Что общего у катерины с молодыми героями драмы и чем она от них отличается?

11 ответов на вопрос “Что общего у катерины с молодыми героями драмы и чем она от них отличается?”

  1. vfdvfd Ответить

    А.Н. ОСТРОВСКИЙ
    1. Обращение А.Н. Островского к миру купечества позволяло воссоздавать картины, имеющие общенациональное звучание благодаря глубокому знанию реальной действительности, которым обладал писатель. В образах купечества Островский видел средоточие народной жизни. Детские годы, проведенные в Замоскворечье, непродолжительная учеба в Московском университете и служба в Московском совестном суде помогли будущему писателю накопить богатый материал о русской жизни, цельной русской натуре.
    2. Драма «Гроза» была создана после путешествия А.Н. Островского по Волге. Наблюдательность и повышенное внимание К’ окружающей действительности позволили драматургу подметить нарождающийся конфликт между патриархальными устоями купеческой среды и свободолюбием нового поколения. В образе города Калинова нашли свое воплощение черты жизни таких приволжских городов, как Кострома, Кинешма, Тверь, Торжок. Отраженная на страницах произведения Островского ситуация была типичной, как типичными были и конфликт, и характеры героев. Подтверждением этого явилась ставшая известной уже после написания пьесы история костромской мещанки Александры Клыковой, бросившейся в Волгу из-за деспотизма свекрови. Несоответствие временных рамок написания драмы и трагической истории семейства Клыковых, якобы положенной Островским в основу своей драмы, лишь доказывает авторскую прозорливость.
    3. Сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи проявляют себя в отношении этих персонажей к другим действующим лицам. Их сила заключена в капиталах, которыми они безраздельно владеют (Дикой) и в подавлении любого намека на неповиновение в собственной семье (Кабаниха). Однако их уверенность в себе заканчивается там, где заканчивается их власть. «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!» — говорит о своем дяде Борис. Проявляется слабость самодурства и в тех редчайших моментах, когда Дикой или Кабаниха сталкиваются с людьми, на стороне которых-нравственный закон» В таких ситуациях не спасает даже ханжество, и слабость самодурства становится очевидной: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги ему кланялся…»
    4. Песню «Среди долины ровныя», звучащую из уст Кулигина в самом начале пьесы, можно считать эпиграфом ко всему драматическому произведению, т. к. в ней заявляется основная идея «Грозы»: красота, внутреннее благородство и духовность, как правило, обречены на одиночество и неприкаянность в окружающем мире.
    Среди долины ровныя.
    На гладкой высоте
    Цветет, растет высокий дуб
    В могучей красоте.
    Высокий дуб, развесистый.
    Один у всех в глазах;
    Один, один, бедняжечка,
    Как рекрут на часах.
    Даже могучему дубу в песне необходимо заботиться о ком-то и самому получать защиту от ударов судьбы, от природной стихии:
    Взойдет ли красно солнышко, —
    Кого под тень принять?
    Ударит ли погодушка, —
    Кто будет защищать?
    Соотнесенность же этого образа с героиней пьесы Островского «Гроза» делает Катерину еще более хрупкой и одинокой.
    Ни сосенки кудрявыя,
    Ни ивки вкруг него;
    Ни кустики зеленые
    Не вьются вкруг него.
    В песне лирический герой ведет жизнь один, без подруженьки. В драме Островского формально у Катерины есть супруг, есть даже возлюбленный, но это не спасает от одиночества: нет самого главного, что роднит людей, — понимания, заботы.
    Ах, скучно одинокому
    И дереву расти!
    Ах, горько, горько молодцу
    Без милой жизнь вести!
    И «золотая клетка» не может удержать Катерину своим богатством и достатком: любовь и свобода оказываются дороже серебра и злата. Ту же тему развивает в очередном своем куплете лирическая песня:
    Есть много сребра, золота:
    Кого им подарить?
    Есть много славы, почестей:
    Но с кем их разделить?
    Одиночество среди людей, пожалуй, одно из самых страшных испытаний как для лирического героя песни, так и для Катерины Кабановой (вспомним ее прогулки с мужем и свекровью по бульвару):
    Встречаюсь ли с знакомыми:
    Поклон — да был таков;
    Встречаюсь ли с пригожими:
    Поклон — да пара слов.
    Даже самые близкие люди остаются таковыми только до определенного момента, когда невзгоды и испытания проверяют дружеские чувства на прочность:
    Одних я сам чуждаюся,
    Другой бежит меня.
    Все други, все приятели
    До черного лишь дня!
    Не способны прийти на помощь Катерине ни Варвара, ни Борис, казалось бы, самые доверенные люди. В самые тяжелые для героини дни она остается со своим горем один на один, как и лирический персонаж песни:
    Где ж сердцем отдохнуть могу,
    Когда гроза взойдет?
    Друг нежный спит в сырой земле,
    На помощь не придет.
    Ни роду нет, ни племени
    В чужой мне стороне;
    Не ластится любезная
    Подруженька ко мне!
    Если не удается найти родственную душу среди друзей и родных, то, вероятно, покой и гармонию возможно обрести в заботе о детях? Практически перекликаются слова Катерины, мечтающей о детях и счастье материнства, с несбывшимися грезами, звучащими в очередном куплете:
    Не плачется от радости
    Старик, глядя на нас,
    Не вьются вкруг малюточки.
    Тихохонько резвясь.
    Ни за какие материальные блага невозможно купить человеческую душу, подчинить свободную волю героя, для которого вечными и неизменными превыше всего остаются нравственные ценности: Возьмите же все золото,
    Все почести назад, —
    Мне Родину, мне милую,
    Мне милой дайте взгляд!
    Такой же выбор делает и героиня драмы А.Н. Островского Катерина Кабанова.
    5. В речи практически всех героев пьесы Островского «Гроза» представлена фольклорная стихия, которая реализует себя в самых различных жанрах:
    Кулигин: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…» (присказка из народных сказок).
    Катерина: «… отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» (мотив сравнения с птицей часто встречается в народных песнях).
    «Ах, беда моя, беда! Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» (причитания — особый жанр фольклора).
    Феклуша: «А то есть еще земля, где люди с песьими головами» (в народных сказаниях изменники родины превращались в существа с собачьими головами).
    Кабанова: «Дальние проводы — лишние слезы» (пословица).
    Кудряш: «Как донской-то казак, казак вел коня поить…», «Гуляй, млада, до поры…» (русские народные песни).
    Варвара: «За рекою, за быстрою, мой Ваня гуляет…» (русская народная песня).
    Причиной столь широкого использования фольклорных элементов является тот факт, что жизнь купечества и простого народа в приволжском городке тесно связана с народной традицией, отражающейся и долгое время сохраняющейся в речи в виде пословиц, песен, устойчивых образов.
    Религиозные переживания Катерины
    Религиозная атмосфера в мире Диких и Кабановых
    Действие 1, явление 7:
    «… у нас полон дом был странниц и богомолок. А придем из церкви… странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. /…/ Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!»
    «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было».
    Действие 1, явление 8:
    « …Что смеетесь! Не радуйтесь! Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой, Вон, вон куда красота-то ведет!» (Барыня)
    Действие 2, явление 1:
    «Глаша: …Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье, а вы все ссоритесь да перекоряетесь. Греха-то вы не боитесь.
    Феклуша: Нельзя, матушка, без грехa: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг смущает, ак нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцять приставлено; вот и надобно их всех побороть».
    Действие 3, явление 1:
    «Феклуша: …А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то своей невидимо и подберет.
    «…в солнечный день из купола такой светлый
    От того-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко. /…/Авот умные люди замечают, чгоу нас и время-то короче становится. Бывало, лето или зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, коща кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается».
    Действие 4, явление 6: «Что прячешься? Нечего пря
    столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно
    таться! Видно, боишься: умирать-то не хочется! Пажить
    облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этомстол-
    хочется! Как не хотеться! — видишь, какая красавица.
    бе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью
    Ха-ха-ха! Красота! А ты молись Богу, чтоб отнял красо
    встану — у нас тоже везде лампадки горели — да
    ту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь,
    где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано ут
    людей соблазнишь, вот тоща и радуйся красоте-то сво
    ром в сад уйду, еще только солнышко восходит,
    ей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на
    упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о
    поединки выходят, шпагами колют друг друга. Весело! Окрики старые, благочестивые об смерти забывают, со
    чем молюсь и о чем плачу… И об чем я молилась
    тоща, чего просила, не знаю; ничего мне не надоб
    блазняются на красогу-то! А кто отвечать будет? За все
    но, всего у меня было довольно. А сны какие… Или
    тебе отвечать придется. В омут лучше с красотой-то! Да
    храмы золотые, или сады какие-то необыкновен
    скорей, скорей! /…/ От Бога-то не уйдешь! Все в огне го
    ные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом
    реть будете в неугасимом!»
    пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишут».
    Резко противопоставляются друг другу одухотворенная религиозность Катерины и нетерпимая догматичность, довлеющая над человеком в мире Кабановых и Диких. Все православные обычаи и ритуалы, которых так строго придерживается Кабаниха, превратились в неживые, оторванные от реальной жизни, бессодержательные формальности. Да и сама религиозность «темного царства» мрачная и гнетущая, с постоянно насаждаемым страхом смерти. Иного рода религиозность Катерины. Для этой героини обряд не мыслим вне его содержания. Именно внутренняя сторона религии — поэтический экстаз и чувство нравственной ответственности — привлекают девушку. Религиозность Катерины несет в себе творческое, вечно живое начало православной культуры.
    7. Народные основы характера Катерины прослеживаются в соединении в ее образе языческих и православных традиций славян:
    А. Связь с языческими традициями славян, которые часто искали защиты у сил природы, отражается в образе Катерины в следующих положениях:
    1) В пьесе звучит мотив полета свободной птицы, которая стремится на волю. Монолог Катерины «Отчего люди не летают!» сопоставим с плачем Ярославны в «Слове о полку Игореве». И в том, и в другом произведении присутствуют символические образы птиц, традиционные для устного народного творчества.
    2) Связь Катерины с языческими основами прослеживается и в ее особом отношении к солнцу: «Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» Мифология славян трактовала рай как владения Бога Солнца.
    3) Силы природы являются для Катерины ее спасителями, и здесь особую роль играет река. Часто в народных сказках и песнях присутствует обращение героя к водной стихии. О Волге говорит героиня в 1-м действии, когда мечтает о воле: «… кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями…» Волга же становится избавительницей Катерины от ее непереносимых мучений.
    4)
    А. Представления о бессмертии человека, который превращается после своей кончины в часть природы заимствуется из языческой мифологии: «В могиле лучше… Под деревцем могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие…»
    Б. Как в народном сознании рядом с языческими традициями уживаются традиции православные, так и в душе Катерины находит место это объединение:
    1) Искренняя вера рождает в душе героини доброе и светлое отношение к жизни, что особенно ярко иллюстрирует монолог Катерины о времени ее пребывания в родительском доме.
    2) В православных традициях формируется нравственность героини. Катерина боится греха и пытается всячески его избежать, когда же ей э!го не удается, единственным способом облегчить душу она избирает принародное покаяние: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…».
    8. Трактовка образа Катерины в устах критика революционера-демократа предстает довольно спорной. Отмеченная Добролюбовым «сосредоточенная решительность» героини иллюстрирует объективную сторону оценки образа: «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе…». Критик также отмечает, что «это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный». Однако в статье «Луч света в темном царстве» есть и некоторая односторонность оценки: критик увидел в Катерине лишь «натуру», а не человеческую душу, ранимую, поэтичную, стремящуюся на волю из тисков ханжества и самодурства. Добролюбов не сумел также провести границу между религиозностью Катерины и религиозностью «темного царства».
    9. Действие 3, сцена вторая, явление 3.
    Борис. Кабы вы знали, Катерина Петровна, как я
    люблю вас!
    Катерина. Не трогай, не трогай меня! Ах, ах!
    Борис. Не сердитесь! ‘
    К атерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.
    Борис. Не гоните меня!
    Катерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски, до гробовой доски…
    /…/
    Катерина. Загубил, загубил, загубил!
    Борис. Сохрани меня Бог! Пусть лучше я сам погибну!
    Катерина. Ну, как же ты не загубил меня,, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.    ‘
    Борис. Ваша воля была на то.
    /…/
    Катерина. Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!
    Борис. Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?
    К атерина. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.
    Борис. Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…
    Катерина. Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я!..
    Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!
    /•••/
    Борис. Надолго ли муж-то уехал?
    Катерина. На две недели. .
    Б о р и с. О, так, мы погуляем! Время-то довольно.
    К атерина. Погуляем. А там… как запрут на замок, вот смерть! А не запрут на замок, так уж найду случай повидаться с тобой!
    Действие 5. явление 3.
    Катерина. /…/ Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила.
    Борис. Полно, что ты! Что ты!
    Катерина. Ну, как же ты? Теперь-то ты как?
    Борис. Еду.
    Катерина. Куда едешь?
    Борис. Далеко, Катя, в Сибирь.
    Катерина. Возьми меня с собой отсюда!
    Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом-то тем проститься, где мы с тобой виделись.
    К атерина. Поезжай с Богом! Не тужи обо мне. Сначала только разве скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь.
    Борис. Что обо мне-то толковать! Я — вольная птица. Ты-то как? Что свекровь-то?
    Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза. На каждом слове все тобой попрекают.
    Б о р и с. А муж-то?
    Катерина. То ласков, то сердится, да пьет все. Да постыл он мне, постыл, ласка-то его мне хуже побоев.
    Борис. Тяжело тебе. Катя?
    К атерина. Уж так тяжело. Так тяжело, что умереть легче!
    Борис. Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!
    Катерина. На беду я увидела тебя. Радости видела мало. А горя-то, горя-то что! Да еще впереди-то. сколько! Ну. Да что думать о том, что будет! Вот я теперь тебя видела, этого они у меня не отнимут: а больше мне ничего не надо. Только ведь мне и нужно было увидать тебя. Вот мне теперь гораздо легче сделалось; точно гора с плеч свалилась. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня…
    Борис. Что ты, что ты!
    Катерина. Да нет, все не то я говорю; не то я хотела сказать! Скучно мне было по тебе, вот что, ну, вот я тебя увидала…
    Б о р и с. Не застали б нас здесь!
    К атерина. Постой, постой! Что-то я тебе хотела сказать… Вот забыла! Что-то нужно было сказать! В голо- ве-то все путается, не вспомню ничего.
    Борис. Время мне, Катя!
    /…/
    Борис. Катя, нехорошо что-то! Не задумала ли ты чего? Измучусь я дорогой-то, думавши о тебе.
    Катерина. Ничего, ничего. Поезжай с Богом! /…/
    Борис. Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго! Прощай!
    Реплики Бориса раскрывают его нравственный облик и не оставляют никаких сомнений в отрицательном ответе на вопрос: «Можно ли считать Бориса достойным избранником Катерины?». С самых первых реплик герой малодушно снимает с себя всякую ответственность за происходящее, говоря Катерине, что это ее выбор и желание. Для Бориса встречи с Катериной изначально носят временный и исключительно увеселительный характер: «О, так мы погуляем! Время-то довольно». Немногим лучше ведет себя герой и в финальной сцене встречи с Катериной. Не психологическое состояние возлюбленной и не переживания за ее судьбу волнуют Бориса, а эгоистичный страх, что их могут увидеть. Нравственные качества героя в этих сценах вызывают большие сомнения, особенно ярко контрастируя с заботой Катерины о будущем любимого. Оставляя Катерину одну, Борис понимает, на какие муки он ее обрекает, и, жалея, просит для нее у Бога смерти. Безответственность, трусость и эгоизм персонажа не позволяют считать его достойным избранником Катерины.
    10. Катерину роднит с молодыми героями драмы угнетенное положение, в котором все они находятся. С образом Кудряша Катерину связывает и глубокое народное начало. Но есть и существенные различия между этими персонажами. Деспотизм и самодурство Кабанихи и Дикого отравляют жизнь всем, кто так или иначе находятся в их власти, и каждый представитель молодого поколения находит в мире «темного царства» свою «отдушину»: Тихон — пьет, Варвара — гуляет по ночам, Кудряш — бесшабашно озорничает, Борис — влюбляется в Катерину. Никто из них не решается выступить открыто против власти Кабановой и Дикого. Их главный принцип озвучивает Варвара: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Искренность Катерины, ее неумение лгать и приспосабливаться, стремление к свободе любой ценой отличает эту героиню от других персонажей молодого поколения, которых характеризуют нравственная слепота и малодушие.
    11.
    Катерина
    Варвара
    1. «Отчего люди не летают!»
    2. «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? /…/ Сил моих не хватает. Куда мне деваться: я от тоски что-нибудь сделаю над собой!»
    3. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
    4. (реакция на слова Барыни) «Ах, как она меня испугала! Я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь».
    1. «Я не понимаю, что ты говоришь».
    2.  «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!»
    3. «Ты какая-то мудреная. Бог с тобой! А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
    4. (реакция на слова Барыни) «Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит. Она всем так пророчит. Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то и боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает».
    5. Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне. Мне гулять пора».
    Продолжение таблицы
    Катерина
    Варвара
    5. «Кабы я маленькая умерла, лучше было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бц невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летела бы с василька на василек по ветру, как бабочка. А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня Богу помолят.
    Особенностью драматического произведения является раскрытие характера персонажа, осуществляющееся через речь героя. Сопоставление реплик героинь пьесы Островского «Гроза» позволяет сделать выводы относительно индивидуальных черт Катерины и Варвары. Поэтическая душа Кати, которая особенно ярко раскрывается в ее монологе «Отчего люди не летают…», контрастирует с прозаической репликой Варвары, лишенной какой бы то ни было лиричности, романтики. Мысли о грешной любви к Борису гнетут Катерину, не дают ей покоя, и она пытается противостоять искушению. Иной характер у Варвары. Стоит ли мучить себя, если все равно никто не пожалеет? Не вера определяет поступки Варвары, а ее собственные желания. Катю страшат муки собственной совести, для Варвары такой проблемы не существует, т. к. ее нравственные понятия формировались в доме Кабанихи, где ханжество изуродовало внутренний мир девушки. Набожность Катюши усугубляет ее переживания, она доверчиво внимает словам Барыни и воспринимает их как пророчество, в очередной раз предчувствуя трагическую развязку. Варвара не воспринимает устрашающие слова Барыни как серьезное предупреждение, ее прозаическое отношение к жизни сразу определяет причину, по которой Барыня запугивает всех. Такие «пустяки», как стремление помочь бедным и забота о собственной душе, не особенно беспокоят Варвару, но становятся определяющими в характере Катерины. Как видно из приведенных примеров, через реплики героинь, относящихся к одной проблеме, можно сделать вывод о различиях характеров и особенностях мировосприятия Катерины и Варвары.
    12. Молодые силы в лице Тихона, Варвары, Кудряша и Катерины восстают против самодурства и ханжества Кабанихи и Дикого, которые тоже чувствуют изменения: «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться-то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». За спиной матери, еще не смея выступить открыто, но уже не имея сил быть покорной, «протестует» Варвара: тайно по ночам гуляет она с Кудряшом. Разудалый Кудряш постоянно вступает в споры с Диким, не сильно пугаясь гнева последнего: «Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею». Гибель Катерины провоцирует других героев на более серьезные поступки и предрекает тем самым гибель устоям «темного царства». Безропотный и трусливый Тихон в финале драмы почти бунтует против деспотизма матери, обвиняя ее в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…». Вместе с Кудряшом убегает из дома Варвара, окончательно выходя из-под власти Кабанихи.
    13. Трагический характер конфликта в пьесе Островского «Гроза» может быть раскрыт на основе противостояния нравственных традиций народной жизни и домостроевской культуры, за. которыми скрывается историческое противостояние народного и государственного начал.
    14. Не без оговорок, которые касаются оценки, данной критиком внутреннему миру героини, трактовка образа Катерины в статье Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» видится нам более объективной, нежели резкая оценка, данная центральному персонажу Д.И. Писаревым. Постоянные метания Катерины, о которых упоминает Писарев, есть не что иное, как результат смятения, вызванного стремлением Вырваться из-под гнета Кабанихи и муками совести. Нельзя согласиться и с выводом, который делает Писарев о самоубийстве Катерины. Не «глупое средство», а решительный протест являет собой поступок героини, подтверждение бунтарскому началу звучит в последнем монологе героини: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо!
    И люди мне противны! Не пойду туда! Нет, нет, нет, не пойду…».
    15. «Весенняя сказка» раскрывает перед читателем представление драматурга об идеальном мире, где не будет места власти денег, эгоизму, жестокости. Светлые, поэтические строки русской жизни, нашедшие свое отражение в творчестве А.Н. Островского второй половины XIX в., продолжают развиваться в образе Снегурочки, жертвенная любовь которой спасает мир берендеев. Островский обращается к миру сказки. Пьеса создается на основе использования различных фольклорных жанров. Сам стиль произведения строится на речи, свойственной устному народному творчеству, где обилие эпитетов-приложений создает неповторимые образы:
    Товарищи: сороки-белобоки,
    Веселые болтушки-щекотуньи,
    Угрюмые грачи, и жаворонки,
    Певцы полей, глашатаи весны,
    И ты, журавль, с своей подругой цаплей,
    Красавицы-лебедушки, и гуси
    Крикливые, и утки-хлопотуньи,
    И мелкие пичужки, — вы озябли?
    Здесь можно встретить жанр лирической народной песни, с типичными для нее припевами и повторами:
    Земляничка-ягодка
    Под кусточком выросла;
    Сиротинка-девушка
    На горе родилася.
    Ладо, мое Ладо!
    Земляничка-ягодка
    Без пригреву вызрела,
    Сиротинка-девушка
    Без призору выросла.
    Ладо, мое Ладо!
    Заговоры и заклинания, широко используемые в устном народном творчестве, находят свое отражение в пьесе «Снегурочка». Так, например, художественно воспроизведен в пьесе «Снегурочка* обряд «проводов масленицы», включающий в себя заклинание. Сначала хор крестьян-берендеев грустно прощался с масленицей и уговаривал ее «воротиться»:
    Воротись, масленица, воротися,
    Воротися хоть на три денечка!
    Однако затем тот же хор обращается к ней уже со словами:
    Масленица-мокрохвостка!
    Поезжай долой с двора,
    Отошла твоя пора!
    У нас с гор потоки,
    Заиграй овражки,
    Выверни оглобли,
    Налаживай соху!
    Да и финальный хор берендеев полностью соответствует фольклорной традиции язычества воспевать природные стихии:
    Даруй, бог света.
    Теплое лето.
    Красное Солнце наше!
    Нет тебя в мире краше.
    Краснопогодное,
    Лето хлебородное.
    Красное солнце наше!
    Нет тебя в мире краше.
    16. Общее между образами Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой.
    1) Жизнь обеих героинь протекает в провинциальных городках на берегах Волги.
    2) Мечтательность и романтичность натур обеих героинь.
    3) Безуспешная попытка смириться с положением. (Катерина признается в содеянном мужу и терпит попреки свекрови. Лариса сознательно собирается замуж за Карандышева, хотя и не любит его.)
    Различия между образами Катерины и Ларисы.
    1) Характер Катерины был сформирован на основе народных традиций, глубокой веры, фольклорных образов, что отразилось на силе внутреннего мира героини. В характере Ларисы такой тесной связи с народной основой нет.
    2) Сила характера и бунтующее начало. У Катерины более сильный характер, способный вырваться из «темного царства» ценой собственной жизни. Лариса же, хотя и пробует броситься в Волгу, не способна совершить такой поступок: «Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил».
    3) Эстетическое развитие героинь. Лариса более развита и образована в сравнении с Катериной: Огудалова поет, играет на фортепиано и гитаре.
    4) Нравы общества, в котором живут героини: ханжество и самодурство города Калинова подавляют личную свободу Катерины, власть денег предает поруганию красоту Ларисы.
    17. Чистота внутреннего мира и доверчивость героини позволяют оправдать то, что она жестоко обманывается в окружающих ее людях. Стремление видеть в других достоинства и не обращать особого внимания на недостатки мешает Ларисе объективно оценить того или другого человека.
    18. Мечтательная натура Ларисы идеализировала и характер Паратова, и характер Карандышева. Сергей Сергеевич — человек широкой души, умеющий ценить талант, хорошо разбирающийся в людях, натура сильная и даже властная. Однако за этими качествами Лариса не замечает в своем возлюбленном свойственный ему холодный расчет и жестокосердие. Когда необходимо сделать выбор между безбедным будущим и чувством к бесприданнице, Паратов, практически не колеблясь, выбирает первое.
    За милой неуклюжестью и детской ранимостью Карандышева скрывается не менее страшная натура. Тщеславие собственника, мнящего себя имеющим власть над красотой и талантом, и зависть прослеживаются в образе героя в сцене званого обеда.
    Сложность характеров и излишняя идеализация их героиней привела Ларису к трагическому финалу.
    19. В самом названии пьесы — «Бесприданница» — звучит социальная тема: власть денег решает судьбу человека. Отсутствие приданого у поэтичной, искренней и возвышенной Ларисы Огудаловой обрекает ее на гибель.
    20. Противоречивость личности Ларисы ярко проявляется в финальных частях пьесы. В этих сценах отражаются те перемены, которые происходят с героиней под влиянием горького разочарования. Ларисе открывается ложность того идеала, за который она готова была пожертвовать чем угодно. В монологах и диалогах с другими героями Лариса непоследовательна, мечется в поисках спасительного решения: «Я давеча смотрела вниз через решетку, у меня закружилась голова, и я чуть не упала. А если упасть, так, говорят… верная смерть! Вот хорошо бы броситься! Нет, зачем бросаться!..» Только что героиня мечтает о болезни и смерти как избавлении и уже через небольшой промежуток времени, не найдя в себе силы покончить с собой, принимает решение стать содержанкой: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя… я вещь! /…/ Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину». Доведенная до отчаяния, она пытается изменить себе, приспособиться к «новым правилам» жизни: «Я не виновата, я искала любви и не нашла… ее нет на свете… нечего и искать. Я не нашла любви, так буду искать золота».    –
    Лариса не может найти в себе силы и, как Катерина Кабанова, покончить с собой. Она пытается перегнуться через решетку, но страх сковывает ее: «Расстаться с жизнью совсем не так просто, как я думала. Вот и нет сил! Вот я какая несчастная! А ведь есть люди, для которых это легко. Видно, уж тем совсем жить нельзя, их ничто не прельщает, им ничто не мило, ничего не жалко. Ах, что я!.. Да ведь и мне ничто не мило, и мне жить нельзя, и мне жить незачем! /…/ Просто решимости не имею. Жалкая слабость: жить, хоть как-нибудь, да жить… когда нельзя жить и не нужно. Какая я жалкая, несчастная. Кабы теперь меня убил кто-нибудь…» Причины этой нерешительности кроются в особенностях характера героини, которая, в отличие от Катерины, не имеет уже таких тесных связей с народной традицией, не обладает таким цельным и сильным характером, способным противостоять ударам судьбы. Внутренний мир Ларисы более хрупкий и беззащитный. Чтобы решиться на самоубийство, нужны силы, которых у Ларисы не оказывается, вот почему выстрел Карандышева она воспринимает как благодеяние.
    21.Своеобразие драматургии А.Н. Островского заключается в ее эпическом начале.
    1) Сюжеты драматических произведений Островского отличаются простотой и естественностью, где через изображение быта иллюстрируются частные формы жизни. Начальная реплика в пьесе является ответом на вопрос, который зрители’не слышат, такое неожиданное начало сразу погружает зрителя в реальность происходящего.
    2) Конфликт не разрешается в рамках пьесы, не развязывает всех жизненных коллизий.
    3) Развязка драматических произведений имеет относительный характер, что делает финал открытым.
    4) В пьесах Островского комическое и трагическое переплетаются друг с другом, такой прием используется автором с целью реалистичного отражения потока жизни.
    5) Особое внимание уделяет автор развитию любовной коллизии, которая, по мнению драматурга, всегда в той или иной мере отражает нравственное состояние общества.
    6) Островский создает галерею женских образов, обладающих богатым внутренним миром.
    7) Особый, афористичный язык драматических произведений Островского.
    

  2. xCerfalx Ответить

    2. Составьте цитат­ный план оценки Обломова и обломовщины в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?».
    3. Познакомьтесь со статьёю Дружинина ««Обломов» роман И. А. Гончарова». Сопоставьте добролюбовскую и дружининскую трактовки романа и сформулируйте ваше к ним отношение.
    4. Можно ли считать Обломова «лишним человеком» (подкрепите ваш ответ конкрет­ными сопоставлениями Обломова с Онегиным и Печориным)?
    5. Сравните описание кабинета Обломова с описанием кабинета Мани­лова в гоголевских «Мёртвых душах» и покажите, в чём близки и чем отличаются друг от друга творческие манеры Гоголя и Гончарова.
    6. Рассмотрите историю взаимоотношений Обломова с его халатом и туфлями. Покажите, какую роль играют в романе эти художественные детали.
    7. Проанализируйте внутренние монологи Обломова и попытайтесь определить их роль в раскрытии характера героя.
    8. Перечитайте русскую народную былину «Исцеление Ильи Муромца». Найдите в подтексте 2 и 3 главок первой части романа «Обломов» скрытую параллель с этой былиной.
    9. Перечитайте диалог Обломова со Штольцем (часть вторая, гл. 4) и сформулируйте своё отношение к центральной антитезе романа «Обломов – Штольц».
    10. Чем отличается любовь Ольги к Обломову от любви к нему Агафьи Матвеевны Пшеницыной?
    11. Какое художественное разрешение получили проблемы, поставленные Гончаровым «Обломове», в заключительном романе трилогии «Обрыв»?
    Вопросы и задания по творчеству Островского на базовом и профильном уровне:
    I. Продумайте развернутый ответ на вопрос: «Почему, обращаясь к миру купечества, Островский мог создавать пье­сы, имеющие общенациональное звучание?» При подготовке обратите внимание на детские и юношеские годы Островского, на фак­ты его биографии, оказавшие решающее влияние на формирование его таланта.
    2. Подготовьте рассказ на тему «В чём сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи».
    3. Почему песню Кулигина «Среди долины ровныя» можно считать эпиграфом к «Грозе» (проанализируйте полный текст этой песни на слова поэта А. Ф. Мерзлякова)?
    4. Подтвер­дите собственными примерами из текста, как в речи всех героев «Гро­зы» проявляется фольклорная стихия, и объясните причину этого.
    5. Со­поставьте религиозные переживания Катерины (монологи героини в I действии, явл. 7) с религиозной атмосферой в мире Диких и Кабано­вых (I действие, явл. 8; II действие, явл. 1; III действие, явл. 1; IV действие, явл. 6) и объясните религиозные корни основного конфликта.
    6. Подго­товьте рассказ о народных основах характера Катерины, используя учебник и подыскивая собственные примеры из текста пьесы.
    7. Проследите по тексту все эпизоды общения Катерины с Борисом и подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли счи­тать Бориса достойным избранником Катерины?»
    8. Что общего у Ка­терины с молодыми героями драмы (Варварой, Кудряшом, Тихоном, Борисом) и чем она от них отличается?
    9. Сопоставьте речь Катерины с речью Варвары и подготовьте ответ на вопрос: «Как через речевую ха­рактеристику героинь Островский раскрывает их индивидуальность?»
    10. Что тревожит Кабаниху и Дикого в поведении молодых людей под­властного им города Калинова (подготовьте развернутый ответ с приме­рами из текста драмы)?
    11. Докажите, что конфликт в «Грозе» имеет трагический характер.
    Дополнительные вопросы и задания по творчеству Островского на профильном уровне:
    1. Дайте характеристику творческой истории драмы Остров­ского «Гроза».
    2. Почему жанр «Грозы» часто определяется как «русская трагедия»? Что отличает драматургию Островского от классической западноевропейской драмы?
    3. Определите ваше отношение к добролюбовской трактовке Катерины, подтверждая свою точку зре­ния анализом ключевых эпизодов «Грозы».
    4. Моё отношение к оценке творчества Островского Аполлоном Григорьевым.
    5. Почему Островский назвал свою комедию «Лес»? В чём художественно-символический смысл такого названия?
    6. Проанализируйте монолог Аркашки Счастливцева о жизни в доме богатого дядюшки. Что отличает духовный мир артистов от других героев комедии?
    7. Почему именно актёры делают возможной счастливую развязку в комедии Островского?
    8. Как вы понимаете слова Несчастливцева: «Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы»? Покажите на конкретных примерах из текста комедии, что поведение многих её героев проникнуто пошловатой «театральностью».
    9. В чём слабость той человечности, которую пытаются утвердить актёры? Как судьба Аксюши, героини с «горячим сердцем», оттеняет и проясняет эту слабость?
    10. Подготовьте сообщение на тему: «Что сближает и отлича­ет Ларису в «Бесприданнице» от Катерины Кабановой». Аргументируй­те основные положения своего рассказа конкретным анализом эпизодов из «Грозы» и «Бесприданницы».
    11. Подумайте над вопросом: «Можно ли оправдать Ларису Огудалову в том, что она так жестоко обманыва­ется в людях?»
    12. Дайте оценку сложным характерам Паратова и Карандышева: чем могли увлечь эти герои Ларису и чего в них она не за­мечала?
    13. Как вы понимаете смысл названия драмы «Бесприданни­ца»?
    14. Анализируя финал драмы (действие IV, явл. 9, 10, 11, 12), пока­жите противоречивость личности Ларисы.
    15. Исполь­зуя разделы учебника («Художественный мир драматурга», «Пьесы жизни») и привлекая собственные наблюде­ния над прочитанными вами произведениями писателя, подготовьте сообщение на тему «О национальном своеобразии драматургии Островского».
    Вопросы и задания по творчеству Тургенева на базовом и профильном уровне:
    1. Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом произведения Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собст­венные наблюдения, продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Пре­ходящее и вечное в художественном мироощущении Тургенева»; «Общественные взгляды Тургенева»; «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева».
    2. Попытайтесь показать, как Тургенев раскрывает трагическую природу любви в прочи­танных вами или изученных в прошлые годы произведениях: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Почему Тургенев подвергает своих героев испытанию любовью?
    3. На основе прочитанных вами произведений Тургенева создайте обобщённый портрет «тургеневской девушки».
    4. Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает Тургенев красоту и силу народных ха­рактеров, их единство с природой; подтвердите правоту Белинского, говорившего о новом подходе Тургенева к освещению народной темы.
    5. Подготовьте сообщение о своеобразии «Записок охотника» и их роли в общественном движении и в истории русской литературы второй половины Х1Х века.
    6. Объясните, почему в 50–60-х годах Тургенев оставляет народную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского человека культурного слоя? Как изменяется облик центрального героя романов Тургенева от «Рудина» – к «Дворянскому гнезду» и «Накануне»?
    7. Объясните, почему в качестве образца для русских «новых людей» Тургенев предложил в романе «Накануне» не русского революционера, а болгарина Инсарова?
    8. Почему интерпретация ро­мана «Накануне» в статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» явилась поводом к разрыву Тургенева с журналом «Современник»?
    9. На основе анализа первых глав романа и особенно споров Базарова с Павлом Петровичем покажите трагический характер основного конфликта между «отцами» и «детьми». Что вас привлекает и что отталкивает в позициях героев-антагони­стов?
    10. С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том, почему начиная с XIII главы конфликт произведения из внешнего (Базаров и окружение) переводится во внутренний план (в душу самого Базарова)?
    11. Дайте анализ авторского описания душевного состояния героя после его увлечения Одинцовой (гл. XVII). Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису?
    12. Проанали­зируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный по­рыв Базарова испугал героиню.
    13. Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?
    14. Внимательно прочтите XX и XXI главки романа и подготовьте ответ на вопрос: «Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?»
    15. Прочтите сцену объяснения База­рова с Фенечкой; какую роль играет она в опровержении вульгарного взгляда Базарова на суть отношений между мужчиной и женщиной?
    16. Дайте анализ сцены смерти Базарова, обратите внимание на то, какие силы помогают Базарову мужественно принять смерть.
    17. Объясните роль эпилога в «Отцах и детях»; с какой целью Тургенев обращается в эпилоге к пейзажу, перекликающемуся с картиной природы в 3 главке романа?
    18. Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте рассказ о жизни и творчестве Тургенева конца 1860 – начала 1880-х годов.
    Дополнительные вопросы и задания по творчеству Тургенева на профильном уровне:
    1. Дайте общую характеристику художественного времени в романах Тургенева в сравнении с романами Пушкина и Лермонтова. Как развивает Тургенев в своих романах («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне») пушкинские традиции? Почему Д. С. Мережковский назвал Тургенева «гением меры»?
    2. Какую роль в романах и повестях Тургенева играют художественно-философские мотивы?
    3. Что нового внёс Тургенев в характеристику типа «лишнего человека» в русской литературе?
    4. Почему Ромен Роллан сказал, что из каждого рассказа «Записок охотника» мог бы выйти целый роман Толстого? Раскройте роль Тургенева как писателя-первопроходца в русской литературе второй половины Х1Х века.

  3. apple seed Ответить

    а) Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (По пьесе Н.А.Островского “Гроза”.)
    Почему Н.А.Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”? (По пьесе Н.А.Островского “Гроза”.)
    КАТЕРИНА –
    “ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ”
    (по пьесе А.Н.
    Островского “Гроза”)
    А.Н.
    Островский, автор многочисленных пьес,
    поистине считается “певцом купеческого
    быта”. Именно изображение мира купечества
    второй половины XIX века,
    названного Добролюбовым в одной из статей
    “темным царством”, стало главной темой
    творчества Островского.
    Драма “Гроза”
    появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее
    довольно прост. Главная героиня, Катерина
    Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в
    муже, полюбила другого человека. Мучимая
    угрызениями совести, а также не желая лгать,
    она признается в своем поступке в церкви,
    всенародно. После этого существование ее
    становится настолько невыносимым, что она
    кончает жизнь самоубийством.
    Такова
    событийная канва произведения, при помощи
    которой автор раскрывает перед нами целую
    галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Савел
    Прокофьевич Дикой), и почтенные матери
    семейств (Марфа Игнатьевна Кабанова), и
    странницы-богомолки, рассказывающие
    небылицы, пользуясь темнотой и
    необразованностью народа (Феклуша), и
    доморощенные изобретатели-прожектеры (Кулигин),
    и другие. Однако при всем разнообразии
    типов нетрудно заметить, что все они как бы
    распадаются на два лагеря, которые условно
    можно было бы назвать: “темное царство” и “жертвы темного царства”.
    “Темное
    царство” составляют люди, в чьих руках
    сосредоточена власть, те, кто может
    оказывать влияние на общественное мнение в
    городе Калинове. В первую очередь, это Марфа
    Игнатьевна Кабанова, которую в городе
    уважают, считают образцом добродетели и
    хранительницей традиций. Кабанова и впрямь
    держится традиций, постоянно учит
    окружающих, как “делали в старину”,
    касается ли дело сватовства, проводов мужа
    или хождения в церковь. Кабанова —
    непримиримый враг всего нового: в нем ей
    видится угроза устоявшемуся ходу вещей, она
    осуждает молодежь за то, что у нее к старшим
    нет “должного почтения”, не приветствует
    просвещение, так как, по ее мнению, “ученость
    лишь развращает умы”. Кабанова считает, что
    человек должен жить в страхе перед Богом, а
    женщина еще
    и в страхе перед мужем.
    Дом
    Кабановых всегда полон богомолок и
    странниц, которые здесь получают “милости”,
    а взамен рассказывают то, что от них хотят
    услышать — сказки о землях, где живут люди с
    песьими головами, о “сумасшедших” людях в
    больших городах, выдумывающих всякие
    новшества вроде паровоза и тем самым
    приближающих конец света. “Ханжа, —
    говорит о Кабановой Кулигин, — нищих
    оделяет, а домашних заела совсем…” И
    действительно, поведение Марфы Игнатьевны
    на людях во многом отличается от ее
    поведения дома. Вся семья живет в страхе
    перед ней. Тихон, совершенно подавленный
    властной матерью, живет одним только
    нехитрым желанием — вырваться, пусть и
    ненадолго, из дома и погулять всласть.
    Домашняя обстановка настолько гнетет его,
    что ни мольбы жены, которую он искренне
    любит, ни дела не могут задержать его дома,
    если предоставляется хоть малейшая
    возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра
    Тихона, Варвара, также испытывает на себе
    все тяготы семейной обстановки. Однако, в
    отличие от Тихона, она обладает более
    твердым характером, и у нее хватает
    дерзости, пусть тайно, не подчиняться
    матери.
    Главой
    другого семейства, представленного в драме,
    является Савел Прокофьевич Дикой. В отличие
    от Кабанихи, которая пытается прикрыть свое
    самодурство лицемерными рассуждениями о
    всеобщем благе, Дикой считает это для себя
    излишним. Он ведет себя, как ему
    заблагорассудится, ругает кого попадя —
    соседей, работников, членов своей семьи; не
    платит рабочим причитающиеся им деньги (“Знаю,
    что надо заплатить, а все одно не могу…”),
    причем нисколько не стыдится этого,
    напротив, не без некоторой гордости
    заявляет, что каждый из работников по
    копейке не досчитается, а “у меня из этого
    тысячи составляются”. Дикой является
    опекуном своих племянников — Бориса и его
    сестры, крторые по завещанию родителей
    получат свое наследство от Дикого в том
    случае, “если будут с ним почтительны”. Все
    в городе, и
    даже сам Борис, прекрасно понимают, что
    наследства они с сестрой не получат, так как
    ничто не помешает Дикому заявить, будто
    племянники были с ним непочтительны. Мало
    того, Дикой прямо говорит, что не собирается
    расставаться с деньгами, так как у него “свои
    собственные дети есть”.
    Самодуры “правят
    бал” в городе Калинове. Однако в этом вина
    не только представителей самого “темного
    царства”, но и не в меньшей степени его “жертв”.
    Ни один из тех, кто страдает от хамства и
    произвола, не отваживается на открытый
    протест. Тихон стремится всеми силами
    вырваться из дома; Борис, прекрасно понимая,
    что никакого наследства не получит, все же
    не решается
    на разрыв с дядей и продолжает “плыть по
    течению”. Он не может защитить свою любовь
    и лишь сетует: “Эх, кабы сила!” — при этом
    не протестуя, даже когда его “по делу”
    отправляют в Сибирь. Сестра Тихона, Варвара
    отваживается на протест, однако ее
    философия жизни мало чем отличается от
    философии представителей “темного царства”
    — делай, что хочешь, “лишь бы все шито да
    крыто было”. Она тайно берет у матери ключ
    от садовой калитки, ходит на свидания,
    подбивает пойти с ней Катерину. В конце
    концов Варвара бежит из дому вместе с
    Кудряшом, но точно такие же нравы царят не
    только в городке Калинове. Так что ее
    бегство, как и постоянное стремление Тихона
    забежать в кабак, бессмысленно.
    Даже
    Кулигин, человек вполне независимый, пасует
    перед Диким, предпочитая с ним не
    связываться. Мечты Кулигина о лучшей жизни
    и техническом прогрессе утопичны. Его
    фантазии хватает лишь на то, чтобы
    попытаться для общего блага установить
    громоотвод или сделать солнечные часы на
    площади. Он с увлечением мечтает., что бы он
    сделал, если бы имел миллион, однако ничего
    не предпринимает, чтобы этот миллион
    заработать, а обращается за деньгами к
    Дикому.
    Представители
    же “темного царства” не только умеют
    блюсти свои интересы, но и очень хорошо
    могут постоять за себя. Едва пьяный Дикой
    пытается выругать и Кабаниху, как та его
    мигом “ставит на место”, и только что
    бушевавший сосед сразу же переходит на
    дружелюбный тон.
    Таким
    образом, Катерина, полюбившая так, как могут
    любить только очень сильные и страстные
    натуры, оказывается в полном одиночестве.
    Никто не в силах ее защитить — ни муж, ни
    любимый человек, ни горожане, сочувствующие
    ей (Кулигин). Варвара предлагает Катерине не
    беспокоиться и жить, как прежде: лгать дома
    и при первой же возможности бегать на
    свидания к любимому человеку. Однако для
    Катерины это неприемлемо, так как она
    понимает, что ложью лишь разрушит свою душу,
    постепенно утратит способность искренне и
    бескорыстно любить. Ее набожность не имеет
    ничего общего с ханжеством Кабанихи, в
    своем “грехе” Катерина винит только себя,
    ни словом не упрекая Бориса, который не
    предпринимает никаких усилий, чтобы ей
    помочь.
    Смерть
    Катерины в конце драмы закономерна — для
    нее нет иного выхода. Она не может
    присоединиться к тем, кто проповедует
    принципы “темного царства”, стать одним из
    его сторонников, так как это означало бы
    перестать мечтать, вырвать из души все
    чистое, светлое; но она также не может
    смириться с подчиненным положением,
    присоединиться к “жертвам темного царства”
    — жить по принципу “лишь бы все шито да
    крыто было” и искать утешения на стороне.
    Вина Катерины — это вина не перед
    конкретным человеком или группой людей, но
    вина перед собой, перед своей душой за то,
    что она омрачила ее ложью. Понимая это,
    Катерина не винит никого, однако понимает
    она и то, что жить с неомраченной
    душой в “темном царстве” нельзя. Ей не
    нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней
    расстаться — именно об этом говорит
    Кулигин Кабановой над бездыханным телом
    Катерины: “Тело ее здесь, а душа теперь не
    ваша, она теперь перед судией, который
    милосерднее
    вас!”
    Таким
    образом, протест Катерины — это протест
    против ханжества и лицемерной морали
    общества, против лжи и пошлости
    человеческих взаимоотношений. Протест
    Катерины не мог быть действенным, так как ее
    голос был одинок, и никто из ее окружения
    был не в силах не только ее поддержать, но
    даже понять до конца. Протест оказался
    саморазрушительным, но он был и есть
    свидетельство свободного выбора личности,
    не желающей мириться с законами,
    навязываемыми ей обществом, с ханжеской
    моралью и серостью повседневного быта.

  4. tihonchi Ответить

    подготовьте рассказ о творческой истории романа Тургенева «Отцы и дети». В чём суть полемики Тургенева и Добролюбова? Кого можно назвать прототипами Базарова?
    7. С какой сложностью столкнулся писатель в раскрытии характера Базарова? Какими приёмами пользуется Тургенев для прояснения авторской позиции в изображении главного героя романа?
    8. Что сближает Павла Петровича с Базаровым в их словесных поединках и жизненной судьбе? Какую роль играет в романе рассказ Аркадия о «загадочной любви» Павла Петровича к княгине Р.?
    9. Познакомьтесь с анализомсцены смерти Базарова в статье Писарева «Базаров». В чём вы согласны с критиком и что вам кажется в его трактовке слабым и неубедительным?
    10. Прочтите доступные вам статьи об «Отцах и детях» (М. Антоновича, Д. Писарева, Н. Страхова) и подготовьте сообщение ««Отцы и дети» в русской критике 60-х годов». Объясните, почему разноречивая оценка романа глубоко огорчила Тургенева? Почему, на ваш взгляд, не все критики увидели в романе трагические мотивы?
    11. Подготовьте рассказ о творчестве Тургенева после «Отцов и детей», обратив внимание на следующие вопросы: Почему следующему роману Тургенев дал название «Дым»? Как оценил Тургенев деятельность революционных народников в романе «Новь»? Почему «Стихотворения в прозе» открывает «Деревня», а завершает «Русский язык»?
    Вопросы и задания по творчеству Тютчева на базовом и профильном уровне:
    1. Подготовьте рассказ о «малой родине» Тютчева, используя учебник и рекомендованную учителем литературу.
    2. Дайте характеристику поколению «любомудров», определите отличие их общественной позиции от декабристов, раскройте их роль в становлении самобытной русской мысли и философской лирики.
    3. В чём проявилось особое положение Тютчева среди русских писателейХ1Х века?
    4. Какое значение в лирике Тютчева приобретает тема трагического одиночества человека в мире ( на примере стихотворений «Silentium!» и «Нам не дано предугадать…»)
    5. На примере предложенных учителем для анализа стихотворений покажите своеобразие изображения природы в философской лирике Тютчева, особенности её метафорического языка.
    6. Подберите самостоятельно и проанализируйте стихи Тютчева, в которых идет борьба космических и хаотических стихий бытия.
    7. Раскроёте два лика любви в стихах Тютчева («О, как убийственно мы любим…» и «Я встретил вас…»).
    8. Подготовьте рассказ о переменах в поздней лирике Тютчева, используя раздел учебника «Поэтическое открытие русского космоса» и собственные наблюдения над стихами Тютчева этого периода («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…», «Есть в осени первоначальной», «Я встретил вас…»).
    Дополнительные вопросы и задания по творчеству Тютчева на профильном уровне:
    1. Сопоставьте элегию Пушкина «Погасло дневное светило…» и стихотворение Тютчева «Волна и дума». В чём различие между ними в изображении взаимоотношений человека и природы?
    2. Сравните любовную лирику Тютчева с пушкинскими стихами и покажите её своеобразие.
    3. Подготовьте ответ на вопрос: что сближает любовную лирику Тютчева с некрасовской и в чем заключается их отличие?
    4. Какие проблемы, актуальные для русской литературы второй

  5. shekota57 Ответить

    Варвара, которая воспитывалась иначе, не может понять всей метафизики, она не способна погрузиться в сферу имманентного, не дано ей почувствовать себя вольной птицей, запертой в клетку. Нет, Варвара не так хорошо ощущает мир, зато она отлично знает жизнь. Дочь Кабанихи не питает иллюзий по поводу окружающих её людей, она решает играть по предлагаемым правилам, сохраняя при этом лицо. Её главный принцип — чтобы всё было «шито крыто», и никто ничего не узнал. Варвара кажется намного старше Катерины именно из-за такого прагматичного и даже в чём-то циничного отношения к жизни, которое не свойственно юному возрасту девушки. Возникает ощущение, что Варваре не нужно сочувствие, ведь она способна за себя постоять. А вот Катерине, хрупкой и нежной, нужно всего лишь понимание, которое никто не способен дать ей. Варвара слушает, но не слышит монологи Кати. И жизнь до свадьбы с Кабановым Варваре кажется такой же, как и после замужества: Варвара не понимает трагедии от утраты внутренней свободы.
    Катерине свойственно больше рефлексировать на тему отношений и чувств. Любовь к Борису изначально страшит Катю, поэтому девушка старается отказаться от возникших переживаний. Для Варвары такая ситуация в принципе невозможна, потому что если ей нравится молодой человек, она гуляет с ним, а если понравится другой, то, соответственно, пойдёт гулять с тем. Она научилась скрывать это, поэтому предлагает такой вариант Кате. Но Катерина отказывается. Она понимает ответственность, которую влечёт за собой измена и ложь. Варваре тяжело видеть страдания девушки, поэтому она договаривается с Борисом о встрече от имени Кати.
    Нужно упомянуть, что именно Варвара придумала способ как незаметно можно ускользнуть вечером из дому. Она сменила замок на калитке и подговорила служанку. Вряд ли бы Катерина проделала так много манипуляций и пустилась на столько ухищрений. Долгое время девушка не могла решиться на то, чтобы просто выйти к возлюбленному, взглянуть ему в глаза.
    Варвара до последнего старалась уговорить Катю не рассказывать о тайных свиданиях с Борисом, но Катя была полна решимости признаться в содеянном. На эту ситуацию девушки смотрят с разных точек зрения. Для Варвары главным было собственное счастье, которое могло бы оборваться. А смолчав тайные встречи можно было бы продолжать. Катя Кабанова считала иначе. Для неё это были не просто ночные прогулки с тем, кто был ей симпатичен. Кате пришлось сделать тяжёлый выбор, понимая, что обман и измена являются грехами как в христианстве, так и в обществе. Дальнейшая ложь и скрывание своих чувств могло бы усугубить внутренний разлад героини. Девушка не могла жить в гармонии с собой, зная, что обманывает всех, в том числе и себя.
    Девушки стремятся к свободе, но для Варвары важнее свобода передвижения, свобода, которая реализуется в материальном мире, а Катерина стремится к свободе духа. В финале пьесы автор выводит из произведения обеих героинь. Катерина бросается в Волгу, обретая таким образом свободу. Варвара сбегает из дому. Почему же для Катерины невозможен путь Варвары? Потому что это всё равно было бы ложью себе, не обретение долгожданной свободы, а побегом. Катерину преследовали бы призраки прошлого, и мучила бы совесть.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *