Что такое экспрессивный повтор в русском языке?

4 ответов на вопрос “Что такое экспрессивный повтор в русском языке?”

  1. eye_of_dark Ответить

    Тропы
    Троп
    – слово или оборот речи, употреблённые в
    переносном значении (греч. tropos –
    поворот). В тропе функция образной характеристики преобладает над функцией
    номинации (названия).
    Эпитет – определение (прилагательное),
    придающее речи образность, эмоциональность: чистое
    поле; золотые тучи солнца; янтарный мёд; алмазная роса; печальная
    звезда; жуткий скрежет.
    Метафора – уподобление по сходству,
    скрытое сравнение (т.е. не выраженное специальными грамматическими средствами):
    наш командир – орёл; был пешкой в политической игре; металл в голосе; стрелять
    глазами; дождь барабанит в окно.
    Распространённый
    структурный тип метафоры – генетическая
    метафора
    (существительное в переносном значении управляет родительным
    падежом – генетивом): бриллианты
    росы; серебро седины; море огней; лента дороги.
    Сравнение – грамматически
    оформленное сопоставление с другим предметом или явлением:
    1) обороты со сравнительными союзами
    как, словно, точно, будто и др., предлогом подобно, прилагательным подобный и т.п.: Ты ведёшь себя как осёл; Он действовал чётко и точно, словно робот; Капли росы блестят подобно бриллиантам; Прилив поднимает
    волны, подобные горам;
    2) сравнительная степень
    прилагательного или наречия обычно в сочетании с формой родительного падежа
    существительного: «Гарун бежал быстрее
    лани» (М.Лермонтов);
    3) форма творительного падежа
    существительного (так называемый творительный сравнения): Заботы пчёлами кружились вокруг; Тропинка
    извивалась змеёй.
    Метонимия – перенос названия одного
    предмета на другой, смежный: читать Пушкина;
    город отмечает юбилей; съел целую тарелку.
    Синекдоха – перенос по
    количественному соотношению, употребление единственно числа вместо
    множественного и наоборот: Карась
    здесь не водится; «И слышно было до рассвета, как ликовал француз» (М.Лермонтов); «Мы все глядим в Наполеоны» (А.Пушкин).
    Олицетворение – уподобление живому
    существу: Море смеётся; Судьба играет человеком; «И звезда с звездою говорит» (М.Лермонтов).
    Аллегория – иносказание, передача
    отвлеченного понятия через конкретный образ: Не должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность;
    и люди – носители этих качеств); «Орлам
    случается и ниже кур спускаться; но курам никогда до облак не подняться!»
    (И.Крылов).
    Ирония – переименование по
    контрасту, подразумевающее противоположное сказанному: Ну и помог ты мне; Вот так счастье – иметь по соседству постоянно
    лающую собаку; «Отколе, умная,
    бредешь ты, голова?» (И.Крылов).
    Гипербола – преувеличение: тысячу раз тебе говорил; сто лет с ним не виделись; напугал до смерти.
    Литота – преуменьшение: в двух шагах отсюда; лошадь величиной с кошку.
    Перифраза (или перифраз) – замена
    названия предмета описательным образом: страна
    фараонов (о Египте); царица ночи
    (о луне); Грозно зарычал царь зверей;
    Из чащи на опушку вышел лесной великан
    – лось.
    Фигуры
    речи

    Фигуры
    речи
    (стилистические фигуры,
    риторические фигуры) – особые синтаксические построения, усиливающие
    образно-выразительную функцию речи.
    Оксюморон
    – соединение несоединимых понятий: Живой
    труп (Л.Толстой); Это было весьма красноречивое
    молчание.
    Антитеза
    – противопоставление: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» (М.Лермонтов); «Неблаговидные дела под благовидным
    предлогом» (из газеты).
    Параллелизм
    – сходное построение предложений, самостоятельных или в составе сложного
    предложения (часто – с использованием антитезы): «Что ищет он в краю далёком?
    Что кинул он в краю родном?» (М.Лермонтов); «Добро радуется чужому счастью, зло
    – чужому страданию» (В.Дудинцев). Синтаксический параллелизм обычно сочетается
    с лексическим поворотом. Пример параллелизма без лексического повтора: «Утихает
    светлый ветер, наступает серый вечер» (А.Блок).
    Экспрессивный повтор – стилистически оправленный повтор слов в пределах одного
    или нескольких предложений: «Это большой
    труд и большая удача – найти друга…»
    (И.Бестужев-Лада).
    Основные
    позиционные типы повторов:
    Анафора – повтор в начале
    предложений или их частей: «Клянусь я
    первым днём творенья, клянусь его
    последним днём, клянусь позором
    преступления и вечной правды торжеством.. Клянусь
    паденья горькой мукой, победы краткою мечтой; клянусь свиданием с тобой и вновь грозящею разлукой» (М.Лермонтов)
    Эпифора – повтор в конце предложений
    или их частей: «Мне бы хотелось знать, почему я титулярный советник? Отчего именно титулярный советник?» (Н.Гоголь); Я всегда это знала, и ты тоже знал, мы
    оба это знали!
    Симплока – повтор срединой части
    предложения: «Строем клянусь и
    полком! Боем клянусь и штыком!»
    (Е.Благинина).
    Кольцо, обрамление – повтор в начале
    и в конце высказывания: Счастья тебе
    желаю, огромного, настоящего! От всей души – счастья!
    Стык, подхват – повтор, связывающий
    концовку первой и начало второй фраз или их частей: «Придёт оно, большое, как глоток, глоток воды во время зноя летнего» «Р.Рождественский»
    Хиазм [от греч. Буквы Х «хи»,
    символизирующей пересечение] – перестановка двух повторяющихся компонентов: «Стихи отводят от портрета, портрет отводит
    от стихов» (А.Пушкин).
    Градация – нарастание или убывание.
    Восходящая градация: Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю.
    Нисходящая градация: Не обошлось без переломов рук и ног,
    сотрясения мозга, ушибов.
    Период
    многочленное сложное предложение, гармоничное по синтаксической структуре и
    образующее две интонационно противопоставленные части (первая характеризуется
    повышением тона, вторая – понижением): «Кто бродил ночью по роднику и видел,
    как, преображённые лунным светом, хорошеют трогательные шахтёрские хаты, кто
    видел степь по луной, серебристую и оживлённую, с шумными приливами и отливами сизых
    ковыльных волн, кто жадно вдыхал горячие запахи ночи – словом, кто любил, и
    страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет!»
    (Б.Горбатов).
    Эллипсис
    – пропуск сказуемого, придающий речи динамизм: «Татьяна в лес, медведь за нею»
    «А.Пушкин»; «Чтобы с каждого окна – флаги! С каждой крыши – фейерверк! Из-за
    каждого угла – цветы!» (К.Федин).
    Инверсия
    – стилистически значимое изменение обычного порядка слов: «На море синее
    вечерний пал туман» (А.Пушкин); «Судьбы вершился приговор!» (М.Лермонтов).
    Назад


    На главную

  2. оТкРоЙ гЛаЗкИ я Не В тВоЕй СкАзКе Ответить

    Конспект урока «Повторы»
    РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА
    учитель русского языка и литературы
    школы №1 ЕМР
    ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ РЕЧИ

    УРОК 4

    ТЕМА: «ПОВТОР КАК ОДНО ИЗ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА»
    План урока:
    Вступление
    Основная часть
    а) звуковой повтор;
    б) анафора;
    в) эпифора;
    г) параллелизм;
    д) подхват;
    е) лексический и экспрессивный повтор
    3. Заключение
    На предыдущих уроках мы рассмотрели самые распространённые тропы и фигуры. На данном уроке подробнее остановимся на различных видах повтора как одного из выразительных средств языка.
    Повтор – повторение слов, выражений, композиционных элементов в художественном тексте. К повторам относятся: анафора, подхват, рефрен, синтаксический параллелизм, эпифора, эпистрофа, звуковые повторы.
    Звуковой повтор – повторение одинаковых, сходных звуковых сочетаний в художественной речи.
    Аллитерация (от лат. ad — к, при + litera —буква). Повторение одина­ковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием, применяемый для создания определённого образа.
    Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (Пуш­кин).
    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом
    (Ф.Тютчев)
    Ассонанс – а) неточная, неполная рифма, основанная на совпадении либо ударных гласных, либо слогов, на которые падает ударение, либо комплексов согласных, смежных с одинаковыми гласными;
    б) концентрированное повторение гласных звуков:
    У наших ушки на макушке,
    Чуть утро осветило пушки
    И леса синие верхушки –
    Французы тут как тут.
    (М.Лермонтов)
    Анафора (греч. anaphora — вынесение вверх). Стилистическая фигу­ра, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в на­чале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).
    Клянусь я первым днем творенья,
    Клянусь его последним днем,
    Клянусь позором преступленья
    И вечной правды торжеством…
    (М.Ю. Лермонтов)
    Единый зачин делает речь экспрессивной, выразитель­но подчеркивая основную мысли текста.  Различают различные виды анафоры.
    Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний зву­ков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин)
    Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов…. Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов)
    Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин)
    Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же син­таксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (А.С. Пушкин)
    Эпифора (греч. epiphora из epi — после + phoros — несущий). Стили­стическая фигура, противоположная анафоре (см.), заключающа­яся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого па­раллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно ти­тулярный советник? (Гоголь).
    Милый друг, и в этом тихом доме
    Лихорадка бьёт меня.
    Не найти мне места в тихом доме
    Возле мирного огня!
    (Блок)
    Параллелизм (греч. «parallelos» — идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксиче­ское построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный парал­лелизм обычно сопровождается тематическим, содержа­тельным. Сходство в построении предложений раскрыва­ет живую связь образов:
    Жизнь без тревог — прекрасный светлый день,
    Тревожная — весны младые грезы.
    Там — солнца луч и в зной оливы сень,
    А здесь — и гром, и, молния, и слезы…
    (А.А. Фет)
    Параллелизм имеет разнообразные формы.
    Когда умирают кони – дышат,
    Когда умирают травы – сохнут,
    Когда умирают солнца – гаснут,
    Когда умирают люди – поют песни.
    (В.Хлебников)
    Разновид­ностями его являются, в частности, единоначатие (ана­фора) и концовка (эпифора).
    Подхват — фигура, которая заключается в подчеркну­том повторении конца стиха в начале следующего стиха:
    Придет оно, большое, как глоток, —
    Глоток воды во время зноя летнего.
    (Р.И. Рождественский)
    Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры.
    Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова. Как правило,  повторяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание читателя.
    Не напрасно дули ветры,
    Не напрасно шла гроза.
    (С.Есенин)
    В те времена алчущий читатель искал книгу – теперь алчущая книга гоняется за читателем. Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. (Д.Лихачёв)
    Экспрессивный (эмоциональный повтор) – повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя.
    – Скорей, скорей, – кричали мальчики, подгоняя друг друга… (А.Гайдар)
    Выполнение задания В-8 потребует очень внимательного прочтения текста и осмысления его изобразительно-выразительных особенностей. Для правильного выполнения этого задания нужно разбираться в разнообразии средств выразительности речи, хорошо знать основную терминологию и особенности стилей и типов речи.
    Готовясь к экзамену, почаще заглядывай в глоссарий, выполняй упражнения и тестовые задания. Желаю удачи!

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *