Что такое альтруизм и что такое эгоизм?

26 ответов на вопрос “Что такое альтруизм и что такое эгоизм?”

  1. Foxis Ответить

    Альтруизм или эгоизм?

    Попробуем найти ответ на вопрос «альтруизм или эгоизм» при помощи этого опроса.
    Альтруизм
    Альтруизм – это термин, под которым подразумевается поведение бескорыстной заботой о благополучии других, иногда в жертву личным интересам, это бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Общие интересы выше личных. Альтруизм предполагает самопожертвование.
    Порой альтруизм используется ради повышения собственного авторитета, то бишь используется сугубо в эгоистичных целях, хотя сразу это может быть и не заметно. Как бы там ни было, альтруизм, если его проявление принесло пользу, действительно может поднять репутацию. Существует понятие Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмысления) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.
    Крайняя форма альтруизма – самопожертвование, полный отказ от личных интересов в пользу всеобщего блага и в пользу блага близких людей. Не следует путать альтруизм с филантропией и пожертвованиями.
    Это важное социальное явление, без альтруизма было бы невозможно построение справедливого общества, когда человек ставит интересы других людей выше своих, это говорит о высоком моральном развитии. Почсти все по настоящему геройские поступки свершают альтруисты.С другой стороны на такого человека могут смотреть как на чудака.
    Альтруизм характерен не только для людей, он встречается и среди некоторых животных. Например, в отдыхающих стадах есть своего рода «часовые», подающие сигнал о приближении хищника. Но обычно такой сигнал подает то животное, которое первым заметило хищника, так как находится к нему ближе всех, тем самым сигнальщик привлекает к себе внимание хищного зверя и часто именно оно становится жертвой. Также известно, что многие животные отказываются от каких-то личных удобств при взращивании своего потомства, более того, многие животные могут «усыновлять» чужих детенышей, причем иногда другого вида.


    Эгоизм
    Эгоизм – это термин, под которым подразумевается поведение, где личные интересы выше интересов других людей. Антоним к слову «альтруизм». На первом месте мысли о собственной пользе, выгоде (латинское слово ego — «я»). Часто термин «эгоизм» используется с негативным контекстом, как ругательное слово, себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. Но как и в случае с альтруизмом у эгоизма есть разные степени проявления. От радикального «все только для меня», до более умеренного, разумного эгоизма, «что хорошо мне хорошо и другим».
    В стремлении иметь самое лучшее и заботиться только о себе, нет чего-то плохого. Это естественное состояние любого живого существа, один из критериев естественного отбора. Сильнейший хочет получить лучшее и он получит лучшее, лишив этого того кто слабее.
    Эгоизм и альтруизм – это противоположности, однако оба типа поведения могут успешно сочетаться. Человек может совершать альтруистические поступки в эгоистичных целях (пусть даже порой этого не осознавая). Эгоизм одного человека может принести пользу близким эгоиста. Человек заботясь о себе заботиться тем самым и о ближнем круге.

  2. FaStik_foxe Ответить

    Смотреть что такое “АЛЬТРУИЗМ–ЭГОИЗМ” в других словарях:

    АЛЬТРУИЗМ — (фр. altruisme от лат. alter другой) нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. Термин «А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию «эгоизм»; … Философская энциклопедия
    Эгоизм — – поведение, мотивированные исключительно (или в преобладающей степени) личными, корыстными интересами. Например, обращать на себя внимание окружающих людей в силу нарциссизма. * * * – проявление интереса человека к самому себе, характеризующееся … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    эгоизм — а; м. [франц. egoisme от лат. ego я] Поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей; себялюбие (противоп.: альтруизм). Холодный э. Детский э. Э. родителей. Чрезмерный э.… … Энциклопедический словарь
    АЛЬТРУИЗМ — самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания. В нек рых случаях (при уходе за тяжелобольными … Российская социологическая энциклопедия
    эгоизм — (от лат. ego я) ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Проявлениям Э. присуще отношение … Большая психологическая энциклопедия
    альтруизм — (от лат. alter другой) система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности. Термин «А.» введен французским философом О. Контом как… … Большая психологическая энциклопедия
    Альтруизм —  Альтруизм  ¦ Altruisme    Огюст Конт (***) называл альтруизм «жизнью ради других». Значит, быть альтруистом – это руководствоваться в жизни не своими интересами, а интересами другого человека (других людей). На самом деле такого почти не бывает … Философский словарь Спонвиля
    АЛЬТРУИЗМ — (лат. alter другой). Чувство, противоположное эгоизму и возникающее под влиянием симпатии к другим людям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АЛЬТРУИЗМ [фр. altruisme < лат. alter другой] готовность… … Словарь иностранных слов русского языка Эгоизм — этот Термин может иметь два не вполне совпадающие значения:1) эгоизм в смысле теоретическом точка зрения, признающая реальностьсознания других людей, помимо сознания познающего субъекта, илинесуществующей, или научно недоказуемой. Есть… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
    ЭГОИЗМ —         (от. лат. ego я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен альтруизму. В переносном смысле говорят о групповом… … Философская энциклопедия

  3. Hot button Ответить

    Обычно альтруизм проявляется в заботе, актах милосердия, самоотречения ради кого-то. Важно, чтобы в таком случае здоровый эгоизм был присущ личности, хоть и в меньшей мере, уступая первенство добрым побуждениям.
    К альтруизму могут примешиваться различные социальные переживания, вроде, сочувствия, симпатии, доброжелательности и прочих. Альтруистические поступки, распространяющиеся за грани дружеских, родственных, соседских называют филантропией, и людей, отличающихся такими порывами в отношении тех, кто находится за пределами их знакомств, называют филантропами.
    Психологи полагают, что пол в альтруизме тоже имеет значение. Мужчинам характерны кратковременные порывы в отношении добрых дел (помочь подтолкнуть авто, вытащить тонущего из морской воды и т.д.). Женщины склонны к долговременным поступкам (бросить карьеру, чтобы заботиться о больном родственнике). Яркие примеры альтруизма можно видеть в волонтерской деятельности, донорстве, наставничестве.

    Теории альтруизма

    Социологи и психологи давно занимаются исследованием мотивов поведения альтруистов, выведя интересные теории:

    Социальная

    С социологической точки зрения, можно выделить несколько основных теорий альтруизма: эволюционную, социального обмена, социальных норм. Они дополняют друг друга, и по отдельности не дают полного понимания о том, почему индивидуумы готовы безвозмездно оказывать помощь окружающим.
    В основе теории социального обмена лежит понятие глубинного эгоизма. Приверженцы теории полагают, что подсознательно человек, идущий на бескорыстный шаг, предварительно просчитывает собственную выгоду.
    По теории социальных норм, альтруизм рассматривается, как социальная ответственность. Это значит, что альтруистические дела – элемент естественных социальных норм, свойственных обществу.
    Согласно, эволюционной теории, альтруизм – часть развития, помогающая в сохранении генофонда и являющаяся движущей силой эволюции.
    Непросто определить все грани этого понятия, беря во внимание лишь социальные исследования. Также важно помнить о так званных «духовных» составляющих любого индивида.

    Психологическая

    По теории психологов, основой альтруистического поведения являет нежелание наблюдать за муками и переживаниями прочих личностей. Это чувство может присутствовать на уровне подсознания.
    Другая популярная теория гласит, что альтруизм – следствие чувства вины, и, совершая добрые поступки, человек пытается искупить вину.

    Виды альтруизма

    Различают несколько видов альтруизма.

    Взаимный

    Социальное поведение, при котором люди идут на некую степень самопожертвования, но только если ожидают взаимного шага. Понятие ввел социобиолог Роберт Триверс. Если не брать во внимание научные обозначения, подразумевается попросту взаимовыручка. Хорошим примером «проводников» общинного духа являются церкви, небольшие школы, студенческие общежития и так далее. Такой вид альтруизма основан на норме взаимности и является универсальным принципом социального взаимодействия.

    Демонстративный

    Базируется на социальных нормах. Проявляя бескорыстную участливость к окружающим, такой альтруист на подсознательном уровне боится идти в разрез с правилами приличия. Пример: в автобусе уступить место матери с младенцем, помочь старику перейти дорогу и так далее.

  4. целуй экран пока я online Ответить

    Трактат
    об эгоизме и альтруизме.

    Введение.
    Этот трактат есть продолжение статьи: “в чём смысл
    жизни?
    ”. Но в отличие от предыдущей
    статьи, является более полной работой по вопросу эгоизма и альтруизма.
    Целью этой работы есть рассеивание иллюзий по поводу
    “врожденного” эгоизма человека и раскрытие истинного лица эгоизма порабощающего
    человечество. Надеюсь после прочтение этого трактата, читатель задумается о
    смысле своего существования в обществе.
    В этой работе я также решил разобрать деление людей по
    цели в жизни, данное Ю. И. Мухиным в манифесте российской гуманистической
    партии, ибо считаю такое деление ошибочным.
    Классы.
    Уже на ранней стадии развития общество раскололось на
    противостоящие друг другу и враждующие общественные группы, называемые
    классами. Классы появляются там, где одинаковое отношение людей к средствам
    производства уступает место неодинаковому отношению. Проще говоря, классы
    возникают там и тогда, где общественная собственность, объединяющих всех людей,
    уступает место частной собственности, разъединяющей людей на противоположные
    друг другу группы.
    Как показал Энгельс, классы
    возникли двумя путями: во-первых, путём превращения пленников в рабов и,
    во-вторых, вследствие возникновения неравенства внутри общины, выделение группы
    лиц, выполняющих общественные функции, концентрации богатств в руках одних и
    обеднение других.
    С возникновением классов
    первобытнородовые отношения, основанные на общественной собственности и
    совместном труде равноправных и свободных тружеников, уступают место новым
    производственным отношениям, основанным на частной собственности и эксплуатации
    одних людей другими.
    Со сменой способов производства
    материальных благ, менялись формы частной собственности. В соответствии с этим
    менялись исторические типы классов и классовой структуры общества. Каждый
    антагонистический способ производства знал свои особые классы и свой способ
    эксплуатации, а в соответствии с этим свои основные классы.
    Основными классами называются
    такие классы, которые порождены господствующим способом производства и
    отношения которые составляют сущность производственных отношений, преобладающих
    в обществе. Неосновные классы в отличие от основных не только не порождаются
    господствующим способом производства, но вытесняются по мере его упрочнения и
    развития, если они остались от предшествующего общественного строя.
    В каждом классовом обществе,
    кроме классов существовали и существуют значительные общественные группы,
    примыкающие к тем или другим классам в ходе классовой борьбы.
    Первым классовым делением
    общества, порожденным рабовладельческим способом производства, явилось
    разделение людей на рабов и рабовладельцев. Рабы и рабовладельцы были основными
    классами античного общества. Кроме них в этом обществе имелись ремесленники и
    крестьяне.
    Основными классами феодального
    общества, были феодалы (крепостники-помещики) и зависимые от них крестьяне.
    Взаимоотношение этих классов, основанное на эксплуатации крестьян помещиками,
    составляло сущность феодальных производственных отношений.
    Феодальный способ производства
    уступил место капиталистическому, который породил новые основные классы:
    буржуазию и наёмный пролетариат. Открытое рабство заменяется наёмным,
    дисциплина кнута- дисциплиной голода. Кроме основных классов, порожденных капиталистическим
    способом производства, буржуазное общество имеет и неосновные классы. Наиболее
    многочисленным из них является крестьянство.
    Эгоизм
    и альтруизм.

    Общество делится на классы, люди делятся на эгоистов и
    альтруистов (третьего не дано). Эгоизм
    и альтруизм есть порождение классового деления общества. Если бы не
    существовало бы классов, как это было в первобытнообщинном обществе, то и не
    возникало бы деления людей на альтруистов и эгоистов.
    Так что же такое альтруизм и
    эгоизм? Эгоизм- себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам
    других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. Альтруизм- готовность
    бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
    В свою очередь альтруизм и
    эгоизм имеет свою классификацию по типам. Альтруизм делится на сознательный
    и несознательный альтруизм. Эгоизм на: псевдоальтруизм, альтруистичный
    эгоизм
    и чистый эгоизм. Ну а
    теперь о каждом типе по порядку.
    Сознательный альтруист – человек
    смыслом жизни которого является осознанные, т.е. теоретически обоснованные
    действия во благо общества. Тут же возникает вопрос. Что является благом для
    общества? Многие буржуазные деятели утверждают, что благом для общества будет
    то, что является благом для государства. В свою очередь государство отстаивает
    интересы буржуазии, т.е. благом для общества будут интересы буржуазии. Класс
    буржуазии занимает очень маленькую долю от всего населения в отличие от класса
    пролетариата. Благом же для общества является отстаивание интересов большинства,
    т.е. пролетариата. В свою очередь главным интересом пролетариата в
    капиталистическом обществе является уничтожение капиталистических
    производственных отношений буржуа-пролетариат. А они будут уничтожены только
    тогда, когда частная собственность станет общественной. Тогда и только тогда
    класс буржуазии как таковой исчезнет, а за ним и класс пролетариата. Т.к. все
    люди будут равны по отношению к средствам производства. Подводя итоги можно
    сказать, что современным сознательным альтруистам является человек,
    бескорыстно борющийся с капиталистическими производственными отношениями, т.е.
    с капитализмом вообще.
    Несознательным альтруистам является человек смыслом жизни, которого является
    бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
    Отличие несознательного от сознательного
    альтруиста
    заключается в том, что несознательный альтруист не знает
    о том, что является главным интересом общества. Когда же несознательный
    альтруист осознаёт, что является благом для общества, то он становится сознательным
    альтруистам
    .
    Псевдоальтруист – это эгоист, прикрывающийся альтруизмом, т.е. человек, борющийся вместе
    с сознательными альтруистами против капиталистических производственных
    отношений, только ради корысти. Этот тип эгоистов является наиболее скрытным и
    его выявление очень проблематично, т.к. псевдоальтруисты скрывают свои
    истинные цели под маской сознательных альтруистов.
    Альтруистичные эгоисты[1]
    – этот тип людей отстаивающих (по их
    словам) интересы общества, только интересы общества они видят иными, нежели чем
    сознательные альтруисты. Главными интересами общества они видят всё, кроме
    борьбы с капитализмом.
    Чистый эгоизм как
    видно из названия является простым эгоизмом, не обременённый ни какими
    “альтруистическими целями”.
    Все типы людей, перечисленные выше, имеют свойства
    объединятся в организации, партии, движения и т.д. для более эффективного
    достижения своих целей. Так, альтруисты объединяются для более эффективной
    борьбы с капиталистическим строем в партии и движения. Наиболее массовое
    движение сознательных альтруистов, основанное в середине XIX в. К.Марксом и Ф.Энгельсом, основателями классового
    подхода к решению общественных проблем, называется коммунистическим. Эгоисты же
    объединяются для более эффективного обогащения, т.к. классовая борьба буржуазии
    с пролетариатом без объединения первых сразу же увенчалось успехом вторых.
    Альтруизм
    и эгоизм с точки зрения буржуазной идеологии.

    В буржуазном обществе для объяснения эгоизма были
    выдвинуты целые теории – теории эгоизма.
    Теории эгоизма – этические концепции, в которых
    утверждается, что человек может руководствоваться в своих действиях только
    личными интересами, и эгоизм выставляется в качестве определяющего принципа
    нравственного поведения. В теориях эгоизма можно выделить два аспекта. Это,
    во-первых, философское учение о “природе человека”, говорящее о прирожденном
    человеческом стремлении получать наслаждения и избегать страданий, преследовать
    свои собственные интересы, и, во-вторых, моральное учение о том, что люди
    должны в своей нравственной деятельности следовать личным интересам.
    Уже античные философы (Демокрит, Эпикур) в различных
    видах утверждали, что человек – эгоист от природы и что из этого должна
    исходить всякая нравственность. Наиболее законченное выражение эти воззрения
    получили в буржуазной этике XVII-XVIII вв. (Спиноза, французские материалисты). Этика
    французских материалистов получила название теории “разумного эгоизма”. Суть её
    состояла в следующем: если человек в своих поступках может следовать только
    собственным интересам, то следует учить его не отказу от эгоизма, а тому, чтобы
    он понимал свои интересы “разумно”, следовал требованиям своей подлинной
    “природы”; если общество (буржуазное) будет организовано так же “разумно”, то
    интересы отдельных личностей не будут приходить в столкновение с интересами
    окружающих и общества в целом, а, наоборот, будет служить им.
    В работах Гельвеция идеи “разумного эгоизма” имели
    специфически буржуазный характер. В сущности, они идеализировали деятельность
    частного предпринимателя, который, преследуя только свои собственные интересы,
    вместе с тем объективно служит интересам общества, производя людям необходимые
    товары (услуги). Развитие капиталистических отношений полностью развеяли
    иллюзию относительно разумности и гуманности буржуазного общества.
    Альтруизм в буржуазном понимание основывается на том,
    что человек, будучи эгоистом по природе своей, может побороть свою
    “естественную” склонность путём морального воспитания. Характерную для
    буржуазного общества противоположность интересов людей предлагается преодолеть
    не путём перестройки общественных отношений, а на основе самосовершенствования
    личности (самовоспитание). Практически же альтруизм в буржуазном обществе может
    проявляться лишь как частная благотворительность (филантропия), как оказание
    бескорыстных услуг “ближнему” в личном плане, вопреки законам экономической
    деятельности, которая необходимо является своекорыстной.
    Классовая
    принадлежность альтруизма и эгоизма.

    С разделением общества на классы произошло деление
    людей на эгоистов и альтруистов. Из этого следует, что альтруизм и эгоизм
    являются производной общественного строя, основанного на частной собственности.
    Человек не рождается ни альтруистам, ни эгоистам, и первое и второе является
    приобретенным качеством, зависящим от общественного строя и классовой
    принадлежности человека.
    Как же зависит альтруизм и эгоизм
    от классовой принадлежности человека? Для того, что бы ответить на этот вопрос,
    надо понять идеологическую восприимчивость каждого класса. В капиталистическом
    обществе буржуазная идеология является главенствующей т.к. буржуазия находится
    у власти.
    Как буржуазная идеология влияет на классы? В XIX и начале XX вв.
    идеологическая машина по затравливанию эксплуатируемого класса (пролетариата),
    не была на столько сильна, что бы повсеместно продвигать буржуазную идеологию
    (эгоизм). Сейчас же повсеместно, из каждой щели до пролетария доносятся
    буржуазная добродетель – эгоизм (порождение частной собственности). Человеку
    навязывают (притом очень успешно), что в капиталистическом обществе, в обществе
    “равных” возможностей каждый человек, развив в себе эгоизм (предпринимательство)
    сможет стать буржуа (эксплуататорам). Поколение соса-солы поглощено иллюзией
    относительно “райской” жизни на земле. Крупная буржуазия (капиталисты), развив
    в “новом поколение” эгоизм, с успехом пополняют штат мелкой и средней
    буржуазии. Эгоизм порабощает людей, превращая их в преступников.
    Но вернёмся к вопросу о влияние буржуазной идеологии
    на классы. Наиболее подверженный класс- буржуазия (это естественно т.к. это его
    идеология). Менее – пролетариат. Но, несмотря на то, что пролетариат менее
    подвержен буржуазной идеологии, машина по промывке мозгов действует, и в
    сознание пролетария всё же находит отражение ненавистный эгоизм.
    Для того, что бы стать сознательным альтруистом,
    человеку надо разрушить стену навязанного эгоизма. Как правило, крупная и
    средняя буржуазия не может перейти к сознательному альтруизму, т.к. порабощена
    эгоизмом. Пролетариат и мелкая буржуазия имеет все шансы к переходу к
    сознательному альтруизму. Но для того, что бы
    сделать этот переход нужно приложить огромный труд в освобождение себя
    от эгоизма во всех формах и осознания того, что является главным для
    прогрессивного развития общества.
    Человек,
    обыватель и чиж.

    Движение РПГ (Российская партия гуманистов) во главе с
    Ю. И. Мухиным произвело разделение человечества на три класса – по цели, которую
    данный индивид преследует в жизни.
    Если индивид живёт, ради общества, ради творчества,
    ради любой другой, имеющей для него значение цели, которая в материальном плане
    ему лично ничего не дает, то такой индивидуум является Человеком, и только
    такие Люди способны построить своё общество – гуманистов.

    Если индивидуум живёт не задумываясь над смыслом
    жизни, если он не имеет никаких Человеческих целей, но строго исповедует нормы
    Человеческой морали, позволяющей обществу существовать, то такой индивидуум
    относится ко второму классу людей – это обыватель.

    Если индивидуум живёт только для того, чтобы
    максимально удовлетворить свои животные инстинкты – лень, алчность, похоть,
    трусость – то такой индивидуум относится к третьему классу – это
    человекообразное животное, сокращено ЧЖ, или чиж.>[2]

    На первый взгляд может сложиться впечатление, что эти
    три класса похожи на мои два типа (эгоистов и альтруистов), но это лишь иллюзия.
    Во-первых, движение РПГ по моей
    классификации подпадает под тип альтруистичного эгоизма
    (не знаю, кем по
    теории Мухина являюсь я), т.к. вся программа РПГ является чисто буржуазной
    сказкой о хорошем гуманистическом обществе. В программе РПГ есть все, начиная
    от защиты частной собственности и заканчивая появлением Людей под
    страхом Божьим (полный набор капиталистического строя).
    Во-вторых, Мухин утверждает, что сначала общество надо
    разделить на три мухинских класса, а лишь потом “если это необходимо,
    классифицировать по другим признакам, к примеру, по отношению к собственности
    ”.
    Мухин не понимает, что так называемые чижи, люди и обыватели
    появляются именно из-за разного отношения к средствам производства. В моей же
    теории основанной на марксизме говорится, что лишь разобравшись в классовом
    сознание, возможно понять и решить проблему чижей, людей и обывателей.
    Движение РПГ и АВН на мой взгляд, несёт большую
    опасность нежели чем чистые эгоисты,
    ибо промывка мозгов о гуманистическом государстве запутывает и отупляет. Последствия этой промывки таковы,
    что “бойцы” этих движений уже не смогут перейти к сознательному альтруизму.
    Мухин культивируя Сталина не понимает, что за
    неокапиталистические идеи которые он продвигает, Сталин бы расстрелял и Мухина
    и его соратников.
                                   ДиаМат,
    боец Красного Легиона.

  5. Ariutius Ответить

    Альтруизм подразделяется в зависимости от личностных качеств и отношения к обществу.
    Моральный. Поступки совершаются из-за наличия нравственности, совести. Действуют под влиянием морали, не руководствуясь своим эго. Отсутствует личная выгода.
    Нормативный. В каждом государстве представлены законы, нормативно-правовые акты. Они составляют основу юриспруденции. Этими данными пользуются, желая делать все по правилам. Придерживаются законов, чтобы группа жила во благо. Готовность действовать бескорыстно, первостепенность справедливости.
    Из симпатии. Руководство положительными чувствами, эмоциями. Люди вызывают у него симпатию, милосердие, сочувствие. Есть желание помогать им. Если данные действия направлены на близких, родственников, незнакомых, разновидность альтруизма из симпатии расширяется. Они становятся филантропами.
    Из сочувствия. Взаимодействие с окружающими, даже если они того не требуют. Сочувствующий хочет помочь, облегчить жизнь, страдания, переживания. Для этого он готов пожертвовать собственным временем, здоровьем, материальным благополучием.
    Классификация нужна для понимания чувств альтруиста, его отношения к человечеству. Если терминология употребляется в отношении представительниц женского пола, то используют термин альтруистка.

    Альтруизм по типу личности


    Непризнанная наука соционика выделяет 3 типа личности. Для каждого из них характерен альтруизм, однако он проявляется по-разному.
    Экстраверт – тип личности, открытый для общения, легко находящий общий язык со всеми. Межличностные взаимодействия для него стоят на первом месте. Всегда готов прийти на выручку. Узнает о проблемах при разговоре, общении.
    Интроверт – личностный тип, для которого тяжело общаться с другими людьми по средствам диалога. Делает благие дела, узнавая о проблемах со стороны (чаще всего через месенджеры и соцсети).
    Амбиверт – тип личности, находящийся между экстравертом, интровертом. Общается с близкими по духу, большую часть времени любит проводить в одиночестве. Может выслушать, помочь при первой необходимости.
    Альтруизм интровертов, амбивертов виден не сразу. Истинный гуманизм не обязательно должен быть явным.
    Например, человек живет в своем мирке, редко выходит, общается. Он увидел в социальной сети просьбу о помощи для проведения операция, перевел деньги из сострадания.

    Рациональность в альтруизме

    Не каждый альтруист готов пожертвовать полностью всем во имя других. Для некоторых существуют ограничения, за рамки которых они выходить не готовы. Это важно! Забота о себе предупреждает возникновение заболеваний, психоэмоциональные расстройства, неблагоприятное финансовое состояние.
    С точки зрения рациональности выделяют направления:
    Проявление мудрости (прагматичности) – должна присутствовать небольшая доля эгоизма, если она не вредит окружающим.
    Взаимность – действия со стороны альтруиста компенсируются, обе стороны получат выгоду, приносящую эмоциональное удовлетворение. Обмен благоприятными факторами появляется не от определенного лица, а от стороннего индивида косвенно.
    Баланс интересов – в процессе альтруистической деятельности требуется понимание, что существуют прочие лица, которые не должны пострадать в ситуации.
    Отсутствие жертв – ситуация не должна выйти из-под контроля или принести вред обеим сторонам.
    Утилитарность – существует общее благо, в котором есть счастье, выполнение доброго дела приносит положительные эмоции, выгоду всем без исключения.
    С точки зрения утилитарности выделяют пример. Индивид хочет пожертвовать деньги для лечения онкологии. Он отвозит их в организацию, занимающуюся благотворительностью в медицине. Делают добро для общества и себя. Рак может появиться у всех. Он не исключение.

    Социальная психология об альтруизме


    Общество не состоит из идентичных особей. Они представлены разным полом, расой, сексуальной принадлежностью. Их делят по возрасту, материальному благополучию, интеллектуальным способностям.
    Альтруизм рассматривают с точки зрения нескольких теорий:
    Половые различия. Для женщин характерно положительное отношение в сторону детей. Они защищают собственного ребенка и остальных малышей, подвергнутых насилию, жестокости. Смелости им не занимать. Мужчины же могут спасти от избиения, пожара, техногенных катастроф. Они более бесстрашны, сильнее физически.
    Эволюция. Человечество смогло выжить в неблагоприятные периоды только благодаря межличностному взаимодействию с сородичами. Сотрудничество, взаимность, сплоченность – важнейшие постулаты для сохранения генофонда.
    Генетические установки. Ученые считают, что гуманитарные качества закладываются в сознание природой. В процессе развития выживали сплоченные общины, а одиночки бесславно погибали.
    Ответственность группы. Индивид несет ответственность за действия, которые он выполняет ежедневно. Если они распространятся на группу, ответственность каждого из них снижается пропорционально количеству ответственных. Такое разделение позволит снизить персональную нагрузку, что повлияет на нормализацию психоэмоциональное состояние. Ежедневные риски станут меньше.
    При рассмотрении альтруизма с точки зрения групповой психологии, всем представителям сообщества необходимо понимать, что это качество выполнения действий не должно сосредотачиваться только в одном лице. Требуется сплоченность коллектива, взаимозаменяемость, кооперация.

    Новые виды альтруизма

    С каждым годом теория альтруизма становится шире. Ее рассматривают с различных аспектов, чтобы понять саму суть, углубиться в вопросах возникновения данных качеств.
    Родственный отбор. Он представляет собой помощь близким друзьям, родственникам с целью повышения выживаемости, улучшения качества жизни. Это требуется социуму для эволюции, самосовершенствования.
    Взаимный вид. Приносят друг другу блага, улучшают эмоциональное состояние, благосостояние. Когда выполняются подобные действия, то рассчитывают на взаимность, возврат положительных эмоций.
    Животный гуманизм. Вид развит у насекомых, например, пчел, муравьев. Они ежедневно приносят свой труд в общество, выполняют заданные функции. Это благоприятно влияет на их жизнедеятельность, окружающих особей.
    Вид самопожертвования. Индивид приносит благо родственникам, близким друзьям, не требуют того же отношения к себе. Однако осуществление положительных действий иногда доставляет альтруисту вред (ухудшается самочувствие, возникают финансовые проблемы, ссоры).
    Эффективный вид. Лица готовятся к совершению поступков. Они хотят помочь, сделав это качественно. Например, чтобы вылечить ребенка, можно не только отдать деньги на терапию его родителям. Альтруист найдет грамотного врача, хорошую клинику. Тогда шанс на выздоровление повысится.
    Каждая из теорий имеет смысл. Если индивид хочет стать альтруистом, не обязательно раздавать свои сбережения, жертвовать психологическим либо физическим здоровьем. К этому готовятся, придумывают способы помощи. Альтруисты никогда не ждут взаимности. Когда они ее получают, стремления усиливаются.

    Волонтерское движение

    В период переосмысления жизненной позиции, зачастую приходят к выводу, что помощь обществу гораздо ценнее, нежели одиночке. Поэтому крупные волонтерские организации, такие как «Армия спасения» «Help Exchage», «Conservation Volunteers», выработали целый перечень мер и методов для самореализации отзывчивых людей:
    Восстановление, поддержание экологии.
    Борьба с неизлечимыми болезнями (диагностика, анализ, разработка вакцин).
    Сохранение флоры и фауны (защита редких растений, животных, восполнение популяций).
    Помощь в домах престарелых, одиноким старикам.
    Участие в добровольческих отрядах (например, перейти пожилой женщине через дорогу, снять котенка с дерева, устранить драку).
    Это лишь часть методов, направленных на поддержку общественного состояния. Помимо глобальных мер, ежедневно пользуются различными способами, чтобы поддерживать нуждающихся. В волонтерскую организацию может вступить каждый вне зависимости от социального статуса, возраста, пола. Движение основано на принципах равноправия и толерантности, взаимопомощи, коллективной ответственности.
    Благодаря поддержанию ценностей, морали развиваются разные направления гуманизма. Если человек всегда готов выручить, жертвует своими интересами, он считается истинным альтруистом. Им становятся не от рождения. Положительные качества развиваются под влиянием жизненных ситуаций и совершенствуются в течение жизни.

  6. icesand Ответить

    (фр. altruisme от лат. alter — другой) — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) др. людей. Термин «А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию «эгоизм»; вслед за Контом это понятие активно использовалось Г. Спенсером. В 19 в. под влиянием утилитаризма А. понимался как ограничение личного интереса ради общего, а в некоторых интерпретациях именно общественного интереса. Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, А. шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании принцип А. был воплощен в заповеди любви. Принципом А. не исчерпывается христианская заповедь милосердия, впервые встречающаяся в Пятикнижии и принятая в христианстве в качестве основополагающего нравственного закона. В новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе А., а содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще. В эпоху Просвещения, в учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, А. Смита, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердера, И.В.
    Гёте и др., в 19 в. в учениях Л. Шопенгауэра и B.C. Соловьева благожелательности как принципу человеческих взаимоотношений, в которых благо другого является приоритетным к личному благу, придается исключительное значение.
    В 19 и нач. 20 в. А. как нравственный принцип стал предметом критики христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что новоевропейский А. неприемлем как человекоугодие, при котором забываются Бог и обязанность человека угождать Богу и выполнять все его заповеди (К.Н. Леонтьев). Христианская критика А. была обусловлена тем, что концепция А. вырастает из традиций европейского гуманизма, из стремления понять добродетели человека секуляризованного, а нравственность — как выражение потребностей и интересов человека, включенного в отношения с др. людьми, в общественные связи. В качестве нравственного принципа А. отвергался и как «учение буржуазно-демократической морали» (Н.А. Бердяев), как абстрактный и формальный принцип. Однако Соловьев трактовал А. именновдухе заповеди любви, распространяя ее на отношение как к др. людям, так и к др. народам. В марксизме А. отвергался как иллюзия, как идеологическое средство, призванное оправдать капиталистическую эксплуатацию. Ф. Ницше отвергал А. как одно из выражений «морали рабов».
    Во втор. пол. 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с А., получила развитие в исследованиях помогающего, или шире — «просоциального», поведения, в которых А. анализируется в контексте практических отношений между людьми, на материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т.д. Эта проблема переосмысливается также в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н. Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям социобиологии (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки А. и функциональную неопределенность того, что принято считать «личным интересом». Однако действительная проблема, отраженная в дилемме «А. — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения А., речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу др. человека как возможно равного и непременно как ближнего, и уточняется, что А. необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не может считаться в полной мере суверенным и судить о том, что составляет его действительный интерес.

  7. Bloodterror Ответить

    Признавая человека существом социальным, мы подразумеваем то, что личность формируется в ходе общения с себе подобными. В ходе всей своей жизни он приобретает черты личности значимые как для него, так и для других.
    Одним из важнейших аспектов социального взаимодействия мы рассматриваем дилемму «альтруизм-эгоизм». Можно ли рассматривать их односторонне положительными или отрицательными? На самом ли деле они так положительны и отрицательны, как принято считать? Является ли их проявление общественно обусловленным или же это индивидуальные понятия, на которые влияют различные ситуации?
    Рассмотрим некоторые подходы к определению понятий «альтруизм» и «эгоизм».
    Альтруизм – в наиболее обобщенном виде – это разновидность общественного поведения, когда один человек добровольно помогает другому с теми или иными издержками для себя. Субъективно альтруизм проявляется в чувстве симпатии, ориентированность на оказание помощи другому человеку. Основной движущей силой альтруистического поведения считается желание улучшить благополучие другой личности, а не ожидания некой награды или иная причина в которой виден корыстный интерес.
    Эгоизм – черта личности, которая заключается в себялюбии, сосредоточении на своем «Я», равнодушии к другим людям. В противоположность альтруизму эгоист замыкается в самом себе, преследует свои личные интересы в ущерб интересам других.
    Н.О. Лосский, как один из ярких представителей русской религиозной философии, считает, что «многие поступки совершаются человеком…вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды». Он трактует слово «эгоизм», в противоположность альтруизму, как «поведение, имеющее целью удовлетворение личного желания, в ущерб более ценным интересам других людей или в ущерб неличным ценностям». Однако мы понимаем эгоизм как поведение, имеющее целью удовлетворение, в первую очередь, личного желания, далеко не всегда в ущерб интересам других людей или неличным ценностям. Некоторые авторы считают, что все поступки человека эгоистичны по своей природе, ибо он делает только то, что считает наилучшим для себя в данный момент. А оттого, что человек для себя считает наилучшим, зависит форма выражения эгоизма.
    Американские социальные психологи предлагают следующие объяснения появления альтруизма в человеческом поведении:
    – причина возникновения желания помочь другому заключается в эмпатии присущей каждому человеку;
    – человек помогает другим из-за стремления преодолеть негативное состояние, в котором находится в данный момент. Видя чье-то горе или страдание, человек хочет избавиться от этого. Помогая, он устраняет источник собственных неприятных чувств.
    Альтруизм проявляется в эмпатии, т.е. в сопереживании, понятии эмоционального состояния другого человека и способность разделить его. Но человек если не пережил что-то подобное не может эмпатировать другому. Мы понимаем, что плохо, страшно, не приятно или наоборот хорошо, радостно, у человека душевный подъем. Мы сочувствуем, т.е. разделяем эмоции другого человека которые в большинстве случаев не испытываем или не испытывали никогда. «Подавляющее большинство людей не способно понять изнутри движения души другого человека. Это даже очень редкое искусство, притом, что и оно не заходит слишком далеко. Даже тот человек, которого мы ошибочно считаем отлично нам известным и который сам подтверждает, что мы понимаем его исчерпывающе, в сущности, остается нам чужим. Он – другой и максимум, что мы можем сделать – по крайней мере угадывать это другое, считаться с ним и воздерживаться от величайшей глупости – стремление его толковать»5 [5] Юнг К.Ю. Психология бессознательного. – М., 2003. – С. 221.
    6[6] Головачев В.В. Дезактивация джина. – М., 2002.[5].
    Но мы не воздерживаемся от этой глупости, и чем дальше человек начинает нам рассказывать о своих переживаниях, тем быстрее мы устаем и со временем начинаем терять интерес к нему, а потто он начинает нас раздражать своим нытьем или лучезарностью. Вот тут и проявляется эгоистичность, поскольку этическая пассивность, как и обыкновенная злоба есть виды эгоизма.
    Но допустим, мы прекрасно понимаем состояние другого человека и проявляем по отношению к нему гиперопеку. Мы начинаем жалеть его, помогать ему в решении его проблем и доходит до того, что мы готовы сделать за него любую работу и принять на себя все беды и заботы человека. При этом «мы забываем, что, предлагая помощь в трудную минуту, не думаем о последствиях и меняем выбор человека, иногда отбрасывая назад его развитие в духовном и материальном плане, так как зависимость от помощи уменьшает выбор и адаптацию, а человек становится заложником добра»[6]
    В христианстве есть такое понятие как благотворительность. Под этим подразумевается оказание частными лицами или общественными организациями безвозмездной и регулярной помощи нуждающимся людям. Благотворительность также можно рассматривать как разновидность альтруизма. В то же время христианство, как и многие другие религии, за эту «безвозмездную» помощь обещают отпущение и прощение грехов, блаженство в раю и прочие прелести загробной жизни. Для многих людей это является достаточно значимым стимулом для осуществления благотворительности. Надо подать нищему, ведь грешно не помочь, а если грех, то буду мучиться после смерти в аду. Вот и заботимся скорее о себе, о своей душе, а не о другом человеке.
    Можно рассматривать и другие ситуации, когда человек помогает другому человеку из-за стремления уйти от собственного негативного состояния. Помогая, он пытается устранить собственные неприятные чувства, имеющиеся сейчас или появление которых он представляет в будущем. В бытовом обиходе такие действия называют откуп. Мы готовы подать, помощь нуждающемуся только потому, что не хотим, что бы что-то подобное произошло с нами. Для нас главное, что бы в наш дом не пришла такая беда. Вот мы и помогаем, порождая армию нищенствующих, которые в большинстве случаев вымышленные или имеют доход с подаяния гораздо больше, чем среднестатистический гражданин нашей альтруистичной страны.
    И вот когда приходит понимание, что их добрые дела иногда приносят больше вреда, чем пользы, мы задумываемся о стоимости помощи кому-то, о стоимости не столько материальной, сколько моральной. Определим такое поведение как осознанный эгоизм. Для человека становится главным помощь в первую очередь себе, своей семье. И вот пройдя с клеймом эгоиста через весь день, он проявляет альтруизм дома, заботясь о своих родных. Он играет с детьми и одновременно чему-то их учит, думая об их благе в настоящем и будущем. Но и тут есть свои подводные камни.
    Проявляя заботу о детях зачастую переходящую в гиперопеку, родитель надеется, что дети вырастут и проявят заботу о нем, как и он в свое время о своих родителях. Но как мы воспитываем своих детей? В основном через запреты; «это нельзя», «так больше не делай» и прочее. Учим определять людей, этот хороший, этот плохой, учим познавать мир. Но когда ребенок познает его, самостоятельно делая ошибки, мы его наказываем. И он понимает, что познавать мир нужно тогда, когда никто не видит, а не видит, значит, не поругает, не накажет.
    Взрослые, желая добра для ребенка, ведет себя как агрессор, захвативший маленькую страну – соседа. А не лучше объяснить некоторые вопросы и проблемы, чем наказать, накричать и только из-за того, что он устал или нет времени. Все это и есть совокупность эгоизма и альтруизма в одном человеке. Канадский ученый Селье в этом плане предпочитает говорить не об эгоизме и альтруизме как самостоятельных явлениях, но о «эгоальтрузиме». Но отдавать себя можно двояко – или как равный равному, то есть эгоальтруистически, или снизу вверх, через самоумаление – альтруистически. Говоря упрощено, эгоист только принимает, альтруист только отдает, а эгоальтруист – и принимает, и отдает[7]Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее эволюция в постиндустриальном обществе. – Курск, 2002. – С. 130.[7].
    Но конкретное проявление эгоальтруизма зависит от ситуации и социальной роли выполняемой человеком в данный момент. С возрастом это усиливается и становится более скрытным для окружающих и даже для самого себя, так как он к этому привык. Ведь чем человек интеллигентнее и образованнее, тем он более утонченно может обманывать себя и окружающих. А говорить о ком-то, что он эгоист или альтруист, это все равно, что говорить о содержании книги по раскрашенной обложке, не зная ее содержания. Но человеку свойственно поддаваться первичному впечатлению и он дает характеристики точно такому же, себе подобному существу не познав его полностью.
    Таким образом, в ходе нашего краткого исследования мы приходим к выводу о том, что альтруизм и эгоизм это скорее парадигмальные этические понятия, чье конкретное наполнение зависит от исторической и социальной ситуации, и зачастую носит прагматический характер. В связи с этим при анализе той или иной формы поведения человека отделение альтруистических и эгоистических мотивов затруднено. В связи с этим следует пересмотреть отношение к понятиям «альтруизм» и «эгоизм», сложившееся в современной социальной науке.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *