Можно ли считать что фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?

7 ответов на вопрос “Можно ли считать что фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?”

  1. Владюха_Ростов Ответить

    Матрёна говорила Игнатичу, что когда-то давно Фаддей сватался к ней. Однако война разлучила эту пару. По совету родных женщина вышла замуж за младшего брата Фаддея – Ефима. Спустя время произошло чудо – Фаддей вернулся в деревню живым. Когда он узнал о женитьбе своей возлюбленной и брата, то воспылал лютой ненавистью к обоим.
    Любил ли герой Матрёну по-настоящему не известно, но даже жену стал выбирать себе с таким же имечком. Из другой деревни таки приводит Фаддей в дом «вторую» Матрёну. Девушки были похожи только именем. Вторая Матрёна была широколицей и грубой. Возможно, поэтому Фаддей так злился на нее и часто бил. Тем ни менее, у этой пары родилось много деток. Своих сыновей герой тоже не жаловал и часто учил тяжелой своей рукой.
    Вначале Фаддей кажется рассказчику статным умудренным стариком, который деловито склонятся на посох. Но очень скоро его характеристика сменяется на менее лестные определения: «ненасытный», «полуслепой старик», «просил каждого снизойти к его старости».
    Складывается такое ощущение, что всю жизнь Фаддей посвятил некой мести и наживе. Назло возлюбленной он женится на нелюбимой женщине, которую после избивает и всячески ужимает. Своих детей от второй Матрёны он вряд ли по-настоящему любит и тоже бьет. Истинное отношение он выказывает и к бывшей возлюбленной Матрёне. Он надоедает ей просьбой отдать часть избы в качестве наследства его дочери Кире, которую воспитывала женщина. Матрёна не может отказать Фаддею и Кире, и поэтому сама помогает перевозить часть избы. В результате это приводит к трагическому концу.
    Образ Фаддея – образ выродившегося человека.

  2. House Ответить

    По характеру же Фадей также весьма неприятный человек, которым движут низменные человеческие пороки. Он весьма лживый, корыстный, и злой человек, который не побрезгует даже самыми отвратительными методами для достижения своей цели, что характеризует его как весьма и весьма отвратительную личность. Он никак не может забыть то, что его предали его близкие люди, потому и старался сделать все для того, чтобы им стало очень плохо.
    Также в его характере присутствует черта весьма бессердечного человека, которому всё равно на окружающих его людей, и абсолютно все равно, что они чувствуют. Фадей, не задумываясь о чувствах Матрёны, причинял ей моральную боль, не давая жить спокойно, что и довело её до могилы. Это показывает, что Фадей весьма отвратительный человек, которого автор сделал таким, дабы в произведении был антипод Матрёны, противопоставляющий ей свой образ. Именно на этом контрасте и строится всё произведение.
    Я считаю, что Солженицын именно эту мысль хотел донести до читателя образом Фадея, так детально описав его в своём произведении “Матренин двор”.

    Сочинение про Фаддея

    Центральной идеей в произведении является идея угнетенность русского народа в тоталитарный период его бытия. Через образы персонажей в произведении, как и в любом другом, Солженицын прекрасно раскрывает эту идею, подправляя её событиями, происходящими в произведении.
    Во время повествования нас знакомят с персонажами. Мы знакомимся с жителями деревни, с центральными персонажами в нём, такими как главная героиня произведения – пожилая женщина, не принятая своими соседями в деревне за свою излишнею праведность. Также нас знакомят с её прошлым возлюбленным Фадеем.
    Фадей является полным антиподом главной героини. Фадей человек бессовестный, который заботится только о себе, и ни о ком больше. Он привык искать выгоду во всём, даже не задумываясь, об окружающих.
    Его скверный характер раскрывается с такой же скоростью, с которой идёт повествование. Далее мы узнаём, что из-за своего скверного характера, он даже женился на другой женщине, просто для того, чтобы отомстить своей бывшей возлюбленной, также он пытался отнять у неё часть её имущества, якобы оно было его. После он начал рушить её дом, в которой он прожил вместе с Матрёной столько лет.
    Даже после смерти Матрёны, он так и остался чёрствым и эгоистичным человеком, особо не горюя о судьбе своей возлюбленной.
    Все его действия характеризуют его как очень нехорошего человека, всегда мыслящего во вред своему окружению, даже если это окружение его очень ценит. Он всегда считал, что все окружающие его просто на просто его ненавидят, за то, что он такой, каков он есть, собственно, и из-за чего, он стал таким чёрствым и эгоистичным человеком. В этом и раскрывается весь его образ в произведении. Солженицын пытался показать насколько может окружение изменить человека. И через его образ он как бы говорит нам, о необходимости добрее относится к любым людям, даже если они нам не очень приятны.
    Многие отечественные писатели пытались показать жизнь простых людей в России такой, какая она есть, без фальши и обмана, однако как бы они не старались, получалось далеко не у всех. По настоящему описать русскую жизнь и все из неё вытекающие обстоятельства и факты могли только те, кто столкнулся с ней во всей её красе, и смогли пройти через это, со стойкостью и мужеством перенести все невзгоды простой жизни, и выбраться из оков обстоятельств.
    Одним из таких писателей и был Солженицын, который написал замечательное произведение “Матрёнин двор”.

    Вариант 4

    Каждый человек в жизни не похож друг на друга. Все люди имеют свои принципы, взгляды и ценности, которые являются их главными ориентирами и путеводителями при достижении целей. Кто-то придерживается более гуманных подходов в отношениях к окружающим, а кто-то – использует всевозможные способы и методы на пути осуществления своих желаний, не принимая во внимание общепринятые нормы человеческих отношений. Один человек может являться полной противоположностью другого.
    Таким примером является один из героев рассказа Александра Солженицына «Матрёнин двор». Это шестидесяти летний мужчина по имени Фаддей, который имеет свою жизненную позицию и ни при каких обстоятельствах не изменит её в ущерб лично для себя. Этот герой по своему складу характера, привычкам и поступкам показан автором, как полная противоположность главной героине произведения Матрёне. Зная её из содержания произведения, как простую и добрейшей души женщину, читатель сразу может представить образ Фаддея.
    Фаддей был человеком высокого роста, достаточно крупного телосложения. Конечно, здоровье его было подорвано, это след о нелёгкой, прожитой жизни, однако, он старался не унывать и не падать духом. Мужчину постоянно мучили боли в пояснице, поэтому он ходил сгорбившись и, для облегчения, опирался на посох. Единственное, что, казалось, не тронули прожитые годы, это чёрный цвет волос, которые не касалась ещё седина. У него были такие густые и чёрные волосы, что сливались с чёрной окладистой бородой и усами, из-за которых рот был едва виден. Также Фаддей имел непрерывные чёрные бакены, а его брови напоминали два широких мостика направленные навстречу друг другу. Всем своим обликом этот мужчина старался показать свою важность и достойность. По характеру Фаддей был человеком властным, поэтому в любой ситуации, как бы он себя не контролировал, и не сдерживал, эти черты всё равно непроизвольно проявлялись и давали о себе знать. Ещё одной чертою Фаддея, бросавшейся во внимание читателя, является его злопамятность. Вы только представьте, каким должно было быть у него зло, чтобы на всю жизнь сохранить злость и желание отмстить Матрене за то, что она не дождалась его с войны и вышла замуж за его брата.
    Фаддей был очень жадным и эгоистичным человеком. Ради своего обогащения и наживы он мог спокойно переступить через любые человеческие жизни и нравственные качества. Давайте вспомним как он ради экономии денег, одним рейсом хотел перевезти горницу на двух санях, одни из которых были самодельные. В итоге Фаддей поплатился человеческими жизнями близких ему людей. Но это его не остановило и не образумило. Когда в гробу лежали два родных человека, Фаддей горевал больше не по ним, а по брёвнам с санями, что остались на переезде. Опять же, на первое место выступили жадность и эгоизм.
    Как мы видим, такая жизненная позиция не всегда есть хорошей. Для достижения каких-то личных целей она, конечно, помогает, но в окружении других людей, это поведение выглядит очень безжалостным, что невольно вызывает осуждение.

  3. Рожкова Анна Ответить

    -1-
    Урок-размышление на тему: «Не стоит село без праведника…» (по рассказу А.И.Солженицына «Матренин двор)
    Задачи урока:
    провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли.
    вырабатывать навыки анализа текста
    закрепить навыки самостоятельной работы и работы в группах
    помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как гражданственная ответственность, доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.
    Оборудование урока: презентация
    Ход урока
    1.Организационный момент
    Вступительное слово учителя
    Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году. А опубликован в 1964 .Этот рассказ – произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о том, как после лагерей ему захотелось затеряться в самой глубине России. После реабилитации Солженицын работал некоторое время учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево Курлуковского района у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Но рассказ «Матренин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний, а приобретает глубокое значение, признан классикой.
    Вопрос: «Как жить на земле?» рано или поздно встает перед каждым человеком. Ответ на этот вопрос мы постараемся найти в рассказе «Матренин двор».
    Беседа по содержанию рассказа
    Учитель: Главная героиня рассказа – крестьянка Матрена. В переводе с латинского языка это обозначает «мать». Героиня несет в себе спасительное начало.
    – Чем Матрена Васильевна привлекательна для рассказчика?
    – Как он объясняет ее «странности»?
    – Что и почему ей прощает?
    Учитель: Жизнь героини можно условно разделить на две части: прошлое и настоящее.
    Подготовить рассказ о ее жизни было вашим домашним заданием.
    Проверка домашнего задания.
    -Что окружает Матрену в настоящей жизни?
    -2-
    Задание: подобрать к ключевым словам определения из текста
    изба
    Изгнивала щепа, посерели бревна, просторная, темноватая, серый, изгнивающий
    фикусы
    Заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой
    кошка
    Колченогая, подобранная из жалости, немолода
    мыши
    Нагло шуршали, редкое быстрое шуршание
    тараканы
    Кишели по ночам. Слитный, единый, непрерывный, как шум океана, шорох, в нем не было ничего злого, не было лжи
    коза
    Грязно-белая
    -Как проходит обычный день у Матрены? (Топила печь, доила козу, ходила за водой, варила, ходила за торфом, за ягодами, копала картофель заготовляла сено для козы)
    -Что было в ее настоящей жизни, а чего не было?
    Было
    не было
    Страшная болезнь
    Одиночество
    Тяготы быта
    Несправедливость общества
    Хлопоты с пенсией
    Бедность
    убогость
    пенсии, денег
    понимания родственниками, сельчанами
    семьи
    -Что пришлось испытать Матрене в прошлом?
    Счастье
    Горе
    Любовь к Фаддею
    Замужество
    Воспитание Киры
    Здоровье, сила
    Смелость «коня на скаку остановит»
    разбитая любовь
    замужество без любви
    смерть 6 детей
    Потеря мужа на войне
    Непосильный труд в колхозе
    Горькая обида на колхоз, который выжил из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без поддержки
    -Обозлилась ли на жизнь Матрена, столь жестокой к ней?
    Подтвердите свой ответ примерами из текста.(Доброжелательность иделикатность к постояльцу, отсутствие зависти, готовность помочь людям, колхозу)
    Учитель: Удивительное дело – не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.
    -3-
    Писатель не дает конкретное описание внешности Матрены, но одна деталь постоянно подчеркивается автором – это улыбка.
    Какая? (Лучезарная, просветляет ее лицо, добрая, извиняющая)
    -Какое у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (Работа)
    -Как относится Матрена к работе?
    (Для нее это радость, отдых, лекарство от всех болезней)
    -Как она помогает окружающим?
    ( Бескорыстно, не берет денег за работу, не завидует размерам чужой картошки, не держала обиды на колхоз, идет помогать по первому же указу, не получая ничего за работу. «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».)
    -Как используют ее труд окружающие люди?
    (Все настолько уверены в ее согласии, настолько привыкли использовать ее труд, что не просят прийти , а просто констатируют факт. Люди бессовестно пользовались бескорыстием Матрены.)
    -А что такое бескорыстие?
    Бескорыстный – чуждый корыстных интересов. Корысть – выгода, материальная польза.
    -Как относятся к Матрене окружающие ее люди?
    (Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием – и дружно осуждали ее за это.)
    -Можно ли считать героиню верующей?
    (Да, хотя и была безгрешна.)
    -Что изменило обычный образ жизни Матрены? Почему ей трудно решиться отдать своей воспитаннице горницу при жизни? Почему не спит она две ночи, думая о горнице? Жалко ли ей горницы? Подтвердите текстом.
    (Матрене не жалко саму горницу, ломка дома воспринимается ее как ломка всей ее жизни, где прожила она 40 лет, пережила две войны, смерть шестерых детей, потерю мужа.)
    -Почему погибает Матрена?(Решила помочь мужикам)
    Учитель: Вот не стало Матрены. «Убит родной человек», – не скрывает своего горя герой-рассказчик. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей – какие душевные силы для этого нужны.
    -Проследим за поведением людей, собравшихся на похоронах Матрены.
    ( Не похоронный обряд, а политика)
    -Кто из них искренне переживает смерть Матрены, горечь ее утраты?
    (Людей, действительно искренне переживающих смерть Матрены, очень мало – близкая подруга (тем не менее не забывает прихватить вязаную кофточку), Кира, вторая Матрена.
    -4-
    Все остальные изображают горе, для них главное – заполучить наиболее выгодную часть наследства.)
    -Как отзывались окружающие о Матрене?
    Учитель: И оказалась, что уходит Матрена из жизни никем не понятая, никем по-человечески не оплаканная.
    -Можно ли считать, что Фаддей олицетворяет злое начало в рассказе?
    Найдите описание внешности Фаддея. Какой говорящий эпитет характеризует этого героя?
    («черный» встречается шесть раз)
    Учитель: Это ненасытный старик, потерявший обыкновенную человеческую жалость, для которого главное – нажива. Жестокий по отношению ко второй жене, злопамятный по отношению к Матрене. Его поведение во время похорон?
    -К какому выводу приходит автор-рассказчик?
    (Фаддей в деревне был такой не один, а Матрена – такая – была совершенно одна.)
    -Чем она отличается от всех остальных? Что в ней не понятно людям?
    Выразительное чтение финала рассказа.
    -Как вы, ребята, понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
    -В чем смысл слова «праведник»?
    Праведник– это человек с чистой совестью и душой. (В.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)
    Праведник– праведно живущий; во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник.(С.Ожегов «Толковый словарь русского языка»
    Праведник
    1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.
    2.Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.
    -Какое из этих определений раскрывает характер Матрены?
    -А кого из действующих лиц мы можем отнести к грешникам?
    Самостоятельная работа в парах
    Что сопровождает жизнь праведника и грешника?
    Учащиеся составляют таблицу
    праведники
    грешники
    Коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненной работы в парах
    -5-
    Добро, вера в бога и в людей.
    Хорошее отношение к людям,
    милосердие, бескорыстие,
    умение прощать,смирение, совестливость, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труд как возможность вернуть доброе расположение духа, терпение, естественность в поведении, непритязательность,
    неприхотливость, выносливость
    Зло, недоброжелательнось, труд на себя, работа спустя рукава на общество, равнодушие, зависть, жадность, стяжательство, эгоизм, злопамятность,
    ожесточенность, ложь
    Учитель: Каждый человек должен пройти свой путь, каким бы он ни был, удачным или неудачным, сохранив в себе мужество и совесть, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено в нем самой природой.
    Исходное название рассказа – «Не стоит село без праведника». А.Т.Твардовский ради публикации предложил нейтральное название «Матренин двор». Если учесть, что СЕЛО – ь символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – это вся Россия, то –какой смысл вкладывал Солженицын в название рассказа?
    Вывод по уроку.
    -Как вы думаете, ребята, нужны ли такие праведники в нашей жизни?
    (Да. Особенно в нашей современной жизни, когда взаимная ненависть, озлобление, отчуждение достигли ужасающих размеров)
    Послушаем прекрасное стихотворение Булата Окуджавы
    В нашей жизни , прекрасной и странной
    И короткой, как росчерк пера,
    Над дымящейся свежею раной
    Призадуматься, право, пора.
    Призадуматься и присмотреться,
    Поразмыслить, покуда живой,
    Что там кроется в сумерках сердца
    В самой черной его кладовой.
    Пусть твердят, что дела твои плохи,
    Но пора научиться, пора
    Не вымаливать жалкие крохи
    Милосердия, правды, добра.
    Но пред ликом суровой эпохи
    -6-
    Что по-своему тоже права,
    Не выжуливать жалкие крохи,
    А творить, засучив рукава.
    Учитель: Добро требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души. Так жила Матрена, которая не преследовала никаких личных целей, не ждала вознаграждения, благодарности, а совершала добро по внутренней потребности, потому, что не могла иначе.
    Оценивание работы учащихся.
    Домашнее задание:
    Написать сочинение – рассуждение (на выбор)
    «О чем заставил меня задуматься рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»?
    « О чем бы я спросил(а) героиню?
    Прикрепленный файлSize
    Урок по литературе в 11 классе.ppt503.5 KB

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *