Урок 2 класс что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

26 ответов на вопрос “Урок 2 класс что такое прямое и переносное значение многозначных слов?”

  1. золото Ответить

    Пояснительная записка
    Автор: Кравец Людмила Марьяновна
    учитель начальных классов
    МБОУ «СОШ № 15»
    г. Петропавловска-Камчатского,
    Камчатского края
    Название работы: «Многозначные слова» (методический материал к занятиям по русскому языку)
    Предназначение: для индивидуальной, дифференцированной, коллективной работы.
    Оборудование: мультимедиапроэктор, экран, ПК.
    Форма использования: проецирование на экран при индивидуальной, дифференцированной, коллективной работе.
    Порядок работы со слайдами
    1 слайд – Тема: «Многозначные слова»
    2 слайд – Цели:
    1
    2
    3
    3 слайд         – А в путешествие отправимся с мудрой совой
    4 слайд         – Вам нравится этот городок. В нем обитают слова, но они необычные.
    5 слайд         – Посмотрите, кого вы видите
    – Правильно, двух братьев-близнецов
    – Кого называют близнецами (дети объясняют)
    6 слайд        – Мы с вами сейчас прочтем стихотворение и попробуем определить тему, но есть одно условие, чтобы её определить, нужно найти слова-близнецы.
    – Правильно, предлог. Что может обозначать это слово (объясняют)
    Определите лексическое значение.  Одинаковое?  Нет!
    – Слова, которые пишутся одинаково и звучат одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются многозначными (т.е. имеют много значений). У многозначных слов все значения близки и похожи.
    7 слайд        – (на столах из текста слайда 7)
    – Подумайте и окрасьте многозначные слова в синий цвет. Трудно?
    8,9 слайды        – На помощь к вам пришел словарик.
    10 слайд        – (ответ на 8,9 слайды)
    (определить применительно к каким предметам используются слова-вопросы: «У  кого?» «У чего?» например: Ручка – у человека, у двери, у сумки. Язычок – у человека, у ботинка. Глазок – у ребенка, у двери. Горлышко – у ребенка, у бутылки. Ножка – у стула, у ребенка, у гриба.)
    11 слайд        – Где употребляется слово ручка.
    12 слад        – (ответ)
    13-38 слайды        – (по аналогии проводится работа со словами: ножка, коса, лисичка, овсянка, иголка, лук, ключ, идет, бежит, летит, растет, разбить, золотой)
    39 слайд        – Вот эта озорная девчушка приглашает нас поиграть.
    40 слайд        – Игра «Отгадай, кто идет»
    41-44 слайды        – (ответы)
    45-51 слайды        – (по аналогии проводится работа со словом иголка)
    52 слайд        – Составь предложение (даны изображение ручки, косы, лисички(гриба), иголки, лука)
    53-59 слайды        – Игра «Заселяем домики ручками»
    60-67 слайды        – Игра «Что лишнее?» (уберите)
    68-72 слайды        – Игра «Найди пару» (У кого иголки, ножки? Где ключ, лук?)
    73 слайд        – Вот наш любимый ежик. С каким словом он дружит?
    – Верно, со словом иголка.
    – Какое это слово, правильно, многозначное.
    – У многозначных слов все значения близки и похожи. Но есть слова, которые пишутся и звучат одинаково, но значения у них далеки. Ведь «норка» не только жилье норки, но и мышки и суслика и других зверей. Такие слова, у которых одинаковое произношение и написание, но разные значения называются омонимами. В толковом словаре на слова-омонимы даются разные статьи.
    74-88 слайды                – Объясните значение похожих слов (косой, коса, часы, норка, кран, кисть, петрушка).
    89-102 слайды         – чем отличаются многозначные слова от омонимов (говорим о лексическом и грамматическом значении слова, о прямом и переносном значении слов)
    Источники: мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс» и интернетисточники.

  2. батя не бей Ответить

    Тема
    Прямое и переносное значения слов. Развитие речи.
    Педагогическая цель
    Создать условия для ознакомления с прямым и переносным значением слов, формирования умения объяснять переносное значение слов
    Тип урока
    Решение учебной задачи
    Планируемые
    результаты
    (предметные)
    Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения
    Личностные
    результаты
    Осознают эстетические потребности и ценности
    Универсальные
    учебные действия
    (метапредметные)
    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
    Познавательные: общеучебные – используют схему для решения учебной задачи; логические – учатся строить рассуждения в форме связи простых суждений.
    Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
    существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения
    Основное содержание
    темы, понятия
    и термины
    Прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова
    Образовательные
    ресурсы
    Презентация

  3. Voyadjer Ответить
  4. akara Ответить

    Цели: познакомить с понятиями прямое и переносное значение слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
    Планируемые результаты: учащиеся научатся различать прямее и переносное значение слов, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; задавать вопросы.
    Ход урока
    I. Организационный момент
    II. Актуализация знаний
    Орфографическая минутка
    (Учащиеся записывают текст под диктовку.)
    Мы идем по густой сочной траве. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села пчела.
    — Поставьте в словах ударение. Подчеркните безударные гласные.
    — Почему мы подчеркнули безударные гласные? (Это опасные места. Можно сделать ошибку.)
    — Что нужно сделать, чтобы не ошибиться? (Изменить слово, чтобы безударная буква стала ударной.)
    — Измените слова так, чтобы безударная стала ударной. (По траве — травы, цветы — цвет, шмели — шмель, пчела — пчелы.)
    — Как меняли слова? (Один предмет — много предметов.)
    — Оцените себя.
    “!” — все безударные гласные написал правильно.
    “+” — ошибся 1 или 2 раза.
    “—” — много ошибок.
    III. Самоопределение к деятельности
    (На доске записаны слова.)
    Ножницы, нос, двери, стол.
    — Выберите многозначные слова. (Нос — 1) орган обоняния; 2) передняя часть судна, самолета.)
    — Назовите два значения слова заяц. (Заяц — 1) зверек с длинными ушами; 2) безбилетный пассажир.)
    — У слова заяц есть еще одно значение, переносное. Какого человека называют зайцем? (Трусливого.)
    IV. Работа по теме урока
    — Откройте учебник на с. 49 и прочитайте тему урока.
    — На какие вопросы вы хотите получить ответы сегодня на уроке? (Что такое прямое и переносное значение слова? Когда употребляют прямое, а когда переносное значение?)
    Упр. 62 (с. 49).
    — Прочитайте предложения.
    — Слово плыть однозначное или многозначное? (Многозначное.)
    — Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
    — В каком предложении слово употреблено в прямом значении? (Плывут корабли.)
    — В каком предложении слово употреблено в переносном значении? (Плывут облака.)
    — Почему это переносное значение? (Облака плавать не могут, их движение напоминает движение корабля по воде.)
    — На Руси о плавной походке девушки говорили: “Плывет словно лебедушка”. Слово плывет здесь употреблено в прямом или переносном значении? (В переносном, так как девушка не плыла по воде, а плавно двигалась.)
    V. Физкультминутка
    Спал цветок и вдруг проснулся,
    Больше спать не захотел.
    Шевельнулся, потянулся,
    Взвился вверх и полетел.
    Солнце утром лишь проснется,
    Бабочка кружит и вьется.
    VI. Закрепление изученного материала
    Упр. 63 (с. 50).
    (Работа в парах.)
    — Рассмотрите схему и, пользуясь ею, составьте устный рассказ о многозначных словах.
    — Расскажите соседу по парте.
    — Прочитайте слова, которые употреблены в переносном значении. Что обозначают эти выражения? (Облако пыли — напоминает облако по форме; золотые руки — умелые, тяжелое наказание — сильное; работа стоит — не работают; заря горит — очень яркая.)
    — Составьте предложение с одним из этих словосочетаний. Запишите предложение.
    — Приготовьтесь. Если сочетание употреблено в переносном значении, вы просто сидите, если употреблено в прямом — делаете хлопок. (Учащиеся читают свои предложения, класс проверяет правильность выполнения задания.)
    VII. Рефлексия
    Упр. 64 (с. 51).
    — Прочитайте задание. Кто не понял, что нужно сделать?
    — Кто может объяснить задание?
    — Выполните задание.
    — Прочитайте предложения, которые списали.
    — Оцените себя.
    “!” — выполнил задание без ошибок.
    “+” — допустил 1—2 ошибки.
    “—” — допустил больше 2 ошибок.
    VIII. Подведение итогов урока
    — Что нового узнали на уроке? (О прямом и переносном значении многозначных слов.)
    — На все ли вопросы, которые ставили в начале урока, вы получили ответы?
    — На какие вопросы ответы не получили? Задайте их сейчас, мы все вместе постараемся на них ответить.
    — Для чего используют в речи переносное значение слов?
    Домашнее задание
    Выполнить упр. 65 (с. 51).
    Повышенный уровень. Найти стихи со словами в переносном значении.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *