Чем справочная литература отличается от научно популярной?

6 ответов на вопрос “Чем справочная литература отличается от научно популярной?”

  1. Sann Ответить

    В детстве я пылала страстью ко всевозможным энциклопедиям, преимущественно о животных. Сейчас меня это немного удивляет, сама не знаю, как мне хватало энтузиазма, чтобы зачитывать энциклопедии от корки до корки.
    Может быть, в детстве так проще было воспринимать информацию. Но лет с шестнадцати я фанатка научно-популярной литературы. Она познавательная и легко увлекает, но при этом я еще и словно душой отдыхаю, когда читаю.

    Отличия научно-популярной и справочной литературы

    Первое отличие можно расшифровать уже из названия.
    Справочная литература нужна для, так сказать, наведения справок. В ней сухо, но четко и ясно дается нужная информация.
    Типы справочной литературы:

    словари;
    справочники;
    энциклопедии.

    Справочная литература:
    оформлена в виде отдельных информационных блоков;
    рассчитана на узкий круг специалистов и интересующихся;
    написана в строго научном стиле;
    создана для получения информации.
    Научно-популярные книги пишутся не для сухого получения информации. Они не просто дают научные знания, но и стремятся популяризовать науку, заинтересовав читателей всех возрастов.
    Для подобной литературы типичны:
    цельное повествование;
    прямое или косвенное обращение автора к читателю;
    стиль более свободный, но сохраняет элементы научного;
    обращение к широкому кругу читателей.

    Научно-популярные издания

    Существуют с тех самых времен, когда человеку впервые захотелось не только получать научные знания, но и делиться ими с окружающими.
    Но я хочу для примера рассказать не о древнем, а о любимом и актуальном.
    Мне всегда нравились книги Жюля Верна. Возможно, вы и сами обратили внимание, что во всех его художественных произведениях четко прослеживается тема научных знаний.
    Но он также писал и сугубо научно-популярные книги. Как пример, его книга «История великих путешествий и великих путешественников».
    Давно существовали и существуют до сих пор самые разные виды научно-популярных периодических изданий.
    Популяризация науки дошла и до интернета: в соцсетях легко можно найти паблики и группы, посвященные науке. К сожалению, информацию из интернета обычно нужно перепроверять, но все равно всегда можно узнать что-то новое.

  2. Паук Ответить

    Плешаков и Новицкая в два этапа рассматривают данную тему по окружающему миру для третьего класса, предлагая свое видение по отличиям между справочниками и научно-популярной литературой. Причем первая категория справочников имеет свои подразделы. Т.е. буквально справочная литература по основным своим направлениям делится на:
    справочники
    энциклопедии
    атласы
    и путеводители
    Где, первая категория – это своего рода толковые словари с объяснением в алфавитном порядке слов.
    Вторая группа – это книги, с небольшими статьями об окружающем мире, универсальная категория.
    Третья подборка – это не просто карты с материками и реками, а подборка изображений по разным темам окружающего ребенка мира: от космоса до недр земли.
    Ну и четвертая группа – путеводители, рассказывающие о каждом отдельно взятом месте, городе, регионе, стране.
    Т.е. по сути это “все обо всем” только выложенное, напечатанное, изданное в короткой, информативной форме, с указанием основных: терминов, названий, единиц измерения, количества, дат свершения и т.д..
    Вторая статья учебника говорит о том, что является научно-популярной литературой, куда по сути можно отнести “энциклопедии”, только “распухшие” подробностями. Это уже не один сборник, например, знаменитых музыкантов 18 века, с датами, а отдельно взятая книга с описанием жизни и творчества одного гения – композитора.
    Далее идет такой вывод, что любая книга может считаться научно-популярной, если она пробудила у ребенка интерес к познанию. Откуда я уже делаю свой вывод, что та же сказка, прочитанная на ночь, может считаться научно-популярной, если узнав про царевну-лягушку, ребенок захочет на следующий день поэкспериментировать с лягушками, пытаясь получить из нее царевну. И тут вроде как возникает парадокс: с одной стороны – явная тяга к познанию, с другой – живодерство, за которое следует отругать и провести беседу.
    Получается, что я либо ничего не понимаю в программе 3-го класса, либо делаю неверные выводы.
    Скажу так, если классификация нас, в принципе, устроила, то выводы пришлось делать свои и все же не присовокуплять к научно-популярной литературе вообще все книги, окружающие нас.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *