Что происходит с душой 40 дней после смерти?

12 ответов на вопрос “Что происходит с душой 40 дней после смерти?”

  1. Anann Ответить

    Небольшую речь на поминках произносит каждый присутствующий человек. Нельзя забывать, что основная цель поминальной трапезы — поддержать душу умершего человека, стоящего на 40-й день перед престолом Господним в ожидании Суда. В этот момент взвешиваются все его благочестивые и греховные поступки. А слова любви, сказанные в процессе поминок, маленькими каплями падают на чашу добра. Поэтому так важна молитва в этот период.

    Правила организации поминок

    Поминальная трапеза проводится в доме покойного человека или кафе. Если он был постоянным прихожан ном какого-либо храма, то настоятель может разрешить организовать поминки в трапезной части храма. Категорически запрещается проводить поминальную трапезу на кладбище.
    Следует помнить, что церковные догматы запрещают оставлять на могиле еду и напитки (особенно алкоголь). Если нет возможности раздать поминальные угощения, то их оставляют на каноне около ворот кладбища, чтобы их могли взять нуждающиеся люди.
    Обязательными блюдами трапезы являются кутья из какой-либо крупы и блины или оладья. На столе не должно присутствовать мясо, но разрешены рыба и морепродукты.
    Нельзя на поминках пить алкогольные напитки!
    Поминальная трапеза — это не встреча с друзьями и родственниками, поэтому песни и веселье здесь неуместны.

    После 40-го дня

    После окончательного ухода души из земного мира близкие люди чувствуют опустошение и скорбь подступает с новой силой. Но церковь призывает не предаваться унынию, а продолжать молитвой и добрыми делами поминать ушедшего человека.

    Где находится душа

    В Священном Писании говорится, что души праведников отправятся после смерти в Царство Небесное, где будут пребывать до дня Страшного суда. Но много ли праведников на грешной земле? Неизвестно куда отправляются души людей, в земной жизни которых присутствовали греховные мысли и деяния. Но и их участь можно облегчить, ежедневно поминая их в молитвах.

  2. Mrs.АНАНАСЬКА Ответить

    Те, кто столкнулся со страшным горем, – смертью близкого, наверняка интересуются, что происходит дальше с душой человека, какой путь она проходит и почему 40 дней считаются важными? Мы расскажем вам о том, какие испытании предстоят человеческой душе, сколько они длятся и каким образом будет решаться ее окончательная судьба.
    Проживая земную жизнь, наше тело едино с душой, однако, когда человек умирает, его душа отделяется. При этом все страсти и привычки, добрые и плохие дела, характер и привязанности, которые были сформированы на протяжении прожитых лет, эта душа не забывает. И после смерти ей приходится отвечать за все свои поступки и действия.
    40 дней после смерти являются самыми тяжелыми для души человека. В православии этот день считается почти таким же трагическим, так и сам день смерти. Все это время душа пребывает в неведении, какая судьба ей уготована. За 40 дней ей суждено пройти немало испытаний и полностью отчитаться за прожитую жизнь.
    Если шесть дней до этого душа пребывала в раю, смотрела на блаженную жизнь и праведников, то далее она следует на «экскурсию» в ад. Там начинается самая сложная и ответственная для человеческой души часть – мытарства. Считается, что их двадцать – при этом это не количество грехов, а количество страстей, в которые входят множество разновидностей пороков. К примеру, есть грех воровство. Однако проявляется он по-разному: кто-то напрямую крадет деньги других людей прямо из кармана, кто-то немного подправляет бухгалтерские бумаги, кто-то берет взятки. Со всеми другими мытарствами то же самое. Двадцать страстей – двадцать экзаменов для человеческой души.
    Хождения по аду длятся до сорокового дня. Это значительно более долгая прогулка, нежели путешествие по раю, что и неудивительно, ведь человек гораздо больше подвержен таким слабостям как ненависть, гнев, зависть, лукавство и гордость, чем добродетелям. Поэтому и отвечать за свои пороки приходиться гораздо дольше.
    Интересно и то, что во время земной жизни у человека есть возможность покаяться за свои грехи и получить прощение – надо всего лишь исповедаться от чистого сердца. В загробном мире такой возможности нет. Более того, если при исповеди человек может скрыть какие-то свои пороки, то здесь этого права он лишен: человек предстает таким, какой он есть на самом деле, со своими целями, стремлениями и тайнами.
    Конечно, душа не остается беззащитной перед строгими судьями. В качестве адвоката души выступает ангел-хранитель, который сопровождает человека с самого рождения. Он будет готов на любой грех найти доброе дело. Главное – чтобы было из чего искать. Для того, чтобы избежать мук ада, человек должен проживать свою жизнь максимально приближенно к монашеству. Это крайне сложно в современном мире, полном искушений, однако если при жизни быть верным Богу, творить добрые дела, быть чистым душой и сердцем, причащаться, то пройти каждое уготовленное испытание будет гораздо проще.
    Душа после 40 дней последний раз спускается на землю и обходит особо важные для нее места. Многие люди, потерявшие близких, признавались в том, что во снах видели, как умерший в этот день прощается с ними, говорит о том, что уходит навсегда. Немало людей также утверждало, что после 40 дней смерти они перестают чувствовать присутствие умершего рядом: больше не слышно шагов и вздохов, не чувствуется запах человека.
    Что же происходит далее, когда 40 дней прошло? На сороковой день душа вновь отправляется к Богу, теперь уже на суд. Только не Господь будет судить человека, не он будет осуждать или корить за его пороки. Человек сам себе судья. Поэтому считается, что, оказавшись перед Святым ликом, душа либо соединиться с этим светом, либо ниспадет в бездну. И принимается это решение не силой воли, а духовным состоянием, которое стало результатом человеческой жизни.
    Душа 40 дней ждет решения своей участи, однако, как утверждает церковь, это не последний суд. Будет другой, Страшный Суд, окончательный. Считается, что на нем судьбы многих душ могут измениться.
    Остались вопросы? Задавайте их на нашем форуме.

  3. CrazyBoyTheNoob Ответить

    Многие не понимают, почему поминают на 9 и 40 дней. Ответ прост – это начало и конец божьего пути, который совершает душа до получения своего места – в аду или раю. Получается, что до сорокового дня с момента смерти усопшего она находится между небом и землей, испытывает всю боль, тоску родных, близких людей. Поэтому не стоит сильно горевать, иначе умершему человеку будет еще тяжелее обрести вечный покой.

    Почему отмечают 40 дней после смерти

    Это поминальный день. Означает прощание с неприкаянной душой. В этот день она приобретает свое место в вечности, находит покой, испытывает смирение. Душа до сорока дней после смерти – хрупкая и ранимая, восприимчива к чужим мыслям, обидам, наговорам. Ее изнутри разрывает от боли, но к 40 дню приходит глубокое спокойствие – осознание своего места в вечности. Дальше ничего не происходит, только забвение, приятные воспоминания о прожитой жизни.

    Как правильно поминать

    Зная, что происходит с душой на девятый и сороковой день смерти, близкие люди должны с состраданием отнестись и облегчить ее мучения. Для этого не стоит сильно убиваться по умершему, бросаться на грудь покойному и прыгать в могилу на похоронах. От таких действий душе будет только хуже, и она испытывает острые душевные терзания. Лучше скорбить в мыслях, больше молиться и желать ей «Земли, которая станет пухом». Надо стараться справляться с эмоциями.­От родственников требуется только светлые мысли и полное смирение, что так распорядился Бог, ничего уже нельзя изменить.
    Необходимо правильно поминать усопшего на 9, 40 день, каждый год в день его скоропостижной кончины. Это малоприятное мероприятие для всей семьи, которое должно проходить по всем правилам. Итак:
    Дни поминок считаются с момента смерти человека (до полуночи). 9 и 40 день смерти значат начало и конец божьего пути, когда происходит определение дальнейшей судьбы умершего.
    Родственники должны помянуть усопшего, а на скромном столе желательно присутствие освященной кутьи. Съесть ее требуется хотя бы по ложке.
    Поминать спиртным не рекомендуется (Богом не разрешено), а стол должен быть скромным, застолье больше молчаливым, вдумчивым.
    Запрещено вспоминать плохие качества покойника, ругаться и сквернословить, если нет хороших слов, на все что происходит, лучше помолчать.

  4. Crezius Ответить

    Смерть человека — это трагический момент в жизни его родных, близких и друзей. Чтобы почтить память, принято проводить поминания на 3, 9 и 40 день. Сороковой день считается важнейшим, до него душа находится на распутье в чистилище, а теперь, максимально отдалившись от своего земного тела, она должна попасть на Божественный Суд, который и определит ее дальнейший путь — к свету или в вечную тьму. С этим периодом связано множество традиционных ритуалов, которые необходимо выполнять для помощи усопшему в поиске вечного покоя.

    Какие дни важны для нового духа

    В православных текстах нет упоминания о том, какие этапы проходит душа умершего, когда покидает свое тело, но, по устоявшимся традициям, особый упор делают на третий, девятый и сороковой дни. Древние церковники связывали этот период с определенными этапами перехода умершего человека в новый мир.
    Третий день, на который выпадает церемония похорон, связывают с Воскресением Иисуса Христа после смерти на кресте. Поминание в этот период символизирует победу вечной жизни над смертью. Есть мнение, что 3 день — это знак стремления души умершего человека к вере, надежде и любви — святым добродетелям. В панихиде православные просят Бога отпустить усопшему все его совершенные грехи и простить любые темные помыслы.
    День 9. Православное христианство чествует традицию поминовения и в девятый день. Этот срок является напоминанием о 9 ангельских чинах, к которым может присоединиться умерший человек. В этот день об усопшем молятся его близкие, просят о прощении его грехов и облегчении пути к вечному покою.
    40 день. Мытарства, которые испытывает душа человека до 40 дней после смерти, завершаются для нее перед завесой между земной и вечной жизнью. Для многих живых 40 дней — это еще более печальный день, чем дата физической смерти. Все потому, что на 40 день душа покидает грешную землю и улетает домой к Богу.

    Где обитает душа до сорокового дня

    Многие считают, что душа не уходит из дома до 40 дня после смерти. Это объясняют постоянным ощущением присутствия человека: постоянно возникают запахи, звуки и даже тактильные ощущения, но где находится душа 40 дней после смерти, интересует многих.
    Первые 3 дня дух абсолютно свободен и в мелочах помнит о своей жизни, поэтому этот период душа присутствует в знакомых ей местах и прощается с близкими. Тело еще может оставаться непогребенным, из-за этого присутствие души будет ощущаться в разы сильнее.
    Следующие 6 дней душа попадает на этап мытарств и терзаний о том, что на земле было совершено слишком много грехов, и это станет причиной замка на воротах рая. На 9 день близким следует провести панихиду и поминки, вспомнить все хорошее, что сделал человек и простить ему все плохое.
    Следующий этап — это испытания и многочисленные препятствия, когда душа должна доказать Богу, что достойна вечного покоя. На сороковой день ее судьба определяется — Страшный Суд отправляет в Рай или Ад. Если за все 40 дней не нашлось нужного количества добрых дел, чтобы перекрыть все совершенные на земле прегрешения, ничего изменить уже нельзя, душа вместо вечного покоя получит вечные муки в качестве искупления.

    Что и как делать родным умершего

    Весь период 40 дней тяжело переживается близкими усопшего. Как только тело погребено в землю, следует регулярно посещать церковь и проводить в установленные даты панихиду. Так можно помочь душе, которая все еще находится в доме, начать свой путь к светлому Раю.

    Молитвы

    Поминки об умершем человеке — это искренние молитвы. В период первых 40 дней после похорон молиться нужно особенно усердно, в это время душа все еще прилетает на землю, где осталось ее тело.
    Молиться можно и дома, и в церкви. Для тех, кто не знает особых поминальных текстов, подойдет даже «Отче Наш». Главное, чтобы слова звучали от сердца и с искренним желанием облегчить мытарства души покойного.
    На 40 дней принято проводить последнее поминание усопшего, но часто это событие выпадет не на самые удобные даты, поэтому многие задаются вопросом, можно ли перенести. Священники говорят, что в переносе нет ничего плохого — прощание можно проводить и раньше, и позже.
    За 40 дней душа получила от близких максимум энергии и прощения, что последняя встреча уже будет лишь финальным подарком перед вечным покоем, но священнослужители предупреждают, что переносу не подлежат литургии и церковные панихиды.

    Меню поминального обеда

    На 40 день принято организовывать поминальный обед, во время которого умершего вспоминают, прощают ему прегрешения и молятся за его упокой.

    Еда на этом мероприятии — это не главный аспект, поэтому нет необходимости разрабатывать сложное или изысканное меню, достаточно соблюдать несколько общепринятых правил:
    обязательным атрибутом поминального стола является пшеничная или рисовая кутья, ее нужно есть в первую очередь, даже перед супами или борщом;
    часто готовят блины без начинки;
    можно приготовить пирожки, которые гости по завершении обеда смогут взять с собой;
    если 40 дней выпадают на период любого поста, то запрет на мясные продукты автоматически снимается — на столе допустимы котлеты, гуляш, отбивные или голубцы;
    блюда из мяса могут соседствовать с рыбными — часто готовят уху или рыбные котлеты;
    для приготовления салатов нужно использовать только постные ингредиенты;
    традиционно центральным блюдом должна быть любимая еда усопшего;
    в качестве десертов можно приготовить ватрушки, испечь печенье или взять любые конфеты.
    После обеда принято раздавать небольшие свертки с угощениями всем знакомым умершего. Для этого используют печенье, свежую выпечку и конфеты. Существует традиция о раздаче вещей покойного нуждающимся с просьбой помолиться о вечном покое его души.

    Перед обедом принято посещать могилу умершего человека, чтобы сказать ему последнее «Прощай» до того, как душа окончательно покинет землю. В качестве жеста уважения и памяти рекомендуется взять с собой четное количество цветов и свечу, которую следует зажечь на могильной земле.
    На кладбище категорически запрещено громко говорить, что-либо есть или выпивать. Угощения для умершего можно оставить около могилы, например, тарелочку постной кутьи.

  5. Zulkigami Ответить

    Душа после смерти: Глава 1. Некоторые аспекты современных опытов
    Душа после смерти: Глава 2. Православное учение об ангелах
    Душа после смерти: Глава 3. Явления ангелов и бесов в час смерти
    Душа после смерти: Глава 4. Современный опыт “Неба”
    Душа после смерти: Глава 5. Воздушное царство духов
    Душа после смерти: Глава 6. Воздушные мытарства
    Душа после смерти: Глава 7. Опыты “выхода из тела” в оккультной литературе
    Душа после смерти: Глава 8. Подлинные христианские опыты неба
    Душа после смерти: Глава 9. Смысл современных “посмертных” опытов
    В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего Христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настоящее время “посмертные” опыты получают совершенно неверное толкование, Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.
    Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными “посмертными” опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключение мы специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.
    Архиепископ Иоанн (Максимович)
    Жизнь после смерти

    Чаю воскресения мертвых,
    и жизни будущаго века.
    Никейский Символ веры
    Безграничным и безутешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: “Станем есть и пить, ибо завтра умрем” (1Кор. 15, 32). Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.
    Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: “Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая” (“Душеполезное чтение”, август 1894).
    После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: “Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза” (св. Амвросий “Смерть как благо”).
    Преп. авва Дорофей, Отец Газский VI века, суммирует учение ранних Отцов по этому вопросу: “Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят Отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В тот день исчезают [все] помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает… А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит, и ничего из этого для нее не погибает… И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела” (Авва Дорофей. Поучение 12).
    Великий подвижник V века, преп. Иоанн Кассиан, ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: “Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лк. 16, 22-28)… Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать… они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т.е. душа), в которой, по блаженному Апостолу, заключается образ Божий и подобие (1Кор. 11, 7; Кол. 3, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их” [1].
    Современные “посмертные” опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть всем христианским учением по этому вопросу.
    Начало духовного видения
    Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.
    Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше -в гл. 1, ч.2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.
    Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: “Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружат твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь”.

    Встреча с духами

    Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.
    Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми “на курорте” счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.
    Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как частного суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

    Первые два дня после смерти

    В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.
    Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: “Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих” [2].
    В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: “Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость” (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).
    В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: “Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут… Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому” (“Душеполезное чтение“, август 1894).
    Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные “посмертные” опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.
    Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила “посмертного” опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок посмертного опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

    Мытарства

    В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых “мытарств”, на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.
    В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (частный суд), где подводится итог той “невидимой брани”, которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.
    Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: “Помогите!” – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительное засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы… Не забудьте так сделать… Се и любовь!”
    Критики православного учения часто неправильно понимают тот “мешок золота”, из которого на мытарствах Ангелы “платили за долги” блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием “сверхдолжных заслуг” святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.
    Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В “Каноне на исход души”, читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:
    “Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли” (песнь 4).
    “Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа” (песнь 6).
    “Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице” (песнь 8).
    Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

    Сорок дней

    Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще тридцати семи дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.
    Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

    Состояние души до Страшного Суда

    Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.
    Учение Церкви о состоянии душ на небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.
    Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях. В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания [3].
    Аналогичный рассказ есть в житии подвижницы, почившей уже в нашем XX веке, монахини Афанасии (Анастасии Логачевой): “В свое время она предприняла молитвенный подвиг за своего родного брата Павла, в пьяном виде удавившегося. Пошла первоначально к Пелагее Ивановне блаженной [4], жившей в Дивеевском монастыре, посоветоваться, что бы ей сделать для облегчения загробной участи своего брата, несчастно и нечестиво окончившего свою земную жизнь. На совете решено было так: затвориться Анастасии в своей келье, поститься и молиться за брата, каждодневно прочитывать по 150 раз молитву: Богородице, Дево, радуйся… По истечении сорока дней ей было видение: глубокая пропасть, на дне которой лежал как бы кровавый камень, а на нем – два человека с железными цепями на шее и один из них был ее брат. Когда она сообщила о сем видении блаженной Пелагее, то последняя посоветовала ей повторить подвиг. По истечении вторично 40 дней, она увидела ту же пропасть, тот же камень, на котором были те же два лица с цепями на шее, но только брат ее встал, походил около камня, опять упал на камень, и цепь оказалась на шее его. По передаче сего видения Пелагее Ивановне, последняя посоветовала в третий раз понести тот же подвиг. Через 40 новых дней Анастасия увидела ту же пропасть и тот же камень, на котором находился уже только один неизвестный ей человек, а брат ее уходил от камня и скрылся; оставшийся на камне говорил: “хорошо тебе, у тебя есть на земле сильные заступники”. После сего, блаженная Пелагея сказала: “Твой брат освободился от мучений, но не получил блаженства” [5].
    Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно “фотографии” того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

    Молитва об усопших

    Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). (До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения.) “Как можешь ты, Святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил Иеромонах. – “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”.
    Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение “о иже в аде держимых”.
    Св. Григорий Великий, отвечая в своих “Собеседованиях” на вопрос: “Есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти”, учит: “Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына” (IV; 57,60).
    Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).
    Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни; “Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться”… Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.
    Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском Императоре Траяне, – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого Императора.

    Что мы можем сделать для умерших?

    Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: “Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих”.
    Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
    О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.
    Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать “Молитвы на исход души”, которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминовение должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.
    Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7).

    Молитва на исход души

    Боже Духов и всякия плоти! Ты твориши ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный. Пред Тобою трепещут Херувимы и Серафимы и тьмы тем и тысяща тысящ со страхом и трепетом выну предстоят Престолу Твоему. Ты за хотящих улучити спасение посылаеши на служение святых Твоих Ангелов; Ты и нам грешным коемуждо даеши святаго Ангела Твоего, яко пестуна, еже хранили ны во всех путех наших от всякаго зла и таинственно наставляти и вразумляти ны даже до последняго издыхания нашего. Господи! Ты повеле еси изъяти душу от приснопоминаемаго(-мой) нами раба Твоего (рабы Твоея) (имя), воля Твоя – воля святая; молим Тя, Жизнодавче Господи, не отними точию ныне от души его (ея) сего пестуна и хранителя ея, не остави ю едину, яко в путь шествующую; повели ему, яко хранителю, не удалятися помощию в сем страшном прохождении ея в мир горний невидимый; молим Тя, да будет убо ей заступником и защитником от злаго сопротивника в прохождении мытарств, дондеже преведет ю к Тебе, яко к Судии неба и земли. О, страшно прохождение сие для души, грядущей на суд Твой нелицеприятный, и имущей в прохождении сем истязатися духами злобы поднебесными! Темже убо молим Тя, Преблагий Господи, благоволи и еще послали святых Твоих Ангелов душе преставльшагося(-шейся) к Тебе раба Твоего (рабы Твоея) (имя), да защитят, оградят и сохранят ю от нападения и истязания страшных и злых оных духов, яко истязателей и мытарей воздушных, служителей князя тьмы; молим Тя, свободи ю сего злаго обстояния, да не срящет ю злых демонов полчище; сподоби ю безбоязненно, благотишно и невозбранно преяти от земли страшный сей путь со Ангелы Твоими, да вознесут ю поклонитися Престолу Твоему и да приведут ю к свету Твоего милосердия.

    Воскресение тела

    Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе “Точного изложения православной веры” преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:
    “Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято…
    Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчана. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние…
    Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь” (стр. 267-272).
    [1]  Первая беседа, гл. 14 в Трудах Иоанна Кассиана Римлянина, Русский перевод Епископа Петра, Москва, 1892, с. 178-179.
    [2]  “Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных”, “Христ. чтение”, август 1831.
    [3]  “Жития святых”, 1 февраля.
    [4]  ее полное жизнеописание можно читать в книге: “Дивеевская летопись”, свят. Серафим (Чичагов), Братство преп. Германа, 1978, стр. 530.
    [5]  “Душеполезное чтение”, июнь 1902, стр. 281.

  6. Cenn Ответить

    Поминальная речь

    На подобных трапезах обязательно надо произнести речь, по окончании которой усопшего все должны почтить минутой молчания.
    Лучше всего, если будет распорядитель, кто-то приближенный к семье, но контролирующий свои эмоции и сохраняющий трезвость рассудка. В его обязанности будет входить не только контроль за приготовлением к встрече (контроль за персоналом, если мероприятие будет в кафе), но и предоставление слова родным.
    Обычно каждый из семьи старается сказать что-либо об усопшем. И распорядитель контролирует время слова и очередность (первыми должны быть близкие родственники — супруг, родители или дети и т.д.
    Скорбь вполне ожидаема на таком мероприятии, поэтому распорядитель должен подготовиться и вовремя отвлекать внимание от заплакавшего человека на себя. Стоит помнить, что человек не умер навсегда, но перешел в лучшую жизнь и этот факт можно напоминать в особенно скорбные моменты.
    Важно! Если на трапезу позвали батюшку, то он обязательно должен отслужить молебен и сказать проповедь. Если же воспоминание проходит в малом кругу, то все собравшиеся должны помолиться о умершем и, по возможности, прочитать самостоятельно панихиду или молебен. В это время рекомендуется зажечь церковные свечи.О чем говорить в такой речи? Человека вдруг не стало и будет уместно вспомнить каким он был, его добрые дела и отличительные качества. Не стоит вспоминать обиды и распри, если они оставили обиду в сердце, это лучшее время, чтобы сказать о прощении. Вспоминать человека необходимо только с хорошей стороны, описать какие-то совместные дела, вспомнить веселый случай или особенно трогательный.
    Поминальная речь — это речь грустная, но не тоскливая. Человек не перестал существовать, просто теперь он в другом виде и мире.

    Кого не поминают

    Существует категория людей, которых Церковь не поминает и не служит по ним панихиды:
    самоубийц;
    умерших в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
    Важно! Если человек самостоятельно принял решение пренебречь главным Божьим даром — жизнью, то Церковь не вправе его поминать как верующего. За таких людей можно молиться в личном порядке и творить милостыню в память о них, но молебны по ним не служат.Обычно возникают вопросы, служит ли церковь молебны об умерших младенцах, и на него отвечает правящий архиерей: молиться за малыша обязательно следует, независимо от возраста или причины смерти. Считается, что Господь, забирая детей, оберегает их от тяжелой судьбы во взрослом возрасте.
    Родителям крайне важно со смирением принять Его волю и молиться за свое чадо.

    Милостыни

    Традиция Православной церкви говорит, что христианам на 40 день следует разобрать вещи покойного и раздать их нуждающимся.
    При этом прося, чтобы люди молились за него и просила Господа даровать ему вечную жизнь в раю. Это доброе деяние, которое также может повлиять на конечное решение Господа Бога о духе умершего.
    Оставлять семье можно личные вещи и те, которые ценны как память о ушедшем. Если нет рядом нуждающегося человека, то вещи можно отнести в храм и оставить священник, который найдет им нового хозяина.
    Важно! Милостыня — это доброе деяние, которое, как и молитва, отражается на вечной жизни усопшего.

  7. Little Miracle Ответить

    Многих людей интересует, что происходит с душой человека после его смерти. Многие религии утверждают, что дух вечен и незрим. В христианстве важными датами являются 3 день, 9 день, 40 день после смерти. Они несут в себе определенное сакральное значение.

    После оставления тела душа 40 дней после смерти ещё тесно связана с миром живых. Часто случается, что даже после похорон умершего в доме ощущается чье-то незримое присутствие. С этим также связан обычай прикрывать зеркала, так как отсутствие собственного отражения сильно действует на душу. Некоторые поверья утверждают, что она может даже заблудиться в них. Поэтому в период 40 дней после смерти зеркала в доме покойного должны быть завешены. В христианстве данный обычай считается суеверием.
    Согласно православию, душа умершего человека три первых дня пользуется практически полной свободой. Она сохраняет знания из своей земной жизни, а также многие чувства: привязанности, страхи, надежды, чувство стыда и стремление окончить незавершенные дела. В это время душа по собственному желанию может находиться там, где ей хочется.
    Принято считать, что первые три дня дух находится рядом с телом или близкими людьми, либо в местах, которые были дороги и важны для человека при жизни. Именно поэтому не следует устраивать очень больших истерик и лить много слез. Ведь душа ещё не привыкла к своему новому плану существования, а дополнительный психологический груз от безутешных родственников только усугубит её состояние. По истечении этого срока дух утрачивает свободу и забирается ангелами на высшие планы бытия. Поэтому на 3 день необходимо провести панихиду.

  8. ЛетаЮ в МыслЯх Ответить

    В первые два дня душа умершего человека абсолютно свободна, она может находиться рядом со своим телом, либо в местах, где при жизни человек был счастлив, со своими родными и близкими. И только на третий день, в который принято проводить погребение и первое поминовение, душа призывается к Богу для проведения Правосудия.

    От третьего до девятого дня

    В эти дни душа находится в Раю для того, чтобы узнать о жизни святых и праведных, попавших сюда после смерти. Здесь душа забывает о своей скорби, о земной жизни и своих родных и в течение шести дней обитает в раю. Но на девятый день ангелы вновь возвращают душу к Богу на Суд. На девятый день родные и близкие усопшего поминают его и молятся о спасении его души и о том, чтобы она попала в Рай. Они организуют поминальное мероприятие, на которое приходят все желающие помочь душе умершего с помощью молитв и светлой памяти о нем. Именно поэтому этот день не стоит обращать в трагическое или, наоборот, праздничное событие. Светлые и хорошие воспоминания о человеке должны помочь ему в Божьем царстве на праведном Суде.

    Сорок дней

    После того как душа второй раз предстанет перед судом Божьим на девятый день, она отправляется с ангелами в ад, чтобы созерцать муки грешников, ещё раз подумать о своём раскаянии и вернуться на сороковой день к Богу для принятия им решения, о том, куда отправится душа человека и где пробудет до самого Страшного суда, на котором окончательно решится судьба каждого христианина. Именно поэтому в сороковой день близкие люди вновь молятся о душе покойного, прося Господа принять душу в Рай.
    Таково православное видение загробной жизни. Эти даты имеют для христиан большое историческое и религиозное значение и именно поэтому в эти три дня и в целом в течение сорока первых дней родственники и любящие люди, своими молитвами и светлой памятью помогают душе попасть в Рай.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *