Чем отличается проза от стихотворения 3 класс?

8 ответов на вопрос “Чем отличается проза от стихотворения 3 класс?”

  1. JevexMP Ответить

    Стих — это с одной стороны организованные равные отрезки в определенной ритмической тональности. А с другой — строка стихотворного текста по определенному образцу. Если рассмотреть школьные определения, то у обычного стиха должна быть рифма, но не обязательно, ведь есть упомянутые выше хокку и танка. В японской традиции рифма как таковая встречается не так часто, и вместе с тем, это тоже стихи. Что приводит нас к более широкому определению: стихотворная форма – это краткая запись той или иной темы (мысли), в которой есть определенная глубина, раскрывающаяся в своей полноте перед чутким читателем.
    Проза — под этим понятием скрывается не только письменная, но и устная речь. При этом здесь нет деления на равные отрезки, что сделало бы такую запись или выражение стихом. Однако и в прозе имеется свой некоторый ритм, но в отличие от стиха, он является приблизительным и относится к синтаксическому построению текста. Если проще, то ритмическая составляющая прозы основана на периодах, предложениях, абзацах и колонках. Если прибегнуть к первоисточникам, то в древнегреческой литературе любая художественная речь или письменность считалась поэзией. В более поздний период произошло деление на прозу и стихи по принципу выраженности стихотворной формы.
    к содержанию ^

    Сравнение

    Начать сравнение стиха с прозой можно с ритма. В стихотворной форме ритмическая составляющая выражена более полно. Она ощущается даже неподготовленным читателем, задает определенную тональность и настроение при чтении. В прозе ритм выражен гораздо слабее, он не так навязчив и не столь сильно влияет на читателя.

  2. HackerTV Ответить

    Елдос
    Ещё не зная азбуки, ребёнок начинает понимать: всё, что ему читают или рассказывают, делится на две неравные части. То, что относится к первой части, определяется для него одним словом — «складно» . Другая же — похожа на то, как люди разговаривают на прогулке, за обедом, в детском саду и т. д. Когда человек подрастает и начинает читать сам, он убеждается, что его догадка вполне оправданна. Всё, что напечатано в книгах, располагается на странице одним из двух способов: в столбик или в строчку. Текст, записанный в столбик, называется стихами. В строчку — прозой.
    Конечно, стихи и проза имеют много и других различий. Но при этом далеко не всегда удаётся определить, какие из них главные и существовали всегда, а какие носят характер временный, преходящий.
    Например, люди, привыкшие к классической русской поэзии, скорее всего скажут, что один из первых признаков стихотворной речи — рифма. Но она встречается в поэзии далеко не всех народов. Да и на Руси рифма в современном понимании появилась довольно поздно — примерно с 18 в. Однако наряду с рифмованными существовали и существуют стихи, написанные без рифм, — их называют белыми. Наконец, рифма встречается и в прозе, хотя гораздо реже, чем в стихах.
    Один из таких примеров есть в рассказе В. Короленко «Судный день» : «Вот так-то всегда человек не чует, не гадает, что над ним невзгода, как Хапун, летает.
    Достаточно распространено мнение, что стихи отличаются от прозы большей ритмичностью, которая выражается закономерным расположением ударных и безударных слогов или другими упорядоченными чередованиями звуков, так называемым метром. Для русской поэзии это в принципе верно, а вот, к примеру, для японской или китайской — нет. Кроме того, художественная проза тоже имеет свой ритм, пусть и более сложный, менее уловимый, чем в стихах. Но всякий пишущий прозу человек знает: часто бывает необходимо вставить в предложение ещё одно слово, и не для уточнения смысла, а именно для ритма.
    Другое дело — разделение речи на строчки, или стихи. Не случайно греческое слово «стихос» в буквальном переводе означает «ряд» , «строка» . Расчленяя речь на отдельные отрезки, поэт предлагает тем самым особую расстановку пауз. Благодаря обилию таких пауз и их протяжённости стихи неизбежно произносятся значительно медленнее, чем проза. Таким образом, читатель – волей-неволей – как бы вслушивается в их звучание и вдумывается в смысл с большим с большим вниманием, чем при чтении прозаического текста. Это самое большое отличие стихов от прозы.
    Конечно, абсолютное большинство русских стихов построено, кроме того по другим правилам. В зависимости от того, каковы эти правила, принято говорить о той или иной системе стихосложения.

  3. Maunris Ответить

    Помните, как у Мольера?

    Простенькое такое объяснение, как будто существуют только стихотворения и проза. А вот вопрос, кстати, очень сложный, оказывается. Я сейчас задумалась, по каким критериям отличаются стихи от прозы? Хотя, вроде бы, все и так понятно. “Анна Каренина” – это проза. А вот “Мцыри” – это стихи. То есть пишутся стихи короткой строкой, последние слова в строке должны рифмоваться (если речь не о белом стихе) и делать это можно по-разному, например, первую строку со второй или с третьей, или с четвертой, или со второй и четвертой (вспомним “Про Федота-стрельца” незабвенного Леонида Филатова). На все есть свои правила. Вот пример написания стихотворения:
    Белый снег кружится надо мной.
    Тихо на ладонь мою ложится.
    В снегопад танцует шар земной.
    И весна ему, быть может, снится.
    ? ?
    Здесь рифмуются первая строка с третьей и вторая – с четвертой.
    А прозаическое произведение не рифмуется, строки пишутся в сплошном тексте, по смыслу текст разделяется на абзацы, в которых первое предложение пишется с “красной строки”. И в прозе написанное выше стихотворение выглядит таким образом:
    Белый снег кружится надо мной, и снежинки тихо ложатся на мою ладонь. Такое ощущение, что в снегопад весь земной шар танцует! И все-таки, быть может, ему снится весна…
    ? ?
    Как видим, никаких рифм здесь нет. Это проза.
    Разница существенная). Но мое объяснение, конечно, годится для школьника, а не для защиты диссертации по проблеме различия между стихотворением и прозой).

  4. Fikyou Ответить

    Самым явным различием стихотворной и прозаической речи является их графическое оформление. Проза, подразделяемая на абзацы и предложения, хоть и содержит в себе определенную ритмичность, но заметить её сложнее, чем в поэтическом произведении.
    В последнем же разделение на строки играет непосредственно ритмообразовывающую роль и хорошо заметно как при чтении стиха, так и при его написании. Даже при отсутствии рифмы читающий будет отделять каждую прочитанную строку в стихотворении небольшой паузой.
    Однако однозначного определяющего признака стихотворной речи не существует. Ритм и рифма могут содержаться как в поэтическом, так и в прозаическом тексте. Графическое оформление также не является показателем, ведь существуют такие композиционные примеры текстов, по которым сложно в точности определить являются они прозой или поэзией. Встречаются художественные произведения, в которых отсутствует рифма и присутствует лишь метрическое деление (белый стих). Бывают лишенные жестких ритмометрических композиций, но графически поделенные на строки стихотворения (верлибр, или свободный стих). Существует также мнимая проза – тексты с отчетливым метром и рифмой, но неразделенные на строки.

    Основные различия между стихом и прозой

    Наличие ярко выраженного ритма в стихе и скрытого, не всегда заметного в прозе.
    Рифма является частым признаком стихотворения, тогда как в прозе использование рифмы зачастую ограничено стихотворными вставками.
    Благодаря форме стиха, мысль, выраженная в нём, является более сжатой и апеллирует компактными образами и метафорами, а для прозы свойственно описательное построение.
    Записать стихотворение удобнее с помощью равных и коротких отрезков, проза же графически тяготеет к широте и последовательности.
    Получается, что точное определение по одному отдельно взятому признаку не позволяет утверждать, является текст стихотворным или прозаическим. Лишь принимая в расчет несколько отличительных свойств, можно будет четко отделить прозу от поэзии. Но необходимо не забывать, что существует большое количество не поддающихся точной классификации жанров, например, верлибр или мнимая проза.

  5. Swordwing Ответить

    Казалось бы, отличить прозаическое произведение от стихотворного довольно просто. Достаточно хотя бы обратить внимание на различие их форм. Однако не всегда это можно сделать вот так «на глазок». Отличия прозы от поэзии находятся на более глубоком уровне.
    Сами по себе стихи вовсе не являются признаком поэтического произведения. Существует масса примеров, когда прозаические произведения были написаны в стихотворной форме, но от этого они не стали стихами. И в свою очередь существует достаточное количество поэтических произведений, которые написаны в форме рассказа, повести, романа и т.д. Поэтому, чтобы понять, что перед нами — стихи или проза — нужно понимать, что их отличия кроются на более глубоком уровне.
    Первое отличие прозы от поэзии заключается в том, что изображает автор. В прозаическом произведении автор описывает то, что происходило и происходит сейчас. Автор поэтического произведения обладает большей свободой в том, что он изображает. Он может описывать не только то, что было и есть сейчас, но и что могло бы быть, т.е. волен давать своей фантазии практически неограниченное пространство для полета.
    Еще одним отличием прозы от поэзии будет разница в том, как автор описывает предмет. Если писатель предоставляет достаточно четкое понятие об изображаемом предмете, то поэт рисует перед читателем некую картину, живой образ, яркое изображение, через которое мы получаем представлением об изображаемом.
    Отличие прозы от поэзии кроется и в самом языке. В поэзии язык — образный, в прозе — отвлеченный. Поэтическое слово более насыщенно и несет большую эмоциональную нагрузку. Прозаическое слово более сдержанно. Ему свойственен не столь сильный моралистический пафос, патетика и лиризм. К тому же поэзия обладает одним из самых сильных средств воздействия на читателя — ритмом. Прозаическому произведению это недоступно. Именно ритмическая организованность является неотъемлемым свойством поэзии. Исходя из этого, можно сделать вывод, что поэтическое слово более удалено и возвышенно от обыденной речи, нежели прозаический язык.

  6. Sarvarbek Usmanov Ответить

    Отличие между поэзией и прозой является не только узко-формальным моментом, вместе с особенностями формы поэзия вносит своеобразие и выражение идейного содержания. Существенное свойство поэзии – эмоциональная насыщенность содержания: романтическая приподнятость, лирический подъем, гражданская патетика, моралистический пафос. А одним из самых существенных средств выразительности, которое воздействует на сознание слушателя, в поэзии является ритм. Ритмическая организованность – постоянное и существенное свойство поэзии. В связи с этим язык поэзии более отдален от обыденной речи, нежели язык художественной прозы.
    При осмысленном чтении проза тоже делится на отрезки, однако это разделение задается только синтаксисом. В стихах стихотворная строка не всегда совпадает с синтаксическим делением фразы. Это явление называется синтаксическим переносом.
    Внутри стиха слово воспринимается несколько иначе, нежели слово в тексте прозаическом.
    В стихах слова влияют друг на друга, это влияние называется единством и теснотой стихотворного ряда, которое еще усиливается звуковой организацией стиха.
    Звучание стихов важнее, чем звучание прозы. Таким образом, благодаря интонации, звучанию, перекличке звуков слово в стихе принимает множество неожиданных смысловых оттенков.
    В прозе также имеется ритм, однако определить, чем он создается, сложно. Законы ритма прозы, в отличие от стихотворного ритма, выявлены в меньшей степени.
    Еще одним признаком стихов является рифма, однако этот признак не обязателен. В античной поэзии, в русском народном поэтическом творчество, в частности, в былинах, рифмы не было. В современном англоязычном стихосложении тоже рифма употребляется крайне редко. В прозе наличие рифмы случайное явление.
    Еще одно отличие стихов от прозы – это большая эмоциональность и лиричность.
    Принципиальным отличием поэзии от прозы является то, что она выполняет задачу заставить читателя заново постигать реальность и открывать через слово бытийные смыслы. Проза изначально описательна и информативна. В поэзии форма несет смысл, как и содержание, они поддерживают и дополняют друг друга.
    Проза определяется как художественная речь, которая выделяется на фоне поэзии.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *