Вспомните что такое теократическое государство и докажите что арабский?

5 ответов на вопрос “Вспомните что такое теократическое государство и докажите что арабский?”

  1. Подруга Бога=) Ответить

    Возникновение исламского государства и этапы его развития

    Арабский халифат – средневековое арабо-мусульманское государство возникло в результате разложения родового строя, возникновения имущественного и социального неравенства и объединения арабских племен на основе новой мировой религии – ислама. С древнейших времен полуостров Аравия населяли арабы. Природные условия Аравии были крайне неоднородными, они определили деление ее населения на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. На большей части “каменистой Аравии” кочевали племена арабов-бедуинов, занимавшиеся разведением верблюдов, коней, овец, коз и жившие в шатрах. На юге, в Йемене, сложилась развитая земледельческая культура: там существовало древнее Сабейское государство с процветающими торговыми городами. В западной части Аравии центром сравнительно развитого земледелия, ремесла и торговли была область Хиджас с городами Мекка, Ясриб (Медина), Таиф, где правило купечество. Эти земли занимало племя курейша. В течение многих столетий коренные жители Аравийского полуострова, кочевники-скотоводы, жили патриархальной общиной. Полноправным членом рода считался владелец самостоятельного шатра.
    В VI в. на Аравийском полуострове сложились три больших союза племен: хумс, тилла и тулс. Наиболее важные вопросы решались собранием членов рода, племени. Во главе племени стоял шейх, опиравшийся на племенную аристократию – сеидов. Он определял маршруты перекочевок, выбирал места стойбищ, разбирал споры своих соплеменников, выкупал членов рода, попавших в плен, платил штраф за убийство лиц из другого клана. При нем находились жрец и поэт; считалось, что последний может общаться с джиннами. Шатер шейха всегда ставился на отдельном возвышенном месте, он был самым просторным, украшался коврами, хорошей посудой и дорогим оружием. Во время войны шейх командовал отрядом.
    В начале VII в. племена кочевников-бедуинов переживали процесс разложения родового строя. Выделилась племенная знать, которая владела крупными стадами верблюдов, претендовала на общинные пастбища и колодцы и обогатилась от удачных военных походов, обращая военнопленных в рабов. Появились также и зависимые люди – обедневшие сородичи, юридически свободные, но вынужденные работать на своих богатых родичей. Имущественное и социальное неравенство порождало рост противоречий внутри племен. Разбогатевшая верхушка родов, торговцы и ростовщики испытывали беспокойство ввиду растущего недовольства своих обедневших родичей и рабов. Выход из создавшегося положения племенная знать видела в создании единого арабского государства. Таким образом, разложение первобытнообщинных отношений и упадок рабовладельческих государств на юге Аравии, стремление племенной знати закрепить за собой право на земельную собственность, скот и значительные доходы от караванной торговли, а также необходимость противостоять внешним завоеваниям стали предпосылками политического объединения арабских племен и создания государства.
    Препятствием на пути образования единого государства выступала не только племенная разобщенность, но и язычество, многобожие: каждое племя поклонялось своему богу, имело собственную ритуальную практику, догматы, культ. Стремление создать единое арабское государство идеологически обосновывалось необходимостью поклонения единому богу, преодоления староарабского политеизма. Культ единого бога – Аллаха и основы нового общественного порядка, исключающего племенную рознь и приспособленного к нуждам зарождающегося государства, был сформулирован в повой мировой религии – исламе (перевод с арабского – “покорность Богу”), или мусульманстве (муслим – “отдавший себя”, “уворованный”). Основателем нового религиозного учения стал купец из Мекки Мухаммед (570–632), которому в возрасте 40 лет снизошло Божественное откровение, и он начал прилюдно проповедовать открывшиеся ему истины. Свод этих истин уже после его смерти составил священную книгу мусульман Коран (ал-куран – “чтение вслух наизусть”). Она представляет собой запись пророческих откровений, произнесенных Мухаммедом в период между 610 и 632 гг., содержащих основные догматы веры.
    Важнейшими положениями исламского вероучения являются:
    1) шахада – удостоверение веры, состоящее в признании Аллаха единственным богом (идея единобожия) и признании пророческой миссии Мухаммеда;
    2) салат (ас-салат – “молитва”): предписывалось совершать ежедневно пятикратную молитву;
    3) саум или пост: полный отказ для всех совершеннолетних мусульман в течение месяца рамадан (девятый месяц лунного календаря) от еды, питья, любых удовольствий в светлое время суток;
    4) закят – очистительный налог в пользу бедных: обязательная милостыня, которая “очищает” души верующих от скупости и себялюбия, предписывает отчислять сороковую часть доходов от всех видов имущества и доходов;
    5) джихад – борьба за веру, “священная” война с неверными.
    Коран давал предписания, касающиеся различных областей жизни: запрещал пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством, колдовством. В соответствии с такими правилами первоначально жила мусульманская община – умма, сторонники Мухаммеда, исповедующие ислам. Ее члены (кочевники, земледельцы, горожане) объединились по признаку веры, независимо от принадлежности к племенам и родам. Мусульманская община стала организационной основой арабского государства. В 622 г. Мухаммед обосновался в Мекке. Этот год считается началом мусульманского летосчисления и началом формирования теократической монархии. Мухаммед имел не только религиозную, но и светскую власть. Первоначально различий между мусульманской общиной и государственной организацией не было. Политическое объединение Аравии было завершено после смерти Мухаммеда первыми четырьмя халифами (“заместителями пророка”) – из его родственников и сподвижников. Первые четыре халифа считаются праведными: Абу Бакр (632–634) – тесть Мухаммеда, Омар ибн аль-Хаттаб (634–644) – второй тесть пророка, Осман ибн Аффан (644– 656) – сподвижник Мухаммеда, Али ибн Абу Талиб (656–661) – зять пророка.
    Арабо-мусульманское государство вошло в историю под названием Арабский халифат. Однако оно не было доктринально единым. Зять Мухаммеда – Али ибн Абу Талиб, организовавший убийство третьего халифа Османа ибн Аффана в 656 г. в Медине, был провозглашен своими сторонниками – шиитами (шита – “приверженцы”, “часть”, “партия”) единственным истинным халифом. Это привело к расколу мусульманской общины на шиитов и суннитов (ахлрас-сунна валджамаа – “люди Сунны и согласия”). Наиболее глубокие расхождения уже в VII в. вызывало решение проблемы верховной власти. Здесь столкнулись две точки зрения. Сторонники одной из них, сунниты, считали, что духовная и светская всласть должны принадлежать религиозной общине – умме, а внутри нее – тому, кого она изберет. Их противники, шииты, отстаивали передачу сана верховного предводителя – имама – по наследству внутри отмеченного Божьим попечительством рода.
    В настоящее время сунниты составляют большинство в исламском мире. Они считают, что точно следуют Корану, установлениям Мухаммеда и его сподвижников и борются за единство мусульманской общины, которое связано с обращением к традиции, “благой старине”. Признание догматов рассматривалось суннитами как следование “правильным путем”. Сунниты объявили себя защитниками веры, суннитские авторитеты стал рассматривать инакомыслящих как “заблудших”. Шииты в мире ислама составляют меньшинство, сегодня их насчитывается около 40 млн человек Шиизм является государственной религией Ирана (85% – шииты), а в Ираке, Йемене и Ливане его исповедует половина населения.
    В развитии Арабского халифата можно выделить три периода в соответствии с названиями династий или по месту нахождения столицы.
    1. Мекканский период (622–661 гг.) – правление Мухаммеда и первых четырех халифов. В рамках данного этапа происходит политическое объединение всех арабских племен в единое государство.
    2. Дамасский период (661–750 гг.) – время правления династии Омейядов.
    3. Багдадский период (750–1258 гг.) – правление династии Аббасидов.
    В последние два периода Арабский халифат постоянно вел завоевательные войны. В течение VII–IX вв. арабы захватили территории Месопотамии, Ирана, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки, заняли Армению, проникли в Грузию. Под их ударами пала одряхлевшая империя Сасанидов, вынуждена была отступить некогда могущественная Византия. Арабы предоставляли более сносные условия существования землевладельцам и ремесленникам, особенно в первое время. Немаловажное значение имела широкая веротерпимость арабов. В захваченных странах они, как правило, не разрушали религиозные здания, не убивали священников и долгое время освобождали монахов от налогов.
    К XI в. Арабский халифат в результате многочисленных восстаний и междоусобных войн распался на самостоятельные эмираты и султанаты – независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье. Багдадский халиф, оставаясь духовным главой суннитов, к X в. фактически контролировал лишь часть Персии и столичную территорию. Окончательно Багдадский халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. В 1258 г. по приказу предводителя монголов был удавлен последний халиф. Резиденция халифов была перенесена в западную часть халифата, в город Каир, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам.

  2. VideoAnswer Ответить

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *