Что такое безударные гласные в корне слова?

13 ответов на вопрос “Что такое безударные гласные в корне слова?”

  1. привет Ответить

    Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ваПодобрать род­ствен­ные сло­ва1. Один – мно­го
    волна – во?лны1. Большой – малень­кий
    ковёр – ко?врик2. Много – один
    паруса – па?рус2. Маленький – боль­шой
    площад­ка – пло?щадь3. По вопро­су:
    Где?
    моря – в мо?ре
    Что делал?
    Что дела­ет?
    писал – пи?шет3. Назови лас­ко­во
    зима – зи?муш­ка4. Какой? – Что?
    зелёный – зе?лень5. Что делал? – Что?
    плясал – пля?скаПонаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:
    входи?ть — вход;
    хитре?ц — хи?трый, хи?трость;
    раздели?ть — разде?л;
    загада?ть — зага?дка, зага?дочный.
    Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:
    накорми?ть — нако?рмит;
    хвали?ть — хва?лит;
    нога? — но?ги;
    зализа?ть рану — ли?жет.

    Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

    1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной глас­ной:
    глаза? — глаз, гла?зик;
    часто­та? — ча?стый;
    накали?ть — накал;
    испаре?ние — пар;
    сократи?ть — кра?ткий;
    плати?ть — опла?та, пла?тный.
    2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим уда­ре­ни­ем:
    наколи? бабоч­ку — ко?лет;
    поглоща?ть — гло?тка;
    угрожа?ть — угро?за;
    умолять — мо?лит;
    вышколи?ть — шко?ла.
    3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми:
    навева?ть раз­ду­мья — ве?ять;
    обежа?ть дом — бег;
    вперёд — спе?реди;
    прореди?ть посе­вы — ре?дкий;
    потеря?ть — поте?ря;
    освеще?ние — свет.
    4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:
    обижа?ть малы­ша — оби?да;
    примири?ть недру­гов — мир, переми?рие;
    прожива?ть в доме — жить;
    чисто­та? в кухне — чи?стый;
    списа?ть сло­ва — пи?шет.

  2. Borne Ответить

    А13.
    Правописание корней.
    Задание А13  проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:

    Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне, с которым ты познакомился еще во втором классе.
    Правило.
    Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
    Ловушка №1!
    Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом –ЫВА-(-ИВА-):
    хорОший – прихорАшИВАться.
    Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
    Ловушка №2!
    В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
    вОРОта – привРАтник,
    хОРОнить – охРАна,
    зОЛОто – зЛАто,
    хОЛОдный – прохЛАда.
    Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на –ра-\-ла- (старославянское).
    В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
    аб…туриент – ?
    в…кторина – ?
    ор…гинал – ?
    Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.

    Формулировки задания А13 могут быть разные:
    В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
    В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
    В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
    Алгоритм действий №1.
    1.                       В каждом варианте ответа выделить корни.
    2.                       Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
    3.                       К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
    4.                       Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
    Разбор задания.
    В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
    1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
    2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
    3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
    4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
    Вариант №1.
    Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
    Первое слово – словарное (абсОлютный),  второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
    Вариант №2.
    Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
    Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
    Вариант №3.
    Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
    https://5-ege.ru/glasnye-v-korne/
    Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
    Вариант №4.
    Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
    Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
    Алгоритм действий.
    1)                      В каждом варианте ответа выделить корни.
    2)                      Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
    3)                      Придется вспомнить чередующиеся корни. Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
    4)                      К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
    5)                      Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
    Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные.  Главное – все три слова должны быть на одно правило.
    Разбор задания.
    В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    1)   р…стительный, переск..чил, вн..мал
    2)   д…лины, нап..дение, в…дать
    3)   ст…реть, закл..наю, пон…мать
    4)   тв..рчество, расст..лать, нач..нать
    Следуем алгоритму. Выделяем корни:
    1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал
    2)   д…лины, нап…дение, в…дать
    3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать
    4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать
    Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
    1)   р…стительный, переск…чил, вн…мал
    2)   д…лины, нап…дение, в…дать
    3)   ст…реть, закл…наю, пон…мать
    4)   тв…рчество, расст…лать, нач…нать
    Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
    Значит, правильный ответ – вариант №2.
    Потренируйся.
    1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
    2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
    3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
    4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
    2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
    2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
    3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
    4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
    3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
    1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
    2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
    3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
    4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность
    Ответы: 4, 4, 1.
    Рекомендуем:
    Н и нн в суффиксах
    Приставки в русском языке
    Правописание личных окончаний глаголов
    Правописание суффиксов
    Правописание НЕ и НИ

  3. Augamand Ответить

    Написание безударных гласных в корне проверяется ударением. Для проверки написания надо слово изменить или подобрать родственное слово так, чтобы проверяемый безударный гласный оказался под ударением, например: заражать — зараза, раздражать — дразнит, нагромождение — громоздкий, скрипя (зубами) — скрип.
    В некоторых случаях для написания в корне слова буквы е необходимо учитывать чередование е/ё: зачёркнутый —почерк, весна — вёсны.
    Слова с полиогласными сочетаниями -оро, -оло надо проверять словами с полногласием, например сторожить — сторож (не страж), похолодание — холод (не прохлада).
    В современном русском языке общеупотребительным является написание слова тоннель (тоннельный), однако возможно и написание туннель (туннельный).
    Согласно современным орфографическим нормам устаревшим считается написание нумер, однако буква у сохраняется в словах нумерация, нумерованный.
    Одинаково допустимыми являются написание ноль (нолевой) — нуль (нулевой). Только с буквой о пишутся сочетания ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль целых. Только с буквой у пишутся сочетания сводить к нулю, равняться нулю, держаться на нуле.

    Нельзя

    Правописание безударных гласных нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксами -ывать, -ивать, так как в этих глаголах вместо корневого часто бывает . Например слово выработать нельзя проверять словом вырабатывать (проверочными словами могут быть слова работа, работать).
    Нельзя проверять безударную гласную е в словах седок, седло однокоренными словами сидя, сидеть.

    Исключения

    Правописание безударных гласных во многих словах проверить ударением нельзя. Написание таких слов надо запоминать, причем достаточно усвоить написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах, например оптимизм, оптимист, оптимистический, оптимальный.
    В случае сомнения необходимо обращаться к орфографическому словарю.

  4. FYNA Ответить

    Ко многим словам с безударной гласной в корне не подобрать проверочное слово, и чередующейся гласной в корнях этих слов тоже нет. Правописание таких слов надо запомнить.
    Вот списки слов, написание которых надо знать наизусть. Буква, вызывающая трудности, выделена жирным шрифтом.
    А–В
    абсолютный
    авангард
    авангардный
    авантюра
    агиткампания (от слова кампания в значении «действие»)
    агроном
    академия
    акварельный
    альманах
    аномалия
    апелляция
    апельсиновый
    аплодироватьбагровый
    баллон
    берлога
    беседующий
    беспрецедентныйвакансия
    вакцина
    вариант
    великий
    великолепный
    винегрет
    вестибюль
    ветеран
    виртуоз
    витраж
    восхищение
    выразительныйГ–Ж
    гектар
    гениальность
    гениальный
    гербарий
    гимназист
    гипноз
    гипотеза
    горизонт
    горячий
    государственный
    громадныйдекларация
    диагноз
    динамичный
    директор
    дирижировать
    документ
    дорогие
    дорожный
    доскональножелать
    железнодорожныйЗ–К
    завтрашний
    заинтересоватьигнорировать
    иждивенец
    интерес
    информационный
    информация
    инциденткавычки
    календарь
    карьера
    карьерист
    количество
    колыхать
    комбинация
    комментарий
    коммерсант
    коммуникабельный
    компаньон
    компенсация
    компетентный
    компонент
    компромисс
    конституция
    континент
    копошится
    коридор
    корифей
    коричневый
    корова
    корректный
    корректор
    коррекция
    крестьянин
    критерийВ значении «организованное действие» употребляется слово кампания.
    В значении «фирма, предприятие» или «общество, группа лиц» употребляется слово компания.
    Л–Н
    лазурь
    лелеять
    лиловый
    лингвистический
    лотереямагистраль
    мандариновый
    меридиан
    метафора
    метеорология
    механика
    механизатор
    миниатюра
    минимальный
    молоко
    мотивнаваждение
    наречие
    неохотноО–Р
    обоняние
    озабоченный
    окаймлять
    околдовать
    определить
    оригинальный
    орнамент
    ошеломлённыйпалисадник
    панорама
    папоротник
    пейзаж
    полировать
    поразительный
    поролон
    посещать
    предварительный
    президент
    преодоление
    претензия
    привилегия
    приоритетный
    прогреметь
    продемонстрировать
    процедурараздражаться
    реальный
    регион
    режим
    ремесленный
    рецензия
    реставрировать
    решитьС–У
    семинар
    сериал
    симпатия
    система
    ситуация
    собака
    собеседование
    совесть
    сражаться
    стереотип
    стипендия
    суверенитетторжественный
    торопливый
    традиционныйудовлетворительно
    удостоен
    удостоить
    уничтожать
    утрамбоватьФ–Ц
    фамилия
    фигурировать
    филармония
    филология
    философия
    фрагментарный
    фразеологизмхарактер
    характеризовать
    характеристика
    хореографическийцеремонияЧ–Э
    человекшедеврэквивалентный
    экспозиция
    эксперимент
    элемент
    этикеткаНа самом деле, слов с непроверяемой безударной гласной корня намного больше. Очень сложно перечислить и выучить их все. Поэтому, если в корне слова нет чередующейся гласной (а корней с чередующейся гласной немного, и их следует помнить наизусть) и вы никак не можете подобрать проверочное, очень вероятно, что перед вами слово с непроверяемой безударной гласной корня.
    Задачи для самостоятельного решения: #задание8

  5. комп ремонт железо Ответить

    Компакт-тема № 8

    Безударные гласные, проверяемые
    ударением

    Большинство корней в русском языке
    пишется в соответствии с основным принципом
    русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с
    безударным гласным пишется та же гласная буква,
    что и в слове, где она под ударением. (Достижение
    – достичь, растяжение – растянет).

    Упражнение
    Подберите проверочные слова и
    вставьте пропущенные буквы.

    Прогл_тить, препод_ватель,
    перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение.
    раст_ржение;
    ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный,
    под_лить.
    При подборе однокоренных слов следует
    помнить о важном ограничении: нельзя проверять
    безударную гласную корня глаголами, в которых
    есть суффикс ива-/-ыва-. В силу
    исторических причин во многих глаголах, где есть
    суффикс -ива-/-ыва-, придающий им значение
    несовершенного вида, безударное о
    чередуется с ударным а:
    проглотить – глотка, а не проглатывать;
    опоздавший – поздно, а не опаздывать;
    спросить – спрос, а не спрашивать.
    Подбирая проверку, надо правильно
    разделить слово на составляющие его морфемы и
    найти корень. При этом необходимо учитывать
    лексическое значение слов. Ведь бывают слова,
    которые звучат одинаково, а значение имеют
    разное и пишутся по-разному (они называются
    омофонами):
    примирять врагов (мир)примерять
    платье (мерить, мерка, примерка);
    поседеть от невзгод (седенький)
    посидеть на завалинке (сидя);
    поласкать котенка (ласка)
    полоскать белье (полощет);
    кратчайшее расстояние (краткость)
    кротчайшее создание (кроткий);

    посветить фонариком (свет) – посвятить
    жизнь (святость
    ).
    Трудности возникают и с паронимами
    (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») –
    словами, похожими по звучанию (но полностью в
    звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими),
    например: покорять и покарать (первое
    проверяется словом покорность, второе – кара).
    Или другая пара: обоняние
    «способность различать запахи» и обаяние
    «способность производить приятное впечатление,
    очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании
    слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние
    обо- – приставка, -ня- – корень,
    который мы находим в родственных словах снять,
    унять, принять, -ниj-
    – суффикс
    существительного, – окончание. В слове обаяние,
    которое происходит от глагола баяти
    «красиво говорить, заговаривать», о-
    приставка, -баj- – корень, –а– – глагольный
    суффикс, -ниj- – суффикс существительного,
    – окончание.
    Упражнение
    Вставьте пропущенные буквы, подобрав
    проверочные слова.

    Разв_вается флаг; разв_вается
    промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил
    склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять
    заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон;
    просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;
    вл_стелин; просл_влять; укр_титель;
    пок_рать;
    изм_рение; разув_рять; дост_жение цели;
    неисч_рпаемый запас;
    объед_няться; неприм_римые враги;
    увл_кательно; раздв_жная стенка;
    сож_ление; раск_ленный; благосл_влять;
    вообр_жение;
    прор_дить проросшую морковь; тр_стись
    от страха; разр_дить международную обстановку;
    тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.

    Непроверяемые гласные в корне
    Полногласные и неполногласные сочетания в корне

    В русском языке много слов, где гласные
    в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е.
    невозможно подобрать пример, в котором гласный
    стоял бы под ударением: сапог, топор, винегрет.
    В школьной практике подобные слова
    называются словарными. Их правописание
    опирается на традицию, а то, как их следует
    писать, мы узнаем из словарей. В этом случае
    «работает» традиционный принцип русской
    орфографии. И здесь остается только один путь –
    запоминание. Чаще всего не поддаются проверке
    заимствованные слова: архитектор, концепция,
    периферия, эскалатор.

    Большую группу в нашем языке
    составляют заимствования из старославянского
    языка. Среди них есть корни с так называемым
    неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им
    соответствуют исконно русские (древнерусские)
    полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-,
    -ело
    -/-оло
    -:
    град (старослав.) – город (русск.),
    здравие (старослав.) – здоровье (русск.);
    глас (старослав.) – голос (русск.),
    злато (старослав.) – золото (русск.);
    брег (старослав.) – берег (русск.),
    пред (старослав.) – перед (русск.);
    шлем (старослав.) – шелом,
    ошеломить (русск.), млеко (старослав.)
    – молоко (русск.).
    Такие сочетания не надо проверять
    ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
    В большинстве случаев сопоставление
    полногласных и неполногласных сочетаний не
    вызывает трудностей. Однако не все
    соответственные пары возможно восстановить в
    современном языке, например: в парах мороз –
    мраз, корова – крава
    второй вариант корня
    утрачен, он есть лишь в других славянских языках.
    Есть слово благо (старослав.), но слово с
    полногласием болого не сохранилось в
    современном литературном языке, есть лишь Бологое
    (имя собственное, название населенного пункта).
    Многие из слов, имеющих
    старославянское происхождение, стилистически
    окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др.
    – высокие. Они были принадлежностью книжной,
    торжественной и поэтической речи. Это связано с
    тем, что старославянский язык,
    литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был
    языком сакральным, т.е. на нем велось
    богослужение, именно на него с древнегреческого
    языка была переведена Библия. Другие слова со
    старославянскими корнями за долгую жизнь в
    русском языке утратили возвышенную окраску,
    обрели новое значение и употребляются как
    нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава:
    1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги,
    статьи.
    Упражнения
    1. Сравните пары слов. Какие из слов
    могут быть расценены как старославянизмы?

    Прах – порох, храм – хоромы, влачить –
    волочить, мрак – морок, переворот – превращение,
    молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить –
    заполонить, древесина – дерево, хранить –
    похоронить.
    Ответ: прах, храм, влачить, мрак,
    превращение, младший, кладезь, пленить,
    древесина, хранить.
    2. Что значит слово прах в
    приведенных текстах?

    а) Они схватились на конях;
    Взрывая к небу черный прах,
    Под ними борзы кони бьются.
    (А.Пушкин)
    б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах!
    Сомнений нет! (А.К.Толстой)
    Словарные значения: 1. высокое. Тело
    человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое.
    Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что
    недолговечно, ничтожно, малоценно.
    Ответ: а) 2; б) 1.
    Помогает правильно писать слова с
    непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia,
    из etymon «истина» и logos «понятие, учение») –
    наука о происхождении слов.
    Например, слово уважать происходит
    от увага «внимание, уважение», вага «вес».
    Проверочное слово в современном языке – важный.
    Можно привести параллели из других славянских
    языков.
    Сметана – «снятая часть скисшего
    молока» – происходит от сметать – «сгребать,
    собирать».
    Впечатление исторически восходит
    к слову печать. Это то, что впечаталось в
    память.
    Слово преодолеть родственно
    существительному доля: одолеть – значит о
    + долеть «делить», от доля – «часть,
    участь». Первоначально – «получить свою долю».
    Слово забастовка, появившееся в России в
    конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин
    карточной игры – отказ продолжать игру, имеет
    корень basta – «хватит».
    Порой люди создают ложные объяснения
    происхождения слов: пиджак – спинжак
    (надевается на спину), скопидом «человек,
    бережливый до скупости», – скупидом. Такие
    смешные и неправильные объяснения ученые
    называют «народной этимологией».
    Упражнения
    1. Вставьте безударные гласные:
    инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест,
    ор_гинальный, ун_в_рситет;
    ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель,
    ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;
    атр_бут, д_летант, абон_мент,
    прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;
    тр_диция, к_мпаньон, иде_логия,
    п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.
    2. Вставьте пропущенные буквы,
    определив происхождение слова
    :
    п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец
    (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить,
    п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник,
    соз_рцать, пр_стыня, б_лье.
    (Подсказки: петь, кислый/киснуть,
    мять, клев (клевать – задевать, задирать
    кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо»
    (околица), чин – «порядок», «должность, звание»,
    копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров,
    черный, пальма: паломники возвращались из
    святых мест с пальмовыми ветками; зеркало;
    простой: простыня – из простого полотна,
    белый).
    3. Какой ряд целиком состоит из слов, в
    которых пропущенные безударные гласные
    проверяются ударением?

    1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
    2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
    3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
    4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.
    Ответ: 3.
    4. Какой ряд целиком состоит из слов, в
    которых пропущенные безударные гласные не
    проверяются ударением?

    1) увл_кательный, оч_рование,
    обв_р_жительный;
    2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
    3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
    4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.
    Ответ: 2.

    Чередование гласных в корне

    Помимо корней с безударными гласными,
    проверяемыми ударением, и с теми, которые
    проверить нельзя, существуют корни с различными
    чередованиями гласных.
    Чередование гласных и/е в
    корне

  6. Kajigul Ответить

    Что такое безударные гласные, можно понять из смысла самого термина. Безударные гласные – это гласные без ударения.
    Гласные “а”, “о”, “и”, “е”, “я”, оставшись без ударения, то есть выделения голосом, слышатся неясно, искажаются (редуцируются). По этой причине возникают сомнения в написании безударных гласных в разных частях слов:
    1) в приставке
    прОбежать или прАбежать;
    Отставить или Атставить;
    2 в корне
    вОлна или вАлна;
    бОрОзда или бАрАзда;
    3) в суффиксе
    несговорчИвый или несговорчЕвый;
    ключИк или ключЕк;
    4) в окончании
    в устьЕ или в устьИ;
    в домашнЕм или в домашнИм.
    В русском языке существует не фонетический принцип написания слов, а морфемный, то есть морфема сохраняет единое написание, кроме случаев чередования гласных и согласных.
    Чтобы проверить написание безударных гласных, исходим из того, что без ударения пишется та же буква в любой части слова, что и под ударением.
    Безударные гласные проверяем ударением, подобрав проверочное слово с ударной гласной в этом же слоге.
    Приставки пишутся всегда единообразно с буквой “о” или “а”:
    под-толкнуть, от-бросить, воз-главить;
    над-строить, рас-писать.
    Хотя иногда можноь проверить написание приставки, подобрав слово с ударной приставкой:
    оттиснуть – Оттиск;
    надписать – нАдпись.
    Написание безударных гласных в корне слов помогут выяснить родственные слова или изменение формы слова:
    полоть – она пОлет сорняки;
    уважаемый – он увАжит;
    доброта – дОбрый.
    У многих слов безударные гласные в корне являются непроверяемыми ударением. Речь идет о словарных словах, написание которых запоминаем:
    топор, болото, галерея, берег.
    Безударные гласные в суффиксах пишем согласно правилам о написании суффиксов разных частей речи.
    Так, например, не существует суффиксов -лев- и -чев- у прилагательных. Эти безударные суффиксы пишутся всегда с буквой “и”:
    довЕрчивый ребенок;
    насмЕшливый взгляд.

  7. Dajin Ответить

    В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый – дешевле; жёрдочка – жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка – чело; бечёвка – бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву “о”.

    Прочие сочетания

    Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) – град (ст. слав.); здоровье (русск.) – здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) – младое (ст. слав.); золото (рус.) – злато (ст. слав.); берег (рус.) – брег (ст. слав.); дерево (рус.) – древо (ст. слав.); шлем (рус.) – шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) – млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова – крава; мороз – мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое – наименовании населённого пункта. Исходным словом является “благо”.

    Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава – руководитель города, делегации и прочего, и глава – часть издания, книги, статьи.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *