Что открыл михаил лазарев и фаддей беллинсгаузен?

13 ответов на вопрос “Что открыл михаил лазарев и фаддей беллинсгаузен?”

  1. Tygogore Ответить

    «В сей бесплодной стране скитались мы или, лучше сказать, блуждали, как тени, целый месяц; беспрестанный снег, льды и туманы были причиной столь долгой описи», — писал своему товарищу Михаил Лазарев. Экспедиция, действительно, затягивалась, а климатические условия становились всё более пугающими. Небольшие деревянные судна прокладывали путь — зачастую в кромешной тьме или тумане — через гигантские айсберги и льдины. В конце января 1820 года мореплаватели всё-таки достигли берегов Антарктиды, в следующем месяце смогли подойти к ним практически вплотную, однако высадиться так и не получилось. Из-за нехватки провизии и заканчивающихся дров экспедиция решила добраться до Австралии, чтобы пополнить все запасы.
    После передышки в Сиднее команда вновь отправилась покорять берега южного материка: подплывая к нему, экспедиция неожиданно наткнулась на американский бот — люди на нём занимались тем, что охотились на морских котиков. Команда «Востока» и «Мирного» нанесла на карту множество новых островов: их называли либо в честь битв недавно минувшей Отечественной войны 1812 год, либо в честь правителей Российской империи — так, например, появился остров Петра I и земля Александра I.

  2. Dajin Ответить

    Однако 12 апреля 1819 года (здесь и далее — все даты по новому стилю) Иван Крузенштерн написал министру Российской Империи Ивану де Траверсе записку о том, что необходимо исследовать «страны Южного полюса» и восполнить возможные пробелы в данной части карты Земли. Главная цель планирующейся российской экспедиции была очевидна: подтвердить или не подтвердить гипотезу о шестом материке — Антарктиде. И спустя несколько месяцев, в июне 1819-го, проведя серьёзные приготовления, два военных шлюпа — «Мирный» и «Восток» — выдвинулись из Кронштадта и отправились в долгое и опасное плавание. «Востоком» руководил капитан Фаддей Беллинсгаузен, а «Мирным» — Михаил Лазарев.

    Портреты Беллинсгаузена и Лазарева
    Существенным недостатком этой экспедиции стало то, что шлюпы очень сильно отличались по своим характеристикам. «Мирный», созданный по проекту отечественных инженеров Курепанова и Колодкина, и укреплённый дополнительно, значительно превосходил второе судно. «Восток», спроектированный английскими инженерами, так и не удалось сделать столь же устойчивым, как и «Мирный». Корпусная часть «Востока» оказалась недостаточно прочной для путешествия среди твёрдых льдов. И его пришлось неоднократно чинить в период экспедиции. В конечном счёте состояние «Востока» оказалось таким плачевным, что Беллинсгаузен решил прервать экспедицию ранее положенного срока и вернуться домой. Оба её руководителя постоянно выражали своё недовольство тем, что в их распоряжении находятся два очень различающихся корабля, в частности, по параметру скорости движения.
    Первая долгая остановка была сделана в английском портовом городе Портсмуте. Здесь корабли экспедиции находились чуть ли не целый месяц. Данная остановка нужна была для того, чтобы запастись продовольствием, купить хронометры и различное мореплавательное оборудование.
    Осенью, дождавшись попутного ветра, «Восток» и «Мирный» поплыли через Атлантику к экзотическом бразильским землям. С самого начала плавания члены команды стали вести научные наблюдения. Все эти наблюдения Фаддей Беллинсгаузен и его подчинённые аккуратно отображали в соответствующем журнале. На 21 сутки плавания корабли оказались у одного из Канарских островов — Тенерифе.
    Следующая остановка была уже после пересечения экватора — судна Беллинсгаузена и Лазарева встали в порту Рио-де-Жанейро. Заполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, суда покинули этот населённый пункт, выбрав курс на пока её неизведанные участки холодного Южного океана.

    Главные открытия команды Беллинсгаузена и Лазарева

    В последние дни 1819 года шлюпы приблизились к субантарктическому острову Южной Георгии. Здесь уже судна неспешно двигались вперёд, лавируя между льдин. Чуть позднее Анненков, один из членов экспедиции, открыл и сделал описание маленького, до этого неизвестного острова. Кроме того, он дал острову в качестве названия свою фамилию.
    Также известно, что несколько раз Беллинсгаузен пытался измерять водную глубину, но ни разу не смог достать дна. На судах, совершающих длительные плавания, моряки в те времена часто мучились от нехватки свежих запасов пресной воды. В ходе описываемой экспедиции российские мореплаватели придумали, как получать её из льдов айсбергов.
    В самом начале 1820-го года российские шлюпы проплыли рядом с неведомым островом, покрытым полностью льдами и снежными сугробами. На следующий день члены экспедиции увидели ещё два новых острова. Их тоже отметили на путевых картах, назвав фамилиями членов команды (Лескова и Завадовского). Кстати, остров Завадовского, как выяснилось позже, является действующим вулканом. А всю новую группу островов стали называть островами Траверсе — по фамилии уже упоминавшегося российского министра.
    Продвинувшись далее на юг, корабли наткнулись ещё одну группку островов, которые тут же были наименованы островами Сретения. Далее экспедиция подплыла к Сандвичевым островам, описанных некогда Джеймсом Куком. Оказалось, что Кук посчитал одним большим островом целый архипелаг. Данную неточность российские мореплаватели пометили на своих картах. Всему архипелагу в итоге Беллинсгаузен дал название Южные Сандвичевы острова.
    В третьей декаде января 1820 года перед шлюпами возник густой побитый лёд, которым было покрыто пространство до самого горизонта. Экспедиция решила обогнуть его, свернув на север. Суднам из-за такого манёвра вновь пришлось пройти около Южных Сандвичевых островов, а затем наконец ушли за полярный круг.
    Наиболее значимое событие произошло 28 января 1820-го года. Как раз в этот день наши мореплаватели открыли Антарктиду, приблизившись вплотную к ней в месте со следующими координатами 2° 14′ 50″ з. д. и 69° 21′ 28″ ю. ш. Это район нынешнего шельфа Беллинсгаузена у так называемого Берега Принцессы Марты. Описывается, что сквозь туман путешественники смогли рассмотреть настоящую стену льда, которая тянулась так далеко, насколько хватало взгляда.

    Беллинсгаузен и Лазарев впервые увидели Антарктиду
    2 февраля участники экспедиции вторично увидели берега Антарктиды. Близко к береговым обрывам самого южного материка шлюпы экспедиции были также 17 и 18 февраля, но пристать им там так и не удалось. Ближе к концу антарктического лета климатические условия стали сложнее, и суда экспедиции двинулись вдоль ледяных глыб и айсбергов по Тихому океану — здесь дополнительно было открыто ещё несколько неизвестных ранее островов.
    21 марта 1820 года в том же Индийском океане команды шлюпов столкнулись с сильным штормом, который длился не один день. Для изнурённых долгим путешествием моряки это стало суровым испытанием, которое они, впрочем, выдержали.
    В один из апрельских дней судно «Восток» встало на якорь в гавани населённого пункта Порт-Джексон (сейчас это австралийский Сидней). И лишь через неделю туда же пришёл корабль «Мирный». На этом первый этап экспедиции завершился.

    Шлюпы «Восток» и «Мирный»

  3. Принцесс~КоIIIоколадка Ответить

    Корабли пересекли экватор, и вскоре подошли к Бразилии и стали на якорь в Рио-де-Жанейро. Запасшись провизией и проверив хронометры, корабли покинули город, взяв курс на юг в неизвестные районы полярного океана.
    В конце декабря 1819 года шлюпы подошли к острову Южная Георгия. Корабли медленно продвигались вперед, очень осторожно лавируя среди плавающих льдов.
    Вскоре лейтенант Анненков открыл и описал небольшой остров, который назвали его именем. Беллинсгаузен на дальнейшем пути сделал несколько попыток измерить глубину океана, но лот не доставал дна. Затем экспедиция встретила первый плавающий «ледяной остров». Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы – айсберги.
    В начале января 1820 года моряки открыли неизвестный остров, сплошь покрытый снегом и льдом. На другой день с корабля увидели еще два острова. Их также нанесли на карту, назвав именами участников экспедиции (Лескова и Завадовского). Остров Завадовского оказался действующим вулканом высотой более 350 метров.
    Открытую группу островов назвали в честь тогдашнего морского министра – островами Траверсе.
    На судах, совершавших дальние плавания, люди обычно страдали от отсутствия свежей пресной воды. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.
    Продвигаясь все дальше на юг корабли вскоре снова встретили небольшую группу неизвестных скалистых островов, которые назвали островами Сретения. Затем экспедиция подошла к открытым английским исследователем Джемсом Куком Сандвичевым островам. Выяснилось, что Кук принял архипелаг за один большой остров. Эту ошибку русские моряки исправили на карте.
    Всю группу открытых островов Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.
    В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Решено обойти его, круто повернув на север. Снова шлюпы прошли мимо Южных Сандвичевых островов.
    Корабли экспедиции пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 года достигли 69 градуса 25 минуты южной широты. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Как записал Лазарев, моряки ” встретили матерый лед чрезвычайной высоты… простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение”. Двигаясь дальше к востоку и при всякой возможности стараясь отвернуть на юг, исследователи всегда встречали “льдинный материк”. Русские путешественники подошли менее чем на 3 км к северо-восточному выступу того участка побережья Антарктиды, который через 110 лет увидели норвежские китобои и назвали Берегом Принцессы Марты.
    В феврале 1820 года шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
    21 марта 1820 года в Индийском океане разыгрался сильнейший шторм, который продолжался несколько суток. Измученная команда, напрягая все силы, боролась со стихией.
    В середине апреля шлюп «Восток» бросил якорь в австралийской гавани порта Порт-Джексон (ныне Сидней). Спустя семь дней сюда же пришел шлюп «Мирный». Так закончился первый период изысканий.
    В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.
    Возвратившись в Жаксои, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. Подготовка заняла около двух месяцев. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления. Продолжая плыть на юг, шлюпы пересекли 60 градус южной широты. Наконец 22 января 1821 года счастье улыбнулось мореплавателям. На горизонте показалось чернеющее пятно. Остров назвали именем Петра I.
    29 января 1821 года Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра I. Земля Александра I до сих пор еще недостаточно исследована. Но открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.
    10 февраля 1821 года, когда выяснилось, что шлюп «Восток» дал течь, Беллинсгаузен повернул на север и через Рио-де-Жанейро и Лиссабон 5 августа 1821 года прибыл в Кронштадт, завершив свое второе кругосветное плавание.

  4. Dulrajas Ответить

    При рождении будущий морской первопроходец носил имя, непривычное для русского уха: Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен. В наше время остров Эзель называется Сааремаа и находится в Эстонии. Там шли серьёзные бои в годы Первой и Второй мировых войн.
    Беллинсгаузен не представлял для себя иного призвания, нежели морская служба. «На море родился, море – вся моя жизнь», – такое кредо было у капитана.
    Беллинсгаузен участвовал в первом русском кругосветном путешествии – и снискал доверие Крузенштерна. Но в нём не видели начальника первой антарктической экспедиции.
    Идея морского путешествия на Южный полюс витала в воздухе давно, но только в начале 1819-го русские моряки обратились к правительству с подробным планом экспедиции.
    Император Александр I идею одобрил. Он не был энтузиастом флота, но в этом начинании увидел продолжение великих дел Петра. И план не задвинули в долгий ящик, взялись за дело энергично.
    Кого назначить начальником? Крузенштерн собирался возложить эту миссию на Василия Головнина, но в период подготовки экспедиции Головнин находился в кругосветном путешествии.
    Возникла кандидатура Беллинсгаузена, но правительство предложило Макара Ивановича Ратманова – известного храбреца, опытного капитана.
    Но именно тогда Ратманов терпит кораблекрушение, возвращаясь на Родину из плавания в Испанию. Ему пришлось задержаться в датском госпитале. Так во главе экспедиции встал Беллинсгаузен, мечтавший об открытии загадочного материка.
    К подготовке подошли основательно, хотя ошибок не избежали. Шлюпы построили по проектам русских инженеров. Мастера основательно укрепили их – на случай возможной схватки со льдами.
    Перестройкой кораблей руководил Михаил Петрович Лазарев – второй капитан, второй человек в экспедиции. Лазарев и набирал команду, придирчиво проверяя опытных моряков. В экспедицию направились лучшие.
    Шлюпом «Восток», командовал Беллинсгаузен, другим шлюпом, который назывался «Мирный», – Лазарев. Это действительно была мирная миссия, потребовавшая от участников самоотверженности и мужества. Много лет спустя в честь этих кораблей будут названы первые советские антарктические станции. «Восток» показал себя как более скоростной корабль, «Мирный» был надёжнее, гораздо реже требовал ремонта.
    В министерской инструкции Беллинсгаузену предписывалось не просто шагать в незнаемое, но фиксировать все наблюдения: «Старайтесь записывать все, дабы сообщить сие будущим читателям путешествия вашего». Вполне подходящая программа для сынов века Просвещения.
    В августе корабли направились в Атлантику. 2 ноября бросили якоря в Рио, три недели передохнули в Бразилии. Пополнили запасы, подремонтировали шлюпы. И – снова океан.
    В середине декабря Беллинсгаузен и Лазарев увидели острова, открытые Куком – прежде всего, Южную Георгию. Оттуда пошли к земле Сандвича. Показались айсберги. Стало морозно – как зимой на русском севере.
    Тут-то они и опровергли предположение Кука, заявившего: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».
    В последние дни 1819 года русские корабли уже пробивались сквозь льды – на Юг, на Юг! 15 января они пересекли южный полярный круг.

  5. Вдохновляющий Ответить


    Совсем недавно, 16 июля, мы отмечали 200-летие выхода из Кронштадта кораблей южной полярной экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный» под командованием капитана 2-го ранга Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
    Им удалось совершить одно из важнейших географических открытий – в 1820 году экспедиция открыла Антарктиду. Этому сложнейшему походу Российский государственный архив Военно-Морского Флота посвятил виртуальную выставку, которая получила название «“Встретили матерый лед чрезвычайной толщины…” К 200-летию открытия Антарктиды экспедицией Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на шлюпах “Восток” и “Мирный”».
    Используя архивные рапорты и отчёты, личную переписку, чертежи, уникальный интернет-проект рассказывает о подготовке и проведении этой героической экспедиции. Так, демонстрируются проекты будущей экспедиции и инструкции, данные её руководителю перед началом плавания; сведения об оборудовании экспедиционных шлюпов, заготовлении необходимых припасов, закупке инструментов и подборе личного состава. Само путешествие иллюстрируется картами с показанием маршрута плавания и сделанных открытий, рапортами Ф.Ф. Беллинсгаузена, а также литографиями с рисунков художника П.Н. Михайлова, участвовавшего в экспедиции. Кроме того, здесь представлено письмо лейтенанта М.П. Лазарева, который командовал «Мирным», своему другу А.А. Шестакову, в котором он сообщает дату открытия «Матёрой земли».
    В разделе «Инструкции» отмечается, что перед отправлением в экспедицию Ф.Ф. Беллинсгаузен получил четыре инструкции: морского министра адмирала маркиза И.И. де Траверсе, Государственной Адмиралтейств-коллегии, Государственного Адмиралтейского департамента и вторую инструкцию от морского министра. Основные положения инструкций: сохранение здоровья команды и безопасность плавания, отыскание пути к Южному полюсу, открытие новых островов, культурные, научные открытия. Свои предложения направляли и опытные мореплаватели, которые сходились в одном мнении: успех экспедиции во многом будет зависеть от состояния здоровья и жизнеспособности команды. Также уточняется, что снабжение экспедиции производилось по примеру снабжения шлюпа «Камчатка», который под командованием капитана 2-го ранга В.М. Головнина совершил кругосветное плавание в 1817–1819 годах. За всё время плавания из 130 человек личного состава умерли только трое, из них двое при поступлении на судно скрыли, что они были тяжело больны.
    В разделе «Приготовление шлюпов “Восток” и “Мирный” к дальнему плаванию» говорится, что они входили в первую дивизию шлюпов, строились специально для обычных кругосветных экспедиций и мало были подготовлены для плавания в Южных широтах. О первом осмотре шлюпа «Восток» Ф.Ф. Беллинсгаузен позже написал так: «По приезде моём в Кронштадт, когда я увидел шлюп, первый бросился мне в глаза необыкновенный величины рангоут (мачты и прочие приспособления, на которые ставятся паруса), а, как мне надлежало простирать плавание не в лучшее летнее время, не в свободных и чистых местах при пассатных ветрах, не в хорошем климате и не по близости своих или чужих портов, то я предпочёл уменьшить рангоут и сделать некоторые другие перемены…» Также сообщается, что довооружение и переоснащение кораблей проходило в короткие сроки, оставалось ещё много существенных технических недостатков, которые команда исправляла во время плавания. Оба шлюпа за время экспедиции много раз получали повреждения, но смелое и умное командование Беллинсгаузена и Лазарева, а также умелые совместные действия команд и коллективное мужество смогли компенсировать недостатки в конструктивных качествах шлюпов. За время плавания во льдах и других неблагоприятных погодных условиях «Восток» и «Мирный» значительно утратили свой потенциал и по возвращении в 1822 году стали использоваться как транспортные суда для перевоза провианта по портам Балтики.
    В разделе «Плавание во льдах» приводится выдержка из рапорта капитана Ф.Ф. Беллинсгаузена морскому министру адмиралу И.И. де Траверсе от 5 и 6 февраля, в котором встречается первое упоминание о материке. Кроме того, представлена карта с показанием пути шлюпов «Восток» и «Мирный» со времени разлучения и до прибытия в Порт-Джэксон, где изображены также береговая черта южной оконечности Австралии, пролив Басса и остров Тасмания. 16 января 1821 года экспедиция открыла берег Александра I.
    «24 июля. В 6 часов утра 24 июля достигли Кронштадта, салютовали крепости и стали на якорь на том самом месте, с которого отправились в путь. Отсутствие наше продолжалось 751 день; из сего числа дней мы в разных местах стояли на якоре 224, под парусами находились 527 дней; в сложности прошли всего 86 475 верст (49 860 мили); пространство сие в 2 ? раза более больших кругов на земном шаре. В продолжение плавания нашего обретено двадцать девять островов, в том числе в южном холодном поясе два, в южном умеренном – восемь, а девятнадцать в жарком поясе; обретена одна коральная (коралловая) мель с лагуном», – с этого отрывка из книги Фаддея Беллинсгаузена «Двукратные изыскания в Южном ледовитом океане и плавание вокруг света в 1819, 1820 и 1821 годах» начинается раздел «Окончание экспедиции. Награды победителям».
    Отмечается, что споры о дате открытия Антарктиды и именах первооткрывателей ведутся и сегодня. Исследователи Антарктиды XIX века не взяли на себя смелость заявить о себе, как о первооткрывателях нового материка. Капитан Беллинсгаузен также не утверждал, что видел новый материк. В этом разделе можно изучить множество карт, в частности, карту плаваний судов «Восток» и «Мирный», на которой обозначены плавания шлюпов, а также «острова Россиян» с островами Кутузов и другими. Группа коралловых островов в Тихом океане, в архипелаге Туамоту, политически входит в состав Французской Полинезии. Впервые 18 атоллов были описаны и нанесены на карту мира Ф.Ф. Беллинсгаузеном и названы им именами выдающихся соотечественников: атолл Кутузова (Макемо), атолл Барклая-де-Толли (Рароиа), атолл Крузенштерна (Тикехау), остров Румянцева (Тикеи), атолл Лазарева (Матаива) и другие. Он же дал другое название архипелагу – острова Россиян. Детальные рапорты Беллинсгаузена, карты путешествия и описания островов зафиксировали открытие.
    Документы по истории экспедиции к Южному полюсу дают возможность говорить, что она была организована в короткие сроки, хорошо снабжена, начальник экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузен и командир шлюпа «Мирный» М.П. Лазарев смогли пройти в трудных погодных условиях сложнейший маршрут и, несмотря на разность мореходных свойств кораблей, практически не разлучались и действовали слаженно. Результатом стали открытие нового материка и другие важные научные открытия, которые совершались каждодневно.
    Выставка документов предназначена для широкой аудитории – документы сопровождаются подробными пояснениями и комментариями, поэтому любой желающий сможет перенестись на 200 лет назад и попробовать самостоятельно открыть «Матёрую землю».

  6. XULEVALAV Ответить

    По окончании плавания Фаддей Беллинсгаузен получает чин капитан-лейтенанта. В 1809-1819 годах он командует кораблями – сначала корветом «Мельпомена» на Балтике, а затем фрегатами «Минерва» и «Флора» на Чёрном море, принимает участие в боевых действиях у Кавказского побережья.
    В 1819 году капитана 2-го ранга Ф.Ф.Беллинсгаузена назначают начальником кругосветной антарктической экспедиции, перед которой ставились чисто научные цели: достичь «возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре». При этом от участников дальнего плавания требовалось «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».
    А ещё «Беллинсгаузену сильными лицами масонства было вменено в обязанность отыскать у Южного полюса остров Гранде, где в пещере, посреди неугасаемого огня, находится Книга Бытия, охраняемая духами тьмы». Не смейтесь: это цитата не из бульварной газеты, а из солидной 15-томной «История русской армии и флота», изданной накануне Первой мировой войны. А автор процитированной главы – выдающийся историк Российского флота лейтенант Николай Каллистов (1883-1917). Просто надо иметь в виду, что два столетия назад представления о южном полушарии были настолько туманными, что в сознании даже просвещённых людей научные знания легко уживались с мистикой и разного рода нелепицами.
    В состав антарктической экспедиции вошли два шлюпа – 985-тонный «Восток» и 885-тонный «Мирный». Первым из них командовал сам Беллинсгаузен, вторым – талантливый морской офицер, лейтенант Михаил Петрович Лазарев – в будущем адмирал и один из самых выдающихся российских флотоводцев.

  7. Kamellia Ответить

    В 1818 году два российских судна «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева отправились в кругосветную экспедицию. Через 751 день они вернулись домой, открыв шестой материк — Антарктиду. 200 лет спустя легендарные парусники «Седов», «Крузенштерн» и «Паллада» понесут кругом света российский флаг. К одному из участков кругосветной экспедиции на фрегате «Паллада» вы можете присоединиться. Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и расскажем, как попасть на борт.

    Кук немного не доплыл

    В середине XVIII века британский исследователь, мореплаватель, капитан Джеймс Кук совершил свое первое кругосветное путешествие, чтобы изучить южное полушарие и выяснить, есть ли там земля. Когда он дошел до самой южной точки своей экспедиции — на 71 градусе южной широты, — то решил, что земли дальше нет, так как путь ему перекрыли многолетние паковые льды толщиной до трех метров. Авторитетное мнение Кука стало одной из основных причин того, что мореплаватели отказались от поиска земли дальше к югу.
    Кроме того, хоть ученые и догадывались о существовании южного материка, долгое время никто не решался проверить эту теорию на практике. Во-первых, из-за тяжелых погодных условий. Во-вторых, в то время эту землю, даже если она существует, считали практически бесполезной.

    На край света по указу императора

    В России идею исследования Южного полярного круга в первую очередь продвигал известный путешественник и мореплаватель Иван Крузенштерн, а в феврале 1819 года император Александр I подписал указ об исследовании полярных вод Южного полюса.
    Капитанами «Востока» и «Мирного» — двух шлюпов, отправившихся в экспедицию, стали Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, которому на тот момент был всего 31 год. Перед ними поставили задачу добраться до самой дальней точки, до которой только смогут. 16 июля 1819 года оба судна вышли из Кронштадта и поплыли в ту сторону, где, по словам Кука, земля заканчивалась.
    Первую длительную остановку корабли сделали в английском Портсмуте. Здесь «Восток» и «Мирный» простояли чуть ли не целый месяц — запасались едой и оборудованием. Осенью, дождавшись попутного ветра, корабли пошли через Атлантику и следующую остановку сделали после того, как пересекли экватор — в бразильском Рио-де-Жанейро. Наполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, они вышли из Рио навстречу неизведанным участкам холодного Южного океана.
    В конце декабря 1819 года корабли подошли к острову Южная Георгия. Здесь «Восток» и «Мирный» не спеша двигались вперед, лавируя между льдин. Погода становилась хуже, часто штормило, и Новый год встретил корабли сильным снегопадом — матросы едва успевали счищать снег с палубы. Утром 1 января «Мирный» чуть не врезался в огромный айсберг, но спасся благодаря слаженной работе экипажа и удачному ветру.
    Экспедиция двигалась дальше — к Сандвичевым островам, которые когда-то открыл Джеймс Кук, но ошибочно посчитал целый архипелаг одним большим островом. Российские мореплаватели исправили в картах эту неточность. Весь архипелаг Фаддей Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

    Первая встреча с Антарктидой

    28 января 1820 года стояла ясная погода. Перед «Востоком» и «Мирным» возник густой побитый лед, которым было покрыто пространство до самого горизонта. Михаил Лазарев в судовом журнале записал: «матерый лед, чрезвычайно высокий… Простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение». Именно в этот день моряки открыли Антарктиду, приблизившись вплотную к ней в координатах 2° 14? 50? з. д. и 69° 21? 28? ю. ш.
    Шлюпы обошли южный материк несколько раз с разных сторон, но ступить на землю русским исследователям так и не удалось. Холодное полярное лето заканчивалось, климатические условия становились хуже, и экспедиция приняла решение пойти в австралийский Порт-Джексон (сегодня — Сидней), чтобы отремонтировать корабли и дать отдохнуть экипажам, а следующей весной продолжить изучение открытого материка.
    На прощание Антарктида наградила моряков великолепным полярным сиянием. В начале апреля «Восток» пришел в Порт-Джексон, а через неделю туда же пришел «Мирный». На этом первый этап экспедиции завершился.

    Вторая экспедиция и новые открытия

    Все австралийское лето российские моряки бороздили тропические широты Тихого океана: уточняли местоположение уже известных островов и их контуров, определяли высоту гор, наносили на карты новые острова. За два месяца до старта второго этапа экспедиции команды шлюпов начали готовиться к новому плаванию в полярные широты, а в середине осени корабли вышли из Порта-Джексон и пошли через Тихий океан по направлению к Антарктиде.
    В начале 1821 года, огибая Антарктиду с западной стороны, Беллинсгаузен и Лазарев сделали еще несколько открытий. 22 января они нашли крупный остров (154 квадратных километра) и решили назвать его в честь императора Петра I, создателя отечественного военного флота. Однако подобраться вплотную к нему помешали льды, поэтому они решили на остров не высаживаться. Чуть позднее члены экспедиции увидели вдалеке еще один остров с протяженным гористым берегом, который не был покрыт льдом. Этот остров они назвали Землей Александра I. Впоследствии оказалось, что это самый крупный остров Антарктики, площадь которого превосходит 43 тысячи квадратных километров. Тогда же Беллинсгаузен сделал запись в судовом журнале: «Я называю обретение сие берегом, потому что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего».

    Уезжали капитанами, вернулись – первооткрывателями

    Из-за протечки в носу шлюпа «Восток» Беллинсгаузен принял решение завершить экспедицию чуть раньше намеченного срока. После остановки в Рио-де-Жанейро на четыре месяца экспедиция двинулась к родным берегам. «Восток» и «Мирный» вернулись в Россию 5-го августа 1821 года. Встречал экспедицию в Кронштадте сам император Александр I. Многим участникам этого плавания дали награды и новые звания. Путешествие, которое длилось 751 день и заставило команду преодолеть почти 100 тысяч километров, подтолкнуло новых исследователей вплотную заняться изучением Антарктиды.
    Открытия Беллинсгаузена и Лазарева переоценить трудно. Материк был обнаружен, а вместе с ним и 29 островов. Еще в самом начале экспедиции моряки взяли за правило называть новые острова по фамилиям членов экипажа. Кроме того, во время экспедиции российские мореплаватели придумали, как получать пресную воду из льдов айсбергов. Также моряки собрали этнографические и естественнонаучные коллекции, которые и сейчас находятся в Казанском университете. Также во время экспедиции были сделаны первые эскизы пейзажей Антарктики и животных в тех местах. Первый официально опубликованный отчет об экспедиции составил два тома с атласом карт и дополнительных материалов.

  8. зая я твой Ответить

    16 (28) января 1820 г. первой русской антарктической экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева была открыта Антарктида.
    Гипотеза о существовании Южной земли была выдвинута ещё географами древнего мира и поддерживалась учёными средних веков. Начиная с XVI в. её поиски вели португальцы Б. Диаш, Ф. Магеллан, голландец А. Тасман, англичанин Д. Кук. После неудачных попыток найти Южный материк Кук заявил: «…я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы».
    4 (16) июля 1819 г. экспедиция в составе 2 шлюпов под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена вышла из Кронштадта в Рио-де-Жанейро. Экипажи были укомплектованы военными моряками-добровольцами. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» — лейтенант Лазарев. Целью экспедиции были открытия «в возможной близости Антарктического полюса». Мореплавателям предписывалось исследовать Южную Георгию и Землю Сандвича (ныне Южные Сандвичевы острова, открытые некогда Куком) и «продолжать свои изыскания до отдалённой широты, какой только можно достигнуть», употребляя «всевозможное старание и величайшее усилие для достижения сколь можно ближе к полюсу, отыскивая неизвестные земли».
    В антарктических водах «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов о. Южная Георгия. Были открыты мысы, заливы и группа островов, названные именами участников экспедиции: остров Анненкова, остров Завадовского, остров Лескова, остров Торсона. Плавание было чрезвычайно трудным и опасным. Небольшие парусные деревянные суда были вынуждены маневрировать вблизи льдов и айсбергов, зачастую в тумане. Следуя курсом на юг, русские мореплаватели 16 (28) января в районе 69°21′ — 69°29′ южной широты и 2°14′ — 2°35′ западной долготы открыли шестой материк Земли.
    Экспедиция Беллинсгаузена — Лазарева справедливо считается одной из самых важных и трудных антарктических экспедиций. Ею было пройдено в общей сложности 4 тыс. 972 мили — путь, в два с четвертью раза превышающий длину экватора. Плавание продолжалось 751 сутки, из них шлюпы находились на ходу 527 дней, причем 122 дня южнее 60-й параллели и 100 дней во льдах. Помимо географических открытий (материк Антарктида и 29 островов), экспедицией была сделана масса интересных и ценных астрономических, океанографических, синоптических и этнографических наблюдений.
    Лит.: Ларионов А. Открывшие Антарктиду // Моделист-Конструктор. 1968. № 4; Открытие Антарктиды: Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев [Электронный ресурс] // Россия в красках. 2004-2015. URL: http://ricolor.org/history/eng/expedition/antarctida/.
    См. также в Президентской библиотеке:
    В Антарктиде открыта первая советская научная станция «Мирный» // День в истории. 13 февраля 1956 г.;
    В Ленинграде был открыт первый в мире музей Арктики // День в истории. 8 января 1937 г.;
    Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. Ч. 1;
    Беллинсгаузен Ф. Ф. Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжении 1819, 20 и 21 годов, совершённые на шлюпах Восток и Мирном под начальством капитана Беллинсгаузена, командира Шлюпа Востока. Шлюпом Мирным начальствовал лейтенант Лазарев. СПб., 1831. Ч. 2;
    Митинг в честь русских капитанов Михайло Лазарева и Фаддея Беллинсгаузена на флотилии «Слава», 1951 г. : [фрагменты кинохроники / реж. монтажа Т. И. Дьяконова]. СПб., 2010;
    Тарапыгин Ф. А. Известные русские военные деятели: краткое их жизнеописание. СПб., 1911.

  9. UNYKIT Ответить

    В 1818 году два российских судна «Восток» и «Мирный» под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева отправились в кругосветную экспедицию. Через 751 день они вернулись домой, открыв шестой материк — Антарктиду. 200 лет спустя легендарные парусники «Седов», «Крузенштерн» и «Паллада» понесут кругом света российский флаг. К одному из участков кругосветной экспедиции на фрегате «Паллада» вы можете присоединиться. Оставьте заявку, мы свяжемся с вами и расскажем, как попасть на борт.

    Кук немного не доплыл

    В середине XVIII века британский исследователь, мореплаватель, капитан Джеймс Кук совершил свое первое кругосветное путешествие, чтобы изучить южное полушарие и выяснить, есть ли там земля. Когда он дошел до самой южной точки своей экспедиции — на 71 градусе южной широты, — то решил, что земли дальше нет, так как путь ему перекрыли многолетние паковые льды толщиной до трех метров. Авторитетное мнение Кука стало одной из основных причин того, что мореплаватели отказались от поиска земли дальше к югу.
    Кроме того, хоть ученые и догадывались о существовании южного материка, долгое время никто не решался проверить эту теорию на практике. Во-первых, из-за тяжелых погодных условий. Во-вторых, в то время эту землю, даже если она существует, считали практически бесполезной.

    На край света по указу императора

    В России идею исследования Южного полярного круга в первую очередь продвигал известный путешественник и мореплаватель Иван Крузенштерн, а в феврале 1819 года император Александр I подписал указ об исследовании полярных вод Южного полюса.
    Капитанами «Востока» и «Мирного» — двух шлюпов, отправившихся в экспедицию, стали Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев, которому на тот момент был всего 31 год. Перед ними поставили задачу добраться до самой дальней точки, до которой только смогут. 16 июля 1819 года оба судна вышли из Кронштадта и поплыли в ту сторону, где, по словам Кука, земля заканчивалась.
    Первую длительную остановку корабли сделали в английском Портсмуте. Здесь «Восток» и «Мирный» простояли чуть ли не целый месяц — запасались едой и оборудованием. Осенью, дождавшись попутного ветра, корабли пошли через Атлантику и следующую остановку сделали после того, как пересекли экватор — в бразильском Рио-де-Жанейро. Наполнив трюмы продовольствием и сверив хронометры, они вышли из Рио навстречу неизведанным участкам холодного Южного океана.
    В конце декабря 1819 года корабли подошли к острову Южная Георгия. Здесь «Восток» и «Мирный» не спеша двигались вперед, лавируя между льдин. Погода становилась хуже, часто штормило, и Новый год встретил корабли сильным снегопадом — матросы едва успевали счищать снег с палубы. Утром 1 января «Мирный» чуть не врезался в огромный айсберг, но спасся благодаря слаженной работе экипажа и удачному ветру.
    Экспедиция двигалась дальше — к Сандвичевым островам, которые когда-то открыл Джеймс Кук, но ошибочно посчитал целый архипелаг одним большим островом. Российские мореплаватели исправили в картах эту неточность. Весь архипелаг Фаддей Беллинсгаузен назвал Южными Сандвичевыми островами.

    Первая встреча с Антарктидой

    28 января 1820 года стояла ясная погода. Перед «Востоком» и «Мирным» возник густой побитый лед, которым было покрыто пространство до самого горизонта. Михаил Лазарев в судовом журнале записал: «матерый лед, чрезвычайно высокий… Простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение». Именно в этот день моряки открыли Антарктиду, приблизившись вплотную к ней в координатах 2° 14? 50? з. д. и 69° 21? 28? ю. ш.
    Шлюпы обошли южный материк несколько раз с разных сторон, но ступить на землю русским исследователям так и не удалось. Холодное полярное лето заканчивалось, климатические условия становились хуже, и экспедиция приняла решение пойти в австралийский Порт-Джексон (сегодня — Сидней), чтобы отремонтировать корабли и дать отдохнуть экипажам, а следующей весной продолжить изучение открытого материка.
    На прощание Антарктида наградила моряков великолепным полярным сиянием. В начале апреля «Восток» пришел в Порт-Джексон, а через неделю туда же пришел «Мирный». На этом первый этап экспедиции завершился.

    Вторая экспедиция и новые открытия

    Все австралийское лето российские моряки бороздили тропические широты Тихого океана: уточняли местоположение уже известных островов и их контуров, определяли высоту гор, наносили на карты новые острова. За два месяца до старта второго этапа экспедиции команды шлюпов начали готовиться к новому плаванию в полярные широты, а в середине осени корабли вышли из Порта-Джексон и пошли через Тихий океан по направлению к Антарктиде.
    В начале 1821 года, огибая Антарктиду с западной стороны, Беллинсгаузен и Лазарев сделали еще несколько открытий. 22 января они нашли крупный остров (154 квадратных километра) и решили назвать его в честь императора Петра I, создателя отечественного военного флота. Однако подобраться вплотную к нему помешали льды, поэтому они решили на остров не высаживаться. Чуть позднее члены экспедиции увидели вдалеке еще один остров с протяженным гористым берегом, который не был покрыт льдом. Этот остров они назвали Землей Александра I. Впоследствии оказалось, что это самый крупный остров Антарктики, площадь которого превосходит 43 тысячи квадратных километров. Тогда же Беллинсгаузен сделал запись в судовом журнале: «Я называю обретение сие берегом, потому что отдаленность другого конца к югу исчезала за предел зрения нашего».

    Уезжали капитанами, вернулись – первооткрывателями

    Из-за протечки в носу шлюпа «Восток» Беллинсгаузен принял решение завершить экспедицию чуть раньше намеченного срока. После остановки в Рио-де-Жанейро на четыре месяца экспедиция двинулась к родным берегам. «Восток» и «Мирный» вернулись в Россию 5-го августа 1821 года. Встречал экспедицию в Кронштадте сам император Александр I. Многим участникам этого плавания дали награды и новые звания. Путешествие, которое длилось 751 день и заставило команду преодолеть почти 100 тысяч километров, подтолкнуло новых исследователей вплотную заняться изучением Антарктиды.
    Открытия Беллинсгаузена и Лазарева переоценить трудно. Материк был обнаружен, а вместе с ним и 29 островов. Еще в самом начале экспедиции моряки взяли за правило называть новые острова по фамилиям членов экипажа. Кроме того, во время экспедиции российские мореплаватели придумали, как получать пресную воду из льдов айсбергов. Также моряки собрали этнографические и естественнонаучные коллекции, которые и сейчас находятся в Казанском университете. Также во время экспедиции были сделаны первые эскизы пейзажей Антарктики и животных в тех местах. Первый официально опубликованный отчет об экспедиции составил два тома с атласом карт и дополнительных материалов.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *