Во время поста можно ли заниматься сексом?

14 ответов на вопрос “Во время поста можно ли заниматься сексом?”

  1. Люблю его Ответить

    Если супруг не отличается глубокой верой и сам не стремится соблюдать пост, он может дойти до большого греха из-за чрезмерной строгости жены. В таком случае, измена мужа будет также лежать на совести жены, которая ее спровоцировала.
    Между тем, опытные священники говорят супругам, что они должны «топить» телесные страсти друг в друге. Живя обычной мирской жизнью, да еще и в современном мире, невозможно избежать искушений противоположным полом. И задача человека заключается в правильной реакции на искушение. Мудрые супруги при малейшем намеке на появление страсти бегут друг к другу и гасят зарождение этой страсти друг в друге.
    Что же случится, если в такой ситуации один из супругов заявит, что у него строгий пост? Другому придется бороться со своим искушением в одиночестве. Хорошо, если у человека хватит духовных сил его преодолеть, но такое случается не всегда. Кроме того, если второй супруг и так не сильно верующий, радикальная позиция половинки еще дальше отодвинет его от православия.
    Вступая в брак, муж и жена больше не принадлежат сами себе, но друг другу. Поэтому на первом месте в иерархии семейных ценностей должна быть любовь. Когда же один из супругов, пусть даже под самым благовидным и «духовным» предлогом, перестает считаться со взглядами и потребностями другого — это не любовь, а эгоизм. И православным такой подход назвать никак нельзя.
    О семье:
    Патриархальная семья в современном православии
    Обязательно ли православным семьям рожать много детей?
    Можно ли в спальне вешать иконы?

  2. oglum git Ответить

    По сути, Великий пост является временем очищения – люди должны исключить из своего рациона продукты животного происхождения, алкогольные напитки и так далее. Единственным послаблением может быть красное вино, которое употребляют в небольшом количестве и строго в определенные дни. С занятиями любовью во время поста все несколько сложнее – ведь секс между законными супругами не является грехом. Священники в ответ на это завуалировано утверждают, что Библия указывает на негативные последствия пресыщенности и прибавления жизни воздерживающимся.
    Под воздержанием духовенство подразумевает не только ограничения в еде, но и половые отношения.
    Впрочем, большинство монахов не разделяют единой точки зрения в данном вопросе. Одни убеждены, что половая супружеская жизнь христиан является свободной, и никакие традиции не могут в нее вмешиваться. При этом монахи подчеркивают, что, согласно церковным канонам, воздерживаться от секса все же следует – в ночь перед крещением или литургией. Другие священники уверяют, что выполнение супружеского долга в дни поста являются грехом, поскольку Великий пост – это своеобразная победа человека над слабым физическим телом, а потакания его желаниям разрушают эту победу.

    Секс и духовная жизнь

    Считается, что Великий пост является спасительными днями, через которые Бог призывает людей к борьбе со своими немощами и пагубными страстями. Благодаря ограничению своих помыслов, поступков и привычек человек становится сильнее и устойчивее к различным соблазнам. Если отсутствие секса переносится тяжело, следует исповедаться и покаяться в церкви – Бог даст сил на борьбу и простит человеческую слабость. Впоследствии необходимо поддерживать себя молитвой, чтобы выдержать пост с достоинством, подобающим божьему человеку.
    Мусульманам, в отличие от православных людей, не возбраняется заниматься любовью в Рамазан – однако это дозволено только больным, кочующим или живущим на чужбине.
    Православная церковь объясняет необходимость воздержания на время Великого поста укрощением плоти с целью усовершенствования духовной жизни. Слабость тела может превратить человека в животное, ведомое одними инстинктами – такие люди, согласно православным понятиям, попадают в ад. Поэтому постящимся и просто сочувствующим священнослужители рекомендуют в дни поста отказаться от низменных помышлений и предаться очищению духовного и физического тела.

  3. *нО4НАйа бАб()4kа* Ответить

    священник Даниил Сысоев
    Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов.
    Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т. е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом?
    Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный.
    Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1Кор. 7:1-7). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны называют отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), священные правила сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского).
    священник Даниил Сысоев
    Также говорит и 13 правило Тимофея Александрийского: «Вопрос 13: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
    Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1Кор. 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу». Сам запрет этот связан с тем, что предполагается, (согласно 8 правилу св. апостолов), что христианин приобщается за каждой Литургией, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не должно причащаться после супружеского сожительства.
    Подобным образом учили и святые отцы, толкующие этот стих. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ибо если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более будут предаваться ему, если лишить их этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; ибо воздерживаться одному против воли другого, значит лишать, а по воле, – нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, нарушая справедливость и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя к расстройству. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть из двух супругов жена воздерживается, тогда как муж не хочет этого. Что будет? Не станет ли он предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, то не будет ли скорбеть, беспокоиться, раздражаться, гневаться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собою, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с правителем руля. Посему Апостол и говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времени, да пребывайте в посте и молитве. Здесь он разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказать: да молитеся, но: да пребывайте в молитве, потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения. И паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана. Дабы не подумали, что это – закон, присоединяет и причину. Какую? Да не искушает вас сатана. А дабы знали, что не диавол только бывает виновником прелюбодеяния, прибавляет: «невоздержанием вашим» – так толкует эти слова святитель Иоанн Златоуст.
    Подобным образом и св. Григорий Богослов, увещевая готовящихся к Крещению, пишет: «Об одном тебя прошу: прими дар, как ограждение, и дару принеси от себя чистоту на время, пока продолжаются дни, установленные для молитвы, которые честнее дней рабочих; и то по взаимному условию и согласию. Ибо не закон предписываем, но даем совет, и хотим взять от тебя же и для общей вашей безопасности».
    священник Даниил Сысоев
    Таким образом, позицию Церкви можно выразить так – хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Насколько долго должно длиться это воздержание, решать не может никто, кроме их собственной совести. Единственное церковное ограничение – это запрет на плотское общение перед причастием. Оно было установлено еще в Ветхом Завете, когда перед пришествием Господа на гору Синай народу было повелено три дня воздерживаться от жен (Исх. 19).
    Совершенно неоправданна позиция тех, кто утверждает, будто отношения в браке возможны лишь тогда, когда разрешены венчания. На самом деле запрет на венчания в некоторые дни связан с тем, что из-за постов или наступающих праздничных служб не может совершиться брачное пиршество (объяснение св. Симеона Солунского), а не с запретом на плотское общение. Тем более, что по правилам древней Церкви в ночь после Венчания брачное сожительство не одобрялось.
    Сама попытка навязать супружеский пост как обязательный в те дни, когда нельзя венчать, на самом деле является, как и говорил Златоуст, подталкиванием людей к изменам. Ведь если строго следовать нормам, выдвигаемым некоторыми современными духовниками, тогда окажется, что иметь супружеские отношения можно меньше чем треть дней в году (от 115 до 140), что приведет (особенно в современное развратное время) лишь к разрушению семей, что, собственно и наблюдается.
    Тем более недопустимо считать детей, зачатых постами, в чем-то ущербными или проклятыми. Это утверждение не основано на Писании и творениях Отцов Церкви. Оно осуждает без вины миллионы наших современников, которых родители зачали в «не то время», хотя Бог говорит, что дети не несут вины отца. Все эти запугивания в корне противоречат самому духу евангельской свободы, советующей, но не навязывающей. Напомним, что пожелание воздержания, по словам св. Григория Богослова: «не закон, но совет». Но это, конечно, не означает нашего пренебрежения апостольским советом, потому что духовная польза от воздержания очевидна.

    священник Даниил Сысоев
    «Меня всегда очень возмущала фраза типа: «И они жили в чистоте». Каждый православный прекрасно понимает, о чем она, настолько часто ее применяют как в литературе, так и в разговорной речи. А как же тогда слова Писания «Брак честен и ложе непорочно»? Ведь логично сделать вывод, что если одно состояние чистота, то другое наоборот – это грязь!?»
    Другое состояние не чистота, но и не скверна. Брак – это естественное состояние человека в падшем мире, благословленное Господом в Кане Галилейской. Поэтому и в молитвах Венчания мы просим сделать брак честным и ложе – нескверным. Но безбрачие ради Христа гораздо выше. Это – сверхъестественная добродетель, делающая человека равным ангелам. Но при этом воздержание, происходящее из-за гнушения браком, Церковьрассматривает, как причину для анафемы (14 правило Гангрского Собора, 51 правило св. апостолов).
    Здравствуйте! Батюшка, спасибо, что Вы затронули такие деликатные и в то же время важные темы. У меня скопилось несколько подобных вопросов, но мне всегда как-то неудобно обсуждать их с приходским священником. Если Вы сочтете нужным, может быть, Вы ответите на них. Заранее спасибо. И еще. Я понимаю, что это не самые главные вопросы в нашей жизни, но хотелось бы раз и навсегда уяснить их для себя, чтобы избежать смущений всякого рода.
    1. Можно ли утром подносить к Причастию грудного ребенка, если ночью были супружеские отношения?
    2. Можно ли в этот день вообще заходить в церковь, прикладываться к иконам, св. мощам и подходить к помазанию, или человек весь день считается нечистым (а где же «ложе непорочно»?). Можно ли дома зажигать свечи и лампаду, вкушать святую и крещенскую воду и просфору?
    3. Считается ли ночь Причастного дня постной в супружеском отношении?
    Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно», об этом же говорят молитвы Таинства Брака. Поэтому невозможно говорить о нечистоте супружеского ложа, если не было греха (каких-либо противоестественных отношений). Поэтому после супружеских отношений можно прикасаться к любой святыне и подносить ребенка к святой Чаше. Не допускается лишь участие в св. Причастии в согласии с правилом Тимофея Александрийского. В день после причастия также должно хранить себя от близости «любви ради небесного Царя» (по словам Служебника). Но нигде ничего не сказано про следующую ночь. Начинается новый день и никаких запретов на него нет.
    Батюшка, подскажите, как быть. Мой муж не является очень церковным человеком, но несколько месяцев назад заявил, что супружеские отношения в комнате, где на стене висят иконы, невозможны. Я спросила, кто ему об этом сказал? Ответ был: «Я знаю». Но, насколько я знаю, иконы должны быть в каждой комнате. И как тогда быть? А если комната вообще одна? Этот довод мужа не убедил. Он может в какой-то мере быть прав?
    Апостол Павел сказал: «брак честен и ложе нескверно». Поэтому супружеское сожитие никак не может осквернить икон. У христианина иконы должны быть всегда на виду, чтобы никогда не забывать Бога, Который все видит. Поэтому ваш муж не прав. Над семейным ложем иконы могут и должны быть. Так кстати можно предохранить себя от различных злоупотреблений браком.

  4. Painbringer Ответить

    Конечно Его слова были ответом и реакцией на лицемерные посты, когда люди внешне выглядели «смиренными», страждущими по Богу, но сердца их не были с Богом, они не искали Его всем своим сердцем. «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:16-18)
    По сути Иисус сказал не делать шоу и показуху из поста. Порой человек пол дня поститься, но вид создает, как будто его только что освободили из Освенцима (да простят меня узники).
    Итак, пост – это смирение души своей, когда мы делаем переоценку своей жизни, ценностей, смиряемся и сокрушаемся перед Богом, отказываемся от пищи и всяких увеселений, чтобы размышлять о Боге, познавать Его пути и волю, раскрывать какую-то особенную нужду.

    При чем здесь секс?

    Так при чем здесь секс? – спросят некоторые. И я о том же. Ведь одно из предназначений секса, чтобы муж и жена могли дарить наслаждение друг другу. Писание многократно говорит о нежности и ласках между мужем и женой, и в этом есть огромное благословение.
    Так совместимы ли секс и пост? Библия дает ответ на это: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор 7:5)
    Повторюсь, что Слово Божье говорит, чтобы мы «не уклонялись друг от друга», всегда дарили себя своему любимому супругу.
    Но есть одна оговорка, что ЖЕЛАТЕЛЬНО на время поста и молитвы воздерживаться от секса, точно также как мы воздерживаемся не только от пищи, но и от различных увеселений, вещей, не ведущих нас на прямую к Богу и не приносящими нам особого назидания.

    Радость и печаль

    Брак практически всегда связан с радостью, а пост в основном с печалью и сокрушенностью. «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф 9:15).

  5. COFALIK Ответить

    Можно ли заниматься сексом в пост?
    Для христиан время поста — это время, когда человек освобождает тело и душу от влияния  телесных потребностей и удовольствий, которые порабощают дух и ставят нас на одну ступень с животными. Поэтому издавна христиане, у которых были семьи, старались проводить пост не только в молитве и воздержании от мясной и молочной пищи, но и ограничивали себя в супружеских отношениях, принося тем самым добрую жертву Богу.
    Возникает закономерный вопрос: почему Церковь так высоко ставит супружеское воздержание и какую пользу оно может принести семье?
    Безусловно, сама по себе половая потребность не более нравственна или безнравственна, чем, скажем, потребность в пище. Другое дело — поведение людей при удовлетворении потребности. Если интимные отношения не противоречат заповедям Евангелия, то благодать Божия освящает их. В противном случае в супружеских отношениях возникают аномалии: извращения, неверность, приходят болезни душевные и телесные.
    Есть в Библии такие слова: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». И относится это не к одной только пище, но и ко всему, что наполняет жизнь человека, в том числе и к брачным отношениям.
    Пресыщение неизбежно толкает человека на тропу поисков новых ощущений, эмоций, лишает интимные отношения их первоначальной свежести, нежности и проч. На помощь приходит знаменитая поговорка: «Во всем нужна мера». Действительно, если супруги некоторое «поскучают» друг по другу по взаимному согласию, то их отношения только укрепятся.
    С древних времен Церковь призывала прихожан положить себе правилом и нормой воздержание во дни всех четырех постов, накануне великих праздников, перед участием в таинстве Евхаристии (то есть покаяния и причастия), а так же накануне среды, пятницы и воскресенья в течение всего года. Апостол Павел так писал об этом: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Такое воздержание — настоящий подвиг, который люди брали на себя ради Бога по обоюдному согласию, и от которого получали великую пользу.
    Кроме воздержания в сексуальной сфере можно обратиться к области различного рода зависимостей. Пост — самое благоприятное время для освобождения от страстей, и поэтому нужно попытаться во время поста избавиться от своих вредных привычек: курения, выпивки, наркотиков. Употребление этих веществ ставит крест на всех ваших усилиях отказаться от мясных и молочных продуктов. Нельзя забывать, что все эти зависимости— болезни души, и время поста нужно посвятить тому, чтобы избавиться от них, стать свободными.
    Священные тексты, однако, не указывают напрямую на регламентацию супружеских отношений. Запрет на венчание в дни постов, праздников и кануна их связан с запретом не на плотское общение, а на брачное пиршество. Издревле брак противопоставлялся посту, как радость скорби. С браком обычно соединяется радость (Песнь Песней. 3;11), а с постом – плач. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених» (Мф. 9;15)? – вопрошает как об очевидном Спаситель. Пост наступает только тогда, когда заканчивается брак как празднование, которое совершается всегда весело (Тов. 11;18). Почему и запрещается «в четыредесятницу совершати браки», и не только браки, но и дни рождения праздновать и даже праздничные богослужения совершать.
    Думается, что неуместность частного празднования и в период празднеств общественных так же очевидна. По этой причине и отменялись венчания не только в дни общих церковных торжеств, но и во дни торжеств светских. Но вряд ли кто-то будет спорить с тем, что супружеское общение во дни Коронации царских особ не является греховным, хотя Церковь в такие дни также отменяла венчания.

  6. Kajinn Ответить

    Конечно, такая строгость не могла не получить сопротивление. Отрицать такие установки взялись не только простые прихожане, но и авторитетные представители российского духовенства. Среди них особенно активным можно назвать архиепископа Нифонта из Новгорода. Духовник утверждал, что воздержание в пост не соответствует церковным канонам и противоречит словам отцов. По его мнению, воздерживаться от любых, в том числе, и интимных утех супруги должны только во время одной пасхальной недели. То есть в остальное время заниматься сексом супругам можно.
    Того же мнения придерживался новгородский владыка Илия. Однако, в отличие от Нифонта он предлагал парам воздерживаться от интимных отношений также в первую неделю Великого поста (когда-то эту неделю назывался Федоровкой) и последнюю, или Страстную неделю.

    К сожалению, все трактовки и объяснения Нифонта и Илии не дали многим отцам правильного понимания о сексе во время поста. Многие современные духовные наставники своим прихожанам советуют строгое воздержание от интимных отношений.
    Так как споры между приходами и духовниками долгое время не удавалось решить, этот вопрос начали поднимать на самом высоком церковном уровне.
    28 декабря 1998 состоялся съезд Священного Синода, на котором было решено и задокументировано, что склонять пасомых (прихожан) к отказу от супружеской жизни вопреки их воле недопустимо.
    Кроме этого, Синод призвал всех пастырей особенно внимательно и осторожно давать советы по поводу семейной жизни. Тем самым секс супругов во время поста стал разрешаться Церковью. Интимная сторона человеческой жизни стала как будто бы отделенной от духовной жизни, при условии, что человек находится в браке, и отношения являются естественными.
    На некоторое время церковные споры на эту тему были прекращены, но со временем они возникли снова. Последний раз вопрос об интимной близости супругов в пост пришлось поднимать на соборе РПЦ в 2000 году. Социальная доктрина, которая была принята на этом съезде, напоминает слова апостола Павла и акцентирует внимание на том, что решение об интимных отношений в тот или иной период года можно принимать самим супругам.

    Если один из супругов невоцерковлен

    Фактически к концу XIX века вопросы об интимных отношениях в браке рассматривались односторонне, ведь все общество было православным. В наши дни вопрос воздержания в браке более сложный, ведь один из супругов может не принадлежать к христианской общине, и не быть готовым утратить секс. Решение можно найти опять же в словах апостола Павла: «по согласию».

  7. MR_Xaker Ответить

    Во время Великого поста верующим стоит соблюдать строгие правила и ограничиваться не только в еде, но и во многом другом. Между любовными парами нередко возникают конфликты. А можно все таки предаваться любовным утехам в пост, чтобы не сердить своего милого?
    Уважаемая редакция! Хоть уже идет которая неделя Великого поста, мы с мужем все продолжаем спорить, что же разрешено, а что запрещено. С едой, алкоголем, курением и сквернословием более-менее понятно. А как быть с любовными утехами со своей второй половиной? Муж требует быть ему послушной, а я ему объясняю, что этого делать нельзя до конца поста. Он сердится. Ну и как быть?
    Мария Сорокина, г. Кувандык
    Вопрос, конечно, интересный… Для наших людей Великий пост в первую очередь ассоциируется с ограничениями в питании. Почти все мы знаем назубок, что исключаются в это время мясо, молоко, яйца и прочие продукты животного происхождения. Нежелательно употреблять алкогольные напитки. Некоторые священники дают послабление – в определенные дни красное вино можно испробовать. В небольшом количестве. А вот то, что касается поведения… здесь все сложнее.
    Отдельные граждане правомерно задают вопрос: а если любовные отношения происходят на семейном ложе с законной супругой, разве можно назвать это грехом?
    Представители духовенства часто отсылают к следующим словам в Библии: «От пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». Под воздержание, мол, попадает не только скромность в пище, но и отсутствие половой жизни.
    Актер, бывший священник Иван Охлобыстин в своем микроблоге чистосердечно признался, что на время поста он отказывается от секса с женой. Это, по его словам, «соблюдение телесной чистоты между супругами на определенном этапе духовной жизни».
    Однако сами священники в этом деликатном вопросе до сих пор так и не пришли к единому мнению. Так, например, иеромонах Димитрий (Першин) заявлял, что супружеская жизнь в христианстве – это все-таки пространство свободы в любви. А во внутреннее дело семьи извне никто не должен вмешиваться. Правда, при этом уточнил: «Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения».
    Патриарх Кирилл накануне Великого поста призвал россиян воздержаться от излишеств, развлечений и соблазнов. С некоторым сожалением он отметил после одной из вечерних служб: «Если от пищи не можем отказаться, если не можем выпить кофе без сливок, то что же говорить о другом?»
    Действительно, что же?! А впрочем, может, лучше ничего и не говорить. Потому что, на наш взгляд, на столь интимные вопросы каждый человек лучше пусть находит ответ сам.
    О чем говорит статистика?
    Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) недавно обнародовал данные о том, что для россиян означает Великий пост, какие ограничения, по мнению респондентов, он предполагает и сколько опрошенных намерены поститься. В марте этого года были опрошены 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России.
    Так вот, для большинства россиян Великий пост предполагает прежде всего ограничения в питании (63%). Значительно реже респонденты указывают на ограничения в поведении (19%), сокращение времени на мирские занятия (10%). И лишь немногие связывают это время с воздержанием от алкоголя, секса (2%), шумных праздников и увеселительных мероприятий (5%).
    Читайте также:
    Что можно и нельзя в Великий пост?
    Можно ли в пост есть постные заменители обычных продуктов?

  8. Мой характер:сахар со стеклом Ответить

    Можно ли супругам заниматься любовью в пост? Каноны Церкви не запрещают этого, утверждает иеромонах Димитрий (Першин)

    В церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов. «Все церковные каноны, каким-то образом касающиеся этой темы, говорят о том, что воздержание в браке обязательно только в ночь перед литургией и таинством крещения», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления синодального Отдела по делам молодежи.
    Отец Димитрий напомнил, что каноническая позиция Церкви по этому вопросу определяется словами святого апостола Павла из Первого послания к коринфянам.
    По мысли апостола Павла, супружеская жизнь — пространство свободы в любви; это внутреннее дело семьи, которое не подлежит никакой иной регламентации, кроме взаимного согласия и литургического благочестия: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» (1 Кор 7:1-7).
    «Именно эти слова апостола легли в основу представлений о желательности воздержания от супружеских отношений на время постов. Но, в отличие от ограничений в непостной пище, за нарушение которых без уважительной причины мирянин отлучается от причащения (69 правило святых апостолов), на семейную жизнь подобные установления не распространяются», — отметил священник.
    По его словам, об этом говорит и древнее каноническое предание Церкви: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно быти» (3 правило святителя Дионисия Александрийского).
    Собеседник агентства рассказал, что этот подход был общепринятым на православном Востоке. Вот как, например, та же проблема разрешается в 13 правиле Тимофея Александрийского:
    «Вопрос: Совокупляющимся в общение брака, в которые дни седмицы должно соблюдать воздержание от совокупления друг с другом, и в которые дни иметь им право на оное?
    Ответ: прежде рек я, и теперь говорю, апостол глаголет: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве; и паки вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5). Впрочем, необходимо должно воздерживаться в день субботний и воскресный, потому что в сии дни духовная жертва приносится Господу».
    Иеромонах Димитрий пояснил, что последний запрет связан с тем, что 8 правило святых апостолов требует от христиан приобщаться на каждой литургии, а согласно 5 правилу Тимофея Александрийского, не следует причащаться в день после супружеского общения.
    По словам иеромонаха Димитрия (Першина), Иоанн Златоуст, комментируя в своей проповеди это послание апостола Павла, подчеркивает, что «жена не должна воздерживаться против воли мужа, и муж — против воли жены», потому что подобное принудительное воздержание провоцирует к раздражительности, блудным помыслам, ссорам и прочим расстройствам.
    «Поэтому, согласно восточной христианской традиции, супружеское общение не отлучает человека от Бога. Единственное, на что обращает внимание святитель Иоанн Златоуст и многие другие подвижники Церкви, что при воздержании молитва будет более совершенной», — заметил отец Димитрий.
    Другое дело, продолжил он, что существуют суеверия, согласно которым дети, зачатые в пост, могут оказаться в чем-то ущербными.
    «Но это именно суеверие тех, кто не знаком ни с канонами, ни с преданием Церкви. К христианской традиции, православию такие страшилки не имеют никакого отношения. Апостол Павел квалифицирует людей, которые эти суеверия распространяют, очень четко — «как лицемеров, сожженных в своей совести» (1 Тим 4:2)», — добавил священнослужитель.
    Интерфакс-религия

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *