Читатель составная часть искусства как можно подтвердить эти слова?

10 ответов на вопрос “Читатель составная часть искусства как можно подтвердить эти слова?”

  1. НОМЕР 128 Ответить

    Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине X века. Из тысячелетней истории отечественной словесности более семисот лет принадлежит древней русской литературе.
    Возникновение литературы на Руси во многом связано с принятием христианства, с потребностью в церковных книгах, поэтому литературные произведения этого периода по содержанию и по форме были преимущественно религиозно-поучительными. Основой для древней оригинальной русской литературы послужила литература византийская.
    К числу переводных памятников на Руси принадлежит апокрифи?ческая литература. В буквальном переводе с греческого слово «апокрифический» означает «тайный», «сокровенный». Апо?крифы представляли собой легендарно-религиозные произведения, не признанные церковью священными, поскольку в трактовках канонических библейских сюжетов допускались определённые вольности. Среди апокрифических персонажей выделяется царь Израильско-иудейского государства Соломон (апокриф о Соломоне и Китофрасе, суды Соломона). Он показан умным и мудрым человеком, подтверждающим своими действиями сказанное о нём в Библии: «И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум и обширный ум, как песок на берегу моря.
    И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов Востока и всей мудрости египтян».
    Очень популярным на Руси на протяжении многих веков был апокриф «Хождение Богородицы по мукам». В тексте говорится о том, как архангел Михаил, исполняя желание Богородицы, показывает ей муки грешников в аду. Зрелище неисчислимых страданий побуждает Богородицу обратиться к Михаилу с просьбой пустить её мучиться вместе с христианами, потому что они зовутся чадами сына её. Но архангел в ответ на это произносит: «Почивай в раи». Богородица вновь и вновь обращается ко всем силам небесным, умоляет их вступиться за грешников и укоряет за равнодушие. И на этот раз Бог умилосердился «сына ради своего единородного» и велел ему сойти с невидимого престола, чтобы услышать мольбу святых и явить лицо своё грешникам. И сошёл Христос с престола, и грешники, увидев его, возопили единым голосом о своём помиловании. Христос напоминает им о сошествии своём на землю для освобождения людей от первородного греха и даёт им полный покой днём и ночью от великого четверга до пятидесятницы (около двух месяцев). И ответили все: «Слава милосердию твоему».

  2. KurdiBurdi Ответить

    (Статья вошла в книгу: А. Толстой. “Черная пятница. Рассказы 1923-1924”, Л., “Атеней”, 1924.)
    Читатель – составная часть искусства.

    О читателе
    Вас, писателя, выбросило на необитаемый остров. Вы, предположим, уверены, что до конца дней не увидите человеческого существа и то, что вы оставите миру, никогда не увидит света.
    Стали бы вы писать романы, драмы, стихи?
    Конечно, – нет.
    Ваши переживания, ваши волнения, мысли претворялись бы в напряженное молчание. Если бы у вас был темперамент Пушкина, он взорвал бы вас. Вы тосковали бы по собеседнику, сопереживателю, – второму полюсу, необходимому для возникновения магнитного поля, тех, еще таинственных, токов, которые появляются между оратором и толпой, между сценой и зрительным залом, между поэтом и его слушателями.
    Предположим, на острове появился бы Пятница или просто говорящий попугай и вы, поэт, сочинили бы на людоедском языке людоедскую песенку и еще что-нибудь экзотическое для попугая. Это тоже несомненно. Художник заряжен лишь однополюсной силой. Для потока творчества нужен второй полюс – вниматель, сопереживатель: круг читателей, класс, народ, человечество.
    Из своего писательского опыта я знаю, что напряжение и качество той вещи, которую я пишу, зависят от моего первоначального заданного представления о читателе.
    Читатель как некое общее существо, постигаемое моим воображением, опытом и знанием, возникает одновременно с темой моего произведения.
    Нельзя представить себе презираемого читателя. Он должен быть близок и любим. Густав Флобер был в отчаянии от современников. Его письма наполнены мукой этого чувства. Он писал для избранных друзей или для будущих поколений. Это наложило на него отпечаток изысканности, пренебрежительной величавости и меланхолии.
    Характер читателя и отношение к нему решают форму и удельный вес творчества художника. Читатель – составная часть искусства.
    Читатель в представлении художника может быть конкретным и персональным: это – читающая публика данного сезона. Сотворчество с таким натуральным читателем дает низшую форму искусства – злободневный натурализм.
    Читатель в представлении художника может быть идеальным, умозрительным: это – класс, народ, человечество со всеми особенностями времени, задач, борьбы, национальности и пр.
    Общение с таким призраком, возникшим в воображении художника, рождает искусство высшего порядка: от героической трагедии до бурь романтизма и монументов реализма.
    Величина искусства пропорциональна вместимости художественного духа, где возникает этот призрак.
    Утверждение, будто искусство возможно только для самого себя,- противоестественная ложь.
    Я вспоминаю, какое место лет десять тому назад в литературной жизни занимал читатель.
    Читатель – это был тот, кто покупал книги.
    Читатель – это бульон, в котором можно было развести любую культуру литературных микробов.
    Читатель – стадо, которое с октября в столице обрабатывали литературным сезоном.
    Веселое время был петербургский сезон.
    Начинался он спорами за единственную, подлинную художественность того или иного литературного направления.
    Страсти разгорались. Критика пожирала без остатка очередного, попавшего впросак писателя. К рождеству обычно рождался новый гений. Вокруг него поднимались вихрь, ссоры, свалка, летела шерсть клоками.
    Рычал львом знаменитый критик. Другой знаменитый критик рвал в клочки беллетриста. Щелкали зубами изо всех газетных подвалов. Пороли друг друга перьями.
    В грозовой атмосфере модные писатели писали шедевры, швыряли их в общую свалку. Каждый хотел написать неслыханное, по-особенному.

    Иогансон Б. ‘Рабфак идет. Вузовцы’. 1928
    Шумели ротационные машины. Шумно торговали книжные лавки. Девицы бросались с четвертых этажей, начитавшись модных романов. Молодые люди принципиально отдавались извращениям. Выпивалось море вина и крепкого чая. Публика ломилась в рестораны, где можно было поглядеть на писателей. Колесом шел литературный сезон.
    Иные, желая прославиться, мазали лицо углем, одевались чучелой и в публичном месте ругали публику сволочью. Это тоже называлось литературой.
    Читатель веселился, на писателя поплевывал. Писатель веселился, на читателя поплевывал.
    Разумеется, не в этом одном была литература. Серьезная литература сердито отгораживалась от шума заветными бровями Льва Толстого. Художники силились проникнуть за вековую стену – из жизни праздной и призрачной – в подлинное бытие России.
    Но тут обнаруживался кризис читателя. Он был загадкой… “Он”, разумеется, был не тот, кто ходил в рестораны смотреть, как писатели едят столовое стекло. “Он” был и не тот уже, кто, как священные тексты, читал толстые журналы.
    Думаю, не было бы ошибкой сказать, что последний из дореволюционных писателей – Чехов – знал, презрительно любил и носил в себе своего читателя.
    “…Когда этот либерал, пообедав без сюртука, шел к себе в спальню и я увидел на его спине помочи, то так было понятно, что этот либерал – обыватель, безнадежный мещанин…”
    После революции 1905 года лицо читателя сделалось зыбким, совсем расплывчатым. Приходится его начисто выдумывать.
    Так Леонид Андреев придумал себе читателя – крайне нервное, мистически-мрачное существо с расширенными зрачками. Он, Андреев, шептал ему на ухо страхи и страсти.
    Так Иван Бунин представлял себе русского читателя брезгливым, разочарованным скептиком (из разорившихся помещиков), злобно ненавидящим расейские грязи и будни.
    Писатели помельче недолго держались за суровые брови Льва Толстого. Все шумнее становился город, сильнее заманивал пленительными туманами, все выше огораживался от жизни стенами Фата-Морганы.
    Махнули рукой: все равно ничего за стенами не увидишь, Лев Толстой написал Каратаева, на этом и успокоился: там, за стеной, все – Каратаевы.
    Сразу стало легко. В конце концов не Каратаевы же книжки читают.
    – Извозчик, скажи-ка, братец мой, читал ты Метерлинка?
    – Чего?
    Какой же это читатель! Народники и те на нем зубы сломали. А вот одна барышня спрашивает – жить ей или отравиться?
    Вот это – читатель! Тут вопросы поставлены остро.
    “Милая барышня, расточайте, расточайте жизнь, она пуста”.

    Фото Богданова В.
    Шумел, гремел литературный сезон. А у черты уже стояли война и революция, глядели в лицо кровавыми, огненными глазами.
    Десятый год республики. Налицо молодые писатели, критики, издательства, журналы, литературные школы. Залежи небывалого материала для искусства – не залежи, а Гималаи.

    Пискарев Н. 1923
    И все же – продукция не отвечает спросу… Рынок требует нового романа, театр – новой пьесы. Их мало, слишком мало еще. Но зато сколько споров: в чьих руках должна быть литература – у ВАППа, у ЛЕФа, у попутчиков? И прочее и прочее… Споры, скандалы, громовые статьи… А читатель спокойно посматривает на эти битвы, на эти группы и спрашивает настойчиво и терпеливо: “А когда же книжечку напишете? Ведь читать нечего”.
    Я еще ни разу ни от кого не услышал ни слова о новом читателе. Новый, неведомый читатель десятого года республики.
    Он стоит у черты, глядит в лицо молодыми, смеющимися, жадными глазами.

    Павлов И. 1926
    Новый читатель-это тот, кто почувствовал себя хозяином Земли и Города.

    Фото Стигнеева В.
    Тот, кто за последнее десятилетие прожил десять жизней.
    Это тот, у кого воля к жизни.
    Это тот, кто разрушил старые устои и ищет новых.
    Это тот, кого обманула старая культура.
    Это тот, кто не знает еще никакой культуры.
    Это новый, разнородный, но спаянный одной годиной революции, уверенностью в грядущем, – этот новый читатель, который не покупает книг, потому что у него нет денег, – должен появиться стомиллионноголовым призраком в новой литературе, в тайнике каждого писателя и, возникнув, сказать:
    “Ты хочешь перекинуть ко мне волшебную дугу искусства, –
    узнай, полюби меня. Пиши
    честно,
    ясно,
    просто,
    величаво.
    Искусство – это моя радость”.
    1923-1924

  3. Balladordana Ответить

    Мало кто помнит, но существовало два русских писателя по имени Алексей Толстой – Константинович и Николаевич. Родства очень дальнего. Первый известен произведением “Князь Серебряный”, второй – романами “Аэлита” и “Гиперболоид инженера Гарина”. В данном случае речь об эссе второго. Впервые размышления “О читателе” были опубликованы в сборнике “Чёрная пятница. Рассказы 1923-1924”.

    Алексей Николаевич прямым текстом указывает на тот факт, что без читателя нет и писателя. Даже если голову вашу посещают светлые мысли, но делиться ими не с кем, станете ли вы тогда их записывать? Вопрос спорный, но в случае сферического коня в вакууме* ответ, конечно, нет. Вернёмся в реальность, где читатель имеет прямое влияние на писателя. Ведь при появлении самой идеи произведения появляется и образ людей, для которых оно будет создаваться.
    Так писал Алексей Толстой. И прежде чем вы, возможно, обратите против своё мнение, я предлагаю ознакомиться с мыслями автора. Потому что мне самому долгое время претила мысль рассчитывать на зрителя. Я привык думать, что на читателя рассчитывать не следует – их слишком много, чтобы быть хоть сколько-то определённым. Однако же Толстой приводится весьма веские аргументы и примеры, заставляющие взглянуть на ситуацию иначе.
    Потому что на самом деле описанная позиция это тоже позиция, и определённое представление о читателе, которое оказывает своё влияние на стиль повествования. Вот пример Толстого: “Густав Флобер был в отчаянии от современников. Его письма наполнены мукой этого чувства. Он писал для избранных друзей или для будущих поколений. Это наложило на него отпечаток изысканности, пренебрежительной величавости и меланхолии.”

    Но самое интересное происходит, когда Толстой начинает описывать современные ему реалии постреволюционного книжного дела. Какой народ крутится в этом, что вообще происходит. “Рычал львом знаменитый критик. Другой знаменитый критик рвал в клочки беллетриста. Щёлкали зубами изо всех газетных подвалов. Пороли друг друга перьями… Весёлое время был петербургский сезон.”
    Эссе заканчивается размышлением о новом читателе. “Читатель десятого года республики.” И пожалуй, тут я и оставлю пересказ этого краткого измышления на небезынтересную тему.
    Почему стоит прочесть это эссе? Потому что оно о всех нас и о процессе чтения тоже. Это о том, как меняются люди с ходом времени. Не говоря уж о том, что написано это очень живым языком. Алексей Толстой не жалел метафор и образов на то, чтобы увлечь своими мыслями, и это работает. Впрочем, оценивать и ставить вердикт – вам.
    Прочитать эссе можно здесь – http://www.klikin.ru/txt/tolstoj.html. Там в одном тексте собрано несколько размышлений на темы, связанные с книгами. Используя простое сочетание клавиш Ctrl+F, вы без труда найдёте нужное эссе, набра “О читателе”. Не знаю, необходимо ли это пояснение, поэтому и пишу.
    P.S.: Иметь в виду надо один факт. Когда я полгода назд начинал читать этот сборник, шёл он куда медленнее. Боится он, что ли, более решительного настроя?
    *сферический конь в вакууме – шутка, ходящая среди физиков и математиков. Подразумевает максимально оторванные от реальных условия. Идеал, недостижимый в принципе, но позволяющий доказать некоторую теорию. Например, что писатель на необитаемом острове писать не будет.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *