Зачем тебе солнце если ты куришь шипку?

11 ответов на вопрос “Зачем тебе солнце если ты куришь шипку?”

  1. DOMYHUK Ответить

    Вслед за Mitya Samoylov.
    “Не выходи из комнаты” один из лейтмотивов творчества Бродского, который не имеет никакого отношения к “советской действительности”, как обычно проталкивают в анализе этого стиха. Эту мысль можно отследить даже по короткой цепочке: “Сумев отгородиться от людей…” (1966) — “Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…” (1970) — “Я всегда твердил, что судьба – игра…” (1971).
    Данное стихотворение о потере смысла, когда всё серое и действительно нет разницы в комнате я или снаружи, об ужасающей внутренней пустоте. Когда не к чему стремиться и любое общение или контакт с внешним миром вызывает только боль и дискомфорт происходит схлопывание, сжимание мира до четырёх стен. Может поэтому стихотворение и построено, как я покажу ниже, по принципу воронки, витками которой читателя просто засасывает.
    Начинается всё с довольно широкой позиции “всё бессмысленно, серо, пресно, однообразно” и на каждый виток Бродский усугубляет. В предпоследнем четверостишии мы уже видим “инкогнито эрго сум”.
    И вообще инкогнито
    эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.В этой строфе Бродский насмехается над декартовским “Cogito, ergo sum” (“Мыслю, следовательно, существую”), превращая в “Не узнан, следовательно, существую”. Но, в свете того, что далее субстанция отказывает форме — сообразно получается “Расплываюсь (теряю фокус, растворяюсь), следовательно, существую”.
    И самое дно:
    Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
    Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
    слейся лицом с обоями.О чём это он? Почему “чем”, а не “кем”? Что значит “дать волю мебели”?
    Дать волю мебели, значит сделать её равным себе или, вернее, сделаться с ней равным, стать частью мебели. Потому и “чем”, а не “кем”. Потому и “слейся лицом с обоями”.
    И в финале:
    Запрись и забаррикадируйся
    шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.Впечатляющее противопоставление шкафа и вечности, шкафа и космоса буквально одной фразой разносит всю предыдущую конструкцию стиха ярчайшей вспышкой.
    Сжав Вселенную в одну точку, Бродский щелчком запустил Большой Взрыв.
    Каково разыграно?!

  2. Goltile Ответить

    Долгие годы я был уверен, что стихотворение Бродского “Не выходи из комнаты” не просто самое затертое и замусоленное, но еще и значительно хуже других его же стихов.
    Там есть строчка – “Зачем тебе Солнце, если ты куришь “Шипку”?
    “Шипка” – понятно, марка сигарет. И мне казалось, что на этом выстраивается такое совершенно школьное примитивное противопоставление – зачем тебе солнце, небо, все, что есть на свете? Сиди в комнате, кури “Шипку”. Конфликт внутреннего и внешнего мира.
    И мне казалось – это пошлость, недостойная Бродского.
    Он тем и примечателен, что в его стихотворениях есть эта поэтическая хитрость.
    Вот этот вот искус, второй план и хитрый прищур.
    “Так долго вместе прожили, что вновь второе января пришлось на вторник”. И дальше рифма – “дворник”. Но дворник, который на лобовом стекле автомобиля. И это замечательно потому что здесь бытовые детали соседствуют с эмоциональной драмой.
    А тут “солнце-”Шипка”. Наверное, вот из-за этой пошловатой простоты все так стихотворение и полюбили, и расцитировали, и затискали. Думал я.
    А вчера я увидел фотографию советских сигарет. Там “Космос”, “Родопи”, “Ту-134”, “Шипка”.
    А рядом с пачкой “Шипки” была пачка сигарет “Солнце”! То есть, “Солнце” – это тоже марка сигарет!
    И это все меняет. Это мгновенно превращает стихотворение в шедевр. Получается, что это не конфликт внутреннего и внешнего миров. Это стихотворение об искалеченной душе и выборе марки сигарет. И этот выбор – бытовой, прозаический, приземленный, происходящий на фоне экзистенциальной трагедии, придает всему стихотворению совершенно другой масштаб. Этот масштаб и проявляется на фоне такого контраста. Рушится мир. Весь – внутренний, внешний, любое явление, в первую очередь, представляет угрозу. А человек рассуждает о марках сигарет.
    Потрясающе.
    Но страшно другое. Я стал спрашивать об этом людей, которые, в общем, понимают кое-что в поэзии, и все сказали – ну, да. То есть, все об этом знали. А я нет. Я жил во тьме, в пещере, заросший коростой, в то время как вокруг ходили прекрасно одетые люди и щурились на солнце.
    Вспомнил, что поговорка “Век живи – век учись”, на самом деле, заканчивается довольно мудро – “… и дураком помрешь”.
    источник – Mitya Samoylov

  3. Гейм овер Ответить

    * * *
    Коньяк в графине – цвета янтаря,
    что, в общем, для Литвы симптоматично.
    Коньяк вас превращает в бунтаря.
    Что не практично. Да, но романтично.
    Он сильно обрубает якоря
    всему, что неподвижно и статично.
    Конец сезона. Столики вверх дном.
    Ликуют белки, шишками насытясь.
    Храпит в буфете русский агроном,
    как свыкшийся с распутицею витязь.
    Фонтан журчит, и где-то за окном
    милуются Юрате и Каститис.
    Пустые пляжи чайками живут.
    На солнце сохнут пестрые кабины.
    За дюнами транзисторы ревут,
    и кашляют курляндские камины.
    Каштаны в лужах сморщенных плывут,
    почти как гальванические мины.
    К чему вся метрополия глуха,
    то в дюжине провинций переняли.
    Поет апостол рачьего стиха
    в своем невразумительном журнале.
    И слепок первородного греха
    свой образ тиражирует в канале.
    Страна, эпоха – плюнь и разотри!
    На волнах пляшет пограничный катер.
    Когда часы показывают “три”,
    слышны, хоть заплыви за дебаркадер,
    колокола костела. А внутри
    на муки Сына смотрит Богоматерь.
    И если жить той жизнью, где пути
    действительно расходятся, где фланги,
    бесстыдно обнажаясь до кости,
    заводят разговор о бумеранге,
    то в мире места лучше не найти
    осенней, всеми брошенной Паланги.
    Ни русских, ни евреев. Через весь
    огромный пляж двухлетний археолог,
    ушедший в свою собственную спесь,
    бредет, зажав фаянсовый осколок.
    И если сердце разорвется здесь,
    то по-литовски писанный некролог
    не превзойдет наклейки с коробка,
    где брякают оставшиеся спички.
    И солнце, наподобье колобка,
    зайдет, на удивление синичке
    на миг за кучевые облака
    для траура, а может, по привычке.
    Лишь море будет рокотать, скорбя
    безлично – как бывает у артистов.
    Паланга будет, кашляя, сопя,
    прислушиваться к ветру, что неистов,
    и молча пропускать через себя
    республиканских велосипедистов.
    1966 г.

  4. Ivory Ответить

    0

    5 самых «зелёных» школ мира, где воспитывают детей для счастливого будущего 13.09.2019, 19:05
    0

    Знаменитые мужчины-сердцееды, которые вовсе не были красавцами 13.09.2019, 16:40
    0

    Почему нужно бежать от монашек и не стоит щёлкать ножницами: Плохие приметы разных народов 13.09.2019, 14:00
    0

    Первая русская террористка, или что толкнуло благородную девицу Веру Засулич на кровавый путь, и почему её оправдали присяжные 13.09.2019, 13:01
    0

    Шедевр архитектуры, вдохновивший Людовика XIV на строительство Версаля: Дворец Во-ле-Виконт 13.09.2019, 11:02
    0

    Жаклин Биссет – 75: Почему главная сердцеедка Голливуда отказалась от замужества и детей 13.09.2019, 08:43
    0

    8 знаменитых пар, в которых влюблённые умерли в один день 12.09.2019, 23:21
    0

    Почему звезда Болливуда, снявшаяся в 1200 фильмах, осталась за чертой жизни: Манорама – злая тетка Зиты и Гиты 12.09.2019, 22:37
    0

    Чингисхан и комариные полчища: Как насекомые уничтожили непобедимую Монгольскую империю 12.09.2019, 20:06
    +2

    Почему художник Серов ждал свадьбы с сиротой целых 9 лет 12.09.2019, 17:40

  5. Melon Ответить

    «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…» Иосиф Бродский
    Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
    Зачем тебе солнце, если ты куришь “Шипку”?
    За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
    Только в уборную — и сразу же возвращайся.
    О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
    Потому что пространство сделано из коридора
    и кончается счетчиком. А если войдет живая
    милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
    Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
    Что интересней на свете стены и стула?
    Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
    таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
    О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
    в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
    В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
    Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
    Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
    догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
    эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
    Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
    Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
    Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
    слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
    шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

    Анализ стихотворения Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…»

    Иосиф Бродский считал свое поколение потерянным, запутавшимся в дебрях идеологии и высоких материй. Однако жизнь диктовала свои условия, инстинкты брали вверх над разумом, и многие молодые люди оказывались на распутье, когда реальность шла вразрез с общепринятыми принципами. Часть ровесников Бродского становилась бунтарями, да и сам поэт очень скоро попал в число тех, кто был неугоден советской власти. И все из-за того, что он открыто выражал свои взгляды и мысли, считая, что это – неотъемлемое право любого человека.
    Между тем, подавляющее большинство людей жило по двойным стандартам, когда на кухнях велись антиправительственные разговоры, а в общественных местах все дружно поддерживали курс партии и правительства. Именно таким «хамелеонам» в 1970 году Иосиф Бродский посвятил свое знаменитое стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибки…». Оно пронизано глубокой иронией и отвращением к тем, кто боится правды и не может позволить себе роскошь жить так, как это ему подсказывают внутренние ощущения. Таким людям, по мнению пота, лучше и вовсе сидеть дома, так как «за дверью бессмысленно все – особенно, возгласы счастья». Откровенно высмеивая подобных двурушников, которые готовы часами рассуждать о справедливости и свободе личности, но так, чтобы этого никто не слышал, Бродский рекомендует им для чистоты эксперимента отказаться от маленьких житейских радостей. Как можно принимать у себя в доме девушку, если не состоишь с ней в законном браке, или же позволять себе ездить на «моторе» при скромной советской зарплате, львиную долю которой придется отдать таксисту по счетчику? Однако людей, живущих по двойным стандартам, подобные мелочи не смущают, что безумно раздражает Бродского. Поэтому автор советует таким «свободолюбцам» похоронить себя заживо в четырех стенах, чтобы избавиться от всевозможных искушений. Действительно, хорошо жить, когда о тебе все забыли, и ты можешь тешить себя иллюзией полной свободы, слившись «лицом с обоями». Но даже те, кому было адресовано это произведения, прекрасно отдавали себе отчет, что выпасть из социума без последствий для собственной репутации и карьеры в СССР попросту невозможно. У таких людей остается лишь два пути – тюрьма либо сумасшедший дом. В редких случаях, правда, им предлагают добровольно-принудительно покинуть страну, но для этого нужно, по меньшей мере, слыть диссидентом. В окружении Бродского таких людей немного, поэтому всем остальным он советует запереть дверь и забаррикадироваться шкафом «от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса».
    Метки: Бродский

  6. l3tochka Ответить

    Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
    Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
    За дверью бессмысленно все, особенно – возглас счастья.
    Только в уборную — и сразу же возвращайся.
    О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
    Потому что пространство сделано из коридора
    и кончается счетчиком. А если войдет живая
    милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
    Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
    Что интересней на свете стены и стула?
    Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
    таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
    О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
    в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
    В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
    Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
    Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
    догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
    эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
    Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
    Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
    Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
    слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
    шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

    Галерея












    Видео

    Бродский feat Noisia

    Современная нейрофанк-дабстеп версия

    Коуб с марабу и бегемотом

    Коуб с бревенчатой головой

    Веселая компания

    Винни-Пух с друзьями, Эминем, и собственно автор
    Клип группы «Встреча рыбы», полный безысходности
    Не выходи из Фэйсбука
    Не выходи изъ Фэйсбука, не совершай ошибку,
    Улица не Варкрафтъ: оркъ обдеретъ, какъ липку.
    Въ оффлайне нельзя такъ просто взять и перелогиниться,
    Только въ уборную (тамъ не забудь зачекиниться!)
    О, не выходи изъ фэйсбука,
    смотри котовъ въ своей лент?,
    Постъ напиши про «всё плохо»
    и гляди, какъ боты коментятъ,
    доказывая обратное…
    А если припрется рьяная,
    Молодая и пьяная – гони прочь,
    Вынь изъ шкафа и надуй постоянную.
    Если наскучитъ – иди погоняй въ приставку,
    Съ?шь вчерашнюю пиццу, закажи новой доставку,
    Узнай въ юзернейме и тролль его понемногу
    Съ аватаркой на голое т?ло и статусомъ на босу ногу.
    Не выходи изъ фэйсбука.
    О, пускай только Сноуденъ
    Догадывается, какъ ты выглядишь,
    голоденъ ты или холоденъ…
    «Lost» досмотр?нъ иль «Симпсоны»,
    но есть еще анимешечка…
    Не выходи на улицу, на улиц?, чай, не Жжшечка!
    Не будь Дуровымъ, в?дь теорія лучше практики:
    Не выходи изъ ФЭЙСБУКА, на худой конецъ –
    изъ ВКОНТАКТИКА,
    Слейся лицомъ съ Гаемъ Фоксомъ,
    Торомъ забаррикадируйся
    Отъ хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.

  7. Graniwield Ответить

    Валерий Зеленогорский

    Письмо брату.
    Бонжур, братишка!
    Был в Париже по линии ГРУ.
    Поздравь меня, «МакронНаш», сработали по старой схеме, подставили ему офицера (медовая ловушка), теперь он будет нашим агентом влияния с ником » Сладкий» ( Это я так шучу).
    Путин купил Эрдогану мороженое пломбир, Эрдоган тоже наш, но это закрытая информация.
    Будем вместе с Турцией беспилотники сбивать, назло Трампу, он тоже наш, держим его за яйца со времен бойкота Олимпиады, подписка о сотрудничестве в сейфе гаранта, кличка «Дылда».
    Вот говорят, что у нас падают реальные доходы населения, а ведь это не так, Коля. Это клевета и подмена понятий.
    Русскому человеку гаджеты и девайсы не нужны, как сказал поэт » Не выходи из комнаты, не совершай ошибку, зачем тебе солнце, если ты куришь «Шипку»…..
    Иосиф был имперцем, а не сраным либералом, это я тебе, как словесник филологу говорю.
    Я тебе так скажу, мы с Китаем матку Америке вырвем, китайцы пока об этом не знают, ШОС, БРИКС, шанхайская семерка…. нас вместе с Китаем миллиард триста, а с Индией и Пакистаном половина человечества, вот такой расклад.
    Военкому скажи, чтобы освежил датский язык, в Гренландию поедет под прикрытием пингвинов, надо вопросы решать, а не шпилить в бункере зоотехника.
    Я тут подумал, а не записать ли мне дуэт с Лепсом или Стасом Михайловым, у Стаса песня есть актуальная со словами «Журавли летят в Китай, только ты не улетай»
    С Гришей песню пока не придумал, не проблема, Игорька Крутого напряжем, сделает.
    Надоели телки, модели…. хочется чего-то посконного и домотканого, хочется завалить кого-то из дотационного региона, из медвежьего угла, чтобы чистый ангел была, табула раса, ну не доска, конечно, сиськи — четверка и все такое…
    Мамке скажи, что у меня все хорошо, может гордится мной.

  8. GEKUROD Ответить

    Ио?сиф Алекса?ндрович Бро?дский (24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996, Нью-Йорк) — русский и американский поэт, эссеист, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года, поэт-лауреат США в 1991—1992 годах. Поэзию писал преимущественно на русском языке, эссеистику на английском. Имеет репутацию одного из крупнейших русских поэтов XX века.
    http://ru.wikipedia.org
    Иосиф Бродский
    «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку…»
    Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
    Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
    За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
    Только в уборную — и сразу же возвращайся.
    О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
    Потому что пространство сделано из коридора
    и кончается счетчиком. А если войдет живая
    милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
    Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
    Что интересней на свете стены и стула?
    Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
    таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
    О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
    в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
    В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
    Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
    Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
    догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
    эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
    Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
    Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
    Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
    слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
    шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
    1970

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *