Чем отличается история от других социальных дисциплин?

12 ответов на вопрос “Чем отличается история от других социальных дисциплин?”

  1. vladvv1 Ответить

    История как наука основывается на точно установленных фактах. Эти факты извлекаются из исторических источников.
    Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы:
    1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития;
    2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей;
    3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни;
    4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных.
    Функции истории
    Изучение курса «История России» определяется важными социальными функциями истории как науки. Наиболее существенные из них: познавательная, или интеллектуально-развивающая; воспитательная; политическая, или практически-политическая; мировоззренческая.
    1. Познавательная функция состоит в самом изучении различных сторон, явлений, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства на различных этапах его истории в хронологических рамках с IX по XX в. включительно. Лишь познав историю своей страны, можно понять ее место и роль во всемирной истории.
    2. Воспитательная функция изучения прошлого выражена в афоризме древних: «История — наставница жизни». На исторических примерах люди воспитываются в уважении к добру и справедливости, свободе и равенству, другим непреходящим человеческим ценностям. Знание истории Отечества формирует высокие моральные, нравственные и гражданские качества и в то же время помогает разобраться в пороках общества, их влиянии на судьбы стран и народов.
    3. Политическая функция истории позволяет определить тенденции развития российского общества и государства, на основе теоретического осмысления опыта предшествующих поколений помогает вырабатывать обоснованный политический курс, принимать правильные, оптимальные решения политического характера.
    4. Мировоззренческая функция истории определяется тем, что ее фактологическая сторона является фундаментом, на котором строится наука об обществе. Знание прошлого вооружает людей пониманием исторической перспективы, формирует подлинно научный взгляд на мир, общество, законы его развития.
    Отличие истории от других наук
    Первое отличие состоит в том, что в истории удельный вес теории-описания выше, чем в большинстве других общественных наук, хотя среди них есть дисциплины, где роль описания столь же высока, как и в истории — например, в этнологии и в психологии. Одной из причин большего, по сравнению с историей, удельного веса объяснений в общественных науках (экономике, социологии, политологии) , являются особенности разделения труда в системе знания. В современном обществе значительная часть работы по описанию этого общества вынесена за рамки «чистой» науки — в частности, ее берут на себя средства массовой информации.
    Второе основное отличие истории от других общественных наук состоит не в том, что история менее теоретична, а в том, что она в меньшей степени занимается выработкой собственной теории, и в большей степени использует теоретический аппарат (включая теоретические понятия, концепции и способы объяснения) из других общественных наук. Еще в первой половине XX в. , когда история уже стала самостоятельной научной дисциплиной, ситуация была иной: теория создавалась (а не только использовалась) в рамках собственно исторических исследований: достаточно вспомнить работы М. Ве-бера, Н. Элиаса и многих других авторов. Теперь такие работы встречаются гораздо реже. Во многом. это определяется ограниченностью ресурсов, выделяемых обществом для изучения прошлых социальных реальностей.
    В отличие от конкретных общественных наук, специализирующихся на изучении какой-то одной части одной социальной реальности (данного общества) , история изучает практически все элементы всех известных прошлых социальных реальностей. Конечно, в исторической науке также существует специализация, но если сравнить, например, количество историков, специализирующихся на изучении английской экономики раннего Нового времени (до промышленного переворота) с числом экономистов, занимающихся современной английской экономикой, ситуация станет очевидной. Более того, несмотря на специализацию, историки зачастую вынуждены заниматься изучением нескольких, а то и всех элементов той или иной прошлой реальности (особенно это относится к древним или мало известным обществам).

  2. okulist Ответить

    1. Что такое социальное познание? Каковы его особенности? Чем отличается история от других социальных дисциплин?
    Социальное познание есть по сути самопознание общества, то есть объект и субъект познания совпадают. На его процесс и результат сильно влияет личность исследователя, в частности то, к какой социальной группе он принадлежит. В истории, в отличии от других социальных дисциплин, учёный не может непосредственно наблюдать объект изучения и лишён возможность ставить эксперименты.
    2. Какие подходы к пониманию термина «исторический факт» вам известны? Какого мнения придерживаетесь вы в этом вопросе?
    Исторический факт это:
    (a) объективно имевший место в прошлом факт
    (b) субъективная реальность в сознании историка
    (c) объективно имевшее место в прошлом событие или процесс, субъективно отражённый в историческом источнике и субъективно понятый историком. Это наиболее современный подход, близкий мне.
    3. Что такое исторический источник? Какие трудности должен преодолеть историк, чтобы использовать информацию источника в своем исследовании?
    Исторический источник – это предмет или текст, сохранивший информацию о прошлом. Историк должен понять, подлинный ли источник, а также хорошо ли был осведомлён автор источника про события, которые описывает и не искажает ли он действительность сознательно.
    4. Какими особенностями облагает язык исторической науки?
    Особенности языка исторической науки:
    (a) этот язык не имеет упорядоченной терминологии со строго определёнными значениями каждого понятия;
    (b) о значении тех или иных терминов ведутся жаркие споры между исследователями.
    5*. Почему, по вашему мнению, большинство исторических терминов многозначны и дискуссионные?
    Значение многих исторических терминов определяется исследователями исходя из их представлений, часто ради доказательства определённых тезисов, относящихся к современности, нередко политических. В основном из-за этого исследователи с разными взглядами на историю и на современность не могут выработать единого значения исторических терминов.
    6. Какие подходы к исследованию истории развивались с исторической науке XX в.? В чем вы видите достоинства и слабости каждого из них?
    Подходы к изучению истории.
    (a) Формационный подход хорош тем, что старается выявить объективные процессы, которые определяют структуру общества и пути его исторического развития. Однако со временем выяснилось, что экономические факторы, которые этот подход считает определяющими, не могут объяснить всех событий и процессов в истории.
    (b) Подход школы «Анналов» предполагает, что изучать нужно не столько события, сколько процессы и структуры, которые определяют эти события, что и является его главным достоинством. В таком случае историк не проигрывает очевидцу события, а выигрывает, потому что видит предпосылки и последствия события, что позволяет понять его в рамках процесса и с этой точки зрения выявить причины события. С другой стороны такой подход может привести к обезличиванию истории.
    (c) Цивилизационный подход предполагает изучения каждой цивилизации в отдельности с акцентом на достижения этой цивилизации на каждой из стадий развития. Он в принципе позволяет совместить его с другими, например, с формационным. Однако в науке не выработано единого подхода к определению понятия «цивилизация» и чётко не определено, что именно предполагает, собственно, цивилизационный подход.

  3. siniy197 Ответить

    Вопрос 01. Что такое социальное познание? Каковы его особенности?
    Ответ. Социальное познание есть по сути самопознание общества, то есть объект и субъект познания совпадают. На его процесс и результат сильно влияет личность исследователя, в частности то, к какой социальной группе он принадлежит. В истории, в отличии от других социальных дисциплин, учёный не может непосредственно наблюдать объект изучения и лишён возможность ставить эксперименты.
    Вопрос 02. Чем отличается история от других социальных дисциплин?
    Ответ. В отличии от других социальных дисциплин в истории исследователь не может ни наблюдать непосредственно объект исследования, ни поставить эксперимент. Информация доходит до него через призму восприятия автора источника, а до его читателя – и через призму восприятия самого исследователя. В результате исторических исследований всегда присутствует личностный фактор.
    Вопрос 03. Какими особенностями обладает язык исторической науки?
    Ответ. Особенности языка исторической науки:
    1) этот язык не имеет упорядоченной терминологии со строго определёнными значениями каждого понятия;
    2) о значении тех или иных терминов ведутся жаркие споры между исследователями.
    Вопрос 04. Назовите проблемы, возникающие при определении понятия «исторический факт».
    Ответ. Главная проблема – определение роли историка в выработке исторического факта (является ли он пассивной стороной, просто воспринимающий существующие факты или активной стороной, которая применяет все средства и методы для выделения исторического факта из имеющегося у него материала о прошлом).
    Вопрос 05. В чём состоит отличие формационного и цивилизационного подходов при объяснении исторического процесса?
    Ответ. Формационный подход выявляет черты исторического развития, которые считаются объективными показателями прогресса общества и появляются в любом обществе на определённой стадии развития. Цивилизационный подход сосредотачивается на достижениях конкретной цивилизации, нередко уникальных для этой цивилизации.

  4. maxmed1985 Ответить

    История изучает человеческое общество. Но общество изучают и другие науки, например, социология, политология, экономические науки и др. Для того, чтобы понять отличие истории от других разделов обществоведения, необходимо ввести понятия «объект» и «предмет» науки.
    Объектом изучения общественных наук является общество. Предметом изучения является та часть, та сторона общества, которая изучается непосредственно данной наукой. Так, социология изучает общие закономерности функционирования общества, политология – функционирование политической системы общества, но при этом и та, и другая науки предусматривают некое абстрактное и статичное общество. История же изучает особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер общества, но все это – применительно к конкретному обществу в прошлом и в развитии.
    Выяснив, что такое историческая наука и чем она отличается от других наук об обществе, отметим, что любая наук стремится достичь того, что называется объективной истиной. Этим термином обозначают содержание наших знаний и представлений, которое не зависит ни от человека (его мировоззрения, взглядов, пристрастий), ни от человечества. По этому поводу даже существует теория, согласно которой достижение объективной истины есть процесс, а не результат.

  5. krash65 Ответить

    В системе общественных наук есть дисциплина, с которой связь социологии является наиболее тесной. Это история. И история, и социология имеет объектом и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность. Обе науки изучают все общество, а не какую-либо одну из его сторон. Каждая из наук базирует свое внимание на исследовании конкретных фактов общественной жизни.
    Но между этими науками немало различий. П. А. Сорокин называл историю ндивидуализирующей наукой, о социологию генерализирующей (т.е. обобщающей). История по своей природе не может абстрагироваться от конкретно-хронологического хода исторического развития. Она должна четко отображать все явления процессы, события жизни во всей их индивидуальности. Социология, скорее, теоретическая наука, она обобщает социальный опыт прошлого и настоящего, выделяет повторяющиеся закономерности каких-процессов и явлений.
    Другое отличие социологии от истории: состоит в том, что история изучает все сферы общественной жизни, а социология только социальное в обществе. Например,  в истории вы изучаете экономические реформы, политические процесс, культурную революцию. Социология будет изучать эти процессы с точки зрения их социального содержания.
    Еще отметим, что история изучает только то, что вошло в историю, т.е. то, что уже случилось, а социология переносит весь центр тяжести своих исследований на современность, на процессы, происходящие в обществе сегодня, а также включает в себя социальное планирование и прогнозирование.
    Между социологией и историей существует взаимоотношение важного характера. Социологические положения и выводы опираются на обобщение исторических фактов. С другой стороны, расширение и углубление социологических исследований позволяет историкам успешнее преодолевать описательно-фактологический подход к отражению исторического процесса, и подниматься до более широких и глубоких исторических обобщений. Можно сказать, что социология выступает как общетеоретическая и методологическая основа исторической науки.

  6. optik1972 Ответить

    В результате изучения данной главы студент должен:
    знать
    • специфику преподавания социологии;
    • основные цели и методы обучения социологии;
    • возможные пути составления учебного курса по социологии;
    • профессиональные компетенции социолога;
    уметь
    • различать профессиональные компетенции магистра и бакалавра социологии;
    • выстраивать учебный курс в соответствии с профессиональными компетенциями;
    • определять образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения;
    владеть
    • способностью определять основные проблемы, стоящие на пути оптимизации учебного процесса;
    • базовыми понятиями методики преподавания социологии;
    • умением организовывать собственные приемы обучения социологии.

    Отличие социологии от других наук

    Курс социологии в вузе отличается от курса обществознания в школе тем, что он показывает знания об обществе в их развитии. Вот почему одним из важнейших для социологических факультетов всегда был курс истории социологии. В то же время обществознание в школе преподносит учащимся лишь устоявшиеся научные положения, причем из разных социальных наук: экономики, юриспруденции, психологии, культурологии и т.д. А без идеи динамики общественного развития и без понимания неоднозначности научных концепций не может сложиться личность специалиста в области социологии.
    Если говорить о других гуманитарных дисциплинах, то социология отличается от них своей опорой на практику в виде сбора статистических данных, требующих анализа с помощью характерной для этой науки методологии. Например, преподавая социологию духовной жизни, уместно оперировать конкретными, собранными на практике данными о проведении людьми культурного досуга. Таким образом, студенты-социологи должны привыкнуть к мысли о необходимости проведения самостоятельных исследований по сбору фактов, которые касаются разных сторон социальной жизни, с целью последующего их анализа.
    В отличие от истории, политологии, религиоведения, искусствоведения, правоведения или филологии в социологии упор делается на выявление не частного, конкретного и уникального, а общего, типичного и характерного для общества. Социология не останавливает свое внимание на какой-то отдельно взятой стороне общественной жизни – политической, экономической или духовной, а изучает все социальные отношения. Даже учитывая большое проникновение социологии в школьный и вузовский курсы истории (теории социальных закономерностей, социально- экономических формаций, социальной борьбы), следует признать существенную разницу между исторической и социологической дисциплинами: социология больше интересуется нс прошлым, а настоящим состоянием общества.
    Сближаясь с социальной философией, социология никогда с ней не отождествляется в силу того, что не склонна рассматривать общество как часть мироздания, и потому видит в обществе самоценную социальную систему с характерными для нее внутренней структурой, самовоспроизводством и саморегуляцией.
    По большей части, уходя корнями в философию, социология отводит ей роль своей теоретической базы. Но социолога не интересуют космос, природа, живая и неживая материя сами по себе. Если что-то из перечисленного и привлекает его внимание, так это то, как общество воспринимает внешние факторы и как они влияют на социальную жизнедеятельность. Например, социолог, изучающий религию, заинтересуется произведениями церковного искусства, обрядами и догматами лишь в том случае, если увидит их влияние на общественные отношения. Социологию религии не интересуют конкретные предметы религиозного культа, ей не важно, чем отличается учение одной секты от учения другой, и она даже не задается вопросом, есть Бог или нет и какая религия истинна, а какая ложна. Всеми этими вопросами занимаются богословие, религиоведение, история, культурология и подобные им науки.

  7. mazanoff Ответить

    Термин «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом смысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:
    1. общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;
    2. социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;
    3. в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли,интересы,цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;
    4. ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *