Чем омонимы отличаются от многозначных слов примеры?

13 ответов на вопрос “Чем омонимы отличаются от многозначных слов примеры?”

  1. Planovypolnitel Ответить

    Лексический способ. В этом случае необходимо попробовать подобрать к словам синонимы: если они в целом будут сохранять смысловую близость, то перед нами – многозначность, или полисемия. Если синонимы качественно и существенно различаются, то это – омонимы. Например, пара «коренной (житель) – коренной (вопрос)» будет иметь разные синонимы для каждого составляющего её элемента. В первом случае это будут слова «исконный, древний (житель)», в то время как во втором – «главный, первостепенный (вопрос)».
    Морфологический способ. Он может особенно помочь людям, которые разбираются в нюансах словообразования. Если у многозначного слова новые лексические единицы будут образовываться сходным образом (хлеб (в знач. «злак») – хлеб (в знач. «продукт питания») – хлебные (и всходы, и запахи)), то у омонимов всё будет иначе. Сравним: худой (в знач. «тощий») – худой (в знач. «плохой»). Эти слова будут образовывать новые слова по-разному: для первого варианта это будут лексемы «худоба, худющий», для второго – «ухудшить», «ухудшение».
    Семантический способ. Он заключается в понимании системных связей между рассматриваемыми единицами, и о нём уже было сказано ранее: в случае многозначности значения связаны друг с другом, в случае омонимии – изолированы, взаимно исключают одно другое.

    Тест для закрепления материала

    Итак, чтобы ещё раз уяснить для себя, чем отличаются многозначные слова от омонимов, рекомендуется пройти итоговую мини-проверку.
    Петрушка (придворный шут) и петрушка (растение) – это… (а. омоформы; б. омонимы; в. многозначное слово).
    Ручка (двери) и ручка (ребёнка) – это… (а. многозначность; б. омонимия; в. омографы)
    Каждый балл, который ученик получит на конкурсе, поможет ему пойти на новогодний бал. Слова «балл» и «бал» – это … (а. многозначность; б. омофоны; в. омоформы).
    Правильные ответы: б; а; б.

    Теперь о том, чем отличаются многозначные слова от омонимов, можно, во имя просвещения, рассказывать всем друзьям и знакомым, тем самым принося неоценимую пользу русскому языку!

  2. Morann Ответить

    Методическая разработка
    плана-конспекта урока
    учителя русского языка и литературы
    Павлюковой О.С.
    Занимательный урок.
    Тема «Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры».
    Цель: познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов, учить определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы. Показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах.
    Ход урока.
    Разминка для ума.
    Мать-Земля
    Скажи мне,
    Как правильно землю назвать:
    Земля дорогая?
    Земля золотая?
    Нет, лучше, наверно,
    Сказать ей:
    «Родная!
    Земля – наша милая,
    Добрая мать!»
    Так ласковей будет звучать
    И вернее.
    Ведь все, что мы любим, –
    Все создано ею –
    И горы, и реки,
    И лес, и цветы,
    И осень, и лето,
    И дождик, и ты…
    (Я.Абидов)
    Беседа.
    – О чем это стихотворение? (Назовите его тему)
    – Какова его главная мысль?
    – Прочитайте выразительно.
    Повторение сведений о многозначности.
    Проверка домашнего задания.
    – Что содержит Толковый словарь?
    – Каких авторов Толкового словаря вы знаете?
    – Какие значения слова «земля» вы выписали из толкового словаря?
    (Земля – 1. Планета.
    Суша (в отличие от водного или воздушного пространства)
    Почва, грунт.
    Страна, государство.)
    – О какой «земле» говорится в стихотворении? (Родина, все то, что мы любим)
    Дополните словарную статью в тетради.
    Итак, слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? Что общего во всех значениях слова «земля»?
    2. Запись в тетради.   Число. Классная работа. Тема.
    ИГРА «Кто больше?» (2 варианта) Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение.
    На доске
    Кто (что) может быть
    I вариант
    II варант
    дорогим?
    добрым?
    Материал для справок:
    Мех, время, человек, совет, весть, день, память.
    Беседа.
    – Докажите, что это многозначные слова. Назовите прямое и переносное значение.
    Обобщение:
    – Какие же слова называются многозначными? (Слова, имеющие несколько лексических значений; многозначное слово называет разные предметы, признаки, действия, в чем-либо сходные между собой)
    – Как строится словарная статья  в толковом словаре? (Заглавное значение в статье под цифрой 1, переносное значение под остальными)
    III. Повторение сведений об омонимах.
    Отгадай загадки.
    На доске
    Право, я прически – чудо!
    Заплести меня не худо.
    На лугу с шипеньем острым
    Управляюсь с сенокосом.
    В воду я вдаюсь полоской –
    Узкой, серенькой и плоской.
    Словами «коса» подписываются 3 рисунка на доске (задание создать рисунки учащимся  дается заранее)
    – Похожи ли предметы, изображенные на рисунках?
    – Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся)
    – Есть ли сходства в значении этих слов?
    – Сколько предметов изображено на рисунках?
    – Сколько слов их обозначают?
    – Почему здесь три разных слова?
    Вывод
    Три разных, ничем не похожих предмета  названы тремя разными словами.
    Это три разных слова, т.к. они различны по значению, не имеют ничего общего в значении.
    Слова эти похожи только внешне: по написанию и произношению
    –  Омонимы.
    КОСА? – вид прически
    КОСА? – сельскохозяйственное орудие
    КОСА? – мыс, отмель
    – Как разъясняются омонимы в толковых словарях? (В разных словарных статьях и обозначаются порядковым номером)
    – Сравните многозначные слова и омонимы. Чем они похожи? Как отличить одно слово с несколькими значениями от слов-омонимов? (Определить значение)
    2. Чтение скороговорок
    А теперь потренируемся определять многозначные слова и слова-омонимы (8-ми учащимся раздаются тексты для подготовки к чтению по ролям. Остальные работают с учителем)
    а)
    на доске
    Перепела.
    С перепелом
    Перепел
    В паре пел.
    Перепела
    Перепел
    Перепел.
    Приносили вести
    со?рок   соро?к
    со?рок   соро?к
    с сорока?  дорог….
    – Прочитайте про себя.
    – О ком говорится в скороговорке?
    – Расставьте знаки ударения.
    – Прочитайте скороговорку в быстром темпе три раза.
    – Найдите омонимы. Докажите.
    – Что у них совпадает написание или произношение?
    б)
    на доске
    Три сороки – три трещотки
    Потеряли по три щётки:
    Три – сегодня,
    Три – вчера.
    Три – ещё позавчера.
    – Найдите омонимы, что у них совпадает произношение или написание? Прочитайте три раза.
    3. Игра «Будь внимателен»
    Различай омонимы и многозначные слова.
    Чтение текстов по ролям подготовленными учащимися. (Приложение №1)
    а) – О какой овсянке говорится в стихотворении?
    В тетрадях:
    Омонимы
    Многозначные слова
    овсянка? – птица
    овсянка? – каша
    б) – Почему в результате вычитания получились вой и плач? Сколько значений у слова «отнять»?
    Омонимы
    Многозначные слова
    Отнять – 1. Отобрать
    Вычесть
    в) – Какие барашки утонут в воде, а какие нет? Чем похожи эти барашки? Сколько же здесь слов? А значений?
    Омонимы
    Многозначные слова
    Барашки – 1. Белая пена на гребнях волны.
    2.Молодые баранчики (овцы)
    г) – Какая кашка видна на лугу? Какую кашку варят? Сколько слов? Как они называются?
    Омонимы
    Многозначные слова
    кашка? – кушанье (уменьшительно от каша)
    кашка? – клевер (цветок)
    Сделайте вывод, как отличить многозначные слова от омонимов?
    Каламбуры.
    Знакомство с понятием «каламбур»
    Омонимы и многозначные слова используются в шуточных стихотворениях и рассказах. Одна из форм шуток – каламбур. Это игра слов, основанная на столкновении двух значений многозначного слова или на использовании сходства в звучании омонимов.
    Слово «каламбур» составлено из итальянских слов Каломо – «перо» и Бурларе – «шутить», т.е. «шутить пером».
    Чтение каламбуров. (Приложение №2)
    а) – Выделите омонимы. Объясните их значение.
    – Что у них совпадает написание или произношение?
    б) (Можно показать отрывок из мультфильма 38 попугаев)
    – Игра каких слов помогла создать комический эффект? (Столкновение значений слова «напасть»)
    3. Составление каламбура по заданной рифме.
    на доске
    норка? – ?
    норка? – ?
    лисичка? – ?
    лисичка? – ?
    зверек,
    маленькая нора
    уменьшительное от «лиса»,
    гриб
    Составьте четверостишье по данной рифме.
    на доске
    . . .  из норки
    . . .  у  . . .  норки
    . . .   у лисички
    . . .    лисички
    Чтение получившихся каламбуров.
    (Оригинал.
    Суслик выскочил из норки
    И спросил у рыжей норки:
    – Где вы были?
    – У лисички.
    – Что вы ели там?
    – Лисички.
    (Я.Козловский)
    V. Итог урока.
    – С чем сегодня познакомились?
    – как объясняются значения многозначных слов и омонимов в толковом словаре?
    – Где и как используются омонимы и многозначные слова?
    VI. Домашнее задание.
    Ответьте на шуточные вопросы (Приложение №3)
    Приложение №1
    – Вот этой овсянки
    Не хочется киске.
    (Вот этой овсянки,
    Которая в миске.)
    – Какой же овсянки
    Она захотела?
    Не той ли,
    Что мимо сейчас
    Пролетела?
    (А.Шибаев)
    Проходила наша Таня
    С малышами вычитанье.
    – Вычитанье как понять?
    – Надо что-нибудь отнять.
    – У Аришки – орешки,
    У Маришки – матрешку,
    У Андрюшки – новый мяч.
    Во дворе и вой и плач.
    Получился ответ:
    Игрушки есть – подружек нет.
    (А.Стройло)
    – Смотри, по воде барашки бегут.
    – Ну и люди…
    Ну и лгут!
    Полно вам, далеко ль до беды?
    Барашки- то тяжелее воды.
    – Смотри, какая кашка на лугу,
    И здесь, и там, и всюду…
    – Ой, рассмешил, ой, не могу,
    Да кто ж её варит без посуды?
    Приложение №2
    Медведь и осы.
    Нёс медведь, шагая к рынку.
    На продажу мёду крынку.
    Вдруг на мишку – вот напасть!
    Осы вздумали напасть.
    Мишка с армией осиной
    Дрался вырванной осиной.
    Мог ли в ярость он не впасть,
    Если осы лезли в пасть?
    Жалили, куда попало,
    Им за это и попало.
    Я.Козловский
    Испорченная погода.
    – Сначала мы с тобой нападём на след, – сказал попугай.
    – Не надо! – испугался слонёнок.
    – Почему? – удивился попугай.
    – Ну… – смутился слонёнок, – мы на него нападём, он даст сдачи, получится драка. Не надо.
    Г.Остер
    Приложение №3
    Домашнее задание.
    Ответьте на шуточные вопросы.
    Каким ключом нельзя открывать двери?
    Какую ноту кладут в суп?
    Из какого крана нельзя брать воду?
    Из каких ноготков не соберешь букета?
    Образец выполнения задания.
    Вопрос: Какой лук не кладут в суп?
    Толкование значений омонимов, например:
    лук? – оружие
    лук? – растение
    Сделать рисунок.

  3. Gavinrasius Ответить

    Неполными называются омонимы, которые совпадают только в некоторых грамматических формах, например, слово лук в значениях растение и оружие.
    Между омонимами не существует смысловой связи. Омонимия может быть результатом распада многозначности слова или случайного совпадения форм заимствованных слов с уже существующими в языке. Например, зеркало в контексте водное зеркало воспринимается по признаку качества поверхности как гладь, ровность в отличие от значения отражающая поверхность в сочетании венецианское зеркало. Заимствованное слово гриф в значении печать только по форме совпадает со словом гриф, обозначающим часть струнного музыкального инструмента.
    Определить различия в многозначности слов и омонимии позволяет лексический способ анализа этих единиц. Он заключается в установлении семантической связи между словами одного ряда. Если такая связь существует, слово многозначно. Справиться с таким анализом можно, подбирая синонимы, близкие по значению к определяемым словам.  Например, словосочетания угол дома и снимать угол имеют синонимичный к слову угол ряд: угловая часть постройки; ограниченная углом часть здания.
    Если к анализируемым лексическим единицам синонимы со сходным значением  подобрать не удается, они являются омонимами.

    Выводы TheDifference.ru

    Многозначные слова сохраняют семантическую связь. Их значение соотносимо с основным значением исходного слова. Омонимы не связаны между собой каким-либо общим значением.
    Многозначные слова являются однокоренными. Омонимы имеют разные корни, совпадающие только по форме написания.
    К многозначным словам можно подобрать общий синонимический ряд. Омонимы не имеют общих синонимов.

  4. Corne Ответить

    Омонимы — это слова, которые пишутся одинаково, звучат одинаково (или похоже), но при этом означают абсолютно разные вещи.

    Например:
    ЛУК – популярный овощ и одновременно стрелковое оружие;
    ОЧКИ – предмет, улучшающий зрение, и одновременно система подсчета баллов в различных играх;
    БРАК – испорченный на производстве предмет и одновременно союз двух людей;
    МИР – земной шар и одновременно отсутствие войны;
    КЛЮЧ – предмет, отпирающий замок, и одновременно синоним ручья.
    Еще несколько примеров слов-омонимов:

    Само слово «омоним», как и многие термины в русском языке, пришло из Древней Греции. Оно состоит из двух половин – «homos» (одинаковый) и «onyma» (имя), а значит, означает «одинаковое имя». По одной из версий, первым, кто подробно описал подобные слова, был известный философ и мыслитель — Аристотель.

    Виды омонимов

    Омонимы бывают нескольких видов – полные, частичные и грамматические.
    Полные омонимы – это слова, которые совпадают во всех возможных падежах и числительных.
    КРАН – водопроводный или грузоподъемный (краны, краном, крану и т.д.)
    КОСА – укладка волос, береговая отмель или сельскохозяйственный инструмент (кос, косой, косе, косу и т.д.)
    Частичные омонимы – это слова, которые похожи друг на друга в первоначальном виде (единственное число, именительный падеж, совершенный вид), но могут не совпадать в отдельно взятых падежах или множественном числе.
    ЛАСКА – животное семейства куньих или синоним (что это?) нежности. Если взять родительный падеж и множественное число, то слова уже не будут звучать и писаться одинаково – много ЛАСОК (животных) и много ЛАСК (проявление чувств).
    ЛЮБОВЬ – чувство к другому человеку и женское имя. Если взять родительный падеж единственного числа, то слова зазвучат по-новому – нет ЛЮБВИ (чувство) и нет ЛЮБОВИ (имя).

    Грамматические омонимы – слова в русском языке, которые являются полной противоположностью частичных омонимов. То есть они абсолютно не совпадают в первоначальном виде, но становятся похожими в отдельно взятых формах.
    ТРИ – число и производное от глагола ТЕРЕТЬ. Совпадение возможно, только когда первое слово употребляется в именительном падеже, а второе в повелительном наклонении. Во всех остальных вариантах слова перестанут быть омонимами.
    ЛЕЧУ – производные от двух разных глаголов ЛЕТАТЬ и ЛЕЧИТЬ, причем оба употребляются в первом лице.
    СТЕКЛА – родительный падеж существительного СТЕКЛО (нет стекла) и прошедшее время женского рода глагола СТЕКАТЬ (вода стекла).
    Можно, кстати, заметить, что грамматические омонимы могут представлять различные части речи, например, существительное и глагол, местоимение и наречие (что это такое?) и так далее. В этом их кардинальное отличие от полных и частичных омонимов, где части речи всегда совпадают.

    Омографы и омофоны

  5. ALIAN PRO KLAN Ответить

    У многих слов есть не одно, а два или несколько значений. Такие слова называются многозначными.
    Значения многозначного слова связаны между собой, но среди них выделяется одно исходное, или первичное, значение.
    Другие значения называют вторичными или переносными.
    Например, у слова золотой первичное значение – «сделанный из золота» , но когда говорят золотые волосы или золотые руки, то на другие объекты «переносят» отдельные свойства золота (его цвет, его ценность и т. п.) , это переносные значения слова золотой.
    Омонимы же – Слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но значения которых никак не связаны друг с другом.
    Ср. Осторожней, не разбей стекло! и Варенье на пол у тебя стекло!
    Иногда ответить на вопрос, омонимы перед нами или многозначное слово, очень трудно. Даже среди лингвистов нет единого мнения. Общий критерий такой: у омонимов разные значения, между которыми нет связи, а все значения многозначного слова связаны между собой по смыслу.
    хвост, играть – многозначные
    Что касается слов “рукав”, “ключ”, “кисть”, то тут всё зависит от контекста.
    Они могут быть омонимами и многозначные словами.
    См: В Толковом словаре слова “кисть” (часть руки) и “кисть” (инструмент) даются в разных статьях — значит, это одинаково звучащие слова с разным значением, а именно, омонимы. А вот значения “кисть” (инструмент) и “кисть” (часть растения с соцветиями, ягодами) даются в одной статье, как одно многозначное слово.
    То же самое можно сказать и про ключ:
    Сравните многозначное слово “ключ” (открыть дверь ключом, гаечный ключ, найти ключ к решению задачи, снабдить сборник упражнений ключами) с его омонимом (в овраге бьёт ключ, жизнь бьет ключом) . В данном случае очевидно, какой ключ является значением одного и того же многозначного слова, а какой – другим словом – омонимом, не связанным с ними по смыслу.

  6. О_очумевшая_Я Ответить

    7
    Что необычного в этой иллюстрации? Скажите, какое слово повторилось несколько раз? (кисть) Как вы думаете, почему? В каких словосочетаниях употреблялось это слово? (кисть винограда, кисть руки, кисть художника) Как вы считаете, это разные значения одного слова или одинаково звучащие слова с разным значением? Разделитесь на 3 группы и обсудите этот вопрос за 7 минут.

    8
    Появилось ли у вас общая точка зрения? В чем заключается проблема?

    9
    Ребята, дискуссия возникла потому, что слово кисть в данном случае является не многозначным словом, а словом – омонимом. Омонимия (от греч. HOMOS – одинаковый и ONYMA – имя) – это явление, при котором совпадают по звучанию разные по лексическому значению языковые единицы. Многозначность – способность одного слова иметь несколько значений, связанных между собой по смыслу.

    10
    Подберите однокоренные слова к словам кисть (художника), кисть (винограда). – Кисточка А часть маленькой руки можно так назвать? -Нет Кто теперь может сказать, почему кисть руки и кисть художника – разные слова, слова – омонимы, а кисть художника и кисть – одно многозначное слово?

    11
    Сравните многозначное слово ключ (открыть дверь ключом, гаечный ключ, найти ключ к решению задачи, снабдить сборник упражнений ключами) с его омонимом (в овраге бьет ключ). В данном случае очевидно, какой ключ является значением одного и того же многозначного слова, а какой – другим словом – омонимом, не связанным с ними по смыслу.

    12
    Попробуем разобраться в этой теме на примере упражнений!

    13
    Найдите омонимы в стихотворении, на игре которых оно построено. Птичий клин Когда на мартовских полях Лежала толща белая, Сидел я с книгой, на полях Свои заметки делая. И в миг, когда мое перо Касалось граф тетрадочных, Вдруг журавлиное перо С небес упало радужных. (С.Кирсанов)

    14
    Птичий клин Когда на мартовских полях Лежала толща белая, Сидел я с книгой, на полях Свои заметки делая. И в миг, когда мое перо Касалось граф тетрадочных, Вдруг журавлиное перо С небес упало радужных. (С.Кирсанов)

    15
    Определите в каких предложениях одинаковые слова являются омонимами, в каких – разными значениями одного слова. По очереди отвечает каждая группа учеников. Лист клена очень красив осенью. Из тетради я вырвала лист. Ключи от квартиры Маша забыла сегодня дома. Каждому человеку нелегко найти ключи от счастья. Нужно купить тетрадь в косую линейку. Свою линейку я отдала соседу по парте. Ключи от квартиры висят в прихожей. Находясь на природе, группа туристов любовалась бьющим из под земли ключом.

    16
    Ответы Многозначные слова Омонимы

    17
    При использовании омонимов могут возникнуть смешные ситуации Загадка – смешинка. Врач сказал: «Сейчас для вашего зуба подберут подходящий бор». А я с кресла бежать во весь опор. По-моему, врач хитрит что-то: Кому же целый лес в рот совать охота?

    18
    Чем же отличаются омонимы от многозначных слов? Разными определениями Разные гнезда однокоренных слов: Норка, норковый, норкина – нора, норка, норища Разной лексической сочетаемостью слов (норка пошла – животное, норка лисы) Разный морфемный состав: –

    19
    Итак, что нового мы узнали?

    20
    СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

  7. Morasida Ответить

    Б
    БОР – хвой­ный, обыч­но сос­но­вый лес, рас­ту­щий на сухом воз­вы­шен­ном месте. За реч­кой тем­нел бор.
    БОР – зубо­вра­чеб­ный инстру­мент, сталь­ное свер­ло. Не люб­лю звук сто­ма­то­ло­ги­че­ско­го бора.
    БРАНЬ – оскор­би­тель­ные сло­ва, ругань. /прилаг. бран­ный. Бранное выра­же­ние.
    БРАНЬ – вой­на, бит­ва (устар.) На поле бра­ни. /прилаг. бран­ный. Бранные доспе­хи.
    В
    ВИД – внеш­ность, види­мый облик. Опрятный вид.
    ВИД – грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия. Совершенный вид гла­го­ла.
    Г
    ГРЕБЕШОК – мор­ской дон­ный мол­люск. Морской гре­бе­шок.
    ГРЕБЕШОК – неболь­шая рас­чес­ка. Частый гре­бе­шок.
    Д
    ДАЧА – дей­ствие по зна­че­нию гла­го­ла давать — дать. Дача пока­за­ний.
    ДАЧА – заго­род­ный дом (обыч­но с земель­ным участ­ком), пред­на­зна­чен­ный для лет­не­го отды­ха. Отдыхать на даче.
    ДВОР – уча­сток зем­ли при доме. Во дво­ре дома.
    ДВОР – монарх и при­бли­жен­ные к нему лица. Служить при дво­ре.
    ДОЛГ – обя­зан­ность перед кем-л., чем-л. Воинский долг.
    ДОЛГ – то, что взя­то взай­мы. Взять день­ги в долг.
    ДИСЦИПЛИНА – под­чи­не­ние твёр­до уста­нов­лен­ным пра­ви­лам, обя­за­тель­ное для всех чле­нов дан­но­го кол­лек­ти­ва. Строгая дис­ци­пли­на.
    ДИСЦИПЛИНА – отрасль науч­ных зна­ний. Научная дис­ци­пли­на.
    ДРОБЬ – мел­кие свин­цо­вые шари­ки для стрель­бы из охот­ни­чье­го ружья. Мелкая дробь.
    ДРОБЬ – чис­ло, пред­став­лен­ное как состо­я­щее из частей еди­ни­цы. Десятичная дробь.
    ДУХ – 1. созна­ние, ум, мыш­ле­ние. Дух про­ти­во­ре­чия; 2. внут­рен­няя мораль­ная сила. Боевой дух вои­нов.
    ДУХ – бес­плот­ное сверхъ­есте­ствен­ное суще­ство. Лесной дух.
    З
    ЗАВОД – про­мыш­лен­ное пред­при­я­тие с меха­ни­зи­ро­ван­ны­ми про­цес­са­ми про­из­вод­ства. Сталепрокатный завод.
    ЗАВОД – при­спо­соб­ле­ние для при­ве­де­ния в дей­ствие меха­низ­ма. Будильник с заво­дом.
    ЗАЛОГ – отда­ча (иму­ще­ства) в обес­пе­че­ние обя­за­тель­ства, под ссу­ду. Оставить вещь под залог.
    ЗАЛОГ – грам­ма­ти­че­ский тер­мин. Страдательный залог.
    К
    КЛЮЧ – род­ник. Набрать воду из клю­ча.
    КЛЮЧ – при­спо­соб­ле­ния для откры­ва­ния зам­ка. Дверной ключ.
    КОЛ – заост­рён­ная тол­стая пал­ка. Осиновый кол.
    КОЛ – низ­шая школь­ная оцен­ка. Получить кол на уро­ке.
    Л
    ЛАВКА – мага­зин. Купить в лав­ке.
    ЛАВКА – ска­мья. Сидеть на лав­ке.
    ЛАД – согла­сие. Жить в ладу.
    ЛАД – соче­та­ние зву­ков и созву­чий, строй музы­каль­но­го про­из­ве­де­ния. Петь в лад.
    ЛАСКА – про­яв­ле­ние неж­но­сти, люб­ви. Материнская лас­ка.
    ЛАСКА – неболь­шое хищ­ное живот­ное из семей­ства куньих. Мордочка лас­ки.
    ЛИСТ – орган воз­душ­но­го пита­ния и газо­об­ме­на рас­те­ний в виде тон­кой, обыч­но зелё­ной пла­стин­ки. Кленовый лист.
    ЛИСТ – тон­кий плос­кий кусок, пласт какого-нибудь мате­ри­а­ла. Лист бума­ги.
    ЛУК – ого­род­ное рас­те­ние. Зелёный лук.
    ЛУК – ору­жие для мета­ния стрел. Стрельба из лука.
    М
    МЕШАТЬ – созда­вать пре­пят­ствия, слу­жить поме­хой. Мешать спать.
    МЕШАТЬ – пере­во­ра­чи­вать, взбал­ты­вать. Мешать кашу.
    МИР – зем­ной шар, Земля. Объехать весь мир.
    МИР – отсут­ствие вой­ны, согла­сие. Жить в мире.
    МОТИВ – повод. Не ясен мотив его поступ­ка.
    МОТИВ – мело­дия. Весёлый мотив пес­ни.
    Н
    НАРЕЧИЕ – неиз­ме­ня­е­мая часть речи, обо­зна­ча­ю­щая при­знак дей­ствия. Громко, весе­ло, здесь, все­гда – это наре­чия.
    НАРЕЧИЕ – говор, диа­лект. Говорить на мест­ном наре­чии.
    НОРКА – хищ­ный пуш­ной зве­рёк. Мех нор­ки.
    НОРКА – неболь­шая нора. Мышиная нор­ка.
    О
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ – тол­ко­ва­ние, объ­яс­не­ние. Дать вер­ное опре­де­ле­ние.
    ОПРЕДЕЛЕНИЕ – вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, обо­зна­ча­ю­щий при­знак пред­ме­та. В пред­ло­же­нии это сло­во явля­ет­ся опре­де­ле­ни­ем.
    ОХОТА – поис­ки, высле­жи­ва­ние зве­рей, птиц с целью истреб­ле­ния или лов­ли. Охота на зай­ца.
    ОХОТА (разг.) – жела­ние, стрем­ле­ние. Охота учить­ся.
    П
    ПРЕДЛОГ – повод к чему-л., вымыш­лен­ная при­чи­на. Под вымыш­лен­ным пред­ло­гом.
    ПРЕДЛОГ – слу­жеб­ная часть речи, кото­рая выра­жа­ет зави­си­мость одних слов от дру­гих в сло­во­со­че­та­ни­ях и пред­ло­же­ни­ях, напри­мер, пред­лог «на» (на уро­ке).
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ – то, на что пред­ла­га­ет­ся согла­сить­ся, что пред­ла­га­ет­ся пред­при­нять, осу­ще­ствить. Внести пред­ло­же­ние.
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ – грам­ма­ти­че­ски оформ­лен­ное сло­во или соче­та­ние слов, выра­жа­ю­щее закон­чен­ную мысль. Сложное пред­ло­же­ние.
    Р
    РОМАН – повест­во­ва­тель­ное про­из­ве­де­ние. Исторический роман.
    РОМАН – любов­ные отно­ше­ния. Роман меж­ду Сашей и Машей.
    РОМАН – муж­ское имя. Его зовут Роман.
    С
    СВЕТ – источ­ник осве­ще­ния. Солнечный свет, свет лам­пы, свет и тьма.
    СВЕТ – Земля со всем суще­ству­ю­щим на ней, мир. Путешествие вокруг све­та. Появиться на свет.
    СВЕТ – выс­шее обще­ство. Бывать в све­те.
    СЛЕДСТВИЕ – резуль­тат, вывод. Авария яви­лась след­стви­ем невни­ма­тель­но­сти.
    СЛЕДСТВИЕ – рас­сле­до­ва­ние. Проводить след­ствие.
    СОЮЗ – объ­еди­не­ние. Союз неза­ви­си­мых госу­дарств.
    СОЮЗ – слу­жеб­ное сло­во, соеди­ня­ю­щее пред­ло­же­ния и сло­ва внут­ри пред­ло­же­ния, напри­мер, союз «и» (соба­ка и кош­ка).
    Я
    ЯЗЫК – подвиж­ный орган в поло­сти рта. Длинный язык.
    ЯЗЫК – сред­ство обще­ния. Русский язык.

  8. Woody Ответить

    Омонимы– это слова, совпадающие в своем звучании и
    написании при полном несоответствии значений (коса – сплетенные вместе пряди волос, коса – сельскохозяйственное орудие, коса – идущая от берега узкая полоска земли). Понять значение такого слова помогает контекст.
    Многозначность слова– это способность одного слова
    передавать разную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности: время идет, пешеход идет, Вам это платье идет, дождь идет, спектакль идет. Многозначные слова могут иметь от двух до более чем двух десятков значений. Совокупность всех значений образует семантическое единство.
    Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов, могут придать фразе двусмысленность: Студентов, у ко-
    торых есть хвосты, просят зайти в деканат. Или: После тяжелого
    приступа больной начал отходить. Компания РИКО обует всю страну. Внимательное отношение к слову и контексту позволит избежать подобных ошибок.
    Паронимы
    Паронимы– это однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по значению (советник – советчик). Смешение паронимов часто приводит к ошибкам.
    1. Часты ошибки в паронимической паре представить –предоставить. Первый глагол должен употребляться в значении «показать», «познакомить», «выдвинуть для поощрения»,«мысленно вообразить», второй же – в значении «отдать \на
    время\ в чье-либо распоряжение». Поэтому ошибочны фразы:
    Представить слово выступающему; Предоставить документы в
    бухгалтерию.
    2. Одной из самых распространенных ошибок является
    смешение глаголов одеть – надеть. Надеть можно что-то на себя,
    а одеть – глагол переходный и предполагает наличие объекта,
    на который направлено действие: одеть ребенка для прогулки.
    3. Очень часто в устной речи можно услышать фразу: Под-
    скажите, как пройти к метро? Глагол «подсказать» имеет значение «шепнуть или незаметно сказать кому-либо забытое им
    или неизвестное ему», а переносное – «навести на мысль». По-
    этому в подобных ситуациях следует использовать слова скажите, посоветуйте и т.д.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *