хранения возможности не было, то к приезду в Рим напиток прокис. Попробовав доставленное пиво, главный католик, объявил, что употребление такого пойла не доставляет удовольствия и на этом основании разрешил пить пиво постящимся католикам.
    Так ли было в действительности или по-другому, не знает никто, но факт остается фактом – в католических традициях пиво считается постным продуктом, и употреблять его в ходе поста не воспрещается.

    А что же православные?

    А вот у представителей православной церкви относительно того, можно ли пить пиво во время поста, мнения расходятся. Одни богословы утверждают, что в пост нельзя употреблять алкоголь и никаких исключений в данном случае быть не должно. Другие согласны с ними в том, что в определенные дни воздержания разрешают пастве пригубить красного вина, ссылаясь, в свою очередь, на типикон – главный свод церковных правил, который регулирует вопросы, связанные с соблюдением постов.
    Оппоненты аргументируют позицию тем, что типикон составлялся в Иерусалиме – местности, где в те времена не готовили других алкогольных напитков, кроме вина. Естественно, что в таких обстоятельствах в данном своде церковных догматов не было упоминания о пиве. При этом сторонники употребления пива в пост уверенны в том, что если бы древние священнослужители знали об этом напитке, они обязательно разрешили бы пить его постящимся верующим в выходные и праздничные дни. На чем базируется такая точка зрения, сказать трудно – каждая сторона спора приводит свои доводы за и против, и каждый считает собственные аргументы наиболее убедительными.
    Следует также отметить, что помимо Великого поста, о котором наслышаны все, существует еще три многодневных — Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост. И три однодневных – Крещенский сочельник, Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня. Кроме того, постными днями являются все среды и пятницы в году.

    Золотая середина

    Так как же быть православным любителям пенного напитка? Можно ли пить пиво во время поста или лучше отказать себе в таком удовольствии? Ситуация такова, что поскольку среди духовенства преобладают две противоположные точки зрения, то каждый верующий вправе сам сделать выбор в пользу того или иного решения.
    Здесь важно понимать, что пиво, как к нему не относись, нельзя назвать продуктом, необходимым для нормальной жизнедеятельности. Без него вполне можно обойтись, поэтому делать трагедию из необходимости временного воздержания, думается, не стоит. Ведь смысл поста не в том, чтобы ограничить себя в конкретной пище, а в добровольном отказе от плотских удовольствий, что помогает укрепить духовные силы.
    Поэтому, с точки зрения логики, постящимся лучше временно отказаться от этой слабости. Притом, что большим любителям данного напитка позволено изредка баловать себя порцией пива в выходные дни и праздники, например, в Благовещение или Вербное воскресенье.
    Что вы думаете по поводу употребления пива во время поста? Балуете ли себя этим прекрасным напитком в эти дни? Делитесь своим мнением и опытом в комментариях!

  2. 4eBuRek Ответить

    Употребление спиртного в пост – тема, на которую сломано немало копий. С одной стороны, пост – время, когда нужно отказаться от многих удовольствий, с другой – как же это порой сложно! Сумятицу в умы вносят и многочисленные цитаты из Писания, содержащие похвалу вину. Но сперва выясним, о каком именно вине пишут Отцы Церкви и как они советуют его употреблять.
    Ещё в глубокой древности люди подметили, что от сырой воды можно заболеть. Но в старину кипяток был не так уж доступен: слишком дорого растапливать дровяную печь, чтобы приготовить чашку травяного отвара. В южных странах, где из-за жары проблема стояла особенно остро, люди приспособились обеззараживать воду вином.
    Сухое вино – напиток крепостью 9–16 градусов. Тех, кто пил неразбавленное вино, считали горькими пьяницами, даже на разводивших напиток в пропорции 1:1 в обществе смотрели косо. Нормальным считалось соотношение количества вина к количеству воды 1:2, а то и 1:4. Получалось питьё крепостью 2–4 градуса. Бедняки вместо вина добавляли в воду фруктовый уксус. Отсутствие у человека средств на покупку вина или уксуса расценивалось как признак крайней нищеты.
    Христианство зародилось на Ближнем Востоке, и в Церковном Уставе отражены местные реалии. Типикон, книга, регламентирующая порядок питания во время постов, написан на основе уставов палестинских монастырей (преимущественно обители Саввы Освященного близ Иерусалима), с учётом традиции Св. Горы Афон.

    Апостолы и теологи относились к вину как к продукту, поддерживающему силы и укрепляющему здоровье. Апостол Павел, обращаясь к своему ученику Тимофею, советовал ему: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1-е Тимофею, 5:23)».
    В Типиконе вино упоминается наравне с другими продуктами и напитками, к примеру, елеем (растительным маслом), квасом или укропом (травяным отваром). Так, если Благовещение приходится на Страстную Пятницу, то блюда с растительным маслом запрещены, но запивать пищу вином разрешается. В Великую Субботу: «Даёт братии по единому укруху хлеба, в пол литры хлебы и по 6 смоквей или фиников и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от мёда или от жита».
    Более того, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения…, или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». Однако это изречение нужно воспринимать не как позволение пьянства, но как предупреждение тем, кто гнушается вином во время причастия.
    Злоупотребление алкоголем в христианстве считается тяжким грехом. Тот же апостол Павел запрещал своей пастве «упиваться вином»: «Лучше не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14: 21). К умеренности призывал и Иоанн Златоуст: «Вино дано для того, чтобы быть весёлым, а не для того, чтобы быть посмешищем; дано для укрепления здоровья, а не для расстройства; для уврачевания немощей телесных, а не для ослабления духа».

    Особенности употребления алкоголя на Руси

    Когда христианство пришло в северные страны, оказалось, что местное население не знает вкуса вина, зато варит пиво. Иоанн Златоуст, основывавший обители в северных провинциях Римской империи, писал о необходимости внести изменения в устав в связи с более суровым климатом. Позже, в средние века, монахи Германии во время поста даже заменяли хлеб пивом.
    На Руси дозволение пить алкогольные напитки во время поста восприняли слишком прямолинейно, так что церковным властям пришлось вводить дополнительные запреты. Прп. Иосиф Волоцкий, XV–XVI в.: «Подобает прежде всего заботу и попечение иметь о том, чтобы не было в обители ни в трапезах, ни в кельях пития, от которого пьянство бывает». Св. Тихон Задонский, XIX в.: «Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось, для того, чтобы не подавать соблазна людям». Св. Феофан Затворник, XIX в.: «Христианам скорее идет – совсем не пейте, – разве только в крайностях, – в видах врачевания… Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

    Современные правила употребления алкоголя в пост

    Отцы Церкви советуют на время поста полностью отказаться от употребления алкоголя, кроме тех случаев, когда необходим приём лекарственных препаратов на спирту или вине. Однако в Типиконе перечислены дни, когда разрешается употребление вина или пива, другие вида спиртного в пост категорически запрещены.
    Мера жидкости, упоминаемая в Типиконе, – красовуля, то есть чаша объёмом 150–200 мл. Дозволяется выпить 1–2 красовули вина (пива). Учитывая, что имеется в виду только разведённое вино, 2 красовули – это даже чуть меньше одного современного бокала.
    В таких дозах вино или пиво в пост разрешены по субботам и воскресеньям, а также (даты приводятся по Григорианскому календарю):
    в Великий пост – на Благовещение (7 апреля);
    в Петров пост – в Праздник Преображения (19 августа);
    в Рождественский пост – в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в день памяти св. Николая Чудотворца (19 декабря).
    В обычное время постными днями, когда от спиртного необходимо отказаться, считаются среда и пятница (Типикон приравнивает их к Великому посту). Исключения делаются только для тех случаев, когда на эти дни выпадает церковный праздник. Если поститься по средам и пятницам каждую неделю, впоследствии легче будет привыкнуть к строгим ограничениям длительных постов.
    Отцы Церкви учили, что у каждого человека – своя мера послушания. Трудно не следовать принятым в обществе традициям и совсем не пить алкоголь в пост на светских праздниках. Но человек для того и наделён разумом и волей, чтобы избегать излишеств.

  3. Nilalas Ответить

    Священники разных религий соглашаются в одном: главное во время поста – не диета, а моральное очищение. Тем не менее, многих верующих, особенно тех, кто постится впервые, интересуют пищевые ограничения, в частности, можно ли пиво в пост.
    Историческая справка. Христианство зародилось на Ближнем Востоке, где единственным в то время алкогольным напитком было вино. О существовании пива древние иудеи не знали, а потому в Писании регламентировано исключительно потребление вина. Его разрешается пить только в определённые дни поста, причём обязательно разведённым водой.
    Некоторые православные священники считают, что к пиву вполне можно применить те же правила, которые в Писании относятся к вину. Логика в этом есть: крепость пива – 4-6 градусов, что вполне соответствует разведённому вину.

    Пиво в православный пост

    В зависимости от поста, православным позволено пить пиво в следующие дни:
    во время Великого поста – по воскресным дням, а также 7 апреля (в праздник Благовещения);
    в Петров пост – по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям;
    в Успенский пост – по воскресеньям и 19 августа (праздник Преображения Господня);
    в Рождественский пост – по воскресеньям, 4 декабря (праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы) и 19 декабря (День Святого Николая).
    В такие дни Уставом дозволяется выпить не более двух красовуль (красовуля – старинная мера жидкостей, равная 125 мл), то есть 250 мл. Поскольку безалкогольное пиво также содержит определённое количество алкоголя, это ограничение относится и к нему.
    Ни в коем случае нельзя трактовать разрешение как обязанность: «можно» не означает «нужно». В старину пиво использовалось в качестве лекарственного средства, восстанавливающего силы людей, ослабленных постом.
    Сейчас миряне очень редко придерживаются строгого поста, а пиво – далеко не продукт первой необходимости. Обычно священники настоятельно рекомендуют во время поста воздерживаться от всех видов спиртного, а сэкономленные деньги тратить на благотворительность.

    Пиво и католический пост

    Католические посты гораздо менее строгие, чем православные. По сути, католикам-мирянам категорически запрещается пить пиво в пост только в следующие дни:
    в Пепельную среду (первый день Великого поста);
    по пятницам во время Великого поста;
    в пятницу и субботу на страстной неделе;
    в Рождественский сочельник.
    В католической традиции пиво не относится к скоромным продуктам. Дело в том, что в Средние века лучшими считались именно монастырские пивоварни Германии и Бельгии. Немудрено, что монахи и сами частенько прикладывались к хмельному напитку, почтительно называя его «жидким хлебом».
    Суровостью средневековые монастырские уставы не уступали тюремным: зачастую во время поста братии запрещалось есть не только мясо и продукты животного происхождения, но и вообще твёрдую пищу. Хозяйство в каждой обители было большое, работа – каторжная, и сытное, бодрящее пиво, богатое витаминами B и С, буквально спасало людей от истощения. Более крепкий напиток, так называемое «пиво отцов», варили в мужских монастырях, пиво послабее – в женских. Во время поста монаху разрешалось выпить до 5 литров пива.
    Существует даже легенда, согласно которой однажды немецкое духовенство решило испросить у Папы Римского благословения пить пиво во время поста. Для этого оно послало в Рим бочонок хмельного зелья. От Германии до Ватикана – путь неблизкий. В пути пиво скисло.
    Папский престол в те времена обычно занимал знатный итальянец. Когда изнеженный патриций, привыкший к сладким виноградным винам, отведал присланного ему кислого мутного пойла, он пришёл к выводу, что нормальный человеку оно удовольствия доставить не может. Стало быть, если монахи из далёкой страны хотят пить эту бурду – пускай пьют.
    Пиво для католических монахов — жидкий хлебКак бы то ни было, но монастырское пивоварение в европейских странах процветало даже во время войн и благополучно дожило до наших дней, принося обителям хорошую прибыль. Поэтому католическое духовенство никогда особо не запрещало своей пастве пить пиво в пост. Естественно, речь не идёт о пьянстве: умеренность в еде и питье – одна из главных христианских добродетелей, причём не только во время поста.
    Пить ли пиво в пост каждый христианин решает сам. Если есть возможность, лучше обсудить этот вопрос со своим духовным наставником или священником.

  4. Mrs.АНАНАСЬКА Ответить

    Настоятель Богоявленского храма в селе Орлово (находится в Новоусманском районе Воронежской области) Алексей Лисняк ответил «Комсомолке» на вопросы о напитках, еде и поведении в пост.
    – Отец Алексей, в пост существует ограничение в принятии не только скоромной пищи, но и алкоголя. А можно ли пить безалкогольное пиво или кофе, которое вызывает привыкание?
    – Хочется ответить коротким диалогом из знаменитой гайдаевской комедии:
    – Как вы думаете, эти ягоды есть можно?
    – Можно. Только отравишься.
    Но я предлагаю вспомнить и о другом авторитетном мнении – апостол Павел говорит так: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Давайте запомним эту мысль, нам она пригодится. Для чего вообще мы постимся? Чтобы не есть колбасу и не пить водку? Вовсе нет. Мы постимся, чтобы пробудиться от духовной спячки, вспомнить о Боге и никогда больше о Нём не забывать. А режим постового питания – это первейшее средство для духовного пробуждения. Главные вопросы поста это не вопросы о выпивке, закуске и напитках вообще. Это вопросы именно об отношении с Богом. Всё, что мешает нам наладить с Богом добрые отношения, мы исключаем. А если сказать короче: человек должен стать господином своих желаний, а не рабом. Можно ли пить безалкогольное пиво? Можно. А нужно ли? Ответьте себе сами. Запрещает ли постовой устав употребление кофе? Нет. Но если вы чувствуете, что жажда кофе начинает господствовать над вами, сами сделайте для себя полезные выводы.
    – Скажите, допускается ли в пост пищевое разнообразие растительной пищи, если это, например, экзотические фрукты, овощи?
    – Устав постового питания не просто допускает употребление растительной пищи, но и предписывает её употребление. Но давайте снова вернёмся от занимательных вопросов о питании к вопросам о цели поста: пост – это не только время покаяния, усердных молитв, но и время благотворительности. Там где зародился великопостный устав, из-за отказа от мяса у христиан экономились деньги, и сэкономленные таким образом средства использовались для благотворительности. Об этом много написано у Иоанна Златоуста. Много ли мы сэкономим, если вместо мяса будем есть кашу и картошку с капустой? Много. А сэкономим ли, если мясо заменим экзотическими плодами? Ответ очевиден.
    – И как сохранить в пост хорошее настроение и любовь к близким?
    – Об отношении к близким во время поста сказано очень много. Тот же святитель Иоанн Златоуст, например, сказал, что не будет пользы от поста, если мы воздержимся от съедения птиц и зверей, но близких есть не перестанем. А покойный митрополит Киевский и всея Украины Владимир говорил, что главное в пост – не есть друг друга. Ну, а я бы опять от разговоров о еде вернулся к главному: если настроение управляет человеком, а не человек управляет своим настроением, то пора в жизни что-то менять. Пост – прекрасное для этого средство.

  5. Manalanim Ответить

    Исповедоваться и причащаться во время великого поста не только можно, но и нужно.

    Можно ли в пост масло?

    Масло — это молочный продукт, поэтому в пост не допускается употребление сливочного масла. А вот подсолнечное масло растительного происхождения, значит, можно употреблять его в пищу и в дни поста.

    Можно ли есть макароны в пост?

    Макароны в пост есть можно, но сначала лучше ознакомиться с составом, потому что там могут содержаться запрещенные в пост продукты.

    Пост: что можно есть по дням?

    Седмицы
    Календарь питания
    Великий Пост 2019: питание в первую Седмицу (11 марта — 16 марта)

    11 марта Чистый понедельник. Воздержаться от пищи.
    12 марта – вторник. Воздержаться от пищи.
    Для тех, кто имеет проблемы со здоровьем, а также для пожилых людей допускаются хлеб и квас во вторник после вечерни. Можно съесть хлеб с солью и выпить воду или квас (по желанию)
    13 марта –  среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (одно блюдо на выбор).
    Настой укропа или отвар ягод/фруктов с медом.
    Пищу принимают один раз в день, днем.
    14 марта – четверг. Воздержаться от пищи.
    15 марта – пятница. Запеченная или вареная горячая пища без масла один раз в день, днем.
    16 марта – суббота. Запеченная или вареная пища с растительным маслом дважды в день. Допустимы оливки и маслины. Допускается в небольших количествах виноградное вино без спирта и сахара, разведенное в горячей воде, но рекомендуется воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание во вторую Седмицу (17 марта — 23 марта)


    Первая неделя Великого поста (первый воскресный день поста). Торжество Православия
    В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    18 марта – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    19 марта – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    20 марта – среда.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    21 марта – четверг.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г). Один раз в день, около 15.00. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    22 марта – пятница.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    23 марта – суббота.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание в третью Седмицу (24 марта — 30 марта)


    24 марта – воскресенье.
    Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день поста). День памяти святителя Григория Паламы.
    Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
    25 марта – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    26 марта – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    27 марта – среда.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    28 марта – четверг.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    29 марта – пятница.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    30 марта – суббота.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной.

    Великий Пост 2019: питание в четвертую Седмицу (31 марта — 6 апреля)


    31 марта – воскресенье.
    Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная.
    В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином).
    1 апреля – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    2 апреля – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    3 апреля – среда.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С вином (одна чаша 200г). Одна трапеза в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    4 апреля – четверг.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    5 апреля – пятница.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    6 апреля – суббота.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание в пятую Седмицу (7 апреля — 13 апреля)


    7 апреля – воскресенье.
    Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день поста). День памяти богослова Иоанна Лествичника.
    Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую «Лествицу добродетелей», где показал ступени восхождения к духовному совершенству. («Лествица» от ст.-слав. «лестница». Варианты — Лествица райская, Скрижали духовные). Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12).
    Календарная память Иоанна Лествичника выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 4-м воскресеньем Великого поста.
    В день памяти Иоанна Лествичника выпекали «лесенки».
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    8 апреля – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    9 апреля – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    10 апреля – среда.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    В среду вечером в православных храмах совершается особая служба – «Мариино стояние». На этой службе единственный раз в году прочитывается целиком Великий канон Андрея Критского, который звучал по частям с понедельника по четверг первой седмицы Великого Поста и канон преподобной Марии Египетской.
    11 апреля – четверг. Стояние преп. Марии Египетской.
    В этот день, по древнему обычаю, поется последование Великого канона. Сочинил его преподобный Андрей тогда же, когда и святой Софроний, патриарх Иерусалимский, записал житие Марии Египетской. Великий канон и слово о преподобной Марии отец Андрей впервые принес в Константинополь, когда был послан патриархом Иерусалимским Феодором в помощь на Шестой Собор.
    На Стояние преп. Марии Египетской — горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (200г). Один раз в день, около 15.00. Некоторые уставы разрешают только вино, а елей (масло) не допускается.
    12 апреля – пятница.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    Перед праздником Похвалы Пресвятой Богородицы некоторые уставы разрешают вино. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    13 апреля – суббота.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание в шестую Седмицу (14 апреля — 20 апреля)


    14 апреля – воскресенье.
    Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день поста). День памяти преп. Марии Египетской
    Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    15 апреля – понедельник.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    16 апреля – вторник.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    17 апреля – среда.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00.
    18 апреля – четверг.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00.
    19 апреля – пятница, праздник Благовещения.
    Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.
    Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином. Допускается рыба. Один раз в день, около 15.00.
    20 апреля – суббота. Лазарева суббота.
    В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим
    Допускается рыбная икра до 100 гр. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

    Великий Пост 2019: питание в седьмую Седмицу (21 апреля — 27 апреля)


    21 апреля – воскресенье. Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста).
    Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой. Разрешается рыба. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    22 апреля – Великий Понедельник
    В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого).
    Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.
    Один раз в день, около 15.00.
    «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста».
    23 апреля — Великий Вторник
    В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого).
    Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.
    Один раз в день, около 15.00.
    «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста».
    24 апреля — Великая Среда
    В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16
    Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого).
    Из питья: укроп (горячий настой или отвар трав или ягод, фруктов) с медом.
    Один раз в день, около 15.00.
    «Якоже в 1-ю седмицу святаго сего Поста».
    25 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря
    В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии (Причащения). Мф 26,17-35, Мк 14,12-31, Лк 22,7-39, Ин 13-18
    По обычному (Палестинскому) последованию положено одно блюдо, но разрешается вкушение вареной пищи с растительным маслом.
    По Студийскому уставу предполагается одно вареное блюдо, но дополненное сочивом (любая каша) и бобовыми; без масла.
    По уставу Святой Горы Афон положено два вареных блюда с маслом и вином. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.
    26 апреля – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа
    В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
    Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца.
    27 апреля – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
    Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.
    В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи. Для остальных — 200-250г хлеба, 6 штук инжира или фиников и чашка вина, или кваса, или медового напитка. Или хлеб с овощами. Один раз в день, около 19.00.
    Окончание Великого Поста.

    Можно ли беременеть, зачинать ребенка в пост?

    Так как пост предполагает физическое воздержание и ограничение интимной жизни, не приветствуется зачатие ребенка в пост. Православные верующие не планируют в эти дни зачинать ребенка.
    Существует множество суеверий связанных с тем, что ребенок, которого зачали во время поста, несет на себе грех родителей, может болеть, нуждается в особом покаянии. Это не соответствует действительности и Церковь не вменяет в вину ребенку зачатие во время поста. Более того, Церковь допускает послабление в вопросах интимной жизни между супругами, если большим искушением, чем супружеская жизнь в пост становиться воздержание.

    Можно ли в пост соевое молоко и соевое мясо?

    Соевые продукты допускаются в пищу во время поста, потому что они — растительного происхождения. Но стоит задуматься о том, не обманываем ли мы себя, что постимся, если не ограничили себя ни в чем, употребляя такое молоко и мясо? Ведь пост — это не просто очень строгая диета, а духовный подвиг. В употреблении соевых продуктов в данном случае есть определенное лукавство. Во время поста мы забываем о пище телесной в пользу пищи духовной. Если употребляя соевые продукты, вы все же ограничиваете себя определенным образом, Церковь это допускает. Ведь невкушение той или иной пищи — не главная цель поста.

    Можно ли в пост заниматься спортом?

    Что можно в пост из физических нагрузок, можно ли заниматься спортом во время поста? Церковь рекомендует сократить физические нагрузки в дни поста, когда соблюдаются особенно строгие ограничения в пище, ведь это может навредить здоровью человека. Фактически же в пост нет строгого запрета на занятия спортом, каждый верующий решает этот вопрос индивидуально.

    Читать также о посте на Правмире:

    Великий пост
    Рецепты постных блюд
    Суть Великого поста

    Смотреть видео о том, что можно в пост:

  6. Umril Ответить

    Самыми искусными пивоварами в средние века были монахи, особенно во Франции и Германии. Напиток получался крепким и предназначался для монастырской знати, а тем, что получался послабее, угощали прихожан.Опыт пивоварения монахи передавали из поколения в поколение, совершенствуя вкус и технологию производства. В изготовлении пива они могли использовать различные травы, можжевельник, ягоды и даже грибы. Вопрос качества хмельного напитка был очень важен, ведь пиво помогало монахам выдержать длинный пост. Тогда и появилась поговорка “пиво -это жидкий хлеб”. Но, конечно, употребление напитка держалось в строгом секрете от Папы Римского.
    В 817 году на Аахенском церковном соборе употребление пива монахам было практически запрещено. В результате собора регламентировали дневную норму потребелния напитка: монаху разрешалось выпивать до 1 литра пива в день, не считая 0,5 литра сухого вина.Многие монастыри в Германии даже варили пиво на продажу, а пивоварня Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году, действует до сих пор и оборудована по последнему слову техники.
    Как правило, монахи варили пиво при обычной дневной температуре воздуха и не всегда использовали хмель.Они использовали дрожжи, которые вызывали спиртовое брожение, но крайне неумело. В итоге получался напиток с маленькой пеной, которая тут же оседала. На вкус такое пиво казалось выдохшимся, хотя и было только что сварено. Все эти ступени развития пивоварения, конечно, не сравнятся с современными. Но стоит отметить, что в некоторых монастырях Бельгии до сих пор монахи варят пиво по старинным рецептам, и специалисты подтверждают неповторимый вкус и высокое качество напитка.
    По правилам современного мира пиво можно употреблять в пост только по субботним и воскресным дням и в небольшом количестве. То же самое касается и вина – красное или белое сухое, по 0,5 литра. Знание меры это наука индивидуальная, но контролируемая. Поэтому, если вы строго соблюдаете пост, то лучше ограничить себя в алкоголе тоже.
    Ну а всех, кто соблюдает меру «выходного дня», ждем в наших фирменных точках и пабе за свежим пивом и вкусными закусками!

  7. Kagalar Ответить

    Посты делятся по нескольким признакам. По количеству дней они делятся на однодневные — обычно это третий и пятый дни каждой недели и многодневные. Последних насчитывается 4 штуки:
    Петров пост. Встречаются названия Апостольский или Петровский. Название пошло от Святых Петра и Павла и их поста перед проповедью. Продолжительность пост составляет 1,5 — 2 месяца, дата начала и конца связаны с проведением Пасхи. В это время необходимо воздерживаться от мясной и молочной продукции, на третий и пятый дни недели исключают и рыбу. Зато в выходные разрешено немного вина.
    Успенский пост. Название пошло от одноименного праздника Пресвятой Богородицы, иногда его сокращенно именуют Спасовкой или Спасом. Он проходит во второй половине августа и длится около 2 недель. Рацион здесь более строгий: нечетные дни недели (понедельник, среда и пятница) — сухоядение (можно есть только сырую пищу растительного происхождения), четные (вторник и четверг) — вареная еда без масла. И растительное масло, и вино можно покушать в выходные.
    Рождественский пост. Именуется также Филиппов пост или Филипповки. Он проходит с конца ноября по начало января (до Рождества Христова), его длительность составляет почти 1,5 месяца. Пост довольно строгий: полностью исключены мясо, молоко, молочные продукты и яйца. Также в нечетные дни недели необходимо придерживаться сухоядения, в четные разрешено порадовать себя горячим с добавлением подсолнечного или оливкового масла. По выходным позволены рыба и вино, но только до 6 декабря: в остальные выходные, только горячее.
    Великий пост. Самый главный пост, который стараются соблюдать все верующие. Он начинается за 40 дней до Пасхи: такое же количество дней Иисус Христос провел в пустыне.
    В эти дни необходимо соблюдать большое количество правил:
    Не разрешено яйца, молоко и мясо.
    Запрещено питаться утром: если разрешено кушать раз в день, то это должен быть вечерний прием пищи, если дважды — то дневной и вечерний.
    В первый понедельник поста запрещено что-либо есть, вторник необходимо провести на хлебе.
    В нечетные дни разрешено питаться только 1 раз, при этом вся пища должна быть холодной — иначе говоря, не приготовленной.
    Четные дни — только горячий ужин, но без масла.
    В выходные можно позволить себе масло и вино, питание дважды в день.
    В последнюю пятницу (Великую) есть запрещено вовсе, в субботу можно поесть вечером, но многие предпочитают не делать этого.
    На Благовещение и Вербное воскресение можно употреблять рыбу.

    Можно ли поститься и употреблять алкоголь?

    Во время постов алкоголь, то есть вино, разрешен в выходные дни. Это связано с традицией изображать кровь Христову в виде вина и причащаться ею. Чаще всего для этих целей используют кагор, но это необязательное правило: главное, чтобы выбранное вино было чистым и неразбавленным, сделанным из винограда. Также разрешение на употребление алкоголя не означает, что можно напиваться. Это скорее небольшая «награда» тем, кто решился поститься.
    Более крепкие напитки: водка, ром, виски, коньяк — строго запрещены. Во-первых, они влияют на мозг, отвлекая от возвышенных мыслей, во-вторых, относятся к непостным продуктам.
    А вот запрета на пиво нет. В католической традиции пиво традиционно называют «жидким хлебом» и относят к категории безвредных кваса и кефира. Однако привычные закуски к этому напитку — чипсы, соления и мясо уже попадают под запрет.
    В Средних веках в монастырях вопросам «Можно ли пить алкоголь в Великий пост?» даже не возникало. В те времена вино пили постоянно, им запивали обед и ужин, так как простая вода была сырой и часто зараженной нечистотами и болезнями.
    Сегодня религия тоже не выступает против алкоголя во время воздержания, однако предупреждает о необходимости контролировать себя. Выпить бокал вина в воскресение не возбраняется, но не больше.

  8. Kile Ответить

    — Интимная жизнь, конечно, не допускается?
    — Допускается! Некоторые считают, что нет. Но это воздержание для глубоко воцерковленных людей, которые умеют воздерживаться, а главное — это их совместное решение. Никаких четких регламентаций по этому поводу нет. Если брать Священное писание, то там сказано: люди могут воздерживаться… на время… по согласию… Это личное дело двух людей.
    — Про курение еще ничего не сказано в календаре…
    — Традиционно курение запрещается вообще. Хотя известно, что многие святые и праведные люди прибегали к этому способу утешения. Я бы тут не посмел категорически утверждать: нельзя. Но если человек решил бросить курить, то  Великий пост — самое подходящее для этого время.
    — Алкоголь можно?
    — Да! Вино даже предписывается пить в определенные дни. В дни поста, когда пища скудна, это и питание, и лечение. Это еще и утешение, потому что пост — это скорбное время.
    — А как насчет другого алкоголя?
    — Крепкий — нет. Водка вообще считалась плохим напитком с точки зрения еще Святого писания (там она упоминается как виноградная). Что касается пива. Ничего точно сказать не могу. На Руси пили. Еще в те времена, когда вина у нас не было, варили пиво. Хотя в дни поста его не пили. Возможно, потому что пиво, в отличие от вина, не так полезно с физиологической точки зрения. Я думаю, каждый человек может обсудить этот вопрос со священником и решить индивидуально. В посте главное — это то, на что сам человек готов решиться.

  9. Brusk Ответить

    Многих интересует, разрешает ли Церковь употреблять алкоголь в Великий пост, и в каких количествах?
    В петербургской Епархии эту тему прокомментировали так: во время Поста можно выпить 1-2 бокала вина.
    Раньше в Иерусалиме вино разводили водой в пропорции 1:1 или 1:2, в результате получали очень слабоалкогольный напиток, который разрешалось употреблять в субботние, воскресные и праздничные дни Великого поста.
    В течение многодневных постов в некоторые дни предписывается более строгий пост, в другие – допустимы некоторые послабления. Так что спиртные напитки в умеренном количестве допустимы в субботние и воскресные дни, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых

    Ответ на вопрос, отказываться ли от кофе на время поста или нет, дал один из епископов украинской греко-католической церкви: «Если для тебя кофе – просто напиток, то пить его в пост не возбраняется. Но если ты зависим от кофе и не можешь обойтись без него в повседневной жизни – ты должен отказаться от этого напитка на время поста – это и есть усмирение плоти…».
    Христианство
    Употребление алкогольных напитков в большинстве течений не воспрещено. В таинстве причастия вино является необходимым его элементом. В прошлом во время поста не подавали спиртное в трактирах.

    Мормонизм
    Строго запрещено употребление не только алкоголя и содержащих его напитков, но вообще любых возбуждающих напитков, включая кофеинсодержащие (чай, кофе, кола).

    Пятидесятничество
    Полный отказ от алкоголя, курения, наркотиков.
    Католицизм
    Католики к алкоголю относятся терпимо, однако, в своей основной массе, не “злоупотребляют вином”

    Свидетели Иеговы
    Употребление алкоголя разрешено, кроме случаев, когда оно приводит к развитию алкогольной зависимости или приводит к чрезмерному опьянению. При этом запрещено произносить тосты и чокаться бокалами.

    Ислам
    Употребление алкогольных напитков запрещено.
    Иудаизм
    Употребление алкогольных напитков не воспрещено.
    Вино участвует в исполнении некоторых иудейских религиозных ритуалов, при этом должно соблюдаться условие, чтобы вино было кошерным. Кошерность вина обусловливается не типом винограда или спецификой изготовления, а соблюдением определённых законов.
    Галаха запрещает использовать вино, относительно которого существует подозрение в том, что его могли использовать иноверцы в своих религиозных обрядах. Поэтому спиртные напитки из винограда (в том числе коньяк и бренди) должны производиться исключительно религиозными евреями начиная с этапа выдавливания сока из винограда.
    Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки.
    Кроме того запрещено напиваться до состояния значительной степени опьянения (за исключением праздника Пурим)

    Кришнаизм
    Запрещается приём одурманивающих и возбуждающих средств (в том числе кофе, чая, табака, алкоголя и других наркотиков).

    Индуизм
    Алкоголь присутствует в жизни индусов, хотя обычной является и практика воздержания от него. Алкоголь и его производство считаются оскверняющими, но запрет на употребление алкоголя в некоторых индийских штатах имеет социальную подоплеку и не связан с религиозными соображениями.

    Буддизм
    Употребление водки и вообще алкогольных напитков (также это относится, например, к безалкогольному пиву) запрещено в буддизме, особенно человеку, идущему по духовному пути.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *