Чем отличается храм от собора и церкви?

13 ответов на вопрос “Чем отличается храм от собора и церкви?”

  1. Добротова Ответить

    По своей сути все три понятия несут в себе одинаковый смысл, сохраняя некоторые различия.
    Церковью, храмом и собором называют религиозные сооружения, где верующие общаются с Богом посредством молитв.

    Отличительными признаками является соборное помещение — не просто сооружение для молитв, а здание. В нем несут службу двенадцать священнослужителей (столько учеников было у Иисуса Христа) и один настоятель (приравнивается к самому Иисусу).
    В архитектурном смысле церковью называют маленький по площади храм с одним священником.

    Соборный храм — что это значит?

    В храмовом здании священнослужители проводят православные обряды и совершают молитвы для верующих людей. Соборным его называют, когда высшее церковное лицо с третьей степенью духовного сана, назначает постройку важнейшим зданием в городе или храмовом комплексе.

    Он становится соборным навсегда. Службу ведет высшее духовное сословие из разных православных сооружений.

    Общее между храмом, собором и церковью

    Данные три понятия обозначают здания, используемые для сотворения религиозных таинств, ритуалов и молитв.
    Между собой отличаются масштабностью и внутренним убранством, хотя в современности бывают исключения.
    Также читайте, чем отличается Великая отечественная война от Первой мировой войны
    Разницу между кабельным, аналоговым и цифровым телевидением узнайте тут
    Гвардейская лента и георгиевская лента — принципиальные отличия: http://gderaznica.ru/social/georgievskaya-i-gvardejskaya-lenta.html

    Обидятся ли священники, если их храм назовут собором или церковью?

    Формально разницы в смысле 3 понятий практически нет, но каждый верующий человек должен знать, чем различаются.
    Обозначают постройки, созданные специально для чтения молитв и проведения божественных ритуалов. Разница между ними заключается в размерах, внутренней и внешней отделке.
    Священники на этот счет говорят, что обижаться не на что, так как названия хоть и разные, но духовный смысл от этого не изменяется.
    Смотрите, чем церковь отличается от храма:

  2. ___{ХулИ}ГанкА___ Ответить

    Часовня – небольшая одноглавая церковь. Ее может построить любой человек в память о важных событиях или о людях, которых он хочет увековечить. В часовне нет алтаря, поэтому не проводится Литургия. Здесь верующий в кругу икон и свечей произносит свою молитву. Иногда могут проходить совместные службы. Следят за часовней послушники ближайших монастырей или местные жители. Часовню можно встретить у святых источников, на перекрестке дорог. Для их строительства не выбирают парадных мест и редко обносят забором.
    Часовня

    Главные отличия

    Все церковные сооружения служат одному – разговору с Богом. Что выберет человек для тайной беседы храм, собор или часовню – роли не играет. Его молитвы услышат в Царстве Небесном. Однако бывают моменты, когда из разнообразия надо выбрать одно. Поэтому еще раз подчеркнем их отличие.
    Церковь – здание, где собираются люди, связанные одними религиозными традициями (единоверцы).
    Храм – любое сооружение, где проходит богослужение.
    Собор – главный храм города и монастыря, где обязательно хранятся мощи святых.
    Часовня – для частных или совместных молебен.
    На строительство и выбор места церкви, храма и собора надо получить благословение (статус), часовне статус не нужен, она строиться по велению сердца в любой местности.
    Ежедневная Литургия проводится только в соборе. В храмах более свободное расписание проведения обрядов, В часовне его совсем нет.
    Высшее духовенство проводит службу лишь в соборе.
    В соборе – всегда несколько алтарей, в храме алтарь может быть один.
    Вокруг церкви, храма, собора есть ограда, часовню, чаще всего, не ограждают
    При церкви, храме, соборе закреплен штат духовенства, за часовней нет.
    Теперь в различных жизненных ситуациях найдется место, где можно прикоснуться к высокому общению с Богом, получить умиротворение, защиту, благословение.

  3. NikeFeeD Ответить

    Здравствуйте, Ирина!
    Храм  (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.
    Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. ??????? (?????) — (дом) Господа.
    Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.
    Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.
    В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.
    В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

  4. fartovii Ответить

    Добрый день. О внешнем и внутреннем устройстве православного храма можно почитать в этой статье
    Что же касается негативных качеств, которые вы приписываете православным священникам — это их личные грехи, которые ни в коей мере не являются учением православной веры. Безусловно, как и в любой другой человеческой среде, встречаются и неблагочестивые священники. К сожалению, это факт. Но это замечание справедливо и к любым другим вероисповеданиям — бывают неблагочестивые имамы, ксьендзы, пастыри и так далее. Говорит ли это о том, что вся религия нечестива? Конечно же, нет. Это говорит лишь о том, что конкретно этот человек отпал от Церкви, отпал от Бога. Грустно, когда такое видишь, но это говорит только лишь о греховности этого конкретного человека, а не священства в целом.
    Что же касается стояния в храме — никто не запрещает на богослужении присесть. И немощные, и пожилые люди, и беременные женщины могут сидеть во время богослужения, если того требует их физическое состояние. Для сильных же и крепких людей будет только полезнее немного потрудиться физически, понести еще и такое послушание во время богослужения.
    Для того, чтобы простому обывателю не казалось, что православие пафосное, поверхностное и сугубо внешнее — нужно просто вникать в суть собственной веры, изучать ее, а не делать выводы по нескольким негативным внешним впечатлениям. Православие очень глубоко, но чтобы эту глубину увидеть, нужно заглянуть хоть немного дальше марки автомобиля первого встретившегося человека в рясе.

  5. Gholbizar Ответить

    Алтарь есть место одних
    священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед
    престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен.
    собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие
    при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно.
    Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине
    для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от
    латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше
    других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он
    становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое
    значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в
    будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские
    праздники три поясных поклона.

    Святой престол

    Главную принадлежность алтаря составляет
    святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по
    церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в
    подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости
    имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В
    древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на
    одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного
    стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались
    престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на
    котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также
    «жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем
    приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов,
    ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически
    изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что
    все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.
    Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды,
    нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело
    Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной
    блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении
    храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует
    собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам
    Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех
    четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым
    злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и
    адом.

    Антиминс

    Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от
    греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или
    «вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с
    изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и
    орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной
    стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам
    христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах
    мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить
    надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти
    храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все
    увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда
    стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое
    начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
    Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия,
    императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны
    были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы.  Ряд известий
    об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами
    антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12
    столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из
    холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс
    заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего
    «сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут
    мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как
    положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий
    престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце
    под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не
    нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались
    чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы
    имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без
    св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после
    принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в
    Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные
    архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай
    возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
    Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия
    священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея,
    выдавшего этот антиминс.
    Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
    Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту
    губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на
    кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь
    святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.
    Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат,
    который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого
    «илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми
    повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую
    обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

    Ковчег

    Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или
    кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня
    или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.

  6. Iantus Ответить

    Каждый человек сам для себя решает верить в Господа или нет, ходить в храм на службы и молитвы, молится дома или вообще не принимать участие в каких-либо церковных обрядах. Но необходимо знать разницу между религиями мира и тем более отличия той религии, которую исповедуют в Вашей стране. Это будет не только познавательным, но и поможет избежать многих неприятных ситуаций. Так наиболее часто задаваемый вопрос  это — чем отличается церковь от храма и собора?

    В чем отличие

    Согласно толкованию религиозных изданий, то храмом принято называть архитектурное сооружение, которое предназначается для проведения религиозных обрядов и богослужений. История возникновения таких храмов берет начало еще с проведения Тайной Вечери.

  7. Anayalak Ответить

    Согласно описаниям, встречающимся в религиозных изданиях, храмами называют строения, предназначенные для осуществления богослужебных обрядов. Первые упоминания о храмовых строениях встречаются в писаниях, где рассказывается о проведении Тайной Вечери. Произошло это знаменательное событие в простом доме, но горница, где проводилось тайное мероприятие, была особенной. Именно в тот момент Иисус Христос решил омыть ноги своих последователей, провел литургический обряд и сотворил чудо, превратив вино и хлеб в собственное тело с кровью. Во время таинства Сын Божий вел беседы со своими учениками о тайнах небесного царствования и церковных делах. Именно тогда появились первые основы, касающиеся обустройства храмов, представляющих собой особые помещения для обращения к Богу, чтения молитв, совершения таинств.

    Что касается определения Церкви, то в переводе с греческого это слово обозначает «дом Господний», а также обитель избранных и отобранных Богом. Именно поэтому православной церковью называют не только сооружения, но и всех верующих людей, в том числе и священнослужителей.
    Слово Храм происходит от старорусских слов: хоромы и храмина. Главной храмовой частью считается алтарь, где располагается трапеза и престол для священнослужителей, читающих молитвы. Здесь же осуществляются таинства причащения. Основное отличие Храма от Церкви — наличие в первом алтаря или жертвенника, для проведения обряда причастия. Здания храмов, как правило, расположены рядом с центральными улицами города и являются особым местом притяжения, они придают отличие архитектурному облику и способствуют укреплению верования.
    Слово Собор происходит от старославянских слов: съезд или собрание. Основное отличие Собора от Храма и Церкви — это особый статус, присвоенный сооружению по причине целевого положения или местности, например, главный храм монастыря, города, либо иного населённого пункта. Этот статус не подлежит пересмотру и присваивается единожды. Нет разницы, что при перемещении кафедры епископа в другой храм ему присваивается звание Собора. Богослужения совершаются собором (съездом) духовенства, который состоит из нескольких священников.
    Не менее знаком православным людям ещё один вид сооружения — Часовня. Это относительно небольшая постройка или сооружение, приписанное либо подчинённое церкви ближайшего населённого пункта и предназначенное для проведения молитв. Часовня может быть посвящена одному из Святых, православному празднику или памятному событию. В часовне не предусмотрено алтаря, но службы в ней или около неё могут проводиться.

  8. Proha2007 Ответить

    Сначала немного этимологии.
    Слово “Церковь” имеет 2 значения:
    объединение (организация) людей одной веры (например, Русская Православная Церковь – РПЦ),
    постройка для отправления религиозных культов.
    Этимология слова “церковь” точно не ясна. По основной версии (Эрик Бернекер, немецкий языковед, славист; это версию также поддерживает Митрополит Сурожский Антоний) слово происходит от готско-арианского “кириакон”. Готы приняли христианство в IV веке (арианская модель). К ним это слово попало из древне-греческого – “кириакон” (дом Господа). От этого слова произошло и немецкое слово “кирха”. В этой версии не совсем ясно, как “к” трансформировалось в “ц”? В Библии и современном греческом языке, слову “церковь” соответствует слово “эклисИя” (сходка, народное собрание).
    Слово “Собор” – русского происхождения, от глагола “собирать”.
    Слово “Храм” – также русское слово, происходит от слов “хоромы”, “храмина”. В древности на Руси так называли жилые деревянные строения более объемных размеров, а также их отдельные части.
    Слово “Часовня” – происходит от слов “часовой”, “час”. Есть две версии: 1) в часовне размещался колокол, который били каждый час; 2) “час” – это вид церковной службы, во время которой читали псалмы и молитвы, которые в свою очередь тоже назывались “часом”.
    Часто на бытовом уровне можно услышать, что строение для отправления религиозного культа в христианстве называют и “церковью”, и “храмом” и собором. Но отличия всё же есть.
    Храм более широкое понятие. Христианский храм называют церковью или собором, а также костелом (католики) и кирхой (лютеране). Иудейский храм – синагога (например Храм Соломона в Иерусалиме). В исламе храмы называются мечетями.
    Общее у православной церкви и храма – наличие алтарной части, где находится Престол, и помещения для молящихся. У храма, как правило несколько пределов и соответственно алтарей (жертвенных столов). В храме как правило больше штат священников, чем в церкви.
    Когда церковь или храм приобретают особый статус: главный храм города или монастыря; туда переносится кафедра епископа, то они начинают именоваться “собором“. На европейских языках в названии “собора” присутствует слово “кафедра” (например, англ. cathedral). И этот статус закрепляется за ними навсегда.
    В архитектурном плане как правило храм представляет собой более впечатляющий вид, располагается в более посещаемых местах, чем церковь. Например, Храм Василия Блаженного в Москве (другое его название: Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву).
    Часовня – это небольшая церковь, в которой нет алтаря.

  9. i_see_you Ответить


    Слово Храм происходит от старорусских слов: «хоромы», «храмина». Храм представляет собой архитектурное здание или сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов- отправление религиозного культа. Христианский храм называют церковью. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии- бескровного жертвоприношения. В каждой конкретной религии Храм имеет особое наименование: в христианстве именуется храм собором, костелом, кирхой; в исламе – мечетью; в иудаизме – синагогой. Здание Храма как место общения людей с богом в любой религии полисемантично- выражает пространственное выражение. В христианстве и буддизме – это пространственная уменьшенная модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.
    В приходских храмах, в городских – в обязательном порядке, имеется выносная кафедра- обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом, что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры, и священников там 2-3 в лучшем случае.
    В главным образом в мужском монастыре, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности- благочинный, экклесиарх, ризничий и прочие, как правило всегда есть соборный храм. Экклесия- распространённое название народного собрания в Древней Греции. Этот термин, часто встречаем в греческом Ветхом Завете для обозначения собрания избранного народа перед Богом. Особенно когда речь идет о собрании у горы Синай, где Израиль получил скрижали закона и был установлен Богом как Его святой народ. Называя себя «Экклесиа», первая община веровавших во Христа признает себя наследницей этого собрания. В ней Бог “созывает” свой народ со всех концов света. Термин «Кириаке», от которого произошли «Kirche», «Church» и русское слово Церковь.
    Слово «церковь» происходит от греческого слова и в переводе означает дом Господа, божий дом. Церкви имеют как минимум алтарную часть, ориентированную на восток и примыкающее помещение для молящихся- трапеза. Встречаются церкви с комплексом взаимосвязанных пространств: Капелла и Придел, Крипта и Трапезная. Лютеранские церкви именуются кирками или кирхами, польские католические церкви — костёлами.
    По другой версии статус церкви определяется приделом- куполом с крестом. Храм имеет три или пять, семь или 11, 12, а то и 13 куполов, соответственно приделов. В церкви обычно один священник и он может служить только одну литургию. Даже второй священник в том же приделе не может служить следующую литургию в один день. В церквях, где имеется несколько приделов, можно служить такое количество литургий в день, сколько приделов, но разными священниками. Кроме того собором можно назвать церковь, в которой есть святыни. Это по некоторым суждениям считается главным отличием храма от церкви и собора.

    В Православии часовня– это относительно небольшая постройка, здание или сооружение, приписанные или подчинённое какой либо городской или сельской церкви и предназначенное для проведения молитв. Часовня может быть посвящена какому-либо святому; христианскому празднику; памятному событию, важному для сердца верующего человека. В часовне не предусмотрено алтаря, но службы в ней или около неё могут проводиться, но относительно не регулярно. В часовне нет приделов, Престола, не служится Литургия.
    Подытожим.
    Главное отличие собора от церкви и храма– особый статус, единожды присваемый церковному сооружению по причине какого либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Статус Собора не подлежит пересмотру. Нет разницы, что при перемещении кафедры епископа в другой храм ему присваивается звание Собора. Богослужения совершаются собором (сбором) духовенства, штат состоит из нескольких священников.
    Основная разница между храмом и церковью наличие в храме жертвенника или алтаря. В христианстве на алтаре совершалось бескровное жертвоприношение- евхаристия. Значение архитектуры храмов шире религиозных идей и обрядовых функций. Декоративное убранство и архитектура храма раскрывает представление о мироздании, являются местом торжественных церемоний и общественных собраний. Здания храмов обычно расположены в знаковых и узловых точках города- придают отличие архитектурному облику и способствуют укреплению верования.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *