Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере ответ?

7 ответов на вопрос “Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере ответ?”

  1. fakaisi Ответить

    2. информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
    Для достижения этого требуется:
    укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
    интенсифицировать формирование открытых государственных информационных ресурсов, повысить эффективность их хозяйственного использования.
    3.
    развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
    Для достижения этого требуется:
    развивать и совершенствовать инфраструктуру единого информационного пространства Российской Федерации;
    развивать отечественную индустрию информационных услуг и повышать эффективность использования государственных информационных ресурсов;
    развивать производство в Российской Федерации конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширять участие России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
    обеспечить государственную поддержку отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
    4. защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
    В этих целях необходимо:
    повысить безопасность информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и информационных систем федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
    интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
    обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;
    расширять международное сотрудничество Российской Федерации в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

    Направления регулирования в сфере информационной безопасности

    Законодательство России в сфере информационной безопасности развивается по следующим направлениям:
    закрепление общих положений о доступе к информации, о конфиденциальности и защите информации. Базовым актом здесь является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
    определение правового режима отдельных видов информации:
    персональных данных – Федеральный закон «О персональных данных»
    семейной тайны и тайны личной жизни – Гражданский и Семейный кодексы
    государственной тайны – Закон РФ «О государственной тайне»
    коммерческой тайны – Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «О коммерческой тайне»
    профессиональных, процессуальных тайн – процессуальными кодексами и законами о соответствующих видах деятельности (об адвокатуре, нотариате, охране здоровья граждан и т.п.);
    административное регулирование деятельности по защите информации, в том числе связанной с оборотом криптографических средств;
    определение порядка осуществления оперативно-розыскных мероприятий в информационной сфере;
    борьба с преступлениями в сфере информационной безопасности путем закрепления соответствующих составов преступлений в Уголовном кодексе РФ.

  2. dozor720 Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  3. Grou4 Ответить

    общение в интернете весьма разнообразно на данный момент.
    электронная почта – самый базовый вид общения. без нее в интернете никуда, ведь она требуется для большенства регистраций на всевозможных сайтах и ресурсах. а так же является простым и удобным способом обмена информацией и файлами, а так же хранения онных. правда, чтоб написать кому-то, вам надо знать его электронный адрес
    чаты – способ быстрого обмена короткими текстовыми сообщениями с одним и более людьми, как знакомыми так и нет.
    instant messengers (icq,jabber,mns, – гибрид электронной почты и чата. быстрый обмен короткими текстовыми сообщениями с уже знакомым собеседником или с тем кому вы дали свой номер для связи. так же позднее добавилась возможность обмена файлами, голосовое и видео общение, но основной принцип все тот же.
    блоги, форумы, дневники – опять таки гибрид электронной почты и чата. тут уже сообщения не короткие, как раз надо изложить информацию как можно более удобно для чтенья, добавить картинки, видео, музыку. а увидеть ваши опусы может кто-угодно и даже имеет возможность оставить обстоятельный комментарий
    социальные сети (vk,odnoklassniki, – это некий вариант im, который хочет с вас снять завесу анонимности. тут вы можете искать людей, с которыми уже сталкивались в реальной жизни и общаться с ними. как более поздний вариант общения, старается обьеденить в себе все черты предыдущих, хотя порой этого делать не стоит

  4. Reingold321 Ответить

    Несмотря на то обстоятельство, что процесс научного осмысления сущности общественных отношений в информационной сфере и характера их правового регулирования еще далек от своего завершения, в законодательстве данные отношения уже находят свое отражение.
    Так, в статье 2 Рекомендательного законодательного акта СНГ «О принципах регулирования информационных отношений в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи» (далее по тексту – Рекомендательный акт) в качестве информационных отношений признаются отношения по поводу сбора, накопления, хранения и использования информации. Как видно, информационные отношения определены через их объект, то есть как такие отношения, которые возникают по поводу сбора, накопления, хранения и использования определенного объекта, а именно информации. Обратим внимание на то, что в данном определении не указаны отношения по предоставлению, получению и распространению информации.
    Часть 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Хотя в Конституции данные отношения прямо не названы отношениями в информационной сфере, по существу речь идет о тех же отношениях, что и в Рекомендательном законодательном акте. Одна из особенностей названной нормы Конституции состоит в том, что субъектами отношений назван человек, физическое лицо.
    Следует отметить, что отношения по поводу поиска, получения, передачи, производству и распространению информации, указанные в части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации, являются динамичными отношениями. В то же время Конституция содержит нормы, регулирующие отношения, связанные с информацией, в их статике. Например, часть 1 статьи 23 Конституции устанавливает право каждого на личную и семейную тайну.
    В пункте 1 статьи 1 Федерального закона № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», принятого 25 января 1995 г. (далее по тексту – закон «Об информации»), определено, что данный закон регулирует отношения, возникающие при:
    – формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;
    – создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;
    – защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
    В пункте 2 статьи 1 специально подчеркивается, что данный закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».
    Отметим, что в статье 1, с одной стороны, говорится о регулировании отношений по созданию, сбору, обработке, накоплению, хранению, поиску, распространению и предоставлению документированной информации, то есть только информации, зафиксированной на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. С другой стороны, там же указывается на защиту информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
    В статье 2 закона «Об информации» информационные процессы определены как процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации, то есть любой информации, включая и ту, что не зафиксирована на материальном носителе. Таким образом, когда речь идет о защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, объектом таких отношений может выступать любая информация. В связи с этим возникает вопрос: почему во втором случае речь идет только о защите субъективных прав, а не об охране и защите? Ведь, как известно из общей теории права и теории отраслей права, защита субъективного права и охраняемого законом интереса может идти лишь в случае нарушения или оспаривания субъективного права. Охрана же субъективного права подразумевает собственно позитивное регулирование, наделение правами и возложение обязанностей, установление правовых режимов определенных объектов. Можно сказать, что охрана субъективных прав есть выражение регулятивной функции отрасли права, отрасли законодательства, а защита субъективных прав – выражение охранительной функции.
    Таким образом, из буквального толкования статьи 1 закона «Об информации» вытекает, что данным законом регулируются отношения по поводу только документированной информации, но при этом защищаются субъективные права в отношениях по поводу любой информации. Иначе говоря, круг защищаемых субъективных прав шире, чем круг регулируемых отношений. Такую логику законодателя объяснить весьма сложно.
    Федеральный закон № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» (далее по тексту – Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене»), принятый 5 июня 1996 г., содержит нормативное определение понятия «информационные процессы», то есть процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления любой (документированной и недокументированной) информации. Это определение отличается от определения информационных процессов в законе «Об информации» дополнительным указанием на процессы создания и потребления информации.
    Кроме того, в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» присутствует еще одно понятие, которое не совпадает с приведенным, это понятие «информационной сферы (среды)», под которой понимается сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации любой (документированной и недокументированной). При этом собственно «международный информационный обмен» в Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» определен как передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации. Информационными услугами являются действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами (то есть документированной информацией, подготовленной в соответствии с потребностями пользователей и предназначенной или применяемой для удовлетворения потребностей пользователей).
    В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895, информационной сферой названа совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Хотя Доктрина информационной безопасности не является нормативно-правовым актом, в научных целях имеет смысл сопоставление ее содержания с законодательными актами.
    Сравним описания общественных отношений в информационной сфере, закрепленные в вышеназванных источниках.
    Среди трех приведенных наиболее широкий перечень видов деятельности зафиксирован в законе «Об информации», поскольку он включает в себя: поиск и распространение информации (упомянутые в Конституции); сбор и накопление информации (упомянутые в Рекомендательном акте). Однако необходимо учитывать принципиально важный нюанс: закон «Об информации» направлен только на документированную информацию (информацию, зафиксированную на материальном носителе, с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать). В то же время ни в Конституции, ни в Рекомендательном акте такого ограничения не накладывается. Поэтому анализируемый перечень в законе «Об информации» в действительности не больше, а, наоборот, значительно меньше по объему, чем аналогичные перечни Конституции и Рекомендательного акта.
    Резюмируя, следует сказать, что законодатель признает существование подлежащих правовому урегулированию общественных отношений в информационной сфере.
    Несмотря на различия в текстуальном выражении, во всех рассмотренных нами актах имеется в виду одна и та же область общественных отношений – общественные отношения в информационной сфере.
    Как видим, законодатель идет по пути выделения регулируемых правом отношений в информационной сфере по признаку их объекта. К этому выводу нельзя не прийти в результате анализа указанных источников, так как в них не называется по сути никаких иных признаков отношений в информационной сфере, кроме указания на деятельность с информацией (поиск, получение, распространение и др.).
    На наш взгляд, была бы желательна гармонизация официальных терминов, относящихся к отношениям в информационной сфере («информационные отношения», «информационные процессы», «информационная сфера»). Причем более удачным представляется охват всего многообразия таких отношений – отношений по поводу как зафиксированной, так и не зафиксированной на материальных носителях информации.
    Автор: Огородов Д.В.

  5. salik3636 Ответить

    САМОЕ ГЛАВНОЕ

    В нашей стране разработан ряд законов, обеспечивающих правовое регулирование в информационной сфере.
    Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
    Особого внимания заслуживают такие информационные объекты, как программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных. Наравне с произведениями науки, литературы или искусства, они считаются результатами интеллектуальной деятельности. Права на результаты интеллектуальной деятельности (авторское право, исключительное право, право собственности и др.) регулируются четвёртой частью ГК РФ.
    Использование ПО является законным только тогда, когда на это есть согласие владельца авторских прав (компании-производителя или независимого разработчика). Основой правовых отношений между пользователем и собственником ПО является лицензия.
    УК РФ содержит главу 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», в которой определена мера наказания за следующие виды преступлений в области информационных технологий: неправомерный доступ к компьютерной информации; создание, распространение или использование вредоносных компьютерных программ; нарушение правил эксплуатации компьютерного оборудования и информационно-телекоммуникационных сетей.
    Информационная безопасность — защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры информационной системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб субъектам информационных отношений (владельцам и пользователям информации) в рамках данной информационной системы. Информационная безопасность достигается обеспечением доступности, целостности и конфиденциальности обрабатываемых данных, а также доступности и целостности информационных компонентов и ресурсов системы.
    Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности представлены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.
    Защита информации — деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

    Вопросы и задания

    1. Какие права принадлежат собственнику информационного объекта?
    2. Кто считается владельцем информации?
    3. Кто считается потребителем информации?
    4. Каким законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации?
    5. К каким объектам приравнены компьютерные программы и базы данных? Чем регулируются права на эти информационные объекты?
    6. В каком случае использование программного обеспечения является законным?
    7. Что такое лицензия на программное обеспечение? Какие виды лицензий вам известны? Приведите примеры известных вам продуктов, имеющих лицензии разных видов.
    8. Какие деяния Уголовный кодекс РФ классифицирует как преступления в сфере компьютерной информации?
    9. Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере?
    10. Что такое информационная безопасность информационной системы? За счёт чего она достигается?
    11. Что понимается под доступностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.
    12. Что понимается под целостностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.
    13. Что понимается под конфиденциальностью информации? Приведите пример, когда это условие нарушается.
    14. В чём, на ваш взгляд, проявляются доступность, целостность и конфиденциальность при взаимодействии:
    1) между поликлиникой и пациентом;
    2) между школой и родителями (законными представителями) ученика;
    3) между банком и его клиентом?
    15. В чём заключаются интересы личности, общества и государства в информационной сфере? Для ответа на вопрос используйте Доктрину информационной безопасности Российской Федерации.
    16. Что относится к национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере?
    17. Найдите в электронных словарях и проанализируйте определения понятий «концепция», «парадигма», «хартия», «доктрина». Что общего в этих понятиях? В чём основное различие между ними?
    18. В чём заключается защита информации?
    19. Чем отличается несанкционированное воздействие на информацию от непреднамеренного воздействия на информацию? В чём их опасность?
    20. Какие меры следует принимать для защиты информации на своём личном компьютере?
    21. Какие меры по защите информации принимаются в вашей школе?
    Дополнительные материалы к главе смотрите в авторской мастерской.
    Cкачать материалы урока

  6. albusx Ответить




    § 23. Правовое регулирование в информационной сфере
    На пути к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Поскольку многие проблемы в этой сфере приобрели транснациональный характер, в последнее десятилетие начался и процесс согласования национальных законов.
    Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.
    Федеральный закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», принятый в 1996 г. (его основные положения воспроизведены в 2006 г. в Гражданском кодексе РФ), дал юридически точное определение понятий, связанных с авторством и распространением компьютерных программ и баз данных. Он определил, что авторское право распространяется на указанные объекты, являющиеся результатом творческой деятельности автора. Автор (или авторы) имеет исключительное право на выпуск в свет программ и баз данных, их распространение, модификацию и иное использование. Однако имущественные права на указанные объекты, созданные в порядке выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя, принадлежат работодателю. Имущественные права, в отличие от авторских, могут быть переданы иному физическому или юридическому лицу на договорной основе.
    Гражданский кодекс дает следующее определение: «Программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения». Он фиксирует права правообладателей на государственную регистрацию программ для ЭВМ и баз данных и задает правила такой регистрации. Это очень важно, поскольку для современного состояния нашего общества именно вопросы, связанные с нарушением авторских и имущественных прав, являются наиболее актуальными. Значительная часть программного обеспечения, использующегося отдельными пользователями и даже организациями, получена путем незаконного копирования. Эта практика мешает становлению цивилизованного рынка компьютерных программных средств и информационных ресурсов.
    Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным ввиду вступления России в международные организации и союзы, например во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное программное обеспечение стало объектом уголовного преследования на практике.
    Федеральный закон «06 информации, информационных технологиях и защите информации», принятый в 2006 г., пришедший на смену аналогичному закону от 1995 г., регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; при применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
    Закон фиксирует ряд важнейших принципов в информационной сфере, такие, напимер, как:
    свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
    установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
    открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
    равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
    обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
    неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.
    Статья 8 Закона подробно описывает права граждан на доступ к информации, в том числе информации государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 13 говорит, в частности, о том, что права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационных систем, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных. В статье 16 закрепляются обязанности оператора информационной системы по предотвращению несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации. Статья 17 говорит об ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.
    Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию.
    Гарантии информационной открытости усиливает Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (2009 г.). Закон провозглашает в качестве основных принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
    открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
    достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
    свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
    соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, прав организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
    Согласно закону, гражданин или организация имеет право обжаловать действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности этих органов, и требовать возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к указанной информации.
    Распоряжением Правительства Российской Федерации (2009 г.) утвержден обширный перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями. Среди этих услуг: предоставление информации об организации образования, медицинской помощи, социальной защите населения, зачисления в образовательные учреждения, образовательных программах и многое другое. После реализации этого распоряжения (в полном объеме намеченной на 2012 г.) гражданам и организациям станет значительно проще получать многие государственные услуги.
    Федеральный закон «0 персональных данных» (2006 г.) регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. Согласно закону, сбор и обработка персональных данных каждого гражданина в подавляющем большинстве случаев могут осуществляться только с его письменного согласия.
    Цель закона — обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Без письменного согласия субъекта не допускается, в частности, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а также биометрических данных. Закон подробно регламентирует те исключительные случаи, когда подобная обработка может иметь место без согласия субъекта (недееспособность, требования международных соглашений с участием РФ и др.).
    Законом устанавливается, что субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к нему. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
    К сожалению, приходится констатировать, что правовые нормы, гарантирующие доступ граждан к информации и, наоборот, защиту их от несанкционированного доступа к персональным данным, далеко не всегда соблюдаются на практике (что, впрочем, имеет место и в других государствах). Борьба за соблюдение этих норм является важной задачей институтов гражданского общества.
    Федеральный закон «Об электронной подписи» значительно продвинул возможность перехода на безбумажное делопроизводство при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий. Как известно, любой документ недействителен без подписи ответственных лиц, однако в электронном виде (путем передачи, например, отсканированного текста) такая подпись не может быть полноценной заменой подписи на бумажном документе. При электронной подписи используются:
    а) ключ электронной подписи — уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;
    б) ключ проверки электронной подписи — уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи.
    Право на выдачу таких ключей имеют только специально уполномоченные государством органы.
    Нарушения законов в сфере информации предусматривают как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность. В 1996 г. в Уголовный кодекс был впервые внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступлений, ставших, к сожалению, распространенными.
    За неправомерный доступ к компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере до восьмисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до пяти лет.
    За создание вредоносных программ для ЭВМ можно получить лишение свободы на срок до 3 лет, а при наличии тяжких последствий — до 7 лет.
    За нарушение правил эксплуатации ЭВМ или компьютерной сети лицом, имеющим соответствующий доступ, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред, можно быть наказанным запретом занимать определенные должности на срок до пяти лет или, при наличии тяжких последствий, лишением свободы на срок до четырех лет.
    Указанными преступлениями уголовно наказуемая деятельность в сфере информационных технологий не ограничивается. Взлом паролей, кража номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов, распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т. п.) через Интернет — всё это преступная деятельность, наказание за которую может быть гораздо более жестким, чем перечисленные выше.
    Преступления в сфере информационных технологий часто являются международными, т. е. преступники действуют в одном государстве, а их жертвы находятся в другом. Для борьбы с такими преступлениями особое значение имеет международное сотрудничество, которое регламентируется рядом соглашений, в которых участвует и Россия.
    Отметим, что правовое регулирование в информационной сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется в первую очередь соображениями этического порядка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его проявлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.
    Система основных понятий

    Вопросы и задания

    Зачем нужны законодательные акты в информационной сфере?
    Какой закон регламентирует права авторов программ и баз данных?
    Какой закон регламентирует вопросы защиты информационных ресурсов?
    На какой закон вы сошлетесь, если вам будет нанесен ущерб путем использования информации, касающейся вашей частной жизни?
    Какие действия Уголовный кодекс классифицирует как преступления в компьютерной информационной сфере?

  7. yjin70 Ответить

    Законодательство в информационной сфере

    Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.
    В Российской Федерации правовое регулирование на информационном рынке осуществляется на основании следующих указов, постановлений и законов:
    “Об информации, информатизации и защите информации”
    “Об авторском праве и смежных правах”,
    “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных”.
    “О правовой охране топологий интегральных схем”.
    ”О персональных данных”.
    Доктрина информационной безопасности Российской Федерации– совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
    Доктрина информационной безопасности Российской Федерации была утверждена 9 сентября 2000 года Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.
    Доктрина служит основой для:
    · формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    · подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
    · разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
    Доктрина развивает Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно к информационной сфере.
    К объектам информационной безопасности Российской Федерации относятся:
    – информационные ресурсы, независимо от форм хранения, содержащие информацию, составляющую государственную тайну и ограниченного доступа, а также открытую (общедоступную) информацию и знания;
    – система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический и обслуживающий персонал;
    – информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационных систем и сетей, в том числе системы и средства защиты информации;
    – система формирования общественного сознания (мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и пр.), базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды;
    – права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности.
    Информационная безопасность всех вышеуказанных объектов создает условия надежного функционирования государственных и общественных институтов, а также формирования общественного сознания, отвечающего прогрессивному развитию страны.
    Угроза информации-это утечка или возможность нарушения целостности информации.
    Определив понятие “угроза информации”, рассмотрим его относительно непосредственного воздействия на информацию, обрабатываемую на каком-либо объекте (кабинете, предприятии, фирме). Анализируя возможные пути воздействия на информацию, представляемую как совокупность n информационных элементов, связанных между собой логическими связями, можно выделить основные нарушения, которые будут являться видами угроз информационной безопасности:
    – физической целостности (уничтожение, разрушение элементов);
    – логической целостности (разрушение логических связей);
    – содержания (изменение блоков информации, внешнее навязывание ложной информации);
    – конфиденциальности (разрушение защиты, уменьшение степени защищенности информации);
    – прав собственности на информацию (несанкционированное копирование, использование).
    В законе РФ «О безопасности» дано определение угрозы безопасности как совокупности условий, факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В связи с этим и вышеизложенным под информационной безопасностью понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Тогда с позиции обеспечения информационной безопасности можно определить, что под информационной угрозой понимается воздействие дестабилизирующих факторов на состояние информированности, как извне, так и внутри государства, подвергающее опасности жизненно важные интересы личности, общества и государства.
    В ряде стран принимаются законодательные меры против спамеров. Попытки законодательного запрещения или ограничения деятельности спамеров наталкиваются на целый ряд сложностей. Непросто определить в законе, какая рассылка является законной, а какая нет. Хуже всего то, что компания (или лицо), рассылающая спам, может находиться в другой стране. Для того, чтобы такие законы были эффективными, необходимо выработать согласованное законодательство, которое действовало бы в большинстве стран, что представляется труднодостижимым в обозримом будущем.
    В России спам запрещён «Законом о рекламе» (ст.18, п.1)
    Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
    В последнее время проблема защиты информации рассматривается как проблема информационной безопасности – неотъемлемой составной части национальной безопасности Российской Федерации. Это ясно определяется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 года № 1300 (последняя редакция – январь 2000 года) и Доктриной информационной безопасности РФ, принятой в сентябре 2000 года. Здесь система национальных интересов России определяется совокупностью основных интересов личности, общества и государства.
    В то время как информационная безопасность — это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния.
    Безопасность информации (данных)– состояние защищенности информации (данных), при котором обеспечены её (их) конфиденциальность, доступность и целостность.
    Существенные признаки понятия:
    В качестве стандартной модели безопасности часто приводят модель из трёх категорий:
    конфиденциальность — состояние информации, при котором доступ к ней осуществляют только субъекты, имеющие на нее право;
    целостность — избежание несанкционированной модификации информации;
    доступность — избежание временного или постоянного сокрытия информации от пользователей, получивших права доступа.
    Выделяют и другие не всегда обязательные категории модели безопасности:
    неотказуемость или апеллируемость — невозможность отказа от авторства;
    подотчётность — обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий;
    достоверность — свойство соответствия предусмотренному поведению или результату;
    аутентичность или подлинность — свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным.
    Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
    Объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *