Чем понятие политическое сознание отличается от понятия политическое знания?

3 ответов на вопрос “Чем понятие политическое сознание отличается от понятия политическое знания?”

  1. real man Ответить

    Политическое сознание — это одна из форм общественного сознания. Это мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём. Политическая жизнь, деятельность политических институтов, политические события и политические решения по-разному осознаются социальными общностями — классами, нациями, социальными группами, а также индивидами. Все политические явления находят отражение в представлениях о политике, переживаниях, мыслительных операциях.
    Понятие «политическое сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к этой действительности. Это — субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни, причём заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе — положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отношений, институтов, норм, событий для участников политического процесса. Политическое сознание по-разному формируется и специфически отражает мир на двух уровнях — обыденно-практическом и идеолого-теоретическом.

  2. latter toot Ответить

    Среди множества идейно-политических течений можно назвать идеологии, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие общества в XX в. Это идеологии либеральные, консервативные, социалистические, националистические и фашистские.
    Главной ценностью либеральной идеологии является свобода личности. Возникший в конце XVII и в XVIII в. классический либерализм трактовал свободу личности прежде всего как свободу экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности. В политической области либерализм защищал демократию, идеи правового государства и разделения властей, в социальных отношениях – равенство возможностей, равенство перед законом, в духовной жизни – свободу мысли и слова.
    В середине XX в. стало ясно, что надежды либералов на возможность решать общественные проблемы с помощью рыночной, конкурентной экономики, защищенной от вмешательства государства, не оправдались. Происходит корректировка либеральной идеологии. Унаследовав принципы свободы, равенства, братства, права на собственность, частное предпринимательство, новое течение либерализма, возникшее в XX в., признает необходимость участия государства в регулировании экономической жизни, проведения политики социальной помощи в пользу низших слов общества.
    Консервативная идеология длительное время выступала оппонентом либерализма. Базовые принципы консерватизма – традиционализм, стабильность, порядок. Признаются естественная иерархичность человеческого общества, естественное неравенство, привилегии высших слоев. Консервативная идеология ориентирует на сильную государственную власть, осуществляемую профессиональной политической элитой. В отличие от либерализма, интересы государства, нации, общества ценятся выше, чем интересы индивида. Важнейшие ценности консерватизма – семья, религия, мораль.
    Так же как и либерализм, под влиянием изменений, происходивших в XX в., консервативная идеология изменялась, сближаясь с либеральной. Неоконсерватизм, как и либерализм, придает особое значение частной собственности, свободе предпринимательства. Он характеризуется уважением к свободе отдельного индивида, заявляет о необходимости ограниченного государственного регулирования экономики. Акцентируется внимание на обязанностях человека, личной инициативе, личных возможностях, которые человек должен использовать, не рассчитывая на социальную помощь государства. Бесплатные блага государство должно предоставлять только тем, кто действительно в них нуждается. Выдвигаются идеи творческого труда, привлечения работников к участию в прибылях предприятия, в повышении качества продукции. В числе основных ценностей консерватизма – закон, порядок, дисциплина, стабильность, семья, нация, власть.
    Социал-демократическая идеология (социал-реформизм) возникла на основе ревизии (пересмотра) ряда положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. А современная социал-демократия полностью отказалась от марксизма. На основе анализа развития капитализма идеологи социал-реформизма делали вывод, что путь к социализму лежит через постепенные преобразования капиталистического общества, через реформы. В середине XX в. эти идеи вобрала в себя концепция демократического социализма, главными ценностями которой стали свобода, справедливость, солидарность. В политической сфере это правовое государство, парламентская демократия, гарантии прав личности. Предусматривается государственное регулирование рыночной экономики и социальных отношений. Социальная демократия понимается как создание достойных человека условий жизни и труда, перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных, доступность системы образования и духовных ценностей, улучшение состояния окружающей среды.
    Социализм, с точки зрения социал-демократов, – это не конкретный общественный строй, а постепенное улучшение социальных условий, утверждение социальной справедливости в общественной жизни.
    Коммунистическая идеология (ленинизм) сделала акцент на идее марксизма о революционном насилии. Особое внимание в этой идеологии обращалось на роль государства диктатуры пролетариата, руководимого коммунистической партией, в переустройстве общества на принципах равенства и социальной справедливости. Во второй половине XX в. многие носители коммунистической идеологии в ряде стран отказывались от идеи диктатуры пролетариата и разрабатывали механизмы мирного перехода к социализму, сближаясь по ряду позиций с социал-демократическими идеями. Другие радикально настроенные сторонники коммунистической ориентации сохранили приверженность принципам революционного переустройства общества, насильственного подавления противников такого преобразования.
    Националистическая идеология базируется на представлении, что основой государственности, хозяйственной и культурной жизни является нация. Она утверждает приоритет национальных ценностей перед всеми прочими социальными ценностями, признает развитие нации в качестве единственного пути общественного прогресса. В российской политологии преобладает понимание национализма как идеологии, психологии и реальной политики, основанных на противопоставлении наций, признании исключительности и превосходства собственной нации над другими и стремлении обеспечить ей привилегии за счет инонациональных групп.
    Идеология фашизма, в отличие от либеральных, консервативных и социалистических идей, возникла в XX в. и была отражением глубоких кризисов, поразивших различные страны. Современные исследователи отмечают присущие ей идеи расового неравенства и превосходства одной расы над другой; оценку личностного начала как вторичного по сравнению с расово-этническим; отношение к национальным меньшинствам и политическим партиям, отстаивающим принципы демократии и правового государства, как ко внутренним врагам; отвержение демократической системы в пользу сильной диктаторской власти; обоснование политического господства фашистской партии, обеспечивающей полный контроль над личностью и всем обществом; принцип фюрерства (вождизма), означающий единство государства, воплощенное в вожде, и требующий безусловного подчинения масс своему руководителю. Для этой идеологии характерно поощрение милитаризма, восхваление войны, которая должна вести к сплочению нации.
    Расизм, шовинизм, насилие, человеконенавистничество, агрессия – все это в большей или меньшей степени присуще различным разновидностям фашизма. С наибольшей полнотой черты фашистской идеологии воплотились в германском национал-социализме, реализация идей которого привела к тягчайшей трагедии как народ Германии, так и народы всей Европы.
    В современных условиях фашистская идеология стремится отгородиться от наиболее мрачных проявлений фашизма первой половины XX в. Но неофашизм по-прежнему проповедует культ насилия, национализм и расизм, сохраняя преемственную связь с идеологией своих предшественников.

  3. Thunderbrew Ответить

    Политическое сознание — это мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого это­го процесса и собственной роли в нем.Понятие «политиче­ское сознание» не тождественно понятию «политические знания». Это не только образ политической действительнос­ти в головах людей, но и их отношение к этой действитель­ности. Это субъективное внутреннее отношение людей к объективным политическим условиям и формам своей дея­тельности, своим функциям и ролям в политической жиз­ни, причем заинтересованное, пристрастное отношение. В его основе — положительное или отрицательное значение (практическая ценность, актуальность) политических отно­шений, институтов, норм, событий для граждан.
    Политическое сознание по-разному формируется и специ­фически отражает мир на двух уровнях — обыденно-практи­ческом и идеолого-теоретическом.
    Обыденное политическое сознание формируется у всех людей стихийно, в повседневной жизни, в практической де­ятельности. В сознании людей отражается то, что непосред­ственно наблюдается, что находится как бы на поверхности политической жизни. Собственный опыт отношений с поли­тическими институтами, восприятие политических событий формируют эмпирические представления, практические знания. Значительное место в обыденном сознании занима­ет политическая психология. Это политические чувства, пе­реживания, настроения, мнения, ценностные ориентации и оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного инди­вида, определенной группы людей.
    Идеолого-теоретическое сознание, в отличие от обыден­ного, выходит за пределы наглядно воспринимаемого, отра­жает существенные факторы и тенденции политической жизни, внутренние закономерные связи в системе понятий, обобщающих выводов, политических идей. Если обыденное сознание возникает стихийно, то теоретическое является ре­зультатом квалифицированной профессиональной деятельно­сти ученых, идеологов. Если на обыденном уровне сознание
    отрывочно, мозаично, размыто, противоречиво, то на теоре­тическом оно принимает форму систематизированного науч­но-теоретического объяснения политических явлений, идео­логических доктрин. Научное исследование политики создает науку политологию. А более или менее целостный и внут­ренне связанный набор идей, служащий основой для орга­низованных политических действий, называют идеологией. Она выступает в виде социально-политических теорий, про­граммных документов политических партий, лозунгов.
    Между обыденным и теоретическим сознанием нет стены. Это разные уровни одного и того же политического сознания, которые находятся во взаимосвязи, влияют друг на друга.
    Политическое сознание индивидов в каждом отдельном случае представляет собой своеобразное сочетание эмпириче­ских и теоретических знаний, идеологических постулатов и ценностных ориентации, эмоциональных отношений к поли­тическим явлениям и политических установок. Соотноше­ние между ними в большей или меньшей степени меняется при изучении политической науки, восприятии идеологии. Политическое сознание в целом, как правило, определяет политическое поведение каждого субъекта политики.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *