Что общего между макаром и варенькой почему их называют маленькими людьми?

8 ответов на вопрос “Что общего между макаром и варенькой почему их называют маленькими людьми?”

  1. l3tochka Ответить

    №Название этапаМетодический комментарий
    1
    1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания
    По желанию или по выбору учителя несколько учащихся зачитывают домашние мини-сочинения.
    В рассказах о героях романа должны прозвучать ответы на следующие вопросы.
    О Макаре Девушкине:
    – Расскажите о том, где живёт и работает герой, какова его должность, в чём заключается его работа.
    – Как он проводит свой день? В чём он находит радость?
    – Каковы его душевные качества? Какие из черт его характера можно отнести к достоинствам, а какие – к недостаткам?
    О Вареньке Добросёловой:
    – Расскажите о детстве героини, о её семье и положении. Какие события привели к тому, что она оказалась там, где живёт и работает теперь?
    – Чем Варенька зарабатывает на жизнь? Чем увлекается?
    – Какие люди сыграли важную роль в её жизни? Кто принёс ей добро, а кто зло?
    – Каковы её душевные качества? Какие из черт её характера можно отнести к достоинствам, а какие – к недостаткам?
    2
    2. Изучение нового материала, работа с текстом.
    Характеристики героев, которые учащиеся подготовили дома, постепенно переходят в обсуждение. Чтобы дополнить образы героев, учитель задаёт необходимые вопросы, знакомит учащихся с цитатами из критики о романе и высказываниями самого Ф. М. Достоевского.
    Задача учащихся состоит в том, чтобы доказать принадлежность героев романа «Бедные люди» к типу маленького человека.
    – Что общего между Макаром и Варенькой? Почему критики назвали их «маленькими людьми»?
    – Как люди относятся к Макару и Вареньке? Как они относятся к людям?
    – Что ценят и чего не приемлют в людях Макар и Варенька? Какие человеческие качества и достоинства они ставят превыше всего?
    – Роман Ф.М. Достоевского называется «Бедные люди». Относится ли это название только к главным героям, Макару Девушкину и Вареньке Добросёловой, или в романе есть ещё «бедные люди»? Кто они? Чем их судьба напоминает судьбы главных героев?
    – В нескольких письмах Девушкин рассказывает историю бедного чиновника Горшкова. Насколько она исключительна или типична? Может ли она в будущем случиться с самим Макаром Девушкиным?
    3
    3. Этап усвоения нового материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
    Так как Ф. М. Достоевского называли прямым продолжателем дела Н. В. Гоголя, начатого им в «Шинели», то, дав характеристику непосредственно Макару Девушкину, далее необходимо сравнить его с «маленьким человеком» Гоголя, Акакием Башмачкиным. Работа с мультимедийными материалами и дополнительными текстами должна сочетаться с обсуждением спорных моментов и ответами на вопросы.
    – Дополнительный текст. Работа с литературоведческой статьей. Прочитайте статью и объясните, как вы понимаете, в чём состоит различие между художественными методами Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского.
    – Какие книги читают Макар Девушкин и Варенька? Найдите в тексте их высказывания о прочитанных произведениях.
    – Макар Девушкин читает книги о двух маленьких людях – Самсоне Вырине («Станционный смотритель») и Акакии Башмачкине («Шинель»). Видит ли он свое сходство с этими героями? Кому из авторов он благодарен, а на кого досадует и почему?
    – Дополнительный текст.
    4
    4. Работа с текстом, закрепление нового материала.
    Обсуждение языка романа.
    – Сравните образ повествователя и манеру повествования в повести «Шинель» и романе «Бедные люди».
    (Учащиеся должны отметить, что в обоих случаях язык повествователей отличается от языка писателя. Автор пользуются своеобразными языковыми масками. Н. В. Гоголь в повести «Шинель» ведёт повествование от авторского «мы» и использует, как замечают исследователи сказовую манеру. Ф. М. Достоевский вообще отстраняется от повествования, передавая его целиком и полностью своим героям: используя форму писем и дневника.)
    – Герои романа употребляют в письмах специфические, только им присущие слова и выражения. Найдите эти слова? Чем вы их объясните? Как они характеризуют переписывающихся?
    5
    5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
    Как вы считаете, являются ли понятия «бедные люди» и «маленькие люди» синонимами? Если да, то почему? Если нет, то кого из персонажей романа «Бедные люди» можно назвать «бедным человеком», но нельзя назвать «маленьким человеком»? А наоборот?
    (Однозначного ответа на этот вопрос быть не должно. Он связан с пониманием учащимися отличий между творческим принципом Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, а также пониманием различных граней понятия «маленькие люди». Если, называя героя «маленьким человеком», мы имеем в виду его низкое социальное положение, отсутствие чинов, амбиций и значительных событий в судьбе, а также – сострадание и участие, которое должны вызывать у читателя такие люди – то «маленький человек» будет означать то же самое, что и «бедный человек» (по Достоевскому). Однако, если же «маленький человек» в нашем понимании – это не только жертва обстоятельств, не только несчастный человек, но также и человек, мертвый внутри, нищий духом, жизнь которого пуста и бессмысленна – тогда понятие «маленький человек» получает негативную окраску и уже не будет синонимом понятия «бедный человек». Задача учащихся в том, чтобы порассуждать над вопросом и привести доказательства в пользу своего мнения.)
    6
    6. Информация о домашнем задании.
    Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Ф. М. Достоевский. Роман “Бедные люди”».
    Написать короткое эссе «Чем богаты „бедные люди“».

  2. ReM1x Ответить

    Опубликовано 30.09.2017 по предмету Литература от Гость
    СРОЧНО! ДАЮ 80 БАЛЛОВ! На бессмысленные комментарии буду жаловаться :с Заранее спасибо.
    Вопросы по рассказу “Бедные люди”, Достоевский.
    Хотя бы на 2-3 вопроса, буду оч благодарна.
    3.Какие истории рассказывали они друг другу?
    4.Как люди относятся к Макару и Вареньке?
    5.Что ценят и чего не приемлют в людях Макар и Варенька
    6.Герои романа употребляют в письмах специфические, только им присущие слова и выражения.Какие эти слова
    7.Какие книги читают Макар и Варенька ?
    8.Какое место в композиции “бедные люди” занимает “дневник” Вареньки Добросёловой Почему автору пришлось прибегнуть к такой форме повествования в эпистолярном романе?
    9.Что стало причиной Варенькиного замужества
    10.Как Макар Девушкин реагирует на замужество Вареньки ?
    11.Известно, что первые читатели Достоевского сразу же отметили связь его творчества с традициями Гоголя.
    12. Роман называется “бедные люди”. Относится ли это название только к главным героям (Макару и Вареньки), или в романе есть ещё “бедные люди”
    13.Почему критики называли их “маленькими людьми”.
    14.Почему Варенька выходит замуж за Быкова, человека скуповатого и недоброго?

  3. Fredy Ответить

    Слово СЛУШАТЬ глагол-исключение? Или только слышать?
    Денису надо полить в саду 12 яблони, 7 вишен и 3 сливы. Он уже полис 8 деревьев. Сколько деревьев ему осталось ещё полить, это сестра пользовотеля 2 клас помогите пожалуйста
    реши задачу с помощью уравнения на лужайке росли Одуванчики дунул ветер 17 одуванчиков облетела a14 одуванчиков осталось сколько одуванчиков росло На лужайке
    На вопрос сколько у него машинок Олег ответил:Если к моим машинкам добавить половину их да еще одну ,то машинок будет десять.Сколько машинок у Олега сейчас?
    Помогите пожалуйста!!!
    Сторона параллелограмма равна 4,5 дм, высота, проведённая к этой стороне, – 2,6 дм. Найдите площадь параллелограмма.
    кто из наших земляков-кубанцев побывал в космосе? Из каких пенктов они родом?
    Пожайлуста помогите, не то меня учительница матом покроет!!!!!
    Не только меня, но и родителей
    Выписать предложения с подчинительными союзами из рассказов “детство”, “кукушка”, “чудесный доктор” “зеленая лампа” “алые паруса”.
    величина заряда, вносимого в данную точку электрического поля, увеличилась в 2 раза. Как при этом изменится модуль напряженности электрического поля в данной точке?
    Помогите сделать, если не сложно, то еще запишите перевод текстов.
    6.Was passt zusammen? Verbinde und schreibe die ganzen Satzen auf.
    1.Ich gehe ins Geschaft ,
    2.Ich nehme auf Reisen die Sachen mit,
    3.Meine Freundin tr…
    вычислить периметор прямоугольника ширина которого 4 см и она в 3 раза меньше его длины

  4. ТёМнЫйРыЦаРь Ответить

    Достоевский показывает «маленького человека» как личность более глубокую, чем Самсон Вырин и Евгений у Пушкина. Глубина изображения достигается, во-первых, иными художественными средствами. «Бедные люди» — роман в письмах, в отличие от гоголевских и чеховских рассказов. Достоевский не случайно выбирает этот жанр, т.к. главная цель писателя — передать и показать все внутренние движения, переживания своего героя. Автор предлагает нам прочувствовать все вместе с героем, пережить все вместе с ним и подводит нас к мысли о том, что «маленькие люди» — личности в полном смысле слова, и их личностное чувство, их амбициозность намного больше, чем у людей с положением в обществе. «Маленький человек» более раним, для него страшно то, что другие могут не увидеть в нем богатую духовно личность. Огромную роль играет и их собственное самосознание. То, как они сами к себе относятся, чувствуют ли они сами себя личностями, заставляет их постоянно самоутверждаться даже в своих собственных глазах.
    Особенно интересна тема самоутверждения, которую Достоевский поднимает в «Бедных людях» и продолжает в «Униженных и оскорбленных».
    Макар Девушкин считал свою помощь Вареньке некоторой благотворительностью, показывая тем самым, что он не ограниченный бедняк, думающий лишь о том, как бы изыскать деньги на пропитание. Он, конечно, не подозревает, что им движет не желание выделиться, а любовь. Но это еще раз доказывает нам главную мысль Достоевского — «маленький человек» способен и на высокие чувства.
    Итак, если у Достоевского «маленький человек» живет идеей осознания и утверждения собственной личности, то у Гоголя, предшественника Достоевского, все по-другому. Осознав концепцию Достоевского, мы можем выявить сущность спора его с Гоголем. По Достоевскому, заслуга Гоголя в том, что Гоголь целенаправленно отстаивал право на изображение «маленького человека» как объекта литературного исследования. Гоголь изображает «маленького человека» в том же круге социальных проблем, что и Достоевский, но рассказы Гоголя написаны раньше, естественно, что и выводы были другие, что побудило Достоевского полемизировать с ним. Акакий Акакиевич производит впечатление человека забитого, жалкого, недалекого. У Достоевского личность в «маленьком человеке», его амбиции много больше внешне ограничивающего его социального и материального положения. У Достоевского подчеркнуто то, что чувство собственного достоинства его героя много больше, чем у людей с положением.
    Новое в «Бедных людях» возникает уже на уровне материала, традиционного лишь на первый взгляд. Обильно черпая у своих предшественников — очеркистов «натуральной школы» — там, где речь шла о внешнем антураже событий и бытовых условиях его героев, Достоевский вносит, однако, в эти реалии существенно новые акценты. Например, в это описание очередного жилища Макара Алексеевича Девушкина: «Ну, в какую я трущобу попал, Варвара Алексеевна. Ну, уж квартира! …Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую руку его будет глухая стена, а по левую двери да двери, точно нумера, все так простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом: живут в одном и по двое, и по трое. Порядку не спрашивайте — Ноев ковчег»
    Петербургская трущоба преображается у Достоевского в миниатюру и символ общепетербургского и шире — общечеловеческого — общежития. Ведь в трущобе-ковчеге представлены едва ли не все и всякие «разряды», национальности и специальности столичного народонаселения — окна в Европу: «Чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе, и о разных у них там сочинениях говорит, обо всем говорит — умный человек! Два офицера живут и все в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет. …Хозяйка наша — очень маленькая и нечистая старушонка — целый день в туфлях да в шлафроке и целый день все кричит на Терезу»
    Безнадежный титулярный советник и бедняк Макар Девушкин связывает свое человеческое самочувствие отнюдь не с новой шинелью, вицмундиром и подобными вещами. Мирится он и со своей социальной и служебно-иерархической малостью, искренне полагая, что «всякое состояние определено всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах, этому служить титулярным советником; такому-то повелевать, а такому-то безропотно и в страхе повиноваться».Свою автохарактеристику Макар Алексеевич составляет в точном соответствии не только с официальными нормами благонамеренного чиновника и гражданина, но и с казенным стилем: «Состою я уже около тридцати лет на службе; служу безукоризненно, поведения трезвого, в беспорядках никогда не замечен». Всех благ и искушений мира важнее и «дороже всего» для Девушкина то, что он называет своей «амбицией». И что на деле есть развитое чувство своей личности, лишь болезненно обостренное не бедностью самой по себе, а «до уничижения» доводящей человека нищетой и порожденной этим уничижением мнительностью. Сознание своего права на личность и на признание в нем таковой всеми окружающими (как говорит Девушкин, того,«что и я не хуже других … что сердцем и мыслями я человек») — вот пафос и сущность маленького человека в понимании и изображении этого типа Достоевским.
    Утрата личностного самоуважения равнозначна для Девушкина превращению его из неповторимой индивидуальности в «ветошку», т.е. некий безликий стереотип бедняков и титулярных советников. Это и есть в его глазах смерть — не физическая, как у героя «Шинели», а духовно-нравственная. И только с возвратом чувства своей личности Макар Алексеевич воскресает из мертвых.
    Сам Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делая ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читатель романа должен был не просто проникнуться состраданию к героям, он должен увидеть их равными себе. Быть человеком «не хуже других» – как в собственных глазах, так и в глазах окружающих – этого больше всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи романа.
    Что же значит для Девушкина быть равным другим людям? Что, иначе говоря, всего дороже маленькому человеку Достоевского, о чем он неусыпно и болезненно печется, что более всего боится утратить?
    Утрата личностного чувства и самоуважения есть для героя Достоевского в буквальном смысле смерть. Возрождение их — воскресение из мертвых. Эту восходящую к Евангелию метаморфозу переживает Макар Девушкин в страшной для него сцене с «его превосходительством», о кульминации которой он так рассказывает Вареньке: «Тут уж я чувствую, что и последние силы меня оставляют, что уж все, все потеряно! Вся репутация потеряна, весь человек пропал».
    Итак, в чем же состоит, по Достоевскому, равенство его «маленького человека» всем и всяким представителям общества и человечества? Он равен им не своей бедностью, которую разделяет с тысячами подобных ему мелких чиновников, и не оттого, что его природа, как считали адепты антропологического принципа, однородна с природой иных людей, а потому, что и он, как миллионы людей, — создание Божие, следовательно, явление изначально самоценное и неповторимое. И в этом смысле Личность. Этот пафос личности, упущенный из виду нравоописателями натуральной школы, — автор «Бедных людей» рассмотрел и убедительно показал в среде и быте, нищенский и однообразный характер которых должен был, казалось, полностью нивелировать пребывающего в них человека. Эту заслугу молодого писателя нельзя объяснить только его художнической проницательностью. Совершенное в «Бедных людях» творческое открытие маленького человека могло состояться потому, что Достоевский-художник был неразделен с Достоевским-христианином.

  5. believer Ответить

    Федор Михайлович Достоевский – признанный классик мировой литературы. Его перу принадлежат знаменитые романы, давшие жизнь нетипичным персонажам и героям с нетривиальной биографией. Но некоторые характеры, описываемые автором в произведениях, дополняют плеяду образов, разработанных предшественниками Достоевского. Макар Девушкин – персонаж, позволивший литератору раскрыть тему «маленького человека» в творчестве.

    История создания

    Роман «Бедные люди» оказался успешным. Произведение принесло молодому Достоевскому славу и статус талантливого писателя. Критики Григорович, Белинский и Некрасов положительно комментировали его работу.
    Писатель Федор ДостоевскийВпервые роман, написанный в эпистолярном жанре, опубликован в 1846 году в «Петербургском сборнике». Работая над ним, Достоевский вдохновлялся примерами из собственной жизни. Его семья была небогата. Отец работал в больнице, куда судьба приводила немало искалеченных душ. Юношей Достоевский слышал много историй о лишениях и роковых ошибках.
    Макар Девушкин, придуманный Достоевским для изображения в романе, имел характеристику фантастического персонажа. Так его окрестили литературоведы. Увлеченный творчеством Шиллера и Пушкина, Достоевский долго искал подходящий образ для героя. Начав работать с типом личности, которого автор называл «странный человек», Достоевский понемногу стал ощущать сочувствие и интерес к подобным персоналиям. Описывая эту реалистическую и вместе с тем фантастическую фигуру, он искренне переживал за героя, признаваясь, что в некоторых моментах писал Девушкина с самого себя.
    Акакий АкакиевичГерой романа «Бедные люди» Макар Девушкин – яркий пример «маленького человека», с типажом которого читателей знакомили Гоголь и Пушкин. Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» обладали схожими чертами характера. Девушкин, в отличие от Башмачкина, одержим любовью не к вещи, а к человеку. В этом смысле важно значение имени героев. Их фамилии напрямую указывают на приоритеты.

    «Бедные люди»

    Макар Девушкин – чиновник 47 лет, отличающийся специфичным характером. Этот персонаж встречается читателям и в романе «Белые ночи». Проводя анализ характера и поступков героя, автор тщательно описывал его, предвосхищая последующих героев формата «маленького человека».
    Макар ДевушкинПочему Макар Девушкин «маленький человек»? Мелкий чиновник боится обсуждений и пересудов. Он боится оторвать взгляд от стола, чтобы не вызвать недовольства. Он опасается, что за ним наблюдают, и повсюду видит несуществующих врагов, которые желают ему зла. В душе Девушкина живет страх перед людьми, поэтому он инстинктивно ощущает себя жертвой. Такую шутку играет с мужчиной его воображение, хотя окружающие готовы признать его равным. Он даже стыдился курить в обществе.
    Находясь в вихре собственных фантазий, Девушкин отстраняется от реальной жизни. Его деятельность – активное написание писем, позволяющих избежать прямого общения с собеседниками и излить при этом душу.
    Варвара Доброселова – преданная читательница и возлюбленная Девушкина. Признания мужчины тяготят девушку. Она укоряет его в сложности характера и стремлении выставить себя обиженной жертвой и несчастным человеком.
    Иллюстрация к книге “Бедные люди”Макар Девушкин был тихим и скромным человеком, отдавшим 30 лет службе. Он целыми днями занимался бумажной работой и терпел насмешки коллег. Находясь в бедственном положении, мужчина постоянно как бы оправдывает свое существование. Его бедность носит не только финансовый, но и моральный характер. Внутренний трагизм героя порождает сложное духовное состояние, в котором Девушкин пребывает постоянно. Он испытывает страх и унижение. Его преследуют мнительность и ожесточенность. Периодически героя охватывает сильная тоска.
    Макара Девушкина можно назвать «маленьким человеком» еще и потому, что Девушкин не находит в себе сил помочь возлюбленной Вареньке, когда та оказывается в страшном положении. На пороге голодной смерти больная девушка не дожидается поддержки и участия мужчины. Инфантилизм героя соседствует со склонностью к философии. Его внешность непримечательна. Он тяготеет к спокойной и размеренной жизни, отличается целомудрием и бескорыстием. Любовь к Вареньке позволяет Девушкину чувствовать себя человеком. В нем невольно просыпается чувство собственного достоинства.
    Макар Девушкин и Варенька ДоброселоваМакар и Варенька видятся редко, хотя он специально поселился рядом с ней. Водя девушку в театр и на прогулку, мужчина опасается слухов и сплетен, оберегает ее честь. Общение героев происходит посредством писем. Скромный чиновник со скучной работой делится с девушкой душевными переживаниями и предстает нежным заботливым человеком.
    Идеалист Девушкин пытается защитить Вареньку от суровых будней. Узнав, что Варенька получила недостойное предложение от одного офицера, Макар выслеживает того и заступается за возлюбленную, но героя спускают с лестницы.
    Любовь к Вареньке – безответна, и в этом заключается трагизм судьбы Девушкина. Благодетель и друг в глазах Вареньки, он вынужден демонстрировать отеческую симпатию и обещает ей все, что в его силах, чтобы удержать девушку рядом с собой. Его образования и воспитания не хватает для участия в литературных собраниях соседа, но, подпитываемый иллюзиями, герой мнит себя будущим писателем, поэтому придирчиво оценивает написанные им письма.
    Сцена из спектакля “Бедные люди”Не случайно в романе упоминается произведение Гоголя «Шинель». Варенька как будто видит в образе гоголевского героя приятеля и дает Девушкину книгу с намеком. Девушкин узнает себя в Акакии Акакиевиче. Последнее написанное им письмо переполнено отчаянием.
    Для Макара Девушкина ударом становится замужества Вареньки. Она пренебрегает участием покровителя и отдает себя на волю Быкова, человека, некогда обесчестившего ее. Поступок девушки кажется странным, ее можно укорить в эгоизме и поиске выгодного варианта, коим не являлся Девушкин.

    Цитаты

    Главный герой романа обладает комплексом неполноценности, и это подтверждают цитаты из произведения. Отзываясь о насмешках товарищей и обсуждениях со стороны, Девушкин пишет Варе:
    «Ведь меня что, Варенька, убивает? Не деньги меня убивают, а все эти тревоги житейские, все эти шепоты, улыбочки, шуточки».Иллюстрация к книге Гоголя “Шинель”Для него много значит мнение окружающих, под которое по собственной воле Девушкин вынужден подстраиваться даже в вопросах личной жизни:
    «…По мне все равно, хоть бы и в трескучий мороз без шинели и без сапогов ходить, я перетерплю и все вынесу… но что люди скажут? Враги-то мои, злые-то языки эти все что заговорят, когда без шинели пойдешь?».Прочитав повесть Гоголя, Девушкин чувствует себя раскрытым. Он понимает, как мелка его жизнь, и сам себе сочувствует, пытаясь оправдать выбранный образ жизни:
    «Прячешься иногда, прячешься, скрываешься в том, чем не взял, боишься нос подчас показать – куда бы там ни было, потому что пересуда трепещешь, потому что из всего, что ни есть на свете, из всего тебе пасквиль сработают, и вот уж вся гражданская и семейная жизнь твоя по литературе ходит, все напечатано, прочитано, осмеяно, пересужено!».

  6. Ananadar Ответить

    Оригинальность Достоевского была очевидна для многих современников писателя, но осознание этого выразилось не столько в разъяснении сущности явления, сколько в восторженных оценках: «новый Гоголь», «явление необыкновенное», «необыкновенно замечательное произведение», «явление нового необыкновенного таланта», «явление замечательное» и т. д. Эти оценки Белинского, Некрасова, И. Панаева, В. С. Шевырева и других не были апологией начинающего писателя — в их суждениях была и изрядная доля критики. Уже тогда появилось немало «общих мест» в объяснении «Бедных людей». Так, все отмечали «гуманистический пафос» первого романа Достоевского, правда, с разными нюансами: от «высоко гуманного идеала» до «филантропической тенденции», иногда низведенной до иллюстрации некоторых постулатов добродетели.
    Часто Достоевского пытались объяснить Гоголем, не видя большой разницы между гоголевской «Шинелью» и «Бедными людьми». Макара Девушкина оценивали теми же словами, как и Акакия Акакиевича Башмачкина: «ваш брат», «тоже человек».
    Общее, действительно, было, но им не объяснить степень оригинальности Достоевского в разработке традиционной к тому времени темы «маленького человека» в литературе. И тем более не объяснить знаменитые письма Макара Девушкина от 1 и 8 июля, его полемику по поводу «Станционного смотрителя» Пушкина и «Шинели» Гоголя, где выбор был не в пользу Гоголя — и отнюдь из-за «верноподданнической» и «охранительной» позиции героя романа, а вследствие неприятия Достоевским гоголевских принципов изображения человека. Лишь немногие видели в Достоевском ученика («подражателя») Гоголя. Гораздо более значительными были попытки В. Майкова и М. Бахтина противопоставлением Гоголя и Достоевского оттенить оригинальность дебютанта, что, впрочем, также не объясняет триумф «Бедных людей».
    О «Бедных людях» давно уже пишут так, что редкий читателя захочет перечитать первый роман Достоевского. На «Бедных людях» натерт такой «хрестоматийный глянец», что современный живой смысл романа просто теряется в общих словах об историко-литературном значении дебюта Достоевского, в «общих местах» о гуманизме автора в отношении к «маленькому человеку».
    Они верны, но не объясняют многого и, пожалуй, самого главного, что выразилось не в слове, а в поведении и эмоциях современников писателя: почему роман потряс многих читателей, в том числе таких искушенных, как Белинский, Некрасов, Григорович, Панаев, почему над романом рыдали Некрасов и Григорович и кое-кто из рецензентов, в чем они сознавались печатно.
    Это тем более примечательно, что сегодня «Бедные люди» мало кого так потрясают.
    Тут два возможных ответа: или роман утратил современный интерес (чему немало способствовал бы «хрестоматийный глянец»), или, напротив, современные читатели (а отчасти и писатели — почему писатели, об этом речь позже) утратили остроту эстетического переживания художественных открытий Достоевского в «Бедных людях».
    А они были: определяя «новое слово» Достоевского в «Бедных людях», наиболее проницательные критики говорили о «тайне художественности», об открытии «тайн жизни» и характеров, о явлении новой правды в искусстве.
    В чем же они?
    Обратившись к жанру эпистолярного романа, Достоевский ставил себя в заведомо невыгодное положение. Ему было необходимо, во-первых, преодолеть предубеждение нового читателя, для которого эпистолярный роман был архаическим жанром, и, во-вторых, разочаровать любителей эпистолярных романов, преподнеся им вопреки читательским ожиданиям роман без любви, «бедных людей» вместо изысканных героев жанра.
    Уже одно это создавало неожиданный художественный эффект. Впрочем, Достоевский не только преобразовал известный жанр. Он открыл читателю новую сферу романной действительности. До Достоевского русские читатели уже знали «Физиологию Петербурга» и «Петербургские вершины», имели представление о жизни простого петербургского люда и мелких чиновников.
    Открытие Достоевского М. Бахтин уподобил «коперниковскому перевороту», в котором точкой опоры этого переворота стало самосознание как художественная доминанта в построении образа героя /1/. Достоевский дал новую концепцию личности: он изобразил не только характеры своих героев, показал не только их психологию, он раскрыл их самосознание. Но если ограничиться этим тезисом М. Бахтина, то нет существенной разницы между принципами изображения героев первого и последнего романов Достоевского, даже между Макаром Девушкиным и Варенькой Доброселовой. Между тем эти различия есть, и они многое объясняют в триумфе Достоевского.
    Тургенев, по воспоминаниям А. Панаевой, попытался в эти дни сенсационного успеха Достоевского высмеять одну особенность утверждения «Бедных людей» в литературе — Макар Девушкин стал неслыханно знаменит: «Тургенев стал сочинять юмористические стихи на Девушкина, героя „Бедных людей“, будто тот написал благодарственные стихи Достоевскому, что он оповестил всю Россию об его существовании, и в стихах повторялось часто „маточка“» /2/. Эпиграмма Тургенева до нас не дошла, но и то, что рассказала Панаева, достаточно красноречиво: Тургенев иронизировал над несоответствием славы и культурного уровня героя.
    Это, действительно, один из парадоксов романа.
    Можно быть умнее и образованнее Макара Девушкина, как, к примеру, Чацкий. Онегин, Ленский, Печорин, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Можно быть безупречнее его, как, например, идеальная пушкинская Татьяна Ларина. Тем не менее в характере и в личности Макара Девушкина есть нечто, что делает его значительнее многих героев не только русской, но и мировой литературы.
    Варенька Доброселова, например, тоньше, образованнее, культурнее Макара Девушкина. В литературном творчестве они могли бы составить друг другу конкуренцию: Макар Девушкин — в своих письмах, Варенька Доброселова — в своих воспоминаниях. Некоторым современникам Достоевского, поклонникам изящного искусства, литературный дар Вареньки Доброселовой казался предпочтительнее писаний Макара Девушкина. Достоевского упрекали в том, что тот может писать иначе, чем Макар Девушкин, — изящнее, литературнее, художественнее. В определенной мере характер Вареньки Доброселовой сильнее характера Макара Девушкина: она без особых затруднений ставит героя в подчиненное, служебное положение.
    И все же в образе Макара Девушкина есть то, что отсутствует в образе Вареньки Доброселовой. В сюжете романа героиня задана и дана в определенной духовной сущности, она неизменна и в записках, и в первых письмах, и последних. В отличие от статичной героини Макар Девушкин меняется. Маленький, тихий, скромный, забитый и униженный, он преображается — и преображается духовно.
    Это постепенный процесс, в котором ключевую роль играет литература. Не та, которую читает Макар Девушкин (а он в отличие от Вареньки Доброселовой способен увлечься и невзыскательными писаниями Ратазяева, повестями «Итальянские страсти», «Ермак и Зюлейка»). И даже не «Повести Белкина» Пушкина и не «Шинель» Гоголя, которые он получил от Вареньки Доброселовой.
    Его преображает та литература, которую Макар Девушкин творит сам. На глазах читателя недалекий переписчик превращается в писателя, причем в настоящего писателя, для которого сочинение «дружеских писем» становится в конце концов насущной духовной потребностью героя, который в слове сознает себя и мир, который неожиданно замечает, что у него «слог становится», который в слове обретает творческое всесилие над сказанным и утаенным.
    Особенно выразительно эта идея проведена в последнем письме героя — письме без адреса и даты, которое он просто не мог не написать. Это последнее письмо Макара Девушкина завершает роман апофеозом творчества, становится своеобразным актом превращения Макара Девушкина в литератора. Тургенев не зря язвил над возможным превращением Макара Девушкина в стихотворца, вложив в его уста свою эпиграмму: в романе он уже стал прозаиком.
    Мы часто слышали и слышим: человек — вселенная, духовный мир человека подобен космосу. Духовный мир Макара Девушкина может быть уподоблен стремительно расширяющейся вселенной. Он не ограничен ни в своем интеллектуальном развитии, ни в своей духовности, ни в своей человечности. Потенциал личности Макара Девушкина безграничен. Это преображение героя происходит вопреки его прошлому, его воспитанию, происхождению, среде, вопреки социальной униженности и культурной обделенности героя. Макар Девушкин не только и не столько начинает чувствовать и мыслить, как лучшие из лучших, сколько понимает то, что дано и открывается только ему одному. Конечно, это один принципов христианской антропологии.
    Поздние герои Достоевского затмили героя его первого романа. Между тем, мало кто из героев Достоевского может сравниться с Макаром Девушкиным по интенсивности духовного развития. В какой-то мере эта модель развития представлена в подпольном парадоксалисте («Записки из подполья»), в Аркадии Долгоруком («Подросток»), в закладчике «Кроткой», но по сравнению с «Бедными людьми» она дана в редуцированном виде. Наиболее полно этот тип сюжета воплощен в рассказе «Сон смешного человека» — в преображении «смешного человека» в бесстрашного пророка, возвестившего миру истину, — с той лишь, правда, существенной разницей, что в рассказе преображение героя дано как сновидческий процесс, в романе — жизненный, бытийный. Многие поздние герои-идеологи превосходят Макара Девушкина по культурному уровню, но мало кто по энергии духовного становления.
    Макар Девушкин был действительно открытием Достоевского, потрясающим привычные вкусы читателя. Вопреки тому, что Макар Девушкин может раздражать (как, например, речевая манера героя раздражала первых читателей «Бедных людей»), вопреки тому, что он становился удобной и уязвимой мишенью остроумных насмешек в эпиграмматическом творчестве Тургенева, вопреки позднему разочарованию Белинского и Некрасова в Достоевском-“гении” в целом и в «Бедных людях» и Макаре Девушкине, в частности, рядом с Макаром Девушкиным мало кого можно поставить в русской литературе по духовному потенциалу личности, по глубине и, можно сказать, по глобальности мировосприятия героя, по стремительности его духовного взлета.
    «Маленький человек» оказался «большим». Уникальна динамика развертывания духовного величия «маленького человека» (да и само понятие «маленький человек» меньше всего подходит любым героям Достоевского — у них нет «предела», «потолка»). В конце концов Макар Девушкин оказался достойным героем эпистолярного романа, который помимо прочего должен бы быть примером «воспитания чувств».
    Макар Девушкин был первым откровением «великой идеи» Достоевского — идеи «восстановления человека», духовного воскрешения забитых и бедных людей, униженных и оскорбленных.
    Более того, несмотря на явный «хрестоматийный глянец» и кажущуюся историчность содержания романа, в недавней и тем более современной литературе рядом с Макаром Девушкиным поставить некого. Иван Африканович из «Привычного дела» В. Белова и старухи из повестей В. Распутина были все-таки развитием адаптированной Тургеневым, хотя и открытой в «Бедных людях» концепции человека, причем в ее руссоистской, а точнее — в просветительской трактовке. По сути дела, были восприняты уроки тургеневского «Хоря и Калиныча» — уроки «Бедных людей» еще не пройдены русской прозой.
    _____________
    Примечания
    1. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979. — С. 56.2. Панаева А. Я. Воспоминания. — М.; Художественная литература, 1972. — С. 144—145.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *